На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Рынок труда Республики Беларусь: оценка современного состояния и перспективы развития

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 08.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  ИМ. П. О. СУХОГО» 
 

Кафедра «Экономика» 
 
 
 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА
     На  тему: 

     Рынок труда Республики Беларусь: оценка современного состояния и перспективы  развития 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил студент гр. ЗЭУ-11
Меньков А.Н. 

Проверил преподаватель
Веретило А.Е. 
 

Гомель 2010
СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3 

    Причины безработицы. Кривая Филипса……………………………….. 4
    Естественная безработица. Формы безработицы………………………. 7
    Особенности рынка труда Республики Беларусь……………………… 10
    Состояние рынка труда Республики Беларусь………………………… 15
    Меры поддержки работников находящихся в вынужденных отпусках 20
    Государственная социальная поддержка семьи………………………...21
    Демографическая ситуация в Республике Беларусь……………………25
    Положение женщин в Республике Беларусь…………………………....28
    Меры по стимулированию рынка труда Республики Беларусь………..32
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….………35 

 


ВВЕДЕНИЕ 

     На  Земле проживает около 6 млрд. человек. Доля Беларуси - 0,15 % . Как правило, прирост  населения ниже в странах с  высоким удельным весом городского населения. По этому показателю Беларусь находиться в числе индустриально  развитых государств (68,9 %). Заметную роль среди факторов, определяющих темпы  увеличения населения, играет религия - в странах с преобладанием  мусульман рождаемость выше, чем  в христианском мире. Низкий демографический  прирост чаще всего компенсируется качеством рабочей силы: профессиональным мастерством, высоким образовательным  уровнем. Плохо, если сокращение численности  населения вызвано социально-политическими  или экологическими потрясениями.
     Свидетельством  болезни общества становится заметное снижение коэффициента рождаемости  и падения средней продолжительности  жизни.  
Для того чтобы определить, кого считать безработным, следует обратиться к рынку труда. Размеры предложения зависят здесь от общей численности населения, доли его экономически активной части, продолжительности его рабочей недели, уровня квалификации работников. Безработица определяется обычно в виде удельного веса незанятых в общей численности желающих работать.
 
 

 


    Причины безработицы. Кривая Филипса
 
    Классическое  объяснение безработицы можно сегодня  назвать примитивным: оно исходит  из взаимности между ценой труда  и спросом на труд. Снижение зарплаты стимулирует спрос на труд и, стало  быть, занятостью; рост зарплаты увеличивает  предложение труда, но задерживает  спрос. Артур Пигу, автор "Теории безработицы" (1903), так трактовал стихийное регулирование занятости. "Во время депрессии снижаются занятость, зарплата, цены. Но реальная зарплата, выраженная в корзине товаров, которые можно купить, падает медленнее, чем цены, или даже сохраняется на прежнем уровне". В условиях современного, повсеместного роста цен это рассуждение звучит архаично, однако мы можем приблизить анализ к сегодняшнему дню, если вспомним, что цены растут неравномерно и порой, действительно, номинальная зарплата может повышаться несколько заметнее, чем рост товарных цен. "Эффект Пигу": если реальные доходы не снижаются или даже слегка возрастают, то это значит, что потребительский спрос, несмотря на депрессию, сохраняется. Если же есть спрос на предметы потребления, то значит, он имеется и на средства производства. Добавим к этому относительно низкий ссудный процент, характерный для периода депрессии. Мы получаем ситуацию, предопределяющую переход к оживлению и росту занятости. Иначе говоря, согласно Пигу, является факт относительного роста реальной зарплаты по сравнению с инвестициями. Если же зарплата увеличивается за пределы "чистого продукта труда", то есть замещает и часть вознаграждения за капитал, то это вызывает сокращение производства и спроса на рабочую силу.
    Оппонентом  А. Пигу выступил Дж. М. Кейнс. Достижение полной занятости у Кейнса совсем не предполагает абсолютную занятость всего трудоспособного населения. Речь идет о трудоустройстве всех желающих получить работу.
    По  Кейнсу, уровень занятости - функция эффективного спроса, включающего ожидаемые расходы на потребление плюс инвестиции и определяющего экономическое поведение предпринимателя.
    Рост спроса на потребительские товары и инвестиционные блага увеличивает эффективный спрос общества и тем самым форсирует занятость. Кейнс выдвигает задачу организации государством общественных работ (строительство дорог, другой инфраструктуры), продуктивно показавших себя во времена великой депрессии 30-х годов. Во имя достижения полной занятости он предлагал даже "строить пирамиды".
    В развернутом виде функция занятости  включает:  
* общие данные об уровне квалификации и количестве труда, степени его тяжести, количестве и качестве оборудования, технологии, состоянии социального контроля; 
* независимые переменные: склонность к потреблению, эффективность капиталовложений, норма процента, количество денег в обращении; 
* результирующие переменные: уровень занятости и национальный доход на душу населения.

