На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Необходимость и сущность антиинфляционной политики

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 08.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА  И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 8
1.1.Эволюция понимания  роли и форм государственного  управления обществом 8
1.2.Сущность и значение  денежно-кредитной политики в  системе государственного регулирования  экономических процессов 21
1.3.Теоретические  аспекты экономической сущности  инфляции, причин её возникновения  и последствий инфляции для  экономики страны 38
1 АТеоретические  основы инфляции и антиинфляционного  50 регулирования экономики 2.АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ  ПОЛИТИКА БАНКА РОССИИ 62
2.1. Характеристика  инфляционных процессов в России 62
2.2. Анализ эффективности  антиинфляционного регулирования  75 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ 99 ПОЛИТИКИ БАНКА РОССИИ
3.1. Зарубежный опыт  антиинфляционного регулирования  99
3.2.Методологические  основы построения модели 108 антиинфляционного  регулирования в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 131
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 135
ПРИЛОЖЕНИЯ 150
 
 
  Введение   
 
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертационного исследования. Инфляция представляет собой сложнейшее многоаспектное явление социально-экономического характера. Анализу инфляции: её видам, причинам возникновения и путям  преодоления посвящена богатейшая отечественная и зарубежная литература, что говорит о серьезном характере  этой проблемы для современной экономики. Обилие научных исследований в области  инфляции не позволяет, тем не менее, утверждать, что данная тема является хорошо изученной.
Инфляция присуща  в той или иной степени всем странам: развитым, развивающимся и, конечно, странам с переходной рыночной экономикой. Серьезной проблемой  инфляция остается для России. Без  снижения инфляции невозможно достичь  экономического процветания страны, поскольку инфляция сдерживает развитие и банковской системы и финансовых рынков. Нельзя отрицать, что за годы реформ были достигнуты значительные результаты в борьбе с инфляцией. Тем не менее, вряд ли можно говорить о том, что в России выработан действенный механизм управления инфляционными процессами. Опыт антиинфляционного регулирования в России свидетельствует о недостаточной эффективности монетарных режимов и используемых Центральным банком инструментов денежно-кредитного регулирования задачам преодоления инфляции. Как правило, они заимствуются из зарубежной практики антиинфляционного регулирования и зачастую не учитывают особенностей российской экономики. Постепенное снижение уровня инфляции в последние годы может быть объяснено благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, которая позволила несколько нормализовать экономическую ситуацию в стране. Однако нельзя забывать, что Россия до сих пор остается сырьевой страной (доля экспортируемого сырья, прежде всего, нефти и природного
газа в 2003г. составила 56% в общем объеме экспорта), поэтому  в случае снижения цен на нефть  неизбежным следствием станет ухудшение  платежного баланса, сокращение золотовалютных резервов и усиление инфляции. В  связи с этим, проблему инфляции нельзя считать окончательно решенной для России. Все ещё актуальной и необходимой остается задача построения такой модели антиинфляционного  регулирования, которая позволит, с  одной стороны, эффективно управлять  денежной массой, а, с другой - содействовать  развитию отечественного производства.
Целью диссертационной  работы является исследование теоретических  аспектов сущности инфляции и антиинфляционного  регулирования, уточнение роли денежно-кредитного регулирования в преодолении  инфляции, анализ причин и особенностей инфляции в России и разработка на этой основе механизма совершенствования  антиинфляционного регулирования, учитывающего специфические условия  российской экономики.
Цель данной работы определила необходимость решения  следующих задач:
1) исследовать теоретические  основы сущности, целей, необходимости  и форм государственного регулирования  экономики; охарактеризовать роль  денежно-кредитного регулирования  в системе государственного антиинфляционной  политики;
2) обобщить существующие  точки зрения по поводу сущности  инфляции, причин и последствий  инфляции для экономики, изучить  теоретические основы антиинфляционного  регулирования;
3) выявить причины  развития инфляционных процессов  в России;
4) проанализировать  антиинфляционную политику, осуществляемую  Центральным банком РФ в рамках  денежно-кредитного регулирования  экономики;
5) разработать методику  управления денежным предложением, которая позволит Центральному  банку управлять инфляционными  процессами в сложившихся экономических  условиях;
6) предложить конкретные  рекомендации по совершенствованию  антиинфляционного регулирования.
Ik*'
Выбранная в качестве объекта исследования антиинфляционная политика Банка России обуславливает  необходимость сконцентрироваться на конкретном предмете данного исследования - инструментах и методах воздействия  Центрального банка РФ на инфляционные процессы. В качестве методов исследования использовались математические и статистические модели и методы, такие как метод группировки, сравнительного анализа, средних величин, методы классификаций и графических изображений.
Цели и задачи исследования определили структуры  диссертационной работы.
