На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Дизайн-проект летнего кафе

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 07.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание
 Введение  ……………………………………………………………………..3
 Глава 1.  Интерьеры общественных зданий
                 1.1.  Средовое восприятие  как информативный банк
                        данных  ………………………………………………………..6
                 1.2.   Стилистические характеристики современных интерьеров
                          общественных зданий……………………………………….8
               1.3. Отличительные черты и функциональные
                       особенности интерьеров кафе ………………………………11
 Глава 2. Конкретизация качественных характеристик проекта
            2.1. Формирование ведущей концептуальной  идеи  кафе ……….16
             2.2. Особенности некоторых художественно-дизайнерских 
                    решений в элементах внутреннего  и   внешнего 
                    обустройства летнего кафе………………………..……………20
 Глава 3. Функции кафе
             3.1 Комплексное решение в проекте эргономических,
                     эстетических и социальных  вопросов………………………..24
               3.2.   Определение композиционной структуры помещения……26
 Глава 4. Свето –цветовое решение в интерьере летнего кафе
               4.1.  Общие сведения о цвете и свете в интерьере………………..30
             4.2.  Обоснование выбора светового и цветового климата
                        интерьера в стилевой интерпретации  кафе …..……….…….36
              4.3. Взаимодействие специфики выбора  отделочных
                        материалов и конструктивного  решения проекта…….…….38
 Заключение  ………………………………………………………….……...41
  Библиография………………………………………….……………………43
  Приложение…………………………………………………………………47 
 
 
 
 

Введение
      Проектирование  общественных зданий предполагает учет множества разнообразных факторов при конструировании пространственной среды, так как необходимо реализовать организацию функциональных процессов на основе строительных конструкций и отделочных материалов, использования инженерного оснащения, применения оборудования для различных видов жизнедеятельности, содействуя целостности восприятия среды и ее эмоциональной выразительности. 
     Понятие «общественное здание» охватывает широкую гамму строений и помещений различного функционального назначения, в том числе и предприятия общественного питания, рестораны и  кафе.
     Современная экономическая  составляющая градостроительства, не смотря на моровой экономический кризис, претерпевает крупные изменения в связи с расширением потребительского рынка и улучшения благосостояния населения. Наше время можно считать уникальным для развития культуры потребления ресторанных услуг потому, что в современной России активно реализуется тенденция не только экономического  разнообразия данных общественных сооружений  по, так называемой, «степени доходов», но и эксклюзивности и своеобразной индивидуальности внутренней среды помещений, при условии их гармоничного сочетания с  тенденциями архитектурного развития внешнего облика города.
     Люди получили возможность отсорбации  собственного жилища, то есть, во-первых,  преобразования личного дома в место полноценного отдыха, свободного от бытовых хлопот, в том числе и приготовления пищи; во-вторых,  усиления его закрытости по принципу «мой дом – моя крепость», если говорить о контингенте общения в силу урбанизации и глобализации современной жизни в мегаполисах; в-третьих, в эпоху моды на здоровый образ жизни, многие задумались о собственной красоте и фигуре и стали избирательнее относиться как к еде, так и к выбору места проведения досуга, что является для нас наиболее значимым аргументом, подчеркивающим актуальность выбранной темы нашей курсовой работы.
     Во  многом благодаря этим отрадным тенденциям ресторанный рынок растет стремительными темпами. 20-30% ежегодного прироста — стабильная цифра на протяжении последних пяти лет. Ресторанные дворики и кафе(food courts)- это важное звено, без которого уже немыслимы современный полноценный торговый комплекс или деловой квартал города.
    Таким образом, объектом нашего  исследования является область проектирования общественных зданий, в частности зданий ресторанного рынка.
    Исходя  из вышеизложенного, в качестве предмета исследования мы выделяем композиционную организацию  и светоцветовое дизайнерское решение интерьера летнего кафе открытого типа.
    Выбрав  для курсовой работы тему создания дизайн-проекта летнего кафе открытого  типа, мы  поставили перед собой  цель не только подробно познакомиться  с функциональными, эргономическими и эстетическими особенностями  объектов градостроения предприятий питания, каковым является наше кафе, но и практически реализовать, скажем так, собственные творческие фантазии в области проектирования, в соответствии с современными модными тенденциями, через совокупность и условное сочетание друг с другом  таких факторов как органичность внешней и внутренней пространственной среды; фактурное, цветовое, световое и декоративное обрамление интерьера в русле предлагаемого нами этностиля, а, точнее, эклектики, основанной на этнических культурах стран Латинской Америки; единство  положительного комфортного внутреннего ощущения посетителя как субъекта с его внешним психологическим  восприятием разрабатываемого нами объекта.
    Данная  цель определяет для нас ряд задач:
    Во-первых,  провести  анализ сегодняшних  направлений  в развитии  и построении интерьеров общественных зданий для оптимального выбора композиционного структурирования будущего помещения, с учетом всех  предполагаемых специфических  и функциональных нюансов, что представляется, на наш взгляд, наиболее обоснованным  и  логичным;
      Во-вторых, рассмотреть некоторые характерные  особенности  при детальной проработке внутреннего предметного содержания интерьера летнего кафе, так как, на наш взгляд, именно данный аспект играет ведущую роль при создании оптимальных условий психологического комфорта потребителей в сочетании с функциональностью помещения, а, значит,  именно эксклюзивность в организации интерьера проектируемого здания может в будущем послужить  своеобразной визитной карточкой объекта и его презентацией в рамках выбранной стилистики;
      В-третьих, по мере наших возможностей, подчеркнуть  целостное взаимопроникновение цветового и светового решения интерьера общественного здания для демонстрации его характера и общественного статуса, тем самым,  определив социальную значимость выбора подобного тщательного подхода к прорабатываемому объекту.
      В-четвертых, в силу узкой специализации нашего кафе, выделенного как летнее и открытого типа, нам бы хотелось через креативность предлагаемого дизайн-проекта выгодно подчеркнуть его климатическую и культурную состоятельность для города южного местоположения, что, в свою очередь, вполне может послужить весомым аргументом  в экономической составляющей для его реализации.
  При написании курсовой работы нами были использованы следующие методы: закрепление знаний, полученных на аудиторных занятиях, путем их расширения за счет подробного изучения специальной литературы по проектированию зданий, и их  практическое  применение в процессе непосредственной работы над дизайн-проектом  кафе.
     Именно  такая трактовка идейного воплощения проекта не оставляет у нас  сомнений в его актуальности, а  представленный ранее подход к его  решению мы считаем наиболее верным.  

