Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Особенности промышленной революции в США

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 09.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ  КООПЕРАЦИИ 
 
 
 
 

Контрольная работа
По дисциплине: ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Новосибирск 2011
 
    Содержание
    Вариант № 5
    Особенности промышленной революции в США.
    Реформистский путь перехода к рыночной экономике в Германии.
    Россия: объективные тенденции движения к капитализму и «революция сверху» (18-19вв.).
    Список  литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    
    Особенности промышленной революции в США.
    Предпосылки XIX в. в экономической истории  мира – это промышленного эпоха  формирования индустриальной цивилизации. В этом веке завершается промышленный переворот, который охватывает все  страны  и Европы, и Америки.
    В историко-экономических условиях США  предпосылки промышленного переворота заключались в следующем.
    Прежде  всего, здесь были подготовлены политические предпосылки, когда в результате войны за независимость страна добилась самостоятельности и могла обеспечить у себя свободу предпринимательства  и торговли. В стране сложилась  специализация районов, углублялось  территориальное разделение труда, благодаря чему фермерское хозяйство  втягивалось в товарно-денежное обращение и земледелие приобретало  торговый характер, что стимулировало  промышленное развитие, прежде всего  Северо-востока.
    Сыграл  свою роль недостаток рынка рабочей  силы. В колониях не создавалось  «избыточного» населения. При первой возможности наемные рабочие, даже из иммигрантов, стремились обзавестись  землей и уходили с предприятий. Это обусловливало дороговизну  рабочей силы, стимулировало изобретательство и ввоз машин и оборудования из Англии.
    Технические предпосылки промышленного переворота в США были подготовлены успехами Англии, где он начался раньше. В  США же была введена система поощрения  изобретений. С 1790 г. действовал закон  о патентах, в соответствии с которым  изобретателю предоставлялась на 14 лет монополия на использование  своего изобретения. В последующем  сроки действия такого права были увеличены. Естественно, что это  способствовало развитию технической  мысли.
    Источниками средств для развития крупного промышленного  производства стали: прибыль торговой буржуазии, доходы от внешней торговли, доходы фермерских хозяйств, поступления  от спекулятивных сделок с землей.
    Способствовала  промышленному перевороту экономическая  политика государства, что нашло  отражение в переориентации в  начале XIX в. инвестиций из сферы торговли и мореплавания в промышленность, а также установлении протекционистского тарифа. По таможенному тарифу 1816 г. на импортные ткани были установлены  высокие ввозные пошлины, затем  повышавшиеся в последующие годы. Это ограждало американское производство от иностранной конкуренции. (2,427)
    Вступив в машинную стадию позже Англии, США использовали английский технический  опыт, при этом внеся свой собственный  и значительный вклад. Этот синтезированый путь позволил США провести промышленный переворот в сравнительно непродолжительный  срок 40–50 лет.
    Выделим основные особенности промышленного  переворота в США.
    1. Важная особенность промышленного  переворота в США заключалась  в активной роли американской  инженерной мысли: были изобретены  швейная машинка, ротационная  типографская машина, фосфорная  спичка, электромагнитный телеграф  Морзе, буквопечатающий аппарат  Д. Юза, револьвер, пневматический  тормоз. Все эти новшества, родившиеся  в США, предопределили развитие  многих новых отраслей промышленности. Швейные фабрики Зингера, Беккера,  Уиллера выпускали изделия, которые  пользовались спросом во всех  уголках мира.
    2. Существенные особенности промышленного  переворота в США предопределялись  природными условиями страны. Так,  из-за обилия рек страна была  богата водной энергией, более  дешевой, чем энергия пара. Поэтому здесь позже начала использоваться в массовом масштабе паровая энергия. Переход к паровой энергетической базе (системе) начался, только в 40-е годы XIX в., хотя первая паровая машина появилась еще в конце XVIII в. а в 1803 г. была изобретена паровая машина Оливера Эванса.
    «Машина и пар – вот формула технической  революции в Англии. Машина и водяное  колесо – вот формула для первого  этапа машинной стадии американского  капитализма», – так определяют специалисты особенности и этапы  промышленного переворота в США (1, 164). Паровой двигатель занял  господствующее положение только в 50-е годы XIX в. (1, 164)
    3. Еще одна особенность Промышленного  переворота связана с изобилием  в стране лесов, что предопределило  длительное использование в качестве  основного вида топлива древесного  угля. Вплоть до 1860 г. на железнодорожном  транспорте США потребляли дрова.  Первая домна, работавшая на  каменном угле, появилась в этой  стране только в 1837 г. Задержка  с заменой древесного топлива  объяснялась также тем, что  чугун, выплавляемый на нем,  получался лучшего качества. Массовое  применение минерального топлива  в металлургии началось в 40-е  гг., за 1847–1857 гг. построили 100 домен,  работающих на каменном угле.
