На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Взаимосвязь интеллекта и личности

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 07.06.13. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Волжский политехнический институт
(филиал)
федерального  Государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный технический университет»
(ВПИ  (филиал) ВолгГТУ) 

Факультет  «Автомеханический»  _
Кафедра  «Социально-гуманитарных дисциплин»   
 
 
 
 
 

Семестровая работа по психологии профессиональной деятельности
Тема: Взаимосвязь интеллекта и личности. 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                  Выполнил: студент
                                                                                                       группы ВМ-436
                                                                                                            Румянцев Е.И.
                                                                                                       Проверил: к.п.н.,
доц. Сидорова С.Н.  
 
 
 
 

Волжский 2011
Содержание:
    Введение          3   стр.
    Интеллект и способности      4   стр.
    Интеллект         7   стр.
    Инфраструктура интеллекта      7   стр.
    Нарушения интеллекта       7 стр.
    Оценка интеллекта       7   стр.
    Диагностика        10 стр.
    Обследование        11 стр.
    Влияние нарушения интеллекта на личность   11 стр.
    Заключение         17 стр.
    Список литературы       18 стр.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Интеллект (от латинского - Intellectus) в широком смысле - это совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения; в более же узком смысле - это мышление. Интеллект является основной формой познания действительности. Существует три разновидности в понимании функции интеллекта: 1) способность к обучению, 2) оперирование символами, 3) способность к активному овладению закономерностями окружающей нас действительности.
Термин интеллект  часто применяется для того, чтобы  подчеркнуть специфику человеческой психологической деятельности. При  этом не следует упускать из виду, что  способности иметь дело с абстрактными символами и отношениями только одна сторона интеллекта; не менее  важна и такая сторона как  конкретность мышления. Нередко интеллект  трактуют, как возможность приспосабливаться  к новым ситуациям, используя  ранее приобретенный опыт. В данном случае интеллект фактически отождествляется  со способностью к учению. Однако нельзя не учитывать то, что интеллект  заключает в себе продуктивное начало. Самое существенное для человеческого  интеллекта состоит в том, что  он позволяет отражать закономерные связи и отношения предметов  и явлений окружающего мира, тем  самым дает возможность творчески  преобразовывать действительность.
Современная наука  уже многое знает о сущности человеческого  интеллекта. Наиболее общая природа  интеллекта как способности отображения  мира в понятиях, законы мышления, связь  интеллекта с языком раскрыты и объяснены  весьма основательно. Однако остаются и более глубокие уровни неисчерпаемой  сущности человеческого интеллекта, к изучению которых современная  наука еще только приближается. К  ним следует отнести в первую очередь те глубинные уровни человеческого  интеллекта, которые закладываются  в бесконечной предыстории интеллекта и скрыто «работают» в деятельности интеллекта, обеспечивая его способность  адекватно познавать мир.
 

Интеллект и  способности
Интеллект как  познавательная деятельность человека включает в себя уже приобретенный  опыт (знания) и способность к  дальнейшему его приобретению и  применению на практике. Интеллект  обобщает все познавательные процессы: мышление, внимание, память и, не являясь  самостоятельной функцией или тем  более ограниченным от других психическим  процессом, не может рассматриваться  с должной полнотой.
Вместе с тем  значение интеллекта особо велико именно для медицинской психологии. В  патологии встречаются такие  случаи, когда налицо относительная  сохранность ассоциативного процесса, сравнительно не нарушенная способности  к суждениям, выводам, а познавательные возможности человека все-таки резко  снижены. В одних случаях это  может быть связано с нарушениями  памяти, внимания, в других - с уменьшением  первоначального объема знаний, навыков, неспособностью пополнять свой опыт, приобретать новые сведения.
