На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Регулирование международной экономики

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 09.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 48. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
ВВЕДЕНИЕ 

     Почему  государства торгуют? Что составляет основу торговли между странами? В  общем виде международная торговля является средством, с помощью которого    страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих  ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как  и отдельные лица и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить.
     Изложенное  выше вполне справедливо в отношении  мировой торговли, и в определенном смысле этот вопрос можно считать  исчерпанным. В основе более углубленного исследования вопроса "Почему страны торгуют?" лежат   два обстоятельства. Во-первых, экономические ресурсы природные, человеческие, инвестиционные товары распределяются между странами мира крайне неравномерно; страны существенно различаются своей обеспеченностью экономическими ресурсами. Во-вторых, эффективное производство различных товаров требует различных технологий или комбинаций ресурсов.
     Характер  и взаимодействие этих двух обстоятельств  можно легко проиллюстрировать. Япония, например, обладает большой  и хорошо образованной рабочей силой; квалифицированный труд стоит дешево, поскольку имеется в изобилии. В связи с этим Япония способна эффективно производить (с низкими издержками) разнообразные товары, для изготовления которых требуется большое количество квалифицированного труда. Фотокамеры, радиоприемники и видеомагнитофоны   это лишь некоторые примеры подобных трудоемких товаров. Напротив, Австралия обладает обширными земельными пространствами, но недостаточными людскими ресурсами и капиталом, и поэтому можно дешево производить такие "землеемкие" товары, как пшеница, шерсть, мясо. Бразилия имеет плодородные почвы, тропический климат, там выпадает большое количество осадков, в изобилии имеется неквалифицированный людской труд, то есть все необходимое для производства дешевого кофе. Промышленно развитые страны находятся в лучшем стратегическом  положении в плане производства разнообразных капиталоемких товаров, например автомобилей, сельскохозяйственного оборудования, машин и химикатов. Важно подчеркнуть, что экономическая эффективность, с которой страны способны производить различные товары, может изменяться и действительно изменяется со временем. Сдвиги в распределении ресурсов и технологии могут приводить к сдвигам в относительной эффективности производства товаров в различных странах.
     Теории  международной торговли, ведущие  начало от английской классической политэкономии, прошли в своем развитии ряд этапов вместе с развитием мировой экономической  мысли. Однако их центральными вопросами  были и остаются следующие:
    что лежит в основе международного разделения труда?
    какая международная специализация является наиболее эффективной для отдельных стран и регионов и приносит им наибольшие выгоды?
    какими факторами предопределяется конкурентоспособность страны в мировой торговле?
     Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, «экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы».
     В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.
     В этой связи значительный интерес  представляет изучение как теорий, раскрывающих принципы оптимального участия  национальных экономик в международном товарообмене, факторы конкурентоспособности отдельных стран на мировом рынке, так и объективных закономерностей развития мировой торговли. Особую значимость эти проблемы имеют для России и других стран, вставших на путь создания развитой рыночной экономики, ориентированной на активное участие в мировой торговле.
     Международная торговля (international trade), является древнейшей формой международных экономических  отношений. По своим масштабам и  значению в общем комплексе мирохозяйственных  связей она продолжает сохранять важные позиции.
     Углубление  международного разделения труда, специализация  и кооперация приводят ко все более  высокой степени «открытости» национальных хозяйств, их ориентации на внешние  рынки и, следовательно, расширению международной торговли. Это усиливает интерес к международному обмену. 
 
 
 
 
 

1. ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ  ТОРГОВЛИ 

     Проблемы  международной торговли интересовали ученых и политиков еще в те времена, когда иные направления  экономической теории еще не были развиты.
     Первой  попыткой теоретического осмысления международной торговли и выработки рекомендаций а этой области явилась доктрина меркантилизма (mercantilism), господствовавшая в мануфактурный период, т.е. с XVI в. до середины XVIII в. когда международное разделение труда было преимущественно ограничено двусторонними и трехсторонними отношениями. Промышленность тогда еще не оторвалась от национальной почвы, и товары производились на экспорт из национального сырья. Так, Англия обрабатывала шерсть, Германия - лен, Франция - шелк в лен и т.д. Меркантилисты придерживались взглядов, согласно которым государство должно продавать на внешнем рынке как можно больше любых товаров, а покупать как можно меньше. При этом будет накапливаться золото, отождествлявшееся с богатством. Понятно, что если такую политику отказа от импорта будут проводить все страны, то покупателей не окажется и ни о какой международной торговле не будет, и речи. 

1.1. Классическая теория  международной торговли 

     В период перехода ведущих стран к  крупному машинному производству Адам Смит (Adam Smith) заново поставил вопрос о рациональной международной торговле. Он предположил, что для государства может быть выгодной не только продажа, но и покупка товаров на внешнем рынке, а также попытался определить, какие именно товары выгодно экспортировать, а какие - импортировать. В литературе его подход получил название принципа (или модели) абсолютного преимущества (absolute advantage). А. Смит исходил из некоторых общих принципов разумно хозяйствующего субъекта, которые кажутся ему очевидными, и переносил их на внешнюю торговлю.
     «Основное правила каждого благоразумного главы семьи состоит в том, чтобы не пытаться изготовлять дома такие предметы, изготовление которых  обойдется дороже, чем при покупке  их на стороне. Портной не пробует сам шить себе сапоги, а покупает их у сапожника. Сапожник не пробует сам шить себе одежду, а прибегает к услугам портного. Фермер не пробует ни того, ни другого, а пользуется услугами обоих этих ремесленников. Все они находят более выгодным для себя затрачивать весь свой труд в той области, в которой они обладают некоторым преимуществом перед своими соседями, и все необходимое им покупать в обмен на часть продукта или, что то же самое, на цену этого продукта.
     То, что представляется разумным в образе действий любой частной семьи, врядли может не оказаться неразумным для всего королевства. Если какая-либо чужая страна может снабжать нас каким-нибудь товаром по более дешевой цене, чем мы сами в состоянии изготовлять его, гораздо лучше покупать его у нее на некоторую часть продукта нашего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом.»
     Идея  А. Смита может быть выражена в  простой модели, представленной в таблице 1.

Таблица 1

Принцип абсолютного преимущества

 
     
     
    страна 1 страна 2
    товар А 10 труд. ед. 20 труд. ед.
    товар Б 20 труд. ед. 10 труд. ед.
 
     Предположим, что 2 страны обмениваются двумя товарами в пропорции 1:1, тогда 1 ед. товара А  обменивается на 1 ед. товара Б. Страна 1 могла бы получить 1 ед. товара Б, затратив только 10 ед. труда, тогда как потребовалось бы израсходовать 20 ед. труда, чтобы произвести его самостоятельно. Аналогично, страна 2 должна потратить только 10 ед. труда для получения 1 ед. товара А, тогда как потребовалось бы 20 ед. труда, чтобы произвести его самостоятельно.
     В конце XVIII в. торговля "колониальными  товарами" составляла в ценностном выражении более 1/3 мировой торговли. Резкое преобладание торговли сырьевыми  товарами и подтолкнуло А. Смита  к созданию модели абсолютных преимуществ. Действительно, выгоднее выращивать цитрусовые в тропических странах, а не в Англии. Однако уже в то время на торговлю с европейскими странами приходилось около половины внешней торговли Англии. Естественно, природные различия во многих случаях не могли лежать в основе абсолютных преимуществ экспортеров, продающих товары в соседние страны. А. Смит замечает это обстоятельство и указывает, что наряду с естественными преимуществами существуют еще преимущества приобретенные: «В данном случае не имеет никакого значения, являются ли те преимущества, какими обладает одна страна сравнительно с другой, естественными или приобретенными. Поскольку одна страна обладает такими преимуществами, а другая лишена их,  для последней будет всегда выгоднее покупать у первой, а не производить самой. Преимущество, которым обладает ремесленник перед своими соседями, занимающимися другими профессиями, является приобретенным, и, тем не менее, как он, так и они находят более выгодным покупать друг у друга, вместо того, чтобы производить предметы не по своей специальности.»
     Со  временем на смену модели А. Смита  пришла модель Давида Рикардо (David Ricardo), который сформулировал более  общий принцип взаимовыгодной торговли и международной специализации, включающий в качестве частного случая модель А. Смита. Д. Рикардо увидел определенную специфику международных экономических отношений и создал модель, в которой показал, что несоблюдение принципа А. Смита не является препятствием для взаимовыгодной торговли. Д. Рикардо открыл закон сравнительного преимущества (comparative advantage): Страна должна специализироваться на экспорте товаров, в производстве которых она имеет наибольшее абсолютное преимущество (если она имеет абсолютное преимущество по обоим товарам) или наименьшее абсолютное непреимущество (если она не имеет абсолютного преимущества ни по одному из товаров). Он приводит ставший хрестоматийным пример обмена английского сукна на португальское вино, что приносит выгоды обеим странам, даже если абсолютные издержки производства и сукна и вина в Португалии ниже, чем в Англии. Исходные условия для этого примера представлены в таблице 2.

