На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Конкурентные отношения в России

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 10.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 38. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение
     Современная рыночная экономика представляет собой  сложную систему, состоящую из огромного  количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, которые взаимодействуют  между собой под влиянием комплекса  правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок.
     Рынок – это организованная структура, в состав которой входят производители  и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения  производителей устанавливаются и цены товаров, и объёмы продаж. Количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.
     Ключевым  понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренция (лат. concurro – сталкиваться, состязаться). Конкуренция это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объёмов предложения товаров на рынке.
     Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но ее формы весьма разнообразны в различных рыночных ситуациях. Это существенно влияет на поведение всех экономических агентов при принятии решений относительно цен, объема производства продукции и других параметров хозяйственной деятельности.
     Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать  для себя наиболее выгодные условия  производства и сбыта товаров  в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и обостряется конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наёмных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция.
     Примерено до середины 19 века для экономики  развитых стран была характерна совершенная (свободная) конкуренция, что определялось небольшими размерами предприятий  и многочисленностью производителей. Но со второй половины века крупные предприятия захватывают все большую долю рынков (рынков отдельных товаров), что приводит к появлению несовершенной конкуренции, а позже – к появлению монополий.
     Конкуренция – это главный механизм современного рынка. Создание конкурентной среды – важнейшее условие функционирования рыночной экономики. В начале 90-х годов Россия взяла твердый курс на построение рыночного хозяйства, отказ от государственной монополии и развитие конкуренции. Однако в течение уже десяти лет Россия сталкивалась и продолжает сталкиваться с серьезными проблемами в создании конкурентной среды. Полная государственная монополия, существовавшая в стране более 70 лет, естественные монополии и их социальная значимость – все это существенно осложняет процесс создания конкурентной среды в экономике Российской Федерации. В тоже время уже сегодня можно говорить о значительном прогрессе России в вопросе построения конкурентной среды.
     Таким образом, можно с полным правом говорить о том, что вопросы конкуренции имеют сегодня большую актуальность, как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне.  
 
 
 
 
 
 
 

     1. Конкуренция и  ее содержание. 

