На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Возникновение и развитие классической социологии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 07.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Возникновение и развитие классической социологии.
 
Историю социологии принято начинать с момента введения в научный  оборот самого понятия “социология”. Поэтому всё, что происходило  до О.Конта, считается предысториейсоциологии. Это очень длительный период в развитии обществознания. К началу ХIХ в. был накоплен богатый опыт в изучении общества, который привёл к осознанию необходимости создать отдельную и самостоятельную науку об обществе.
Первый шаг в создании новой  науки об обществе сделал О.Конт (1798–1857). Историческая и научная роль О.Конта состоит прежде всего в том, что проблему изучения общества он поставил в рамки отдельной науки, которую и назвал социологией. Именно это стремление поставить учение об обществе на научную основу и явилась тем отправным фактом, который привёл к формированию и развитию социологии. Однако О.Конт не смог достаточно чётко определить предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития.
Период с 30-х гг. ХIХ  в. до начала ХХ в. принято называть классическим этапом в развитии социологии – это время теоретического развития социологии, формирования её исходных методологических принципов, разработки категорий, необходимых для описания и объяснения социальных явлений и процессов.
О.Конта можно рассматривать  как одного из представителей эволюционно-органического направления в социологии. Социальная эволюция в школах органического направления рассматривается как продолжение или составная часть биологической эволюции.
Взгляды Конта развивал английский философ и социологи Герберт Спенсер (1820–1903). Концепция Г.Спенсера основана на идеях эволюционизма. Основной закон социального развития по Спенсеру – закон выживания наиболее приспособленных индивидов. Функции естественного  отбора выполняет экономическая конкуренция. Всякое вмешательство в естественный ход событий, по мнению Спенсера, приводит к биологическому вырождению, поощрению худших за счёт лучших. Государство не должно вмешиваться в процесс естественного отбора, а от наименее приспособленных индивидов полезно избавляться. Такая позиция получила название  “социального дарвинизма”.
Г.Спенсер уделил значительное внимание обоснованию самой возможности  социологии как науки. Социология, по Спенсеру, возможна уже потому, что  общество – часть природы и  подчиняется закону “естественной  причинности”. Задача социологии, по Спенсеру, – изучение массовых типичных явлений, социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции, процессов, совершающихся независимо от воли отдельных личностей, их индивидуальных свойств и субъективных намерений. Этим социология отличается от истории, которую интересуют конкретные факты.
В центре социологической концепции  Г.Спенсера – теория социальных институтов. Из контекста его работ следует, что социальные институты – это механизмы самоорганизации совместной жизни людей.
Огромное влияние на обществоведение  ХIХ и ХХ вв. оказал марксизм. Его основоположниками были К.Маркс (1818–1883) и Ф.Энгельс (1820–1895).
Марксистская социология предлагала материалистическое понимание истории, выработанное на основе исследования реального содержания исторического  процесса, его объективных закономерностей. Согласно марксизму, процесс перемен  в обществе представляется как противоборство между непримиримыми силами. К.Маркс  рассматривал противоречия и борьбу между противоположными силами и  тенденциями как источник и движущую силу развития. С него начинается традиция исследования позитивных функций социального конфликта в социологии.
Источник перемен, по Марксу, находится  в самом обществе, прежде всего, в  противоречиях экономической системы. К.Маркс и Ф.Энгельс представляли развитие общества как поступательный процесс, характеризующийся последовательным переходом от низших общественно-экономических  формаций к высшим: от первобытнообщинной к рабовладельческой, затем к феодальной, капиталистической и, наконец, коммунистической. Историческая смена формационных типов общества происходит, согласно Марксу, в результате разрешения противоречий между производительными силами и производственными отношениями. Противоречие между изменяющимися производительными силами и устаревшими производственными отношениями в конечном счёте приводит к социальным революциям. Однако политические пристрастия родоначальников марксизма привели к недооценке многих аспектов классовых отношений и сведению их только к непримиримой борьбе.
В конце ХIХ в. органическая концепция общества, согласно которой социальные явления объяснялись исходя из биологических аналогий, стала терять свою популярность. Появляются более сложные теоретические системы, акцентирующие внимание на психосознательных факторах человеческого поведения. Так, на рубеже ХIХ и ХХ вв. в социологии сложилосьпсихологическое направление, которое можно разделить на три течения:индивидуалистское, групповое, социетарное. Все они допускали возможность полного или частичного сведения социальных явлений к действию тех или иных психических факторов.
Наиболее известными представителями психологического направления в социологии классического периода являются Лестер Уорд (1841–1913) – американский исследователь, геолог и палеонтолог, первый президент Американской социологической ассоциации; Франклин Гиддингс (1855–1931) – американский социолог, основатель первой в США кафедры социологии (1894 г.) в Колумбийском университете; Уильям Мак-Дугалл (1871–1938) – социолог и психолог, выходец из Англии, с 1920 г. профессор американского университета в Гарварде, а затем в Дьюке; Габриэль Тард (1843–1904) – французский криминалист и социолог, профессор новой философии в Коллеж де Франс; Гюстав Лебон (1841–1931) – французский социальный психолог, антрополог и археолог.
Л.Уорд развивал идею о том, что основополагающими общественными запросами являются увеличение наслаждения и уменьшение страдания, считал, что общественные силы есть силы психические и потому социология должна иметь психический базис.
