На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Права человека история и современность

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 07.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки РФ
ФГАОУ ВПО  «Уральский Федеральный Университет»
имени первого  президента России Б.Н.Ельцина 
 
 

Факультет экономики  и управления
Кафедра «Банковское  дело» 
 

РЕФЕРАТ
по правоведению
Тема: Права человека – история и современность. 
 
 
 

    Выполнила:
                                      студентка гр. 201001 ВШЭМ Черниченко Анастасия                                                           

Проверила:
                                               к.ю.н., доцент кафедры ПРЭД Шишулина Т.П.  
 
 
 
 
 

Екатеринбург 2011
 


Содержание 

Введение………………………………………………………………………3
1.История развития прав человека до 19 века.………………….……….…4
2.Права человека в современной России…………………………….….….8
Заключение…………………………………………………….……………16
Список  использованной литературы……………………………………....17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 


Введение 

      Говоря  о праве как о научной категории, изучающей систему норм поведения в обществе, на одном из важнейших мест находится вопрос о правах человека. Данная проблема хранит свои истоки в далёком прошлом, а с развитием общественной жизни всё более привлекала к себе внимание.
      Так, и на данном этапе развития нашего общества вопрос о правах человека находится в центре общечеловеческого внимания.
      Права человека представляют собой универсальные моральные права, присущие любому человеку в любой ситуации как необходимые и минимальные компоненты человеческого достоинства, они проистекают из самой природы человека, поэтому их называют естественными правами. Обычные моральные права порождены конкретной жизненной ситуацией, в которой находится человек. Моральные права существуют в системе моральных норм – норм поведения, которые обеспечиваются только общественным одобрением или осуждением. Многие моральные нормы перерастают в правовые нормы, находят отражение в кодексах, декларациях, конституциях и начинают охраняться силой государственного принуждения, соответственно нормы естественного права становятся нормами позитивного права.
      В развитых современных обществах  права человека являются основой  законодательства. Однако их реализация затрудняется, поскольку любая административная система имеет тенденцию к игнорированию прав человека в той мере, в которой это дозволяется общественным мнением и поведением граждан.
      В связи с этим, я считаю данную тему заслуживающей внимания. Цель моей работы – заглянуть в истоки происхождения данной категории права и изучить основные положения прав человека в наши дни.
 