     1.1.Сущность  конкуренции, ее  значения для развития  экономики.
     Наиболее  мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка, является степень развития на нём конкурентных отношений.
     Конкуренция представляет собой процесс управления субъектом своими конкурентными  преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Конкуренция является сегодня движущей силой развития субъектов и объектов управления, общества в целом, рыночного хозяйства страны.
     Впервые теория конкуренции была обобщена известным  экономистом Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и  причине богатства народов». Новизна  теории конкуренции А. Смита заключается  в том, что он впервые:
     - сформулировал понятие конкуренции  как соперничества, повышающего цены (при сокращении предложения) и уменьшающего цены при избытке предложения;
     -  сформулировал главный принцип  конкуренции - принцип «невидимой  руки», в соответствии с которым  «дергая» за ниточки марионеток  – предпринимателей, «рука» заставляет их действовать в соответствии с неким «идеальным» планом развития экономики, безжалостно вытесняет фирмы, занятые производством ненужной рынку продукции;
     - разработал теоретически очень  тонкий и гибкий механизм конкуренции,  который объективно уравновешивает отраслевую норму прибыли;
     - определил основные условия создания  эффективной конкуренции; 
     - разработал модель усилия и  развития конкуренции, доказал,  что в условиях рыночных отношений  возможно максимальное удовлетворение  потребностей потребителей и наилучшее использование ресурсов общества в масштабе общества в целом.
     В конце 1998 года по уровню конкурентоспособности  Россия находилась на 127 месте из 180 стран, оцениваемых Всемирным экономическим  форумом. В тоже время по этим же оценкам, по жизненному уровню Россия находилась в седьмом десятке.
     Одной из главных причин такого положения  является то, что в России системно и профессионально проблемами создания конкурентной среды никогда никто  не занимался. Россия уже на протяжении более чем 10 лет строит рыночные отношения. Однако ни Государственная Дума, ни Правительство Российской Федерации, ни Российская академия наук ни другие структуры не нашли возможным включить в свои планы работ решение проблем создания конкурентной среды в экономике России, разработку стратегий и планов по созданию эффективной и полноценной конкурентной среды.
     Впервые проблема создания конкурентной среды  на государственном уровне была поднята  лишь 30 марта 1999 года в Ежегодном  послании Президента России Б.Н. Ельцина Федеральному Собранию России. В тоже время при построении рыночных отношений, представляется, что все действия Президента, Федерального Собрания, Правительства и каждого политика в отдельности должны оцениваться не с точки зрения соответствия либеральным или антилиберальным экономическим взглядам, а по единственному критерию: способствуют ли эти действия созданию конкурентной среды. Именно так происходит в большинстве развитых стран мира.
     Особую  практическую ценность представляет собой  опыт стран, входящих в технологическое ядро мирового сообщества – США, Японии, Англии, Франции по созданию внутренней конкурентной среды и удержанию внешних конкурентных преимуществ.
     Можно выделить следующие основные тенденции  и особенности построения развитой конкурентной и удержания конкурентных преимуществ среды в этих странах:
     - отлаженная правовая система  демократического государства;
     - ограниченность природных ресурсов (исключение - США);
     - отлаженная система управления (менеджмента)  на всех уровнях иерархии;
     - значительный удельный вес виртуальных информационных и управленческих технологий на основе Интернет (особенно у США);
     - значительный удельный вес высоких  безотходных технологий производства (особенно в Японии и США);
     - стремление к нахождению и  удержанию сфокусированных конкурентных преимуществ фирм в узком секторе глобальной экономики;
     - развитие международной стандартизации  и интеграции;
     - высокая надежность техники (особенно  немецкой и японской);
     - устойчивая финансовая система;
     - высокая эффективность использования ресурсов;
     - значительные затраты на рекламу  при относительном равенстве  качества конкурирующих товаров;
     - высокое качество товаров и  услуг;
     - рост темпов расхода государства  на науку, образование и развитие  человека;
     - высокая продолжительность жизни  населения;
     - высокие позиции в мировой  иерархии по конкурентоспособности  как результат рациональной экономической  политики государства.
     Развитие  конкурентных отношений тесно связано  с разделением экономической  власти. Когда она отсутствует, потребитель  лишён выбора и вынужден либо полностью согласится на диктуемые производителем условия, либо совсем остаться без необходимого ему блага. Напротив, когда экономическая власть разделена и потребитель имеет дело с множеством поставщиков аналогичных товаров, он может выбрать тот из них, который в наибольшей степени соответствует его нуждам и финансовым возможностям.
     Конкуренция имеет важное значение в жизни  общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных единиц. Через неё  товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обуславливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция может превратится в разрушительную силу для экономики. Для удержания её на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет правила ведения бизнеса соперников. В этих законах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкуренции.
     Конкуренция имеет как положительные, так  и отрицательные стороны. Положительные  стороны:
      - она способствует развитию научно-технического  прогресса, постоянно заставляя  товаропроизводителя применять  лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. В ходе конкуренции исчезают экономически-неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;
     - она чутко реагирует на изменение  спроса, ведёт к удешевлению издержек  производства, тормозит рост цен,  а в ряде случаев к их снижению;
     - выравнивает норму прибыли на  капитал и уровень заработной  платы во всех отраслях национальной  экономики. 
     К числу негативных сторон можно отнести:
     - придаёт бизнесу определённую  нестабильность, создаёт условия  для безработицы, инфляции и банкротства;
     - ведёт к дифференциации доходов  и создаёт условия для их  несправедливого распределения; -
     - её следствием может быть перепроизводство  товаров и не догрузка мощностей  в периоды производственных спадов.
     Конкуренция предполагает свободу вступления экономических единиц в любую конкретную отрасль и свободу выхода из неё. Эта свобода необходима для того, чтобы экономика могла надлежащим образом адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологии или предложения ресурсов. Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в её постоянном стимулировании эффективности производства.  

     1.2.Виды  конкуренции.
     Положительный эффект конкуренции во многом зависит  от тех условий, в которых она  действует. Обычно выделяют три основные предпосылки, наличие которых необходимо для функционирования механизма конкуренции: во-первых, равенство экономических агентов, действующих на рынке (во многом это зависит от количества фирм и потребителей); во-вторых, характер производимой ими продукции (степень однородности продукта); в-третьих, свобода входа на рынок и выхода с него (прежде всего отсутствие препятствий для входа в виде организационных объединений и структур).
     Различают несколько видов конкуренции, или  так называемых форм рыночных структур (рис. 1):
     - совершенная конкуренция;
     - монополистическая конкуренция;
     - конкуренция в условиях олигополии; 

     - чистая монополия.
       
