На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Искусство как форма культуры

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 09.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 
 

     Искусство — это сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. Оно призвано удовлетворять универсальную потребность человека, воссоздавать окружающую действительность в развитых формах человеческой чувственности.
     В современных толковых словарях указывается, что слово «искусство» в русском языке употребляется в трёх разных смыслах. Оно может означать: 1) любое занятие, требующее определённых знаний и умений («военное искусство», «искусство вязания», «искусство вождения автомобиля»); 2) мастерство, искусность в каком-либо деле можно «проявить искусство» в чём угодно – в колке дров, составлении шпаргалок, ведении переговоров и прочее); 3) сфера художественной деятельности и её продуктов – художественных произведений. Слову «искусство» можно придать предельно широкий смысл, если исходить из того, что «искусственное» противостоит «естественному». Ибо всякий  артефакт, т.е. любой феномен культуры, в отличие от явления природы, имеет искусственное происхождение, а потому есть результат «искусства». При таком толковании этого слова к «искусству» придётся отнести всю человеческую культуру и всё, что ею порождено.
     Актуальностью нашей темы является то, что искусство - это один из элементов культуры, в котором накапливаются художественно-эстетические ценности, это форма чувственного познания мира, в искусстве проявляются творческие способности человека, искусство есть процесс освоения человеком художественных ценностей.
     Предметом искусства выступает действительность, но взятая не сама по себе, а через  отношение к ней человека, когда  она пропущена через его переживания и его оценку. Поэтому основная ценность искусства – человек, его жизнь во всех формах ее проявления. Что дает нам основание назвать искусство «человековедением» и в этом смысле искусство выступает как своеобразный воспитатель, как учитель жизни.
     В то же время искусство есть художественное выражение действительности, т.е. оно осваивает мир в форме художественного образа, который является своеобразной «клеточкой искусства», а потому в этой «клеточке» заключены, все его противоречия, таинства и богатства. Само слово «образ» обозначает, что это некая копия, подобие, слепок какого-то предмета – оригинала. При этом образ может создаваться самым различным образом: фотография, рисунок, виртуальный образ на дисплее компьютера и т.д. Что касается художественного образа, то по своему содержанию он является специфическим для искусства способом воспроизведения действительности в живой, конкретно-чувственной, непосредственно воспринимаемой форме.
     Целью нашей работы является познать –  каково оно искусство и доказать, что вся система искусств в целом и каждый его вид в отдельности является частью культуры.
     Задачи  культурологического анализа искусства заключается в следующем:
     - в выяснении его социокультурных смыслов, его типологии и динамики;
     - в исследовании искусства как части целостного социокультурного пространства;
     - в выявление изменений в художественной  культуре;
     - взаимодействия с другими феноменами культуры.
    Множество источников помогут нам в этой задаче. Так прежде всего это
    «Культурология» под редакцией Н. Г. Багдасарьяна.
«Духовная культура России» под редакцией Б. Свешникова.
«Культурология в вопросах и ответах» И.Т. Пархоменко, А.А. Радугин. 
 
 
 
 
 