Уровень познания окружающего при этом несомненно понижается, однако снижение не сопровождается столь же выраженными изменениями мыслительного процесса как такового. Так, при резко выраженной гипертермии существенных расстройств интеллекта может и не быть, однако нарушение формального мышления почти обязательно. Наоборот, при снижении интеллекта из-за сотрясения головного мозга мышление совершается с соблюдением законов логики, без значительных отклонений в смысле темпа и целенаправленности. Поэтому выделение интеллекта для патопсихологии является не только полезным, но и необходимым хотя бы с точки зрения возможности более пристального и подробного изучения нарушений психической деятельности соответствующих больных.
Объединение в  понятии интеллекта категорий, связанных  с познавательным процессом, соответственно предполагает изучение каждой из этих категорий в отдельности. Кроме  того, должны быть рассмотрены и  некоторые иные слагаемые, из которых  составляется личность человека.
Формулировка  интеллекта включает в себя прежде всего опыт и знания человека. Обе эти категории не могут рассматриваться без учета его способностей и одаренности.
Способности - такие  индивидуальные свойства человека, которые  помогают ему быстрее и легче  овладеть знаниями, приобретать те или иные навыки и умения. Способности - психические явления, рассматриваемые  более широко, чем интеллект. При  этом подразумевается, что способности  бывают всегда к какой-то определенной деятельности: к познанию и применению его на практике, музыке, технике и т.д. Потому и говорят о способностях не только интеллектуальных, но и музыкальных, художественных, технических.
Способности должны учитываться врачом при проведении им врачебной экспертизы. Но особое значение для медицинской психологии имеют именно интеллектуальные способности. Поэтому хотя в учебниках общей  психологии способности разбираются  в особой главе, включаемой в раздел о личности и располагаемой наряду с главами о направленности, темпераменте и характере, мы рассматриваем способности  вместе с интеллектом. При этом нельзя забывать, что если направленность и темперамент являются достаточно самостоятельными подструктурами личности, то способности, как и характер, включая  в себя черты и направленности личности и характера, являются общими свойствами личности.
Авторы, стоящие  на идеалистических или биологизаторских позициях, утверждают, что интеллект, как и другие способности индивидуума, передаются по наследству в неизмененном виде. Выше уровня, определенного наследственностью, способности якобы подняться  не могут. Отсюда делается практический вывод: достаточно замерить тестами  уровень интеллекта и сравнить его  с нормой для данного возраста, чтобы установить интеллектуальный коэффициент. Если он не совпадает со статистическими выведенными данными, считают, что ребенок является умственно  неполноценным и ему следует  учиться в специальной вспомогательной  школе для умственно отсталых детей.
Интеллект, как  и другие способности человека, не есть некая постоянная величина. Развитие способностей (на основании определенных биологических предпосылок-задатков) происходит в течение всей жизни, особенно интенсивно в детстве и  юности. Следовательно, разовьются ли имеющиеся у человека задатки, зависит  от условий его жизни, воспитания и обучения. В развитии биологических  предпосылок ведущая роль принадлежит  именно той деятельности, которая  опирается на них. И чем раньше это будет сделано, тем эффективнее  будут результаты развития. Задатки  долгое время могут быть либо не развитыми, не превращенными в способности, либо не использованными во всей широте до определенного времени. Так было с СТ. Аксаковым, И.А. Гончаровым: оба  писателя проявили незаурядное литературное дарование лишь на 40-50-летнем возрасте.
Определяя одаренность, имеют в виду сочетание различных  способностей человека. Но, кроме способностей, одаренность - свойство не врожденное.
Важнейшим свойством  и вместе с тем условием, интеллектуальной деятельности является умственная работоспособность. Характерно, что большинство талантливых  и гениальных людей обладали большой  работоспособностью. Являясь показателем силы нервной системы, работоспособность тем не менее не может быть развита в течение жизни и деятельности человека.
Таким образом, способности, одаренность и умственная работоспособность обязательно  должны быть рассмотрены и учтены при решении вопроса об объеме знаний и опыта.