По мнению Ф.Гиддингса, социология – это наука, изучающая психические явления в их более высокой сложности и противодействии. Его центральная теоретическая идея выражалась понятием “себеподобного сознания” (“сознания рода”, “родового сознания”), под которым подразумевалось чувство тождества, испытываемое одними людьми по отношению к другим.
У.Мак-Дугалл полагал, что основной движущей силой поведения человека являются инстинкты, которые он определял как наследственно определённые каналы разрядки нервной энергии. Во многом примитивизируя социальные процессы и явления, учёный сводил любые общественные изменения к  действию одного или нескольких инстинктов.
Г.Тард считал, что основу общественного развития и всех социальных процессов составляют межиндивидуальные отношения людей, познание которых и является основной задачей социологии. Он психологизировал социологию и ориентировался на поиск научно значимых фактов в сфере индивидуальной психики и особенно межиндивидуального взаимодействия людей. Особое внимание Г.Тард уделял изучению различных социальных процессов, детерминирующих становление, развитие и функционирование общества. Основных социальных процесса, по его мнению, три: повторение (подражание), противоположение (оппозиция), приспособление (адаптация).
При этом “универсальными” социологическими и психологическими законами, согласно общесоциологической теории Г.Тарда, являются “законы подражания”.
Главным направлением в социологии и психологии Г.Лебона можно считать его исследования в области психологии народов и масс. Г.Лебон полагал, что каждый народ обладает устойчивым душевным строем, от которого происходят его чувства, мысли, учреждения, верования, искусства.
Важное место в работах учёного  занимали проблемы “толпы” и “расы”.
Против натурализма и психологизма в социологии выступил французский  учёный Эмиль Дюркгейм (1858–1917). Он доказывал, что общество – то реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой. Э.Дюркгейм стремился к автономии социологии, отделению её предмета от предмета других наук об обществе. Общество Э.Дюркгейм трактовал как надындивидуальное бытие, существование и закономерности развития которого не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди сразу начинают подчиняться правилам и нормам, которые он назвал “коллективным сознанием”. Социология, по Дюркгейму, есть наука о социальных фактах – идеях, нормах, ценностях, вырабатываемых коллективным сознанием.
Центральной в творчестве Э.Дюркгейма была идея социальной солидарности. Он стремился найти ответ на вопрос, какие связи объединяют людей в общество. Согласно Дюркгейму, силой, создающей общественное целое и способствующей его сохранению, является разделение труда, под которым он понимал профессиональную специализацию. В условиях увеличивающейся специализации труда индивиды вынуждены обмениваться своей деятельностью, выполнять взаимодополняющие функции, невольно составляя единое целое.
К классикам социологии следует  отнести и итальянского учёного Вильфредо Парето(1848–1923). В.Парето придерживался позитивистской концепции науки об обществе и полагал, что социология является синтезом различных специальных общественных дисциплин – права, политэкономии, политической истории, истории религий и др.
В.Парето предложил логико-экспериментальный метод исследования.
Одной из центральных идей В.Парето было рассмотрение общества как системы, находящейся в состоянии постоянно  нарушаемого и восстанавливаемого равновесия.
Теория элит стала наиболее значительной частью паретовской социологической системы и послужила отправным пунктом для многочисленных исследований механизмов власти с самых различных теоретических позиций.
Важную роль в становлении и  развитии классической социологии сыграла  так называемаяформальная социология. К ней относились Вильгельм Дильтей (1833–1911), Георг Зиммель (1858–1918), Фердинанд Тённис (1855–1936) и Леопольд фон Визе (1876–1969). Формальная школа в социологии представляла собой антипозитивистское направление, которое в противовес естественнонаучному “объяснению” культурно-исторической реальности предложила “понимание” исторических явлений в обществе. По мнению этих исследователей, социология должна была занимать промежуточное место между естественными и гуманитарными науками. Как и науки о природе, социология должна сохранять приверженность к точным фактам и причинному объяснению социальных явлений. В то же время она не должна избегать и приёмов метода понимания.
Огромный вклад в развитие классической социологии внёс немецкий учёный, экономист, историк и социолог Макс Вебер (1864–1920). Основу социологической теории М.Вебера составляет концепция социального действия. По его мнению, социальным является только такое действие, осуществляемое индивидом, которое осмыслено и направлено на других людей. М.Вебер считал, что наиболее важным в социологии является логическое понимание социальных процессов и их научное осмысление. По Веберу, социология должна быть “понимающей”, т.е. дать интерпретацию субъективных мотивов индивидуального действия, понять их и объяснить.
Важной составляющей теории социального  действия была веберовская концепция идеальных типов. Идеальный тип – это “интерес эпохи, выраженный в виде теоретической конструкции” (“ремесло”, “капитализм”, “церковь”, “хозяйство”), т.е. идеальная (созданная в воображении человека) модель того, что отвечает интересам человека в современной ему эпохе. Учёный разделял исторический и социологический идеальный тип (генетический и чистый).
К классикам мировой социологии, несомненно, следует отнести и Питирима Александровича Сорокина (1889–1968), хотя годы его жизни и творчества несколько выходят за рамки классического этапа в развитии социологии. П.А.Сорокина обычно называют русско-американским социологом.
Предметом социологии, с точки зрения П.А.Сорокина, должна стать общественная жизнь и её процессы, которые могут быть разложены на явления и процессы взаимодействия двух или большего числа индивидов. У П.А.Сорокина речь идёт о “психо-рефлекторном” взаимодействии индивидов, проявляющемся внешне в их деятельности. Взаимодействие двух индивидов – простейшее социальное явление (“социальная клеточка”), из которого образуются более сложные общественные явления.