     Глава I Искусство как предмет исследования 
 

     Существует  множество определений искусства. Назовём основные подходы к пониманию этого явления. Во-первых, искусство – это специфический вид духовного отражения и освоения действительности. На протяжении многих лет исследователи искусства далее добавляли: «…имеющейся целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты». Следует заметить, что сам факт существования цели у искусства является спорным, а понятие красоты – относительным, так как эталон красоты может сильно различаться в разных культурных традициях.
     Во-вторых, искусство – это один из элементов культуры в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности. В-третьих, это форма чувственного познания мира.  Можно выделить три  способа человеческого познания: рациональный (логический, абстрактный, основанный на мышлении); чувственный (основанный на эмоциях, чувствах) и иррациональный ( основанный на интуиции). В основных проявлениях духовной культурной деятельности человека, в блоке социально значимого знания, являющегося символический облик культуры (науке, искусстве, религии), присутствуют все три, но каждая из сфер имеет свои доминанты: наука – рациональную, искусство – чувственную, религия - интуитивную. В-четвёртых, в искусстве – проявляются творческие способности человека (проблема художника-творца). В-пятых, искусство может рассматриваться как процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющий ему удовольствие, наслаждение (проблема восприятия и понимания искусства).
     Искусство многогранно, это душа человека. Искусство  – это богатейший мир прекрасных образов, это полёт фантазии, это  желание понять смысл жизни и  человеческого бытия, это многоярусные, устремлённые ввысь буддийские пароды, изысканная вязь мусульманских орнаментов, скорбный лик Богоматери, глядящий на нас с русских икон.  Искусство – это совершенство античных статуй, грандиозность средневековой готики, прекрасные образы ренессансных мадонн, буйство воздуха, света, жизни у импрессионистов, это загадки, которые нам загадывает сюрреализм. Искусство – это величайшие творения Данте и Микеланджело, Шекспира и Пушкина, живопись Леонардо и Рубенса, Пикассо и Матисса, гениальная музыка Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Шостаковича, скульптуры Фидия и Поликлета, Родена и Майоля, спектакли Станиславского и Мейерхольда, Брехта и Брука, фильмы Феллини, Бергмана, Тарковского. Искусство – то, что окружает нас в повседневной жизни, приходит в наш дом с экранов телевизоров и видео, звучит на эстраде и в аудиозаписях.
     Если  и попытаться лаконично определить, что такое искусство, то можно  сказать, что это «образ» - образ  мира и человека, переработанный в  сознании художника и выраженный им в звуках, красках, формах. В художественных образах отражается не только действительность, но и мироощущение, мировоззрение культурных эпох. Исследователи, пытаясь понять природу искусства, видели в нём и реализацию инстинкта украшения и подражания природе, и средство общения между людьми и источник познания мира, и своеобразное кодирование информации об исторических периодах и народах, рассматривали искусство как текст и знаковую систему, как игру, удовольствие, проявление иррационального и бессознательного начало в человеке, видели в нём способ самовыражения и самосознания человечества через личность художника. Все эти интерпретации отражают накопленное знание об искусстве и раскрывают различные грани культуры. 
 

     1.2 Дисциплины изучающие искусство 
 

     В повседневном употреблении понятия  «искусство» и «художественная  культура» тождественны. Однако понятие  «художественная культура» гораздо  объёмнее, чем понятие «искусство». Оно включает всю систему искусств в целом и каждый его вид в отдельности, сам процесс создания произведений искусства на протяжение многих веков, процесс восприятия искусства, специализированные институты культуры (театры, музеи, концертные залы), в которых осуществляется хранение и трансляция художественных ценностей… Всю эту сложную систему бытия искусства в художественной культуре изучают специальные дисциплины – искусствознание и эстетика, дающие материал для культурологического анализа. Родоначальником истории искусств принято считать Дж. Вазари (1511 – 1574), итальянского живописца и архитектора, создавшего первый труд в этой области: «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». В XVIII веке складывается теория искусств (немецкий просветитель И. Винкельман) и художественная критика (французский философ – энциклопедист, писатель Д. Дидро). Немецкий философ А. Баумгартен в XVIII веке ввёл термин «эстетика» для обозначения «науки о чувственном знании» - низшей теории познания. Однако первые эстетические мысли  об искусстве, о том, что такое красота, мы находим в древнейших восточных трактах «Веды», «Авеста», и у античных философов, и в религиозных средневековых сочинениях. Для немецкого философа И. Канта эстетика – это «наука о чувственности вообще». Другое понимание эстетики как философии искусства в наиболее яркой форме представлено в немецкой классической философии Г. Г. Гегелем. В XX веке проблемами искусства занимаются и такие современные науки, как социология и психология. В психологии искусства исследуется психология художественного творчества и психология восприятия искусства. В социологии искусства изучаются закономерности взаимодействия искусства и общества, их отражение в художественном  творчестве и исполнительстве. Специфика культурологического анализа искусства – в выяснении его социокультурных смыслов, его типологии и динамики, а также в исследовании искусства как части целостного социокультурного пространства, его взаимодействия с другими феноменами культуры. 