    Уравнивание спроса на труд и его предложения, согласно кейнсианской модели, происходит и при сохранении избытка на рынке труда. В отличие от классиков, Кейнс полагал, что рассасывание трудового резерва путем снижения зарплаты ограничено рамками эффективного спроса.
    Последователи Кейнса рассуждали о безработице, отталкиваясь от "кривой Филипса". А. Филипс обнаружил обратно пропорциональную зависимость между нормой безработицы и ставками зарплаты и сделал вывод, нарушающий концепцию классиков.
    Показатели  безработицы высоки при низких темпах роста номинальной зарплаты и  понижаются по мере возрастания зарплаты. Но здесь не принимаются в расчет факторы неравномерности инфляционного  процесса или роста производительности труда.
    В условиях незначительной инфляции, когда  рост зарплаты покрывает издержки от роста цен, кривая Филипса как  будто отражает действительность. Задача состоит в нахождении оптимальной  точки пересечения между линиями, идущими от оси зарплаты и от оси  безработицы. Предположим, что это - точка, где безработица составляет 4%, а прирост зарплаты (инфляция) - 6% в год. Если инфляция будет раскручиваться дальше, безработица понизится до 3 и менее процентов.
    Кейнсианская схема зависимости между инфляцией и безработицей была положена в основу политики "быстрого реагирования", предполагавшей, что меры по стимулированию занятости должны осуществляться за счет дефицитного финансирования, налоговой либерализации и т. д., а преодоление инфляционных взлетов не получится без сокращения занятости.
    И все же взаимосвязь цен и безработицы  стала ахиллесовой пятой кейнсианского учения.
    Монетаристы критиковали кейнсианскую модель.
    1. Они отвергали толкование инфляции  как "платы" за занятость.  У кейнсианцев предприниматели и экономические агенты ориентируются на денежные (номинальные) доходы, довольствуются их сегодняшним состоянием. Но по мере врастания инфляции в практику люди все чаще начинают соотносить доходы и цены, т. е. учитывать изменение реальных доходов. И, при надлежащем предвидении роста цен, роль инфляции как фактора повышения занятости сводится к нулю.
    По  мере исчезновения у хозяйственных  агентов денежных иллюзий эффект инфляционного стимулирования исчезает. В таком случае кривая Филипса  постепенно принимает вид вертикали.
    2. Создание рабочих мест посредством  инфляции является фактором кратковременного  воздействия. Эффект дефицитного  финансирования вообще быстротечен,  правительство вынуждается к повторным инфляционным шоком, более значительным "накачиваниям спроса", при ослабляющемся результате. Монетаристы считают подобную практику бессмысленной.
    В 70-х годах в странах Запада обнаружилось явление "стагфляция", которое сочетало безработицу с  инфляцией. Рост происходил в обоих  направлениях. Цены продолжали повышаться даже в условиях заметного спада  производства.
    Непредвиденным  подобное развитие событий считать  трудно. В развивающихся странах, где безработицу стимулировал демографический  взрыв, а государственное управление финансами оставляло желать лучшего, параллельное нарастание инфляции и  безработицы обнаружилось значительно  раньше.
    Здесь, по-видимому, следует учитывать национально-психологические  особенности, "фактор предпочтения", т. е. реакцию населения страны на инфляцию и безработицу, а также  степень социальной защищенности. При  рассмотрении среднегодового темпа  колебаний по этим показателям видно, что для Швеции или Италии ориентиром выступает занятость, отчасти в  ущерб антиинфляционной коррекции. Для Германии же последняя является ключевой. Англосаксонский регион также обнаруживает склонность к сдерживанию инфляционного процесса.
    Опыт  государственного регулирования безработицы  различен во времени и пространстве, эффективность социальной политики часто довольно низка. Универсальных  рецептов в этой области не существует, поскольку социальная жизнь напрямую связана с историческими традициями, склонностями населения, его привычками, политической активностью и т. д.
    Специалисты заняты нахождением так называемого "инфляционно - нейтрального" уровня занятости. 
 

