На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Понятие концессии

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 09.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:
Введение
1. Теоретические  основы концессии
    1.1. Сущность концессии
     1.2. Объекты и преимущества концессионных договоров
    1.3. Правовые основы концессии
2. Современные  аспекты развития концессии
    2.1. Анализ развития концессии в РФ
    2.2. Эффективность функционирования концессии
    2.3. Совершенствование концессии
Заключение
Список используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

    Одной из наиболее важных и актуальных проблем, стоящих в настоящее время  перед экономикой Российской Федерации, является активизация инвестиционной деятельности. Это объясняется тем, что экономический кризис, охвативший Россию в 90-х годах прошлого века, сильно отразился на объеме инвестиций - кризис экономики страны породил  кризис инвестиций, причем последний  проявился в большей степени.
    При этом ни у кого не вызывает сомнение тот факт, что наращивание объема инвестиций и повышение эффективности  инвестиционной деятельностью внутри Российской Федерации является необходимым  условием её экономического роста.
    Однако, в стране инвестиционных средств  не хватает. Несмотря на удовлетворенность  общими итогами и тенденцией развития российской экономики, правительство  РФ встревожено низкими темпами  инвестиций.
    Ожидать в ближайшие годы значительного  увеличения инвестиций за счет внутренних источников, как государственных, так  и частных, не приходится.
    Так, например, Федеральной адресной инвестиционной программой на 2009 год было предусмотрено выделение государственных инвестиций на строительство 1308 объектов. Из 525 объектов, намеченных к вводу в действие в 2009 году, введены в эксплуатацию 72, в том числе 55 - на полную мощность и 17 - частично. На каждой восьмой стройке, предусмотренной этой программой, строительство не велось. Техническая готовность объектов на большинстве строек на 1 января 2010 года составила менее 50%. Такая ситуация свидетельствует о том, что количество объектов, включаемых для финансирования в ежегодно формируемую Федеральную адресную инвестиционную программу, не соответствует направляемой на эти цели части федерального бюджета РФ, то есть прямые инвестиции государства способны обеспечить условия реконструкции экономики только на ряде направлений. В результате, объем Федеральной адресной инвестиционной программы на 2011 год будет на 8 млрд. меньше, чем в 2010 году.
    Что касается инвестиций частного сектора  российской экономики, то объем финансовых вложений крупных и средних предприятий  России в первом полугодии 2010 года составил 795,89 млрд. руб. против 1,09 трлн. руб. в первом полугодии 2009 года, снизившись в текущих ценах на 27,2%. При этом структура инвестиционных показателей перекошена в сторону сырьевой сферы, а при такой структуре устойчивых темпов роста российской экономики ожидать не приходится.
    Надежды на подъем экономики РФ, связанные  с поступлением в страну иностранных  инвестиции, не оправдывают себя в  полной мере. Это обуславливается  тем, что на сегодняшний день Россия все еще оказывается недостаточно привлекательной для иностранного капитала.
    При условии, что в первом полугодии 2010 года в экономику России поступило 8,4 млрд. долл. иностранных инвестиций или на 25,2% больше, чем в аналогичном периоде 2009 года, объем прямых иностранных инвестиций в Россию по-прежнему крайне незначителен - всего 1,87 млрд. долларов, по отношению к первому полугодию 2009 года они сократились на 25% (темпы сокращения прямых иностранных инвестиций в целом за 2009 год составили 10,1%). По предварительным оценкам объем прямых иностранных инвестиций в экономику России по итогам 2010 года составит около 4 млрд. долл. Для сравнения: объем прямых иностранных инвестиций в другие развивающиеся страны, например, в Китай за 2009 года составил 47 млрд. долл., в Бразилию -25 млрд. долл., в Мексику - 24,7 млрд. долл.
    В первом полугодии 2010 года сократились также и портфельные инвестиции. Их объем составил 83,3% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года или 199 млн. долл. (по итогам 2009 года объем портфельных иностранных инвестиций увеличился в 3,1 раза, а их доля в общем объеме иностранных инвестиций выросла до 3,2%).
    Рост  общего объема иностранных инвестиций в первом полугодии 2002 года был обусловлен ростом прочих иностранных инвестиций, которые в первом полугодии 2010 года выросли на 60,0% и составили 6,3 млн. долл.