Таблица 2

Принцип сравнительного преимущества 

      Англия Португалия
    n ед. сукна  100 рабоч. /год 90 рабоч./год
    m ед. вина  120 рабоч. /год 80 рабоч. /год
 
     В соответствий с данным примером производство определенного количества (n) сукна  в Англии требует труда 100 рабочих  в год. На данное количество сукна  Англия приобретает некоторое (m) количество португальского вина, собственное производство которого потребовало бы труда 120 рабочих в год. При этих обстоятельствах Англии оказывается выгодным покупать у Португалии вино за счет продажи ей сукна. На производство тех же товаров Португалия затрачивает труд соответственно 90 и 80 человек в год, вследствие чего ей выгодно ввозить сукно в обмен на вино. Неэквивалентный обмен труда 100 английских рабочих на труд 80 португальских рабочих объясняется Д. Рикардо трудностью перемещения факторов производства между странами.
     Согласно  модели Д. Рикардо Португалия имеет абсолютные преимущества перед Англией в производстве обоих товаров, однако Португалия имеет сравнительное преимущество в производстве вина, т.к. ей требуется для производства вина 67% (80/120*100) издержек Англии, а для производства сукна - 90%  (90/100*100). Следовательно для Португалии более выгодно производить и экспортировать вино, а для Англии - сукно.
     Д. Рикардо и своей модели предполагает заданным количество производимых товаров (вино и сукно) и рассматривает  различия в затратах рабочего времени на их производство. Впоследствии этот подход стал интерпретироваться иначе, на основе понятия альтернативных издержек. В соответствии с этим подходом заданным считается количество ресурсов, имеющихся в стране. Проиллюстрируем принцип сравнительного преимущества с этой позиции. Для начала оставим некоторые исходные условия из примера Д. Рикардо: имеются две страны (Англия и Португалия) и два товара (сукно и вино). Пусть в Англии для производства 1 кв. м сукна необходимо 100 часов рабочего времени, а для производства 1 л вина - 120 часов. Общее количество рабочих часов, которым располагает Англия в данном году - 220 тысяч. Таким образом в Англии может быть произведено либо 2200 кв. м сукна (220 тыс. час./100 час.), либо 1833 л вина (220 тыс. час./120 час.), либо любая комбинация данных товаров в этих пределах.
Португалия  же располагает рабочими часами в  количестве 170 тыс.  На производство 1 кв. м сукна ей требуется 90 часов, а на производство 1 л вина - 80 часов. Таким образом в Португалии может быть произведено либо 1899 кв. м сукна (170 тыс. час./90 тыс. час.), либо 2125 л вина (170 тыс. час./80 час.), либо любая комбинация данных товаров в этих пределах.
     В Англии 1 кв. м сукна стоит примерно 4/5 л вина.  В Португалии же 1 кв. м сукна стоит примерно 6/5 л вина. Эти относительные цены существуют в условиях отсутствия торговли между Англией и Португалией и поэтому называются автаркическими. Если абстрагироваться от транспортных расходов и предположить, что нет никаких препятствия для торговли между странами, то Англия будет продавать в Португалию сукно, относительная цена которого в Англии ниже, чем в Португалии, а Португалия будет продавать в Англию вино, относительная цена которого ниже в Португалии.
     Эта торговля повлияет на относительные  цены товаров таким образом, что вместо двух различных цен замкнутых рынков постепенно установится единая мировая цена. Например, мировая цена 1 кв. м сукна установится в пределах между 4/5 и 6/5 л вина. Пусть эта цена будет равна, скажем, 5/5, т.е.1. По этой цене сукно будет продаваться и в Англии, и в Португалии. В Англии производители вина станут получать меньше прибыли, чем раньше, а производители сукна - больше. Следствием этого станет сокращение производства вина и рост производства сукна. Обратная ситуация будет иметь место в Португалии. Таким образом, Англия будет специализироваться на экспорте сукна, а Португалия - вина. 

1.2. Теория Хекшера  - Олина 

     Теория  Д. Рикардо вытекала из фактически существовавших в то время различий в издержках  производства определенных товаров в разных странах, зависящих в подавляющей степени от различий в природных условиях. В конце ХIХв. - начале ХХв. произошли структурные сдвиги в международной торговле. В 1928 году на промышленные изделия приходилось около 40% мирового экспорта, в то время, как на сырье и полуфабрикаты - 35%, а на продовольствие – 25%. Это свидетельствует о том, что роль естественных природных различий как фактора международного разделения труда существенно снизилась. То же можно сказать и о различиях в производительности труда, поскольку торговля между странами с примерно одинаковым уровнем развития (США и европейские страны) была достаточно активна.
     В это время шведские экономисты Эли  Хекшер (Eli Heckscher) и Бертиль Олин (Bertil Ohlin) выдвинули теорию, в соответствии с которой попытались объяснить причины международной торговли продукцией обрабатывающей промышленности.
     Основные  положения новой теории были сформулированы Э. Хекшером в короткой газетной статье, опубликованной в 1919 г. на шведском языке. В 20-е и 30-е годы эти положения были обобщены и развиты его учеником, Б. Олином.
     В соответствии с их теорией страны экспортируют те товары, в производстве которых более всего используется избыточный фактор. Основных факторов три: труд, капитал и земля. Однако теория Хекшера-Олина является двухфакторной, т.к. в ней сравниваются только два фактора из трех, например, труд и капитал. Таким образом, одни товары являются трудоемкими, а другие - капиталоемкими. Можно вполне логично предположить, что различные страны в разной степени наделены трудом и капиталом. Следовательно, в стране, где трудовых ресурсов много, а капитала мало, труд будет сравнительно дешев, а капитал - дорог. В какой-либо другой стране, где трудовых ресурсов мало, а капитал имеется в достаточном количестве, труд будет дорогим, а капитал - дешевым. Каждая из этих стран будет экспортировать те товары, которые сравнительно дешевле произвести, используя в большей степени «дешевый фактор производства».
     В 1954 году была опубликована статья американского  экономиста Василия Леонтьева (Wassily Leontief), где была сделана попытка проверить теорию Хекшера-Олина. 
 
 
 
 