      1. История развития прав человека до 19 века 

      Законодательное регулирование общественной жизни  России исходит из периода формирования Киевской Руси. Первый этап развития юриспруденции на Руси определялся религиозно-символическим мышлением на основе духовного синкретизма (объединения различных, порой несовместимых, элементов), а также сочетания языческих и христианских воззрений.
      Первые  памятники отечественной философско-правовой мысли — “Слово о законе и  благодати” митрополита Илариона (середина XI в.), “Повесть временных лет”, “Поучение” князя Владимира Мономаха, “Слово о полку Игореве” (XII в.), “Моление Даниила Заточника” (XII—XIII вв.). В этих произведениях обсуждались (или осмысливались) вопросы о происхождении Русского государства, о законности существующей власти, о формах государственного правления, о взаимоотношениях правителей и подвластных.
      Главным древнерусским источником светского права является Русская правда (XI—XIII вв.).
      На  историю становления права в  России, как и в других странах, значительное влияние оказывали особенности национальной культуры, психологии и религии народов.
      На  Востоке, например, принято в очень большой степени соизмерять правовые представления с древними обычаями, традициями. Возможности самопроявления человека зависели (и во многом зависят до сих пор) от пола, возраста, родовых связей. У народов, оказавшихся под сильным влиянием западной культуры, которая основана на постулатах католической и протестантской религий, отношение к праву в значительной мере определялось содержанием писаных законов, постепенно всё больше освобождавших человека в его экономической и политической деятельности. Для славянских народов, в частности русского, в какой-то степени была характерна промежуточная позиция в реализации правовых норм и принципов.
      Лучшие  российские правители старались  следовать прежде всего нравственным законам Священного Писания, а не писаным законам. Может быть, поэтому попытки укрепить законность, предпринимавшиеся в разные периоды русской истории, часто наталкивались на недоверие широких слоев народа к юридическому “крючкотворству” [6].
      Правовые  нормы, регулировавшие общественные отношения на Руси, до монголо-татарского нашествия были в целом близки тем, что зафиксированы в различных западноевропейских раннесредневековых правдах (Алеманнской, Салической и др.).
      В период московской централизации актуальной становится теория преемственности великодержавия Москвы от Византии (представления о Москве как о Третьем Риме, впервые сформулированные иноком Филофеем). Развиваются и концепции, призванные обосновать законность правящей династии, идею абсолютного самодержавия (Иван IV, И.С.Пересветов), идею сословно-представительной монархии (Андрей Курбский). Идут споры о соотношении государственной и церковной власти (Иосиф Волоцкий, нестяжатели).
      В 1497 г., в правление Ивана III, был  принят первый законодательный кодекс Российского государства — Судебник. Он был создан на основе переосмысления норм Русской правды, Псковской судной грамоты, княжеских устных грамот, законов Великого княжества Литовского, кодексов других стран. В Судебнике содержались нормы уголовного и уголовно-процессуального права. Преступление в этом документе обозначалось как “лихое дело”. Давалось описание различным имущественным преступлениям: разбой, татьба, истребление и повреждение чужого имущества, а также преступления против личности: убийство, оскорбление действием и словом.
      Судебник  ознаменовал появление единого  государства с едиными законами, вертикальной структурой судебной власти. Его нормы были направлены на защиту государственного порядка, прав собственности  на всей территории государства [7].
      К началу XVII в., ко времени Смуты, большое значение приобретает проблема выбора между сословно-представительной и неограниченной монархией. К середине XVII в. идея сословно-предствительной монархии уже пережила кульминацию, и на первый план выступают приверженцы просвещенного абсолютного монархического правления (Симеон Полоцкий, Крижанич и др.).
      Следующая ступень развития права берет  начало в 1649 г. при царе Алексее Михайловиче, когда после (и отчасти — вследствие) мятежа посадских людей был принят юридический документ огромной важности — Соборное уложение. Характерно, что при его составлении в значительной мере учитывалось не только мнение высшей знати, но и содержание челобитных, поданных выборными земскими людьми, т.е. мнение довольно широких социальных кругов.
      Соборное  Уложение 1649 г. состояло из 25 глав и 967 статей. В них содержалось описание статуса различных сословий: крестьян, посадских людей, стрельцов, казаков, а также нормы государственного права, устав судоустройства и судопроизводства, нормы вещного и уголовного права.
      Этот  юридический документ имел несравненно  более полное правовое содержание по сравнению с судебниками. Соборное уложение регулировало все стороны  общественной, экономической, политической жизни того времени.
      Идеология просвещенного абсолютизма (Феофан Прокопович, Татищев) крепнет в период правления Петра I. В основу этой идеологии была положена мысль об “общем благе”, средством достижения которого объявлялась государственная власть.
      Реформы Петра I оформили деление всего населения  России на четыре основных сословия: шляхетство (дворянство), духовенство, мещанство и крестьянство, а также на податное и неподатное население. Была принята «Табель о рангах» (1722). Этот правовой акт позволял представителям низших сословий продвигаться вверх по служебной лестнице, получить за хорошую службу сначала личное, а потом и потомственное дворянство [7].
      Значительные  изменения в начале XVIII в. были внесены  в систему государственного управления (возникли Сенат, коллегии, канцелярии, губернское управление, городское управление, новые суды и др.).
      В первые десятилетия XVIII в. зависимые крестьяне и холопы окончательно слились в одно крестьянское сословие, обложенное податью. Налог с каждого двора был заменен налогом с каждого лица мужского пола. Десятки тысяч крестьян и мастеровых были насильно согнаны на строительство северной столицы, флота, на уральские рудники и заводы. К середине XVIII в. окончательно оформилось крепостное право. В царствование Екатерины II и Павла I помещикам было роздано около 1 миллиона государственных (черносошных) крестьян. Положение помещичьих крестьян почти ничем не отличалось от положения рабов. Многое, впрочем, зависело от нравственных качеств владельцев крепостных крестьян: у одних мужики жили достаточно сносно, другие бесчеловечно издевались над беззащитными земледельцами и дворовыми [6].
      Размеры барщины и оброка до царствования Павла I не были определены законом. Помещики могли наказывать крестьян по своему усмотрению. Применялись розги, батоги, кнут, практиковались пытки. Крестьянские восстания XVIII в. стали следствием произвола и насилия властьимущих.
      Говоря  о второй половине XVIII в., можно отметить, что развитие российской общественно-политической и правовой мысли во многом определялось полемикой между приверженцами идей Просвещения и сторонниками охранительных концепций. Интересно, что сама Екатерина II пыталась использовать просветительские идеи естественного права и общественного договора для решения охранительных задач, которые в политике просвещенного абсолютизма причудливо сочетались с задачами реформаторскими.
      Некоторые просветители довольно радикально понимали суть идеи естественного права. Так, Радищев, утверждая и обосновывая  примат прав, вытекающих из природы  человека и независимых от социальных условий, ставил вопрос о коренном преобразовании этих условий. Весьма интересный вариант соединения западных демократических институтов (конституции, парламента и т.д.) с практикой российского абсолютизма предложил М.М.Сперанский. Сходная позиция была характерна и для Н.М.Карамзина [6].
      Таким образом, из отечественной истории  видно, что в эпоху каждого  правителя происходили некие  преобразования в области прав человека, постепенно оформлявшиеся в документы, которые и послужили источниками современных прав человека. 