Весьма важную и существенную роль играет память. Богатые запасы памяти - важная предпосылка  интеллектуального развития. Однако память опять-таки не главное в интеллекте. Ч. Дарвин, например, исключительно  высокие интеллектуальные способности, которого не подлежат сомнению, откровенно признавался, что обладал чрезвычайно  слабой памятью.
Наши знания приобретаются в процессе обучения и практической деятельности. Большой  запас знаний, так называемая эрудиция - важнейшее свойство интеллекта. Несмотря на это, нельзя оценить ум человека, овладевшего значительным количеством  знаний, как большой и высокий, ибо и эрудиция не определяет всего  интеллекта. Можно иметь диплом об окончании высшего образовательного учреждения и тем не менее не обладать развитым интеллектом. И наоборот, человек со сравнительно небольшим запасом знаний только лишь на основании одного этого не может считаться интеллектуально отсталым. Способность к суждению, применению имеющегося комплекса знаний и опыта может быть у него на высоком уровне, что при соответствующих условиях и проявляется в виде замечательных трудовых успехов.
Немаловажны и  внимание, волевые качества человека, способности к восприятию, особенности  эмоциональной сферы применительно  к понятию интеллекта. Однако так  же, как и память, эти психические  функции представляют собой лишь его предпосылки, которыми обусловлено  развитие интеллекта. Специально следует  отметить роль мышления, точность понятий, которыми оно оперирует, тонкий анализ и точный синтез, их адекватность ситуации, обстановке. Наконец верность суждений и умозаключений обязательны для высокоразвитого интеллекта, являясь вместе с тем его необходимыми условиями и предпосылками.
Таким образом, интеллект - весьма сложное психическое  явление, включающее в свою структуру ряд элементов. Развитие интеллекта нельзя рассматривать в отрыве от социальной среды, которая обязательно принимается во внимание при квалификации его глубины и широты в течение дальнейшей жизни. Оба эти качества не могут служить критерием при оценке интеллекта, как нельзя, посмотрев на термометр сегодня, сказать, какая температура воздуха будет завтра.
Интеллект
Инфраструктура  интеллекта
Нарушения интеллекта
Интеллект обычно определяют как способность воспринимать абстрактные понятия, устанавливать их взаимосвязь, судить о них. Эта чрезвычайно сложная психическая функция включает множество компонентов - опыт, память, способность к учению, внимание, понимание, суждение, абстрактное и ассоциативное мышление, речь, математические способности, ориентацию и восприятие.
Умственная отсталость - это не прогрессирующее снижение интеллекта, обусловленное врожденной патологией либо нарушениями развития в раннем детстве и проявляющееся не менее чем в двух сферах адаптивного поведения. Всего выделяют 10 таких сфер: общение, самообслуживание, бытовые навыки, социальная активность, досуг, забота о своем здоровье и безопасности, самостоятельность поведения, академическая успеваемость, поведение в коллективе, трудовая деятельность. Таким образом, оценка интеллекта возможна лишь в контексте поведения человека в привычном кругу, в домашних условиях, в коллективе.
Под деменцией  понимают утрату ранее приобретенных  интеллектуальных способностей. Она  может возникать в любом возрасте и в последующем прогрессировать  либо оставаться на прежнем уровне. О наличии или отсутствии деменции можно судить лишь в том случае, если у больного нет острых нарушений  сознания, а также некоторых психических  расстройств.
Оценка интеллекта.
Врачу в его  практической работе обязательно придется иметь дело с больными, у которых  имеется недостаточность интеллекта. Она может быть либо врожденной (малоумие разной степени), либо приобретенной (слабоумие частичное, полное) в результате различных заболеваний. Наиболее глубокие поражения интеллекта наблюдаются в неврологической и психиатрической клиниках, где изучению этой психической функции уделяется особое внимание.
Однако легкие формы патологии интеллекта, что  может проявиться в некотором  понижении памяти, нестойкости внимания, уменьшений его объема, в ослаблении сообразительности и пр., возможны при ряде соматических заболеваний.