    Таким образом, объемы инвестирования в экономику  России, даже с учетом складывающихся на сегодняшний день положительных  тенденций, все еще недостаточны для устойчивого экономического роста.
    С учетом вышесказанного можно сделать  вывод о том, что России необходимо искать новые инструменты привлечения  частных инвестиций (как иностранных, так и отечественных), одним из которых, доказавшим свою эффективность  во многих странах, являются концессии, представляющие собой узаконенную  форму договорных отношений государства  и частных инвесторов, направленных на стимулирование привлечения и  вложения их капитала в развитие национальной экономики.
    Мы  считаем, что концессионные схемы  являются мощным инструментом привлечения  частных иностранных и отечественных  инвестиций в Россию.
    Недостаточная проработка в отечественной литературе вопросов, связанных с определением места концессий в системе  государственных хозяйственных  отношений, анализом зарубежного и  отечественного опыта реализаций концессионных  проектов, различными направлениями  и областями применения концессий  в России, а также отсутствие необходимого правого обеспечения исследуемой  проблемы, определяют необходимость  разработки научно-методических положений  и рекомендаций по применению концессионной  схемы в России. 
 
 
 
 
 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНЦЕССИИ 

1.1. Сущность концессии
    Концессия, концессионное соглашение — форма  государственно-частного партнёрства, вовлечение частного сектора в эффективное  управление государственной собственностью или в оказание услуг, обычно оказываемых  государством, на взаимовыгодных условиях.
    Концессия подразумевает, что концедент (государство) передаёт концессионеру право на эксплуатацию природных ресурсов, объектов инфраструктуры, предприятий, оборудования. Взамен концедент получает вознаграждение в виде разовых (паушальных) или периодических (роялти) платежей [1.С.25]. Концессионные соглашения реализуются на основе публичного имущества, в том числе с использованием бюджетных средств. В случае отсутствия вовлечения в партнёрство публичного имущественного ресурса имеет место наделение частного партнёра правом ведения определённого бизнеса, исключительные или монопольные права, на ведение которого принадлежит публично-правовому образованию, например, ведение парковочной деятельности и т. п. Роль концессий в мировой экономике возрастает. Если на протяжении XX века концессии находили применение преимущественно в недропользовании, то в 1990-е годы в концессию стали передаваться многочисленные иные объекты государственной собственности.
    Объектами концессионного соглашения в первую очередь являются социально значимые объекты, которые не могут быть приватизированы, такие как аэродромы, железные дороги, объекты ЖКХ и другие инфраструктурные сооружения, а также системы общественного  транспорта, объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта.
    Сущность  концессии состоит в создании и (или) реконструкции недвижимого  имущества за счет концессионера, возложении на него расходов на исполнение соответствующих  обязательств и, соответственно, обязанности по проведению текущего и капитального ремонта. Таким образом, деятельность концессионера, в частности соблюдение сроков выполнения обязательств, не ставится в зависимость от соответствующих действий концедента, что в некоторой степени повышает ответственность первого по взятым на себя обязательствам и в то же время позволяет выполнять их в соответствии со своими экономическими интересами.
    Пункт 1 ст. 616 ГК РФ возлагает обязанность  по проведению капитального ремонта  на арендодателя, если иное не предусмотрено  договором. Если же под капитальным  ремонтом понимать восстановление частей (конструктивных элементов) арендованного  имущества, без которого это имущество  нельзя использовать по назначению, то можно предположить, что выполнение данного ремонта арендодателем  значительно повлияет на условия  пользования арендованным имуществом и поставит их в зависимость от действий арендодателя, сроков и качества выполнения работ.
    На  договор аренды распространяется правило  ст. 211 ГК РФ, в соответствии с которым  риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет  его собственник, если иное не установлено  в законе или договоре. Федеральный  закон № 185-ФЗ в качестве общего правила  закрепляет, что соответствующие  риски лежат не на собственнике имущества, а на концессионере (п. 8 ст. 3). Это  обусловлено более широкими полномочиями концессионера в отношении концессионного объекта, длительным сроком пребывания имущества в его пользовании.
