На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Исторические формы госудраства

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 07.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА И ЕГО СУЩНОСТЬ


 
Государство как политический институт обладает рядом существенных признаков, которые отличают его от негосударственных политических организаций (например партий, движений и т.д.). В современном международном праве выделяют три минимальных признака государства: территория, население (народ) и суверенная власть.
    Территория – это физическая, материальная основа государства. Данный признак отличает построение государства от родоплеменных, религиозных и др. объединений. Территория как признак государства нераздельна, неприкосновенна и неотчуждаема.
    Население есть человеческое сообщество, проживающее на территории данного государства и подчиняющееся его власти.
    Суверенная власть является определяющим признаком государства, т.е. обладает верховенством внутри страны и независимостью в отношениях с другими государствами. Будучи суверенной, власть, во-первых, является универсальной и распространяется на все население страны; во-вторых, обладает прерогативой отменить любые решения всех иных общественных властей; в-третьих, имеет исключительные средства воздействия (армия, полиция, тюрьма).
Кроме данных признаков некоторыми авторами выделяются такие компоненты государственности, как право, налоги, принуждение и т.д.
Таким образом, предшествующий анализ позволяет сформулировать следующее  определение государства. Государство  – это особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма (аппарата).
Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов. Функции отражают главные направления в деятельности государства по выполнению им своего предназначения. Их можно подразделить на внешние и внутренние.
внутренние: 
- экономическая,
- социальная,
- правовая,
- политическая,
- культурно-воспитательная.
Внешние:
- функция взаимовыгодного сотрудничества,
- обороны страны.
 
 
 
 
 

    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА И ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ.


