На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Методы психологической коррекции

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 07.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ,
МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ  ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
ФАКУЛЬТЕТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
 
 
 
 
 
 
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ
по дисциплине «Психопрофилактика и психокоррекция»
на тему: «Методы психологической  коррекции»
 
 
 
 
Выполнил
студент 5 курса
группы ППЗ 07-11А
Мельчаков В.
 
 
 
 
 
Донецк 2013
 

Содержание

 

Введение

 
 Психологическая культура  – это забота о своем психическом  здоровье, умение выходить из  психических кризисов самому  и помогать близким людям. В  психологической культуре выделяют  три основных компонента:
1.      Самопознание  и самооценка.
 2.      Познание других людей.
3.      Умение  управлять своим поведением, эмоциями, общением.
 Овладение психологической  культурой само по себе несет  большой психотерапевтический заряд.  Но иногда случается, что человек не может самостоятельно справиться с травмирующей ситуацией, разобраться в своих проблемах и ему требуется психологическая помощь специалиста.
 Психологическая помощь  включает в себя психодиагностику, психокоррекцию, психологическое консультирование, профориентирование и др. Психолог – специалист с базовым психологическим образованием, который владеет методами оценки психологических явлений и умением их корректировать. Психолог оказывает адекватную помощь в зависимости от возраста, особенностей жизненной ситуации человека, состояния здоровья, наличия или отсутствия определенного жизненного и социального опыта и т.д.
 Цель работы: рассмотреть  методы психокоррекции.
 В первой части  работы мы рассмотрим понятие  психокоррекции, её цели, задачи, принципы. Во второй части – методы психокоррекционной работы
 – социально-психологический  тренинг;
 – сказкотерапевтический метод.
 
 
 

