На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Финансы Республики Казахстан

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 09.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
Тесты главы:
1. неверно-Финансы  2rub22.09.2010 с 2010-09-01 по 2011-08-25.     Пройти тест     Результаты  теста 
2. Финансы 2руб20.12.2010(N) с 2010-09-01 по 2011-08-25.     Пройти  тест     Результаты теста  
 
 

  

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ 

  

1.     Экономическая сущность и роль государственного бюджета 

2.     Доходы государственного бюджета,  их состав и структура. 

3.     Особенности расходов бюджета  в экономике рыночного типа. 

4.     Бюджетная система и бюджетное  устройство. Принцип построения  бюджетной системы и ее правовые основы. 

5.     Бюджетная классификация, бюджетный  процесс, его этапы. Бюджетные  программы. 

6.     Сущность местных финансов, их  место в составе финансовой  системы. 

7.     Организация финансов специальных  экономических зон. 

  

1.                                                              Экономическая сущность и роль государственного бюджета. 

  

В системе финансовых отношений особое место занимают отношения государства с субъектами по поводу выполнения последними своих  финансовых обязательств перед государством. Денежные фонды, образуемые у государства - централизуются и выступают основным источником финансирования программ в социально-экономическом развитии страны. Бюджет и является центральным денежным фондом государства, который имеет свою сущность, выполняет функции, классифицируется по многим признакам. Существование государства неразрывно с понятием "бюджет". Отсюда государственный бюджет можно характеризовать как экономическую категорию, объективно необходимую, однако зависящую от надстройки, существующей политики на каждом данном этапе. 

Государственный бюджет как совокупность экономических  отношений имеет объективный  характер. Существование государственного бюджета в качестве самостоятельной  сферы распределения объективно предопределено общественным производством, развитие которого нуждается в централизации. 

Централизация денежных средств необходима для  организации бесперебойного кругооборота в масштабах всего народного  хозяйства для обеспечения функционирования экономики в целом. Государство нуждается в централизации средств для финансирования приоритетных отраслей, для проведения социально-культурных мероприятий всего общества, решения задач оборонного характера, покрытия общих издержек государственного управления. 

Таким образом, государственный бюджет обусловлен потребностями расширенного воспроизводства, природой и функциями государства. 

По экономической  сущности государственный бюджет выражает денежные отношения, возникающие между  государством и другими участниками  общественного производства в процессе распределения и ' перераспределения стоимости общественного продукта путем образования централизованного фонда денежных средств государства и его использования на цели расширения воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. 

Государственный бюджет является особой экономической  формой перераспределительных отношений, связанных с обособлением части  национального дохода и ее использование  с целью удовлетворения потребностей всего общества. 

Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную функцию и контрольную функцию.   Благодаря первой функции происходит концентрация денежных средств в масштабе государства и их использование с целью удовлетворения общественных потребностей; вторая функция позволяет проследить, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, и эффективность их использования. 

Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают, почти все участники общественного производства. 

Контрольная функция  заключается в том, что бюджет объективно через формирование и  использование фонда денежных средств  государства -отражает экономические  процессы, протекающие в структурных  звеньях экономики. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов. 

Действие данных функций определяется спецификой бюджетных  отношений. Бюджет воздействует на экономику  через бюджетный механизм. 

Бюджетный механизм - это совокупность форм и методов образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Регулирование экономики осуществляется путем установления количественных размеров централизованного фонда денежных средств, регламентация форм и методов его образования и использования, перераспределения финансовых ресурсов в процессе исполнения бюджета. 

Сбалансированность  бюджетов всех уровней является необходимым  условием бюджетно-финансовой политики. При утверждении бюджетов устанавливаются  предельные размеры дефицитов бюджетов. Основными формами покрытия дефицита бюджета являются: выпуск государственных займов, использование кредитных ресурсов. Для уменьшения размера дефицита бюджета используется секвестр -пропорциональное снижение государственных расходов на определенный процент по статьям в течение оставшегося времени текущего финансового года. 

Государственный бюджет выполняет специфическую  функцию -удовлетворение общественных потребностей. Независимо от государственного устройства государственный бюджет в широких  масштабах или ограниченных границах всегда отражает интересы всего государства, особенно отдельных сфер, программ, слоев населения. В рыночных условиях, при развитой экономике роль государственного бюджета не умаляется, наоборот активизируется регулирующая роль государственного бюджета. 

