На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Смысл и назначение культуры и культурологи

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 09.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО 
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ 
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ
ФИЛИАЛ  В Г.ЧЕЛЯБИНСКЕ 
 
 
 
 
 
 
 

Культура  Киевской Руси IX – XII. 

Контрольная работа
(Культурология) 
 
 
 
 
 
 

                    Выполнила:
                    Группа:
                            Личное дело:
                            Факультет: Ф-Кр.
                            Специальность:Финансы  и кредит
                            Проверил: Гаврилов  С.В. 
               
               
               

г.Челябинск, 2009г. 

СОДЕРЖАНИЕ
      Смысл и назначение культуры и культурологи……………...…....3
      Материальная и духовная культура…………………………..…....8
      Функции культуры………………………………………………....10
      Культура Киевской Руси…………………………………………..11
      Тест……………………………………………………………..…...16
 


СМЫСЛ И НАЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРОЛОГИИ 

     Слово сultura ведет свое происхождение от латинского глагола colo, который обозначает «обрабатывать», «возделывать почву». Первоначально слово культура обозначало процесс очеловечивания природы как среды обитания. Также слово культура возникло от слова культ (лат. «почитание») – один из основных элементов религии, это могут быть действия, пение, чтение, пляска, имеющее целью дать божественные силы. Цицерон впервые вводит понятие культуры – cultura anima – работа человека над своей душой.
     Однако  постепенно, как и многие другие слова языка, оно изменило свой смысл.
     В современном языке понятие культура употребляется в двух значениях – «широком» и «узком».
     В узком смысле слова, говоря о культуре, обычно подразумевают  те области творческой деятельности, которые  связаны с искусством.
     В широком же смысле культурой общества принято называть совокупность форм и  результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определенных знаковых систем (языковых и неязыковых), а также путем обучения и подражания.
     Культура – собирательный образ, включает и религию и искусство и др.  Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженное в типах и формах организации жизни, а также создаваемых или материально духовных ценностей. Культура – это также способ регуляции сохранения, воспроизведения и развития всей общественной жизни, культура понимается только через деятельность человека в динамике исторического развития.
     В истории общественной мысли  существовали различные, зачастую противоположные  точки зрения на культуру.  Часть философов называла культуру средством закабаления людей. В наиболее законченном виде эта позиция нашла свое отражение во взглядах известного немецкого философа Ф.Ницше, который провозгласил тезис о том, что человек по своей природе – существо антикультурное, а сама культура – это зло, которое создано для подавления и порабощения человека. Другой точки зрения придерживались те ученые, которые называли культуру средством облагораживания человека, превращения его в цивилизованного члена общества (И.-Г. Гердер и др.). Этапы развития культуры рассматривались ими как ступени прогрессивного развития человечества.
     Однако, несмотря на различные оценки влияния  культуры на жизнь людей, практически  все мыслители призывали что:
    Духовная культура играет важную роль в жизни общества, являясь средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного человечеством опыта;
    Что культура является особой человеческой формой бытия, которая имеет свои пространственно-временные страницы;
    Культура служит одной из важнейших характеристик жизнедеятельности, как отдельной личности, так и конкретного общества в целом.
    Существует  два способа овладения культурой: межличностное
общение и самообразование. Культура подразделяется:
1.По ее носителю:
    -мировая (синтез лучших достижений различных народов).
    -национальная (культурный синтез национальных слоев, классов, и групп какого-либо народа.
    -классовая (сельская, городская).
    -профессиональная.
      -молодежная.
      -личная.
     Она включает два понятия: культурность – умение вписаться в общество; духовность – желание души проникать в глубину.
2. По видам деятельности:
      - материальная.
      - духовная.
     Поэтому понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне деятельности человека. Она изначально связана с  человеком и порождена тем, что он постоянно стремиться искать смысл своей жизни и деятельности, совершенствовать себя и мир, в котором он живет. Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становится таковым. Образование, воспитание – это ни что иное как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому. Следовательно, культура обозначает приобщение человека к социуму, обществу.
     Любой человек, взрослея, прежде всего овладевает той культурой, которая была уже создана до него, осваивая социальный опыт, накопленный его предшественниками. Овладение культурой может осуществляться в форме межличностных отношений (общение в дошкольных учреждениях, школе, вузе, предприятии, путешествии, семье) и самообразования (чтение, посещение музея без сопровождения и т.п.). Огромная роль средств массовой информации – телевидения, радио, печати.
     Осваивая  накопленный ранее опыт, человек  может внести свой собственный вклад  в культурный слой.
     Процесс социализации – это непрерывный процесс овладения культурой и вместе с тем индивидуализации личности, ибо ценности культуры ложатся на конкретную индивидуальность человека, его характер, психический склад, темперамент – менталитет.
     Однако  почему мы сделали первый шаг к правильному понимаю и определению культуры? Как реализуется универсальное отношение человека к миру?  Ответить на эти и многие другие вопросы означает охарактеризовать культуру как предмет культурологи.
     Культурология возникла на стыке философии, психологии, социологии, лингвистики, этнографии, антропологии, искусствоведения и многих других дисциплин.
     Культурология  - это наука о культуре. Предметом культурологи являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.
     Культурология изучает предпосылки и факторы, по влиянием которых возникают, формируются  и развиваются культурные интересы и потребности людей, исследует  их участие в создании, приумножении, сохранении и передачи культурных ценностей. Культурология изучает культурную жизнь различных обществах, стремясь выделить особенности и достижения основных культурно-исторических типов.
     Важнейшая задача культурологов – анализ процессов и тенденций социокультурной среды современности.
     Одна  из основных проблем культурологической науки - вопросы теории и истории мировой культуры.
     Отношение человека к миру определяется смыслом. Смысл соотносит любое явление, любой предмет с человеком: если нечто лишено смысла, оно перестает существовать для человека. Смысл – это содержание человеческого бытия, взятое в особой роли: быть посредником в отношениях человека с миром и самим собой. Именно смысл, определяет то, что мы ищем и что открываем в мире и в самих себе. Смысл не всегда осознается человеком, и далеко не всякий смысл может быть выражен рационально: большинство смыслов таится в бессознательных глубинах человеческой души. Но и те и другие смыслы могут стать общезначимыми, объединяя многих людей и выступая основной их мыслей и чувств. Именно такие смыслы образуют культуру.
     Культура  предстает перед человеком как  смысловой мир, который вдохновляет  людей и сплачивает их в некоторое  общество. Это смысловой мир передаются из поколения в поколение и  определяет способ бытия и мироощущения людей.
     Культурология изучает не только культуру в целом, но и различные, часто весьма специфические, cферы  культурной жизни, взаимодейтсвуя с антропологией, этнографией, психиатрией, психологией, социологией, экономической теорией, лингвистикой и т.д., и в то же время сохраняя собственное лицо и решая свои собственные исследовательские задачи.
     Проблемы  современной культурологи прежде всего  связаны с возможностями и  перспективами человека, открывающего через культуру драму и трагедию, собственного бытия, его духовную бесконечность и высший смысл.
 


МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА 

     Традиционно культуру принято подразделять на материальную и духовную.
      Под материальной культурой  понимают технику, производственный опыт, а также материальные ценности, которые в своей совокупности составляют искусственную среду обитания человека. Подвидами материально-культурных феноменов являются:
    природные объекты, которые подвергались некоторому воздействию со стороны человека и изменили свою первозданную форму (рубило первобытного человека);
    искусственно-природные объекты, которые сохраняют свою природную форму, но существуют так, как не встречаются в естественных условиях (японский сад камней);
    социально-культурные объекты, сооружение которых предполагает использование природных и искусственных материалов (шоссейные дороги);
    социально-материальные объекты, обслуживающие общество в производственной сфере (машины, компьютеры).
     К духовной культуре обычно относят науку, искусство, религию, мораль, политику и право. Говоря  о духовной культуре, следует различать ее форму, которая материальна, и содержание, которое идеально. Форма характеризует то, в чем воплощены феномены данного вида культуры, а содержание – то, что они значат для личности и общества.
     Духовную  культуру можно классифицировать так же, как и материальную, т.е. на основании степени творчески-преобразующей деятельности создавшего ее человека. Исходя из этого критерия выделяют следующие подвиды духовной культуры:
    произведения монументального искусства, обладающие материальной формой, которую придал художник естественно-природным материалам (скульптура, объекты архитектуры);
    театральное искусство (театральные образы);
    произведения изобразительного искусства (живопись, графика);
    музыкальное искусство (музыкальные образы);
    различные формы общественного сознания (идеологические теории, философские, эстетические, нравственные и др.знания, научные концепции и гипотезы;
    общественно-психологические явления (общественное мнение, идеалы, ценности, социальные привычки, обычаи и т.д.).
Относительная самостоятельность материальной и  духовной сфер общественной жизни в  отношении друг друга иногда приводит к переоценке роли и места материальной культуры общества и недооценке его  духовной культуры. В противовес подобному  подходу в последние годы социологии получает все большее распространение понятие социокультурной сферы жизни общества.
      Социокультурная сфера понимается как ведущая сфера  развития общества, аккумулирующая опыт предшествующих поколений  и обеспечивающая социальную стабильность в течении достаточно длительного исторического периода.  
 
 
 
 
 
 

______________
    А.А. Радугин. Культурология: Учеб. пособ. – М.,2003. С.15-20
 
ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ 

     Сложная и многоуровневая структура культуры определяет и разнообразие ее функций в жизни общества и человека в целом.
     Культура  – это многофункциональная система. Коротко охарактеризую основные основные функции культуры. Главной функцией феномена культуры является человеко-творческая, или гуманистическая. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее.
     Важнейшая – функция трансляции (передачи) социального опыта. Ее не редко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культура, представляющая собой сложную, знаковую систему, выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой , т.е. выступает в роли социальной памяти человечества.
     Другой  ведущей функцией является познавательная (гнесеологическая). Она тесно связана с первой и в, известном смысле вытекает из нее.
     Регулятивная (нормативная) функция культуры связана прежде всего с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей.
     Семеотическая, или знаковая (от греч. semeion – учение о знаках) функция – важнейшая в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без этой системы нельзя понять язык мира живописи, музыки, архитектуры, театра, философии, скульптуры и т.п.
     Ценностная, или аксиологическая (от греч. axia –ценность) функция отражает важнейшее качественное состояние культуры, ее нравственное и интеллектуальное содержание.
_____________
    Культурология. История мировой культуры: Учеб. пособие для вузов/ А.Н. Маркова, Л.А.Никитич, Н.С.Кривцова и др; Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995. С. 10-11.
КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ 

     IX век в истории славянского народа открывает новую страницу. Под единой княжеской властью, с помощью военной силы, были собраны славянские племена – родилось молодое сильное государство. Образование Киевской Руси относится к признанию на княжение в Новгород в 862 году вражеских князей Рюрика, Синеуса и Трувора, а конец – к правлению Владимира Мономаха (1113-1125). Таким образом, хронологические рамки эпохи Киевской Руси – сер.IX –нач.XII вв.
     Первая  религиозная реформа была осуществлена в 986 г. По распоряжению Владимира в Киеве были установлены идолы шести божеств, включенных в государственный пантеон. Этими божествами явились:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.