 
Форма как совокупность внешних  признаков государства включает такие элементы: форму государственного устройства, форму правления.
Форма государственного устройства –  это национально-территориальная  организация государства и взаимоотношения  центральных, региональных органов. Основными  формами государственного устройства являются:
    унитарное государство (Финляндия, Франция, Япония);
    федерация (Россия, США, Канада);
    конфедерация (ее черты прослеживаются в Европейском Союзе).
Под формой правления понимается способ организации верховной государственной  власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании.
Принято различать две основные формы правления – республику и монархию.
Монархия представляет собой такую  форму правления, при которой  верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия.
Различают монархию двух видов:
    абсолютную (Саудовская Аравия, Катар, Оман);
    конституционную, которая в свою очередь делится на:
    дуалистическую (Иордания, Морокко) – монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично законодательной;
    парламентскую, здесь монарх обладает по существу представительскими функциями (Англия).
Республика представляет собой  форму правления, при которой  все высшие органы государственной  власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями.
Различают три формы республиканского правления: президентскую, парламентскую  и смешанную (полупрезидентскую).
При президентской форме правления  глава государства – президент  – одновременно является и главой правительства. Президентская республика отличается внепарламентским методом формирования правительства и отсутствием у последнего института парламентской ответственности.
Президентская республика впервые  была введена в США на основе конституции 1787 года.
Парламентская республика характеризуется  провозглашением верховенства парламента, перед которым правительство  несет политическую ответственность  за свою деятельность.
Парламент осуществляет по отношению  к правительству ряд функций: формирует и поддерживает его, издает законы, утверждает бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства и осуществляет за ним контроль. Парламентская форма правления осуществляется в Италии, Германии, Швейцарии, Ирландии и др.
Смешанная республика (полупрезидентская) существует в Австрии, Португалии, Франции  и др. При этой форме правления  сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства.
Таким образом, современные государства имеют довольно сложную структуру, которая характеризуется формой государственного устройства и правления.
«Политический режим» в узком смысле – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. В более широком плане  это понятие включает всю функциональную характеристику политической системы, совокупность институциональных, социальных и идеологических элементов, формирующих определенный облик политической власти. Именно политический режим придает качественную определенность политической системе. Не случайно, поэтому, синонимическое использование понятий: демократический политический режим – демократическая политическая система, тоталитарный политический режим – тоталитарная политическая система и т.д.
Вместе с тем понятие политический режим совместно с понятиями форма правления и форма государственного устройства определяют характеристику формы государства. В этом случае «политический режим» используется как синоним «государственного режима», хотя очевидно, что первое понятие по своему содержанию гораздо шире второго, поскольку включает в себя методы и способы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны других субъектов политики – политических партий и движений, общественных объединений и т.п.
Политический режим определяется многими параметрами. Среди них  важнейшими являются:
    степень участия народа в формировании политической власти;
    гарантированность прав и свобод личности и их соотношение с правами государства;
    степень реального участия народа в политической жизни, наличие механизмов прямой демократии;
    характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;
    положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;
    реальное соотношение между законодательной, исполнительной и судебной властями;
    положение политических партий, движений, общественных объединений граждан в политической системе; функционирование системы социального представительства;
    политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т.д.);
    доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;
    учет интересов меньшинства при принятии политических решений;
    наличие механизмов политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.
Эмпирическое описание политических режимов прошлого и современности  выявило бы их большое разнообразие и существенные особенности. Однако это разнообразие укладывается в три основные теоретические модели – демократического, авторитарного и тоталитарного политических режимов.
Понятие «демократия» означает, как  известно, «народовластие». При всей многозначности и неопределенности этого понятия можно выделить общие признаки демократии как современного конституционного строя и режима функционирования политической системы:
    признание народа источником власти, сувереном в государстве. Суверенитет народа выражается в том, что он посредством выборов формирует государственную власть и участвует в ее осуществлении прямо (с помощью референдумов, местного самоуправления, а также, главным образом, через выбираемые им представительные органы);
    периодическая выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;
    провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Особое значение для полноценного функционирования демократической политической системы имеет гарантированность прав граждан на участие в управлении государством – избирательного права, права на создание политических партий и других объединений, свободы слова, мнений, права на информацию и т.п.;
    принятие решений большинством и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении;
    демократический контроль общества над силовыми структурами (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.), используемыми только по прямому предназначению и строго в рамках законов;
    доминирование методов убеждения, согласования, компромисса; сужение методов насилия, принуждения, пресечения;
    реальное осуществление принципов правового государства, в том числе принципа разделения властей.
В зависимости от формы реализации суверенитета народа демократия может  быть подразделена на прямую, плебисцитарную и представительную.
Прямая  демократия предполагает непосредственное участие граждан в процессе подготовки, обсуждения и принятия решений. Историческим примером осуществления такой формы  можно назвать античные полисные демократии. В современных условиях эта форма демократии встречается на уровне местного самоуправления, а также в деятельности различных небольших коллективов. К прямой демократии относят также наделение избранных представителей так называемым императивным мандатом, предполагающим обязанность голосовать строго в соответствии с наказом избирателей.
Плебисцитарная  демократия в отличии от прямой предполагает право граждан голосованием принять  или отвергнуть уже подготовленные правительством решения. При этой форме  участие основной массы населения в процессе принятия решения сведено к голосованию (плебисциту).
Наиболее  распространенная в современных  государствах форма демократии –  представительная демократия. Граждане выбирают в органы власти своих представителей, которых наделяют правом принимать решения. Чаще всего представители получают так называемый свободный мандат, т.е. право принимать решения по своему усмотрению, с учетом интересов не только избирателей собственного округа, но и всей страны в целом. Доминирование в современном мире представительной демократии обусловлено не только размерами современных государств, но и, прежде всего, сложностью подавляющего большинства принимаемых решений, требующих высококвалифицированного подхода. Однако там, где это возможно, в демократическом обществе широко практикуются и прямая и плебисцитная формы. Особенно это касается уровня местного самоуправления, а также решения вопросов ценностного характера (например: референдум в Италии в 1973 году по вопросу о праве на развод, дискуссии в ряде стран об абортах и т.п.).
Современную демократию обычно характеризуют  как плюралистическую. В данном случае имеется в виду, что она базируется на многообразии (плюрализм – от лат. pluralis – множественный) общественных интересов (экономических, социальных, культурных, религиозных, этнических, групповых, региональных и т.п.) и форм их выражения (политических партий, общественных организаций, движений и т.д.). Вместе с тем плюралистичность современной демократии в концептуальном плане связана с пониманием народа-суверена как совокупности множества групп – социальных, профессиональных, этнических, демографических, территориальных, религиозных и т.п. Индивид как составная часть народа реализует свою политическую субъектность через участие в различных группах интересов. Политика воспринимается как сфера межгруппового взаимодействия конкуренции, борьбы, компромиссов, сотрудничества, а демократия – как форма правления, позволяющая многообразным общественным группам свободно выражать свои интересы и находить в конкурентной борьбе отражающие их баланс компромиссные решения. На государство при этом возлагается ответственность за нормальное функционирование всех секторов общественной системы и поддержание в обществе социальной справедливости. Оно же выступает в качестве арбитра, гарантирующего соблюдение законов, правил игры в соревновании групп и не допускающего монополизации власти.
Нормальное функционирование плюралистической демократии возможно лишь при наличии в обществе согласия относительно базовых ценностей, при признании и уважении всеми участниками политического процесса основ существующего государственного строя, демократических правил игры, прав и свобод человека и гражданина, законов страны.
Теория плюралистической демократии не во всем безупречна. Ее критики указывают  на следующие ее слабые стороны:
    в ней преувеличена степень групповой идентификации граждан; их участия в группах интересов; в реальности такая модель демократии не вовлекает большинство населения в политический процесс;
    различные группы интересов обладают неодинаковыми ресурсами влияния, следовательно, не может быть гармонического равновесия интересов общественных групп;
    плюралистическая демократия консервативна, малоэффективна, особенно при необходимости политического реформирования, поскольку для принятия решений требует широкого согласия всех заинтересованных групп.
Тем не менее, считается, что именно плюралистическая теория наиболее адекватно описывает политический режим современных западных демократий.
Для России и других постсоциалистических стран актуальными являются проблемы перехода к демократии, а также  оценки режимов, складывающихся на этом пути. Сложность перехода к демократии в этих странах обусловлена тем, что происходит глубокое преобразование всей общественной системы, включая экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Анализируя уже накопленный опыт, исследователи отчетливо выделяют два главных пути общественных и политических преобразований:
    быструю политическую и экономическую либерализацию западного образца, так называемую шоковую терапию (восточноевропейские страны, СССР и большинство постсоветских государств);
    так называемая китайская модель, суть которой состоит в сохранении авторитаристских черт, сильной власти центра и ее активном использовании для поддержания политической стабильности и проведения радикальных экономических реформ.
В любом случае в постсоциалистических обществах главным инструментом социальных преобразований является государство, а также другие политические институты. С осознанием этого факта связаны усилия российского руководства по укреплению государства и повышению эффективности государственного управления.
Недемократические политические режимы принято подразделять на тоталитарные и авторитарные.
Тоталитарные политические режимы возникли в ХХ веке, хотя тоталитарные идеи содержались в большинстве  утопических моделей общественного  устройства, выдвигаемых политическими  мыслителями разных эпох, начиная с античности.
Теория тоталитаризма складывалась в основном на основе анализа политических режимов социалистических стран, фашистских режимов в Италии и Германии. Однако после того, как фашистский и нацистский режимы были ликвидиро
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.