Государственный бюджет как центральное звено  финансов, связан со сферой материального  производства, основывается на специфических  денежных отношениях, предназначен для  перераспределения стоимости между  отраслями народного хозяйства, территориями, секторами . экономики, удовлетворения потребности непроизводственной сферы и отдельных слоев населения. Образуемый денежный фонд называется бюджетным фондом, который объединяет процесс движения стоимости в связи с его формированием, распределением и перераспределением. Государственный бюджет - это основной финансовый план страны, который охватывает распределительные процессы в сфере финансов, имеет свои источники, включает доходы и расходы. В государственном бюджете выражается воля государства, его финансовая политика. Устойчивость государственного бюджета подтверждает насколько эффективно  выполняется основной финансовый план страны. Особенно важным   является   то,   что   бюджет   связан   с   юридическим законодательством, сам выступает как закон государства и обязывает всех участников исполнять требования государственного бюджета. Общепризнанно, что с помощью государственного бюджета распределяется и перераспределяется почти 30% национального дохода страны. 

Роль государственного бюджета велика и это подтверждено историей народов, стран. Из бюджета финансируются кругооборот фондов, удовлетворяются общественные и индивидуальные потребности, обеспечиваются интересы государства. 

Принципы построения бюджета и бюджетный механизм. 

Государственный  бюджет имея силу закона, основывается на принципах единства, полноты, реальности и гласности. 

Принцип единства означает степень организационно - экономической централизации бюджетной  системы. Единство выражается в единой бюджетной системе, общей системы государственных доходов и расходов, действующих на территории страны, единстве финансовых документов, бюджетной классификации. Данный принцип гарантирует единство методологии и организации бюджетного планирования. 

Принцип полноты  означает сосредоточение в бюджете всех финансовых операций правительства, т.е. поступление и расходование денежных средств. Принцип реальности предусматривает реальное отражение в бюджете финансовых операций государства, соответствие утвержденных бюджетных назначений. Реальность обоснованна определением всех источников доходов и предлагаемых расходов, на основании расчетов и прогнозов для решения социально - экономической политики. 

Принцип гласности  означает требования публиковать данные о доходах и расходах бюджета, о структуре бюджета, размерах дефицита и методах управления им в печати для общественности. 

Бюджет, имея составные  части (доходы и расходы) требует  постоянной сбалансированности, равновесия доходной и расходной частей. Если доходы превышают расходы - это профицит  когда излишек направляется на погашение государственного долга или зачисляется на специальные счета правительства и используется на прирост кассовой наличности. Превышение расходов над доходами вызывает дефицит государственного бюджета, когда необходимо, изыскивая источники покрытия сбалансировать бюджет. Допустимым уровнем дефицита государственного бюджета считается 2-3% от величины валового внутреннего продукта страны. Постоянный дефицит в значительных размерах характеризует кризис финансовой системы государства, кризис экономики. Причины дефицита могут быть различными как в сфере экономики, так и в сфере управления. Способами покрытия дефицита выступают: 

государственные займы; 

увеличение налогообложения; 

эмиссия денег; 

привлечение иностранных кредитов и помощи международных финансовых институтов в виде займов. 

  

Таблица 1. Состав и структура государственного бюджета  Республики Казахстан на 1 октября 2006 года 

Единица измерения: млн. тенге
Наименование 
Кассовое исполнение 

I. ДОХОДЫ 
1 721 081,08 

НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ 
1 632 607,52 

Налоговые поступления 
1 632 607,52 

НЕНАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ 
33 824,17 

Неналоговые поступления 
33 824,17 

ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ПРОДАЖИ ОСНОВНОГО КАПИТАЛА 
54 649,29 

Поступления от продажи основного капитала 
54 649,29 

ПОСТУПЛЕНИЯ ОФИЦИАЛЬНЫХ  ТРАНСФЕРТОВ 
0,11 

Поступления трансфертов 
0,11 

II. ЗАТРАТЫ 
1 594 059,93 

Государственные услуги общего характера 
78 954,17 

Оборона 
73 136,40 

Общественный  порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность 
127 500,84 

Образование 
234 788,91 

Здравоохранение 
158 476,76 

Социальная помощь и социальное обеспечение 
315 544,86 

Жилищно-коммунальное хозяйство 
83 570,76 

Культура, спорт, туризм и информационное пространство 
55 170,81 

Топливно-энергетический комплекс и недропользование 
23 974,80 

Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные  отношения 
57 554,91 

Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность 
4 883,06 

Транспорт и  коммуникации 
123 845,54 

Прочие 
37 434,00 

Обслуживание  долга 
21 818,53 

Трансферты 
197 405,58 

III. ОПЕРАЦИОННОЕ  САЛЬДО 
127 021,16 

IV. ЧИСТОЕ БЮДЖЕТНОЕ  КРЕДИТОВАНИЕ 
10 491,78 

БЮДЖЕТНЫЕ КРЕДИТЫ 
13 781,76 

Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные  отношения 
725,42 

Промышленность, архитектурная, градостроительная  и строительная деятельность 
5 080,00 