1.3. Парадокс Леонтьева 

     Все, что нам сегодня известно о  факторах, формирующих экспорт и  импорт ведущих стран, является результатом  исследований, стимулом для которых послужил неожиданный результат, полученный в 50-е годы Василием Леонтьевым и давший старт целой серии плодотворных дискуссий. Леонтьев, удостоенный впоследствии Нобелевской премии по экономике, полагался на вернейший из инстинктов в науке: всегда проверять, соответствуют ли теоретические выводы реальности.
     На  этот раз он решил проверить вывод  теории Хекшера — Олина о том, что страны стремятся экспортировать товары, в производстве которых интенсивно используются, избыточные для них  факторы, и импортировать товары, в производстве которых эти факторы используются менее интенсивно. Точнее, он хотел одновременно проверить два предположения: 1) теория Хекшера — Олина справедлива, 2) в экономике США, как повсеместно считалось, капитал в большей степени избыточен, чем у ее торговых партнеров.
     Леонтьев  получил соотношение величины основного  капитала и численности рабочих  в экспортных и импортозамещающих  отраслях США в 1947 г. Это потребовало  расчетов капитала и занятости не только в нескольких десятках рассматриваемых отраслей, но и учета капитала и труда, которые содержались в их товарах в результате использования продукции других отраслей. Будучи одним из пионеров межотраслевого баланса, он с успехом использовал его возможности для получения необходимых оценок капиталовооруженности труда, умножая матрицы коэффициентов на векторы затрат капитала и труда, стоимости экспорта и импорта по отраслям. Условия проверки были таковы: если верны выводы теории Хекшера — Олина, а капитал в США относительно более избыточен, то (с учетом вклада всех отраслей) показатель затрат капитала в расчете на одного рабочего (Kx/Lx) в стандартном наборе товаров, экспортируемых из США, должен быть выше, чем аналогичный показатель (Km/Lm) в импортзамещающей продукции, входящей в стандартный набор ввозимых в США товаров.
     Парадоксальные  результаты, полученные Леонтьевым, озадачили  не только его самого, но и других экономистов: оказалось, что в 1947 г. США продавали остальным странам  трудоемкие товары в обмен на относительно капиталоемкие! Ключевой параметр (Kx/Lx)/(Km/Lm) составил всего 0,77, тогда как, согласно теории Хекшера — Олина, он должен был намного превысить единицу.
     Сам Леонтьев и другие экономисты по-всякому  подступались к этой проблеме. Метод  неоднократно проверялся и был признан в основном правильным. Не возникало сомнений относительно избыточности капитала в США по сравнению с другими странами. Теоретически парадокс можно было объяснить тем, что в структуре спроса в США удельный вес капиталоемкой продукции был еще выше, чем в производстве, что и превращало страну в чистого импортера капиталоемких товаров; однако и это объяснение не годилось, так как не соответствовало действительности. Другие экономисты пробовали искать причину в торговых барьерах или в так называемой «обратимости факторной интенсивности» (когда при одном соотношении цен факторов отрасль А является более капиталоемкой, чем отрасль Б, а при другом — менее капиталоемкой), но и это мало что привнесло в решение проблемы.
     Наиболее  плодотворным оказалось решение ввести в модель и другие факторы производства. Возможно, рассуждали многие экономисты (и Леонтьев в их числе), следует учесть тот факт, что существуют различные виды труда, природных ресурсов, капитала и т.д. Многочисленные исследования в этом направлении привели к двум основным результатам: 1) подтвердили наличие «парадокса» на протяжении большей части послевоенного периода; 2) значительно улучшили наши представления об обеспеченности факторами и интенсивности их использования. Первый опровергал теорию Хекшера — Олина, второй поддерживал ее.
     Несмотря  на различия в технике расчетов, все исследования в основном подтвердили  наличие парадокса Леонтьева  в США в период между второй мировой войной и началом 70-х годов.
     В то же время в попытках разгадать  парадокс Леонтьева ученые стали вводить в модель и другие, помимо капитала и труда, факторы производства. Новые расчеты «фактороемкости» обогатили, как уже было сказано, наши представления о том, кто выигрывает, а кто теряет в результате внешней торговли. В каком-то смысле этот побочный продукт споров вокруг парадокса Леонтьева компенсировал ущерб, нанесенный им теории Хекшера — Олина. Конечно, США обладали некоторым избытком капитала и при этом почему-то экспортировали меньше услуг этого фактора, чем импортировали. Но исследования, стимулированные работой Леонтьева, показали, что капитал отнюдь не самый избыточный фактор производства в США. Первое место здесь принадлежит обрабатываемой земле и научно-техническим кадрам. И действительно, США выступают чистым экспортером товаров, интенсивно использующих эти факторы, в полном соответствии с теорией Хекшера — Олина. Таким образом, несмотря на некоторый ущерб, нанесенный теории Хекшера — Олина парадоксом Леонтьева, она в конечном счете обогатилась новыми результатами, полученными в ходе исследования этой загадки. 
 
 
 
 

1.4. Неотехнологические  теории 

     Теория  Хекшера-Олина объясняла развитие внешней торговли различной наделенностью  стран факторами производства, однако в последние десятилетия стала  возрастать торговля между странами, где разница в наделенности факторами невелика (Западная Европа), т.е. налицо противоречие - причины торговли исчезли, а торговля возросла. Это объясняется тем, что теория Хекшера-Олина сложилась в те годы, когда преобладающей была межотраслевая торговля. Еще в начале 50-х годов наиболее характерным был обмен сырья из развивающихся стран на продукцию обрабатывающей промышленности развитых стран. К началу 80-х годов уже 2/3 экспорта, например, Великобритании приходилось на Западную Европу и Северную Америку. Во внешней торговле промышленно развитых стран преобладающим стал взаимный обмен продукцией обрабатывающей промышленности. Более того, эти страны одновременно продают и покупают не просто продукцию обрабатывающей промышленности, а одни и те же по наименованию товары, отличающиеся лишь качественными характеристиками. Особенностью производства экспортных товаров промышленно развитых стран являются сравнительно большие затраты на НИОКР. Эти страны сегодня во все большей степени специализируются на производства так называемой наукоемкой высокотехнологичной продукции.
     В число высокотехнологичных отраслей входят производство медицинских препаратов, электронно-вычислительных машин и  оборудования, радиоэлектронных компонентов, лабораторное оборудование, авиационная и ракетно-космическая промышленность.
     Развитие  наукоемких отраслей и стремительный  рост международного обмена их продукцией привели к формированию теорий неотехнологического  направления. Это направление представляет собой совокупность отдельных моделей, частично дополняющих друг друга, но иногда и противоречащих одна другой. 

1.4.1. Теория снижающихся  издержек (эффект  масштаба) 

     Эта теория развилась на основе критики  и отрицания модели Хекшера-Олина. Исходным является предположение, что  развитые страны наделены факторами производства в сходных пропорциях. Поэтому торговля между ними имеет смысл в том случае, если они специализируются на производстве товаров различных отраслей, что позволяет снижать издержки за счет массового производства. 
 
 
 

1.4.2. Теория "технологического разрыва" 

     В соответствии с этой теорией торговля между странами осуществляется даже при одинаковой наделенности факторами  производства и может быть вызвана  техническими изменениями, возникающими в какой-то одной отрасли в  одной из торгующих стран, из-за того, что технические новшества первоначально появляются в одной стране, последняя приобретает преимущество: новая технология позволяет производить товары с меньшими издержками. Если же новшество заключается в производстве нового продукта, то предприниматель в стране-новаторе в течение определенного времени обладает так называемой "квазимонополией", иными словами, получает добавочную прибыль, экспортируя новый товар. Отсюда и новая оптимальная стратегия: выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что больше пока никто выпускать не может, но необходимо всем или многим. Как только эту технологию смогут освоить другие - производить что-то новое и опять такое, что другим недоступно.
     В результате появления технических  новшеств образуется "технологический разрыв" между странами, обладающими и не обладающими этими новшествами. Этот разрыв постепенно будет преодолеваться, т.к. другие страны начинают копировать нововведение страны-новатора. Однако пока разрыв не преодолен, торговля новыми товарами, производимыми по новой технологии, будет продолжаться. 

1.4.3. Теория "цикла  жизни продукта" (product life cycle theory) 

