На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Зрительные агнозии

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 07.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление:
1. Введение ………………………………………………………………………………………………………3
2. Зрительные агнозии……………………………………………………………………………………..4
3. Нейропсихологическая реабилитация…………………………………………………………7
4. Заключение………………………………………………………………………………………………….15
5. Использованная литература……………………………………………………………………….16
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Зрение  в жизни человека имеет огромное значение. Это основной сенсорный  канал, который связывает его  с внешним миром.Зрительная система человека устроена очень сложно. Благодаря зрению мы воспринимаем окружающий нас мир в объёме и красках, мы читаем и смотрим телевизор- ведем полноценную жизнь. Поэтому лечение зрительных агнозий и восстановлением высших психических функций , нарушенных вследствие локальных поражений головного мозга на данный момент является одной из самых распространенных  нарушений в облости нейропсихологии.
Наука нейропсихология  возникла относительно недавно по сравнению  с другими науками. Но не смотря на это же было проведено много исследований в этой области. Основные методы лечения- перевод процесса на высший, осознанный уровень; замена выпавшего звена функциональной системы новым, нейропсихологическая  квалификация дефекта, опора на сохраненные деятельности, внешнее программирование восстанавливаемой функции и т.п. А также соединение нейропсихологических методов восстановления с медикаментозными и социально-реабилитационными ( групповые методы восстановления, изменения личности больного).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Зрительные  агнозии
В нейропсихологии  выделяют  зрительную предметную агнозию, зрительно-пространственную агнозию, буквенную агнозию, лицевую агнозию, цветовую агнозию.
Зрительная  предметная агнозия. Правильно оценивая отдельные элементы объекта, больной не может понять его смысл в целом. Он воспринимает только один признак и на его основе строит логические гипотезы. И.М Тонконогий и А. Пуанте предлагают различать две формы зрительной предметной агнозии – апперцептивную и ассоциативную [23]. Апперцептивная зрительная предметная агнозия проявляется в том, что больной не в состоянии проводить анализ формы реальных объектов и их изображений, в результате чего сильно затрудняется опознание. Хотя пациент делает попытки описать общую форму объекта, он не может указать на конкретные детали, необходимые для его правильного указания, Для компенсации дефекта он пытается использовать другие зрительные характеристики- цвет, размер и глубину. Например: пациент у которого апперцептивная агнозия развилась после отравления угарным газом, воспринимает контурное изображение льва как изображение животного, но не мог определиться с тем, что он конкретно видит. Он узнал льва лишь тогда, когда к рисунку добавлялся цвет. Ассоциативная предметная агнозия заключается в невозможности визуального опознания объекта при сохранности оценки его базовых свойств, таких, как форма, цвет и текстура. Больной способен нарисовать объект, или скопировать рисунок, но не может соотнести их с образцами, хранящимися в памяти. Нарушение переработки необычной зрительной информации наблюдается и в отсутствии отчётливых зрительных агнозий. Они связаны с ситуациями, когда человеку приходиться воспринимать объекты в непривычном окружении и ракурсе, а также скрытые, перекрывающиеся и незавершённые объекты. В исследованиях показано, что пациенты с поражением затылочно-височной области полагались при зрительном опознании таких объектов на другие значения, нежели здоровые люди- они пытались реконструировать образ по почти полному перечню деталей. И.М. Тонконогой и А. Пуантэ  полагают, что фактор времени в данном случае играет важную роль, эти нарушения особенно заметны при необходимости быстро принимать решение [3].
