На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


доклад Три закона диалектики

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 07.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Глава 13. Три закона диалектики  
 Написал Максим ИВАНОВ    
17.06.2008
«В наши дни большинство  старшего поколения воспитаны так, чтобы (не что, а чтобы) при слове  «диалектика» их воротило с души, они  старались бы перевести разговор на другую тему, старались бы «заткнуть  глотку» говорящему или покинуть место разговора; а при невозможности  всего этого - тихо подремать до конца  «политбеседы».
Но представители старшего поколения, если их «напрячь», всё же способны вспомнить формулировки трёх законов диалектики, хотя: хороши эти  формулировки либо плохи? для чего и  как пользоваться ими так называемому  «простому человеку» в повседневной жизни? либо следует пользоваться иными - лучшими - формулировками? - они и  под пыткой в своём большинстве  не скажут.
Соответственно этому  опыту якобы никчёмности диалектики, выработанному старшими поколениями, молодёжь, выросшая в эпоху после  краха системы насаждения марксизма  в СССР, воспитана еще «лучше»: в своем большинстве она даже поверхностно не знает смысла слова  «диалектика».
На незнание такого рода можно  было бы признать право, если бы не одно обстоятельство: слишком многие ныне живущие не задумываются об их личностной культуре осмысления Жизни, вследствие чего по существу пытаются каждый в  одиночку пройти весь путь «от обезьяны до человека». Но в самом начале этого  пути они застревают в паутине  создаваемой ими же суеты и  погибают, поскольку, игнорируя прошлый  опыт человечества, автоматически воспроизводят  в своей жизни заблуждения  и ошибки прошлых поколений, усугубляя  тем самым жизненные обстоятельства как для самих себя, так и  для последующих поколений…»[1]
 
Несколько слов в защиту философии
Прежде чем мы перейдем к сути рассматриваемого вопроса, придется сделать три небольших, но важных замечания.
Замечание первое. Каждый человек  в своей повседневной жизни сталкивается с философией[2], и каждый человек - немножко философ. В древности все  ученые в первую очередь были философами, а философия (или метафизика) - прародительница  всех других наук (недаром при поступлении  в аспирантуру требуется сдавать  экзамен по философии). Одна из основных задач философии - поиски истины[3]. Однако большинство людей относится  к этой науке скептически, а некоторые  философию невзлюбили еще в вузе. Если бы студентам-технарям (да и гуманитариям тоже) дали волю, они исключили бы этот предмет из списка изучаемых  дисциплин. Вина в этом во многом лежит  на преподавателях философии, которые  уже на первом же занятии должны объяснить важность понимания основ  философии в будущей жизни  каждого человека. Причем не просто сказать, но и показать на практических примерах. Одним словом, проблема заключается  не в самой философии, а в тех, кто ее преподает. Сейчас, к сожалению, польза от ее изучения сведена к  минимуму.
Замечание второе. Многие недолюбливают  философию потому, что подвергают сомнению ее полезность. Сравним, для  примера, работу философа и программиста. Результат деятельности программиста можно увидеть и сразу же начать использовать. Результат деятельности философа может никогда и не пригодиться. Однако программисты в своей работе используют не только труды предыдущих «поколений» программистов, но и  труды философов (методы научного познания, законы логики и т.д.) - о чем программисты уже не помнят. Плохой программист  виден сразу, плохой философ - нет (возможно, по этой причине, среди философов  часто попадаются «имитаторы»[4]). Программист - это почти всегда узкий специалист, разбирающийся только в своем  круге вопросов, философ же - «птица другого полета», решающий «нематериальные» проблемы.
Замечание третье. Широко распространено мнение, что философия - очень трудная  для изучения и понимания наука. Это не так: та философия, которая  изучается в вузе, не сложнее других предметов (все зависит от прикладываемых усилий).
 
Что такое диалектика?
В древности диалектикой  называли искусство вести диалог и спор. Ныне этот термин может звучать  так - наука о наиболее общих законах  развития природы, общества и мышления. Или, проще говоря, диалектика - это  учение о развитии[5] всего сущего. Существует два общих метода изучения окружающего нас мира: метафизический (господствовавший до середины XIX века) и диалектический. Диалектический метод, в отличие от метафизического (где  объекты и явления рассматриваются  отдельно друг от друга, без учета  их взаимных связей), позволяет более  точно представлять окружающий мир, так как учитывает не только все  виды и формы взаимодействий между  предметами/явлениями, но и то, что  сами взаимодействия непрерывно изменяются.
 