     Является  наиболее популярной теорией неотехнологического  направления. Она привлекла почти  всех экономистов, поскольку точнее отражает реальное состояние международного разделения труда в современный период. В соответствии с данной теорией каждый новый продукт проходит цикл, включающий стадии внедрения, расширения, зрелости и старения. Каждая стадия отличается особым характером спроса и технологий.
     На  первой стадии цикла, когда новый  продукт только начал производиться  первоначально для внутреннего  рынка, спрос на него будет невелик. Он предъявляется лицам с высокими доходами, для которых цена не имеет  большого значения при принятии решения о приобретении товара. Чем больше лиц с высокими доходами, тем более вероятно появление на рынке новых товаров, производство которых требует больших издержек, т.к. их технология еще не обкаталась. Такая технология предполагает использование большого числа высококвалифицированных работников. Экспорт нового товара на первой стадии будет незначительным.
     На  второй стадии - стадии роста, спрос  на внутреннем рынке быстро расширяется, продукт становится общепризнанным. Начинается серийный выпуск больших партий нового товара. На этой стадии появляется спрос на новый товар за рубежом. Первоначально он полностью удовлетворяется за счет экспорта, а затем начинается зарубежное производство нового товара благодаря передаче технологии.
     На  третьей стадии (зрелости) спрос на внутреннем рынке насыщен. Производственная технология полностью стандартизируется, что позволяет использовать менее квалифицированную рабочую силу, снизить издержки производства, цены и достичь максимального производства товаров фирмами страны-новатора и зарубежными компаниями. Последние начинают проникать на внутренний рынок страны, где появился товар.
     На  последней стадии цикла продукт  стареет, его производство начинает сокращаться. Дальнейшее снижение цен  уже не приводит к повышению спроса, как это было на стадии зрелости.
     Такова  общая схема прохождения новым  продуктом "цикла жизни". Теоретики  данной модели не ограничиваются подобными  общими описаниями. Они считают, что  можно указать конкретные страны, условия которых максимально  соответствуют производству либо новейших товаров, либо товаров, находящихся на других стадиях зрелости.
     Теории  неотехнологического направления  отражают процесс радикальной перестройки  системы международного разделения труда на основе развития электроники, информатики, передовых средств связи, новых материалов. На многих направлениях данного процесса задает тон азиатско-тихоокеанский регион. Причем здесь наблюдается достаточно быстрое размывание традиционного деления "центр-периферия". Это явление получило название концепции "летящих гусей". Суть ее в том, что налицо непрерывный процесс последовательного прохождения определенных фаз экономического развития высокоиндустриальными государствами, новыми индустриальными странами (НИС), странами АСЕАН. Например, страны АСЕАН в области технологии сегодня делают то, что вчера делали НИС и встают на тот же путь "качества специализации". Пример НИС со всей очевидностью показывает, что экономический рост и активное участие в международном разделении труда решающим образом зависят от открытости национальных хозяйств. 

1.5. Теория Портера:  теория конкурентных  преимуществ 

      В своей теории Портер вводит понятие  конкурентоспособности страны. Именно национальная конкурентоспособность, с его точки зрения, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства.
      Национальная  конкурентоспособность определяется способностью промышленности постоянно  развиваться и производить инновации. Первоначально национальные компании добиваются конкурентного преимущества, изменяя основу, на которой они конкурируют. Удержать же им преимущество позволяет постоянное совершенствование товара, способа производства и других факторов, причем так быстро, чтобы конкуренты не смогли их догнать и перегнать. Конкуренция - это не равновесие, а постоянные перемены. Совершенствование и обновление отрасли - непрерывный процесс. Поэтому в основе объяснения конкурентного преимущества страны лежит роль страны базирования в стимулировании обновления и совершенствования (т. е. в стимулировании производства инноваций). Таким образом, оказывается, что процесс создания и поддержания конкурентоспособности чрезвычайно локализован. Различия в экономике стран, в их культуре, населении, инфраструктуре, управлении, национальных ценностях и даже в истории - все это в той или иной степени влияет на конкурентоспособность национальных компаний. Портер показывает, что, несмотря на все возрастающее значение глобализации, национальная конкурентоспособность определяется набором факторов, зависящих от конкретных, локальных условий.
   Конкурентное  преимущество страны на международном  рынке определяет некий набор  детерминантов, "национальный ромб", как называет его автор. Он включает в себя четыре компонента:
    Факторные условия, то есть те конкретные факторы (например, квалифицированная рабочая сила или инфраструктура), которые нужны для успешной конкуренции в данной отрасли.
    Условия спроса, то есть каков на внутреннем рынке спрос на продукцию или услуги, предлагаемые данной отраслью.
    Родственные и поддерживающие отрасли, т. е. наличие или отсутствие в стране родственных и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на международном рынке.
    Стратегия фирмы, ее структура и конкуренты, то есть каковы в стране условия, определяющие процесс создания управления фирм, и каков характер конкуренции на внутреннем рынке.
    Существуют  две дополнительные переменные, в  значительной степени влияющие на обстановку в стране:
    Случайные события, то есть те, которые руководство фирмы не может контролировать.
    Государственная политика.
      По  мнению Портера, государства должно играть роль своеобразного катализатора конкурентоспособности. Государство  при помощи своей политики может  оказывать влияние на все четыре компонента национального ромба, но это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Поэтому чрезвычайно важно четко сформулировать приоритеты государственной политики. Общими рекомендациями являются: поощрение всяческого развития, усиление конкуренции на внутреннем рынке, стимулирование производства инноваций.
      В комплекс правительственных мер  по поддержанию и повышению конкурентоспособности  страны должны входить:
1) Воздействие  правительства на факторные условия 
      акцент на создании факторов (инфраструктуры, квалифицированной рабочей силы, научно-конструкторских разработок и т. д.);
      грамотные политические решения в отношении рынков факторов и валютных рынков (налоговая и денежная политика, регулирование рынка энергоносителей и регламентирование процесса заключения коллективных договоров).
2) Воздействие  правительства на условия спроса:
      государственные закупки (стимулирование спроса на раннем этапе, внутренней конкуренции, производства инноваций);
      регламентация изделий и процессов (создание четкой системы технических и технологических стандартов для вытеснения с рынка некачественной продукции);
      воздействие на структуру отраслей, выступающих в роли покупателей (политика правительства в отношении государственной собственности);
      стимулирование раннего или усложненного спроса (использование лизинговых механизмов и других форм непрямого кредитования);
      предоставление полной и качественной информации покупателям;
      введение технических стандартов (для обеспечения совместимости различных типов устройств);
      зарубежная помощь и политические связи (классический пример - схема взаимодействия колония - метрополия)
3) Воздействие  правительства на родственные  и поддерживающие отрасли: 
      политика правительства в отношении СМИ;
      образование кластеров (в трактовке Портера - создание вертикально-интегрированных структур, объединяющих в себе различных членов технологической цепи от поставщиков сырья до производителей готовой продукции);
      региональная политика (стимулирование развития отстающих районов).
4) Воздействие  правительства на стратегию, структуру  и соперничество фирм:
      интернационализация (поощрение международной ориентации и экспорта)
      воздействие на цели как конкретных предпринимателей, так и целых фирм
      регламентация соперничества внутри страны (антитрестовские законы, протекционизм и т. д.)
      образование новых фирм
      торговая политика (надо открыть доступ на рынки и не злоупотреблять протекционизмом)
      привлечение зарубежных инвестиций
 
 
     2. РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ  ТОРГОВЛИ 

     Государственное регулирование международной торговли может быть:
• Односторонним, когда инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке  без согласования или консультаций с ее торговыми партнерами. Обычно односторонние меры применяются в ответ на аналогичные шаги других стран и приводят к возникновению политических напряжений между торговыми партнерами (обложение отдельных товаров пошлинами, введение квот на импорт и т.д.).
  • Двусторонним, когда меры торговой политики согласовываются между странами, являющимися торговыми партнерами. Например, по взаимной договоренности каждой из сторон могут вводиться конвенционные пошлины, не ущемляющие интересов другой, страны могут согласовывать технические требования к маркировке, упаковке, договариваться о взаимном признании сертификатов качества и пр.
• Многосторонним, когда торговая политика согласовывается  и регулируется многосторонними  соглашениями. Примеры многосторонней политики включают Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), соглашения в сфере торговли стран - членов Европейского союза (ЕС).
     2.1. Торговая политика: либерализм и протекционизм
 
     В зависимости от масштабов вмешательства  государства в международную  торговлю различают протекционистскую  торговую политику и политику свободной торговли.
      Свобода торговли (free trade) — политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается  на основе свободных рыночных сил  спроса и предложения.
     Протекционизм (protectionism) — государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.
     Дилемма, что лучше — протекционизм, который  дает возможность развиваться национальной промышленности, или свобода торговли, которая позволяет напрямую сравнивать национальные издержки производства с международными, — предмет многовекового спора среди экономистов и политиков. В различные периоды истории внешнеторговая практика склонялась то в одну, то в другую сторону, никогда, правда, не принимая ни одну из экстремальных форм. В 50-60-е годы для международной экономики был характерен отход от протекционизма в сторону большей либерализации и свободы внешней торговли. С начала 70-х годов проявилась обратная тенденция — страны стали отгораживаться друг от друга все более изощренными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции.
     Правда, при этом современный протекционизм  концентрируется в относительно узких областях. В отношениях развитых стран между собой — это области сельского хозяйства, текстиля, одежды и стали. В торговле развитых стран с развивающимися — это экспорт промышленных товаров развивающимися странами. В торговле развивающихся стран между собой — это товары традиционного экспорта.
     Развитие  протекционистских тенденций позволяет  выделить несколько форм протекционизма:
  • селективный  протекционизм — направлен против отдельных стран или отдельных  товаров;
  • отраслевой протекционизм — защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма;
  • коллективный протекционизм — проводится объединениями  стран в отношении стран, в  них не входящих;
  • скрытый  протекционизм — осуществляется методами внутренней экономической  политики.
2.2. Инструменты торговой  политики
 
     В рамках торговой политики тесно переплетаются  экономические, политические, административные, организационные, правовые и иные вопросы. Международная экономика изучает  преимущественно экономические  предпосылки и последствия осуществления мер торговой политики, оставляя правовые, организационные вопросы на рассмотрение специализированных отраслей науки, таких как международное торговое право, международный маркетинг и пр.
     Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные — те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты торговой политики чаще применяются при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт.
     Основная  задача государства в области  международной торговли - помочь экспортерам  вывезти как можно больше своей  продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей форсирование экспорта. 