П.А.Сорокин подразделял  социологию на теоретическую и практическую.
Теоретическая социология включает в себя социальную аналитику, которая изучает структуру социального явления и его основные формы, социальную механику (социальную физиологию), изучающую процессы взаимодействия людей (их поведение), и социальную генетику, задача которой изучать развитие социальной жизни, её отдельных сторон и институтов.
Практическая  социология – это прикладная дисциплина, опирающаяся на законы, формулируемые теоретической социологией.
Центральным понятием системы П.А.Сорокина является “ценность”.
Ценности он делил на классы: ценности, происходящие в результате познавательной деятельности (Истина), эстетического удовлетворения (Красота), социальной адаптации и морали (Добро) и конституирующая все остальные ценности в единое целое (Польза). Любую социально значимую человеческую активность можно объяснить посредством этих четырёх универсальных категорий.
Значительный вклад  внёс П.А.Сорокин в разработку теории социальной стратификации и социальной мобильности. Она гласит, что общество делится на страты(слои), которые различаются между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т.д.
П.А.Сорокин выделял  три формы социальной стратификации: экономическую, политическую, профессиональную. В этой связи учёный считал, что  социальная мобильность есть естественное состояние общества и включает в  себя социальные перемещения не только индивидов или групп, но и социальных объектов (ценностей), всего того, что  создано или видоизменено человеком.
Объект и предмет  социологии, ее функции и значение в современном обществе. 
 
     
Появление социологии как самостоятельной  науки было вызвано развитием  общества и обществознания в конце XVIII и начале XIX века. В это время  мир переживал глубокие социальные перемены, связанные с переходом  от традиционного к современному индустриальному обществу. Новые формы экономической и политической жизни требовали конкретного научного анализа. Возникла потребность перехода от общих абстрактных философских размышлений об обществе к позитивной науке об обществе как живом функционирующем образовании. Несомненно, социология имела богатую разнообразную предысторию, но собственная ее история начинается в XIX веке, когда был поставлен вопрос о создании позитивной науки об обществе, опирающейся на строго установленные научные факты. А поскольку строгие научные методы познания в этот период времени были выработаны и применялись естествознанием, социология испытывает его влияние. В период своего становления социология развивается под общим знаменем позитивизма.     
Социология (по Ядову) - наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общества, механизмах взаимосвязей и взаимодействия между этими общностями, а так же между общностями и личностями.      
Объект  науки - то, на что направленно изучение (внешняя часть реальности) Объектом социологического познания является общество.      
Подход  с позиции анализа общества как  целостности характерен также для  философии и истории. Однако для  философии это целостность мира, для истории - целостность единого исторического процесса. В социологии целостность общества раскрывается как конкретная реальность с помощью не только теоретических, но и эмпирических методов. Социология не ограничивается рассмотрением общества как целостного образования. Она раскрывает механизмы его функционирования, развития.      
Целостность раскрывается в социологии как система  социальных механизмов, вызывающих движение, развитие общества. Поэтому предметом социологии является общество как целостный организм, социальные механизмы его функционирования и развития.      
Социология  отличается от других наук методами изучения. В отличие от философии социология изучает общество через призму человеческой деятельности, она раскрывает потребности, интересы, ценностные ориентации, деятельность людей, их связи друг с другом, общество рассматривается социально целым, как система социального взаимодействия, как столкновение различных интересов, ориентации, видов активности.     
Основными элементами социологии являются личность, социальная группа, социальная общность. Личность рассматривается не с точки зрения ее уникальных способностей, неповторимых черт, а в системе социальных связей как представитель социальной группы, определенного общества.     
Человек всегда включен в сложную систему  социально-классовых, поселенческих, профессиональных, демографических и иных групп, выражает их интересы, ориентации, овладевает их социальным опытом.     
Общности  анализируются с позиций их места  в системе социальных связей, как  элементы взаимодействия. Социология рассматривает сложную систему социальных связей: 1) личности и общности; 2) общностей друг с другом; 3) личности, общности и социального целого; 4) общества и природы. При этом анализируются разные уровни взаимосвязи: связи, взаимодействия, отношения.     
Социальное  взаимодействие - это процесс взаимного влияния и совместной деятельности. Взаимодействие приводит к становлению новых, более устойчивых и самостоятельных связей - социальных отношений. Как писал немецкий социолог М. Вебер, общество - это и есть социальное взаимодействие.     
Сложное взаимодействие социально целого, особенного и единичного понимается как социальный механизм. Это взаимодействие факторов, вызывающих развитие. П. Сорокин считал, что системы социального взаимодействия передают через понятие социального  пространства целостность социального мира.     
Поскольку социология изучает социальное взаимодействие, можно определить социологию как  науку о социальной активности и  механизмах, ее обеспечивающих и регулирующих.      
Иногда  в толковании предмета социологии разграничиваются и даже противопоставляются две тенденции: макросоциологическая и микросоциологическая. Первая определяет социологию как науку, которая выражает целостность общества, раскрывает законы целостного развития. Вторая представляет социологию как науку о поведении. В действительности между этими толкованиями нет противоречия поскольку целостность общества раскрывается через анализ поведения. Э. Гидденс делает вывод, что «социология - наука, изучающая взаимосвязи микро- и макропроцессов через сферу повседневной жизни человека».     
Таким образом, социологический подход к  изучению общества, социологическое  видение общества это всегда анализ явления, процесса в системе социальных связей, анализ с точки зрения его  соотношения с социально целым.      