 


2. Естественная безработица.  Формы безработицы 

     Представители современной неоклассики не отрицают наличия связи между инфляцией  и безработицей, но они задаются вопросом: возможна ли вообще полная занятость  трудоспособного населения? При  самой благоприятной конъюнктуре  возникает (в результате структурных  изменений в экономике) потребность  в переквалификации части работников, поскольку отдельные профессии  попросту отмирают. Люди по разным причинам вынуждены менять место жительства. Сложности, связанные с временным  выбывание из производственного  процесса и последующей адаптацией к изменившимся условиям труда, испытывают женщины при рождении ребенка, молодые  люди, вернувшиеся из армии, и т. д.
     В результате, резерв на рынке труда  создает возможность сравнительно быстро увеличить занятость в  условиях подъема, полнее использовать производственные мощности, оперативно увеличить товарное предложение. Эксперты считают, что безработицу в пределах 4 - 5% можно считать экономически приемлемой, "естественной", и  ее социальное обеспечение не составляет проблемы. Естественная безработица  жестко определена спросом на рабочую  силу. Если же политики пытаются повысить занятость выше ее естественных в  данных конкретных условиях пределов, то первым ответом становится рост цен.
     Специфическое отношение неоклассиков к невзгодам, связанным с безработицей, можно объяснить двумя позициями.
     1. Они отрицают вынужденный характер  безработицы, обусловленной, по  кейнсианской модели, недостаточностью платежеспособного спроса. Безработица, по их мнению, носит чаще всего добровольный характер. Она возникает как результат "свободного выбора": уволенные люди не хотят менять профессию, место жительства, не соглашаются на пониженную оплату труда.
     2. Они не приемлют программ борьбы  с бедностью. Смысл критики  состоит здесь в том, что  финансирование государством жилищного  строительства и продовольственной  помощи для бедных не достигает  цели. Рациональнее гарантировать малообеспеченным дополнительный доход с тем, чтобы они самостоятельно решали свои проблемы.
     Предлагается  в этой связи ввести "отрицательные" налоги, поднять ту планку, выше которой  начинается процесс в налогообложении, в то же время предлагается понизить гарантированный государством минимум  зарплаты, поскольку тем самым  увеличится занятость.
     Как ранее было отмечено, обратной стороной высокой занятости часто является бюджетный дефицит и инфляция, что почти каждая из рассмотренных  концепций имеет слабости, что  международные сопоставления свидетельствуют  о различиях в численности, формах и последствиях безработицы. Между  тем, по мнению Лондонской школы экономики, в мире существуют некие универсальные связи, которые следует иметь в виду при выработке государственной социальной политики.
