На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Тибетская медицина и ее основные методы лечения

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 07.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по здравоохранению  и социальному  развитию РФ.
Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования
Первый  Московский Государственный  Медицинский Университет  им. И.М.Сеченова
Кафедра истории медицины, истории Отечества  и культурологии.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

студентка X группы 1 курса фармацевтического факультета 
 

«__» ___________ 20__ г. 
 
 

ТИБЕТСКАЯ МЕДИЦИНА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ
ЛЕЧЕНИЯ 
 

Научный отчет о курсовой работе 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва  – 2010 год 

Сесинова Дора Васильевна 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение 3
Глава 1. Истоки тибетской медицины 4
Глава 2. Ключевые понятия 6
Глава 3. Методы лечения основных заболеваний                                          7
Глава 4. Лекарственные средства и лекарственные  составы                                       8         
Заключение   15
Список  литературы  17 
 

                         
 

 

 

ВВЕДЕНИЕ
Тибетская медицина -это всеобъемлющая система врачевания, служившая народу Тибета в течение столетий. Я убежден, что она и сейчас может принести много пользы всему человечеству. однако в стремлении достичь этого мы встречаемся с известными трудностями, поскольку тибетскую медицину, как и другие научные системы, следует постигать в ее собственном контексте, а также на пути объективных исследований".
ДАЛАЙ ЛАМА XIV
     Одна  из древнейших отраслей знания — лекарствоведение — уходит корнями в историю  первобытного общества. Полная зависимость  человека от природы обусловливала  особенно пристальное внимание к  факторам среды, входившим в круг удовлетворения его насущных потребностей, в первую очередь потребности  в пище. Дефицит пищи постоянно  толкал его на поиски новых источников для пополнения рациона питания. Вероятно, эти вынужденные «эксперименты» не всегда были успешными. Тем не менее, отравления, сопровождающиеся зримо проявляющимися реакциями организма, кроме тщательной дифференциации продуктов на съедобные и, несъедобные, объективно способствовали накоплению сведений о специфическом действии растений и других продуктов на организм. Замеченные связи между их употреблением и последующими изменениями в состоянии здоровья со временем стали сознательно использоваться для лечения. В древности существенную роль в познании полезных свойств растений играли наблюдения за самолечением животных. Воздействия на организм определенных природных веществ, растений, животных продуктов, проверенные длительным опытом, дали толчок к целенаправленному сбору и систематизации сведений о лечебных свойствах средств растительного, животного и минерального происхождения, которые первоначально интересовали человека лишь как источники пищи.
     С появлением государства эти знания начали фиксироваться письменно  и подвергаться обработке в духе мировоззрения той эпохи. Образовалось и сословие профессиональных лекарей.
     Особенности эпохи, в которую формировалась  тибетская медицина, определили и  характер лекарственных средств, использовавшихся для лечения болезней: все они естественного происхождения, большинство из них – лекарственные растения, в меньшей мере использовались металлы, минералы, ткани и секреты животных.
     Как правило, лекарственные средства в  тибетской медицине применяли в  составе многокомпонентных препаратов.
     В настоящее время, благодаря усилиям  фармакогностов и ботаников, определены многие виды лекарственных растений, использовавшихся тибетской медициной.
           Несмотря на то, что тибетская фармакология является уникальной, она унаследовала многие черты аюрведической системы траволечения, равно как и знания древнекитайских целителей-травников. До пришествия в Индию буддийского учителя Нагар-джуны аюрведа представляла собой преимущественно систему лечения травами. Нагар-джуна обогатил ее алхимическими методиками, и вскоре использование драгоценных камней, металлов и минеральных веществ в качестве целебных субстанций стало неотъемлемой частью древней медицины. Затем аюрведические методы были восприняты на Тибете, и тибетцы стали применять драгоценные металлы, камни, минеральные вещества и органы животных в сочетании с целебными растениями. В результате были составлены тысячи рецептов и практических рекомендаций. Однако травничество оставалось самоценным, и при лечении заболеваний ему придавалось первостепенное значение. 