1. Психологическая коррекция:  цели, задачи, принципы

 
Психокоррекция - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.
Основными принципами психокоррекционной работы являются следующие:
1. Принцип единства диагностики и коррекции.
2. Принцип нормативности развития.
3. Принцип коррекции «сверху вниз».
4. Принцип коррекции «снизу вверх».
5. Принцип системности развития психической деятельности.
6. Деятельностный принцип коррекции.
Принцип единства диагностики  и коррекции отражает целостность  процесса оказания психологической  помощи как особого вида практической деятельности психолога. Подробно рассмотренный в трудах Д.Б. Эльконина, И.В. Дубровиной и др., этот принцип является основополагающим всей коррекционной работы, так как эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы.
Названный принцип реализуется  в двух аспектах.
Во-первых, началу осуществления  коррекционной работы обязательно  должен предшествовать этап прицельного  комплексного диагностического обследования, на его основании составляется первичное  заключение, и формулируются цели и задачи коррекционно-развивающей работы. Эффективная коррекционная работа может быть построена лишь на основе предварительного тщательного психологического обследования. В то же время «самые точные, глубокие диагностические данные бессмысленны, если они не сопровождаются продуманной системой психолого-педагогических коррекционных мероприятий» (Д.Б. Эльконин, 1989).
Во-вторых, реализация коррекционно-развивающей  деятельности психолога требует  постоянного контроля динамики изменений личности, поведения, деятельности, динамики эмоциональных состояний клиента, его чувств и переживаний в процессе коррекционной работы. Такой контроль позволяет внести необходимые коррективы в задачи самой программы, вовремя изменить и дополнить методы и средства психологического воздействия на клиента. Таким образом, контроль динамики хода эффективности коррекции, в свою очередь, требует осуществления диагностических процедур, пронизывающих весь процесс коррекционной работы и предоставляющих психологу необходимую информацию и обратную связь. Принцип нормативности развития. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.
Понятие «психологический возраст» было введено Л.С. Выготским. Это «тот новый тип строения личности, ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход развития в данный период» (Л.С. Выготский, 1984, с. 248).
Таким образом, при оценке соответствия уровня развития ребенка  возрастной норме и формулировании целей коррекции необходимо учитывать  следующие характеристики:
1. Особенности социальной ситуации развития (например, изменение типа образовательного или воспитательного учреждения, круга общения ребенка, включая сверстников, взрослых, семейное окружение и т.д.).
2. Уровень сформированности психологических новообразований на данном этапе возрастного развития.
3. Уровень развития ведущей деятельности ребенка, ее оптимизация.
Кроме понятия «возрастная  норма» психологу приходится встречаться  с понятием «индивидуальная норма», которая позволяет наметить в  пределах возрастной нормы развития программу оптимизации развития для каждого конкретного клиента с учетом его индивидуальности и самостоятельного пути развития.
Принцип коррекции «сверху  вниз». Данный принцип, выдвинутый Л.С. Выготским, раскрывает направленность коррекционной работы. В центре внимания психолога стоит завтрашний день развития, а основным содержанием коррекционной деятельности является создание «зоны ближайшего развития» для клиента (у Л.С. Выготского такими клиентами выступали дети). Коррекция по принципу «сверху вниз» носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований.
Принцип коррекции «снизу вверх». При реализации этого принципа в качестве основного содержания коррекционной работы рассматриваются  упражнение и тренировка уже имеющихся психологических способностей. Этот принцип реализуется в основном сторонниками поведенческого подхода. В их понимании коррекция поведения должна строиться как подкрепление (положительное или отрицательное) уже имеющихся шаблонов поведения с целью закрепления социально-желательного поведения и торможения социально-нежелательного поведения.
Таким образом, главной  задачей коррекции «снизу вверх» становится вызывание любыми способами  заданной модели поведения и ее немедленное  подкрепление. В центре коррекции - наличный уровень психического развития, понимаемого как процесс усложнения, модификации поведения, комбинации реакций из уже имеющегося поведенческого репертуара.
Принцип системности  развития психологической деятельности. Этот принцип задает необходимость учета в коррекционной работе профилактических и развивающих задач. Системность этих задач отражает взаимосвязанность различных сторон личности и гетерохронность (т.е. неравномерность) их развития. В силу системности строения психики, сознания и деятельности личности все аспекты ее развития взаимосвязаны и взаимообусловлены. При определении целей и задач коррекционно-развивающей деятельности нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами, а необходимо исходить из ближайшего прогноза развития. Вовремя принятые превентивные меры позволяют избежать различного рода отклонений в развитии, а тем самым необходимости развертывания в целом системы специальных коррекционных мероприятий.
Реализация принципа системности развития в коррекционной работе обеспечивает направленность на устранение причин и источников отклонения в психическом развитии. Успех такого пути коррекции базируется на результатах диагностического обследования, итогом которого становится представление системы причинно-следственных связей и иерархии отношений между симптомами и их причинами.
При определении стратегии  коррекционной работы принцип системности  развития оказывается тесно связанным  с принципом коррекции «сверху  вниз»: системность анализа актуального  уровня развития, достигнутого ребенком к моменту обследования, осуществляется с точки зрения центральной линии развития, сложившейся иерархии форм психической деятельности на каждом возрастном этапе, определяющей зону ближайшего развития и перспективы.
Деятельностный принцип коррекции. Данный принцип определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств и способов достижения цели, тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей.
Суть его заключается  в том, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности клиента, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки в трудных, конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности. Коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте той или иной деятельности, являясь средством, ориентирующим активность.
Согласно данному принципу основным направлением коррекционной  работы является целенаправленное формирование обобщенных способов ориентировки клиента в различных сферах предметной деятельности, межличностных взаимодействий, в конечном счете, в социальной ситуации развития. Сама коррекционная работа строится не как простая тренировка навыков и умений, а как целостная осмысленная деятельность, естественно и органически вписывающаяся в систему повседневных жизненных отношений клиента. Деятельностный принцип коррекции: во-первых, определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, а во-вторых, задает способы коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности путем формирования обобщенных способов ориентировки. В отечественной психологии цели коррекционной работы определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым. На этом основании выделяют три основных направления и области постановки коррекционных целей:
1. Оптимизация социальной ситуации развития.
2. Развитие видов деятельности ребенка.
3. Формирование возрастно-психологических новообразований.
В зарубежной психологии причины трудностей развития ребенка  усматриваются либо в нарушении  внутренних структур личности (З. Фрейд, М. Клайн и др.), либо в дефицитарной или искаженной среде или объединяют эти точки зрения. А отсюда цели воздействия понимаются либо как восстановление целостности личности и баланса психодинамических сил, либо как модификация поведения ребенка за счет обогащения и изменения среды и научения его новым формам поведения. Выбор методов и техник коррекционной работы, определение критериев оценки ее успешности в конечном счете будут определяться ее целями. При конкретизации целей коррекции необходимо руководствоваться следующими правилами: Цели коррекции должны формулироваться в позитивной, а не в негативной форме. Определение целей коррекции не должно начинаться со слова «не», не должно носить запретительного характера, ограничивающего возможности личностного развития и проявления инициативы клиента. Негативная форма определения целей коррекции представляет собой описание поведения деятельности, личностных особенностей, которые должны быть устранены, описание того, чего не должно быть. Позитивная форма представления коррекционных целей, напротив, включает описание тех форм поведения, деятельности, структур личности и познавательных способностей, которые должны быть сформированы у клиента. Позитивная форма определения целей коррекции содержательно задает ориентиры для точек роста индивида, раскрывает поле для продуктивного самовыражения личности и тем самым создает условия для постановки личностью в дальнейшей перспективе целей саморазвития. Цели коррекции должны быть реалистичны и соотнесены с продолжительностью коррекционной работы и возможностями переноса клиентом нового позитивного опыта и усвоенных на коррекционных занятиях способов действий в реальную практику жизненных отношений. Если цели далеки от реальности, то психокоррекционная программа являет собой большее зло, чем ее отсутствие, так как опасность состоит в том, что создается впечатление, что делается что-то полезное, и поэтому заменяет собой более существенные усилия.
 