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 1 – Основные виды конкуренции 

     Рассмотрим  подробнее вышеперечисленные виды конкуренции.
     Рынок чистой конкуренции состоит из достаточно большого числа продавцов, конкурирующих между собой. Каждый из них предлагает стандартную, однородную продукцию многим покупателям. Объемы производства и предложения со стороны отдельных производителей составляют незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не может оказывать заметного влияния на рыночную цену, не должна «соглашаться с ценой», принимать ее как определенный  заданный параметр.
     Участники конкурентного рынка имеют абсолютно  равный доступ к информации, то есть все продавцы имеют представление о цене, технологии производства, возможной прибыли и так далее. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах и об их изменениях. Существует также свобода входа и выхода на рынок: любая фирма, при желании, может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть соответствующий рынок.
     Колебания цены на рынке могут быть достаточно интенсивными.
       Однако разница в цене –  это не результат деятельности  стихийных продавцов, в процесс  взаимодействия спроса и предложения на данном рынке.
     На  практике во все времена – чистая конкуренция – явление достаточно редкое. Однако все же существует ряд  отраслевых рынков, которые сравнительно в большей степени имеют именно эту структуру (рынок сельскохозяйственных продуктов, рынки некоторых услуг). Эти рынки включаю большое число независимых продавцов, предлагающих стандартизированный товар, цена на который определяется спросом и предложением.
     В условиях совершенной конкуренции  максимизация прибыли в краткосрочном  периоде конкурентной фирмы может быть исследована, используя принцип сопоставления валового дохода с валовыми издержками или принцип сопоставления предельного дохода с предельными издержками. Фирма будет максимизировать прибыли, производя такой объем продукции, при котором валовой доход превышает валовые издержки на наибольшую величину. Убытки будут минимизированы путем производства, при котором превышение валовых издержек над валовым доходом является минимальным и меньше, чем совокупные постоянные издержки.
     Является  ли чисто конкурентная отрасль отраслью с постоянными или возрастающими издержками конечное положение долговременного равновесия для каждой фирмы будет иметь те же самые основные характеристики. Как показано на рисунке 2, цена (и предельный доход) установится на уровне, где она равна минимуму средних издержек. В условиях совершенной конкуренции кривая предельных издержек пересекает кривую средних издержек в точке их минимума и, следовательно, равна средним издержкам.
     В положении равновесия как видно  из рисунка 2 все находится в равенстве MR (P) = AC = MC. Это равенство говорит о том, что хотя конкурентная фирма может получать экономические прибыли и убытки в краткосрочном периоде, она будет просто покрывать свои издержки, производя в соответствии с правилом MR (P) = MC в долговременном периоде.
     Таким образом, в долговременном периоде конкурентная цена будетиметь тенденцию сравняться с минимумом средних издержек производства. Это так, потому что экономические прибыли заставят фирмы вступать в конкурентную отрасль до тех пор, пока эти прибыли не будут сведены на нет конкуренцией. Наоборот, убытки вызовут массовый отток фирм из отрасли до тех пор, пока цена продукта снова не покроет издержки на единицу продукции. 

     
     
       
 
 

       