     ГЛАВА 1.
ИСТОКИ  ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ 
 

     Тибетская медицина является древней медицинской  системой, сформировавшейся примерно в VII веке н.э. в Центральной Азии, в Тибете. Среди современных авторов, изучающих историю возникновения и развития тибетской медицины, существует две основные версии:
     Первая, наиболее известная и распространенная в настоящее время, говорит о том, что тибетская медицина возникла на основе китайской и индийской медицины, когда в шестом веке н.э. с приходом в Тибет Буддизма, китайские и индийские медицинские трактаты стали переводить на тибетский язык.
     Вторая  утверждает, что истоки тибетской  медицины происходят из древнего государства  Шанг-шунг (само существование которого до недавнего времени отрицалось как тибетскими политиками, так и некоторыми «духовными» лидерами). Государственной религией Шанг-шунга, так же как и добуддийского Тибета, являлось Учение Юндрун Бон («Учение Свастики»).
     В тибетском астрологической трактате ХVII в. «Вайдурья Карпо» («Белый берилл»), составленным регентом пятого Далай-ламы Сангье Гьятцо, в главе 20-й говорится:
     «Ради освобождения всех живых существ  от страданий, Будда Шакьямуни в стране Шанг-шунг воплотился в Будду Шенраба Мивоче, совершил двенадцать деяний, преподал «Девять ступеней (колесниц) Учения Бон», открыл «Божественные врата» для всех живых, закрыл «Врата смерти» и наставил всех живых существ на Путь Свастики».
     Согласно  бонским источникам, первый медицинский трактат был переведен на тибетский с языка шанг-шунг более 2000 лет назад, назывался он «Бум-ши» («Четыре собрания») позже, на основе которого в VIII в н.э. был составлен буддийский текст по тибетской медицине – «Чжуд-ши» («Четыре тантры»).
     Таким образом, в настоящее время в  Тибете сохраняются и практикуются две основные медицинские традиции: 1) буддийская на основе трактата «Чжуд-ши» и 2) бонская, основанная на тексте « Бум-ши». Обе традиции мало чем отличаются друг от друга, используя похожие методы диагностики, лечения, составления лекарств и т.д.
     Главное, что объединяет и роднит эти две традиции, остается одно – цель об освобождении всех живых существ от страданий. [1]
     Несомненно, что на протяжении сотен лет развития тибетской медицины, происходили заимствования из различных медицинских традиций: индийской, китайской, монгольской, персидской, многочисленные подтверждения чего мы можем найти в исторических трактатах любой из школ тибетского Буддизма.
     Заимствования происходили ни с целью развития одной, отдельно взятой традиции, а с целью изучения и использования как можно большего количества методов лечения, избавляющих живых существ от страданий.
     Согласно  буддийской версии происхождения тибетской  медицины, начиная с V в.н.э. из соседних Индии и Китая в Тибет начинают проникать первые буддийские миссионеры. В VII в.н.э. тибетский царь Сонцзан-гампо женится на китайской и непальской принцессах, вместе с которыми в Тибет приезжают медики, астрологи и философы, везущие с собой большое количество буддийской литературы. Начинается перевод текстов на тибетский. Индийский врач Бхаратраджа, китайский врач Хань Ванхан и персидский врач Галенос переводят на тибетский по одному трактату своих медицинских систем и создают из этого тибетский медицинский текст «Оружие бесстрашия». Персидский врач Галенос, имевший огромный опыт в проведении хирургических операций, положил начало целой линии медиков, благодаря своим трем сыновьям, которые занимались практикой в разных регионах Тибета. [2]
     В VIII в.н.э. тибетский врач Ютог Йонден Гонпо (Ютог-па старший) на основе медицинских источников создает текст «Чжуд-ши» («Четыре тантры»), который до настоящего момента является основным пособием по изучению тибетской медицины. Жизнь этого выдающегося врача требует отдельного внимания.
     В возрасте трех лет Ютог-па заявил своему отцу Шунг-по Дорже , что умеет читать и писать, а также , что он помнит из прошлых жизней заученные наизусть многочисленные трактаты по медицине, астрологии и философии.
     Когда он достиг десятилетнего возраста, уже вся Лхаса знала врача  Ютог-пу. В 15 лет он излечил царя Тибета Трисондецена. Трисондецен пригласил в Тибет девять врачей из девяти стран, Ютог-па победил всех в диспуте и они попросили его стать их Учителем. В 25 лет Ютог-па совершает три путешествия в Индию, где он встречается с разными мудрецами и святыми отшельниками.
     В 85 лет Ютог-па женится на 15-ти летней красавице Дорже Цзомо (которая считалась дакиней и являлась дочерью Хаягривы и Ваджраварахи). В 90 летнем возрасте у Ютог-пы рождается первый сын – Бумсен, а в 96 лет второй – Гаген. В 125 лет, вместе со своей женой Дорже Цзомо, Ютог-па реализует «Радужное тело» и отправляется в «Небесный город лекарств» Судуршана. Вся жизнь этого Великого Учителя и настоящего Практика изобилует удивительными событиями и сверхъестественными деяниями, в тибетской традиции он по праву считается одним из воплощений Будды Врачевания.[3]
ГЛАВА 2.
КЛЮЧЕВЫН  ПОНЯТИЯ 
 