 
 
 
 
 

 2. Методы психокоррекции

 2.1. Социально-психологический тренинг

 Социально-психологический  тренинг – область практической  психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.
 
 Базовые методы  социально-психологического тренинга  – групповая дискуссия и ролевая  игра в различных модификациях  и сочетаниях. Численность группы – обычно от 7 до 15 человек; продолжительность общего цикла занятий – от нескольких дней до месяцев. Встречи участников могут быть ежедневными или более редкими (1-3 раза в неделю). Продолжительность отдельной встречи – от полутора до трех и более часов. Возможны так называемые группы-марафоны, проводимые за два-три дня непрерывной работы.
 
 Общая цель социально-психологического  тренинга конкретизируется в  следующих задачах:
 
1) овладение психологическими  знаниями;
 
2) формирование умений и навыков в сфере общения;
 
3) коррекция, формирование и  развитие установок, нужных для  успешного общения;
 
4) развитие способности адекватного  и полного познания себя и  других людей;
 
5) коррекция и развитие системы  отношений личности.
 
 Различие акцентов в конкретных задачах, исходных посылках и методические модификации приводят к многообразию частных форм тренинга. Наиболее известны: поведенческий тренинг, тренинг чувствительности, ролевой тренинг, видеотренинг и т.д.
 
 Основной контингент участников составляют представители профессий, чья деятельность предполагает интенсивное общение, а также люди, испытывающие трудности в сфере человеческих контактов.
 
 В группе социально-психологического тренинга особый акцент делается на создании климата доверия, позволяющего реализовать большую по сравнению с повседневным общением интенсивность открытой обратной связи. В результате участники получают возможность реально увидеть себя со стороны и сориентироваться в собственном сложившемся опыте общения, что является необходимой предпосылкой и составляющей развития компетентности в общении.
 
 Создание климата  доверия существенно определяется  особой формой проведения занятий,  когда ведущий не является преподавателем в традиционном смысле. Его ролевая позиция направлена не на противопоставление себя группе, а на интеграцию с ней: он выступает одним из участников групповой работы, хотя и задает на первых этапах групповые нормы и модели поведения. Для достижения целей тренинга ведущему нужно создать условия для формирования группы высокого уровня развития.
 
