На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Россия в первой половине ХIХ в

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 07.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Росжелдор
Федеральное государственное  бюджетное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования
«Ростовский государственный  университет путей  сообщения»
(ФГБОУ  ВПО РГУПС)
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа
По дисциплине: История
На тему: Россия в первой половине ХIХ в. 
 
 

Выполнил:  студент 1 курса
                     группы РЭБ-401
                     шифр 11-РЭБ-0978
                     Созинова Ирина Сергеевна                                               
 

Проверил: к.и.н., доцент
Напсо Нурета Тимботовна                                                    
 

Туапсе
2011
Содержание
    Введение.
    Мир в первой половине века. Стадиальное отставание России от развитых европейских государств.
    Содержание, противоречия и значение правительственной политики эпохи царствования Александра I.
    Отечественная война 1812 года и ее влияние на русское общество.
Общественное  движение России в 30-е – 50-е годы. Крымская война.
    Заключение.
    Список литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Введение:
     Девятнадцатый (XIX) век длился с 1801 по 1900 годы по григорианскому календарю.
     Охарактеризовался такими явлениями, как протекционизм, индустриализация, урбанизация, расцвет  колониализма, с другой стороны — небывалыми достижениями культуры и искусства, а так же техники и науки. XIX век дал огромное количество выдающихся музыкантов, художников, писателей и поэтов, архитекторов, а так же учёных, изобретателей, авантюристов и великих политиков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Мир в первой половине века. Стадиальное отставание России от развитых европейских государств.
     В XIX веке мир развивался под влиянием промышленной революции, которая коренным образом преобразовала производительные силы общества и обеспечила ускорение его социально-экономического прогресса. Европа, совершившая эту революцию первой, заняла господствующее положение в мире, подчинив себе все континенты.
     Промышленная  революция на Западе породила и свою идеологию. Ею были различные теории политического и экономического либерализма, в основе которых лежало равенство всех людей перед законом; абсолютная ценность человеческой личности; собственность и свобода действий в рамках закона; защищенность частной  жизни от вмешательства государства  и др. Экономическое учение либерализма  зиждилось на идеологии свободной  конкуренции и накопительства.
     Промышленная  революция в европейских странах  совершалась в разное время. Она  предусматривала переход от экономической  системы, основанной на аграрном производстве и отчасти торговле, к экономике  индустриального типа, для которой  характерно преобладание городской  промышленности (вытеснение ручного  труда машинным, достижение более высокого уровня разделения труда, фабричное производство вместо мануфактурного).
     XIX век можно определить как эпоху  безусловной победы капитализма  в развитых странах. Уже в  первой половине века отчетливо  проявились заложенные в капитализме  возможности экономического развития, что позволило К. Марксу и  Ф. Энгельсу написать в "Манифесте  Коммунистической партии" (1848 г.): "Буржуазия менее чем за  сто лет своего классового  господства создала более многочисленные  и более грандиозные производительные  силы, чем все предшествовавшие  поколения, вместе взятые". В  XIX в. появляются пароход и железная  дорога, автомобиль и самолет,  радио и телефон, телеграф, а  научные открытия последней трети  века привели к созданию новых отраслей промышленности - электротехники, химической промышленности, машиностроения, нефтедобычи и нефтепереработки. Таким образом, технический прогресс, опирающийся на научные открытия, впервые стал непосредственные фактором экономического развития. В то же время, все более четко проявлялись внутренние противоречия капиталистического способа производства. Частичные кризисы перепроизводства в отдельных отраслях сменялись циклическими, охватывающими всю промышленность, торговлю и финансовую сферу. Первый такой кризис разразился в Англии в 1825 г., открыв историю регулярно повторяющихся кризисов.
     С точки зрения современной теории модернизации, разработанной западными  учеными в условиях НТР, XIX век  следует назвать веком модернизации, то есть временем перехода общества от традиционного аграрного состояния  к современному индустриальному. Понятием политической модернизации принято называть процесс становления представительной демократической системы и правового государства, под которым в XIX в. понималось государство, признававшее "совокупность свобод, присущих парламентскому строю" и "при ограниченном допуске низших классов к участию в выборах законодателей".