     2.2.1 Тарифные методы  регулирования международной  торговли 

     В зависимости от того, какая сторона  торговой политики считается важной, существует несколько дополняющих друг друга определений таможенного тарифа.
     Таможенный  тариф (custom tariff) в зависимости от контекста может определяться как:
     • инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка  страны при его взаимодействии с мировым рынком;
     • свод ставок таможенных пошлин, применяемых  к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в  соответствии с товарной номенклатурой  внешнеэкономической деятельности;
     • конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.
     В отдельных странах таможенная территория может не совпадать с географической территорией. Под товаром обычно понимается любое имущество, перемещаемое через границу, включая, например, такое специфическое, как электроэнергия.
     Таможенный  тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.
     Таможенная  пошлина (customs duty) — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или  экспорта.
     Таможенные  пошлины выполняют три основные функции:
     • фискальную, которая относится и  к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной  из статей доходной части государственного бюджета;
     • протекционистскую (защитную), относящуюся  к импортным пошлинам, поскольку  с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
     • балансировочную, которая относится  к экспортным пошлинам, установленным  с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или, иным причинам ниже мировых.
     Классификации таможенных пошлин.
     По  способу взимания:
     • адвалорные — начисляются в процентах  к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);
      • специфические — начисляются  в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1г);
      • комбинированные — сочетают оба  названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1г).
    По  объекту обложения:
      • импортные — пошлины, которые  накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
      • экспортные — пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;
      • транзитные — пошлины, которые накладываются  на товары, перевозимые транзитом  через территорию данной страны. Встречаются  крайне редко и используются преимущественно  как средство торговой войны.
    По  характеру:
   • сезонные — пошлины, которые применяются  для оперативного регулирования  международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего  сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;
   • антидемпинговые — пошлины, которые  применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;
   • компенсационные — пошлины, накладываемые  на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров. 

2.2.2. Нетарифные методы  регулирования международной  торговли 

     Зачастую  перед правительством возникает  альтернатива: какой инструмент торговой политики — тарифный или нетарифный — использовать в конкретной ситуации. Нередко предпочтение отдается нетарифным методам, поскольку политически они считаются более приемлемыми, ибо не являются, в отличие от тарифов, дополнительным налоговым бременем для населения. Кроме того, нетарифные меры в известном смысле более удобны в достижении искомого результата. Например, куда проще ограничить импорт стали до 3 млн. т путем введения количественного ограничения импорта в размере 3 млн. т, чем высчитывать ту ставку импортного тарифа, которая позволит снизить импорт до желаемой величины. Наконец, нетарифные ограничения почти не регулируются международными соглашениями, и, используя их в своей торговой политике, правительства чувствуют себя свободнее, чем при введении тарифных ограничений, которые регулируются Всемирной торговой организацией (ВТО).
     В большинстве случаев использование  нетарифных методов, особенно интенсивных  количественных, наряду даже с относительно либеральным таможенным режимом  приводит к более ограничительному характеру государственной торговой политики в целом.
     Количественные  ограничения (quantative restrictions)— административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.
     Квотирование/Контингентирование.
     Наиболее  распространенной формой количественных ограничений является квота или  контингент. Два этих понятия имеют  практически одно и то же значение с той разницей, что понятие  контингента иногда используется для обозначения квот сезонного характера.
     Квота (quota) — количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта  товара определенным количеством или  суммой на определенный промежуток времени.
     По  направленности их действия квоты разделяются на:
     • экспортные — вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными  соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного  товара (экспорт нефти из стран  ОПЕК), либо правительством страны для  предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке (экспорт нефти из России и сахара с Украины в начале 90-х гг.);
     • импортные — вводятся национальным правительством для защиты местных  производителей, достижения сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную торговую политику других государств.
     По  охвату квоты делятся на:
     • глобальные — устанавливаются на импорт или экспорт определенного  товара на определенный период времени  вне зависимости от того, из какой страны он импортируется или в какую страну он экспортируется. Смысл таких квот обычно заключается в обеспечении необходимого уровня внутреннего потребления, и объем их вычисляется как разность внутреннего производства и потребления товара;
     • индивидуальные — установленная  в рамках глобальной квоты квота  каждой страны, экспортирующей или  импортирующей товар. Такие квоты  устанавливаются обычно на основе двусторонних соглашений, которые дают основные преимущества в экспорте или импорте товара тем странам, с которыми имеются тесные взаимные политические, экономические и иные интересы. Чаще всего индивидуальные квоты (контингента) бывают сезонными, то есть вводятся на определенный период времени, когда внутренний рынок наиболее нуждается в государственной защите. Обычно это осенние месяцы, когда происходит реализация сельскохозяйственной продукции нового урожая.
     Лицензирование.
     Тесно связан с квотированием другой вид  государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности, называемый лицензированием.
     Лицензирование (licensing) — регулирование внешнеэкономической  деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт  или импорт товара в установленных  количествах за определенный промежуток времени.
     Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования. В первом случае лицензия является лишь документом, подтверждающим право ввезти или вывезти товар в рамках полученной квоты; во втором — приобретает ряд конкретных форм:
     • разовая лицензия — письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки;
     • генеральная лицензия — разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничений количества сделок;
     • глобальная лицензия — разрешение ввезти или вывезти данный товар  в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения  количества или стоимости;
     • автоматическая лицензия — разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственным органом.
     Лицензирование  используется многими странами мира, прежде всего развивающимися, для  целей государственного регулирования импорта. Развитые страны чаще всего используют лицензии как документ, подтверждающий право импортера на ввоз товара в рамках установленной квоты.
     «Добровольные»  ограничения экспорта.
     Количественное  ограничение импорта в страну может быть достигнуто не только за счет действий ее правительства по введению импортного тарифа или импортных квот, но и в результате мер, принятых правительством экспортирующей страны в рамках так называемых «добровольных» ограничений экспорта. «Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт в случае отказа «добровольно» ограничить экспорт, который наносит ущерб ее местным производителям.
     «Добровольное»  ограничение экспорта (voluntary export restraint — VER) — количественное ограничение  экспорта, основанное на обязательстве  одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять  объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара. 