Умение своевременно выявить ту или иную степень слабоумия  может оказать большую пользу и при собирании анамнеза, жалоб, во время осмотра больного, на протяжении курса лечения.
Следует установить прежде всего соответствие имеющегося у больного запаса знаний и образования, соответствие жизненного опыта возрасту, характеру трудовой деятельности. Для этого больному предлагают вопросы, которые обязательно должны быть соотнесены с образованием и вообще предполагаемым уровнем развития интеллекта. Если врач не учтет этого, дальнейший контакт с больным может быть нарушен. Особенно это касается тех случаев, когда у больного с высшим образованием врач станет спрашивать элементарные сведения или если при отсутствии у человека достаточной подготовки ему будут предложены слишком сложные вопросы.
В дальнейшем в  соответствии с имеющимся умственным багажом применяют тесты для  проверки возможностей синтеза и  анализа. В зависимости от степени  понижения интеллекта можно затем  предложить больному решить несколько  более или менее сложных задач, а также спросить, как он понимает переносный смысл пословиц, поговорок. Иногда исследуемому предлагают подобрать к некоторым словам синонимы или привести пример омонимов, дать определение двум-трем понятиям.
При изучении интеллекта пожилого человека необходимо помнить, что согласно исследованиям, проведенным  в последние годы, установлено  менее разрушительное влияние старения на интеллектуальные способности более  одаренных людей.
При изучении степени  снижения интеллекта полезно использовать специальные таблицы для экспериментально-психологических  исследований, в которых даны готовые  тесты на синтез и анализ, осмысливание и сообразительность, имеется перечень пословиц и метафор, слов-синонимов  и т.п. Результаты изучения интеллекта сопоставляют с данными исследования остальных психических функций. Только после этого можно сделать  окончательный вывод о психическом  состоянии больного и тех практических мероприятиях, которые целесообразны  при общении с ним.
Для количественной оценки интеллекта и психического развития предложены различные тесты. Наибольшее распространение получили: А. Векслеровская шкала интеллекта для взрослых (переработанная) позволяет определить IQ для вербальных и невербальных навыков и общий IQ; она предназначена для лиц старше 16 лет.
Б. Векслеровская шкала интеллекта для детей (переработанная) также позволяет оценить вербальные и невербальные навыки и общий интеллект, но предназначена для тестирования детей в возрасте 6-16 лет. Различие между IQ для вербальных и невербальных навыков может указывать на расстройства восприятия.
В. Тест Станфорд-Бине (4-я редакция) предназначен для детей старше 2 лет и позволяет определить «умственный возраст» и IQ. Поскольку тест включает в основном вербальные задания, он не годится, если у ребенка имеются специфические коммуникативные расстройства (например, аутизм, дислексия) или недоразвитие (в силу внешних факторов) вербальных функций.
Г. Денверский тест II позволяет оценить четыре стороны поведения: общие двигательные навыки, тонкие движения, речь и личностно-социальные навыки. С его помощью можно быстро определить психомоторное развитие детей дошкольного возраста. IQ при этом не определяют.
Д. Шкала раннего  речевого развития и шкала слухоречевого  развития предназначены для массовых обследований моторной и сенсорной  речи у детей до 3 лет.
Е. Умственная отсталость может быть легкой, умеренной или  тяжелой.
1. При легкой  умственной отсталости способность  к обучению сохранена, IQ составляет 55-70. К этой категории относятся  приблизительно 75% всех умственно  отсталых лиц. Их развитие обычно  не превышает уровень третьего-четвертого  класса школы, однако в зрелом  возрасте они при определенной  опеке способны к самостоятельной  жизни.
2. При умеренной  умственной отсталости возможна  некоторая тренировка навыков, IQ составляет 45-55. Большинство лиц,  принадлежащих к этой категории,  способны приобретать навыки  самообслуживания, однако они никогда  не достигают сколько-нибудь существенных  успехов в образовании. Они  могут жить в семье и работать  в специальных мастерских. Одиноким  же требуется постоянный уход  в условиях интерната. Эта группа  включает примерно 20% всех умственно  отсталых лиц.