     Процесс политической модернизации в Европе в XIX в. шел сложно, зависел он от многих факторов и имел в разных странах  различные результаты. В таких  государствах, как Англия, США, отчасти  Франция, Бельгия и Швеция в XIX в. утвердились элементы гражданского общества и представительной демократии, хотя политическая модернизация решающих побед еще не одержала. А в таких странах, как Германия, Австро-Венгрия, Россия, она только начиналась. Этот процесс является всемирно-историческим, так как рано или поздно в него включаются все страны. Исходя из хронологии, интенсивности и результативности индустриализации, их делят на три эшелона развития капитализма. К первому эшелону относят западные страны, ко второму - страны среднего развития (к ним, в частности, относят Россию), к третьему - страны так называемого третьего мира.
     Развитие  России в течение XIX века делится  на два периода: дореформенный, занимавший всю первую половину XIX века, его  можно назвать подготовительным периодом к капитализму и пореформенный  с начала 60-х годов до конца  столетия – период развития капитализма, его подъема и перехода в империалистическую стадию.
     Экономическое развитие России в дореформенный  период характеризуется последовательным нарастанием кризиса феодально-крепостнической  системы и усилением капиталистического уклада. Экономические показатели этого  периода говорят о том, что  начало XIX века в России совпало с  серьезными процессами подъема промышленного  производства и роста производительных сил.
     В сельском хозяйстве России, в котором  было занято 90 % населения, господствовала еще рутинная техника крепостного  труда. Но тенденция к повышению  производительности труда путем  применения новейшей агротехники и  сельхозмашин к середине XIX века проявляется  значительно шире и с большей  последовательностью, чем в первые десятилетия.
     Успехи  в промышленности и в сельском хозяйстве повлекли за собой строительство в России шоссейных дорог, увеличение оборота внутренней торговли. Еще быстрее росли обороты внешней торговли. Россия торговала с Германией, Францией, Англией, Китаем и другими государствами. Она заметно вовлекалась в общемировые экономические связи. Таким образом, производительные силы России поднимались, но на пути их дальнейшего развития стояли феодально-крепостнические отношения, порождавшие противоречия.
     В течение первой половины XIX столетия в экономическом развитии России завершался подготовительный период к  переходу от феодально-крепостнического уклада к капиталистическому. Противоречивость экономического характера в том, что к началу XIX века в России сложился особый тип феодализма. Его чертами были: самодержавная власть монарха, гипертрофированная роль государства в экономике и общественных отношениях и система крепостного права. Это тот груз, который явился причиной отставания России в экономическом и социально-политическом развитии по сравнению с развитыми странами Европы.
     Отставание  России делало ее средоточием все  более обостряющихся противоречий, которые ведущие европейские  государства в силу естественного  саморегулирующего развития капитализма  избежали или сумели предотвратить  их крайнее проявление и остроту. В России противоречия нарастали  пропорционально усилению капиталистических  тенденций. Становилось очевидным, что пока промышленность находилась на мануфактурной стадии, она могла  относительно эффективно базироваться на крепостном труде, а дальнейшая капитализация  производства требовала совершенно иной организации труда и дисциплины, то есть качественно нового рабочего (прежде всего свободного человека). Феодально-крепостнические отношения  в России не создавали условий  для превращения рабочей силы в товар. Этого можно было достичь  лишь при условии дальнейшего  развития производительных сил в  сельском хозяйстве. В России развитие производительных сил в сельском хозяйстве задерживала все еще  господствующая дворянская монопольная  собственность на землю и собственность  помещика на работника производства. И хотя капиталистическое производство в сельском хозяйстве пробивало  себе дорогу, все же крепостническая  основа оставалась прочной и даже усиливалась: сокращалась надельная  земля крестьян; увеличивалась барщина  с переводом крепостных крестьян на «месячину» и увеличением оброка. Все это подрывало основу феодальной системы – наличие собственного хозяйства у производителя. Более  того, использование дарового труда  крепостных крестьян привело к застойности  сельского хозяйства, а иногда и  к упадку его отдельных отраслей. Все это поставило ребром вопрос о необходимости серьезных экономических и политических реформ. 