     В динамике занятости имеются спады  и подъемы, связанные с фазами цикла, техническими переворотами и  структурными ломками.
     Исследователи обычно выделяют следующие формы  безработицы:
     Структурная безработица - связана с изменением в технологиях, а также с тем, что рынок товаров и услуг  постоянно изменяется: появляются новые  товары, которые вытесняют старые, не пользующиеся спросом; в этой связи  предприятия пересматривают структуру  своих ресурсов, и в частности  ресурсов труда. Как правило, внедрение  новых технологий приводит либо к  увольнению части рабочей силы, либо к переобучению персонала.
     Фрикционная (текучая, временная) безработица - это  безработица из-за необходимости  для уволенного работника найти  свободное место по своей специальности, даже если есть такие места на рынке  труда, их поиск и переход в  новую организацию требуют времени.
     Циклическая безработица - это невозможность  найти работу в регионах и странах, пораженных экономическим спадом, когда  даже общее число свободных рабочих  мест оказывается меньше числа безработных  или когда люди по разным причинам лишены возможности приобрести новую, требуемую рынком, специальность  либо перебраться на жительство в  районы, где шансы на трудоустройство  выше.
     Скрытая безработица - характерна для отечественной  экономики; суть ее в том, что в  условиях неполного использования  ресурсов предприятия, вызванного экономическим  кризисом, предприятие не увольняет  работников, а переводит их либо на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий  день), либо отправляют в вынужденные  неоплаченные отпуска; формально таких  работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.
     Добровольная  безработица - это безработица связана  с нежеланием работать в условиях пониженной заработанной платы.
     Естественный  уровень безработицы - это сложившийся  в данной стране как средний за многие годы суммарный уровень фрикционной  и структурной безработицы.
     Оказаться без работы еще не означает стать  безработным. Нужно зарегистрироваться на бирже труда и получить статус безработного. Безработным может  стать человек, достигший трудоспособного  возраста; не имеющий работы и заработка; готовый приступить к работе, зарегистрированный в службе занятости в целях  поиска подходящей работы.
     Уровень безработицы - это процент безработной  части трудоспособного населения. 
Несмотря на объективный характер безработицы, социально-экономические потери, которые она порождает, очевидны. Во-первых, не производится какая-то часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал. Во-вторых, снижаются налоговые поступления: работающий получает доход (зарплату), который облагается налогом. В-третьих, снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше, чем зарплата. В-четвертых, ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье.