     Рисунок 2 – Положение равновесия конкурентной фирмы 

     Тройное равенство MR (P) = AC = MC предполагает определенные выводы, касающиеся эффективности чисто конкурентной экономики, которые на практике имеют достаточно большое социальное значение.
     Олигополия  является своеобразной разновидностью конкуренции. Олигополии нельзя в чистом виде отнести к совершенной или несовершенной конкуренции. Олигополистические отрасли характеризуются наличием нескольких фирм, каждая из которых обладает значительной долей рынка. Фирмы, находящиеся в таких условиях, являются взаимозависимыми; поведение любой из них оказывает непосредственное воздействие и само испытывает на себе влияние со стороны конкурентов. Продукта могут быть фактически одинаковыми или значительно дифференцированными. Причинами, лежащими в основе развития олигополии, являются эффект масштаба, другие барьеры, а также преимущества слияния.
     Неопределенности, присущие не основанному на тайном соглашении ценообразовании, благоприятствуют тайному сговору. Для участвующих  в тайном сговоре олигополистов характерна тенденция к максимизации общих прибылей, то есть к поведению их в некоторой степени как чистых монополистов. Лидерство в ценах представляет менее формальное средство тайного соглашения, при котором крупнейшая или наиболее эффективная форма в отрасли предпринимает изменение цен, а другие фирмы следуют за ней.
     Рыночные  доли в олигополитчиеских отраслях обычно определяются на базе неценовой  конкуренции. Упор на неценовую конкуренцию  своими корнями уходит в две следующие  основные причины:
     1. конкуренты фирмы могут достаточно  быстро и легко ответить на  снижение цен. Вследствие этого  возможность значительного увеличения  чьей-либо рыночной доли достаточно  мала; конкуренты быстро аннулируют  любое возможное увеличение продаж, отвечая на снижение цен. И конечно, всегда существует риск, что ценовая конкуренция ввергнет участников в гибельную войну цен. Менее вероятно, что неценовая конкуренция выйдет из-под контроля. Олигополисты считают, что благодаря неценовой конкуренции могут быть получены более долговременные преимущества перед конкурентами, потому что изменения продукта, усовершенствования производственной технологии и удачные рекламные трюки не могут быть также быстро и так же полно дублированы, как снижение цен;
     2. вторая причина, объясняющая то, почему олигополисты делают основной упор на неценовую конкуренцию, заключается в следующем: промышленные олигополисты обычно обладают значительными финансовыми ресурсами, на которые можно поддерживать рекламу и развитие продукта. Следовательно, хотя неценовая конкуренция является основной чертой как отраслей с монополистической конкуренцией, так и олигополистических отраслей, последние обычно имеют более значительные финансовые ресурсы, которые позволяют им более полно заниматься неценовой конкуренцией.
     Сегодня можно выделить две основные различные  точки зрения на экономические последствия  олигополии.
     Первая (традиционная) точка зрения полагает, что поскольку олигополия близка по структуре к монополии, следует  ожидать, что она действует приблизительно аналогичным образом. Согласно этой точки зрения можно ожидать, что олигополия, для которой характерны барьеры для вступления, приводит к ограничению выпуска ранее точки наименьших издержек на единицу продукции и соответствующей рыночной цены, что приносит значительные, если не максимальные, экономические прибыли. Действительно, можно даже утверждать, что олигополия является фактически менее желательной, чем чистая монополия, по той простой причине, что чистая монополия часто подвергается государственному регулированию, для того чтобы уменьшить злоупотребления рыночной властью. Неофициальное тайное соглашение между олигополистами может дать в результате цены и объемы производства, подобные тем, к которым приводит чистая монополия, хотя при этом сохранится внешняя видимость конкуренции нескольких независимых фирм.
     Традиционная  точка зрения оспаривается точкой зрения Шумпетера – Гелбрейта, в соответствии с которой крупные олигополистические фирмы с рыночной властью необходимы для достижения быстрых темпов научно-технического прогресса. Утверждается, во-первых, что современная научно-исследовательская деятельность по разработке новых продуктов и производственных технологий является невероятно дорогостоящей. Поэтому только крупные олигополистические фирмы способны финансировать обширную работу в области научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Во-вторых, существование барьеров для вступления дает олигополисту некоторую уверенность в том, что он будет получать прибыли, определенную часть которых можно направить на НИОКР.
     Таким образом, существование олигополий и конкуренция в условиях олигополии вызывают неоднозначные взгляды  и мнения на эффективность их существования  и функционирования на рынках.
     Абсолютно чистая монополия существует, когда только одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей. Чистая конкуренция характеризуется следующими основными признаками:
     - в условиях чистой монополии  одна фирма является единственным  производителем продукта или поставщиком услуги.
     - продукт монополии всегда уникален  в том смысле, что близких его  заменителей не существует, то  есть какие-либо приемлемые альтернативы  отсутствуют.
     - чистый монополист всегда сам  назначает цену и устанавливает  значительный контроль над ценой.
     - если по определению чистый  монополист не имеет прямых  конкурентов, должна быть причина  такому отсутствию конкуренции.  И она есть: существование монополии  во многом зависит от существования  барьеров для вступления на  рынок.
     Как видно из рисунка 3, рыночное положение чистого монополиста отличается от положения конкурентной фирмы тем, что кривая спроса монополиста является понижающей, так как кривая предельного дохода оказывается ниже кривой спроса.
     Чистый  монополист будет максимизировать  прибыли путем уравнивания предельного дохода и предельных издержек. При одних  тех же издержках чистый          монополист сочтет более выгодным ограничить объем производства и назначить боле высокую цену, чем сделал бы конкурентный продавец. Монополист может увеличивать свои прибыли посредством ценовой дискриминации. Однако в любом случае, монополия способствует увеличению неравенства доходов. 