 Здесь он опирается  на ряд принципов в организации  занятий:
 
1) принцип активности  участников – в ходе занятий  члены группы постоянно вовлекаются  в различные действия: обсуждение и проигрывание ситуаций ролевых, предложенных самими участниками; наблюдение по заданным критериям за поведением участников ролевых игр; выполнение специальных устных и письменных упражнений, и пр.;
 
2) принцип исследовательской позиции – в ходе работы в группах тренинга создаются такие ситуации, когда участникам нужно самим найти решение проблемы, самостоятельно сформулировать уже известные психологии закономерности взаимодействия и общения людей;
 
3) принцип объективации  поведения – в начале занятий поведение участников группы переводится с импульсивного на объективированный уровень и поддерживается на этом уровне: важное средство объективации поведения, используемое во всех видах тренинга, – это особым образом организованная обратная связь, эффективность которой существенно повышается при использовании видеозаписи;
 
4) принцип партнерского  общения – предполагает признание  ценности другой личности, ее  мнений, интересов, а также принятие  решения с максимально возможным  учетом интересов всех участников общения (а не достижение одной из сторон своих целей за счет интересов другой).
 
 Программа психотехники  общения включает: упражнения на  снятие мышечных зажимов, мышечных  напряжений, упражнений на формирование  мускульной свободы в процессе общения, упражнения на овладение навыками психофизической саморегуляции суггестивным путем; упражнения на развитие навыков произвольного внимания, наблюдательности, упражнения на развитие навыков невербального общения, упражнения на выполнение простейших коммуникативных действий, упражнения на формирование умения управлять вниманием партнеров по общению.
 
 Упражнения на формирование  навыков привлечения внимания  партнера признаны способствовать  овладению такими способами привлечения  удержания внимания, как:
 
 а) организация  в общении эффекта неожиданности,  т. е. использование в общении  или неизвестной ранее информации, или привлечение неожиданностью  способа взаимодействия;
 
 б) организация  «коммуникативной провокации», т.  е. на короткое время вызвать у партнера по общению ситуацию несогласия с изложенной информацией, доводом, аргументом, а затем стимулировать поиск своей позиции и способа ее изложения;
 
 в) гиперболизация  как способ заострения внимания  партнера по общению;
 
 г) коммуникативное  усиление ценностных аргументаций, которые доминируют у партнера по общению;
 
 д) коммуникативное  сопоставление все «за» и «против»  даст возможность организовать, а затем удержать внимание  через изложение самых разнообразных,  и часто противоположных, точек  зрения;
 
 е) ситуативное  интервьюирование через постановку  прямых вопросов ставит партнера  по общению перед необходимостью  включаться в коммуникативную  деятельность;
 
 ж) апелляция к  авторитету для поддержания собственных  взглядов, выводов;
 
 з) организация  сопереживания через максимальное использование в общении экспрессивных средств, опоры на ассоциативность восприятия и жизненные интересы партнеров;
 
 и) драматизация  ситуации общения как столкновение  интересов, борьбу партнеров по  общению.
 
 Упражнения по формированию навыков переключения внимания партнеров предусматривает овладение такими способами: а) проблемно-тематическое переключение; б) событийное переключение; в) ассоциативное переключение; г) ретроспективное переключение; д) интонационное переключение и т. д.
 
 Упражнения на формирование  навыков стимулирования внимания  партнеров по общению предусматривает  овладение способами эмоциональной  поддержки внимания, интонационной  поддержки внимания и прямого  вербального стимулирования.
 
 Развитие различных  форм социально-психологического тренинга связано с ведущими ориентациями психологии. В западной традиции это были необихевиоризм, современный психоанализ, когнитивизм, психология экзистенциальная и психология гуманистическая. С последней как раз связано широкое распространение форм групповой психологической работы, в частности, социально-психологического тренинга.

 2.2. Сказкотерапия

 Сказкотерапией люди  занимались всегда. Правда, называли  это иначе. Сегодня мы выделяем  четыре этапа в развитии сказкотерапии.  Примечательно, что ни один из выделяемых нами этапов не заканчивался, уступая место новому. Поэтому каждый этап ознаменовывал начало определенного процесса.
 
 Первый этап сказкотерапии  – устное народное творчество. Его начало затеряно в глубине  веков, но процесс устного (а позднее и письменного) творчества продолжается по сей день.
 