    Есть  и еще одна обязанность концессионера, гарантирующая выполнение им условий  соглашения. Это ввод в эксплуатацию созданного и (или) реконструированного  объекта соглашения (п. 14 ст. 3), с которым  также связывается появление  у концессионера права на перемену лиц в обязательстве путем  уступки требования или перевода долга с согласия концедента (п. 2 ст. 5 Федерального закона). В соответствии же с п. 2 ст. 615 ГК РФ возможен перенаем, т. е. арендатор с согласия арендодателя вправе передавать свои права и обязанности  по договору аренды другому лицу. Если предположить, что договор аренды был заключен с согласованием обязанностей арендатора по улучшению, модернизации муниципального имущества, то отсутствие обязанности по введению новых объектов в эксплуатацию и возможность передачи прав и обязанностей по договору создает дополнительные возможности для нарушения прав муниципалитета и потребителей коммунальных услуг.
    Также необходимо отметить, что концессионер не вправе передавать в залог свои права по концессионному соглашению (п. 2 ст. 5 Федерального закона № 185-ФЗ) в  отличие от арендатора, имеющего также  возможность вносить арендные права  в качестве вкладов в уставный капитал (п. 2 ст. 615 ГК РФ). Это не создает  дополнительных оснований для соблюдения баланса частных и публичных  интересов, которые могут быть поставлены в зависимость от выполнения арендатором  своих обязательств перед третьими лицами.
    Концессионное соглашение и договор аренды муниципального имущества, относящегося к объектам коммунальной инфраструктуры, могут  иметь определенное сходство в том  случае, если арендная плата устанавливается  в виде возложения на арендатора обусловленных  договором затрат на улучшение арендованного  имущества (п. 2 ст. 614 ГК РФ). Однако из текста этой статьи следует, что такие затраты  могут полностью покрывать размер арендной платы, т. е. заменять ее.
    Аренда  имущества допускает возложение на арендатора затрат как форму арендной платы, а не как его самостоятельное  обязательство перед арендодателем. Это означает, что возложение затрат может выступать как единственный вид арендной платы и не предполагать других платежей, сочетаться с иными  видами платы либо вообще отсутствовать  ввиду согласования сторонами иных форм оплаты по договору. Концессия  же предполагает возложение соответствующих  затрат на концессионера вне всякой зависимости, в т. ч. независимо от наличия  закрепленной в договоре концессионной  платы, которая не может заменить вложение капитала в объект недвижимости. Арендатор вносит плату за пользование имуществом в установленные сроки независимо от эффективности своей деятельности и от того, осуществляет ли он реальное использование вещи. Концессионер, исходя из толкования ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, может не вносить концессионную плату в период создания и (или) реконструкции объекта до начала концессионной деятельности.
    На  основании изложенного можно  сделать вывод о том, что концессионное  соглашение в отличие от договора аренды в большей степени позволяет  учитывать частные интересы концессионера  и публичные интересы концедента и потребителей коммунальных услуг. В связи с этим концессионное  соглашение представляется более эффективной  формой управления коммунальным имуществом муниципальных образований.
    Таблица 1.1.1.
    Типы  концессионных соглашений 

Название  концессии Расшифровка концессии
BOT (Build — Operate — Transfer) — «Строительство  — управление — передача». Концессионер  осуществляет строительство и эксплуатацию (в основном — на праве собственности) в течение установленного срока, после чего объект передаётся государству;
BTO (Build — Transfer — Operate) — «Строительство  — передача — управление». Концессионер  строит объект, который передаётся государству (концеденту) в собственность  сразу после завершения строительства, после чего он передаётся в эксплуатацию концессионера;
ВОО (Build — Own — Operate) — «Строительство —  владение — управление». Концессионер  строит объект и осуществляет последующую  эксплуатацию, владея им на праве собственности, срок действия которого не ограничивается;
ВООТ (Build — Own — Operate — Transfer) — «Строительство — владение — управление — передача». Владение и  пользование построенным объектом на праве частной собственности  осуществляется в течение определённого  срока, по истечении которого объект переходит в собственность государства;
BBO (Buy — Build — Operate) — «Покупка —  строительство — управление». Форма продажи, которая включает восстановление или  расширение существующего объекта. Государство продаёт объект частному сектору, который делает необходимые  усовершенствования для эффективного управления.