 Глава 1. Интерьеры общественных зданий
1.1. Средовое восприятие как информативный банк данных
     Среда  общественного назначения, изначально направленная на реализацию форм общения  человека и общества, является наилучшей  сферой поиска в области изобразительного (во всеобъемлющем значении этого слова) искусства, которое и есть само по себе одно из мощнейших средств человеческого общения. [ 16]
     Материальная  предметность архитектурной среды  обеспечивает течение деятельного  процесса (среда действия) и одновременно создает эмоционально-эстетический эквивалент процесса как отражение его духовной сути и социальной значимости (среда восприятия). [ 33]
     Безусловное  главенство визуальных форм и функционального  содержания в доминантном элементе по сравнению с прочими слагаемыми композиционной структуры, ритмическая организация акцентных форм в пространственном контексте, выявление композиционных осей, связывающих в целое стилистически разные элементы среды, поиск соответствий в масштабных уровнях  - все это, в конечном итоге, составляет информативную основу архитектурной и дизайнерской составляющих среды.
      Удовлетворение физиологических  потребностей определяется в  среде рядом качеств, информирующих  человека об ее удобстве, надежности, целесообразности и т. п. Так, окруженный стенами, внутренний двор или в меру небольшие проемы ассоциируются с защищенностью; верхние фонари в потолке, большие витражи соединяются в воображении с простором, светом, свежим воздухом и т. д.
          Познавательная (ориентационная) потребность  проявляется в необходимости понять окружающую среду путем получения информации как смысловой, так и визуальной. Визуальная информация связана с количеством различных материальных элементов среды.   Недостаточность информации порождает бедность ощущений и неудовлетворенность от однообразия архитектурной среды.
     Общественные  здания имеют самую разнообразную  объемно-планировочную композицию, зависимую в основном от функционального  назначения и архитектурного решения. Тем не менее, из большого круга композиционных форм общественных зданий четко выделяются коридорные и зальные. Большую часть общественных зданий представляет «смешанная группа», получившая более широкое распространение при современном обслуживании населения городов, рабочих поселков и сельских населенных мест. Варианты композиционных решений внутри зданий могут быть различными. Практическое группирование помещений происходит  по однотипности залов, разногабаритные – в разноуровневые,  мелкообъемные – вокруг главного объема. [31 ]
     Для всех видов общественных зданий присущи основные планировочные элементы: помещения основного функционального назначения (в административных зданиях — рабочие кабинеты, комнаты; в зальных помещениях — залы, в торговых зданиях и зданиях общественного питания — торговые и обеденные залы, в библиотеках - читальные залы и книгохранилища и т. д.); входной узел — в составе тамбура, вестибюля и гардероба; узел вертикального транспорта — лестницы, лифты; помещения движения и распределения людских потоков в коридорных зданиях — коридоры и рекреации; в театральных – фойе и кулуары; санитарный узел – туалеты, умывальники, комнаты личной гигиены. Масштабное соотношение всех внутренних пространств в очередной раз будет максимально подчинено предназначению здания. Взаимное расположение основных планировочных элементов в соответствии с функциональным назначением и лучшей организацией людских потоков указывает на качество планировки здания.  

1.2.   Стилистические характеристики современных интерьеров
общественных  зданий
     Как  и в любом виде средового проектного анализа, надо различать проблемы стиля, относящиеся раздельно к архитектурному и дизайнерскому началу среды и к их слиянию в средовом ансамбле. В каждом из них требования к чистоте стилеобразующих форм достаточно своеобразны: визуализация формальных параметров стиля есть "визитная карточка" его содержания, то есть - образа жизни социального слоя, поколения, нации, взятых в ощущении зрительного единства. Связь человека с окружающим миром, в том числе и с архитектурной средой, отражается с помощью ощущения и восприятия, выступающих в единстве. Освоение архитектурной среды протекает в процессе ее познания. Отбор информации из окружения определяется внутренними потребностями людей и оценивается степенью возможного удовлетворения этих потребностей.
     Проблема стиля в дизайне среды рассматривает вопросы индивидуализации средового объекта с особых позиций - его связей с контекстом, архитектурным, художественным и, наконец, общекультурным.
     Стилистические  характеристики – это отражающие в системе присущих (присвоенных) среде образов специфические отпечатки времени, личностных и коллективных отношений к общественному и архитектурно-градостроительному контексту.
     При решении задач индивидуализации облика среды обращение к стилистическому анализу выливается в два варианта.
     Первый  - растворение новообразования в стилевом контексте, навязывание особых, не всегда свойственных ему внешних примет. Этот ход требует вживания автора в эстетическую систему воспроизводимых им "чужих" форм, привязки их к внутреннему смыслу проектируемых элементов среды, причем результат стилизации отнюдь не обязательно становится эталоном художественного качества. К счастью, объективно этот вариант в полном виде нужен сравнительно редко, например, в заповедных исторических ансамблях.
     Второй  подход творчески куда более продуктивен и строится на принципах контраста проектируемых форм их окружению, что возможно и там, где образная система "вписанного" решения имеет самобытный характер, и если она будет воспроизводить визуальные особенности некоего образца.
     Интерьеры общественных зданий в скором времени  не обещают радикальных изменений  по сравнению с сегодняшней ситуацией. Прежде всего, нужно признать, что выразительный интерьер есть понятие равнозначное эмоциональному интерьеру, то есть интерьеру, выражающему переживания и мысли архитектора, а грамотная композиция и есть средство достижения выразительного интерьера. [ 16 ]
     В зависимости от изменения характера  архитектурного объекта — его  функционального назначения, условий  его эксплуатации, его места в архитектурной или природной среде — меняется и относительная роль его интерьера и экстерьера.
     Само  по себе деление на интерьер архитектурного объекта и внешнее пространство достаточно условно. Даже в традиционных архитектурных объектах интерьер не обязательно замыкается в оболочке здания, но может прорываться наружу, захватывая примыкающие к зданию пространства, или, наоборот, запускать внешнюю среду внутрь здания, визуально объединяя интерьер с окружающей здание природной или городской средой.
     Предназначение здания диктует выбор своеобразных архитектурно-художественных, конструктивных и декоративных средств построения интерьерного пространства.[13] В наши дни внедрение так называемой «сценографической» технологии в средовой дизайн стало стойкой тенденцией - из-за тяготения современной общественной жизни к театрализации - яркости, условности, гипертрофированной выразительности ее проявлений.
     Появление среди «хайтековских» конструкций  «скал» из природного камня, водоемов, каскадов, даже водопадов, всякого рода «насаждений», от муляжей до натуральных посадок, ароматизированная вентиляция, имитирующая закаты и рассветы подсветка - делают холлы банков, гостиниц, фойе концертных залов своеобразными зимними садами, «второй природой», столь нужной в современном городе. Эта тенденция тесно связана с необходимостью разработки и применения совершенно новых форм инженерного оборудования в общественных интерьерах.
     В дизайне ведущей является визуальная гармония. Дизайн взял от искусства  не только его формальные методы и приемы, но и способность создавать образы, эмоциональные представления. Дизайн, по сути, воплотил в себе то, что является многовековым и нередко бесплодным стремлением пространственных искусств – идею органического синтеза. [ 10]
     Иными словами, в наши дни стиль - еще одна форма завершения работы над произведением искусства через сравнение его характеристик с общепринятыми идеалами художественности.
     Сегодня стиль - это узнаваемость работы мастера, таинственная совокупность индивидуальных впечатлений, рассказывающих о личности художника, в каких бы формах он не работал. И "обладать стилем" означает - не быть, как все. Наоборот, это способ выделиться из безликого вала экспериментальных поисков, обозначить свой путь, опираясь на поддержку единомышленников, защищающих общие «групповые» интересы. 

 1.3. Отличительные черты   и функциональные
 особенности интерьеров кафе
     В условиях современной жизни все  большей популярностью в России пользуются доступные и недорогие  комплексы из разряда сферы услуг.  К таковым можно отнести кафе-бары. Кафе-баром  принято называть  заведение, рассчитанное на широкий круг посетителей, отличающееся  большим ассортиментом предлагаемых напитков и соответствующим меню. Кафе-бары  в настоящее время весьма востребованы, что делает их перспективным видом деятельности.
     В условиях специфических особенностей климатического местоположения нашего города, его тождественности курортным объектам региона упрощенная форма обслуживания с облегченным меню дает прекрасный шанс владельцам кафе и баров не только сохранить на приемлемом уровне доходность своих ресторанов, но и обзавестись на волне традиционного летнего ажиотажа новыми постоянными посетителями. Дизайн интерьера кафе влияет на атмосферу всего заведения. Именно от дизайн-проекта зависит, будет ли ваше заведение пользоваться успехом у посетителей или нет.
     Доступность цен и разнообразие меню в сочетании с визуальным внешним эффектом и  ощущением внутреннего комфорта послужит дополнительным  компонентом популяризации нашего кафе.
     От  того, кто именно будет составлять клиентскую базу заведения, зависит спектр предоставляемых услуг и специфика обслуживания.  
В летний сезон особую актуальность  приобретают небольшие террасы и веранды, оборудованные на открытом воздухе. Секрет быстрой окупаемости инвестиций, вложенных в создание подобных заведений, состоит в доступности последних для широкого круга потребителей с невысокими доходами.