3. При тяжелой  (IQ - 25-45) и крайне тяжелой (глубокой) (IQ ниже 25) умственной отсталости больные полностью зависимы от окружающих. Некоторые из них прикованы к постели, и все попытки их социализации остаются безуспешными. Эта группа включает не более 5% всех умственно отсталых лиц.
4. Данная классификация  применяется уже много лет  и во многих ситуациях оказывалась  весьма полезной. Однако в последние  годы была предложена другая  классификация, в соответствии  с которой умственную отсталость  делят на две степени: легкую (IQ - 50-70) и тяжелую (IQ ниже 50).
Ж. Недостатки и  ограничения тестов на интеллект. Оценка интеллекта методом тестирования обладает многими серьезными недостатками. Результаты тестов часто плохо воспроизводимы, особенно у детей. В тестах не учитываются  особенности культурного и социального  окружения, образовательный уровень, наличие или отсутствие заинтересованности и мотивации. Кроме того, при некоторых  психических заболеваниях (особенно при депрессии и шизофрении) тесты  дают заниженную величину IQ. Остается неясным, связано ли это со снижением  интеллекта или с недостаточной  мотивацией. В то же время психологическое  тестирование в настоящее время  является единственным научным методом  оценки интеллекта, и при четком понимании всех ограничений имеющихся  тестов они могут быть использованы для обследования и динамического  наблюдения больных с интеллектуальными  расстройствами.
Диагностика
Анамнез.
Важно выяснить историю возникновения и развития интеллектуальных расстройств.
1. У детей  необходимо прежде всего разграничить умственную отсталость и деменцию, так как от этого зависит дальнейшее обследование.
2. Точное описание  нарушений может помочь в определении  локализации очага поражения  в коре головного мозга (в  лобных, теменных, височных или затылочных  долях).
3. Течение заболевания.  Следует определить, прогрессирует  ли нарушение интеллекта ступенчато (как при повторных инсультах)  или постепенно (как при дегенеративных  заболеваниях мозга).
4. Перенесенные  заболевания:
а. Внутримозговое кровоизлияние позволяет предположить гидроцефалию.
б. Операции на желудке могут приводить к дефициту витамина B12.
в. Заболевания  щитовидной железы.
5. Применение  лекарственных средств или токсических  веществ (например, бромсодержащих препаратов).
6. Неврологические  или психические заболевания  в семейном анамнезе.
7. При обследовании  детей важно выяснить, как протекали  беременность, роды и послеродовой  период.
Обследование
1. Цель общего  обследования - выявить соматические заболевания и состояния, которые могут сопровождаться нарушениями интеллекта: уремию, печеночную недостаточность, анемию, артериальную гипертонию, злокачественные новообразования.
2. У детей  диагноз иногда бывает очевиден уже при первом осмотре (например, при синдроме Дауна).
3. Исследование  психического статуса позволяет  определить характер и степень  нарушений интеллекта. Необходимо оценить внимание, ориентировку, реактивность, речь, понимание, память, способность называть предметы, повторение, чтение, письмо, счет, способность различать правую и левую сторону, праксис, уровень психомоторного развития (у детей).
4. Неврологическое  исследование позволяет выявить  симптомы очагового поражения  мозга, в том числе гемипарезы, нарушения чувствительности, гемианопсию,  поражения черепных нервов.
5. У детей  особое внимание уделяют размерам  головы и скорости ее роста.
6. У детей  в возрасте до 18 мес проводят диафаноскопию головы для выявления патологических скоплений жидкости (субдурального выпота, порэнцефалических кист, выраженной гидроцефалии и т. д.).