Транспорт и  коммуникации 
6 007,22 

Прочие 
1 969,12 

ПОГАШЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ  КРЕДИТОВ 
3 289,98 

Погашение бюджетных  кредитов 
3 289,98 

V. САЛЬДО ПО  ОПЕРАЦИЯМ С ФИНАНСОВЫМИ АКТИВАМИ 
92 636,14 

ПРИОБРЕТЕНИЕ  ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ 
106 567,30 

Государственные услуги общего характера 
215,12 

Образование 
482,16 

Жилищно-коммунальное хозяйство 
14 420,00 

Культура, спорт, туризм и информационное пространство 
1 315,00 

Топливно-энергетический комплекс и недропользование 
1 400,00 

Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения 
25 241,57 

Транспорт и  коммуникации 
7 280,00 

Прочие 
56 213,44 

ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ПРОДАЖИ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ ГОСУДАРСТВА 
13 931,15 

Поступления от продажи финансовых активов государства 
13 931,15 

VI. ДЕФИЦИТ (ПРОФИЦИТ) БЮДЖЕТА 
23 893,24 

VII. ФИНАНСИРОВАНИЕ  ДЕФИЦИТА (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОФИЦИТА)  БЮДЖЕТА 
-23 893,24 

ПОСТУПЛЕНИЕ ЗАЙМОВ 
150 730,50 

Поступления займов 
150 730,50 

ПОГАШЕНИЕ ЗАЙМОВ 
80 548,90 

Погашение займов 
80 548,90 

ДВИЖЕНИЕ ОСТАТКОВ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ 
-94 074,83 
 

  

Бюджетный Механизм как элемент управления бюджетом влияет на рост экономики и социальной сферы, ускорения научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. 

Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики государства. Оценку бюджетному механизму можно дать по статьям бюджетных доходов  и расходов, отражающим источники формирования и использования бюджетного фонда страны. Через бюджетные показатели можно следить за течением экономических и социальных процессов. 

По мере развития общества, экономики бюджетный механизм приобретает качественно новые  черты: изменяются приоритеты бюджетной политики, где решение текущих задач, перейдет к разработке и реализации долгосрочных целевых программ, меняются методы косвенного влияния бюджета на экономику; преобразования методологии и методики бюджетного планирования. 

Бюджетный механизм воздействует на хозяйственную конъюнктуру и уровень деловой активности предпринимателей. Через налоги, налоговые льготы, объем и направление бюджетного финансирования можно влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускоренному обновлению производственных фондов, быстрейшему внедрению в производство научно - технических достижений, повышению рентабельности. Чем активнее в стране бюджетный механизм, тем больше возможности добиться сбалансированности доходов и расходов бюджета, снижать необоснованные расходы, увеличивать налоговые и другие поступления в доходную часть. Через бюджетный механизм регулируются отношения внутри государственного бюджета: республиканскими (федеральными) и местными бюджетами. 

В проведении бюджетной  политики государства бюджетный механизм направлен на выполнение фискальной политики в отношении дефицита бюджета. Здесь можно выделить три концепции фискальной политики: 

ежегодно балансируемый  бюджет; 

бюджет балансируемый  на циклической основе; 

концепция функциональных финансов. 

  

2.                                                  Доходы государственного бюджета,  их состав и структура. 

  

Доходы бюджета - это объективно обусловленная категория, которая имеет специфичное общественное значение, и является финансовой базой деятельности государства. 

Под  доходами государственного бюджета понимается система экономических отношений, в процессе которых образуется совокупность средств, поступающих в централизованный фонд государства для создания материальной базы его функционирования. 

Формирование  доходов государственного бюджета  осуществляется при активном участии  государства: оно устанавливает  долю чистого дохода, централизацию  в бюджете, и оставляемую предприятиям, организациям, а также концентрирует  часть личных доходов населения и другие средства бюджета. Классификация бюджета позволяет глубже понять экономическую природу, вообще, государственных доходов, их состав и целевую направленность, принципы формирования, то есть всю систему государственных доходов. 

