На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Картель, квазимонополия

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 09.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
     РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ
     САНКТ-ПЕТЕРБУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
     УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ
     ИНСТИТУТ  ДИЗАЙНА И
     ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО  ИСКУССТВА 
 
 
 

ЭКОНОМИКА 

Реферат на тему:
 «Картель, квазимонополия ». 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург
2010
 

Содержание:
Введение………………………………………………………………………….....3
1. Картель……………………………………………………………………………4
2. Сущность и виды  картелей ………………………………………………….…6

3.ЛИДЕРСТВО  В УСТАНОВЛЕНИИ  ЦЕН (КВАЗИМОНОПОЛИЯ)……………………….....9

4. Сознательное соперничество:  олигополистические ценовые войны…....11
5.Законодательное  регулирование картелей…………………………………..16
Список  литературы……………………………………………………………..…20
 

Введение
    В российской рыночной экономике, которая  все еще находится в стадии развития, и в которой основным видом ограничения конкуренции являются естественные монополии, оставшиеся еще с советских времен, такое явление как картели, картельные соглашения встречается довольно редко. Тем более, что российское антимонопольное законодательство запрещает практически все (за небольшим исключением) виды картельных соглашений . С одной стороны это может быть и хорошо, но есть и другая сторона. В экономике развитых капиталистических стран (США, Германии, Японии) с более совершенным антимонопольным законодательством и грамотным государственным регулированием существует много примеров, когда картели не только не приносили вреда, но и давали немалый положительный эффект.
    Так например картельные соглашения помогают развитию малых и средних предприятий, позволяет им удержаться на плаву в конкурентной борьбе с более крупными, облегчает им выход на внешний рынок (экспортные картели). Картели также создаются также с целью преодоления производственных кризисов и восстановления баланса спроса и предложения в определенной отрасли (картель структурных кризисов). Все это конечно происходит в условиях жесткого контроля со стороны государства, который исключает возможные негативные последствия.
    Возможно, со временем такая практика будет  применяться и в нашей стране, тем более что российские малые и средние предприятия очень нуждаются в поддержке.
 

    1. Картель
    Картель - это ограничивающее конкуренцию  соглашение между предприятиями, которые  юридически и экономически остаются самостоятельными.
    Картель – это объединение фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объемов продукции так, если бы они слились в чистую монополию.
    Поскольку картель – это группа фирм, а  не одна фирма, он сталкивается с трудностями  при установлении монопольных цен, которых не существует для чистой монополии. Основная проблема, с которой сталкивается картель, – это проблема согласования решений между фирмами-членами картеля по вопросу установления системы ограничений (квот) для каждой фирмы .
    Текущая конкурентная цена – РC, текущий объем выпуска – QC. Первоначальное равновесие существует в точке Е. При цене PC каждый производитель получает нормальную прибыль. До осуществления картельного соглашения фирма ведет себя так, как если бы спрос на ее продукцию при цене PC являлся бесконечно эластичным. Она боится поднять свою цену из опасения потери всех своих продаж в пользу конкурентов, а потому при цене РC выпускает qC единиц продукции.. При организации картеля и установлении картельной цены РM фирме разрешен выпуск qM(MR* = MC каждой фирмы ).
    Картели обычно пытаются установить штрафы для тех, кто обходит картельное соглашение, превышая свои квоты. Основная проблема заключается в том, что как только установлена картельная цена, отдельные фирмы, максимизирующие прибыль, могут заработать больше путем обмана. Если обманывают все, то картель распадается.
      
    Рис. 7. Картель
    Картели также сталкиваются с проблемой  принятия решения о монопольной цене и уровне выпуска. Эта проблема особенно остра, если фирмы не могут договориться об оценке рыночного спроса, его ценовой эластичности или если у них разные издержки производства. Фирмы с более высокими средними издержками добиваются более высоких картельных цен.
    Когда явный сговор является противозаконным, фирмы иногда ищут пути к тайному  сотрудничеству. Зачастую это достигается  при помощи молчаливой договоренности о том, что одна фирма будет  действовать в качестве лидера в  области цен, а остальные будут следовать за ее изменениями цен.
 