     2.2.3. Скрытые методы  торговой политики 

     Наряду  с количественными методами существенную роль среди нетарифных методов торговой политики играют методы скрытого протекционизма, представляющие собой разнообразные барьеры нетаможенного характера, воздвигаемые на пути торговли органами центральной государственной и даже местной власти.
     Виды  скрытого протекционизма.
     По  некоторым оценкам, существует несколько сотен видов скрытого протекционизма, с помощью которого страны могут в одностороннем порядке ограничивать импорт или экспорт. В их числе:
     • Технические барьеры — скрытые  методы торговой политики, возникающие  в силу того, что национальные технические, административные и иные нормы и правила построены так, чтобы препятствовать ввозу товаров из-за рубежа. Наиболее распространенные барьеры технического характера — требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм, включая проведение мероприятий по охране окружающей среды, о соблюдении усложненных таможенных формальностей и требований законов о защите потребителей и многие другие. Например, правительство Франции, чтобы ограничить импорт японских видеокассет, решило пропускать все их партии через одну тесную таможню в небольшом городке Пуатье, что не позволяло быстро провозить в страну большие партии. Товары, импортируемые в США, должны быть маркированы на английском языке четкими, не стираемыми и не смываемыми до момента продажи надписями.
     Технические барьеры далеко не всегда являются только методом протекционизма. Во многих случаях их введение продиктовано не столько желанием оградить внутренний рынок, сколько заботой о защите населения.
     • Внутренние налоги и сборы (domestic taxws and charges) — скрытые методы торговой политики, направленные на повышение  внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке. Могут вводиться как центральными, так и местными органами государственной власти. Налоги, накладываемые в основном на импортные товары, весьма разнообразны и могут быть прямыми (налог на добавленную стоимость, акцизный налог, налог на продажу) или косвенными (сборы за таможенное оформление, регистрацию и выполнение других формальностей, портовые сборы). Внутренние налоги и сборы играют дискриминационную роль только в том случае, если они накладываются только на импортные товары, при том что товары местных производителей налогообложению не подлежат. Если же правила внутреннего налогообложения одинаковы как для национальных товаров, так и для импортных, то такая политика может рассматриваться как политика создания равных стартовых условий для конкуренции в цене и качестве. Во многих случаях внутренние налоги превышают по стоимости размер импортной пошлины и, более того, их ставка может изменяться в зависимости от внутренней конъюнктуры местного рынка.
     • Политика в рамках государственных  закупок (state procurements) — скрытый метод  торговой политики, требующий от государственных  органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже несмотря на то, что эти  товары могут быть дороже импортных. Наиболее типичным объяснением такой политики являются требования национальной безопасности. Например, американское правительство по закону 1933 года, получившему название «Акт "Покупай американское"», платило на 12% больше, а для оборонных товаров — на 50% больше американским поставщикам по сравнению с иностранными.
     • Требование о содержании местных  компонентов (local content requirement) — скрытый  метод торговой политики государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке. Обычно требование о содержании местных компонентов используется развивающимися странами в рамках политики импортозамещения, которая предполагает создание и наращивание национальной базы производства импортируемых товаров, с тем чтобы в дальнейшем отказаться от их импорта. Правительства развитых стран используют требование о содержании местных компонентов, чтобы избежать перемещения производства в развивающиеся страны с более дешевой рабочей силой и сохранить тем самым уровень занятости. 

3. ОРГАНИЗАЦИИ РЕГУЛИРУЮЩИЕ  МЕЖДУНАРОДНУЮ ТОРГОВЛЮ 

3.1. Всемирная Торговая  Организация 

      Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 года. Секретариат ВТО находится в Женеве (Швейцария).
      ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников организации в сфере международной торговли на основе пакета соглашений т.н. Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.).
      Соглашение  об учреждении Всемирной торговой организации  предусматривает создание постоянно  действующего форума государств-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, а также для осуществления контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует, во многом, также как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений и имеет гораздо большие полномочия в связи с усовершенствованием ряда процедур принятия решений.
      Главной задачей ВТО является либерализация  мировой торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранении различных нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарами и услугами.
      Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО, являются: предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле на недискриминационной основе; взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т. д.
      Все страны-члены ВТО принимают обязательство  по выполнению порядка двадцати основных соглашений и юридических инструментов, объединенных термином "многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется свыше 90% всей мировой торговли товарами и услугами.
   Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет примерно 50 многосторонних соглашений и других правовых документов, основными  из которых являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему МТС:
    Многосторонние соглашения по торговле товарами:
      Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ-94);
      Соглашение по сельскому хозяйству;
      Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер;
      Соглашение по текстильным изделиям и одежде;
      Соглашение по техническим барьерам в торговле;
      Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМс);
      Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ-94 (Антидемпинговые процедуры);
      Соглашение по применению Статьи VII ГАТТ-94 (Оценка таможенной стоимости товаров);
      Соглашение по предотгрузочной инспекции;
      Соглашение по правилам происхождения;
      Соглашение по процедурам импортного лицензирования;
      Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам;
      Соглашение по защитным мерам.
    Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).
    Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПс).
    Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров;
    Механизм обзора торговой политики.
    Плюрилатеральные соглашения (с ограниченным участием, т.е. необязательные для всех членов ВТО): Соглашение по торговле гражданской авиатехникой; Соглашение по правительственным закупкам. Существуют также т.н. секторальные тарифные инициативы ("нулевой вариант", "гармонизация торговли химическими товарами", "информационные технологии"), в которых на добровольный основе участвуют лишь часть стран-членов ВТО.
      Высшим  органом ВТО является Министерская конференция, объединяющая представителей всех участников организации. Сессии конференции собираются не реже одного раза в два года для обсуждения и принятия решений по принципиальным вопросам, связанным с соглашениями Уругвайского раунда.
      Министерская  конференция ВТО учреждает Комитет  по торговле и развитию, Комитет  по ограничениям в целях обеспечения равновесия платежного баланса. Комитет по бюджету, финансам и администрации, а также Комитет по торговле и окружающей среде.
      Министерская  конференция назначает Генерального директора ВТО. В настоящее время  Гендиректором ВТО является Ренато Руджеро (Италия). Гендиректор назначает сотрудников подразделений Секретариата ВТО и определяет их обязанности и условия прохождения службы в соответствии с положениями, принятыми Министерской конференцией.
      Между сессиями по мере необходимости (8-10 раз  в год) для решения текущих и процедурных вопросов созывается Генеральный совет, состоящий также из представителей всех участников. Кроме того, Генсовет администрирует деятельность Органа по урегулированию споров и Органа по обзору торговой политики. Под руководством Генсовета работают Совет по торговле товарами. Совет по торговле услугами и Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, другие органы по проблематике ВТО. В рамках Советов по торговле товарам и услугами учреждены Комитеты по Соглашениям и переговорные группы. Членство в советах и комитетах открыто для всех участников ВТО. Кроме того, функционируют органы по наблюдению за выполнением плюрилатеральных соглашений.
      В ВТО практикуется принятие решений  на основе консенсуса. При его отсутствии решение принимается большинством голосов, если другого не предусмотрено. Толкование положений соглашений по товарам, услугам, интеллектуальной собственности, освобождение от принятых обязательств (вейвер) принимаются 3/4 голосов. Поправки, не затрагивающие прав и обязательств участников, а также принятие новых членов требуют 2/3 голосов (на практике, как правило, консенсусом).
      В соответствии с Соглашением об учреждении ВТО странами-учредителями организации  стали участники ГАТТ, которые  представили списки обязательств по товарам и услугам и ратифицировали пакет соглашений ВТО до 1997 года. В настоящее время полноправными участниками ВТО являются 132 государства, причем только Эквадор, Монголия, Болгария и Панама стали новыми членами, а остальные имеют статус страны-учредителя.
      В настоящее время более тридцати государств имеют статус наблюдателя  в ВТО. Подавляющее большинство  из них (включая Россию, Китай, Тайвань, Саудовскую Аравию, страны Балтии и  практически все государства  СНГ) находятся на различных стадиях процесса присоединения к ВТО. Кроме того, около пятидесяти международных организаций имеют статус наблюдателя в ВТО, в т.ч. МВФ, Мировой Банк, ОЭСР, различные подразделения ООН, региональные группировки, товарные организации и т.д.
      Процедура присоединения к Всемирной торговой организации, выработанная за полвека существования ГАТТ/ВТО, достаточно сложна и состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт присоединяющихся стран, этот процесс занимает несколько лет. Все указанные ниже процедуры присоединения полностью распространяются и на Россию.
      На  первом этапе в рамках специальных  Рабочих групп происходит детальное  рассмотрение экономического механизма  и торгово-политического режима присоединяющейся страны. После этого  начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в этой международной организации. Подобные консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами ВТО.
      Прежде  всего, эти переговоры касаются "коммерчески значимых" уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынок товаров и услуг, а также по срокам принятия на себя обязательств по Соглашениям, вытекающих из членства в ВТО.
      Взамен  присоединяющаяся страна получает права, которыми обладают члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках. В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации, любая страна сможет обращаться с соответствующей жалобой в Орган по разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне.
      В соответствии с установленной процедурой результаты двусторонних переговоров  о взаимной либерализации доступа  на рынки и условия присоединения должны быть оформлены следующими официальными документами:
      Докладом Рабочей группы, в котором будет изложен весь пакет обязательств, которые присоединяющаяся страна примет на себя по итогам переговоров;
      Протоколом о присоединении, юридически оформляющим достигнутые договоренности;
      Списком обязательств по тарифным уступкам в области товаров и сельского хозяйства;
      Списком специфических обязательств по доступу на рынок услуг.
Одним из главных  условий присоединения новых  стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствии с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.
      Последним этапом является ратификация законодательным  органом присоединяющейся страны всего пакета документов.  