1.2. Объекты и преимущества концессионных договоров
    В России крупнейшую и, как правило, наиболее привлекательную для инвесторов группу объектов образуют природные  ресурсы: полезные ископаемые, растительные, животные ресурсы, в том числе  ресурсы континентального шельфа и  исключительной экономической зоны.
    Другая  группа объектов, которые могут быть представлены в пользование инвесторов, - объекты экономической инфраструктуры, включая автомобильные и железные дороги, трубопроводный транспорт, искусственные  транспортные сооружения, энергетические предприятия и линии электропередачи, гидротехнические системы, морские, речные и воздушные порты, линии связи  и коммуникации, информационные системы  и другие объекты, обслуживающие  сферу материального производства.
    Еще одна группа объектов сосредоточена  в сфере общественных услуг и  сельского хозяйства. Это в основном муниципальная собственность: общественный транспорт, городское хозяйство, коммунальные услуги, разного рода местные службы, в том числе социальные (занятости, проф. подготовки и набора рабочей силы, обустройства мигрантов и т.п.), объекты сельского хозяйства и др.
    Объектами пользовательских прав могут также  служить некоторые виды хозяйственной  либо иной общественно полезной деятельности, монополия на осуществление которых  принадлежит государству (производство наркотических и спиртосодержащих веществ, табачных изделий, почтовая деятельность и другие естественные монополии) и  которые могут осуществляться частными инвесторами на принадлежащих им или арендованных у государства  объектах по производству монопольной  продукции или оказанию монопольных  услуг.
    Перечень  объектов государственной собственности, которые могут быть переданы в  хозяйственную эксплуатацию на концессионной  основе, очень широк и включает в себя не только категории имущества, которые по аналогии с зарубежным правом можно отнести к публично-правовому  имуществу (общественному достоянию). В него входят и объекты, которые по аналогии можно соотнести с частноправовым имуществом государства, хотя основная их часть ограниченно оборота способна или вообще изъята из гражданского оборота в соответствии с законодательством РФ.
    Стоимость передачи объекта в концессию  зависит от его технического состояния, размера инвестиций, которые необходимо осуществить концессионеру, размера  устанавливаемого тарифа и нормы  рентабельности, срока концессии  и ряда других факторов.
    В международной практике концессионер продает свои услуги по тарифу, состоящему из двух частей:
    - фиксированной платы, которая  за время концессии должна  составить сумму, необходимую  для возврата капитальных вложений;
    - платы за реально предоставленные  услуги, рассчитываемой с учетом  их себестоимости и с учетом  предусмотренной в договоре нормы  рентабельности.
    Основная  задача заключается в том, чтобы  обеспечить финансовую привлекательность  вложений и в то же время защитить общественные интересы. В тех случаях, когда государственный или муниципальный  орган видит свою роль главным  образом в защите потребителей, он может не взимать с концессионера  плату за пользование государственным  или муниципальным имуществом. При  заключении концессионного соглашения оговариваются условия, процедура  и последствия пересмотра тарифов.
    Концедент может принимать участие в  финансировании капитальных вложений. Этот вопрос должен оговариваться в  соглашении.
    Вполне  закономерно требование о том, что  концессионер должен иметь государственные  гарантии стабильности для своих  инвестиций - стабилизационную оговорку на период действия проекта, национальный режим, неизменность налогов и сборов и т. д. Стабильность условий могла  бы стать главным условием инвестиционной привлекательности данной формы  соглашений.
    Как правило, реализация концессионных  договоров не влечет за собой расходования бюджетных средств. Разработка концессионного законодательства позволит реализовать  большое количество инвестиционных проектов, создать конкуренцию в  условиях монопольных рынков и, по оценке экспертов, привлечь в экономику  России дополнительные инвестиционные ресурсы в размере 8-10 млрд. долл. 
    Среди достоинств концессионной формы  управления инвестиционными объектами  можно отметить следующие:
    Таблица 1.2.1.