     Существуют  правила, придерживаясь которых, можно  наиболее оптимально использовать помещение, предназначенное для кафе, но конечно мы понимаем, что всего предусмотреть невозможно. И конечно, правила не могут быть догмой. Атмосфера вашего ресторана должна соответствовать тому особому меню, которое вы собираетесь предлагать посетителям.
     Прежде  чем обсуждать проблемы, связанные с планировкой кафе, необходимо  хорошо представлять, что задумано.
     На основе этого обсуждаются четыре главные темы:
      интерьер;
      оптимальность планировки;
      оперативность обслуживания;
      внешний облик.
     Функциональность  будет обеспечена только тогда, когда будет учтена специфика меню и реальные возможности кафе.
     Необходимо  гарантировать своим гостям удобство и спокойствие, а своим сотрудникам - свободу передвижения, необходимую  для успешного выполнения работы.
     При разработке интерьера следует обращать внимание на следующие моменты:
      прием гостей: стойка сотрудницы, встречающей гостей (hostess), должна располагаться у входа в кафе;
      фокусная точка: все столы должны быть ориентированы на одну внутреннюю точку. Это может быть стойка для демонстрации напитков, камин, фонтан;
      создание уюта: стены, ширмы, растения, вазы для цветов, разные уровни пола - все необходимо использовать для того, чтобы в кафе были отдельные, "интимные" столы или группы столов, где гости чувствовали бы себя уединенно - так, как будто они одни;
      демонстрация блюд: стойки, витрины для демонстрации блюд или напитков должны быть расположены около фокусной точки;
      развлечения: если в кафе предусмотрена маленькая сцена или танцевальная площадка, то столики клиентов необходимо ориентировать на них (они становятся фокусными точками);
      бар или "зал ожидания": диваны или кресла, на которые можно усадить гостей ожидающих, например, своих друзей, предложив им напитки, очень полезны кафе. Но для установления дружественных отношений между барменом и посетителями, лучше использовать барную стойку;
      посуда и аксессуары: все должно соответствовать тематике зала.
        Функциональное предназначение  предприятий питания в не меньшей степени определяет и оформление. При планировке учитывается система обслуживания официантами или самими посетителями. Примеров удачных художественных решений можно привести много. В последнее время часто устраиваются залы в реконструируемых зданиях. Все большее внимание обращается на тематическое оформление: нравятся посетителям Дома охотников, социализированные детские кафе со сценарной интерпретацией героев сказки, молодежные клубы по интересам, придорожные рестораны. В этих случаях используются произведения народного творчества, утварь, мебель из стволов деревьев — все, что создаст уют, необычайность обстановки, повышает эстетическую ценность интерьера.
     В организации среды предприятий  общественного питания особое внимание уделяется искусственному свету. При  этом тщательно продумывается декоративный эффект, которого можно достигнуть, используя разнообразие форм, способы изготовления и художественного оформления плафонов. При этом важно учесть взаимовлияние света и цвета. Частое использование света в сочетании с оттенками синего, голубого, зеленого цветов с бeлым подчеркивает чистоту помещений.
       Активно подключаются  формы живой природы. Особую роль приобретают панно, украшения.
       Положительно воспринимаются интерьеры  приморских ресторанов и кафе, тематика оформления которых  посвящена морским традициям  русского флота и представлена росписями, гобеленами, керамикой.
     Использование национальных традиций народной архитектуры, пластические и декоративные находки мастеров стран СНГ и дальнего зарубежья обогащают общечеловеческую культуру, современное зодчество и дают в руки дизайнеров ценные идеи для совершенствования искусства оформления интерьеров.
     При проектировании целесообразно предусматривать  индивидуальные входы в помещения  различного назначения. Высота залов должна быть 3,3 м при площади до 300 м2, в залах большей площади высоту устанавливают 4,2 м, в подвальных помещениях – 2,7 м,   а до выступающих конструкций – не менее 2,4 м. Состав и площади помещений назначают в соответствии со СНиП 2.08.02-89*. 