     Медицина  Тибета - вещь загадочная, она хранит в себе мудрость веков, традиции и  тысячелетний опыт Востока. Это не просто набор методик диагностики и лечения, это целая наука и, как говорят сами врачи, философия. В древние времена на путь врачевания вставали еще в юном возрасте. Для служения на этом поприще отбирали самых талантливых детей из разных районов Тибета. Они обучались в специальных школах (одна из самых известных - школа при монастыре в Лхасе). Жизнь в монастыре не обязывала к принятию монашеского сана, и многие целители покидали его стены для служения людям в 'мирской' жизни.
     Целители  Востока считают, что жизнь и  здоровье зависят от связи между душой и телом, разумом и внешним миром. Три основные жизненные энергии - Слизь, Желчь, Ветер - сочетаются в каждом из нас и отвечают за здоровье ума, внутренних органов и кожи. Только гармония этих трех сил дарит здоровье. Тибетские медики классифицируют людей, основываясь на этом учении.
     Люди, обладающие природой Ветра, обычно имеют  сухощавое строение, небольшое тело, слегка сутулятся, кожа у них бледная и тонкая. Парадоксально, но 'ветры' не любят ветер и холод. Говорят они громко, спят чутко, на досуге любят петь и слушать музыку, смешливы. Большие сладкоежки, но не откажутся от горького, кислого и горячительного.
     Желчь. Люди, относящиеся к этому типу, с трудом переносят жажду и  голод, кожа и даже волосы у них  с желтоватым оттенком, тело средних  размеров. Они умны и горделивы. Кулинарные пристрастия: сладкая, горькая, терпкая и прохладная пища.
     Слизь - крупные люди с 'тяжелой' костью, большими крепкими суставами и белой кожей. Их по праву можно назвать весельчаками, они легко переносят холод, голод и жажду. Очень терпимы к порокам окружающих, в гневе сдержанны. Спят они. Они не гурманы и в еде совсем неприхотливы.
     Существуют  как 'чистые' психофизиологические типы, так и их сочетания, всего типов семь. Интересно, что в течение жизни тип может меняться, полностью или частично перетекая в другой.[4]
     По  мнению тибетских лекарей, самая  главная составляющая здоровья - правильное питание. Придерживайтесь известного принципа - полезно все, если в меру. В философском трактате 'Чжуд-ши' сказано: 'Две четверти желудка наполняй пищей, одну четверть - питьем, а одну оставь для ветра'.
     Целители  Тибета учат: если еда не соответствует  типу человека, возрасту, времени года, организм становится 'открытым' для болезней.
     Если  вы 'ветер', вам просто противопоказано  переедание, большое количество кофеина, свинина и, как ни странно, огурцы. 'Желчи' вредна горячая, острая, соленая пища в больших количествах: мясные продукты, перец, спиртные напитки - все то, что создает чрезмерную теплоту. Недуги 'слизи' вызывают сладкие, холодные или маслянистые продукты: мучные изделия, баранина, свинина, апельсины, сахар, яблоки.
     Страсть, гнев, зависть - вот что активизирует ветер, желчь и слизь и нарушает их равновесие. К болезням 'ветра' приводят жизнь, наполненная неумеренными желаниями, а также жесткие диеты, изнурительные физические тренировки, переохлаждение и стрессы. Уровень желчи повышается, когда ты испытываешь гнев, ненависть, зависть. Недаром говорят, что завистливые люди меньше живут. Противопоказаны 'желчи' сон в жаркое время днем, тяжелая работа в жару, ношение тяжестей, тяжелые физические нагрузки. Болезни 'слизи' выходят на первый план, если жизнь наполнена ленью. После еды не стоит ложиться на диван, лучше заняться чем-нибудь полезным, поскольку неподвижность после трапезы только усиливает количество слизи в организме.[5] 
 