Социологический подход позволяет не только описывать явления, процессы, но и объяснять их, давать модель явлений и общества в целом. Анализ процесса в динамике позволяет  улавливать тенденции изменений  и формулировать прогнозы относительно дальнейшего развития.  
Функции социологии:
    Теоретико-познавательная (накопление и систематизация знаний) позволяет социологии расширять и конкретизировать знания о сущности общества, его структуре, закономерностях развития. Поскольку социология дает исходные представления об обществе, как целостной системе, часть ее познавательных функций носит методологический характер. Положения социологии имеют методологическое значение для других наук об обществе.
    Практическая функция социологии связана с выработкой предложений и рекомендаций направленных на совершенствование социальной жизни. Социолог определяет оптимальный путь решения практических проблем, разрабатывает методы, способы, приемы, процедуры управленческих решений, т.е. разрабатывает социальную технологию.
    Описательная
    Прогностическая (составление прогнозов)
    Преобразовательная (использование социологического знания в различных областях социальной практики) означает, что на основе полученных в процессе конкретных социологических исследований данных можно создавать прогноз развития той или иной области общественной жизни.
    Мировоззренческая
    Идеологическая Социологические исследования оказывают идеологическое, воздействие. Они привлекают внимание к реальным социальным противоречиям, активизируют деятельность, мобилизуют на качественные преобразования, содействуют формированию социального мышления. В современных условиях, различные политические деятели все чаще обращаются к социологии, ссылаются на социологическую информацию и возникает опасность превращения социологии в инструмент политики. В деятельности социолога большое значение приобретают вопросы профессиональной этики. Таким образом, идеологическая функция социологии выражается в объективном отражении социальной действительности, нейтральном отношении к классам, слоям, группам.
 
  

Значение  социологии в современном мире.
 

труктура социологического знания  
Все социологическое знание можно распределить по трем основным уровням:
Первый уровень социологического знания связан с изучением наиболее общих закономерностей развития общества. Очевидно, что этот уровень знаний в наибольшей степени сопряжен с социальной философией. Он носит название общесоциологического уровня или уровня фундаментальных знаний. Например, это совокупность научных знаний об обществе в целом, о человеческой личности, о социальных процессах. Основным признаком такого рода знания является отсутствие разделения на различные области деятельности индивидов, а также отсутствие прямого использования эмпирических данных для формирования научных выводов, такие данные подлежат анализу и обобщению.
Второй уровень социологического знания носит название теорий среднего уровня. Этот уровень отражает знания о социологии каждого вида человеческой деятельности.
Третий уровень социологического знания включает в себя научные сведения о социальной реальности, полученные в результате первичного обобщения эмпирической информации. К третьему уровню относятся все основные методы социологических исследований, например, такие, как опросы, формализованные наблюдения, изучение документов или социальные эксперименты. На третьем уровне не создается самостоятельных социологических теорий, однако он дает эмпирическую основу для двух предыдущих уровней. Социолог ставит перед собой задачу соотнесения всех трех уровней для получения наиболее объективной научной картины социальной реальности.
Понятие социального закона  
Любая совокупность знаний не может называться наукой до тех пор, пока она не изучает закономерности, характерные для определенного объекта исследования. Законы социологии как науки основаны на повторяемости определенных явлений происходящих в человеческом обществе.
Согласно определению, данному  известным российским социологом Г.В. Осиповым, социальные законы представляют собой относительно устойчивые и  Систематически воспроизводимые отношения  между народами, нациями, классами, социально-демографическими и профессиональными  группами, а также между обществом  и социальной организацией, обществом  и семьей, обществом и трудовым коллективом, обществом и личностью, социальной организацией и личностью. Основой классификации социальных законов являются различия в сфере  их действия. Например, социальные законы могут охватывать явления на уровне малых групп, организаций, социальных слоев (страт), классов, общества в целом.
Социальные законы (как и законы других общественных наук) действуют, проявляются только в определенных условиях. Определить эти условия представляется наиболее сложной задачей социологии. Это обусловлено тем обстоятельством, что на человека, группу или организацию воздействует большое количество различных факторов внешней среды и, кроме того, важным фактором является мир внутренних желаний и стремлений людей.
С социальными законами люди сталкиваются постоянно и либо подчиняются  их действию, либо стараются избегать ситуаций, условий, в которых проявляется  действие таких законов. Многие люди приспособляют свое поведение к  социальным законам или протестуют против них, но знание социальных законов  необходимо для изучения человеческого  общества.

Социология в системе социальных наук. 
Каково же место социологии в системе общественных наук? Место социологии в системе социальных наук определяется прежде всего тем, что социология есть наука об обществе, а, следовательно, включает общую социологическую теорию и методологию всех других общественных наук. Методика и техника изучения человека и его деятельности, методы социального измерения, разрабатываемые социологией, используются всеми другими гуманитарными, социальными науками. Кроме того, в современных условиях сложилась система исследований, ведущихся на рубеже социологии других отраслей знаний. Их принято называть социальными. Социология как система знаний не может развиваться и выполнять свои функции не взаимодействуя с другими науками. Что касается специальных общественных наук (философия, психология, социальная философия, история, политология и др.) социология занимает такое место, как общая биология занимает что касается специальных биологических отраслей знаний зоологии, ботанике и т.д. 