        250         эластичный                          неэластичный 

     200 

     150
           MR
     100                                                                                             D 

     50
             2        4        6      8     10      12    14      16 
 

     Рисунок 3 - Спрос и предельный доход фирмы  в условиях несовершенной конкуренции.
     Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Среди отличительных признаков монополистической конкуренции можно выделить:
      - существование достаточно большого  числа фирм, что ограничивает контроль над ценой, отсутствие взаимной зависимости, и тайный сговор становится практически невозможным;
     - продукты характеризуются реальными  и мнимыми различиями и различающимися  условиями их продажи;
     - экономическое соперничество влечет за собой как ценовую, так и неценовую конкуренцию;
     - вступление в отрасль является  относительно легким.
     Фирмы в условиях монополистической конкуренции  могут получать прибыли или нести  убытки в краткосрочном периоде. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывают тенденцию к получению ими нормальной прибыли в долговременном периоде. В долговременном периоде, положение равновесия производителя, действующего в условиях монополистической конкуренции, является менее общественно желательным, чем фирмы, действующей в условиях чистой         конкуренции.
     Дифференциация  продукта обеспечивает способ, которым  фирмы в условиях монополистической  конкуренции могут     компенсировать тенденцию приближения к нулю экономических прибылей в долговременном периоде. Посредством изменения продукта и расходов на рекламу фирма может увеличить спрос на свой продукт в большей     степени, чем вырастут ее издержки. Дифференциация продукта, хотя и связана с определенными опасностями и проблемами, предоставляет потребителю большее разнообразие продуктов и их улучшение в перспективе. Компенсируют ли полностью эти черты «издержки» монополистической конкуренции – это достаточно сложный и не решенный до конца вопрос.
     Естественная  монополия - состояние товарного  рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
     В настоящее время государством регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:
     - транспортировка нефти и нефтепродуктов  по магистральным трубопроводам;
     - транспортировка газа по трубопроводам;
     - услуги по производству и передаче  электрической и тепловой энергии;
     - железнодорожные перевозки;
     - услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
     - услуги общедоступной электрической  и почтовой связи.
     Естественная  монополия, функционируя на рынке минимизирует суммарные производственные затраты, когда один производитель обслуживает весь рынок. Самыми яркими примерами естественных монополий являются телефонные компании и службы по обеспечению коммунальными услугами. Для одной такой организации, уже оперирующей в каком-либо регионе, легко интегрировать в свою сеть дополнительное число потребителей, но для нескольких компаний будет слишком дорого и расточительно оперировать на одной улице, предлагая одни и те же услуги.
     Субъекты  естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары.
     Субъекты  естественных монополий обязаны  представлять соответствующему органу регулирования естественной монополии  текущие отчеты о своей деятельности в порядке и в сроки, которые  установлены органом регулирования естественной          монополии.
     Органами  регулирования естественных монополий  могут применяться следующие  методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий (далее - методы регулирования):
     - ценовое регулирование, осуществляемое  посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;
     - определение потребителей, подлежащих  обязательному обслуживанию, и (или)  установление минимального уровня  их обеспечения в случае невозможности  удовлетворения в полном объеме  потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.
     Право доступа к системе российских магистральных трубопроводов и терминалов в морских портах при вывозе нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации предоставляется организациям, осуществляющим добычу нефти и зарегистрированным в установленном порядке, а также организациям, являющимся основными обществами по отношению к организациям, осуществляющим добычу нефти, пропорционально объемам добытой нефти, сданной в систему магистральных трубопроводов с учетом стопроцентной пропускной способности магистральных трубопроводов (исходя из их технических возможностей).
     В настоящее время налоги с доходов  естественных монополий в РФ обеспечивают 45-47% всех бюджетных доходов. Таким  образом, вполне очевидна роль естественных монополий в рыночных условиях хозяйствования и существующее государственное регулирование их деятельности.
     Так же можно выделить виды конкуренции  по следующим признакам
 (рис. 4). По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на: ценовую и неценовую.
      Рисунок 4 –  Классификация видов конкуренции  по определяющим критериям.
     Ценовая конкуренция предполагает продажу  товаров по наиболее низким ценам, чем  у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счёт снижения издержек производства, либо за счёт уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на рынке, часто соглашаются на небольшую прибыль. Крупные предприятия могут себе позволить на некоторое время вообще отказаться от получения прибыли, чтобы с помощью дешёвой продукции разорить конкурентов и вытеснить их с рынка. Такой метод вытеснения конкурентов с рынка (метод конкурентной борьбы) известен также под названием "война цен". В последнее время интерес к ценовой конкуренции возродился в связи с внедрением технологий, позволяющих экономить ресурсы и, следовательно, снижать себестоимость.
     Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надёжностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.
     По  отраслевой принадлежности различают: внутри - и межотраслевую конкуренцию.
     Внутриотраслевая  конкуренция – это конкуренция  предпринимателями, производящими  однородные товары, за лучшие условия  производства и сбыта, за получение  сверхприбыли.
     Межотраслевая конкуренция – это конкуренция  между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные объективные факторы, её величина в разных отраслях различна. Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремиться получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели (конкуренты). Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой нормой прибыли.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Роль конкуренции  в современном  хозяйственном механизме. 