    В последние несколько лет Россия ведет активные переговоры по вступлению в ВТО. Необходимость этого вступления обусловлена задачами интеграции в  мировую экономическую систему, создания более благоприятных условий  доступа на мировые рынки, элиминирования дискриминации российских экспортеров, привлечения зарубежных инвестиций и технологий в Россию. Процесс присоединения является не только и даже не столько открытием собственных рынков, сколько унификацией внутреннего правового и экономического пространства с мировым. Осложняет этот процесс то, что Россия при вступлении в ВТО намерена получить статус страны с рыночной экономикой в отличие, скажем, от Китая или Киргизии. Этот статус налагает особые условия на процедуру вступления.
      В середине 1992 г. Россия стала наблюдателем при ГАТТ, формально унаследовав  этот статус от СССР, который в свою очередь приобрел его в 1990 г. В  июне 1993 г. Президент Б. Ельцин передал  Генеральному секретарю ГАТТ официальное  заявление Правительства России о намерении присоединиться к этой организации. Это стало началом длительного процесса вступления России в ВТО. В стране была сформирована Межведомственная комиссия по ГАТТ, позднее реорганизованная в Правительственную комиссию по ВТО. В декабре 1994 г., после Уругвайского раунда ГАТТ, Россия внесла в секретариат ВТО официальную заявку на вступление во Всемирную торговую организацию. В апреле 1995 г. процесс переговоров правительства о вступлении в ВТО был одобрен Государственной думой.
      Уже в 1993 г. была создана Рабочая группа по вступлению России в ВТО, возглавляемая послом Швейцарии и включающая около 50 членов – представителей стран, являющихся основными торговыми партнерами.
      Вопросы поддержки АПК были впервые рассмотрены  на 6 сессии на Рабочей группе, которая состоялась летом 1997г. Вопросы внутренней поддержки АПК и доступа на российский агропродовольственный рынок практически постоянно находятся в центре дискуссий Рабочей группы.
      В последние время процесс переговоров  заметно активизировался, российское правительство предприняло ряд конкретных шагов, направленных на продвижение по пути вступления в ВТО. Ряд партнеров по переговорам высказали мнение о необходимости скорого принятия Российской Федерации в эту организацию. 

3.2. Содружество Независимых Государств 

      Главы правительств стран СНГ решили до конца 2002 года закончить все процедуры  по формированию зоны свободной торговли в государствах Содружества. В ходе заседания глав правительств стран  СНГ такое решение было принято  единогласно. В том числе будет создан список товаров, которые создают конкуренцию национальным товаропроизводителям, а также будет проведена процедуры ратификации соглашения.
      Соглашением от 15 апреля 1994 года «О создании зоны свободной  торговли» (и Протокола к нему от 2 апреля 1999 года) страны участники подтвердили свою приверженность свободному развитию взаимного экономического сотрудничества, внедряя в практику принципы рыночной экономики, действуя в направлении последовательной реализации положений договора о создании экономического союза, формируя условия для свободного движения товаров и услуг, обеспечивая сбалансированность взаимной торговли и стабилизацию внутреннего экономического положения участвующих государств, содействуя росту экономического потенциала государств - участников на основе развития взаимовыгодных кооперационных связей и сотрудничества, руководствуясь стремлением к постоянному повышению уровня жизни населения своих государств. Стороны, вступая в соглашение о создании зоны свободной торговли, договорились для достижения целей настоящего соглашения обеспечить взаимодействие в решении конкретных задач создания экономического союза, направленных на:
    постепенную отмену таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, и количественных ограничений во взаимной торговле;
    устранение других препятствий для свободного движения товаров и услуг; создание и развитие эффективной системы взаимных расчетов и платежей по торговым и другим операциям;
    координацию торговой политики в отношении стран, не являющихся участниками данного соглашения;
    координацию экономической политики в той мере, в какой это необходимо для достижения целей соглашения (в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, финансов, инвестиций, социальной сферы, развития добросовестной конкуренции и т.д.);
    содействие межотраслевой и внутриотраслевой кооперации и научно-техническому сотрудничеству;
    гармонизацию и унификацию законодательства договорившихся сторон в той мере, в какой это необходимо для надлежащего и эффективного функционирования зоны свободной торговли.
   Территория  соглашения охватывает таможенные территории стран: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина, Республика Грузия.
      Страны - участницы сохраняют за собой  право самостоятельного и независимого определения режима внешнеэкономических  отношений с государствами, не участвующими в данном соглашении. Но не применяют таможенные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие, а также количественные ограничения на ввоз или вывоз товаров, происходящих с таможенной территории одной из договаривающихся сторон и предназначенных для таможенной территории других.
      Помимо  этого, в целях ликвидации технических барьеров и других ограничений аналогичного характера во взаимной торговле страны – участницы будут стремиться к гармонизации технических и других специальных требований к согласованию своей политики в этой области.
      Все сборы и платежи (за исключением  таможенных пошлин, налогов и приравненных к ним сборов), устанавливаемые  договаривающимися сторонами в  связи с ввозом или вывозом  товаров во взаимной торговле, не должны превышать в разумных пределах прямых фактических затрат.
      Страны - участницы будут информировать  друг друга о видах сборов и  платежей и стремиться к согласованному сокращению их числа и размеров, будут стремиться к упрощению  и унификации административных формальностей, в частности, сборы и формальности, относящиеся к:
      количественным  ограничениям;
      лицензированию;
      валютному контролю;
      статистическому учету;
      документам, документации и удостоверению документов;
      анализам  и осмотру;
      карантину, санитарной службе, фумигации и др.
      Участники свободной торговой зоны примут меры к максимальному упрощению и  унификации таможенных формальностей, в частности, путем введения единых форм таможенной и товаросопроводительной документации, ориентируясь на действующие  международные соглашения и договоренности.
      Страны, подписавшие данное соглашение, не будут прямо или косвенно облагать происходящие с таможенной территории других стран - участников товары налогами и сборами фискального характера  в размере, превышающем их уровень  для национальных товаров, будут представлять полную информацию о всех действующих налогах и других сборах фискального характера.
        Кроме этого страны, подписавшие  это соглашение, согласны в том,  что для создания зоны свободной  торговли важно соблюдение принципа  свободы транзита, это существенный элемент процесса их подключения к системе международного разделения труда и кооперирования. Транзитные перевозки не должны подвергаться необоснованным задержкам или ограничениям. Условия транзита, включая тарифы на перевозку любым видом транспорта и оказание услуг, не должны быть хуже условий, которые обеспечиваются странами - участницами для собственных отправителей и получателей грузов, принадлежащих им товаров, а также для перевозчиков и транспортных средств этой страны или предоставляются отправителям и получателям грузов, принадлежащим им товарам, перевозчикам и транспортным средствам любого другого иностранного государства, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.
      Договаривающиеся  стороны будут способствовать развитию производственной кооперации и научно-технического сотрудничества на межгосударственном (межотраслевом, региональном) уровне и на уровне хозяйствующих субъектов, в том числе путем предоставления различных форм государственной поддержки.
      Создание  зоны свободной торговли не препятствует праву любой страны - участницы принимать общепринятые в международной практике меры государственного регулирования в области внешнеэкономических связей, которые она считает необходимыми для защиты своих жизненных интересов или которые, безусловно, необходимы для выполнения международных договоров, участником которых она является или намеревается стать, если эти меры касаются:
    защиты общественной морали и общественного порядка;
    защиты жизни и здоровья людей;
    охраны животных и растений;
    защиты окружающей среды;
    охраны художественных, археологических и исторических ценностей, составляющих национальное достояние;
    защиты промышленной и интеллектуальной собственности;
    торговли золотом, серебром или иными драгоценными металлами и камнями;
    сохранения невосполнимых природных ресурсов;
    ограничения экспорта продукции, когда внутренняя цена на эту продукцию ниже мировой в результате осуществления государственных программ поддержки;
    нарушения платежного баланса.
      Ничто не препятствует праву любой страны - участницы применять любые меры государственного регулирования, которые она считает необходимыми, если эти меры касаются:
    обеспечения национальной безопасности, включая предотвращение утечки конфиденциальной информации, относящейся к государственной тайне;
    торговли оружием, военной техникой, боеприпасами, оказания услуг военного характера, передачи технологий и оказания услуг для производства вооружения и военной техники и в других военных целях;
    поставки расщепляющихся материалов и источников радиоактивных веществ, утилизации радиоактивных отходов;
    мер, применяемых в военное время или в других чрезвычайных обстоятельствах в международных отношениях;
    действий во исполнение ею обязательств на основании Устава ООН для сохранения международного мира и безопасности.
      Режим зоны свободной торговли распространяется на товары, происходящие с таможенной территории одной из договаривающихся сторон и предназначенные для  таможенной территории другой.
      Создание  зона свободной торговли рассматривается как переходный этап к формированию таможенного союза. Таможенный союз может быть создан государствами, которые изъявят желание продолжать сотрудничество в его рамках и которые выполнят условия подписанного соглашения.  