    2. Сущность и виды картелей
    По  своему содержанию картельные соглашения могут быть весьма разнообразны. Вершина  их расцвета пришлась на период между  Первой и Второй мировыми войнами, поэтому  представленные ниже виды картелей являются отчасти «историческими формами», относящимися к тому времени, хотя многие из них и сейчас являются образцом практических действий.
    Субмиссионный картель - объединяет предпринимателей, в его рамках распределяются общие  оферты предложения на государственные заказы; ставит своей целью, чтобы входящие в него предприятия во время тендеров при размещении государственных заказов получали бы в порядке очередности добавку за завышенные цены. Это достигается тем, что во время торгов все члены картеля из числа участвующих в них предлагают продукцию по чрезвычайно завышенной цене. Часто картельным договором предусматриваются компенсационные платежи «победителей» тендера «проигравшим».
    Картель, согласующий только единые условия  продажи (но не цены) - устанавливает для всех предприятий-участников определенные договором условия относительно их гарантийных услуг, сроков поставок, условий оплаты и т.д.
    Картель согласованных размеров скидок - определяет условия и размеры скидок для  предприятий-участников.
    Картель минимальных цен - определяет цены, которые в процессе торговли не могут  быть снижены.
    Картель единой цены - устанавливает единые для всех членов картеля цены на рынке сбыта. Такой картель возможно создать лишь в том случае, если все входящие в него предприятия имеют примерно одинаковое качество продукции, т.к. иначе спрос концентрировался бы на продукции высшего качества. Фактически в прошлом большинство картелей единой цены, создавались там, где группа предприятий производила достаточно гомогенный, однородный продукт (например уголь, сталь, цемент). Обычно поводом для создания картеля рассматриваемого типа было падение цен, которое происходило из-за возникновения в отрасли избыточных производственных мощностей. Предприятия-члены картеля путем согласованного сбивания цены пытались переключить спрос на себя. Это часто приводило к тому, что картель единой цены превращался в квотовый картель.
    Квотовый  картель - выделяет каждому члену  картеля определенную квоту (долю) производства продукции, которая не может быть превышена. При этом должно производиться лишь такое количество продукции, которое может быть реализовано при завышенных единых ценах. Кроме того, квотовый картель равномерно воздействует на все предприятия-участники, заставляя их снижать избыточные производственные мощности. Превышение установленных производственных квот карается штрафом, определенным картельным договором. Однако так как превышения квот часто оставались незамеченными, квотовый картель в конце концов трансформировался либо вливался в синдикат.
    Синдикат - самая «жесткая» форма картеля. Реализация продукции всех участников синдиката осуществляется по единым ценам исключительно через центр  по продажам, принадлежащий синдикату. Таким образом все предприятия-члены  обязаны поставлять всю свою продукцию в синдикат, который благодаря этому имеет возможность контролировать соблюдение производственных квот. Нелегальная продажа продукции отдельными членами синдиката предотвращается с помощью самых различных мер, вплоть до постоянного контроля у заводских ворот.
    Региональный  картель - соглашения между предприятиями  о территориальном разделе рынка  сбыта между продавцами, благодаря  чему отдельный продавец становится монополистом в своем регионе.
    Экспортный  картель - соглашение по условиям сбыта продукции на иностранных рынках.
    Импортный картель - соглашение импортеров внутри страны, направленное против иностранных  фирм экспортеров.
    Картель специализации - каждый его участник обязывается производить один определенный продукт или тип продуктов. Таким образом каждый член картеля получает монопольное положение на рынке определенной продукции.
    Картель структурных кризисов - соглашение, которое должно обеспечить безболезненное свертывание производственных мощностей  при устойчивом, не обусловленном коньюктурой сокращении сбыта. Такого рода картельное соглашение заключается обычно во время циклических спадов производства, в условиях, когда баланс спроса и предложения на продукцию отрасли резко нарушен (имеются большие запасы непроданной продукции), цены падают ниже среднеотраслевой себестоимости и значительное число предприятий отрасли вынуждены прекратить производство. В этом случае компании согласовывают между собой масштабы снижения производства и недогрузки мощностей до тех пор, пока избыток продукции не будет продан.
 

    3.ЛИДЕРСТВО  В УСТАНОВЛЕНИИ  ЦЕН (КВАЗИМОНОПОЛИЯ)

    Квазимонополия  буквально означает “ как бы монополия”. Это такая ситуация на рынке, когда  в той или иной сфере деятельности существует один очень крупный производитель  и множество мелких фирм. При этом крупный производитель, меняя объемы производства, устанавливает такую цену, которая обеспечивает ему максимум прибыли. За ним закрепляется роль лидера в установлении цен. Мелкие же производители не могут повлиять на цену из-за чрезвычайно малого объема выпуска продукции и воспринимают ее как заданную извне.

    Одна  фирма на рынке, обычно (но не всегда) крупнейшая, действует как ценовой  лидер, который устанавливает цену, чтобы максимизировать свои собственные  прибыли, в то время как другие фирмы следуют за лидером. Соперничающие фирмы назначают ту же цену, которая установлена лидером, и работают при уровне выпуска, который максимизирует их прибыли при этой цене.

    Модель  лидерства в ценах называют еще  частичной монополией, поскольку  лидер устанавливает монопольную цену, основанную на его предельном доходе и предельных издержках. Прочие фирмы принимают эту цену как данную .
    Доминирующая  на рынке фирма оценивает, сколько  товара продадут при каждой возможной  цене прочие фирмы, и вычитает этот объем из оценки общего спроса на рынке (D). Таким образом, она определяет спрос на свой товар (DL). Затем она определяет предельный доход для этого спроса (MRL) и производит количество товара qL, позволяющее ей максимизировать прибыль (MRL = МС). Остальные фирмы производят при цене РL, установленной лидером, qF единиц продукции. В состоянии равновесия qL + qF = qD и рыночная цена равна цене лидера.
    Для объяснения поведения олигополиста, не занимающего лидирующего положения  в отрасли, но не меняющего цены даже при изменении издержек, служит модель с ломаной кривой спроса.
    