2. Россия и права человека 

      Функции какого–либо права зависят от его сущности. Сущность права состоит  в том, что оно регулирует отношения  в обществе. Поэтому функции права - это основные направления воздействия  права на поведение людей.
      Выделяют  следующие функции права:
    охранительные
    регулирующие
    социальные
      Охранительные функции права нацелены на охрану наиболее важных политических и экономических  интересов и отношений, направлены на их неприкосновенность. Для этого  право устанавливает запреты  и вводит юридическую ответственность за их нарушение. Кроме того, устанавливая запреты, право ориентирует людей на соблюдение тех ценностей, которые взяты под охрану государства.
      Регулятивная  функция считается главенствующей в системе функций права, так  как основное социальное назначение права состоит в регулировании общественных отношений.
      Социальная  функция направлена на регулирование  отношений в самых разных областях жизни общества (в экономике, политике, здравоохранении, образовании, экологии и пр.).
      Иногда  к социальной функции права относят воспитательную функцию права, так как она оказывает влияние на формирование личности граждан и установок поведения в коллективах.
      Основными источниками права являются нормативно – правовые акты, принятые государством и подразделяемые на законы и подзаконные акты. Однако, кроме этого, к формам и источникам права относятся правовые обычаи и правовые прецеденты. В некоторых случаях, например, в Великобритании эти два источника права играют главную роль, поэтому английское право называют прецедентным. В России главную роль играют нормативно – правовые акты (указы главы государства, постановления правительства, приказы министров).
      Права личности занимают одно из центральных  мест в политической и юридической  науках. Они представляют собой принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению (эту часть прав обычно называют свободами) или получать определенные блага (это собственно права).
      Главная трудность заключалась и заключается в установлении такой системы и такого порядка, при которых личность имела бы возможность беспрепятственно развивать свой потенциал (способности, талант, интеллект), а с другой стороны, признавались бы и почитались общегосударственные цели - то, что объединяет всех. Подобный баланс как раз зависит от того, каким образом построено взаимодействие права и личности. Сегодня высокоразвитые страны и народы, мировое сообщество рассматривают права человека и их защиту в качестве универсального идеала, основы прогрессивного развития и процветания, фактора устойчивости и стабильности. Весь современный мир движется по этому пути.
      Права человека внетерриториальны и вненациональны, их признание, соблюдение и защита не являются только внутренним делом того или иного государства. Они давно  стали объектом международного регулирования. Это нравственный фундамент любого общества. Поэтому неслучайно, что изучение личностных прав и свобод человека особо значимо.
      Россия, следуя курсом реформ, тоже провозгласила  права человека как приоритетные и наиболее значимые ценности, признала необходимость придерживаться в  данной области общепринятых международных стандартов, закрепленных в таких широко известных актах, как Всеобщая декларация прав человека (1948); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966); Европейская конвенция о защите прав и основных свобод (1950) и др.
      Подтверждением  приверженности российской демократии этим хартиям служит принятая в ноябре 1991 г. Декларация прав человека и гражданина. Она утверждала права и свободы человека, его честь и достоинство как высшую ценность общества и государства [5]. А затем, стала органичной частью новой Конституции РФ, базой всего текущего законодательства, касающегося личности.
      Конституция России признает права и свободы  человека высшей ценностью, которой  все остальные о6щественные ценности не могут противоречить [1].
      Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 г., закрепляет те права и свободы, которые  в наибольшей степени социально  значимы как для отдельного человека, так и в целом для общества, государства. Непреходящее значение имеет положение о том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч. 2 ст. 17). Примечательно, в ст. 55 говорится, что перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, а в ч. 2 ст. 17 речь идет только об основных правах и свободах, что позволяет обратить внимание на их особые свойства (неотчуждаемость, принадлежность каждому от рождения) [1].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.