 Глава 2. Конкретизация качественных характеристик проекта
              2.1. Формирование ведущей концептуальной идеи  кафе
     Изменение экономического сознания современных  представителей бизнеса, стремление предпринимательства  к европейскому уровню жизни, в том  числе и к европейскому уровню обслуживания потребителей объясняют  необходимость изменения  приоритетов в развитии сферы услуг, выдвигая на первый план  развития инфраструктуры города не только традиционную задачу удовлетворения потребительской способности населения, но и требуя, в первую очередь, особых  градостроительных усилий от архитектурных отделов администраций городов в решении проблемы  эстетичности и гармонизации общественных зданий в окружающем социуме. Это меняет цели и подходы в понимании концептуальной идеи возводимых объектов архитектуры.
     Дизайн  интерьера, выработанный согласно концепции влияет на атмосферу всего заведения. Именно от дизайн-проекта зависит, будет ли ваше заведение пользоваться успехом у посетителей или нет.
     Процесс увеличения количества малых кафе и больших ресторанов, идущий параллельно с растущей тенденцией к эстетизму и красоте в современном обществе и ростом капиталовложений в строительство предприятий питания, создает проблему ярковыраженности и   стилевой индивидуальности данных предприятий как факторов  формирования  имидж-образов их владельцев, влияющих на популярность данных предприятий у посетителей. 
     В своем представлении о том, каким  должно быть летнее кафе открытого типа, мы исходим из следующих концептуальных составляющих:
       – творческий подход в детальной  разработке социально-функциональных  аспектов архитектурного проектирования летнего кафе;
      -   создание объемно-планировочной  структуры общественного здания, обусловленной  градостроительными, социально-культурными  условиями  места строительства, а также  отвечающей требованиям художественной  выразительности и инженерной целесообразности [ 26 ];
     - популярность кафе среди посетителей и увеличение количества постоянных клиентов как следствие гармоничной организации пространственной среды в сочетании с высоким качеством обслуживания.
     Формулировка  целей отразится на наборе задач, составляющих сущность выработки дизайн-концепции.
     Необходимо:
      определить параметры и характеристики самого объекта, представить его как закономерно организованную систему разного типа средовых компонентов;
      рассмотреть пути использования ограниченного набора средств в формировании полноценных потребительских характеристик среды;
      составить собственно дизайн-концепцию как своеобразный алгоритм дальнейшей архитектурной и дизайнерской деятельности.
     Основная  посылка концепции — несовместимое, казалось бы, сращение представлений об уникальности, обособленности будущего кафе, с одной стороны, и неразрывности, слитности жизни проектируемого объекта и окружающего, пронизывающего его города.
     Промышленные  и жилые районы, общественные центры и транспортные магистрали наших городов не могут быть монотонными и безликими, то есть эстетически невыразительными. Создавая благоприятные условия для труда, быта и отдыха людей, они должны способствовать подъему культуры, росту духовного богатства.
     Однако положительная эстетическая оценка городской среды возникает лишь при ощущении гармонии между красивым обликом городов и их рациональной организацией, способствующей решению основных экономических и культурных задач.
     Почему  же желание вызвать у человека положительную эмоциональную реакцию, высокую эстетическую оценку городской среды является важным для жизни общества? Очевидно, прежде всего, потому, что такая целостная оценка есть оценка подлинно человеческая, оценка с позиций культурного развития человека, при котором предмет эстетического отношения (в нашем случае городская среда) предстает перед ним не с какой-то одной стороны, а "всесторонне".
     Целостность городской среды складывается из многих черт, среди которых, прежде всего, целесообразность планировочной структуры города, гармоничная связь всех его элементов, своеобразие городской среды, возникающее в результате умелого сочетания новой архитектуры с существующей.
     С точки зрения эстетических достоинств городской среды, понятия красоты и художественной образности весьма существенны, ибо указывают на те реальные задачи, решение которых способно резко повысить эстетический уровень массовой застройки общественных центров и промышленных зон. 
     Но  иногда красоту и даже художественную образность сводят лишь к гармоничности внешней формы. Повсеместно мы сталкиваемся на практике с непониманием роли и места так называемой "формальной красоты", с тем, что отдельные "мастера" смешивают, отождествляют критерии красоты и критерии искусства.
     Вообще  максимально высокого качества и экономического эффекта в условиях современного строительства можно добиться только при комплексном градостроительном подходе к решению архитектурных задач, связанных с удовлетворением всесторонних потребностей людей. А это значит, что для создания полноценной в эстетическом отношении среды следует системно учитывать развившиеся требования потребителя не только к отдельным сооружениям, к их взаимодействию между собой и с установленным оборудованием, но и к сочетанию архитектурного сооружения с другими элементами города и природной средой.
      "Гармония, — отмечал Л. Корбюзье, — есть результат полного соответствия  между причиной и следствием. Причина — необходимость создать  удобное жилье и, следовательно,  осуществить строительство. Следствие  — ликование, которое охватывает нас при созерцании умного, точного, безупречного творчества". [ 16 ]
     Средства  соразмерности — самая большая  и эффективная группа композиции, обеспечивающая гармонизацию формы. Но и этого недостаточно. Нужно еще  найти фактуру, цвет и пластику внешней формы, так как без этого она окажется недоработанной.
     Учет  этих групп закономерностей позволяет, таким образом, согласовать проектируемый  объект со всем предметным и архитектурным  окружением, сделать его соответствующим  этому окружению и использующим его людям, повысить информативность его формы, добиться наибольшего слияния с содержанием, выразить в форме тончайшие нюансы социально-психологической ориентации и получить в итоге наиболее содержательную и гармоничную форму, иными словами, сделать объект эстетически наиболее полноценным.
     При этом следует отметить:
      специфический характер представлений об устойчивых композиционных решениях;
      использование средств соразмерности, характерных для всех видов художественного творчества;
      значение закономерностей, связанных с проработкой пластики внешней формы.
     На  самом раннем этапе разработки концепции  необходимо определиться с названием  кафе. Более того, выбор наименования кафе является составным и весьма существенным элементом разрабатываемой  концепции. 
      При выборе названия кафе учитывается его  будущее местоположение, потенциальные  посетители, категория, например, элитность, специфика, одновременно определяется его будущий желаемый имидж.
     Кроме того, при определении названия кафе  учитывается планируемые согласно концепции кухня, интерьер, обслуживание. Исходных показателей для выбора названия много, а название только одно - и оно, желательно, должно учитывать все, быть оригинальным, а главное, индивидуализировать, отличать, причем выгодно отличать в представлениях будущих потребителей заведение и представляемые им услуги от других, не нарушая прав третьих лиц, чтобы избежать обвинений в недобросовестной конкуренции и нарушении обычаев делового оборота, содействовать в дальнейшем процветанию заведения.
     Выбор названия кафе — это не только учет названных исходных моментов концепции (идеологии) заведения, это творчество... на грани искусства.
     Внешний вид здания нашего кафе ассоциативно связан с латинской тематикой, отдаленно  напоминая небольшую, но очень уютную деревеньку из трех бунгало где-то на побережье Карибского моря. Латина – первое, что приходит в голову, едва здание показывается в окружении листвы. Кафе, открытое ласковому морскому бризу, кажется отделенным от жизненных невзгод. «Латина»…
     Глядя на эту композицию, вдохновленную  природой, видно, как пронизывает  окружающее пространство ассимметрия, но одновременно уравновешенность, соразмерность.
     Вследствие  вышеперечисленного,   нам представляется заслуживающей внимания  идея  создания в городе общественного здания предприятия питания,  отвечающего современным критериям и неординарностью подхода в эскизном поиске внешней и внутренней формы.  

 2.2. Особенности некоторых  художественно-дизайнерских
 решений в элементах внутреннего  и   внешнего
     обустройства летнего кафе
     Работая над дизайн-проектом кафе, прежде всего  мы учитываем следующие факторы:
    какая публика будет посещать заведение;
    какие требования предъявляет гость к комфорту.
     Градостроительные требования проявляются в выборе места для постановки здания. Ориентиром здесь служат замечательные пейзажи, уже возведенные архитектурные  сооружения, ансамбли и т.д.
  В случае нашего проекта мы исходили из позиций дальнейшей реконструкции ул. Ленина в районе ЗАГСа и центральной библиотеки  в старой части города. [Прил. С.47 , ил. 8]
       Площадка, обнесенная природным  крупным камнем напротив общежития  НПИ, используемая до настоящего  времени как место установки  временных палаток  по продаже  напитков или как стихийная автостоянка, как нельзя более кстати может быть преобразована для создания небольшого архитектурного ансамбля, привлекающего внимание отдыхающих своей креативностью и удивительной живописностью и гармоничностью.
     Внешняя декоративность здания, представляющего  собой стилизованную форму бунгало, утопающего в зелени вьющихся растений и увитого светящимися гирляндами, имитирующими тропические цветы, достаточно органично вписывается в окружающую среду и служит некоей нейтрализацией серых зданий общежитий, окружающих данную территорию.  Наличие удобной и четко обозначенной пешеходной зоны делает летнее кафе «Латина» достаточно привлекательным для широкого круга посетителей. Мозаичное мощение вокруг здания органично оттеняет цокольную облицовку трех разноуровневых  круглых в плане платформ, украшенных мозаичной плиткой в орнаментальном варианте в более насыщенных тонах. Разбитые по обе стороны от входов цветники с плавными очертаниями и элементами, имитирующими природу мексиканских прерий,  призваны психологически подготовить проходящих мимо к необходимости посетить проектируемое нами кафе.
         Адекватность внешней объемной формы внутренней структуре может служить на этом пути  первым информационным символом для подготовки зрителя к дальнейшему, более развитому восприятию интерьера.
  Задача упрощается в случае однопространственной (зальной), но разноуровневой структуры, имеющей место в нашем проекте, где внутренняя форма и внешний облик, как две стороны одной оболочки, могут максимально совпадать. 
           Исходя из вышесказанного, проектируемое нами отдельно стоящее здание летнего кафе открытого типа в плане представляет собой своеобразный трилистник, состоящее из трех залов, общая площадь которых составляет 154,26 кв.м,  и служебного помещения, состоящего из доготовочной, холодильного склада и санузла общей площадью 26,5 кв.м., оборудованных автономной системой климат-контроля.                         
          Служебное помещение высотой 2,7 м,  включает в себя   холодильный склад с жестким температурным режимом, доготовочную с автономной подачей воды и электричества, санузел, узел управления коммуникационными системами кафе, включающий в себя установку с временными счетчиками потребления и административный отдел в виде кабинета заведующего кафе.
     Залы обслуживания – это зонированное, разделенное на три переходящих друг в друга спектра, помещение с потолком высотой 3,0 м, 3,3 м и 3,6 м в центральной части. Барная стойка  гармонично вписывается в плавно искривленную линию стен, точнее открытых террас с опорными столбами, имитирующими стволы кокосовых пальм и увитых цветущими лианами. Еще один акцент декора – тростниковые рулонные занавески разной длины с автоматическим фиксатором, защищающие  посетителей, вместе с тростниковым потолочным навесом,  от воздействия прямых солнечных лучей и создающие легкий шелест при малейшем колыхании на ветру. [Прил. С.47 , ил. 9]
    Нижний зал кафе – оборудован  удобными диванами с элементами плетения из пальмовых листьев и окантовкой из кожи, изготовленными по индивидуальному проекту в мексиканском стиле, со съемными мягкими подушками из тканых шерстяных покрывал яркой этнической окраски [Прил. С.47 , ил. 10-11] и каплеобразными  столиками с комбинированными  из стекла и плетения столешницами - предназначен   для кратковременного отдыха посетителей с детьми.   [Прил. С.46-, ил. 3-6]
       Средний зал – зал «тет-а-тет» -  призван создать визуальное ощущение уединения, благодаря легким ширмам-витринам, в качестве укрывного материала которых использованы колоритные пончо, растянутые на бисерных плетениях. Традиционные глиняные горшочки-лампадки, с обожюрами в виде миниатюрных сомбреро,  на столах также послужат созданию уюта и камерности. [Прил. С.46 , ил. 1-2]
        Верхний зал –  демократичный – является центральным  местом  приема основного потока посетителей. Общая гармония стиля всего помещения создается за счет использования легкой плетеной мебели, традиционной глиняной посуды, тростниковых салфеток  и декорирования с помощью изделий народных промыслов стран Латинской Америки (глиняные статуэтки, пончо, выструганные маски, сомбреро, яркие орнаментальные бисероплетения и т.д.) [Прил. С.48 , ил. 12-15]
        В качестве витрины предлагаемой продукции используется место пересечения трех залов, что позволяет ей, являясь центром композиции, быть одновременно доступной для обозрения с любой точки кафе.
        Особое внимание следует уделить потолку во всех трех залах:  выполненное по индивидуальному  проекту полотно натяжного потолка  представляет из себя комбинацию из радиально  расположенных зон, имитирующих крыши-зонтики из пальмовых листьев, и цветной растяжки от бледно-голубого до глубокого синего, создающей эффект глубины тропического неба. Это дань традициям народной архитектуры, они, в естественных условиях помимо прочего, дают прохладу: поскольку изоляция здесь неполная, горячий воздух уходит вверх. [23] [Прил. С.46 , ил. 7]
 В темное время суток встроенные точечные галогенные светильники превращают эту часть в усыпанное звездами бесконечное пространство. При этом сохранено зонирование всех трех помещений за счет имитации наложения  и очередности данных радиальных спектров.
         Несомненным достоинством залов и их неотъемлемой  функциональной необходимостью является наличие напольного встроенного освещения, создающего, благодаря матовости используемых плафонов, мягкий рассеянный свет. Не менее важным является наличие встроенных небольших динамиков,  устанавливаемых большей частью под потолком (акустика потолочного типа), для создания фонового эффекта «звук вокруг», а также беспроводной кнопки экстренного вызова официанта, расположенной с внутренней стороны стола. Это позволит ускорить и облегчить процесс обслуживания посетителей, так как исключает возможность задержки с доставкой выбранных блюд.
     Не  менее значимой деталью для поддержания общей стилистики кафе является униформа обслуживающего персонала. Яркие легкие ткани, многочисленные оборки и цветные шейные платки помогут воссоздать неповторимый колорит побережья Латинской Америки. 