Локализация зрительных агнозий
Вид агнозии
Локализация
Зрительная предметная
Агнозия апперцептивного
типа
Чаще наблюдается при двухсторонних  поражениях затылочных областей коры
Зрительная предметная
Агнозия ассоциативного типа
В большинстве случаев двухсторонние  поражения затылочных и задневисочных  областей коры
Симультанная агнозия
Двухстороннее или правостороннее поражение  затылочно-теменных областей коры,причем в затылочной области более страдают латеральные и верхние отделы
Зрительно- пространственная агнозия
Правосторонние или двусторонние поражения правого полушария (затылочно-теменные отделы). В случае односторонней  зрительно-пространственной агнозии  у правшей поражается правое полушарие
Буквенная агнозия
Левосторонние поражение затылочно-теменной коры
Лицевая агнозия
Двусторонние поражение затылочно-височной области. Как правило, всегда поражается и мозолистое тело
Цветовая агнозия
Левостороннее поражение затылочной коры, распространяющееся на теменную и височную доли, или билатеральные поражения
 

При симультанной агнозии отмечается невозможность  одновременного восприятия нескольких зрительных объектов .Больной может воспринимать только один объект, независимо от его величины, он не в состоянии плавно переводить взор с одного объекта на другой, писать, соблюдая строки, или рисовать сложные фигуры. Например, больной способен распознать прямоугольник, составленный из отдельных точек, но не может подсчитать их количество, так как одновременно видит лишь одну точку[3].
Больной с оптико пространственной агнозией не в состоянии ориентироваться  в городе и даже в пределах собственной  комнаты, оценить пространственные признаки изображения, читать географическую карту, распознавать буквы, имеющие право-левую ориентацию, различать правую и левую половину тела: « Всё дело в том, что я забыл, куда мне сейчас идти… Где же я нахожусь теперь и  где теперь находиться моя палата? Я оглядываюсь кругом, смотрю во все стороны, но ничего не могу понять, где что находиться, куда мне теперь идти… А тут мне ещё вспомнились вдруг слова «вправо», «влево», «назад». «вперёд», «вверх», «вниз», и я никак не мог разобраться в этих словах, не мог почему-то понимать их на практике. Заодно мне вспомнились слова «юг», «север», «запад», « восток» , и я ещё хуже не мог понять, как два слова друг с другом, связаны, т. е. я не мог понять «юг и запад» по расположению своему рядом связаны, или напротив, и даже забыл, как и с какой стороны находятся юг или запад, и т.д. ..Я вышел погулять-и опять то же самое. Я забыл. Где же наше здание…куда мне идти сейчас? Я смотрю на солнце, но не вспоминаю, куда же теперь должно двигаться солнце-влево или вправо?[2].
Аналогичным образом у пациентов с пространственной агнозией нарушается письмо и рисунок, затрудняется пространственно ориентированные  движения. При правостороннем поражении  отмечается игнорирование левой  половины зрительного поля. Даже копируя рисунок, пациенты изображают только одну сторону предмета [2]. Некоторые авторы полагают, что оптико-пространственная агнозия не является единым синдромом и включает в себя различные по характеру нарушения: нарушения ориентации в трёхмерном пространстве, включая агнозию глубины; нарушение перевода двухмерных изображений в трёхмерные; топографическую дезориентацию и др. в частности пациенты с агнозией глубины не в состоянии оценить абсолютное расстояние до объекта и взаимное расположение двух объектов. Например. Они не могут сказать, какой объект находиться ближе к ним, или подсчитать объекты, расположенные на одной линии. Пациенты с топографической дезориентацией не ориентируются в собственном доме или в знакомом районе города, не могут правильно понимать и рисовать планы местности. Иногда при неспособности читать карты и планы пациент может достаточно хорошо ориентироваться в реальном пространстве [2].
Буквенная агнозия (первичная алексия) выражается в том, что, правильно копирую  буквы, пациенты не в состоянии их назвать 9первичная алексия). Это нарушение может встречаться изолированно от других форм зрительных агнозий [4].
Цветовая  агнозия- это нарушение восприятия цвета, которое может возникнуть при сохранном цветоощущении. И.М. Тонконогий А. Пуантэ выделяют три формы цветовой агнозии. Первая связана с отчуждением цвета от свойств объекта .Больные правильно различают и называют цвета, однако затрудняются в определении того, к какому предмету отнести данный цвет. Они не могут назвать предметы конкретного цвета или цвет конкретного предмета, не могут подобрать образец цвета, соответствующий черно-белому изображению объекта,  не способны оценить, правильно ли раскрашен рисунок. Две другие формы цветной агнозии связаны с нарушениями на семантическом уровне. Это цветовая аномия м цветовая афазия. Цветовая аномия выражается в нарушении называния цвета предметов. Цветовая афазия-это неспособность указывать на предмет или образец определённого цвета по словесной инструкции [3].