Первый закон: единство и  борьба противоречий
Единство и борьба противоположностей - всеобщий закон действительности и ее познания человеческим мышлением. Каждый объект содержит в себе противоположности, которые находятся в неразрывном  единстве, взаимопроникают друг в  друга и взаимоисключают друг друга не только в разных но и  в одном и том же отношении. Их единство относительно, их борьба абсолютна. Борьба противоположностей означает, что противоречие непрерывно разрешается  и столь же непрерывно воспроизводится, а это ведет к превращению  старого предмета в новый. Этот закон  объясняет тем самым объективный  внутренний «источник» всякого движения (отвечает на вопрос «почему?»), позволяет  понять движение как самодвижение.
На бытовом уровне этот закон хорошо иллюстрируется на примере  человека, вся жизнь которого состоит  из борьбы противоположностей. В каждом человеке сочетаются хорошие и плохие качества. В одной ситуации человек  будет вести себя как «человек», в другой нет; сегодня он один, завтра - другой; окружающая среда постоянно  меняет человека, но и он постоянно  ее меняет…
 
Второй закон: переход  количественных изменений в качественные
Качество - это существенная определенность предмета, в силу которой  он является данным, а не иным предметом  и отличается от других. Количество - это определенность вещи, благодаря  которой (реально или мысленно) ее можно разделить на однородные части  и собрать эти части воедино. Существуют и другие определения. Качество - это система определенных свойств  и характеристик предметов, явлений. Количество - это исчисляемые параметры.
Мера - единство качества и  количества. Нарушение меры приводит к изменению данного предмета/явления, к превращению его в другой предмет/явление. Это происходит тогда, когда количественные изменения  достигают определенной границы  и превращаются в качественные. Один человек, например, подчиняется одним  законам, а вот толпа существует по несколько иным законам. Момент перехода из одного качественного состояния  в другой называется скачок. Он может  быть эволюционным или революционным. Кстати, смысл управления заключается  в том, чтобы предвидеть, в каком  направлении двигается управляемая  система и предупреждать возможные  изменения. Этот закон отвечает на вопрос «каким образом?» происходит движение и развитие.
 
Третий закон: отрицание  отрицания.
Новое всегда заменяет старое, потом само старее и заменяется новым, которое, в свою очередь… (при этом в новой форме удерживаются ценностные качества старой формы). То есть отрицание  само подвергается отрицанию.
Третий закон диалектики отвечает на вопрос «Куда? По какому пути?»  все движется и развивается (графически это можно представить в виде спирали). Логическая схема закона: тезис (утверждение), антитезис (отрицание  утверждение), синтез (отрицание отрицания). Смысл этого закона можно легко  понять на следующем примере. Маркс (создатель современной материалистической диалектики), отрицал идеалистическую  диалектику Гегеля. Но диалектика Маркса вряд ли бы появилась без диалектики Гегеля.
И еще один пример. В философском  словаре, изданном в 1963 году (в отличие  от издания 1955 года), статья «Сталин» исчезла (а он, замечу, был хорошим философом). В эти же годы освобождения от «культа  личности» советский народ заодно «освободили» от сталинского наследия. В результате теоретическая база строительства социализма-коммунизма была отброшена к Марксу и Ленину, чьи теории к тому времени порядком устарели и требовали изменений. Сталин же понимал[6], что экономическая  политика СССР должна измениться. Однако бюрократическая верхушка СССР предпочла  «забыть» наработки Сталина и  вернулась к марксизму-ленинизму (фактически, «откатившись» на несколько  десятилетий назад). С тех пор, как известно, несмотря на постоянно  изменяющиеся реалии, в Советском  Союзе теоретическая база практически  не подвергалась пересмотру.
 
P.S. Основные черты диалектического  метода[7].
1. Диалектический материализм  (д/м) рассматривает природу как  единое целое, где предметы  и явления зависят друг от  друга, друг друга обусловливают  - все находится в связи и  взаимодействии.
2. Д/м рассматривает природу  как непрерывность движения, изменения,  обновления, где всегда что-то  возникает и развивается, что-то  разрушается и отживает свой  век - все находится в движении  и изменении.
3. Д/м рассматривает природу  как процесс, в котором в  результате накопления незаметных  и постепенных количественный  изменений совершается скачкообразный  переход от незначительных, скрытых  количественных изменений к изменениям  открытым, коренным, качественным - количественные  изменения переходят в качественные. Развитие не есть простое повторение  пройденного, а постепенное движение  от низшей ступени к высшей, движение не по кругу, а по  восходящей линии (по спирали).
4. Д/м исходит из того, что предметам и явлениям природы  присущи внутренние противоречия, что все имеет свою отрицательную  и положительную сторону, свое  отживающее и развивающее и  что борьба между ними составляет  внутренне содержание процесса  развития, превращения количественных  изменений в изменения качественные - борьба противоположностей ведет  вперед.
 