ф, В первой главе  диссертационной работы рассматриваются
теоретические основы государственного регулирования экономики; раскрывается роль денежно-кредитного регулирования как одной из основных форм воздействия государства на экономические, в том числе, инфляционные процессы. В данной главе нашли  отражение дискуссионные вопросы  сущности инфляции, обобщены точки  зрения по поводу причин, лежащих в  основе инфляционных процессов и  последствий инфляции для экономики, также рассмотрены теоретические  подходы к сущности и инструментам антиинфляционного регулирования.
Следующим этапом исследования является переход к характеристике инфляционных процессов в период с 1992г. по настоящее время с целью  выявления причин, инспирировавших  развитие инфляции. Проводится анализ антиинфляционного регулирования, проводимого Центральным банком РФ, практики применения конкретных методов  и инструментов воздействия Центрального банка на инфляционные процессы. Данный анализ
позволил оценить  эффективность антиинфляционного  регулирования, выявить недостатки и предложить возможные пути его  совершенствования.
В третьей главе  автором предложен механизм совершенствования  антиинфляционного регулирования, проводимого Банком России в рамках денежно-кредитного регулирования  экономики.
Научная новизна  диссертационного исследования состоит  в следующем:
1) систематизированы  и обобщены теоретические положения  сущности инфляции, её причин  и последствий для экономики;  разработана авторская классификация  факторов, влияющих на развитие  инфляции в современных условиях;
2) уточнено понятие  сущности денежно-кредитной политики  и денежно-кредитного регулирования  и их роли в управлении инфляционными  процессами;
3) выделены этапы  антиинфляционного регулирования,  осуществляемого Банком России  в рамках системы денежно-кредитного  регулирования экономики;
4) разработана методика  управления денежным предложением, обеспечивающая создание условий  экономического роста на не  инфляционной основе;
5) усовершенствован  метод определения минимальной  величины золотовалютных резервов;
6) предложены рекомендации  по совершенствованию антиинфляционного  регулирования.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается  в возможности использования  методики управления денежным предложением Банком России для управления инфляционными  процессами, а также Центральными банками в странах с переходной экономикой или развивающимися странами. Теоретические разработки, полученные в
результате исследования, используются в учебном процессе Уральского государственного экономического университета.
Теоретической и  методологической основой исследования послужили труды классиков отечественной  и зарубежной экономической науки  и, прежде всего, Л.И. Абалкина, Г.Н. Белоглазовой, В. Бернацкого, СМ. Богомолова, Д. Долана, Е.Ф. Жукова, Б.К. Иришева, А.Ю. Казака, Дж. М. Кейнса, В. И. Колесникова, Г.Г. Коробовой, Л.П. Кроливецкой, М.С. Марамыгина, Ф. Мишкина, Дж. Миля, П.Л. Лаврова, О.И. Лаврушина, О.Б. Нерушенко, СМ. Никитина, Е.Н. Преображенского, В.М. Пищулова, Д. Рикардо, В.М. Романовского, А. Смита, Г.Я. Сокольникова, В. Судейкина, И.А. Трахтенберга, В.В. Усова, В.М. Усоскина, М. Фридмана, Ф. Хайека, Л. Харриса, Е.Б  Ширинской и др.
Основные положения  диссертации раскрыты в ходе выступлений  автора на научно-практических конференциях и в 10 научных работах, общим объемом 5,0 п.л.
Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованных источников и приложений.
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ПРИРОДА И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  АНТИИНФЛЯЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ЭКОНОМИКИ
1.1. Эволюция понимания  роли и форм государственного  управления обществом
Современное рыночное хозяйство характеризуется настолько  высокой степенью неопределенности, неоднородности и многогранности протекающих  в экономике процессов, что вряд ли можно оспаривать сегодня необходимость  и значимость государственного регулирования  экономики. Однако такое положение  дел было не всегда, и значение государственного регулирования претерпевало серьезные  изменения с эволюцией общества.
Проблемы сущности государства, его функционирования, роли и значения в жизни общества являются остро дискуссионными. Потребность  в государстве и государственном  регулировании возникла гораздо  позже появления первых обществ  и была обусловлена усложнением  внутреннего строения общества (социальным расслоением), обострением в нем  противоречий из-за несовпадения интересов  социальных групп и поэтому выступало, прежде всего, институтом политической власти, действующего в интересах  господствующего класса, «...гражданская  власть, поскольку она учреждается  ради безопасности имущества, по сути дела, учреждается для защиты богатых  от бедных - тех, кто имеет какую-то собственность, от тех, кто не имеет  ничего», - писал А. Смит в «Исследовании  о природе и причинах богатства  народов»1. Опыт мировой истории  доказывает, что обществу со сложной  структурой, раздираемому противоречиями, имманентна государственная организация. Как форма организации общества и управляющая система государство  выполняет функции в интересах  всего общества, разрешает в нем  противоречия, преодолевает кризисные  ситуации.
Смит Л. Исследование о природе и причинах богатства  народов. Т1.М.: Наука. 1992.С.61.