 Глава 3. Функции кафе
 3.1 Комплексное решение в проекте эргономических,
     эстетических  и социальных  вопросов
  Эргономика  органически связана с дизайном, одной из главных целей которого является формирование гармоничной предметной среды, отвечающей материальным и духовным потребностям человека. При этом отрабатываются не только свойства внешнего вида предметов, но, главным образом, их структурные связи, которые придают системе функциональное и композиционное единство.
      Форма и функциональные размеры  всей предметной среды, ее объемно-пространственных  структур неразрывно связаны  с размерами и пропорциями тела человека на протяжении всей истории цивилизации. Мебель для общественных помещений — изделия для обстановки помещений предприятий и учреждений с учетом характера их 
деятельности и специфики функциональных процессов.
[30 ]
      Важное место принадлежит абсолютной величине пространства, мысленно соизмеряемого с количеством людей и возможностью их определенного действия. Индивидуальные биологические действия человека отражены в понятии «моторного     пространства»,     представляющего   условно   ограниченную   часть общего   пространства.   Индивидуальное (моторное) пространство определяет отношение «человек — предмет» и изучается   эргономикой.  Как составная часть архитектурного   индивидуальное   пространство     образует     «пространственные группы», «зоны», например, в кафе  — зоны   администратора, бармена,   приема пищи,  ожидания  и    т.    п.  
       Социальные моменты, понимаемые в России, в лучшем случае, как комнаты приема пищи, т.е. основанные целиком и полностью на оценке физиологических критериев, напротив, стали одними из основополагающих факторов в конце 90-х годов XX века в Западной Европе. Идеи социального партнерства изменили сам подход к проектированию общественных зданий, в том числе  и к проектированию ресторанов и кафе.   Главной фокусной точкой всех трех залов нашего кафе является открытая стойкообразная вращающаяся витрина с оптимальной по эргономическим требованиям высотой 1,9 м, вокруг которой  группируются все представленные «коммунальные зоны». Основанием данной витрины, выравнивающим ее нижнюю плоскость на разноуровневых полах, служит композиция из природных камней. Коммунальные зоны для неформального общения посетителей кафе  расположены вдоль закругленных оконных проемов, что является своеобразным декоративным оформлением, способствующим свободной организации движения людских потоков.
     С точки зрения эстетического восприятия окружающего пространства в кафе необходимо остановиться на вопросах формообразования. Определенное воздействие на восприятие информации оказывают формы линий. Считается, что вертикальные или горизонтальные прямые линии ассоциируются со спокойствием, ясностью и даже солидарностью, а изогнутые — с изяществом и непринужденностью. Незамысловатые и симметричные формы "прочитываются" гораздо быстрее других, привлекают внимание.
      Пересечение ограждающих поверхностей образует линейные контуры и силуэты, читаемые при восприятии в первую очередь. Более того, при отсутствии массы заполнения достоверность очертания пространственной формы сохраняется, если закреплены основные, узлы формы (угловые опоры, балки, перила, навес и др.). Следовательно,  расшифровка формы происходит через восприятие контурных линий. Через  «движение» линий возникает ощущение движения (динамики) пространственной формы.
      Все вместе взятое обеспечивает  оптимальный психологический климат  и способствует психофизиологическому комфорту как каждого посетителя кафе, так и обслуживающего персонала, что само по себе тоже не маловажно, так как позволяет частично релаксировать их психофизиологическое состояние, в связи с потенциальной возможностью стрессовых ситуаций при работе с людьми. 