ГЛАВА 3.
МЕТОДЫ  ЛЕЧЕНИЯ ОСНОВНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ 

     Индо-тибетская медицина располагала своеобразными методами лечения, собственной системой теоретических взглядов и особыми философскими концепциями, впрочем, весьма подобными философским построениям врачевателей других государств древности. Содержание даже самых ранних индийских трактатов свидетельствует о весьма высоком уровне медицинских знаний в глубокой древности. Уже около 1 тысячелетия до н.э., когда большинство философских и научных школ Древней Индии достигли наивысшей ступени развития, в зените расцвета находилась и медицина. К примеру, медицинские знания нашли свое отражение в столь почитаемом на Востоке "Астрологическом календаре животных", имеющем огромное медицинское значение при диагностике заболеваний и определении индивидуальных особенностей пациентов. Важнейшая из естественных наук, медицина была поставлена на вполне рациональную основу. Главным принципом индо-тибетской медицины во все времена являлось положение о единстве и целостности человеческого организма. Поэтому и любое заболевание рассматривалось древними медиками Индии и Тибета как болезнь всего организма. Лечению подвергалась не болезнь, но сам конкретный пациент со всеми его особенностями и индивидуальными предрасположенностями, распознавание которых древними диагностами было развито до совершенства. Отношение врачевателей Древней Индии и Тибета к лечению выражалось следующим образом: только весь комплекс физических, психических и умственных состояний человека определяет его болезнь или здоровье. Индо-тибетская медицина никогда не впадала в "узкий физиологизм", столь типичный для ряда лечебных школ античной Эллады и возродившийся во многих позднейших формах западной медицинской науки Нового Времени. Врач в Индии и Тибете обязан был досконально знать психологию, ботанику, биологию, фармакологию, химию и другие науки. Характерно, что лечение болезни не прекращалось с выздоровлением. Лекарь обязан был продолжать наблюдение за пациентом и далее, чтобы надежно обеспечить полное восстановление функций организма, гарантирующее здоровье и активное долголетие. Основы древней традиционной индо-тибетской медицины передавались от учителя к ученику в устной традиции. И лишь гораздо позднее опыт медицинской мысли был обобщен и записан под общим названием "Аюр-Веда", что в переводе с древнего индийского языка - санскрита - означает "Книга Жизни". В "Аюр-Веде" описываются свойства более чем 1000 лекарственных растений, приводятся самые разнообразные методы и приемы лечения - от психотерапии до хирургического вмешательства, содержится обширный теоретический материал, изучение которого свидетельствует о серьезных попытках древних индийских медиков осмыслить наблюдаемые ими явления, построить общую медицинскую теорию.
     Заметим, что интерес к теориям и  практике индо-тибетской медицины тем более естествен и обоснован потому, что, по утверждению видного специалиста в области традиционной медицины Индии доктора Ананда Кумара Кесвани, "...Аюр-Веда и по сей день остается живой наукой, поскольку миллионы людей в Индии лечатся согласно ее предписаниям. Трудно повесить ярлык ненаучности на систему знаний, которая выдержала испытание столетиями". [6]  
 

