На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Сущность и роль программ регионального социально- экономического развития

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 09.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию 

РЫБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АВИАЦИОННАЯ 
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ имени П. А. Соловьева 
 

Факультет заочного обучения 

Кафедра экономики, менеджмента и экономических  информационных систем 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по дисциплине РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА 

Вариант № 5 
 
 
 
 
 

                                             Выполнила: Худякова Л.А. 

                                                                 Студентка группы: ЗЭП 1 – 05, 3 курса
                                                                   __________________   __________
                                                                        подпись                        дата 

                                                   Преподаватель: Камакина О.В. 

                                                                  Оценка________________________ 

                                                                  Подпись преподавателя:__________ 

                                                                  Дата__________________________ 
 
 
 
 

Рыбинск, 2008 

     Содержание: 

     1. Сущность и роль программ регионального социально-
         экономического развития…………………………………………..3 

     2. Характеристика сложившейся специализации хозяйства
         Ярославской области……………………………………………….7 

     3. Источники…………………………………………………………..20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Сущность и роль программ регионального  социально-экономического развития  в условиях рыночной экономики 

     В современных условиях становления  рыночной экономики в России все  большую роль играет разработка программ развития, учитывающих территориальные социально-экономические диспропорции регионов, что требует четкого определения принципов регионального деления, анализа условия и факторов формирования рынка. Программно-целевой метод (теоретические и научно-методические основы разработки и реализации целевых программ) в этих условиях становится одним из основных инструментов осуществления государственной региональной экономической и социальной политики.
     Программы социально-экономического развития регионов – это комплекс социально-экономических и других целевых мероприятий, реализуемых при поддержке государства и обеспечивающих решение задач развития регионов.
     В условиях рыночной экономики эти  программы являются активной формой прямого регулирования рыночной экономики, интеграции государственных, коллективных и индивидуальных интересов и отношений, мобилизации усилий для проведения региональной политики государства. Программы регионального развития как инструмент непосредственного государственного воздействия на рыночную экономику региона сочетают в себе принципы саморегулирования и целенаправленности в развитии экономики.
     В настоящее время сущность целевых  программ состоит в том, что они  соединяют в себе жесткий план и свободный рынок, когда строго целенаправленная хозяйственная деятельность осуществляется и стимулируется на коммерческой основе. План – это более общая программа, а программа это детализированный план. Таким образом, региональная программа фокусируется на решении ограниченного числа проблем или одной из них, а план на всех основных задачах социально-экономического развития региона.
     Неравномерность социально-экономического развития регионов в большинстве стран представляет собой одну из наиболее актуальных проблем экономической политики. Особую значимость имеет при федеративном устройстве, поскольку глубокие разрывы в уровнях развития территорий могут привести к политической разобщенности и экономической дезинтеграции страны. В конце 90-х годов 20 века началось формирование новых «культурно-экономических» регионов (федеральных округов) - сообществ, основанных на пространственной локализации определенных видов экономической деятельности. Новые регионы не ликвидируют старые «административные», а только «надстраиваются» над ними, приобретая иную пространственную организацию. Но формирование экономической политики в связи с созданием новых «культурно-экономические» районов не повлияло на снижение диспропорций в социально-экономической ситуации России.
     Неравномерность экономического развития регионов приводит к тому, что условия, присущие одной территориальной группе населения, не просто отличны от условий другой, они неравноценны с точки зрения социально-экономических характеристик. Такая резкая дифференциация имеет своим неизбежным следствием расширение ареалов депрессивности и бедности, ослабление механизмов межрегионального экономического взаимодействия и нарастание межрегиональных противоречий, что значительно затрудняет проведение единой общероссийской политики социально-экономических преобразований.
     За  годы реформ в России была сделана  попытка реализовать более 200 проектов федеральных программ, около 60% остались практически не реализованными. В  результате вместо множества программ социально-экономического развития нескольких субъектов Российской Федерации были разработаны две крупные программы, которые вобрали в себя проблемы социально-экономического развития многих субъектов («Юг России (2002-2006 г.г.)» и «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 г.г. и до 2015 г.)»).
     Число федеральных программ должно быть небольшим, они призваны в основном либо поддерживать особо бедствующие регионы, либо создавать условия рывка регионам, ускоряющим общее экономическое  развитие. Обострение проблем регионального развития России связано с необходимостью устранения неоправданной неравномерности социально-экономического положения регионов, поддержания экологического равновесия, совершенствования территориальной структуры хозяйства и так далее.
     Таким образом, программно-целевое прогнозирование позволяет в сжатые сроки решать стратегические проблемы развития отдельных регионов в увязке с единой региональной политикой государства.
     Различают межгосударственные, государственные (федеральные) и собственно региональные программы, формируемые и реализуемые территориальными органами власти. Региональные программы бывают узкоспециализированные и комплексные. Узкоспециализированные разрабатываются как правило в составе целевых федеральных программ («Здравоохранение России»). В комплексные программы включаются все узкоспециализированные, среди которых значительный удельный вес занимают программы социальной ориентации (здравоохранение, культура, торговля, туризм и т.д.). Специфика региональных программ заключается в том, что они формируются и реализуются на уровне регионов (республик, краев, областей, городов федерального значения) и вытекают из общегосударственных и территориальных интересов.
     Работники федеральных органов, имеющих отношение  к региональным программам, практикуют два подхода к предмету программ. Согласно первому программа - стратегический план развития всего, что имеет отношение к региону. Сторонники второго подхода считают главным решение приоритетных региональных проблем. Такой подход предполагает концентрацию сил и жесткое выстраивание действий, а с другой стороны легко проверяется и контролируется с позиций не столько расхода средств, сколько достижения конкретного результата. Именно таким - проблемно-ориентированным должны стать российские региональные программы, как в мировой практике. На фоне потери Россией экономической мощи и падения уровня жизни основной части населения реализация программ регионального развития является важнейшей целью для страны.
     Таким образом, требования законов, принципов и факторов регионального развития должны строго учитываться в целевых программах экономического развития регионов. Главная цель России – возобновление экономического роста, стабилизация производства в каждом регионе, повышение уровня жизни населения, создание научно-технических предпосылок укрепления позиций страны в мире. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Характеристика сложившейся специализации  хозяйства Ярославской области 