     В этой связи одной из функций государства  становится регулирование занятости, устранение негативных последствий  безработицы. В частности, в каждом городе или районе созданы центры занятости, которые выполняют следующие  функции: выплачивают пособия по безработице, помогают безработным  найти работу, ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям. В этих центрах оказывается и  психологическая помощь людям, оставшимся без работы. Государство может  оказывать финансовую поддержку  тем предприятиям, где планируется  массовое увольнение, с целью сохранения или модернизации рабочих мест. Далее, государство может вводить налоговые  льготы для тех предприятий, которые  принимают на работу наименее защищенные группы населения (инвалиды, многодетные  матери, "чернобыльцы", "афганцы").
     Оценивая  безработицу как социально-экономическое  явление, нельзя однозначно утверждать: хорошо это или плохо. С точки  зрения человека, оставшегося без  работы, это может оказаться трагедией. Однако с точки зрения экономической  динамики, данное явление - объективная  необходимость. Но государство должно "амортизировать" ее негативные последствия, а работники должны быть готовы к  профессиональной и трудовой мобильности  ради получения работы. 
 

 


3. Особенности рынка  труда Беларуси 

     Становление рыночных отношений всегда затрагивает  одну из важнейших сфер экономики - занятость трудовых ресурсов. В дореформенный  период обеспечение занятости населения  основывалось на командно-административных методах: лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста и не имеющие ограничений  по здоровью, были обязаны либо учиться, либо работать. В противном случае они в принудительном порядке  направлялись на работу или преследовались по закону (объявлялись "тунеядцами"). Иными словами, все трудоспособное население страны было крепостным у государства, которое предписывало, где и по какой профессии должен трудиться человек, какую зарплату он должен получать, какие иметь льготы.
     Отличительной особенностью рыночной экономики является то, что человек самостоятельно принимает  решение о том, работать ему или  нет. Государство не вправе заставить  его трудиться, что закреплено в  Законе "О занятости населения  Республики Беларусь".
     Стремление  обеспечить практически стопроцентную  занятость трудоспособного населения  в ущерб экономической эффективности  производства привело к тому, что  на многих предприятиях имел место  не дефицит рабочей силы, а ее излишек. В результате этого в  условиях командно-административной экономики  при формальном отсутствии безработицы  она фактически существовала в "скрытой" форме: часть работников фактически только присутствовала на работе, имитируя трудовую деятельность.
     Реформирование  экономики Беларуси со всей остротой поставило проблему становления рынка труда как одной из подсистем всего рыночного механизма. С началом реформ многие предприятия стали сокращать излишнюю рабочую силу, то есть "скрытая" форма безработицы перешла в "открытую". Уже к концу 1991 г. в стране появились первые безработные. Однако нормально функционирующая рыночная экономика предполагает наличие безработицы. Общепризнанно, что если показатель безработицы не превышает 5%, то ситуация на рынке труда не является напряженной: человек, ищущий работу, может достаточно быстро ее найти. В то же время работодателю достаточно сложно заполнить вакансию. При превышении данного уровня на рынке труда складывается зеркальна ситуация: теперь безработному трудно найти работу, в то время как работодатели имеют возможность выбирать тех, кто им больше всего подходит.
     В этой ситуации одной из основных экономических  функций государства является проведение такой экономической политики, которая  обеспечивала бы в стране занятость  на уровне экономически эффективном (то есть таком, при котором уровень  безработицы не превышал 5%).
     За 1996 год численность безработных, зарегистрированных в службе занятости  Беларуси, увеличилась в 1,4 раза и  составила на конец года 182,5 тыс. человек, или 3,9 % экономически активного  населения. Скрытая же безработица, определенная путем пересчета неотработанных человеко-часов, близка к 9 % экономически активного населения.
     На  текущий момент занятое население  составляет примерно 92% от экономически активного. В отраслевом разрезе оно распределяется таким образом: промышленность - 28%; сельское хозяйство - 18%; образование - 11%; торговля, общепит, материально-техническое снабжение и заготовки - 11%; транспорт и связь - 8%; строительство - 8%; культура и искусство - 2%; лесное хозяйство - 1%; кредитование и страхование - 1%; прочие - 12%.
     О том, что предложение на рынке  труда Беларуси превышает спрос, свидетельствует безработица, появившаяся  после распада Союза. Если в 1994 г. безработные составляли только 101,2 тыс. человек, то в 1998 г. число зарегистрированных в Государственной службе занятости составило 214,8 тыс. человек, или 2,3% от экономически активного населения, т.е. выросло на 4% по сравнению с 1997 г. В том числе более 40% - уволенные по собственному желанию, 16% - длительно не работающие и 10% - выпускники школ и других учебных заведений.
     Статистический  портрет белорусского безработного таков: это преимущественно женщины, хотя их доля в общем числе снизилась  с 80% в 1991 г. до примерно 64%; молодежь - 62% не занятых со средним или высшим образованием, 73% безработных мужчин и 77% женщин в возрасте от 18 до 40 лет. 