Лицевая агнозия выражается в том, что  у пациента нарушается способность  узнавать лица людей (вплоть до неспособности узнать себя в зеркале) при невозможности описания их отдельных черт. Особенно затруднено узнавание лиц по фотографиям. Пациент не в состоянии отличить женское лицо от мужского, оценить возраст человека по его лицу. Как и в случае зрительной предметной  агнозии, выделяют ассоциативный и апперцептивный вариант данного нарушения. Апперцептивная лицевая агнозия означает невозможность использовать ключевые признаки человеческих лиц для их опознания. Вместо этого пациенты ориентируются на вторичные, незначимые критерии( например, цвет волос). В случае ассоциативной лицевой агнозии нарушается процесс соотнесения зрительного образа лица с его значением. Больной правильно описывает существенные характеристики лица, но не может понять, например, что это его родственник[3,4].
 
Нейропсихологическая  реабилитация
Нейропсихологическая  реабилитация – это комплекс медико-психолого-педагогического  воздействия на дефект, учитывая ее механизм и предусматривающий апелляцию  к личности больного, направленной на восстановление ВПФ. Конечная цель нейропсихологической реабилитации – это восстановление личного и социального статуса пациента. Возвращение в нормальную социальную среду, а не в упрощенную.
Основной  задачей этого раздела обучения является восстановление обобщенного образа предмета. Для этой цели проводятся следующие виды работы:
Анализ  зрительного образа (реальных предметов и их рисованных изображений). Это требует выделения существенных признаков предмета, обусловливающих его категориальную принадлежность и функциональное назначение. Анализируя зрительный образ, например, такого предмета как стул, необходимо выделение следующих деталей: четыре ножки, спинка, горизонтальная поверхность для сидения. Отсутствие какой-либо из этих существенных деталей служит признаком того, что изображение дефектно. Так, отсутствие у стула спинки позволяет принять решение, что изображен не стул, а табуретка, тогда как отсутствие одной из ножек свидетельствует о не нормативности изображения. Отработка функционального признака предмета проводится параллельно. Основной прием — сравнение сходных по зрительному образу предметов, один из которых обладает отрабатываемым признаком, а другой нет. Например, больному предъявляются изображения стола и стула и задается вопрос. «Покажите, на чем сидят». На основании проведенного анализа делается вывод о категориальной отнесенности данного предмета к классу однородных предметов, в частности, мебели, а также о его функциональном назначении.
Необходимо  соблюдение принципа постепенного усложнения предъявляемых изображений с точки зрения степени упрощенности воспринимаемого предмета в зависимости от способа его изображения (от знакомого, часто употребляемого, к менее знакомому, от сугубо реалистического изображения — к стилизованному).
Сравнительный анализ зрительных образов предметов одного класса с выделением дифференциальных признаков, например, изображений чашки и стакана, куста и дерева, собаки и кошки и т.д.
Идентификация зрительных изображений, разностильных  по способу изображения. Например, дается задание выбрать из на бора картинок изображения кошек, домов, людей и т.д. Этот прием работы также основан на выделении существенных деталей предмета, уточнении функциональной роли предмета и его деталей, подробном анализе формы предмета и деталей, места их расположения и т.д. Например, больному предъявляются два различных по способу изображения рисунка чайника и предлагается решить, один и тот же нарисован предмет или разные. В том случае, когда идентификация предъявленных изображений не вызывает затруднений, дается задание указать идентичные детали обоих изображений (носик, крышку, ручку), описать словами, для чего каждая из них предназначена. Затем производится разбор классификационных ошибок. Фиксируется внимание на форме той или иной детали, на расположении снизу, сверху, сбоку и т.д.
