На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Сущность и содержание социального менеджмента

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 09.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


«Сущность и содержание социального  менеджмента»

1. Понятие и категории социального менеджмента
Понятие социального менеджмента    
 Социальный  менеджмент — это один из  элементов сложной системы управления  экономикой страны, который призван обеспечить эффективность развития экономики, так как в процессе производства в объединении (на предприятии) наряду с деятельностью, направленной на достижение определенных экономических результатов, постоянно решаются социальные проблемы.  
 Из  сложной системы социальных проблем и связей, касающихся управления, социальный менеджмент рассматривает лишь те, которые относятся непосредственно к управлению производством, и через призму занятых в нем социальных групп. Объект социального менеджмента — это социальный механизм управления не всей экономикой, а лишь одной ее составляющей — производством. Конечно, успешное регулирование социальных процессов, протекающих в производственных коллективах, предполагает необходимость их согласования с экономическими процессами.   
 Производственный коллектив как социальная ячейка общества образует центр множества процессов социальной жизни людей, который отображает типы социально-экономических отношений общества: экономические, политические, нравственные, эстетические и т.д. Социальные явления проникают во все сферы деятельности производственного коллектива. И решение социальных проблем — мощный фактор успешного повышения эффективности производства.   
 Важнейшая  задача социального менеджмента  — создание теоретической базы для формирования социального механизма управления производством. В решении этой задачи существенная роль отводится непосредственно самому коллективу, который полномочен участвовать в производственном и социальном развитии хозяйственных систем.  
 Социальные  проблемы управления производством изучены намного слабее, чем управление производством, поэтому методология и методика исследования этих проблем не разрабатывались. В последние годы наблюдается оживление, возникают новые научные направления в психологии управления и социологии трудового коллектива. Негативная сторона социологического исследования в данной области — это слабая связь изучаемых социологических проблем управления с состоянием экономики страны.   
 В  разработку социального механизма  управления большой вклад внесен отечественными (A.M. Омаров, В.И. Сивич, Э.Н. Рудин, А.В. Филиппов), а также зарубежными учеными.  
 Понятие  управление прочно вошло в  обиход ряда областей знания; оно применяется как в экономических науках, так и в мировоззренческих. Но смысл и значение его во многом определяются спецификой исследуемого объекта.  
 Можно  говорить об управлении техническими устройствами, машинами и механизмами, об управлении различными процессами в живых организмах, т.е. об управлении биологическими процессами или поведением людей.  
 Это  понятие применяется при характеристике  социальных явлений и процессов, протекающих в коллективе.  
 Чтобы  сформулировать систему категорий  социального менеджмента, целесообразно основываться на категориях науки об управлении.   
 Задача  управления заключается в том,  чтобы стабилизировать систему, привести в соответствие с закономерностями, придающими ей динамическое равновесие, качественную определенность и целостность.  
 При  исследовании социальных проблем  производства надо использовать и другие  науки — философию, экономические, социально-политические, социальную психологию, статистику, теорию информации и т.д.  
 Чтобы  охарактеризовать сущность социального  менеджмента, необходимы знания таких категорий, как цель, потребность, интерес.   
Цель — запланированный результат деятельности людей в процессе производства и управления. Человек участвует в производственном процессе, и вместе с тем он осуществляет свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий, которые он должен подчинить своей воле. Цель выступает как функция потребности.   
Воля — это сознательное и целенаправленное регулирование человеком своей деятельности, способность действовать в соответствии с наличным планом и преодолевать препятствия на пути достижения цели.   
Потребность выражает противоречие между необходимостью и возможностью реализации цели, детерминируя, таким образом, функционирование, развитие хозяйственных систем и их взаимодействие. Осознанные потребности становятся источником активной, целенаправленной деятельности в процессе производства; при этом потребности изменяются, растут количественно и качественно. С этой позиции управление - особая форма деятельности, направленную на разрешение противоречий между организованными управленческими группами и объективно существующими предметами и явлениями, включенными в процесс функционирования производства в целях удовлетворения потребностей.   
 По  содержанию можно выделить категории, которые сформулированы в науке управления  и значимы для социального менеджмента. Это субъекты управления, качество активности и поведение субъектов управления, социально-экономическое положение субъектов, подразделение организационной структуры производства, устройство системы управления, управленческие воздействия на субъектов, экономические условия и результаты и т.д.  
 По  содержанию все категории социального  менеджмента можно разделить на несколько групп.
Категории, характеризующие субъектов социального менеджмента  
1. Субъекты социального управления. Это группы, которые занимают места в иерархии социально-экономических систем управления производством и выполняют определенные функции в управлении производством (руководители, исполнители).  
 Субъект — носитель собственных целей, потребностей, интересов и ориентации, решающий поставленные перед ним проблемы со своими интеллектуальными позициями; выбирающий ту стратегию, которая ближе к его представлениям об эффективности.   
 Субъект  социального менеджмента — это личность, которая представляет совокупность потребностей, интересов, ориентации, решает поставленные цели, которой доверено управлять тем или иным подразделением или звеном в процессе производства и которая реализует здесь свой личный потенциал.   
2. Кадры управления. Для социального менеджмента важна реальная субъективность, означающая не столько следование установленным функциям, сколько полноту реализации группового потенциала в процессе производства и возможность использования резервов.   
3. Иерархическое построение управленческих групп — совокупность субъектов социального механизма управления, упорядоченных относительно друг друга и занимающих определенный уровень в структуре иерархии управления производством, (т.е. высший, средний, низший), что придает им управленческий статус.    
4. Управленческое сознание субъектов. Сюда входят потребности, интересы и ориентация, которые лежат в основе их действий. Основой управленческого сознания является система ценностей управленческих групп, их представление о том, что «важно» — «не важно», «значимо» — «не значимо».  
 Зная  характер ценностной ориентации, можно составить приблизительное представление о том, как управленческие группы ведут себя в реальной ситуации и как они будут вести себя в будущем.    
Мотивация — это проявление нормоценностного сознания, так как, во-первых, в практической деятельности у разных групп руководителей в одних и тех же производственных ситуациях рождаются разные побуждения; во-вторых, нормоценностное сознание управленческих групп выполняет общегражданскую функцию, т.е. характеризует социальный уровень развитости руководителей, их отношение к той или иной форме власти и собственности; их ориентацию на тот или иной стиль управления и т.д.   
5. Управленческая деятельность субъектов — поступки и действия по установленному регламенту, выполнение которых требуется от лиц, занимающих данное место в иерархии управления системы. Управленческая деятельность во всех сферах подчинена правовым и административным актам (должностные инструкции, положениях об отделах и др.).   
6. Управленческое поведение — действия и поступки в процессе управления производственным коллективом, осуществляемые на основе своего понимания долга, общественного, коллективного и личного интересов на базе нормативно-правовых актов управленческой деятельности хозяйственных систем. Управленческое поведение зависит и от стиля руководства.   
7. Взаимодействие управленческих групп — поведение всех участников процесса управления, которое взаимоориентировано на основе общности целей и интересов. 
Каждая управленческая группа имеет свой комплекс взаимодействий, но система их взаимодействия различается составом элементов и полномочиями внутри различных систем.  