 Второй этап сказкотерапии  – собирание и исследование  сказок и мифов. Исследование  мифов и сказок в психологическом,  глубинном аспекте связано с  именами К.-Г. Юнга, М.-Л. фон  Франц, Б. Беттельхейма, В. Проппа и других. Приятно отметить, что и терминология психоанализа основана на мифах... Процесс познания скрытого смысла сказок и мифов продолжается по сей день.
 
 Третий этап –  психотехнический. Наверное, нет ни  одной педагогической, психологической и психотерапевтической технологии, в которой бы ни использовался прием «Сочини сказку». Современные практические подходы применяют сказку как технику, как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности.
 
 Четвертый этап  – интегративный. Этот этап связан с формированием концепции Комплексной сказкотерапии, с духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков.
 
 Сегодня все больше  внимания уделяется развитию  творческих способностей, «креативности»  ребенка и взрослого. Эрих Фромм  сформулировал понятие креативности  как «способность ребенка, взрослого  удивляться и познавать, умение  находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Процесс познания Мира и собственных возможностей подобен сказочной дороге, полной неожиданных находок и приключений. А сказочная история, передающая жизненный опыт многих поколений, наполненная удивительными образами, тайной и волшебством, – часто бывает самой короткой дорожкой, по которой можно подойти к внутреннему миру ребенка, помочь ему понять «законы» окружающей действительности.
 
 Форма метафоры, в которой созданы сказки, истории, притчи, анекдоты, наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие. Кроме того, работа со сказкой, моделирование в рамках сказочной формы развивают личность педагога, создают невидимый мост между ребенком и взрослым, сближают родителей и детей.
 
 Многие психологи,  педагоги, дефектологи, воспитатели  и родители применяют магическое  воздействие сказки в своей  работе и процессе воспитания. Однако еще не все возможности и достоинства сказок используются специалистами в полной мере. В форме сказки, метафоры могут быть синтезированы современные многочисленные психологические технологии, так необходимые педагогам, воспитателям, дефектологам, и, конечно же, родителям. С ними дети проводят значительную часть времени. Именно они на современном этапе становятся основными потребителями психологических технологий. Однако психологические подходы многочисленны, сложно сформулированы, и это делает их недостаточно доступными для потенциальных пользователей. Поэтому основной задачей сказкотерапии стало синтезирование  наиболее эффективных психологических технологий в рамках сказочной формы; объединение и адаптация множества психотерапевтических приемов в единый сказочный контекст. В этом заключается актуальность и новизна комплексной сказкотерапии.
 
 Это метод, использующий  сказочную форму, ореол волшебства  для интеграции личности, развития  творческих способностей, развития  адаптивных навыков, совершенствования  способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции
 
 Вера в чудеса  живет внутри нашей души, как  ее потенциальная способность.  Поэтому очень важно создать  такие условия для психологической  и педагогической работы, в которых эта способность проявляется, усиливается и помогает человеку преодолевать то, что тормозит его развитие.
 
 Этот аспект стал  основополагающим в создании  концепции сказкотерапии. Ибо  сказкотерапия – это и терапия  средой, особой сказочной обстановкой,  в которой могут проявляться потенциальные части личности.
 
 Принципы сказкотерапевтической  психодиагностики, коррекции и развития  близки к принципам гуманистической,  позитивной терапии:
 
1. Под психодиагностикой  с помощью «сказочных» приемов  подразумевается проективная диагностика, описывающая как целостную картину личности, так и отдельные ее проблемные и потенциальные элементы.
 
2. Под сказкотерапевтической  коррекцией понимается систематическое  усиление потенциальности и творческих  способностей человека, за счет которого происходит пре одоление проблемных элементов.
 
3. Сказкотерапевтическая  коррекция исключает директивное  изменение негативных форм поведения.  Вместо этого предлагается принцип  «расширения спектра альтернативных  реакций». То есть человеку в  сказочной форме предлагается множество моделей поведения в различных ситуациях и предоставляется возможность проиграть, «прожить» как можно больше из этих моделей. Опыт показывает, что чем больше у человека арсенал возможных решений, моделей поведения, тем лучше он адаптирован к условиям окружающего мира.
 