Срисовывание  предметных изображений, а также  рисование их по памяти, с предварительным анализом характерных признаков. Этот вид работы направлен на закрепление образа предмета.
Автоматизация слов — названий предмета путем их «смыслового обыгрывания» в разных контекстах.
Конструирование заданных предметов со сходными и дискретными признаками из отдельных деталей. Предъявляются детали различных предметов и предлагается самостоятельно выбрать «комплект» деталей, необходимый для конструирования того или иного предмета. Задание может быть дано в двух вариантах: 1) конструирование по образцу: 2) конструирование по названию. Вначале используются дискретные изображения — например, детали фигуры человека или животного и детали транспорта, затем вводятся более близкие изображения, например, стол и стул. Для этого даются изолированные изображения. 4 больших ножки, 4 ножки меньшего размера, большая квадратная пластинка, такая же пластинка меньшего размера, одна спинка. Нужно определить, к какому предмету относится та или иная деталь. С течением времени задания усложняются. На поздних этапах восстановительная работа может вестись на таких трудно дифференцируемых предметах, как троллейбус и трамвай, ножницы и плоскогубцы, мышь и белка, береза и дуб и т.д.
Выделение дифференцируемых признаков этих предметов  требует достаточно тонкого анализа, способствующего выработке сложного обобщенного образа предмета.
Выделение фигуры из фона, вычленение наложенных друг на яруга предметов. Этот вид работы проводится на конечных стадиях восстановительного обучения, когда у больных уже сформированы обобщенные образы тех предметов, которые используются в фигурах Поппельрейтера. В случаях неудачных попыток выполнить задание предъявляется каждый из наложенных и перечеркнутых предметов, изображенных раздельно, без «помех». Проводится анализ их дифференциальных признаков, а затем они снова демонстрируются в сенсибилизированном виде (наложенными друг на друга). Соблюдается принцип постепенного усложнения задания: от простого способа зашумления — к сложному, от меньшего количества наложенных друг на друга изображений — к большему.
Узнавание предмета по его словесному описанию (без предъявления изображения) — прием «загадки». Дается задание опознать предмет в начале по его функциональному признаку (для чего спрашивается, например «Какой предмет нужен, чтобы узнать время?»), а затем — по признакам конфигурации (например, «Какой предмет имеет циферблат, стрелки?» и т.д.), а затем уже по категориальным признакам в сочетании с функциональными. Так, предъявляется серия изображений и задается вопрос: «Какой из этих предметов неодушевленный?» Примерный ответ: «Вещь, изготовлена людьми, обычно небольшого размера, тикает» и т.п.
Для преодоления  предметной агнозии по субдоминантному типу используются те же упражнения, однако акцент делается на восстановление способности к симультанному схватыванию зрительного образа. Для решения этой задачи вводится симультанное опознание больным предметных изображений. Время экспозиции изображения в таких заданиях должно быть коротким, чтобы возникла необходимость одномоментного его охвата. В начале курса занятий предъявляются простые обиходные предметы, сугубо реалистические по способу изображения. Каждое последующее изображение должно быть дискретно по отношению к предъявленному до него (например: собака, стул, яблоко).
На последующих  этапах обучения предъявляются менее  Дискретные изображения, а время  экспозиции — все более укорачивается. Кроме того, рекомендуется постепенный переход от меньших размеров изображения к большим, т.к. более мелкий рисунок доступнее симультанному охвату взором.
Преодоление нарушения буквенного гнозиса является, по существу, главным видом работы по восстановлению чтения при первичной оптической дислексии
 Преодоление  нарушений лицевого гнозиса
Этот  вид работы требует специальной работы, которая начинается с выяснения степени знакомости лиц близких или известных людей, изображенных на портретах. Затем, привлекая наиболее знакомые портреты, проводится «оживление» зрительного образа того или иного лица на основе связанных с ним вербальных, культурных,
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.