     2. Содержание, противоречия и значение правительственной политики эпохи царствования Александра I.
     Этот  противоречивый и сложный период русской истории связан с царствованием  Александра I (1777-1825), российский император с 1801. Старший сын великого князя Павла Петровича (позднее император Павел I) и великой княгини Марии Федоровны, любимый внук Екатерины II, которая сама руководила его воспитанием.
     Внутриполитическая  деятельность Александра I отличалась противоречивостью, особенно до войны 1812 года. Он пришел к власти в результате дворцового переворота, после убийства его отца Павла I. Жесткой казарменной  политикой Павел вызвал острое недовольство дворянства. Столичные высшие круги, обеспечившие Александру трон, желали бы более лояльного царя, ни в  чем не задевавшего дворянских привилегий. Став монархом, Александр I обещал править “по закону и сердцу” Екатерины II. С детства вынужденный лавировать между отцом и бабкой, он оказался хитрым и изворотливым политиком, умеющим находить выгодные компромиссы. Либеральное влияние на царя оказал его воспитатель - писатель Лагарп. Начало царствования характеризовалось некоторым стремлением к либеральному реформаторству. Однако эти начинания Александра ни в чем не коснулись устоев государства - самодержавия и крепостного права. В 1803 г. он издал указ “О вольных хлебопашцах”, который разрешал помещикам отпускать на волю крепостных с наделением их землей за выкуп. Это вызвало недовольство дворян, указ не получил широкого применения, хотя правительство признало им принципиальную возможность освобождений крестьян, законодательно определило условия этого освобождения и права освобожденных. Александр создал Негласный комитет по реформам, состоявший из либерально настроенных дворян и прозванный реакционерами “якобинской шайкой'. Негласный комитет работал год, но единственным результатом стало создание министерств вместо старых петровских коллегий. Министерствам соответствовали входящие в них учреждения на местах. Это позволяло лучше руководить отраслями государственного управления. Министры подчинялись непосредственно императору. Сенат стал высшим судебным органом империи. Он также контролировал соблюдение законности в стране и деятельность административных органов. В 1810г. учрежден Государственный совет, который должен был стать высшим органом управления, но оказался лишь совещательным органом при царе. Решения совета не имели силы без утверждения их монархом. Он состоял из назначенных императором чиновников. Реформы государственного управления вели к дальнейшей централизации управления, бюрократизации, усилению самодержавной власти.
     Прогрессивным характером отличалась политика с области  просвещения: было открыто много  средних и высших учебных заведений, в том числе университеты (Казань, Харьков, Петербург, Дерпт) и близкие  к ним по программе лицеи. Некоторое  время на Александра заметно влиял  реформатор М. М Сперанский - сын сельского священника, без протекции достигший высокого поста государственного секретаря. Но Сперанский вызвал острое недовольство сановной знати. Против него начинаются интриги, и он отстраняется от дел. В конечном итоге, помимо учреждения министерств, никаких реформ проведено не было. Они были признаны преждевременными, - в частности, из-за сложной международной обстановки. Александр I был вынужден решать не только внутриполитические, но и сложные внешнеполитические проблемы.
       Вступив на престол, император Александр  намеревался сохранять мир и  нейтралитет. Он остановил приготовления  к войне с Англией и возобновил дружбу, как с этой державой, так и с Австрией. Отношения с Францией должны были стать от этого хуже, чем были пред кончиной императора Павла, так как Франция в то время находилась в острой вражде с Англией. Однако никто в России не думал о войне с французами в первые годы правления императора Александра. Война сделалась неизбежна только после целого ряда недоразумений между Наполеоном и русским правительством. Наполеон стал пожизненным консулом (1802), а затем императором Франции (1804) и таким образом превратил французскую республику в монархию. Его громадное честолюбие раздражало Александра, а его бесцеремонность в делах средней и южной Европы казалась опасною и недопустимою. Наполеон, не обращая внимания на протесты русского правительства, насильственно распоряжался в Германии и Италии, и это заставило Александра постепенно готовить новую коалицию против Франции. Главными союзниками его были Австрия и Англия.
       В 1805 г. открылась война с Наполеоном. Русские войска, под командой одного из учеников Суворова, Михаила Илларионовича Голенищева -Кутузова, двинулись в Австрию на соединение с австрийскими войсками. Но раньше, чем они достигли театра военных действий, Наполеон разбил и пленил австрийскую армию и взял Вену. Кутузов успел увернуться от неравного боя с Наполеоном и искусными маршами отвел свои войска назад, на север от Вены. Однако, вслед за тем, по личному настоянию императора Александра он принял бой с Наполеоном у г. Аустерлица, хотя и не верил в победу над французами своих усталых солдат и расстроенных неудачами австрийцев. Действительно, под Аустерлицем Наполеон разбил русских и австрийцев и принудил императора Франца к миру. Русская же армия должна была вернуться на русскую границу. Так окончилась кампания 1805 г.
       В следующем, 1806 г. император Александр  возобновил войну против Наполеона  в союзе с Пруссией. Пруссия  не дождалась русских войск и  одна начала военные действия. Французы разбили пруссаков одновременно в двух битвах (под Иеною и Ауэрштедтом). Наполеон занял Берлин и овладел  прусскими землями до самой Вислы. Прусский король (Фридрих-Вильгельм III) укрылся со своим двором в Кенигсберге  и решился с русской помощью  продолжать войну. Всю зиму 1806—1807 гг. шла кровопролитная борьба вблизи Кенигсберга. Русская армия под начальством Бенигсена оказала упорное сопротивление французам, между прочим, отразив армию Наполеона в большом сражении при г. Прейсиш-Эйлау. Но летом 1807 г. Наполеону удалось разбить русских под г. Фридландом, и война окончилась. Все Прусское королевство оказалось в руках Наполеона, а русская армия ушла на правый берег Немана, в русские пределы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.