Бюджет формируется на основе ежегодного послания президента Республики Казахстан к народу Казахстана, учитывая параметры принятого Правительством Республики Казахстан индикативного плана социально-экономического развития Республики Казахстан на год. В настоящее время бюджет планируется на среднесрочный период с уточнением по годам. 

Доходы государственного бюджета включают налоговые и  неналоговые поступления. 

Структура бюджета  строится на основе бюджетной классификации  и состоит их следующих разделов: 

1) доходы: 

-  налоговые  поступления; 

-  неналоговые  поступления; 

-  поступления  от продажи основного капитала; 

-  поступления  официальных трансфертов;  

          2)затраты; 

3)операционное  сальдо; 

4)чистое бюджетное  кредитование: 

-  бюджетные  кредиты: 

-  погашение бюджетных кредитов; 

5)  сальдо  по операциям с финансовыми  активами: 

-  приобретение  финансовых активов; 

-  поступления  от продажи финансовых активов  государства; 

6) дефицит (профицит) бюджета; 

    7)  финансирование дефицита (использование  профицита)
                   бюджета: 

- поступление  займов; 

- погашение займов; 

- движение остатков  бюджетных средств. 

Доходами бюджета  являются налоговые и другие обязательные платежи, официальные трансферты, денежные средства, передаваемые государству  на безвозмездной и безвозвратной основе. 

Налоговые поступления - налоги и другие обязательные платежи  в бюджет, установленные Налоговым  кодексом Республики Казахстан. 

Неналоговые поступления - обязательные невозвратные платежи  в бюджет, установленные законодательными актами Республики Казахстан. 

Поступления от продажи основного капитала включают денежные средства: 

-  от продажи  государственного имущества; 

-  от продажи  товаров из государственного  материального резерва; 

-  от продажи  земельных участков, находящихся в государственной собственности или предоставления их в постоянное или временное пользование; 

- от продажи  нематериальных активов, принадлежащих  государству. 

Поступления официальных  трансфертов - безвозмездных и невозвратных платежей в бюджет и из бюджета (включая Национальный фонд Республики Казахстан). 

  

3.Особенности  расходов бюджета в экономике  рыночного типа. 

  

Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи в распределением фонда денежных средств государства- и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. 

В расходах бюджета  находят свое выражение две стороны  распределительного процесса: расщепление  бюджетного фонда на составные части  и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий, организаций и учреждений материального производства и непроизводственной сферы, получающих бюджетное ассигнование. 

Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может  быть охарактеризован с качественной и количественной стороны. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину. 

Осуществление социальных преобразований в масштабе государства обуславливает многообразие конкретных видов бюджетных расходов, что связано с действием определенных факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны и т.п.  

На каждом этапе  развития государства появляются расходы, которые соответствуют потребностям экономики и развития общества. Государственные расходы неординарны по экономическому содержанию и значению.  

Затратами бюджета  являются бюджетные средства, выделенные на невозвратной основе. Они подразделяются на следующие виды: 

- обеспечивающие  деятельность государственных учреждений; 

- связанные с  организацией и проведением мероприятий  не носящих постоянного характера; 

- на государственный  заказ: 

- денежные выплаты  физическим лицам: 

- субсидии юридическим лицам; 

-   официальные  трансферты - выплаты денежных средств  из одного уровня бюджета в  другой, а также в Национальный  фонд РК; 

- иные виды  затрат на выполнение обязательств  государства. 

В составе республиканского и местных бюджетов образуются резервы правительства и местных исполнительных органов для финансирования затрат, не запланированных при разработке бюджетов из-за их непредвиденности и носящих чрезвычайный характер. Такие резервы включают: чрезвычайный резерв, резерв на неотложные затраты, резерв на покрытие кассового разрыва местных бюджетов. 

Операционное  сальдо (отрицательное или положительное) - разница между доходами и затратами  бюджета. 

Чистое бюджетное  кредитование - разница между бюджетными кредитами и их погашением. Погашение бюджетных кредитов представляет собой поступления денежных средств со стороны заёмщиков по бюджетным кредитам (предоставленным на возвратной основе - кредитовании в предыдущие периоды (годы). Бюджетные кредиты - денежные средства, выделенные из бюджета на возвратной, срочной и платной основе Сальдо по операциям с финансовыми активами — разница между суммами приобретения финансовых активов и посту­плений от продажи финансовых активов государства. Приобретение финансовых активов - расходы бюджета по операциям приобретения в государственную собственность долей участия, ценных бумаг юридических лиц, в том числе международных организаций. Поступления от продажи финансовых активов - поступления в бюджет от реализации соответствующих активов. 