     Рисунок 1. Состав безработных по уровню образования  на 1 июля 2010 года 


     Рисунок 2. Состав безработных по категориям на 01.07.2010 года 
 

     Сегодня в Беларуси право на пособие имеют  безработные, не получающие иных доходов. Оно выплачивается со дня обращения  в службу занятости до трудоустройства. За первые 13 календарных недель от 100 до 70%, за последующий такой же срок - от 70 до 50% средней зарплаты на последнем  месте работы, но не ниже ее минимального уровня и не выше ее 2-кратной величины.
     С 1.07.2006г. вступил в силу Закон "О  занятости населения  Республики Беларусь".
          Закон дополнен рядом новых  статей: о праве граждан на  выбор профессии; профессиональную  подготовку и повышение квалификации; на трудоустройство за пределами  Республики Беларусь; на  обжалование  решений, действий (бездействия)  органов государственной службы  занятости населения. 
         В перечень категорий граждан,  особо нуждающихся в социальной  защите и не способных на  равных условиях конкурировать  на рынке труда, которым государство  предоставляет дополнительные гарантии  занятости,  включены дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей,  и лица из их числа (совершеннолетние).
         В соответствии с Законом   срок нахождения в органах  государственной службы занятости   населения в качестве безработного  ограничен тремя годами. 
     В Законе предусмотрено обеспечение  трудоустройства родителей, обязанных  возмещать расходы государства  на содержание их детей, находящихся  на государственном обеспечении, и  направленных по решению суда в органы государственной службы занятости.
         Изменен порядок досрочного ухода  на пенсию (за один год) граждан,  которым назначается пособие  по безработице сроком на один  год (при стаже работы у мужчин 38 и более лет, у женщин 33 года  и более) и за два года - при  ликвидации организации. Право  решения о направлении безработных  на пенсию досрочно принадлежит  органам государственной службы  занятости и осуществляется  только  в  случаях отсутствия возможностей  их трудоустройства и с их  согласия. При этом выплата пенсий (до наступления  пенсионного  возраста) будет производиться   не из средств Фонда социальной  защиты населения, а из средств  государственного фонда содействия  занятости. 
           В перечень причин увольнения  работников, по которым им не  назначается  пособие при регистрации  их в качестве безработных,  дополнительно включено расторжение  трудового договора по соглашению  сторон.
             И еще одно важное дополнение. Статья 16 "Участие профсоюзов в содействии занятости населения" дополнена  пунктом, предоставляющим право местным исполнительным и распорядительным органам по предложению службы занятости приостанавливать на срок до шести месяцев решение о массовом высвобождении работников или принимать решение о проведении поэтапного их высвобождения в течение одного года  с финансированием данных мероприятий за счет местных бюджетов и средств государственного фонда содействия занятости.
     Становлению рынка труда в Беларуси препятствует ряд причин:
     1. Рынок труда не сбалансирован:  с одной стороны, существует  достаточно большое число вакантных  рабочих мест, с другой стороны,  значительное число безработных,  чья профессиональная или квалификационная  подготовка не соответствует  требованиям работодателей.
     2. По-прежнему существуют административные  и правовые ограничения на  миграцию рабочей силы (институт  прописки).
     3. Отсутствует реальный рынок доступного  жилья, что также сдерживает  территориальное перераспределение  трудовых ресурсов.
     4. Экономика все еще остается  высоко монополизованной, что позволяет работодателям диктовать условия занятости, а работники вынуждены их принимать.
     Безработица пагубно сказывается на всей жизни  общества. Она, прежде всего, снижает  уровень реального фактического выпуска национального продукта. В западной макроэкономической теории и практике исчисление потенциальных  потерь продукции и услуг в  результате вытеснения рабочей силы осуществляется на основе закона Оукена: 

     В% = А% (U% - FEU%), 

где В% - процентное изменение фактически произведенной продукции в сравнении с национальным продуктом при полной занятости; 
А% - коэффициент Оукена, показывающий, во сколько раз изменится (увеличится или уменьшится) национальный продукт при изменении фактического уровня безработицы на определенную процентную величину; 
U% - процентное изменение уровня фактической безработицы по сравнению с процентным изменением ее уровня полной занятости (FEU%).