 3.2.   Определение композиционной структуры помещения
     Гармоничная организация структуры особое значение придает эмоциональности выражения  пространственных построений в целом  и в частях, используя арсенал  специфических средств выразительности. Гармонично-пространственная организация является основой архитектурного композиционного творчества, приводящая к высокому эстетическому качеству. Известно, что не все объекты в равной мере обладают красотой не  только по мере творческих возможностей авторов, но часто и по соображениям значимости (например, интерьер подсобных, технических или складских помещений и т. д.). Эстетическое отношение  данных помещений ограничивается оценкой соответствия формы ее материально-практическому содержанию.
     Дизайн  кафе, т.е. пространств, предназначенных для отдыха посетителей, с каждым годом становится все более смелым и оригинальным. В последнее время архитекторы стали свободнее и полнее выражать свой творческий потенциал, использовать новый язык, современные материалы и необычные формы при создании особой, почти театрализованной атмосферы в кафе, барах и ресторанах. Наблюдается тенденция стремиться к тому, чтобы каждая работа становилась примером для подражания, образцом, непохожим на остальные.
     Создаваемые людьми предметные формы подчиняются  в первую очередь природным, физическим законам формообразования. Как в основе архитектуры лежат законы строительного дела, так и в основе создания предметного окружения лежат требования промышленного производства.  Предметная форма олицетворяет  в себе природное, физическое начало и в то же время и все человеческое со свойственными людьми вкусами, привычками, пониманием удобства и красоты, предрассудками и образными преувеличениями. [2 ]
     Мебель  и предметы интерьера связывают  пространство с человеком и его потребностями, позволяют использовать его в интересах людей, формируют комфорт помещения. [ 26]
          Нас интересует прежде всего  органичное сочетание комфортности  помещения с его функциональным  назначением и положительным  эмоциональным  эстетическим восприятием.
      Выделенный  нами в качестве основного критерия показатель комфортности и эстетичности находит свое отражение в каждой зоне отдыха и потребления нашего кафе. Эстетическое воздействие архитектуры  тесно связано с особенностями  эмоционального восприятия человеком двух видов форм — объемных в пространстве и пространственных.
      Степень эмоционального ощущения  при восприятии зависит от  особенностей ассоциативного воздействия  пространственной формы, ясности  или сложности прочтения ее  геометрических параметров и композиционной структуры.
      Образно-ассоциативные характеристики  простейших фигур и линий давно  известны в художественно-творческой практике. Особенно выделяются параболические линии, приобретающие в своем движении особую красоту и силу. [15 ]
       Совокупность плоскостей ограждения, расположенных по периметру, и  обращенных во внутрь, образует  оболочку пространственной формы  или «форму-оболочку», воспринимаемую  как целостная масса в отличие  от отдельных форм самих элементов  ограждения (потолок, пол и т. д.). Условия единовременного обозрения пространственной формы определяют особенности «интерьерного» восприятия:
    панорамный охват «формы-оболочки», окружающей зрителя со всех сторон. В помещении это шесть или пять одновременно видимых поверхностей: пол, стены, потолок. Наоборот, форма объема в пространстве, при неподвижном положении зрителя, открывается лишь одной-двумя сторонами;
    ощущение «интерьерного» масштаба закрытых пространств по сравнению с открытым или естественным. При одинаковых параметрах закрытое пространство всегда несколько больше, чем такое же открытое (что для нас наиболее значимо ввиду специфики разрабатываемого проекта); 
    исключительная достоверность ощущений пространства ввиду близости объектов наблюдения. Добавляются новые модальные ощущения — тактильные (непосредственные соприкосновения с формами, поверхностями, материалами), кинестетические (движение по горизонтали, подъемы и спуски, смена направлений), слуховые (тихие звуки и шумы), обонятельные, значительно активизируются постоянно действующие зрительные ощущения (детализация объектов, ракурсное восприятие  формы, многоплановые построения визуальных картин, эффекты освещения). Такое разнообразие впечатлений делает «интерьерное» восприятие чувственно насыщенным, более эмоциональным.
    ощущение конечной ограниченности пространственной формы, во врожденной потребности быстро ориентироваться в ней и позитивно принимать ясно организованную структуру, вселяющую чувство, уверенности и покоя. Этим же вызвано стремление избежать абсолютной замкнутости пространств и установить визуальные связи с естественной природой. [ 26 ]
        Графический анализ интерьеров  ряда исторических объектов показывает, что, независимо от абсолютной  величины помещения, у зодчих  сохранялось стремление заполнить верхнюю оптимальную зону поля зрения на всю высоту плоскостью стены, т. е. сохранить постоянным оптимальное отношение высоты к длине помещения и избегать ощущения нависающего, давящего потолка путем включения в кадр преимущественно вертикальных направлений. Этот эмпирический опыт поиска лучших пропорций формы подтверждает важную закономерность психологии восприятия. Сознательное распределение разных или одинаковых пространственных объемов позволяет создать пассивную или активную динамику структурного построения интерьера, развивающегося по нарастающей или убывающей прогрессии.[29]    
       Интерьерное пространство имеет  относительное трехчастное деление  на планы — передний (ближний), промежуточный (средний) и задний (дальний). В процессе восприятия эти три плана всегда оказываются в состоянии отношений «фигура—фон». Порядок расположения планов можно соотнести с характеристиками их визуальных картин и обозначить передний план как восприятие детали, средний — фрагмента и дальний — общей пространственной формы. В силу аккомодации глаза зрение фокусируется на одном из планов, в плоскости интересующего объекта (фигуры), и тогда остальные планы становятся фоновыми. Чем глубже пространство, тем  богаче плановые градации. В аспекте цветовой среды на этом основании выявляются роль и значение пространственных планов в формировании разных типов интерьеров. Данные положения в полной мере были учтены нами при проектировании здания летнего кафе открытого типа.
        Тем не менее, общее предметное наполнение пространства кафе соответствует  требованиям, предъявляемым к помещениям, где основной акцент в подборке мебельного содержания и оборудования сделан на  «выделение» из общего рисунка  интерьера мест отдыха и питания, что и является основой композиционного решения, как уже говорилось ранее. Остальные элементы декора залов обслуживания служат лишь  дополнительным эмоциональным оформлением  для функционального назначения помещения. 

 Глава 4. Свето –цветовое решение в интерьере летнего кафе
4.1.  Общие сведения о цвете и свете в интерьере
          Гармония цветовых отношений  предполагает строгую взаимообусловленность  цветов, при которой изменение  одного из них ведет к нарушению  единства. С помощью цвета можно  исправить пропорции помещения  или предмета, зрительно увеличить или уменьшить объем, сделать стены выше или ниже. Одна из главных особенностей цвета – активность и динамичность интенсивных, особенно теплых тонов, и пассивность малонасыщенных и холодных. Теплые тона – красные, оранжевые, желтые – обладают свойством приближать окрашенные поверхности. [19 ]
     Необходимо  отметить, что существуют определенные тенденции гаммы модных цветов.
«Престижные»: золото, серебро, темно-серый, черный. Их задача - передать солидность, уверенность, стабильность и высокую стоимость.

«Природные»: близкие к естественным органическим, природным компонентам...

Как вариант  использования цвета – «Растяжки»... Обычно используются тональные оттенки  одного цвета, и как акцент - более  активный цвет.

  В ход идут названия напитков – «кофейный», «шоколадный», «молочный», названия фруктов – «оливковый», «вишневый». В ход идет все, с чем можно сравнить необычный оттенок. [1]  Есть и нестандартные цветосочетания: розовый с черным, желтый и зеленый и другие... в таких случаях, как показывает опыт, важна сама идея, а также конкретное ее воплощение. Думается, что при осуществлении своей идеи в области интерьера средствами цвета стоит довериться своим эмоциональным ощущениям.  Цвет - это эмоции и настроение. Он может взбодрить зрителя, навеять на него осеннее или весеннее настроение, или наоборот, вогнать в смертную тоску. [ 25 ]  При организации цвета в интерьере наряду с логикой цветосочетаний надо учитывать и психологическое воздействие его на организм человека. [ 13]
     Существуют  целые теории цветов и их сочетаний, в которых рассматриваются  не только степень  их влияния на самочувствие человека, но и даются рекомендации по цветовому оформлению. Существует целая символика цветов. На Востоке  она сложилась намного раньше, чем в Европе. Цвет связывался со временем года, стихиями, сторонами света. Многие дизайнеры оформляют интерьеры в соответствие с цветовыми комбинациями времен года. (таблицы 1, 2) [ 6]
    Таблица 1.
Сочетание цветов по принципу теории времени года (весна-лето-осень)
  весна лето осень
Основной  тон желтый голубой Красный
оттенки теплые холодные Теплые
Характер  цветов Легкие, радостные Прохладные, выбеленные солнцем Насыщенные, землистые, тяжелые
белый кремовый молочный холщовый
бежевый слоновая кость кремниевый верблюжий
желтый лимонный соломенный кукурузный
красный маковый малиновый медный
коричневый ореховый шоколадный махагон
розовый абрикосовый Голубовато-розовый персиковый
синий васильковый стальной Сливово-фиолетовый
фиолетовый сероватый сиреневый ежевичный
 