Дефицит бюджета - представляет собой отрицательную разницу между поступлениями и расходами; положительная разница между этими величинами означает профицит бюджета. 

Финансирование  дефицита (использование профицита) бюджета имеет двойное назначение: 

1) в случае  дефицита - привлечение средств за счёт заимствования из внутренних и внешних источников, свободных остатков бюджетных средств; 

2) при профиците  - использование сверхплановых поступлений,  в первую очередь, на погашение  государственных обязательств, или  дополнительное финансирование первоочередных бюджетных программ. 

Применяются следующие  формы бюджетного финансирования: 

дотации; 

субвенции;                     

субсидии. 

При дотациях денежные средства выделяются в безвозвратном  порядке из бюджета для покрытия убытков предприятий и учреждений, а также для сбалансирования нижестоящих бюджетов. В рыночных условиях применение дотаций резко снижается. 

Субвенция - форма  целевой государственной финансовой помощи на программу и мероприятия  по обеспечению социальной поддержки населения и другие цели, в случае нарушения целевого использования средства подлежат возврату. 

Субсидии - трансфертные платежи из бюджетов, выделяемых в  пределах утвержденных сумм для финансирования целевых расходов. 

Из республиканского бюджета обеспечивается финансирование республиканских программ и подпрограмм, которые включают: 

1. Общегосударственные  расходы на социальную защиту  населения, расходы на содержание  государственных, межгосударственных  и представительных органов и  другие расходы по государственным услугам общего характера и обеспечению финансовыми ресурсами программ и подпрограмм: 

в области здравоохранения  и образования; 

в области фундаментальных  и прикладных научных исследований; 

 в области  обороны, общественного порядка  и безопасности, судебной и уголовно-исправительной системы; 

по мероприятиям, выполняемым центральными исполнительными  органами по организации туризма, спорта и сфере культуры 

по услугам  государственных радио и телевидения, и других средств массовой информации; 

по программе государственных инвестиций, а также субвенции в
местные бюджеты;                                          

по пенсионным выплатам из государственного центра по выплате пенсий и государственным  социальным пособиям по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту и т.д.. 

2.      Бюджетные средства, выделяемые  из бюджета на возрастной
основе для  выполнения краткосрочных, среднесрочных  и долгосрочных
государственных программ. 

3.  Погашение  основной суммы государственного  долга. 

  

4.     Бюджетная система и бюджетное устройство. Принцип построения бюджетной системы и ее правовые основы. 

  

Бюджетная система - это, основанная на экономических  отношениях и юридических нормах, совокупность всех видов бюджетов страны. 

Организация бюджетной  системы определяется государственным устройством страны. В состав бюджетной системы каждой страны входят различные бюджеты по их устройству. Так, в состав бюджетной системы Республики Казахстан входят: республиканский бюджет; местные бюджеты: областные, городские, районные. 
 
 

  

Схема 

Принципы построения бюджетной системы, организационные  формы взаимосвязи ее звеньев - составляют бюджетное устройство. 

Бюджетная система  Республики Казахстан в соответствии с ее бюджетным законодательством  базируется на принципах: единства, самостоятельности, сбалансированности. 

Принцип единства обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации  и документации, предоставлением  необходимой статистической и бюджетной  документации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированного бюджета. Единство бюджетной системы реализуется через единую социально-экономическую политику. 

Самостоятельность бюджетов обеспечивают собственные  и закрепленные законом источники  доходов всех звеньев бюджетной системы и право использовать бюджетные средства по усмотрению соответствующего органа власти в пределах полномочий, определенных законами республики. 

Принцип сбалансированности бюджетов всех уровней требует при  рассмотрении и утверждении бюджетов соблюдать установленные предельные размеры дефицитов бюджетов. Законом при бюджетном устройстве предусматривается самостоятельность местных бюджетов, их ответственность в государственном бюджете. 

В Республике Казахстан  бюджетный процесс регламентируется Законом "О бюджетной системе РК", Законом "О республиканском бюджете", и другими законами, регламентирующими деятельность органов власти и местного самоуправления. (см. Бюджетный кодекс Республики Казахстан 2004г.) 

Составление и  исполнение бюджетов является функциями органов                                                  исполнительной власти, а рассмотрение и утверждение, контроль за исполнением осуществляют Парламент республики и маслихаты на местах.                                                  .
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.