ГЛАВА 4.
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА 

          В качестве лекарственных средств в тибетской медицине использовали растения, металлы, минералы, ткани и секреты различных животных и птиц.
     В «Чжуд-ши» перечисляются названия 211 видов растений, в других трактатах количество используемых лекарственных растений достигает пятисот с лишним.
     С лечебной целью использовали различные  части растений: корневища, древесину, кору, стебель, ветки, листья, цветы, плоды, смолу и сок.
     К растениям, используемым в качестве лекарственных средств, предъявляются следующие требования.
     1.  Они должны быть собраны в  чистом месте.
     2.  Определенные части растений  и деревьев должны быть собраны  в соответствующее время.
     3.  Собранные части растений и  деревьев необходимо обезвреживать,  очищать с целью удаления ядовитых  тканей.
     4.  Очищенные растительные ткани  нужно правильно засушить.
     5.  Засушенные части растений должны  правильно и положенное время  храниться.
     6.  Растительные компоненты в сложных  составах должны действовать  «мягко», т. е. не оказывать  нежелательных побочных эффектов.
     7.  Необходимо правильно сочетать  заготовленные растения в сложных  прописях с другими компонентами  для того, чтобы весь состав  оказывал необходимое лечебное действие. [7] 

     Различные части растений собирают в определенное время. Корни, ветки и стебли нужно  собирать в период, когда высыхают соки растений. Листья, молодые побеги, молочко (млечный сок) лучше собирать в сезон роста растений, в сезон дождей. Цветы, плоды, верхушки побегов лучше собирать осенью, когда они зреют и желтеют. Кожицу, кору (луб) и смолу обычно берут в период распускания почек ранней весной. Травы, обладающие послабляющим действием, собирают осенью, когда соки растений высыхают и вся «сила трав направлена вниз». Растения, обладающие рвотным действием, нужно собирать в период распускания почек, когда «сила трав направлена кверху». Лучшим временем сбора всех частей разных растений и деревьев являются фазы прибывания луны. При сборе растения нельзя мять, ломать.
     Собранные растения нужно очищать с целью  удаления ядовитых тканей. У корней и стеблей ядовитыми считаются наружная кожица и внутренний стержень, у веток — узлы, у листьев — черешки, у цветов — чашелистики, у плодов — косточки. В молочке, смоле яда нет. В кожуре плодов ядовитым является налет снаружи, а в лубе — мякоть изнутри. Все перечисленные ядовитые ткани собранных растений необходимо удалить.
     Обезвреженные части растений засушивают. Растения, обладающие горячими и холодными  свойствами, засушивают по-разному: растения с горячими свойствами сушат на солнце или у огня (у костра), но так, чтобы дым или какие-либо посторонние запахи не попадали в них, растения с холодными свойствами сушат в тени на воздухе или в хорошо проветриваемом помещении.
     В «Чжуд-ши» приводятся следующие сроки хранения засушенных растений: все растения можно хранить и использовать только в течение одного года, при больших сроках хранения их целебная сила утрачивается. Еще меньшие сроки хранения указываются для растений, лечебное действие которых связывается с их запахом и цветом; по мере их исчезновения снижается и лечебная сила растений, поэтому сроки хранения и использования таких растений короче, чем у других лекарственных растений.
     Соблюдение  требования к использованию лекарственных  растений под названием «мягкость  действия» достигается за счет использования  растения в соответствии с его  избирательным воздействием на определенный орган или систему регуляции  и с учетом характера патологического  процесса и симптомов болезни. В  «Чжуд-ши», а также в других трактатах указываются упомянутые свойства всех лекарственных растений. Кроме того, дополнительно для обеспечения «мягкого» действия лекарственных средств в сложные составы вводится специальный компонент — проводник ко всему составу, который доставляет целенаправленно весь сложный состав к месту действия. Эти меры позволяют добиваться максимальной концентрации действия лечебного состава, избегать его побочного действия на другие ткани и системы организма.
     В главе «О вкусах» приведены правила  сочетания лекарственных растений в сложных лекарственных составах на основании их первичных вкусов и вторичных свойств. Соблюдение этих правил обеспечивает лечебную эффективность составов.