Среди общественных наук, имеющих дело с миром людей, социология выполняет функцию генератора идей, теорий о человеке, его место, роль в системе социальных связей и т.п. Если история концентрирует внимание на изучении социальных явлений, выступающих уникальными и неповторимыми во времени, пространстве (например, США - уникальная страна по национальному составу, христианство - уникальная религия, тридцатилетняя война отличается от других войн и содержанием и целями и др.), то социология изучает свойства всего общества, повторяющихся во времени и пространстве, то есть становятся общими, общими для всех социокультурных явлений - для всех войн, всех наций, всех религий, всех революций и т.д. Несмотря на такую функцию и роль, которую играет социология, связь социологии с историей теснейшую и необходим. История и социология имеют объектом изучения общество. История, как и социология, наталкивается на две основные проблемы, во-первых, с наличием определенных социальных закономерностей, и во-вторых, с существованием индивидуальных, неповторимых явлений и процессов, влияющих на зигзаги в развитии общества. Отрицание преемственности и исторического опыта оборачивается большими бедами для человечества. Выявить эволюцию субъективно-обьективних связей, отношений, норм и ценностей возможно лишь совместными усилиями истории и социологии. 
Основная форма существования общества - это материальное производство и экономическая деятельность. Изменения в средствах производства, изменение роли и места человека в производственном процессе - все это влияет на эволюцию социальной деятельности людей. Именно поэтому-то социология не может не взаимодействовать с политической экономией. Сама же трудовая деятельность человека меняется с учетом развития самого же человека как социального существа. И это исследует уже социология. 
 
Роль социологии. 
Действенность социологии обеспечивается широким резонансом ее результатов, понятным объяснением актуальных проблем повседневной жизни. Труд социологов создал им ореол "людей с высокой ответственностью". И это отнюдь не случайно. Гражданин любой страны Запада и Востока часто встречаются с выводами социологической науки, с обсуждением социологами вместе с политиками, экономистами острых проблем общественной жизни. Ведь для объяснения мира общественное мнение Запада, а теперь и Востока склонна выбирать социологию, а не философию, как раньше. Известный философ Карл Ясперс подчеркивал, что за "традиции философия вежливо воспринимается, но тайно попирается." Вместе с психологией и частичными поведенческим науками социология играет значительную роль в формировании духовного облика западного и восточного общества, господствующих в них процессов, явлений и др. Давно замечено, что покоренные не стоит разбираться в справедливости решений верховной власти, достаточно уже того, что его о них извещен. Люди лишены политических знаний, обречены на безмолвие. Коллективное, бессознательное при всех красивых пышных слов о развитии гражданского общества, политической культуре, все же продолжается на просторах Украины - от Карпат до Северского Донца. Политическое образование - одно из условий, чтобы превратить украинское общество из объекта манипуляций власти и конфликтующей с ней оппозиции в коллективный субъект политики. Политическое образование поможет каждому гражданину "перевести" идеи и действия политиков с "государственного языка" на человеческую. Важную роль здесь-то призвана сыграть социология. 
В высших учебных заведениях Украины идет процесс становления социологии как науки и учебного предмета. Важно, чтобы социология заняла достойное место в обществоведении в Украине. В учебнике по всяком другом учебном пособии, разумеется освещается определенная сумма знаний, должен усвоить каждый, кто изучает социологию. Но не меньше, а возможно существеннее то, что изучение социологии - это школа, позволяющая воспитывать культуру разумного вдумчивого мышления - умение свободно оперировать понятиями социальной жизни. изучения курса социологии поможет студенту, молодежи приобрести глубокие знания социально - политических процессов, стать политически компетентными, овладеть диалектикой социологического анализа социально - политических, экономических, общественных отношений.

Историческая судьба социологии советского периода после Октябрьской революции складывалась крайне противоречиво. В первые годы советской власти и в области социологической теоретической мысли и в области институализации социологии происходили интенсивные позитивные изменения. Продолжались традиции дореволюционной русской социологической школы (П.А.Сорокин, Н.К.Кареев и др.). Одновременно с этим все сильнее становилось влияние развивающегося советского варианта марксистской социологической теории, которая была нацелена на утверждение только собственных представлений и разрыв с прежними достижениями отечественной социологической мысли.
К началу 20-х годов немарксистская социология в Советской России располагала  значительной институциональной базой, и ее влияние ощущалось на протяжении всех 20-х годов. Многочисленные партийные  проверки, проводившиеся в партшколах, часто обнаруживали, что студенты вместо трудов классиков читают О. Конта, Г. Спенсера, Э.Дюркгейма. Уже в первые годы Советской власти социологи немарксистской ориентации издали ряд монографий и учебных пособий. Но интенсивный процесс развития немарксистской социологии был остановлен практически прямыми репрессиями.
В принципиально иной ситуации оказались после Октябрьской  революции марксистская социология. Приобретая академическую респектабельность  и государственную поддержку, марксистская социология приспосабливалась к  сложившемуся разделению научного труда  в обществознании. Именно в начале 20-х годов в марксистской литературе прочно утвердился термин “социология”, стали появляться первые монографии и учебные курсы. Это был период острых дискуссий по поводу социологического наследия Маркса – Энгельса – Ленина, содержания основных теоретических концепций марксизма и категорий исторического материализма. Многие социологи марксистской ориентации отличались европейской образованностью, хорошим знанием трудов своих западных коллег, научной терпимостью и недогматическим отношением к социологическим идеям Маркса.   