    4. Поскольку США позже приступили  к промышленному перевороту, но  мануфактурный капитализм, как преддверие  промышленного производства, в полной  мере здесь не сформировался.  Мануфактуры, возникавшие в колониальный  период, не были устойчивы; их  развитие сдерживала запретительная  политика Англии. Поэтому правомерно  говорить о том, что промышленный  переворот проходил в условиях  недостаточного развития мануфактурного  производства. В Европе была совершенно  другая ситуация.
    5. Особенностью промышленного переворота  в США была и крайняя территориальная  и отраслевая неравномерность.  Прежде всего, переворот охватил  северо-восточные штаты; в то  же время на Юге даже к  началу Гражданской войны не было фабрик и заводов, что не могло не оказать влияния на ее исход. Здесь преобладала первичная обработка выращиваемых культур – хлопка, табака, риса, сахарного тростника и т. д. Кроме того, если для этого применялись машины, то обслуживались они рабами.
    6. Другой особенностью было использование  технических и научных разработок  используемых в Европе. (1, 167)
    Запаздывали по временным рамкам становления  промышленного капитализма и  западные штаты. Отраслевая структура  складывающейся здесь промышленности отличалась от Северо-востока. Западные штаты специализировались на переработке  пищевых продуктов, лесных материалов, производстве сельскохозяйственной техники.
    Промышленный  переворот начался на Северо-востоке  страны. Первой отраслью, которая стала  переходить к машинному производству, была хлопчатобумажная. Изобретенная в 1793 г. Э. Уитни хлопкоочистительная  машина позволила преобразовать  переработку хлопка и обеспечить сырьем хлопчатобумажное производство. Различные улучшения превратили ее в высокопроизводительную машину, повышающую производительность труда  в 100 раз. Английский иммигрант рабочий-текстильщик  С. Слейтер по памяти составил чертеж ватерной машины, используемой в Англии. Впоследствии Слейтер стал крупным  предпринимателем, и его называют «отцом» американской промышленности. Впервые в мировой практике прядильные и ткацкие машины были установлены  на хлопчатобумажной фабрике, построенной  Лаоудлом в 1814 г. С этого момента  обработка сырья и выпуск готовой  продукции были связаны в единый производственный цикл. В 1832 г. в США  уже работало 795 хлопчатобумажных фабрик (625 из них в северо-восточных штатах), на них использовалось 1,2 млн. веретен; появились ситценабивные машины и другие технические новшества.
    Постепенно  машины внедрялись и в более сложное  шерстяное производство. Уже в 1840 г. на Северо-востоке домашнее шерстяное  производство уступило место машинному  производству.
    Северо-восток США был центром текстильной  промышленности, здесь было сосредоточено 78% фабрик этой отрасли. С 40-х годов  началось укрупнение текстильных фабрик. Механизация текстильного производства привела к уменьшению его издержек на единицу продукции, к снижению цен на ткани за 1815–1850 гг. в пять раз, уменьшению их ввоза из Англии.
    В легкой промышленности промышленный переворот  помимо текстильной охватил пищевую (прежде всего мукомольную), обувную, швейную, кожевенную. Изобретение швейной  машины Зингера в 1841 г., а также  машины для изготовления обуви в 1846 г. значительно повысило производительность труда и качество изделий, а также  стимулировало развитие подотраслей  машиностроения.
    Другое  важное направление промышленного  переворота в США – развитие транспорта. Первыми транспортными системами  были каналы. Строительство каналов  началось в конце XVIII в. В первой четверти XIX в. для соединения района Великих  озер с Атлантическим океаном  соорудили самый большой по протяженности  канал Эри, что значительно удешевило  перевозки. За этой стройкой последовало  сооружение каналов в других штатах. К середине XIX в. протяженность искусственных  водных путей достигла 6 тыс. км. Была создана разветвленная система  каналов. Строительство их осуществлялось с помощью государства, доля которого в общей сумме средств составляла 75%.
    Развитию  судоходства способствовало изобретение  в 1807 г. Р. Фултоном первого в мире колесного парохода «Клермонт», спущенного на воду на р. Гудзон. В 1814 г. Фултон построил первое военное колесное паровое  судно «Демалогос». Переход в 40-е  годы к винтовым пароходам привел к решающим сдвигам в военно-морском деле. Качество американских судов не уступало английским. Тоннаж судов США и Англии в середине XIX в. почти сравнялся. В 1838 г. американские пароходы «Сириус» и «Грейт уэстерн» пересекли Атлантический океан. (2, 431)
    Первые  железнодорожные рельсы соединили  города Балтимор и Огайо (1828–1830), за два последующих десятилетия  длина железных дорог возросла в 300 раз. Огромная территория государства  была связана воедино средствами сообщения, функционирующими круглогодично. Правительство так же оказывало  помощь и железнодорожному строительству.
    Революция на транспорте повлекла ускоренное развитие металлургии, добывающей и лесной промышленности, машиностроения. Поэтому можно считать, что с 40-х годов в США начался  второй этап промышленного переворота. Металлургия в США развивалась  медленно. В основном пользовались для производства чугуна древесным  углем и только в 40-е годы получили широкое применение пудлинговые  печи. Добыча каменного угля в разгар промышленного переворота возросла в 20 раз. За 1830–1850 гг. производство чугуна увеличилось в три раза. Рельсопрокатное  дело начало развиваться с 1845 г., но металла не хватало, и большая  часть рельсов ввозилась из Англии. Центрами металлургии были Питгсбург; новые центры создавались на Западе (Теннеси, Кентукки), в Пенсильвании, Огайо. (1, 173)