     1.3 Социокультурные смыслы искусства 
 

     Различные подходы к пониманию искусства  и его возникновения свидетельствуют о множественности его социокультурных смыслов. Л. С. Выготский утверждал, что "искусство первоначально возникает как сильнейшее орудие в борьбе за существование, и нельзя, конечно, допустить и мысли, чтобы его роль сводилась только к коммуникации чувства и чтобы оно не заключало в себе ни
     какой власти над этим чувством. Если бы искусство... умело только вызывать в нас веселость или грусть, оно никогда не сохранилось бы и не приобрело того значения, которое за ним необходимо признать"'.
     Мы  читаем книги, смотрим фильмы, слушаем  музыку, восхищаемся грандиозными архитектурными сооружениями и тем самым расширяем наши знания о мире и о человеке, его чувствах и мировоззрении. Русский литературный критик В. Г. Белинский отмечал, что истина открылась человечеству впервые в искусстве, а немецкий философ Ф. Шеллинг считал искусство высшей формой познания.
     Искусство может рассматриваться как способ коммуникации: в нем закрепляется связь между человеком и обществом; благодаря искусству человек может переноситься в другие эпохи и страны, общаться с другими поколениями, людьми (пусть даже вымышленными), в чьих образах художник отразил не только свои собственные представления, но и современные ему взгляды, настроения, чувства.
     Воспринимая художественные произведения, мы живем  вместе с любимыми героями, качествами которых не обладаем, с детских лет примеряя для себя полюбившиеся образы: это могут быть сказочные персонажи (Иван-царевич), носители доброго начала (Зорро, супермэн). Позднее все нереализованные возможности и скрытые желания компенсируются при общении с искусством (я — следователь, я — президент, я — суперполицейский, я — балерина и т.д.). Кроме того, при включенности в мир художественных образов  происходит своеобразная компенсация нашей будничной, подчас однообразной, жизни. В одних видах искусства (литература, театр, кино) эта взаимосвязь более очевидна, в других (архитектура, живопись, музыка) — механизм художественно-психологической компенсации более сложен.
     В культуре существует некая сфера  "эстетического" (чувствующий, относящийся к чувственному восприятию). Именно здесь раскрывается суть прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического. Эта сфера — проекция эстетических явлений в природе: открывая для себя искусство, человек видел и бездонное небо над головой, и красоту восходов и закатов солнца, и мощь разбушевавшейся стихии. Русский философ В. Соловьев подметил, что "красота, разлитая в природе в ее формах и красках, на картине является сосредоточенною, сгущенною, подчеркнутою", а эстетическая связь искусства и природы "состоит не в повторении, а в продолжении того художественного дела, которое начато природой"1.
     Для обозначения эстетического воздействия  искусства на человека в античной философии появляется термин "катарсис". В рамках пифагорейской школы существовала теория и практика излечения телесных недугов, очищения души от вредных страстей (гнева, страха, ревности) с помощью определенных музыкальных ладов. Аристотель понимал под катарсисом очищение через страх и сострадание: в психике человека под воздействием песнопений, музыки, античной трагедии возникают сильнейшие аффекты, результатом которых становится некое облегчение и очищение, связанное с удовольствием.
     В дальнейшем существовали разные интерпретации этого термина: под катарсисом понимали очищение страстей (от чрезмерностей), очищение от страстей (их устранение), возбуждение страстей, восстановление гармонии духовного мира человека. Л.С.Выготский считал, что катарсис может рассматриваться как завершающая фаза сложного психофизиологического процесса восприятия произведения искусства: в психике человека происходит разряд эмоций, нервной энергии, "самосгорание" противоположно направленных аффектов.
     Мы  обращаемся к искусству и для  того, чтобы получить удовольствие.
В зависимости  от степени овладения "языками  искусства", люди получают удовольствие от фильмов А. Тарковского или триллеров, от "бульварной" детективной литературы или поэзии Гете и романов Достоевского, от "приятных для глаза" картин Ильи Глазунова или "закодированных" произведений Сальвадора Дали, от музыки Шопена в концертном зале или концерта любимой рок-группы. Наслаждение от художественных произведений — закономерное порождение восприятия эстетической организации звуков, форм, красок, движений. Но чувственное удовольствие можно считать лишь одной из граней более сложного эстетического восприятия.
     Кроме того, в искусстве происходит накопление художественных ценностей. Однако разделение ценностей на материальные и духовные и отнесение произведений искусства к духовным ценностям может рассматриваться как чисто условное, необходимое для анализа. В реальной жизни этого разделения не существует, ведь и античная статуя, и Собор Парижской Богоматери, и "Подсолнухи" В. Ван Гога, без сомнения, тяготея к духовной сфере культуры, в то же самое время являются ценностями материальными.
     Можно проследить определенную связь художника, создателя искусства, и общества. Художник осознанно или неосознанно выражает интересы определенных социальных слоев, групп, классов, партий; взгляды, настроения, мысли и чувства определенной культурно-исторической эпохи. Вспомним периоды, когда искусство было обращено к Богу,    звало на баррикады, выполняло идеологические задачи тоталитарной власти. Подлинное искусство считал немецкий философ И.Кант, является незаинтересованным, а русский мыслитель С. Булгаков утверждал, что истинное искусство свободно в своих путях и исканиях, оно "само себе довлеет, само по себе ищет, само себе закон". В этом случае формула "искусство для искусства" верно отражает его права, самостоятельность, свободу от подчинения извне.  Вместе с тем мы знаем огромное количество гениальных произведений, написанных по "заказу" (почти вся живопись эпохи Возрождения, музыка Баха, Моцарта и т.д.). Для истинного художника "заказ" — широкое поле для творчества,, выражение своего "Я"  (помните у А.С.Пушкина:  "Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать"). Почему мы называем шедеврами иконы Андрея Рублева? Да именно потому, что он поднялся над канонами, регламентирующими религиозное и иконописное искусство.
     И наконец, мы учимся у искусства вечным ценностям — Истине, Добру и Красоте. Искусство воспитывает нас, "лепит" нашу нравственность.
     Таким образом, социокультурные смыслы искусства подразумевают его бытие (онтологию) в культуре как способа чувственно-образного постижения мира, аккумуляции художественно-эстетических ценностей, специфического средства коммуникации и компенсации бессознательных импульсов, фактора духовно-нравственного развития личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава II Искусство и культура 
 