    Достоинства концессионных договоров 

  Достоинства
1     - концессии снимают финансовую  нагрузку с государства, поскольку  концессионер принимает на себя  обязательство осуществлять все  затраты по финансированию, управлению  и текущему ремонту объектов, переданных в концессию, покрывая  свои издержки, например, за счет  тарифов; 
2     - концессии устанавливают достаточно  жесткие долгосрочные юридически  оформленные, то есть стабильные, отношения между государством  и концессионером;
3     - концессионные договоры позволяют  привлекать частный, в том числе  иностранный, капитал без потери  стратегического контроля над  жизненно важными системами и  объектами.
 
    Одной стороной концессионного соглашения выступает  государство - Российская Федерация  и (или) ее субъект, либо муниципальное  образование, эта сторона называется концедентом. Другой стороной является отечественный или иностранный  инвестор.
    Таким образом, интересы государства заключаются  в том, что:
    во-первых, оно перекладывает расходы по инвестированию и содержанию своего имущества на частный сектор, теоретически, для повышения его эффективности;
    во-вторых, государство пополняет бюджет за счет поступления концессионных  платежей и снимает с себя финансирование государственных объектов;
    в-третьих, оно решает социально-экономические  проблемы.
    Интересы  частного бизнеса в концессионных  проектах состоят в том, что:
    - концессионер получает в долговременное  управление государственные активы, ему не принадлежащие, на льготных  условиях платы за концессию,  являющейся в некотором смысле  аналогом арендной платы; 
    - инвестируя, концессионер имеет  достаточные гарантии возврата  средств, поскольку государство  как партнер концессионера несет  определенную ответственность за  обеспечение минимального уровня  рентабельности;
    - в отдельных случаях (проекты  в сфере водо -, газо-, теплоснабжения) государство идет на то, чтобы доплачивать из бюджета концессионеру при условии, что тот будет повышать качество обслуживания;
    - концессионер, обладая хозяйственной  свободой, может за счет повышения  производительности труда, нововведений  увеличивать прибыльность бизнеса  во время действия срока концессии,  и при этом срок концессии  не сокращается.
    Итак, как показывает опыт многих стран, одним  из эффективных путей успешного  функционирования государственного сектора  экономики является привлечение  к финансированию и управлению объектами  государственной собственности  частного капитала не только за счет приватизации, но и на концессионной основе.
    В России, стране с высоким уровнем  огосударствления экономики, в условиях острого недостатка инвестиционных ресурсов, применение еще одной достаточно привлекательной для инвестора  формы вложения своих средств  могло бы дать экономике значительные выгоды. Применение таких договоров  диктуется также недостатком  у государства ресурсов, в первую очередь финансовых и технологических, для эффективного функционирования государственного сектора экономики. 

1.3. Правовые основы  концессии
    На  постсоветском пространстве и в  бывших социалистических странах концессионные  схемы приходится строить практически  на нулевом институциональном фундаменте. Основой такой деятельности, как  правило, становился закон о концессиях - в 90-х годах подобные законы были приняты во многих странах мира.
    Таблица 1.3.1.
    Форма партнерских отношений 

Форма партнерских отношений Количество
Аэропорты; 2
Морские порты; 6
Железные  дороги; 4
Автомобильные дороги. 7
Общее количество 19
 
    В РФ с принятием части 1 Гражданского кодекса появилась возможность  организации хозяйственной деятельности на основе гражданско-правовых принципов. Это позволяет решить проблему привлечения  инвестиций, в том числе иностранных, на базе развития гражданско-правовых отношений между государством как  владельцем собственности и частным  инвестором.
    Первый  опыт формирования взаимоотношений  государства и частного капитала, оформленный законодательно, в России уже имеется - это СРП. Однако возможность  применения концессионной формы  организации отношений между  государством и частным инвестором в отношении государственного имущество  обсуждается с начала 90-х годов.
    21 июля 1993 г. Верховным Советом РФ  был принят закон "О концессионных  договорах, заключаемых с иностранными  инвесторами", который был отклонен  президентом. 
    После принятия новой Конституции началась подготовка нового законопроекта. В  апреле 1996 г. был принят Государственной  Думой РФ в первом чтении проект Федерального закона "О концессионных  договорах, заключаемых с российскими  и иностранными инвесторами". В 1998 г. Закон был подготовлен ко второму  чтению, однако в дальнейшем работа была приостановлена. В 2001 г. вновь был  проявлен интерес к этой проблеме, и, видимо, не случайно. Многие страны, входившие в лагерь, и постсоветские  республики достаточно успешно стали  применять концессионную форму  отношений в самых разных областях экономики. Законы о концессиях приняты  в Казахстане, Кыргызстане, Молдове, на Украине, в Литве, Эстонии, Венгрии, Болгарии.