 Характер  их полномочий (прав) определяет ранг руководителя в системе управления.  
 Управленческие  взаимодействия подразделяются  на прямые и косвенные.  
 Прямые  взаимодействия проявляются через  отношения руководителей и подчиненных;  косвенные — это влияние результатов  труда одних групп на условия и результаты труда других.  
8. Должностное положение управленческих групп — это элемент в процессе управления, определяемый конкретными задачами, правами и обязанностями на основе функционального процесса разделения труда в системе управления.   
 В  социальном менеджменте должностное  положение более емко, оно отражает  место, занимаемое субъектом в  социальном механизме управления, которое характеризуется: 
= содержанием  установленных и реально выполняемых обязанностей; 
= объемом  прав, предоставленных этому субъекту;  
= ролевым  поведением, которое должно осуществляться на этом должностном уровне, действиями и по ступками занимающих данную должность.   
9. Распределение управленческой власти между субъектами — это основа при иерархическом построении управленческих групп. Все субъекты социального механизма управления различаются рангами и объемом власти.   
10. Социально-экономическое положение управленческих групп складывается из:  
 •  благ, получаемых из источников, общих для всего населения страны, главное из них — заработная плата;  
 •  благ статусного характера, т.е. благ, непосредственно связанных со статусом занимаемой должности; 
 •  обеспечением обслуживающим персоналом, транспортом, кабинетом. В целом экономическое положение субъекта зависит от его должностного положения в процессе управления хозяйственными системами.  
11. Управленческая культура — это совокупность устойчивых традиционных положений для данной хозяйственной системы управления, основанных на ценностях, социальных нормах, мотивациях и нормах поведения.  
 Эффективность  управления социальными процессами и явлениями зависит от полного использования человеческого потенциала организации, развития организационной культуры, налаживания духа предпринимательства, новаторства.   
Для характеристики результатов функционирования хозяйственных систем используют экономические и социальные аспекты. Для характеристики социальной сферы используют показатели, характеризующие условия быта и труда, и производства.   
 Для социального менеджмента необходимо использовать дополнительные показатели: 
 •  характеризующие качество работника  (новаторы, энтузиасты, преданные делу, бездельники и т.д.); 
 •  организационный порядок, т.е.  слаженность действий в процессе управления и производства всех категорий работников, четкость передачи распоряжений, мобильная обратная связь.  
Категории, описывающие экономические условия, от которых зависит функционирование социального механизма управления производством.   
Отношение к собственности — выражает экономические различия и характер взаимоотношений между различными социальными группами. Собственность означает, что субъект имеет право выполнять любые действия над ресурсами, целиком присваивая полезный результат своих действий, после уплаты налогов, а также несет всю полноту материальной ответственности за их последствия. Связь формы собственности в социальном менеджменте формирует отношения и экономический статус его субъектов.  
Хозяйственный механизм управления — отражает господствующие отношения собственности в конкретных формах хозяйствования. Хозяйственный механизм управления представляет собой совокупность средств воздействия (это экономические рычаги, стимулы, санкции, налоги и т.д.) и инструментов (методы управления — экономические, организационно-административные и социально-психологические).   
Экономические средства и инструменты хозяйственного механизма определяют, что, как и можно или нельзя делать субъектам в разных сферах деятельности производства и на его разных уровнях.  
Организационная структура управления производства — отражает взаимосвязи субъектов социального механизма управления, их отношения в процессе производства и управления.  
 Описанные  выше некоторые категории разработаны  наукой об управлении и составляют  основу понятийного аппарата  теории социального управления, социальный менеджмент заимствует эти категории из науки об управлении и корректирует их с учетом разрешения собственных социальных проблем управления.   