Таблица 2.
Подбор  материалов по принципу теории времени года
(весна-лето-осень)
  весна   осень
дерево Хвойные породы, ясень, лиственница, кедр, вишневое дерево, плетение из светлых прутьев Белое, светло-желтое, сероватое, оливковое, травленный красноватый махаон Вишня, тис, махагон, тик, натуральный дуб, плетение темных натуральных тонов
камень Мрамор, гранит теплых тонов Мрамор, гранит холодных оттенков, ракушечный известняк Мрамор, гранит теплых, красновато-коричневых тонов, керамика
металлы Золотистые, теплых тонов Серебристые: хром, алюминий, серебро, темная медь Бронза с  рыхловатой поверхностью, медь, латунь
ткани Гладкие, тонкие, легко драпирующиеся: тонкий репс, шелк, велюр Гладкие, сдержанных оттенков: шелк, муар, сатин, тонкий лен Грубой выделки, мягкие, или пышной структуры, буклированные: бязь, габардин, твид, парча, бархат
          Образ любого помещения зависит  не только от способа расстановки  мебели, цветовой гаммы, но и  от освещения. Освещение — это четвертое измерение архитектуры - является сильнейшим инструментом для создания желаемой атмосферы, и не только ее. Осветительные приборы как элементы декоративного оформления входят в оборудование интерьеров и экстерьеров зданий и сооружений. Свет бросает вызов, свет призывает к действию. Оттенок освещения также имеет огромное значение, вызывая у человека различные настроения.
        Изменение цвета в зависимости от освещения относится к эффекту оптических иллюзий. При декоре следует учитывать изменение цвета в зависимости от освещения. Естественная смена освещенности и цветности в природной среде создала ряд устойчивых ассоциативных ощущений, например, тревоги от мрачности и таинственности сумерек, возбуждения и бодрости от яркого солнечного дня. В помещении возможно регулирование количества света, его цветности и распределения. Свет оказывает эмоциональное воздействие на человека через освещенность пространства помещения и выявление пластики «формы-оболочки». Очень важным элементом создания настроения является характеристика спектра, излучаемого лампой.  В дизайне интерьеров используют все виды потоков света в пространстве. 
       Композиционные приемы работы  со светом основываются на  организации концентрированного  или рассеянного освещения, или  их комбинировании. При малых проемах возрастает доля рассеянного отраженного света, возникает большая градация освещенности от светлых до темных участков. Отраженный свет со множеством рефлексов создает ощущение необычности среды. При больших проемах наблюдается относительная равномерность интенсивного светораспределения, напоминающая естественные условия. При больших проемах получается «заливающий» свет, способствующий выявлению геометрических качеств ограждения по контурам и силуэтам. В нашем варианте, большая освещенность помещений кафе не только вызывает ассоциацию с городской улицей, но и «сращивает» его с ней.
      Искусственное освещение предусматривается в помещениях, в которых недостаточно естественного света, или для освещения помещения в часы суток, когда естественная освещенность отсутствует.
  Искусственное освещение может быть общим (все производственные помещения освещаются однотипными светильниками, равномерно расположенными над освещаемой поверхностью и снабженными лампами одинаковой мощности) и комбинированным (к общему освещению добавляется местное освещение рабочих мест светильниками, находящимися у аппарата, станка, приборов и т. д.). Использование только местного освещения недопустимо, так как резкий контраст между ярко освещенными и неосвещенными участками утомляет глаза, замедляет процесс работы и может послужить причиной несчастных случаев и аварий.
     Естественное освещение является наиболее гигиеничным и предусматривается, как правило, для помещений, в которых постоянно пребывают люди. Если по условиям зрительной работы оно оказывается недостаточным, то используют совмещенное освещение.
     Естественное  освещение помещений подразделяется на боковое (через световые проемы в наружных стенах), верхнее (через фонари, световые проемы в покрытии, а также через проемы в стенах перепада высот здания), комбинированное (сочетание верхнего и бокового освещения).
     Систему естественного освещения выбирают с учетом следующих факторов:
    назначения и принятого архитектурно-планировочного, объемно-пространственного и конструктивного решения зданий;
    требований к естественному освещению помещений, вытекающих из особенностей технологической и зрительной работы;
    климатических и светоклиматических особенностей места строительства здания;
    экономичности естественного освещения.
        Классическая  постановка света предполагает распределение уровней освещенности, выстроенное по образу природного освещения: относительно темная нижняя зона, средняя по освещенности середина и самая светлая верхняя часть, напоминающая небо. Правильное размещение источников света подчеркивает стилистическую идею дизайнера. [ 14 ]
       Художественно-выразительные задачи  и приемы состоят: 
    в выявлении света как своеобразного композиционного акцента;
    в выявлении пластических характеристик пространственной формы;
    в создании специфической световой среды.
         Направленный прямой верхний  свет или отраженный боковой  обычно скользит по поверхности,  модулируя ее пластику. [28]
     В интерьере лучше комбинировать  два типа полярных по оттенку ламп, тогда получается более спокойная световая картина. [12]
     С учетом вышесказанного выбор общего освещения для летнего кафе был  сделан нами в пользу  комбинированного освещения с основным акцентом на естественное освещение.
4.2.  Обоснование выбора  светового и цветового  климата
интерьера в стилевой интерпретации кафе
     Освещение должно быть не просто красивым, не просто соответствовать выбранному нами интерьеру, - оно должно выполнять строго определенные задачи.  Свет в кафе должен привлекать потенциальных посетителей. Делая  интерьер более заметным, свет приглашает прохожих зайти. Оригинально освещенное кафе  автоматически делается узнаваемым, выгодно подчеркивается торговая марка.  Определенным образом освещенный бар внутри кафе  подчеркивает собственную индивидуальность. Выгодно подсвеченные предлагаемые напитки в баре, призывают подойти к бару или сесть за столик (функция экспозиционной подсветки).
       Освещение должно быть удобным  для посетителей, помогать им  ориентироваться в пространстве. В кафе должно быть сразу  ясно, какие столики находятся на виду, какие более приватны, где стойка бара или касса.
       Дневное и вечернее освещение  в кафе должно отличаться, акцентируя  внимание посетителей на разных  предметах. Следующая идея должна быть тоже интересна: подсветка размещенная по полу. Сам пол выполняется из цветного декоративного клинкера, при укладке полов делаются углубления, проводится освещение, разбивается рисунок мозаичного панно, располагается матовое стекло. Достигаемый при этом результат дает уникальный эффект расстилающегося по полу света. Такое нижнее освещение достаточно, но при необходимости его поддерживают несколько светильников, «разбросанных» по потолку, а также скрытая подсветка по периметру потолка.
     Эмоциональность восприятия в отношении к цвету  проявляется через его ассоциативное влияние. Для целенаправленного использования цвета необходимо знать устойчивые связи между цветом и психологической реакцией человека. В этом аспекте установлен ряд закономерностей - по предпочтительности цветового тона, по образной ассоциативности цветов, по гармоничности цветосочетаний.
     Восприятие  происходит в движении поступательном — с переходом из одного пространства в другое, и панорамном — с  обозреванием только одного пространства. При поступательном движении происходит последовательная смена цветовых впечатлений в пространственно-временном отношении. Возникающие таким образом «цветосочетания» обусловлены возможностью сохранения в памяти в течение некоторого времени образа цвета предыдущего пространства. Более предпочтительными для этих случаев являются насыщенные, основные и промежуточные, цветовые тона, цвета белый и черный и контрастные цветовые отношения. Определенные простые цвета запоминаются легче, чем смешанные или нюансные их отношения. Известно, что в простоте символических цветов проявляется фактор их лучшей запоминаемости.
     В реальной среде возникают изменения  цветовых тонов от распределения  источников освещения, смены естественного и искусственного света, от фактических дистанций между планами интерьера. Тем не менее исследованиями      отмечается удивительная особенность зрения брать корректирующие поправки на освещение и воспринимать цвет в общем правильно, независимо от спектральных характеристик источников света, падающих теней и рефлексов. 
     Следовательно, при неравномерности освещения пространственной формы восприятие цветности ее поверхностей и оборудования в целом остается довольно постоянным и верным. Это положение важно для утверждения достоверности предлагаемых проектных решений в виде условных проекций (разверток), фиксирующих цветовые тона и их сочетание в абсолютных размерах поверхностей и без учета динамики световоздействия.
       Однако следует помнить, что  эти данные ориентировочны и  могут меняться с изменением  чистоты цвета, сочетания цветов, условий освещения и других параметров конкретной проектной ситуации. Стилистика же нашего проекта предусматривает приверженность к традиционному для Латинской Америки цветопредпочтению. 