     В сложных лекарственных составах наряду с растениями использовались различные металлы и минералы (более 80 видов), а также ткани животных и птиц (более 100 видов). Металлы и минералы, ткани животного происхождения вводили в сложный состав обычно после определенной технологической обработки или подвергали технологической обработке уже составленный лечебный комплекс, включающий растения, металлы, минералы и животное сырье. Чаще всего это было сжигание с доступом воздуха, без доступа воздуха, с добавлением серы, буры, ртути и других компонентов, а в ряде случаев и без них (см. главу «Успокаивающие составы, их лекарственные формы, лечебное действие»). Иногда же использовали сырье животного происхождения в высушенном виде.
     Металлы, минералы, ткани животных и птиц описаны в тибетской медицинской литературе по их действию на состояние систем регуляции ветра, желчи и слизи, по их избирательному воздействию на определенные органы, по первичным вкусам и вторичным свойствам, по лечебному эффекту.[8]
     В «Чжуд-ши» приводятся свойства более двухсот растений, некоторых металлов и минералов и многих видов лекарственного сырья животного происхождения.
     При лечении заболеваний тибетская  медицина пользуется в основном многокомпонентными лекарственными составами. В основу составления таких препаратов положены соответствующие теоретические представления о причинах и механизмах развития заболеваний.
     В связи с тем, что в основе возникновения  болезни лежит расстройство регулирующих систем организма, в состав сложного лекарственного состава включался компонент или компоненты для коррекции состояния расстроенной системы или систем регуляции. При описании в трактатах свойств лекарственных средств, их лечебного эффекта указывался характер влияния средства на систему регуляции.
     На  основании того, что все заболевания  имели либо горячую, либо холодную природу, в состав сложного лекарственного состава включали второй компонент (компоненты), действие которого было направлено на уравновешивание тепла и холода в организме. В случае наличия горячей болезни использовали прохладительное средство, при лечении холодной патологии — горячительное лекарство. При лечении патологии с равными уровнями тепла и холода использовали компоненты с нейтральными в плане тепла и холода свойствами. Все лекарственные средства в тибетской медицине сгруппированы по горячим, холодным или нейтральным свойствам.
     В связи с тем, что заболевания  имеют свои «места расположения», в состав сложного лекарственного препарата включали компонент для воздействия на определенную ткань и орган.
     Естественно, что все компоненты состава способствовали в определенной мере устранению внешних проявлений болезни, ее симптомов, тем не менее дополнительно в состав вводили специальный компонент (компоненты), обладающий специфическим противосимптомным действием.
     Кроме перечисленных компонентов, в состав сложного препарата вводили так называемого «коня», на которого возлагалась функция по доставке всего препарата к месту действия. В качестве коня обычно использовали мед, патоку, сахар. Иногда функции коня выполнял в сложном составе компонент, который обладал определенным избирательным воздействием.
     Роль  каждого из компонентов, входящих в  состав сложного препарата, была известна, и в зависимости от роли, выполняемой в составе сложного препарата, различные его компоненты определялись терминами, заимствованными из социальной сферы. Так, в сложных составах фигурировали компоненты «царь», «царица», «царевичи», «министры», «советники», «военачальники», «воины», «холопы».
     В зависимости от степени выраженности (силы) лечебного эффекта, присущего составам в целом, они определялись так же, как лекарства: «цари», «простолюдины» и т. д.
     Отдельные лекарственные средства (компоненты), которые обладали лечебными свойствами определенной направленности в максимальной степени, также называли «царями», например камфора называлась «царем прохладительных средств», красный перец — «царем горячительных». Миробаланы называли «царем всех лекарств» в связи с их выраженной терапевтической активностью в отношении целого спектра различных заболеваний. [9]

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.