Примечания:
[1] Отрывок из работы  «Диалектика и атеизм: две сути  несовместны».
dotu.ru/files/dialectica_book.zip <http://www.dotu.ru/files/dialectica_book.zip>
[2] Вернее с теми вопросами,  которые она изучает.
[3] Философия (по Аристотелю) - умозрительное понимание первых  основ и причин.
[4] «Имитатор» - человек, имитирующий  свою деятельность. Таких людей  полно в бюрократических системах.
[5] Развитие - закономерное  качественное изменение объектов, результатом которого является  переход этих объектов на иную (необязательно высшую) ступень организации.
[6] См. его работу «Экономические  проблемы социализма».
[7] Из «Краткого философского  словаря», год издания 1955.
 
г. Новочебоксарск, 31 августа 2004 года.
 
 
 
 
онятие и принципы диалектики
 
Содержанием научной теории выступают ее принципы и законы.
 
Принципами называют основополагающие идеи, определяющие практическую или  духовную активность человека, например в построении какой-либо системы  знаний (теории). Для диалектики такими основополагающими идеями выступают:
принцип всеобщей связи;
принцип развития всех форм бытия.
 
Говоря о принципе всеобщей связи, подразумевают, что любой  объект нашего мира прямо или через  другие объекты связан со всеми объектами. Например, каждый человек связан с  планетой Земля. Наша планета связана  с Солнцем. Солнечная система  связана физическими зависимостями  с другими системами нашей  Галактики, та, в свою очередь, с другими  галактиками. Если мы графически изобразим  эту ситуацию в виде точек (объектов), соединенных друге другом линиями (связями), то увидим, что каждый человек  состоит в связи со всеми космическими объектами, т. е. со всей Вселенной. Другое дело, что эти зависимости могут  быть практически незаметными. Подобным образом можно проследить цепочки  связей всех объектов на Земле.
 
Особое значение имеет  понятие «закон». Многие люди, тем  более осваивающие юридическую  специальность, применяют данное понятие  слишком узко, забывая, что кроме  юридических существуют другие законы. Понятием «закон» обозначают особый род связей. Это существенная, устойчивая, необходимая связь между объектами.
 
Связи между различными вещами и явлениями в природе имеют  объективный характер. Независимо от того, знает или нет о них  человек, понимает или не понимает суть событий, эти связи реализуются  при наличии соответствующих  условий. Такие устойчивые и необходимые  естественные связи называют законами природы.
 
Если человек силой  разума проникает в суть протекающих  процессов, если ему удается открыть  причины определенных событий, условия  осуществления тех или иных связей, то эти знания формулируются как  законы науки. Это субъективное описание природных связей человеком. Совершенно очевидно, что законы науки чаще всего описывают природные связи  приблизительно, ведь человек не знает  всего. Поэтому люди часто терпят неудачу, когда слишком полагаются на свои знания, даже если считают их научными. Например, иногда людям становится непонятно, почему ломается техника.
 
С пониманием отношений между  людьми дело обстоит сложнее. Мотивы активности или пассивности людей  различны и часто не устойчивы. Можно  предугадать, как «поведет себя»  дерево в течение часа. Как поведет  себя человек в ближайшие минуты, — сказать трудно, а группа людей — еще труднее. Мотивы поступков одного человека даже в сходных ситуациях различны: вчера хотел выступить на семинаре, а сегодня уже не хочет; утром не хотел делать зарядку, а сейчас с удовольствием бы размялся; пять минут назад какое-то занятие ему казалось важным, а сейчас ему просто не до него; и т. д.
 
Для того чтобы в обществе сохранялся порядок, в нем приходится устанавливать правила отношений, т. е. наличие или отсутствие зависимостей между людьми. Найти, определить связи, которые удовлетворяли бы всех людей, очень трудно, если вообще возможно. Поэтому законодательные органы разрабатывают обобщенные правила  поведения. В данном смысле юридические  законы - предписываемые людям связи  с другими объектами. Это искусственные (функциональные) связи.
 
 
 
Доклад
)Законы диалектики 
Постоянно развивающаяся  борьба старого и нового, противоположного и
противоречивого, возникающего и исчезающего приводит мир к  новым структурам.
Сама эта борьба объективно предполагает необходимость диалектики-научной
теории развития, метода познания природы, общества и мышления.
Всё, что происходит в мире ,а именно: изменение, движение и  развитие-
подчиняется законам диалектики. Диалектика как наука составляет душу
марксизм
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.