 Источниками концепции  сказкотерапии стали работы А.С.  Выготского, Д.Б. Эльконина, исследования  и опыт Б. Беттельхейма, терапия  историями Р. Гарднера, работы  Э. Фромма, Э. Берна, идеи К.-Г.  Юнга и М.-А. фон Франц, позитивная терапия притчами и историями Н. Пезешкяна, исследования детской субкультуры М. Осориной, работы В. Проппа, идеи Е. Романовой, психотерапевтические сказки и идеи А. Гнездилова, опыт А. Захарова а также разработки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой.
 
 В последнее время  к методу сказкотерапии тяготеет  все больше специалистов: психологов, психотерапевтов, психиатров, педагогов,  воспитателей, дефектологов. Появились  сказкотерапевтические программы  Г. Азовцевой, А. Лисиной, Т.  Речицкой.
 
 Коллективом Института сказкотерапии получены сведения о новых областях применения метода. Это не только детские дошкольные учреждения и школы, но и центры реабилитации инвалидов, детей с различными проблемами развития, исправительные учреждения (для особо «трудных» подростков), высшие учебные заведения. Уникальную сказкотерапевтическую работу с онкологическими больными и другими сложнейшими пациентами проводит Андрей Владимирович Гнездилов (в хосписе и в созданном им домашнем театре «Комтемук»).
 
 Сказкотерапия тесно  связана с арттерапией (терапия искусством) и игровой терапией, с гешталът-терапией, психосинтезом, телесноориентированной терапией, психоанализом и ТРИЗом. Пути развития сказкотерапии предполагают включение лучших элементов различных психологических и педагогических разработок.
 
 В сказкотерапевтическом  процессе на данный момент  используется пять видов сказок:
 
1. Художественные (авторские,  народные);
 
2. Дидактические (обучающие);
 
3. Психотерапевтические (сказки, притчи, библейские истории);
 
4. Психокоррекционные (сказки, истории);
 
5. Медитативные.
 
 Сказки конструируются  в соответствии с актуальной  ситуацией и подаются под различными  «соусами»: анализ, рассказывание,  сочинение, переписывание, куклотерапия, имидж-терапия, рисование, психодинамические  медитации, постановка сказок в песочнице и многое другое (и это не сама сказкотерапия, а увлекательный ее контекст).
 
  «Быть может, действительно  в наше непростое время, когда  у многих теряется смысл жизни,  вера и надежда, сказки с  хорошим концом могут помочь найти маленьким и взрослым свой Путь...»

 Заключение

 
 В своей работе  мы рассмотрели понятие психокоррекции  и два метода психокоррекции: сказкотерапевтический метод и  социально-психологический тренинг.
 
 Психокоррекция –  это комплекс, система мероприятий, направленных на исправление психических или поведенческих особенностей человека которые по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» модели, с помощью специальных средств психологического воздействия.
 
 Тренинг социально-психологических  и психотехнических умений, необходимых для общения, заключается в выработке социально-психологических умений, связанных с овладением процесса взаимосвязи, взаимопонимания, взаимоотношений, взаимовлияний.
 
 Сказкотерапия –  это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем; образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность; объективизации проблемных ситуаций;  активизации ресурсов, потенциала личности; экологического образования и воспитания ребенка. Это процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг.
 
 Значение психокоррекционной  работы огромно в процессе  воспитания и развития детей,  восстановления взаимоотношений  с окружающими людьми, решении поведенческих и психологических проблем  человека, а также в профориентации и развитии и становлении личности.
 
 
 

 Список литературы

 
    Аверин А.В. Психология детей и подростков. – СПб, 1998. – 208с.
    Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений. – М., 1994. – 316c.
    Мир детства и традиционная культура: Сборник научных трудов и материалов / Сост. С.Т. Айвазян. – М., 1994. – 405c.
    Мухина В.С. Детская психология. – М., 1999. – 180c.
    Оклепдер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. – М., 1997. – 312c.
    Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: Сфера, 2002. – 315c.
    Хухлаева О.В. Лесенка радости. Коррекция негативных личностных отклонений в дошкольном и младшем школьном возрасте. Методическое пособие для психологов детского сада и начальной школы. – М.: Совершенство, 1998. – 273c.
    Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической помощи. – М., 2002. – 312c.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.