В марксистской и немарксистской литературе 20-х годов широкое  распространение получили позитивистские и натуралистические трактовки  общественных явлений. Выступая против неокантианского противопоставления наук о природе и культуре, многие марксисты склонялись к вульгарно-натуралистическим  концепциям общества. Открытое влияние  позитивизма было подавлено в  начале 30-х годов, хотя в неявной  форме его воздействие всегда присутствовало. 
Столкнувшись с трудностями  при определении предметной спецификации марксистской социологии, ряд известных  авторов предлагали считать исторический материализм филосовско-социологической теорией. Определяя предмет марксистской социологии, большинство социологов начала 20-х годов воспроизводили идеи О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма. Социология понималась как наука об обществе в целом, о сложно организованной социальной системе. После широкой дискуссии о содержании и методологической роли понятия “общественно-экономическая формация” марксистская социология стала определяться как наука о закономерностях развития смены общественных формаций.
В первой половине 30-х годов исследования в области методологических проблем  социологии фактически прекратились. К середине 30-х годов полностью  возобладала упрощенная точка зрения на исторический материализм как  на конкретизацию положений материалистической диалектики, составную часть марксистской философии. Марксизм в стране все  больше изолировался от западной социологии и превращался в охранительную  доктрину. Тем не менее, в 20-е годы еще сохранялись относительно благоприятные  условия для научных дискуссий. Такие общесоюзные дискуссии  прошли практически по всем фундаментальным  проблемам исторического материализма: соотношению общественного бытия  и общественного сознания, содержанию понятий общественно-экономическая  формация, базис и надстройка, производительные силы и производственные отношения, классы, семья и др. Это был  наиболее творческий период в истории  советской социологии.
Октябрьская революция обострила  проблемы социальной структуры общества. Эволюция классовых отношений находилась в центре внимания социологов самых  различных направлений. П. Сорокин  критиковал марксистов за сведение всей проблематики социальной структуры  к классовому делению общества, указывал на “принципиальную невозможность” создания бесклассового общества в  силу непреодолимых качественных различий между людьми.
С началом массовой коллективизации  деревни марксистская социология оказалась  в необычном положении. Возникающие  новые социальные явления не поддавались  объяснению в традиционных понятиях. Теоретические споры о социальной природе кооперации переросли в  открытую политическую борьбу между  различными школами. Подверглись репрессиям сторонники “семейно-трудовой” теории и “теории устойчивости” мелкотоварного крестьянского хозяйства. После  острых дискуссий и политической борьбы групповая коллективная собственность  была квалифицирована как разновидность  социалистической, а процесс коллективизации  был представлен как часть  более общего процесса уничтожения  классов. Концепция бесклассового  социалистического общества была в  начале 30-х годов почти общепринятой среди социологов-марксистов. Она  формально логически вытекала из общей теории. В исходной абстрактной  модели К.Маркса буржуа и пролетарии действительно институализируют друг друга. Попытки же прямого приложения идеализированной модели к конкретной исторической реальности приводили многих марксистов к парадоксальному выводу о том, что ликвидация капиталистических элементов в городе и деревне означает переход к бесклассовому обществу. Такой вывод явно противоречил фактам. Поэтому к середине 30-х годов для описания социальной структуры сложившегося общества стали использоваться понятия “новые классы”, а затем “новые социалистические классы”, то есть понятия, которые в классическом марксизме отсутствовали и в целом противоречили доктрине. 
Если в 20-е годы применение марксистской теории классов, и, прежде всего ее рациональных элементов, подчеркивающих важную роль в социальной дифференциации отношений собственности, имело  смысл, то “изобретенные” в 30-е годы искусственные конструкции не столько  объясняли, сколько искажали суть происходящих в социально-классовой структуре  перемен. Процессы, которые возвращали общество к докапиталистическим, феодальным по сути, формам социальной стратификации, выдавались за прорыв в качественно новое ее состояние (например, закрепление государством крестьян по месту жительства и рождения в форме невыдачи им паспортов, что можно интерпретировать как пережиток крепостного права. Паспорта стали выдаваться с конца 50 гг).
В это время сложилось  антисоциологическое направление среди философов, отрицавших на только право социологии на самостоятельное существование, но даже сам термин “социология”. Значительная часть философов, позаимствовав идею Н.И.Бухарина о тождестве исторического материализма и социологии, объявила социологию составной часть философии - диалектического материализма. Исторический материализм они рассматривали только как диалектику истории в пользу рабочего класса.
Помимо теоретических  дискуссий в этот период осуществлялись и серьезные теоретические разработки в области конкретных социологических исследований.
Это, в первую очередь, исследования одного из пионеров социальной инженерии С.Г. Струмилина, связанные с изучением внерабочего времени, влияния культуры и образования на производительность труда;
В.И.Тодоровского по проблемам социальных изменений;
Е.О. Кабо по изучению домашнего быта рабочего класса;
А.В. Чаянова в области аграрной социологии и др. В основном социальные исследования того времени носили преимущественно прикладной характер, опирались в значительной мере на имеющиеся статистические данные  и отчасти на простейший анкетный метод, опросные листы и интервью. Важный статистический материал для этих исследований дали проведенные в 1920 и 1926 гг. в СССР переписи населения.
В это время предпринимались  разнообразные и часто небезуспешные попытки создания науки об управлении производством (прообраз современного менеджмента). Важное значение играли работы А.К. Гастева, возглавлявшего Центральный институт труда (ЦИТ). Исходя из основных установок В. Ленина (Ульянова) и необходимости научной организации труда и производства при социализме, он анализировал основные организационные факторы труда и производства, процесса формирования культуры труда, опираясь на современную технику и технологические процессы. Работа ЦИТ имела значительное практическое значение.