Влияние нарушения  интеллекта на личность
Среди черт личности важнейшей является воля, проявляющаяся  в сознательных и целенаправленных действиях. Даже самое элементарное действие имеет достаточно сложную  структуру. Человек должен весьма четко  представлять себе цель действия, возможные  препятствия на пути к ее достижению и способы их преодоления. Кроме  того, что не менее важно, он должен стремиться к достижению той или  иной цели.
Слабость обобщений или конкретность мышления - специфическая черта умственно отсталых. В связи с этой особенностью дети с трудом и сравнительно поздно начинают разбираться в понятиях морали. Их представления о том, что хорошо и что плохо, в младшем школьном возрасте носят весьма поверхностный характер. Они узнают правила морали из книг, от учителей, воспитателей, родителей, но далеко не всегда оказываются в состоянии действовать в соответствии с этими нормами, либо воспользоваться ими в непривычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях.
Рассматриваемая особенность мышления этих детей  в меньшей степени сказывается  в процессе формирования сравнительно элементарных нравственных понятий  и соответствующих им поступков. Так, например, дети относительно легко  усваивают элементарные нормы общежития. Раньше всего они овладевают умением  вежливо обратиться к учителю, сверстникам, приветствовать учителя и т. п. С  большим трудом им дается овладение  умением давать правильную моральную  оценку своего или чужого поступка, устанавливать связь между внешней  стороной поведения и его побудительными мотивами и т п.
Людям с нарушенным интеллектом присуща непоследовательность мышления. Оно может выражаться в  прекращении выполнения порученного  личности дела. И происходит это  не всегда от нежелания или безответственности, а от беспрерывно колеблющегося  тонуса его психической активности в связи с анализам особенностей высшей нервной деятельности.
Не критичность мышления приводит к тому, что люди с нарушенным интеллектом довольно часто совершенно необоснованно не сомневаются в правильности своих только что возникших предположений. Они даже не предполагают, что их суждения и действия могут быть ошибочными. Эта особенность мышления порождает некритическое восприятие любых указаний и советов окружающих. Поэтому и случается, что такие личности относительно легко могут поддаваться дурным влияниям и часто совершают неправильные поступки.
Недоразвитие  или неправильное развитие нравственной сферы, обусловленное названными выше особенностями познавательных процессов, частое, но не обязательное вторичное  осложнение умственной отсталости. Напряженный  и вдумчивый труд учителей и воспитателей вспомогательных школ обеспечивает адекватное развитие личности умственно  отсталых учащихся на основе предупреждения или преодоления этих осложнений.
Эмоционально-волевая  сфера. Среди черт личности важнейшей  является воля, проявляющаяся в сознательных и целенаправленных действиях. Даже самое элементарное действие имеет  достаточно сложную структуру. Человек  должен весьма четко представлять себе цель действия, возможные препятствия  на пути к ее достижению и способы  их преодоления. Кроме того, что не менее важно, он должен стремиться к  достижению той или иной цели.
Названные трудности  обусловлены слабостью воли умственно  отсталых. В основе этого явления лежат два основных фактора: слабое осознание целей и отсутствие необходимых побуждений к их достижению. Отсюда следует, что смысл индивидуального подхода в процессе формирования у умственно отсталых эмоционально волевой сферы состоит не только в правильной, четкой постановке целей и доведении их до сознания человека, но и в формировании побуждения. Говоря о слабости воли, следует сказать, что она проявляется далеко не всегда и не во всем. Как правило, умственно отсталые обнаруживают достаточно большую настойчивость и умение добиться цели, если речь идет об удовлетворении относительно элементарных потребностей.
Сложность формирования воли у людей с нарушенным интеллектом  во многом обусловлена особенностями  воспитания их нравственных чувств. На пути к достижению этой цели перед  учителями и воспитателями вспомогательных  школ встает много трудностей, вызванных  незрелостью личности умственно  отсталых, которая в первую очередь  связана с характером развития их потребностей и интеллекта. Указанная  незрелость личности проявляется в  особенностях их эмоциональной сферы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.