 4.3. Взаимодействие специфики  выбора отделочных
 материалов  и конструктивного  решения проекта
     Дизайн-проект летнего кафе открытого типа, разрабатываемый  нами предусматривает возведение двух видов помещений: служебного капитального неотапливаемого и временного разборного палаточного типа. Здание кафе относится к категории малоэтажных и в нашем проекте все основные помещения размещены на одном этаже на цокольном уровне.
       В связи с этим, нами представлена  следующая конструктивная схема: служебное капитальное неотапливаемое помещение
    Фундамент – ленточный, армированный;
    Стены наружные –
      Камень керамический теплоизоляционный несущий (блок  7,3NF 260х250х219; блок 11,1 260х380х219; блок 14,6 255х510х219)
      Камень керамический теплоизоляционный доборный (блок 3,6NF 129х250х219, блок 5,5NF  129х380х219)
      Камень керамический профильный (для бетонных поясов и кабельных шахт из керамики – профильный блок 215х250х219;
      Перемычка керамическая для дверных и оконных проемов 250х120х65) ;
    Нижняя часть стены (цоколь) выполнена на одном уровне с полом из набора керамических элементов GRESAN Albarracin (имеют гладкую поверхность, высокую сопротивляемость к изменениям погодных условий, в цветовой гамме преобладают теплые насыщенные тона);
    окна RENAU-TERMO-Design ( от 2 480 р/кв.м) – 3 шт.с двойным остеклением;
    ролл-ставни;
    Двери – двухкамерный стеклопакет с i-стеклом в алюминиевом переплете  (ГОСТ 23166-99);
    Перегородки –  внутренние, разделяющие смежные помещения в здании:
    Камень керамический теплоизоляционный для внутренних стен (несущий – блок 10,7NF 129х250х219, для перегородок блок 6,9NF 129х380х219);
    Кровля – плоская по металлическим прогонам, с подвесным потолком,  покрытие– «Ондулин»-черепица с утеплителем  «URSA». Водосливная система из оцинкованной стали с двусторонним пластизольным покрытием. D трубы – 87 мм, желоба – 125 мм.;
    тонкослойное гидроизоляционное покрытие – бастион ГО 2К – гидроизоляция обмазочная эластичная двухкомпонентная;
    штукатурные покрытия – бастион ВШ – водостойкая штукатурка;
    фасадные обои ERFURT-FlexoMur – устойчивы к погодным явлениям, загрязнениям, перепадам температур и повышенной влажности;
    обои для внутренней отделки ERFURT-ФЛИЗЕР (не растягиваются, не дают усадки, практически не поддаются истиранию);
    отделка потолков – пластиковые панели ОРТО;
    доготовочная оборудована вытяжной естественной вентиляцией, электрической варочной панелью и жаровым шкафом фирмы Keiser, санитарно-техническими приборами – мойками;
    санузел – умывальник и унитаз коллекции «Бореаль» SANTEK/Россия. Санитарный узле и доготовочная оборудованы вытяжной естественной вентиляцией, отделаны керамической плиткой (сочетание цветов «терракота – белый») на всю высоту стен от уровня пола;
    Отопление и горячее водоснабжение запроектировано из магистральных тепловых сетей, с нижней подземной разводкой;
    Холодное водоснабжение запроектировано от  коллектора водоснабжения. Вода подается по подземному магистральному трубопроводу,  который изолируется и покрывается алюминиевой фольгой;
    Канализация (автономная) – модель TOPAS 150 4,25х4,0х3,0 м ;
    Энергоснабжение выполняется от дворовой подстанции с запиткой  двумя кабелями: основным и запасным;
    Накопленный в контейнере мусор погружается в мусоросборные машины и вывозится на городскую свалку отходов.
временное разборное помещение палаточного  типа
    «стаканы» для крепления стоек из никелированных металлических труб с системой быстро собираемого и разбираемого соединительного элемента из стального проката;
    Крыша – шатровая, зонтиковая. Стропильная система – частичный мауэлрат. Кровля - «Ондулин»-черепица с утеплителем  «URSA». Водосливная система из оцинкованной стали с двусторонним пластизольным покрытием. D трубы – 87 мм, желоба – 125 мм.;
    пол разноуровневый и ступени – материал изготовления: клинкер фирмы EXAGRES, коллекция Terranova;
    натяжные потолки глянцевые, многоуровневые, бесшовные (Франция, Бельгия) от 600р/кв.м;
    витрины – комплект для кафе и ресторанов «Меркурий» (индивидуальный заказ).
     Общая стоимость выполнения строительных и монтажных работ, а также  представленных материалов и оборудования составляет примерно   1 800-2 200 тыс.руб. 

 Заключение
     Определение концепции при разработке проекта является главным при проектировании. Теоретическим обоснованием работы над дизайн-концепцией может стать известное положение о проблематизации задания на проектирование (его проблемном восприятии, нацеленном на объективную оценку сложившегося и ожидаемого положения дел, выделении в жизни объекта противоречий, проработанность части, "случайность" целого, "сосуществование" взаимосвязь разнородных художественных систем ведущих к его перспективному развитию) и тематизации возможных подходов к его решению (выявление и отбор путей разрешения противоречий, отнесенных к реальным компонентам, пространственным уровням, системам функционирования или оснащения рассматриваемого объекта).
     Целью курсовой работы  было определение  дизайн-концепции летнего кафе открытого типа и воплощение ее в проекте, через осмысление и оценку эргономических и эстетических особенностей  объектов градостроения предприятий общественного питания и отдыха, с точки зрения его функциональной целесообразности, конструктивной надежности, стилистической цельности, а также практическая  реализация некоторых современных творческих тенденций в области проектирования общественных зданий предприятий питания через совокупность и условное сочетание друг с другом  таких факторов как органичность внешней и внутренней пространственной среды; фактурное, цветовое, световое и декоративное обрамление интерьера; единство  положительного комфортного внутреннего ощущения субъекта с его внешним психологическим  восприятием разрабатываемого нами объекта.
      Рассматривая характерные особенности  развития  и построения интерьеров общественных зданий,  мы пришли к выводу обоснованности  и  логичности   учета всех  предполагаемых специфических  и функциональных нюансов для определения оптимального структурирования будущего помещения.
      Большое внимание нами было также уделено  некоторым характерным особенностям  в детальной проработке внутреннего  предметного содержания интерьера  кафе, так как, на наш взгляд, именно данный аспект играет ведущую роль при создании оптимальных условий психологического комфорта потребителей, тем самым, подчеркнув ведущую роль индивидуального подхода к организации интерьера проектируемого здания.
     Особый  акцент  мы сделали  на ценностное значение цветового и светового  решения интерьера общественного здания для демонстрации его характера и общественного статуса. Рассматривая воздействие формы на человека, мы пришли к выводу, что степень эмоционального ощущения при восприятии зависит от особенностей ассоциативного воздействия пространственной формы, ясности или сложности прочтения ее геометрических параметров и композиционной структуры.
    Таким образом, нами была реализована  попытка  разработать возможное решение  композиционной организации  и светоцветового дизайнерского видения интерьера летнего кафе в рамках общих требований к проектированию общественных зданий, в частности здания ресторанного рынка, при условии его гармоничного сочетания с тенденциями архитектурного развития внешнего облика города.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.