3.3. Европейский Союз 

      Европейский Союз объединяет ряд европейских  стран с  целью обеспечения  мира и процветания  своих  граждан  в рамках все более тесного  объединения на основе общих экономических, политических и социальных интересов. Страны Союза твердо привержены  сбалансированному и устойчивому социальному и экономическому прогрессу. В частности, это достигается путем создания пространства без  внутренних границ, укрепления  экономического и социального единства  и  учреждения  экономического и  валютного союза. Создание единого рынка для  более,  чем  369  миллионов  европейцев обеспечивает свободу перемещения людей, товаров, услуг и капитала.
      Внутри  Европейского Союза разрабатывается единая политика в таких областях, как сельское хозяйство, телекоммуникации, транспорт, энергетика и охрана окружающей среды. Для отношений с внешним миром Союз разрабатывает внешнюю торговую и  коммерческую  политику и  начинает играть все более важную роль на международной арене путем проведения единой внешней политики и политики безопасности.
      Интересы  европейцев на международном уровне представляются рядом общих институтов:
      Совет Министров, состоящий из пятнадцати глав государств и правительств стран-членов ЕС является основным органом принятия решений.
      Председатель  и 19 членов Европейской Комиссии контролируют выполнение Европейских Договоров. Европейская Комиссия  выполняет решения Совета Министров и обладает правом инициативы по  подготовке и  выдвижению проектов общих законодательных актов.
      Европейский Парламент  является собранием  из  626 депутатов, напрямую избираемых гражданами  стран-членов.
      В Европейский Союз входят 15 государств-членов: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Швеция, Финляндия, Франция, с общей численностью населения 370 миллионов человек. Это самый крупный в мире торговый блок.
      1 января 1993 г. официально начал  функционировать Единый европейский  рынок, ликвидировавший практически  все барьеры для свободного  движения в рамках Сообщества  людей, товаров, услуг и капитала. Со вступлением в силу 1 ноября 1993 г. Маастрихстского договора о Европейском Союзе Сообщество сделало необратимый шаг к созданию экономического и валютного союза (ЭВС), а также к введению единой валюты, с одной стороны, и достижению политического союза - с другой. По Маастрихтскому договору граждане государств-членов получают также право на Европейское гражданство.
      Выполнение  целей, содержащихся в Договорах (достижение четырех свобод, т.е. свободы движения людей, товаров, капитала и услуг, создание и проведение общей политики во все большем количестве областей), ведет к постепенной передаче части суверенитета государств-членов европейским институтам.
      Союз  добивается выполнения поставленных перед  ним целей главным образом  путем проведения общей политики (сельское хозяйство, рыболовство, транспорт, окружающая среда, внешняя торговля, развитие, конкурентная и региональная политика, энергетика, таможенный союз), а также общих проектов и программ (научные исследования и разработки, телекоммуникации, координация экономической политики государств-членов с целью экономического и социального сплочения, социальная политика, экономический и валютный союз).
      Европейский Союз присущи многообразие культурных различий и уважение к ним. Каждый официальный документ должен быть переведен на девять официальных языков; поощряется развитие языков и культур малых народов.
      Европейский Союз - крупнейшая мировая торговая держава; на него приходится почти четверть мировой торговли. Это также крупнейший нетто-импортер сельскохозяйственных продуктов и сырья. На Европейский Союз приходится и основная часть помощи развивающимся странам.
      В соответствии с Ломейской конвенцией, Европейский Союз имеет соглашения об ассоциации с 69 странами Африки, Карибского моря и Тихоокеанского бассейна, к числу которых относится и большинство беднейших стран мира. Еще примерно с 60 странами Европейский Союз заключил двусторонние договоры различного типа.
      В целом Европейский Союз поддерживает дипломатические отношения более  чем со 130 странами мира. Он участвует в работе ОЭСР и имеет статус наблюдателя в ООН. Он принимает участие в ежегодных встречах на высшем уровне семи ведущих государств Запада - в лице четырех своих крупнейших членов - Франции, Германии, Великобритании и Италии, а также президента Комиссии Европейский Союз, непосредственно представляющего Союз.
      Европейский Союз с самого начала является активным участником процесса СБСЕ (ныне ОБСЕ).
      К сожалению, основная цель создания Европейского Союза стала забываться как в  средствах массовой информации, так и в общественном сознании. В основном, широкие массы воспринимают Европейский Союз с негативными моментами. Например, бывает непонятно, почему при  винных реках и масляных горах они должны платить за все это очень высокие по их мнению цены. В прессе вообще пишется в основном то ли о кризисе в Сообществе, о бесполезных встречах глав государств, то ли национальные издания перебрасываются обвинительными статьями. Все это, безусловно, не способствует освещению и решению экономических, политических и социальных проблем Сообщества. Для большинства людей то, что происходит в Брюсселе, то есть действия Совета Министров, Комиссии — все это представляется весьма туманным. Для них это лишь сильно раздутый бюрократический аппарат, который регулирует никому не нужные аспекты жизни их повседневной жизни, и который в большинстве случаев скорее усложняет жизнь, чем делает ее проще.
      На  самом же деле Европейский Союз  — это больше чем просто бюрократия, масляные горы или высокие цены. Это в первую очередь испытанная и проверенная гарантия мира. И именно по этой причине — если даже не брать во внимания другие положительные стороны — ценность Союза для людей неизмерима. 
 
 

  3.4. НАФТА 

          Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) между Канадой, Соединенными Штатами Америки и Мексикой вступило в силу 1 января 1994 года. Созданное для поощрения увеличения торговли  и инвестиций между партнерами по НАФТА, Соглашение содержит грандиозный план уничтожения тарифов и сокращения нетарифных барьеров наряду с обстоятельными положениями по ведению бизнеса в зоне свободной торговли. Это включает в себя правила, касающиеся инвестиций, услуг, интеллектуальной собственности, конкуренции и передвижения деловых людей через границы.
      НАФТА обладает четкой организационной структурой. Центральным институтом НАФТА является Комиссия по свободной торговле, в которую входят представители на уровне министров торговли от трех стран-участниц. Комиссия наблюдает за осуществлением и дальнейшей разработкой Соглашения и помогает разрешать споры, возникающие при интерпретации Соглашения. Она также наблюдает за работой более чем 30 комитетов и рабочих групп НАФТА. Последние собрания Комиссии проходили в Вашингтоне, США в 1997 году и в Мексике в начале 1998 года.
      Министры согласились о том, что Комиссия в ее работе будет оказывать содействие Координирующий секретариат НАФТА (NCS), создание которого планировалось на конец 1997 года в Мексико Сити. Секретариат  призван служить официальным архивом работы НАФТА и  выполнять роль рабочего секретариата при Комиссии.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.