     2.1 Искусство - зеркало культуры 
 

     Существование искусства основано на парадоксе, который  заложен в самой его  природе. С одной стороны, художник творит, желая выразить своё индивидуальное видение мира и своё индивидуальное отношение к тому, что он в мире видит. Он, следовательно, зависим в своём творчестве, ему не надо подчинять свои мысли и чувства мнениям других людей. Но, с другой стороны, он творит, желая, чтобы его труд стал известен другим и привлёк к себе их внимание. Поэтому он зависим от потребителей продуктов своего творчества: если его труд  никому никогда усилия потрачены зря.
     Художника поймут, если то, что пишет он для  своей души, имеет социальное значение, т.е. волнует души других людей. Разрешение этого парадокса – в том, что между индивидуальным духовным миром художника и духовным миром других людей есть общность. Искусство обретает смысл в соприкосновении творца с потребителем.
     Встреча их, однако, будет плодотворной только тогда, когда художник не просто заденет  струны, соединяющие его душу с  душами других людей, но и заставит их звучать с особой силой и  выразительностью – так, как другие люди не сделают. «Если художник чувствует  столь же заурядно, кА и сам зритель, видит не более остро, он, художник, зрителю неинтересен, общения не происходит». Силой своего художественного дара он должен уловить  типичные, но, может быть, недостаточно отчётливо осознаваемые людьми особенности их культурного мира, «заострить типичное» и выразить его на языке художественных образов. А читатель, слушатель, зритель, со своей стороны, должен проявить активность, сделать определённые усилия для того, чтобы воспринять образы, создаваемые художником. «Я верю в искусство для народа. Но для народа, согласно сделать над собой хоть какое – то усилие. Искусство – не протертая каша, которую вливают в рот», - писал Валерий Георгиев, дирижёр петербургского Мариинского театра.
     Художник  в своём творчестве, в конечном счёте, так или иначе отражает существующие в культуре его народа и его эпохи взгляды и установки. Он выразитель культурных парадигм – когнитивных, ценностных, регулятивных. Каждое художественное произведение открывает нам какие – то черты мира культуры, в котором мы живём. А искусство в целом – панорама всего многообразия этого мира. Искусство есть «самосознание культуры». Культура отражается в искусстве, как в зеркале. «Культура  «смотрится» в это зеркало и совершенствуется в зависимости от того, что она в нём видит».
     Следует заметить, что культура страны, народа или эпохи отражается в зеркале  своего искусства и тогда, когда  в художественных произведениях  изображается жизнь дальних стран или других исторических эпох. Ибо художники описывают эту жизнь с позиций своей культуры, и выражают поэтому характерные именно для неё парадигмы. Так, и исторические романы, рисующие «дела давно минувших дней», и фантастические описания звёздных миров выражают всё – таки то видение мира, которое автор строит, исходя из установок, имеющихся в его культуре.
     Поскольку искусство в художественных образах  отражает облик национальной культуры, постольку знакомство с национальным искусством – лучшее средство познать культуру народа. Такое знакомство даёт возможность не только наблюдать другую культуру «со стороны», но и узнать, как она представляется людям «изнутри» неё, что она сама о себе «думает». Через обмен художественными ценностями различные национальные культуры получают возможность усвоить опыт друг друга.
     Взгляд  на искусство как на само сознание культуры позволяет с новой стороны увидеть значение его эмотивной функции. Если, как говорилось выше, когда речь шла об эмоциональности художественных образов вызванные искусством эмоции помогают людям осознать их неосознанные установки, то и в культуре общества искусство благодаря своей эмоциональной функции содействует тому же: оно выявляет содержащиеся в культуре установки, без него остававшиеся  бы неосознанными для носителей этой культуры.
     Искусство обнажает и делает доступным для  понимания содержащиеся в культуре скрытые, теневые элементы, процессы, тенденции. Не случайно обличие социальных пороков и противоречий чаще всего начинается именно в области искусства. Запечатлённая в художественных образах эмоциональная реакция на эти пороки и противоречия – сигнал, будоражащий общественное сознание, пробивающий его господствующую идеологию и помогающий осознать и понять их. Таким образом, эмотивная функция искусства играет важнейшую роль в том, что оно выступает как самосознание культуры.
     Решая задачи самосознания культуры, искусство  является не просто пассивно и равнодушно отражающим её «зеркалом». Оно принимает формы, соответствующие особенностям данной культуры и позволяющие наиболее адекватно отразить её. 
 