    Принятие  Закона о концессиях имеет принципиальное значение для управления государственной  собственностью в разных отраслях экономики  и сферах деятельности под контролем  государства без передачи ее в  чужую собственность, то есть обеспечивает:
    - корректировку программы приватизации  и разработки природных ресурсов,
    - правовую основу для процедуры  банкротств и последующего заключения  контрактов с временными управляющими, проводящими санкцию предприятий.
    Смешанный характер концессионных объектов неизбежно  вызовет не только трудности теоретического плана при разработке Закона о  концессиях но, что гораздо существеннее, и необходимость решить проблему соотношения ныне действующего лицензионного  и нового концессионного порядка  природопользования.
    За  исключением Земельного кодекса, Закона о СРП и Лесного кодекса (допускающего концессионную форму лесопользования), которые предусматривают гражданско-договорный порядок пользования объектами госсобственности, остальное законодательство о природопользовании исходит из лицензионного порядка предоставления пользовательских прав.
    Это - Федеральные законы о недрах, о  континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, Водный кодекс и ряд других.
    В последние годы законодательство о  недропользовании эволюционировало в  сторону смягчения условий недропользовании и выравнивания прав инвестора и  государства, но в своей основе лицензионное законодательство остается чисто административным. Оно дает в руки государственных  органов, регулирующих отношения с  инвесторами, односторонние властные полномочия.
    Сама  по себе лицензионная система - всего  лишь правовой инструмент предоставления пользовательских прав - юридическая  форма, в которую облекаются отношения  инвестора с государством. Но очень  важны условия, в которых она  действует. Во многих странах мира лицензионная система работает вполне успешно. Это, как правило, страны с прочными, давно  устоявшимися институтами защиты прав собственности, стабильной экономикой.
    Трудности прохождения Закона о концессиях усугубляются и тем, что он будет  эффективно "работать" только в  том случае, если соглашением концессионеру  будут гарантированы стабильные законодательные правовые условия  деятельности, включая сохранность  условий налогообложения на весь срок действия соглашения. Концессионное  соглашение должно заменить лицензию, однако сама лицензия при этом не отменяется.
    Она лишь теряет силу правоустанавливающего  акта государства и выполняет  роль регистрирующего документа, формально  подтверждающего права инвестора. Непосредственным и единственным источником прав пользования становится соглашение. Для привлечения широкомасштабных инвестиций и эффективного управления государственной собственностью необходимо перестроить лицензионную ориентацию законодательства на гражданско-договорную.
    Пользовательскую  лицензию нельзя путать с лицензией (разрешением) на право осуществления  той или иной профессиональной деятельности, которая требуется по закону "О  лицензировании отдельных видов  деятельности".
    Такая лицензия не дает инвестору пользовательских прав, она лишь удостоверяет профессиональную квалификацию ее обладателя. Такой  вид лицензирования, безусловно, необходим.
    Вместе  с тем следует подчеркнуть, что  переход на договорную систему пользования  объектами государственной и  муниципальной собственности далеко не всегда равноценен безоглядной и  тотальной замене "вертикальных" отношений между государством и  инвестором на "горизонтальные".
    В настоящее время ведется подготовка нового законопроекта "О концессионных  соглашениях с российскими и (или) иностранными инвесторами".
    Этот  законопроект будет иметь прямое действие, и носить рамочный характер. В нем будут сформулированы основные положения, регулирующие отношения при заключении и исполнении концессионных соглашений, основные понятия, ключевые нормы, которые должны быть конкретизированы в отраслевых законодательных актах о концессиях (горных, лесных, водных, дорожных, коммунальных и т. д.). Принятие этого законопроекта позволит установить правовые основы частно-хозяйственного использования государственной и муниципальной собственности и инвестирования средств в эту собственность, заменит административно-лицензионную систему гражданско-договорной уравнивающей в правах концессионера с концедентом и вводящей гражданско-процессуальные и судебные средства защиты.