К середине 30-х годов окончательно сложилась широко известная по марксистским учебникам концепция социальной структуры социалистического общества, включавшего два неантагонистических  класса (рабочий класс и колхозное  крестьянство) и межклассовую прослойку  – трудовую интеллигенцию. Предполагалось, что постепенное сближение двух форм собственности (общенародной и  колхозно-кооперативной) приведет к  социально однородному обществу. Эта социальная установка выполняла  в основном идеологические функции.
В теоретических работах  по проблеме наций и национальных отношений в 20-30-е годы преобладали  взгляды, сформулированные И. В. Сталиным. Нация понималась как объект с  готовым набором признаков. Обсуждение проблемы сводилось к комментариям по поводу сталинских дефиниций. Сталинский подход в дальнейшем был надолго  утвержден в советской социологической  литературе.
В середине 30 гг. положение  еще более усугубилось. Формирование в стране авторитарного режима и  административно - приказной системы  управления всеми сферами жизни  общества и связанное с этим ужесточение  идеологического и политического  контроля вело к постепенному подавлению и фактическому запрету любых  социологических направлений и  разработок, вступавших в полемику с господствующей марксистко-ленинской  идеологией. Роковую роль для развития социологии в России сыграло “вторжение”  в философию “вождя народов” И.В. Сталина. В разделе “О диалектическом и историческом материализме”, написанном им для краткого курса “История всесоюзной коммунистической партии большевиков” (1038 г.), область социального знания - исторический материализм - была “возвращена” в лоно философии, которую назовут “учением Маркса - Ленина - Сталина”. Это выдвинутое И.В. Сталиным теоретическое обоснование явилось фактическим упразднением социологию как самостоятельной науки. С этих пор теория и категориальный (понятийный) аппарат социологии стали рассматриваться только на философском уровне. Методы конкретного социологического исследования общества фактически были изъяты из научной практики. На изучение явлений общественной жизни, которое не соответствовало господствующей идеологии, которое вступало в противоречие с великой идеей, бал наложен запрет. Из научного обихода было изъято даже само слово “социология”, социология было объявлено буржуазным проявлением.
Возрождение социологии началось в конце 50-х гг. во времена так называемой “хрущевской оттепели”. Оно происходило в период, когда информация о реальном положении советского общества была практически засекречена, методологические принципы исследования социальной действительности оставались деформированными, теоретические исследования руководились идеологическим заказом, который отражал директивное мнение высшей партийно-государственной номенклатуры. Это и определяло стратегию научных поисков, выбор объекта эмпирического исследования, да и саму судьбу социологии.
Возрождение социологии как самостоятельной науки и  ее современное состояние. “Второе рождение” советской социологии происходило в искусственно созданной ситуации ее идеологического неприятия. К тому времени она успела получить ярлык буржуазной науки. Во многом это объяснялось активным  развитием социологии за рубежом, но были и субъективные причины. В обществе накопилось много того, что приходилось скрывать, а не публично демонстрировать. Первое упоминание о социологии как возрожденной научной дисциплине относится к 1955 году, когда академик В.С. Немчинов охарактеризовал ее как одну из отраслей философского знания, предметом которой является развитие общества. В дальнейшем, в 1965 году, социология определяется как наука о законах и движущих силах развития общества. Ее предметом полагают исследование исторических сменяющих друг  друга общественных формаций, общественных закономерностей – закономерностей становления и развития социальных отношений людей, различных форм их социального взаимодействия. Этот подход, очевидно, полностью отождествлял ее с историческим материализмом, а ее методы – диалектико-материалистической методологией. Данный подход,
во-первых, закрывал путь возникновению  каких-либо новых общесоциологических  теорий и методологий,
во-вторых, догматически ограничивал  направления и тематику конкретно - социологических исследований, которым  в основном отводилась роль защиты преимуществ существующего социалистического  строя, что приводило к искажению  их объективного характера.
В этих условиях возникают  компромиссные варианты. Среди них  получило наибольшую известность определение, данное Ю.А. Левадой в работе “Лекции по социологии”:социология - это эмпирическая социальная дисциплина, изучающая общественные системы в их функционировании и развитии. В 5-том томе “Философской энциклопедии” (1970 г.) социология трактовалась как наука о закономерностях и движущихся силах развития и функционирования социальных систем, как глобальных (общество в целом), так и частных (социальные группы, организации процессы).
Многие ученые понимали, что хотя социологическая концепция  и катализируется определенным философским  мировоззрением, она должна иметь  собственный категориальный аппарат. Социология должна рассматривать общество в более специфических категориях и понятиях, нежели социальная философия, в понятиях соотносимых с эмпирически проверяемыми фактами, что обеспечивается развертыванием общесоциологической теории в частносоциологические. В.А. Ядов, А.Г. Здравомыслов, Б.А. Грушин, Ю.А. Левада и др. уже уяснили для себя, что основные понятия общесоциологической теории, в отличие от философских категорий, -
не материя  и сознание, но социальная структура  и социальные институты, культура, социальная организация;
не человек, но личность как социальный тип, как  член конкретного общества и процессы социализации индивидов;
не социальные отношения в их глубинной сущностной основе, но социальное взаимодействие и социальные взаимосвязи, в основе которых - глубинные социальные отношения, не схватываемые эмпирически, поскольку  представляют собой философские  абстракции. Социальные отношения соотносятся  не с эмпирическими данными, а  имеют своей фактической основой конкретно-научные обобщения, развиваемые в частных науках, включая и социологию.