     2.2 Искусство и художественная культура 
 

     Кризисные явления в современном искусстве, отмечавшиеся многими исследователями, актуализировали вопрос о том, как происходят изменения в художественной культуре. Существуют ли какие-то закономерности в смене стилей и направлений, можно ли говорить о прогрессе искусства? Будет ли справедливым считать, например, искусство барокко лучше готики, искусство феодального общества совершеннее искусства рабовладельческого, а искусство XX века — высочайшим художественным достижением мировой культуры?
     Вопрос  об изменениях в художественной культуре не может быть решен однозначно.   В истории культуры известны периоды, когда крупные социально-экономические преобразования способствовали бурному расцвету всех искусств. Так было в "золотой век" русского Просвещения при императрице Екатерине  II (вторая половина XVIII в.), когда формировалась национальная школа в русской литературе, театральном, изобразительном искусстве, музыке (М. В.Ломоносов, Н. М. Карамзин, А. П. Сумароков, художник Ф. С. Рокотов, актер Ф. Волков, архитектор В. И. Баженов творили в это время). Но эта зависимость может быть и обратной: в периоды глубочайших социально-культурных и экономических кризисов мы наблюдаем усиление экспериментального и поискового начала в искусстве, появление новых стилей, жанров и направлений (рубеж XIX — XX вв. в России — это и художники "Мира искусств", и символизм А. Блока, А. Белого, и музыка А. Н. Скрябина, и рождение нового "языка живописи" у В. Кандинского и К. Малевича, и театральные искания К. С. Станиславского и В. Э. Мейерхольда).
     В различные культурно-исторические эпохи на первый план выдвигались те виды искусства, которые наиболее полно выражали* данную эпоху. Мы говорим: античная скульптура, средневековая архитектура, живопись Возрождения, тем самым подчеркивая, чтоданные вида искусства были доминирующими, а остальные существовали под их влиянием.
     Современные представления о мире все более  усложняются, что позволяет, вслед за М.Бахтиным, говорить о "'полифоничности" современной художественной культуры. Полифоничность художественной культуры — это и ее "романизация" (выражение М. Бахтина), и "музыкализация", и "видеолизация", и зрелищность. Отдельные виды художественного творчества не существуют сегодня изолированно друг от друга, что выражается не только в появлении новых синтетических жанров искусства (симфонии-балеты, мюзиклы), но и в интегративнности художественного мышления, в расширении художественной сферы (светомузыка, цветомузыкальные фильмы, эстетический феномен моды, художественного конструирования, компьютерной графики). В искусстве естественно и свободно происходит отказ от прошлых завоеваний и находок, когда они не выражают нового мироощущения человека в культуре. Совершенствуются приемы, технологии, способы извлечения звука, цвета, расширяются границы художественной сферы, но само искусство не меняет своей сущности, не становится более или менее прогрессивным. И это важнейшая особенность искусства как феномена культуры.
     Таким образом, развитие искусства происходит в рамках динамических изменений всей культуры. Выяснение закономерностей динамики художественной культуры — одна из актуальных задач современной культурологии. Но сколько бы ни пытались ученые постичь искусство, в нем всегда будет оставаться некая тайна, которую невозможно охватить только рациональными методами. Как неугомонный "кастальский ключ", оно дарует художникам "волны вдохновенья", радуя нас своей непредсказуемостью.
     В чем же заключается тайна искусства, что является критерием художественности его произведений? Духовный мир, выражающий сущность человека, — самый главный и самый интересный предмет искусства. Магическая притягательность искусства исходит от его формы, выступающей источником любования, наслаждения, игры _ духовных способностей человека. Это состояние художественного восприятия не раз давало основание утверждать слитность в художественном образе рационального и нерационального, эмоционального, неосознанного, интуитивно-психологического, говорить о взаимопереходе и взаимодополнительности этих сторон. Немецкий философ И. Кант считал, что эстетическое переживание — это удовольствие, которое "свободно от всякого интереса2". Емкую характеристику специфики художественного образа дал    отечественный философ А.Ф.Лосев: "Всякий подлинно художественный образ никогда не понимается нами как рациональная сумма каких-нибудь дискретных признаков, а как нечто живое, из глубины чего бьет неугомонный источник и чего мы не можем сразу охватить своими рациональными методами. Художественно то, на что никогда нельзя наглядеться, сколько бы мы на него не глядели. А это значит, что как бы глубоко мы не воспринимали художественный образ, в нем всегда остается нечто непонятное и неистощимое, волнующее нас всякий раз, как только мы воспринимаем этот образ3". Вот где ключ к разгадке тайны искусства. Если псевдоискусство подражает ему чисто внешне, рассчитано на внешний эффект, то истинно художественные произведения предполагают вдумчивое прочтение, "ведь искусство возможно только тогда, когда существует потребность самостоятельного  построения  образа — через  освоение словаря,
форм  и содержательных элементов, и только тогда оно обеспечивает общение4". 
 