2. Социальные проблемы управления и их виды   
 Социальные  проблемы можно условно разделить  на группы:   
 » социальные проблемы труда (производства)   
 » непроизводственной сферы.   
 » в сфере управления — это комплекс социальных проблем, касающихся управленческих групп, которые причастны к управлению производством на его разных уровнях: профессиональных «менеджеров» (от министра до мастера участка); специалистов, профессия которых требует выполнения управленческих функций (юристов, экономистов, технологов).  
К социальным проблемам, возникающим в процессе управления производством, можно отнести проблемы, связанные с составом управленческих кадров, их положением в иерархии управления, дефектами их подбора, расстановки и обновления, распределением между ними управленческой власти, качеством управленческого труда. Нерешенность этих и многих других социальных проблем управления производством делает изучение социального менеджмента важным и актуальным.   
 Сегодняшняя ситуация в стране резко отличается не только от 30-х, но и от 80-х годов. Главной для управления производством впервые становится необходимость социального заказа, изучение социальных проблем управления экономикой.  
 В  этих условиях социальный менеджмент должен выполнять функции
 •  объяснительную — объяснение  причин негативных явлений; 
 •  информационную — обеспечение  надежных данных о ходе изменений,  о том, где они происходят, какие  стороны общественного устройства  затрагивают, каково отношение ко всему этому разных социальных групп, какова стратегия их поведения; 
 •  прогнозную и инженерную —  разработку проектов решения актуальных проблем.  
 Социальный  менеджмент определяет теоретико-методологическую  базу социального механизма управления экономикой, который, в свою очередь, определяет лицо общества и характер его динамики. Изучение социальных проблем управления позволяет формировать иерархию субъектов управления производством и управленческих групп: условия, в которых существуют и работают эти группы; то или иное положение, которое предоставляется группам в иерархии власти и системе управления производством; регламентацию полномочий; результаты, к которым приводят действия управленческих групп, уровень развития экономики производства и управления.   
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.