    В середине XIX в. в США уже имелись  крупные машиностроительные заводы, например, в Нью-Йорке по выпуску  паровых двигателей, в Пенсильвании и др. Это означало вступление промышленного  переворота в завершающую стадию – создание производства машин машинами (машиностроение). В 1818 г. Э. Уитни изобрел  фрезерный станок с многорезцовым  режущим инструментом (фрезой). Уитни  заложил основы техники и организации  массового производства в машиностроении.
    США стали крупным производителем паровозов, судов, а также сельскохозяйственных машин. Американские паровозы использовались и на европейских железных дорогах. В 1851 г. в США был создан электровоз. В 60-е годы строятся спальные вагоны, цистерны, вагоны-ледники.
    Если  в первой половине XIX в. для строительства  железнодорожных мостов использовались деревянные фермы и железные скрепления (система Гау), то с 40-х годов стали  строить мосты с железными  сквозными фермами разных систем. Строительство мостов с большими пролетами и большими нагрузками требовало точных и надежных расчетов. На судостроительных верфях США размещались  иностранные заказы.
    С 40-х годов железо начинает применяться  для обшивки судов, а потом  и постройки судовых корпусов.
    Продукция сельскохозяйственного машиностроения США поставлялась и за рубеж. Основным фактором подъема этой отрасли был  прогресс свободного фермерского хозяйства. В 40–50-е годы появились сеялки, молотилки, сенокосилки и другие машины. Наиболее важное значение имело изобретение  жатвенной машины и комбинированной  молотилки с веялкой. Существовали и другие модели сельскохозяйственных машин. К 1851 г. были запатентованы не менее 167 уборочных машин и 62 косилки. (2, 432).
    В итоге промышленного переворота США стали индустриальной страной  – 67,3% ее промышленного производства обеспечивал Северо-восток. Вместе с тем США еще не во всем могли  удовлетворить свои внутренние потребности  и прибегали к ввозу европейской (английской) продукции. Внешняя торговля США бурно развивалась, за первую половину XIX в. она увеличилась примерно в четыре раза, но в экспорте готовые  изделия составляли только 13%. В этот период против протекционистской политики боролись плантаторы Юга, нуждающиеся  в импортных промышленных товарах. Темпы развития промышленности были очень высокими: с 1827 по 1860 гг. объем промышленной продукции США увеличился в восемь раз.
    Банки. Произошли изменения и в денежной системе США. После Войны за независимость старый британский масштаб цен был заменен и введена десятичная монетная система, встреченная населением недоброжелательно. Переход к новой системе был осуществлен только после Гражданской войны, когда ввели биметаллический стандарт.
    Если  в эпоху колонизации кредитные  операции были функцией частных ассоциаций, выдававших ссуды, как правило, под  залог земли и выпускавших  бумажные деньги, то в период формирования индустрии уже шло становление  капиталистической кредитной системы.
    Для обеспечения армии во время Войны  за независимость революционный  Конгресс ввел налоги. Из-за недостатка твердой валюты правительство США  выпустило долговые обязательства.
    Особенностью  банковской системы стало участие  в денежном обращении и кредитовании отдельных штатов. Однако децентрализация  выпуска денежных знаков (эмиссионного дела) привела к дезорганизации экономики. Потребовалось решение вопроса  на государственном уровне. Банку  Соединенных Штатов было предоставлено  в 1791 г. право на ведение банковских операций и, прежде всего регулирование  денежного обращения в целях  защиты экономики от инфляции. Так  был установлен законодательный  контроль за банковской деятельностью. Такое право устанавливалось  на 20 лет и, когда срок истек в 1811 г., этот Банк обслуживал территорию всей страны, создав соответствующие  отделения во всех крупных портовых городах.
    Гражданская война в США так же была отражением процесса промышленного переворота. Она расчистила путь для быстрого развития капитализма в США во всех сферах экономики: промышленности, сельском хозяйстве, торговле. (2, 433)
    В послевоенный период в экономическом  развитии США наблюдается подъем. За 1860–1870 гг. добыча угля выросла в  пять раз, выплавка чугуна – в три  раза, длина железных дорог –  в шесть раз. И к 1870 г. США по развитию промышленности вышли на второе место в мире. Количественный рост сопровождался существенными качественными  изменениями: интенсивно шел процесс  концентрации производства, изменялась структура промышленности, возникли новые ее отрасли. Создавались предприятия-гиганты. Их оборудование соответствовало последним  достижениям науки и техники. Наиболее существенные сдвиги произошли  в машиностроении. Возникли новые  модели металлорежущих станков –  револьверный, фрезерный. Станочный  парк США обогнал европейский  по количеству и качеству. Это определило полную независимость американской промышленности от Англии. Всемирная  выставка в Вене 1873 г. наглядно и  ярко продемонстрировала преимущество США.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.