     Ярославская область входит в Центральный федеральный округ и расположена в северной половине Европейской части России. Она граничит с Московской, Владимирской, Вологодской, Костромской, Ивановской и Тверской областями. Население области составляет 0,9%1 от общероссийского, а удельный вес валового регионального продукта составляет 0,7% от общего объема. Самые развитые отрасли хозяйства - машиностроение и химическая промышленность. Главные промышленные центры области: Ярославль, Рыбинск, Тутаев, Углич. Крупнейшие предприятия области: ОАО "Автодизель" (дизельные двигатели), ОАО "Ярославский шинный завод", ОАО "Ярославский завод дизельной аппаратуры", ЗАО "Рыбинский судостроительный завод" (речные суда, понтоны), ОАО НПО "Сатурн" (авиационные двигатели), ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" (бензины, керосин, топливо, мазут), ОАО "Лакокраска" (г. Ярославль), ОАО "Русские краски", ЗАО "Балканская звезда" (сигареты), ОАО "Часовой завод "Чайка" (г. Углич), ОАО "Ярпиво" и другие.
     Отрасли специализации определяют место региона в территориальном разделении труда. Специализация регионального комплекса обусловлена, прежде всего, возможностями эффективно производить массовую продукцию, то есть такую продукцию, которая, будучи дешевой, имела бы значительную долю в общегосударственном балансе. Удешевление продукции происходит за счет использования благоприятных природных и экономических условий. Особо важную районообразующую роль выполняют  

главные (профилирующие) отрасли специализации, дающие наибольший экономический эффект.
     Каждый  регион имеет в рамках экономического пространства страны собственную специализацию, которая представляет собой концентрацию на его территории конкретных видов производств, удовлетворяющих своей продукцией не только собственные потребности, но также и потребности других регионов страны и даже в ряде случаев экспортирующих продукцию в другие страны. 

     Таблица 2.1 - Оборот организаций по видам экономической деятельности в 2006 году, млрд. рублей.2
Отрасли Российская  Федерация Ярославская область
Оборот  организаций всего, в том  числе:
32308,6 236,5
Сельское  хозяйство, охота и лесное хозяйство 561,4 4,8
Рыболовство, рыбоводство 55,6 0,0
Добыча  полезных ископаемых 3575,5 0,2
Обрабатывающие  производства 10401,0 100,7
Производство  и распределение электроэнергии, газа и воды 2401,8 26,0
Строительство 1172,0 10,8
Оптовая и розничная торговля 8627,1 62,2
Гостиницы и рестораны 162,6 1,5
Транспорт и связь 3428,7 19,5
Операции  с недвижимостью 1291,1 6,1
Государственное управление, социальное обеспечение 41,5 0,1
Образование 148,6 1,2
Здравоохранение 132,1 1,4
Прочие  коммунальные, социальные услуги 293,4 1,8
     
     Рисунок 2.1 – Структура экономики Ярославской области по видам деятельности 
 
 
 
 
 

Таблица 2.2 - Отраслевая структура валовой добавленной стоимости в 2006 году, в текущих ценах, в процентах к итогу
  Российская  Федерация (QiРФ/QРФ)
Ярославская область (Qiрег/Qрег)
Всего 100 100
Сельское  хозяйство, охота, лесное хозяйство 6,0 5,8
Рыболовство, рыбоводство 0,3 0,0
Добыча  полезных ископаемых 11,3 0,1
Обрабатывающие  производства 20,4 36,6
Производство, распределение электроэнергии, газа, воды 4,2 7,0
Строительство 5,9 6,0
Гостиницы и рестораны 1,0 1,3
Оптовая и розничная торговля 19,3 15,2
Финансовая  деятельность 1,2 0,4
Операции  с недвижимостью 8,6 7,0
Образование 2,9 2,8
Здравоохранение 3,5 3,7
Гос.управление, соц.обеспечение 2,9 3,5
Транспорт и связь 10,9 9,6
Предоставление  прочих услуг 1,6 1,0
 
Таблица 2.3 - Численность населения в 2006 году, тыс. человек
  Российская  Федерация Ярославская область
Численность населения 142221,0 1320,1
 
 
 
 
 
 
 
     Для характеристики роли отраслей региона в национальной экономике применяются коэффициенты локализации или специализации производства.
     Коэффициент локализации (концентрации) производства отрасли в регионе определяется по формуле:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.