    Принять закон о концессиях до сих пор  не удается из-за отсутствия концепции  и стратегии введения концессионных  форм партнерских отношений государства и бизнеса. Поэтому, в частности, плохо работает принятый еще в 1995 г. закон "О соглашениях о разделе продукции" (СРП), призванный по своей сути развивать, как и концессии, партнерские отношения государства и бизнеса.
    Кроме законов, важнейшее условие концессионной  деятельности в стране - это наличие  других институциональных элементов: органов законодательной и исполнительной власти, в ведении которых находятся  законодательство, а также выдача концессий, надзор и контроль за деятельностью  концессионных предприятий, финансово-экономических  институтов, обеспечивающих инвестирование концессий, независимых организаций, осуществляющих экспертизу концессионных  проектов, управляющих компаний, отраслевых и иных ассоциаций и объединений  и т. п. Отсутствие институциональной (правовой, экономической, организационной) среды и механизма реализации концессий - вторая фундаментальная  причина, тормозящая их развитие в России.
    Среди многих институциональных вопросов есть два основных, на которые власть должна дать ответ в тексте закона о концессиях или в другом нормативном  акте до того, как будет принят этот закон, а именно: как будет строиться  процедура предоставления концессий  и кому будут идти концессионные  платежи?
    Вопросы эти ключевые, поскольку сейчас потенциальные  концессионные предприятия находятся  в разных министерствах: ЖКХ - в ведении  Госстроя, автомобильные дороги - Государственной  службы дорожного хозяйства, железные дороги - МПС, лесное хозяйство - Министерства природных ресурсов. И каждое из них, естественно, хочет само предоставлять  концессии. А за экономическое развитие России в целом отвечает Минэкономики. Может быть, оно и должно выдавать концессии, ведь переданы же ему права  по СРП в последнее время? Но есть еще и регионы с их претензиями  на концессионные платежи, поскольку  предприятия находятся на их территории и трудится на них местное население. Как совместить министерские амбиции, региональные требования и общенациональные интересы?
    Наиболее  рациональным решением "межминистерской  проблемы" было бы создание единого  органа на федеральном уровне, который  отвечал бы перед властью и  обществом за разработку и осуществление  государственной концепции, стратегии, организационной структуры и  механизма реализации концессионной  политики и политики партнерства  государства и бизнеса. К его  же ведению следует отнести и  договоры, заключаемые в рамках СРП. Такой орган должен быть достаточно самостоятельной и полномочной  структурой по типу Государственного концессионного комитета периода НЭП. Он должен владеть всем кругом проблем  по концессиям - юридические, организационные, финансовые, экономические, а также  готовить нормативную, правовую, инструментальную базу для концессионной деятельности в стране. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КОНЦЕССИИ 

2.1. Анализ развития  концессии в РФ
    В последние годы во всем мире происходят значительные институциональные изменения  в отраслях, которые раньше всегда находились в государственной собственности  и государственном управлении: электроэнергетике, автодорожном, железнодорожном, коммунальном хозяйствах, магистральном трубопроводном транспорте, портах, аэропортах. Правительства  передают во временное долго- и среднесрочное  пользование бизнесу объекты  этих отраслей, оставляя за собой право  регулирования и контроля за их деятельностью.
    С одной стороны, предприятия инфраструктурных отраслей — в первую очередь их сетевые, монопольные сегменты —  не могут быть приватизированы ввиду  стратегической, экономической и  социально-политической значимости объектов инфраструктуры. Но, с другой стороны, в государственном бюджете нет  достаточного объема средств, позволяющих  обеспечивать в них простое и  расширенное воспроизводство. Для  того чтобы разрешить это противоречие, в хозяйственной практике за рубежом  используется концепция государственно-частного партнерства (ГЧП, Public-Private Partnership —  РРР), которое представляет собой  альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.
    В современном понимании ГЧП —  это институциональный и организационный  альянс между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных и локальных, но всегда общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и научно-исследовательских конструкторских работ (НИОКР) до обеспечения общественных услуг. Как правило, каждый такой альянс является временным, поскольку создается на определенный срок в целях осуществления конкретного проекта и прекращает свое существование после его реализации.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.