     2.3 Искусство и массовая культура 
 

     Эта проблема затрагивает сегодня не только взаимосвязь искусства и экономики, но и саму проблему художественности. В XX веке в искусстве используются не существовавшие ранее источники звука, цвета, света. В каждом доме, благодаря телевидению, видео, радио, могут услышать музыкальную классику, увидеть шедевры из собраний лучших музеев мира, посмотреть кинофильмы и театральные постановки величайших режиссеров современности. Однако массовое производство и репродуцирование произведений искусства оборачивается появлением стандарта не только в материальной, но и в духовной сфере, а это, в свою очередь, приводит к выработке усредненного вкуса. Можем ли мы отли-
чить в том потоке музыке, который обрушивается на нас ежедневно, художест
венное  от нехудожественного, искусство от псевдо-искусства, эрзац-культуры? Стандартизация вкусов способствует усреднению уровня художественных произведений. Достаточно часто не талант создает имидж той или иной звезды, а наличие хорошего продюсера, рекламы. Искусство начинает подчиняться законам рынка, где создание художественных произведений зависит от спроса и
предложения. Идет острая конкурентная борьба за зрителя, и не случайно мы  

говорим о целой системе шоу-бизнеса. Единицы  ходят в музеи, на концерты классической музыки, а на шоу-представления рок-музыкантов — десятки тысяч. В массовой культуре доминируют чувственная экспрессия, получение удовольствия.
     Эту особенность духовной культуры подметил испанский культуролог XX века X. Ортега-и-Гассет, предложивший концепцию элитарной и массовой культур. Еще в средние века, когда общество было разделено на два социальных слоя — знатных и плебеев, — существовало благородное искусство, которое было условным, идеалистическим, то есть художественным, и народное — реалистическое и сатирическое. "Новое искусство, — считает Ортега-и-Гассет, — разделяет публику на два класса — тех, кто понимает, и тех, кто не понимает его, то есть на художников и тех, которые художниками не являются5
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.