    Рис 7.1. Лидерство в установлении цен 

 

4. Сознательное соперничество:  олигополистические ценовые войны
    Если  предположить, что на местном рынке  существует только горстка продавцов, реализующая стандартизированный  товар, то можно рассмотреть модель “сознательного соперничества”. Каждая фирма на рынке стремиться максимизировать  прибыль и, допустим, каждая предполагает, что ее конкуренты будут твердо придерживаться изначальной цены.
    Ценовая война - цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами. Она является одним  из многих возможных последствий олигополистического соперничества. Войны цен хороши для потребителей, но плохи для прибылей продавцов.
    Легко понять, как фирмы втягиваются  в эту войну. Поскольку каждый продавец думает, что другой не будет  реагировать на его понижение  цены, то у каждого из них есть искушение увеличить продажи, сокращая цены. Снижая цену ниже цены своего конкурента, каждый продавец может захватить весь рынок - или он так думает - и может тем самым увеличить прибыль. Но конкурент отвечает понижением цены. Война цен продолжается до тех пор, пока цена не падает до уровня средних издержек. В равновесии оба продавца назначают одну и ту же цену P=AC=MC. Общий рыночный выпуск такой же, какой имел бы место при совершенной конкуренции. Предполагая, что каждая фирма всегда поддерживает свою текущую цену, другая фирма всегда может увеличить прибыль, требуя на 1 рубль меньше, чем ее соперница. Конечно, другая фирма не сохранит прежнюю цену, т.к. она осознает, что может получить большую прибыль, требуя на 1 копейку меньше конкурента.
    Равновесие  существует тогда, когда ни одна фирма больше не может получать выгоды от понижения цены. Это происходит, когда Р=АС, а экономические прибыли равны нулю. Снижение цены ниже этого уровня приведет к убыткам. Поскольку каждая фирма допускает, что другие фирмы не будут менять цену, то у нее нет стимула увеличивать цены. Сделать так значило бы потерять все продажи в пользу конкурентов, которая, как предполагается, удерживает свою цену неизменной на уровне Р=АС. Это так называемое равновесие Бертрана. В общем на олигополистическом рынке равновесие зависит от предположений, которые делают фирмы о реакции своих соперников.
    К несчастью для потребителей, ценовые  войны обычно недолговечны. Олигополистические фирмы испытывают искушение вступить между собой в сотрудничество, чтобы устанавливать цены и делить рынки таким образом, чтобы избежать перспективы ценовых войн и их неприятного воздействия на прибыль
    Олигополия – это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых фирм ограничен высокими барьерами.
    Характерные черты олигополии:
    1. Немногочисленность фирм в отрасли.  Обычно их число не превышает  десяти (сталелитейная и автомобильная  промышленность, производство стройматериалов).
    2. Высокие барьеры для вступления  в отрасль. Они связаны с  эффектом масштаба. Кроме эффекта масштаба, олигополистическая концентрация порождается патентной монополией (фирмы «Ксерокс», «Кодак», «IBM»), монополией контроля над редкими источниками сырья, высокими расходами на рекламу.
    3. Всеобщая взаимозависимость. Каждая из фирм при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.
    Возможны 2 основные формы поведения фирм в условиях олигополистических структур: некооперативное и  кооперативное. В случае некооперативного поведения каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска продукции.
    Ценовая война – это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка.
    Кооперативное поведение означает, что фирмы договариваются об объемах выпуска и ценах.
    Статистический  анализ взаимоотношения 2-х фирм в  условиях дуополии был предложен  в 1838г. французским экономистом Антуаном Огюстьеном Курно (1801-1877). Курно исходил  из следующих предпосылок. Обе фирмы «А» и «B» производят однородный товар. Им известна кривая рыночного спроса. Обе фирмы принимают решения о производстве одновременно, самостоятельно и независимо друг от друга. Каждая из фирм предполагает выпуск конкурента постоянным, продавцы не могут иметь точной информации о своих ошибках (действуют с «завязанными глазами»).
    Отметив на графике (рис.7.2), как меняется выпуск фирмы «А» в зависимости от изменения выпуска фирмой «В», Курно  получил кривую реакции фирмы  «А» – QА (QВ). Затем осуществил аналогичный анализ отношении фирмы «В», получив в результате еще одну кривую реакции - QВ (QА).
    
    Пересечение кривых реагирования этих 2-х фирм (точка  Е) показывает равновесие Курно: каждая фирма правильно угадывает поведение конкурента и принимает оптимальное для себя решение, ни одна из фирм не имеет стимула изменять свой объем производства.
    Модель  равновесия Курно предполагает, что  фирмы конкурируют друг с другом.
    Обычно  изучение олигополистического ценообразования начинается с анализа ломаной кривой спроса. Допустим, на отраслевом рынке конкурируют 3 фирмы. Рассмотрим реакцию фирм «В» и «С» на поведение фирмы «А». Возможны 2 ситуации: когда она повышает цены и когда она их понижает. В случае, если фирма «А» повышает цены выше Р0
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.