В 60-х гг. была выработана трехуровневая концепция  социологии:
исторический  материализм есть общесоциологическая  теория, она задает типовой способ построения
частносоциологических теорий, которые в свою очередь опираются на обобщение социальных фактов. Эта концепция позволила утвердить статус
конкретных социологических  исследований, но вместе с тем затруднила включение  отечественной социологической науки в мировой процесс развития социологии.
В середине 60-х годов появляются обобщающие итоги многих исследований.  В 1965 г. издается пятитомник “Избранных произведений” основоположника социальной инженерии С.Г. Струмилина. Проводятся исследования бюджета времени на металлургических, текстильных и машиностроительных предприятиях Днепропетровска, Запорожья, Одессы, Костромы, включавшие круг проблем, связанных с анализом уровня жизни и установлением зависимости образа жизни от социально - бытовых и социально - демографических факторов. Широкий круг исследований социальных проблем брака и семьи был обобщен в книге А.Г. Харчева “Брак и семья в СССР” (1964 г.).
Важным шагом в институализации социологии явилось издание в 1966 г двухтомника “Социология в СССР”. В него вошли
исследования по общей  социологической теории (Г.В. Осипов, Г.П. Францев, П.Н Федосеев и др.);
методологии и методике социальных исследований (Б.А. Грушин, Г.М. Андреева, В.Н. Садовский, П.П. Маслов, В.С. Немчинов и др.);
социальным проблемам  труда и досуга (В.А. Ядов, А.Г. Здравомыслов, С.Ф. Фролов, С.Г. Гурьянов и др.);
социальным проблемам  города и деревни (А.И. Тодоровский, В.Н. Шубкин и др.); 
исследования на стыке  смежных с социологией наук (Г.А. Слесарев Б.Ц. Урланис и др.).
В эти годы в стране были созданы первые социологические  учреждения: отдел социологических  исследований в Институте философии  АН СССР и лаборатория социологических  исследований при Ленинградском  государственном университете. В 1962 г. была основана советская социологическая  ассоциация. В 1969 г. на базе отдела социологических  исследования Института философии  АН СССР был создан Институт конкретных социологических исследований (с 1972 г. - Институт социологических исследований, а с 1990 г. - Институт социологии АН СССР). Были организованы отделы социологических и социальных исследований во Всесоюзном институте системных исследований (Москва), Институте экономики и организации промышленного производства (Новосибирск), Институте социально - экономических проблем (Ленинград), Институте уральского научного центра (Свердловск), Институте международного рабочего движения (Москва) и др. В  московском, ленинградском, новосибирском, уральском и др. университетах, а также в некоторых экономических вузах (Институт управления в Москве, Ленинградский экономический институт и др.) были введены спецкурсы по прикладной социологии. Для аспирантов и студентов были изданы первые учебные пособия по социологии и ее истории.
История становления и  развития социологии в 60-е годы убеждает в том, что вопреки конкретной ситуации, характеризуемой тоталитарной идеологической концепцией единения общества, несмотря на искусственное отождествление социологии с догматами исторического  идеализма, лишившее ее собственного лица, в этот период был сделан определенный рывок в развитии этой науки. Ведущими социологами страны был внесен заметный вклад в изучение и решение  проблем методологии и методики конкретных социологических исследований.
Большое значение для институализации социологии в качестве самостоятельной науки имеет формирование в ней слоя эмпирических исследований, сразу придавших этой науке ярко выраженный прикладной характер. Если Англия и Франция были зачинателями теоретической социологии, то США стали страной, давшей мощный импульс эмпирическим социологическим исследованиям, получившим соответствующее обеспечение. При достаточно широком распространении социологии в мире всегда имеет смысл говорить о доминировании определенных национальных школ, к каковым относятся американская, английская, французская, немецкая, итальянская школы социологии. В равной мере можно говорить о российской школе социологии, вобравшей в себя лучшие идеи западной социологии и придавшие ей свой национальный оттенок, но перенесшей сложные катаклизмы своего развития от оригинальных теоретических построений до полного разгрома в период тоталитарного режима. Идеологическая борьба этого периода достаточно больно ударила не только по деятелям культуры, но и по социологам. Но, так или иначе, в Советском Союзе складывались и укреплялись свои социологические службы, школы и направления. В университетах открылись факультеты, отделения и специализации, появились многочисленные центры и службы изучения общественного мнения, социологических социально-политических, социально-экономических исследований, которые в своей совокупности отчетливо демонстрируют тот факт, что отечественная социологическая мысль обрела, наконец, статус законной научной дисциплины, активна влияющей на общественную жизнь страны.
 

Основным направлением развития российской социологии в конце XIX века стал субъективизм, который можно рассматривать как новое течение в европейской социологии. Российский субъективизм оказал значительное влияние на развитие мировой социологии и дал много нового методологии социологического исследования. Наиболее яркими представителями субъективизма были Петр Лавров, Николай Михайловский, Сергей Южаков и Николай Кареев.[3]
Петр Лавров (1823—1900) явился первым теоретиком российского субъективизма и ввел целый ряд новых понятий, используемых до сих пор.
Лавров утверждал, что  в социологии и истории есть вечные, неизменные и абсолютные истины, также  как в других науках. Они объективны, о них могут не знать в какую-то эпоху, но они находятся в другую.[3] 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.