С развитием общества, экономических отношений роль государства  и его функций пересматривается. В это время широкое распространение  получает доктрина невмешательства  государства в регулирование  экономики. Центральным вопросом этой доктрины становится определение функций  государства и границ государственного вмешательства в экономику. Идеолог  политики невмешательства А. Смит, считал, что функции государства должны быть ограничены обороной страны, охраной каждого члена общества от насилия и несправдливости, выполнением общественных работ, содержанием общественных учреждений. В числе прочего государство должно содействовать развитию и содержанию путей сообщения, портов, устройству крепостей и содержанию горизонтов для охраны торговли, а также содержанию почтовой службы и некоторых коммунальных служб. Кроме того, к необходимым областям государственного регулирования А. Смит относил государственное регулирование нормы процента, минимума заработной платы и осуществление антимонопольной политики.1
Другой сторонник  доктрины laissez-faire, Дж. С. Милль, подразделял  функции государства на необходимые  и необязательные.
Необходимыми функциями  государства, по мнению Дж. С. Милля, являются:
1) средства, используемые  правительствами для сбора доходов,  без чего немыслимо его существование;
2) сущность законов,  устанавливаемых правительствами  в двух основополагающих сферах: собственность и договоры;
3) достоинства и  недостатки системы мер проведения  в жизнь правительственных законов,  а именно судоустройства и  полиции;
4) защита интересов  личности и собственности2.
' Смит Л. Исследования  о природе и причинах богатства  народов. Т.III. M.: Наука. 1992. С.549.
2 Милль Дж. С. «Основы  политической экономии и некоторые  аспекты их приложения к социальной
философии» THI. М.: Прогресс. 1981. С. 153.
10
Необязательными Дж. С. Милль называл функции, "... иногда принимаемые на себя правительствами, а иногда нет"1.
Помимо этого, Милль  выделяет две основные формы государственного вмешательства в экономику:
- директивное
- не директивное.
При директивном  вмешательстве «правительство может  запрещать всем и каждому делать определенные вещи вообще или делать их без его разрешения; либо может  предписывать им делать определенные вещи или делать определенными способами  вещи...». Таким образом, директивное  вмешательство может простираться вплоть до установления контроля за «свободными  действиями частных лиц»2.
При не директивном  вмешательстве государство «выдает  рекомендации и предоставляет обширную информацию ... или предоставляет  отдельным лицам свободу действий в достижении полезной для общества цели собственными средствами ..., не вмешиваясь в их дело»3.
В целом Дж. С. Милль  полагал, что laissez-faire должно быть общим  правилом, и «всякое отступление  от него, правда, если оно не вынуждается  какой-либо громадной пользой будет  очевидным злом» , выдвигая следующие  доводы против государственного вмешательства  в экономику:
- «возложение на  правительство любых дополнительных  функций увеличивает его могущество;
- каждая дополнительная  функция, принимаемая на себя  правительством, является новой  нагрузкой на орган, уже и  без того обремененный обязанностями,  что приводит к неудовлетворительному  или неисполнению обязанностей  вообще;
1 Там же. С. 305.
" Милль Дж. С.  «Основы политической экономии  и некоторые аспекты их приложения  к социальной
философии» ТШ. М.: Прогресс. 198 I. С. 339.
1 Там же. С. 340.
4 Там же. С. 350.
11
- третий довод  основывается на истине, что люди  лучше разбираются в своих  собственных делах и интересах  и лучше заботятся о них,  чем может это, по всей видимости,  делать правительство»1.
По мнению Дж. С. Милля, государственное вмешательство  оправдано в сферу образования, защиту женщин и детей, социальную сферу.
Таким образом, основной идей политики невмешательства выступала  минимизация участия государства  в регулировании экономических  процессов. Государство, по мнению сторонников  данной концепции, должно выполнять, прежде всего, социальную и защитную функции. Что касается регулирования экономических  отношений, рынка, роль государства  должна ограничиваться установлением  законов, регулирующих поведение хозяйствующих  субъектов. А поскольку исходной позицией данной теории выступает положение  о способности рынка к стихийному саморегулированию, то любое государственное  вмешательство рассматривается  негативно, поскольку оно дестабилизирует  внутренние рыночные рычаги саморегулирования.
По мнению автора, рыночное саморегулирование должно
определенным образом  ограничиваться. В противном случае оно неизбежно перерастает в  рыночную стихию, оказывающую негативное воздействие на экономику. Так, в 20-30-е  гп разрушительные кризисы и затяжные депрессии, спровоцированные рыночной стихией, поставили под сомнение эффективность политики невмешательства  государства в управление экономическими процессами. Необходимо отметить, что  тенденция усиления вмешательства  государства в регулирование  экономики наметилась уже в середине 19 века. Именно в этот период происходит расширение функций и сфер государственного регулирования, и постепенно государство  становится институтом макроэкономического  регулирования.
1 Милль Дж. С. «Основы  политической экономии и некоторые  аспекты их приложения к социальной  философии» Till. M.: Прогресс. 1981. С. 342-343.
12
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.