     Оукен вычислил, что эмпирическое значение введенного им в анализ коэффициента для постиндустриальных западных экономик колеблется в значении А = 2.5. Это означает, что превышение фактического уровня безработицы на один процент над величиной (FEU%) приводит к уменьшению валового национального продукта на 2.5% по сравнению с потенциально возможным уровнем ВНП. FEU также называют "естественной нормой безработицы". Считается, что при естественной норме безработицы не происходит возрастания общего уровня цен, то есть инфляции.
     Для последней четверти ХХ века характерна возросшая гибкость рынка труда. Повсеместное распространение получает надомничество. Иным становится его экономическое содержание. Теперь это не просто частично безработные или женщины, обремененные семьей, но квалифицированные рабочие, располагающие персональными компьютерами, терминалами, современными средствами связи. Распространение "электронного надомничества" создает гибкие рабочие места, снижает для предпринимателей расходы на помещения, отопление, освещение. Вместе с тем подобные сдвиги в структуре занятости создают новый стиль жизни: труд обогащается, возрастают самостоятельность и ответственность работника - наряду с возможными тяготами самоизоляции и более низкой профсоюзной организованностью.
     Тенденции к гибкости затронули и рабочее  время. Предприниматели стремятся  закрепить в коллективных договорах  схему гибкости трудового года, то есть право изменять продолжительность  труда на предприятиях в зависимости  от колебаний спроса. 
Две противоположные позиции: безработица - вынужденное явление, причиной которого является недостаток совокупного спроса (Кейнс), и зависимость предложения труда от уровня зарплаты, неповышение которой снижает инфляцию и благотворно влияет на условия производства и занятость, - продолжают сосуществовать в теории занятости. В сложных условиях переходной экономики проблема безработицы выглядит неразрешимой. С одной стороны, никак не хотелось бы допускать развития массовой безработицы, но с другой - не следует препятствовать высвобождению работников, связанному со структурной перестройкой.
 

 


     4. Состояние рынка  труда Республики  Беларусь 

     В январе-июне 2010 года в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве  обратилось 166,8 тыс. человек (99,9 процента к соответствующему периоду 2009 года), из них признаны безработными 108,2 тыс. человек (101,4 процента). Включая граждан, состоявших на учете на начало года, в трудоустройстве в январе-июне 2010 года нуждалось 227,3 тыс. человек (102,3 процента от уровня 2009 года), в том  числе 148,5 тыс. безработных (103,1 процента от уровня 2009 года).
     В рамках реализации Плана мероприятий  на 2010 год по выполнению Государственной  программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009-2010 годы в январе-июне 2010 г. достигнуты следующие результаты:
     республиканскими  и местными органами государственного управления обеспечено создание новых  рабочих мест, на которые трудоустроено 84,3 тыс. человек, в том числе 1,1 тыс. безработных - на рабочие места, созданные  с выделением бюджетных ссуд;
     на  созданные рабочие места и  имевшиеся вакансии трудоустроено  на постоянную работу 96,4 тыс. человек, из них 66,8 тыс. - безработных;
     направлено  на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 12,7 безработных, трудоустроено 1074 безработных из числа  выпускников высших учебных заведений, учреждений, обеспечивающих получение  профессионально-технического, среднего специального образования, а также  прошедших профессиональное обучение по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите на временные рабочие места в рамках «Молодежной практики»;
     организована  адаптация к трудовой деятельности 304 инвалидов;
     оказана финансовая поддержка в организации  собственного дела 1664 безработным;
     на  новое место жительства и работы переселено 241 семья безработных;
     в оплачиваемых общественных работах  приняли участие 42,8 тыс. человек, в  том числе 27,7 тыс. безработных.
     За  счет всех источников финансирования на селе создано 11 тыс. рабочих мест, в том числе 450 – в агрогородках. Из общего количества рабочих мест 265 создано нанимателями за счет выделенных бюджетных ссуд.
     За  январь – июнь 2010 года в сельской местности трудоустроено 14,9 тыс. безработных, оказана финансовая поддержка для  организации собственного дела 298 безработным, направлено на профессиональное обучение 2,7 тыс. безработных, в оплачиваемых общественных работах приняли участие 25,5 тыс. человек, в том числе 12 тыс. – безработных.
     Особое  внимание уделяется стабилизации ситуации на рынке рабочей силы в малых  городах. За январь-июнь 2010 года в них  создано 16056 рабочих места. Из общего количества рабочих мест 674 создано нанимателями за счет выделенных бюджетных ссуд.
     В 25 малых городах с устойчиво  высоким уровнем безработицы, включенных в Государственную программу, создано 3804 рабочих места.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.