     2.1 Влияние конкуренции  на рыночный механизм
     Конкуренция является движущей силой рынка, она  является его главным механизмом и ведет к наилучшему использованию  способностей и знаний. Большая часть достигнутых человеческих благ достигнута именно путем конкуренции. Конкуренция требует рационального поведения как условия пребывания на рынке. Конкуренция стимулирует рациональность.
     Конкуренция не может функционировать среди  людей, лишенных предпринимательского духа. Более того, конкуренция – это особый метод воспитания умов, великих изобретателей и предпринимателей. Сторонники традиций не должны навязывать другим свою неприязнь к новшествам. Ущерб терпят консерваторы, оказывающие сопротивление новому. Конкуренция усиливает эффективность, меняет привычки, призывает к большей внимательности, что совершенно бесполезно в бесконкурентных условиях.
     Рассмотрим  важнейшие направления действия закона конкуренции.
     Первое  направление: конкуренция способствует установлению равновесной цены.
     Как нам известно, рыночная цена может  устанавливаться на уровне, значительно  превышающим точку равновесия. В  этом случае предложение товаров  превышает их спрос. Поэтому на рынке  образуется зона избытка производственных благ (на рисунке 5 зона С2 – Р – П2).
     В сложившихся условиях обостряется  ситуация на фронте соперничества продавцов. Все они стремятся повысить цену на продукцию. Но, когда соперничество между ними обостряется, то побеждает тот, кто сбывает товары подешевле, чтобы стимулировать спрос. Возникает своеобразная цепная реакция: сначала какая-то часть продавцов, а затем и все вынуждены снизить цены. Цена начинает движение к точке равновесия.
 

        1500               С2                                                                                              П2                         
                1300
         1100              Цр                           Р
          900
                     700 П1 

                      500                                                              Кр 

                         3         4          6         8         12        20     объём
     С1 – С2 – кривая спроса
     П1 – П2 – кривая предложения
     Р – равновесная  точка
     Цр – равновесная цена
     Кр – равновесное количество 

     Рисунок 5 - Цена и выпуск продукции в условиях конкуренции. 

     Результат конкуренции среди товаровладельцев таков. После массового уменьшения цены продукты раскупаются, а зона их перепроизводства исчезает. На уровне равновесной цены спрос и предложения достигают сбалансированности.
     На  рынке возможен и прямо противоположный  случай: рыночная цена опускается ниже равновесной точки. Тогда спрос  превышает предложение и, естественно, возникает зона нехватки товаров (на рисунке 5 зона П1 – Р – С1).
     В данной ситуации очень напряжённой становится обстановка на фронте противоборства покупателей. Последние всегда стремятся приобрести вещи по меньшей цене. Когда же между ними разгорается острая борьба, то побеждает (покупает больше) тот, кто предложил более высокую цену. Возникает другая цепная реакция: отдельные лица, а затем и все покупатели вынуждены приобретать товар по более высокой цене. Цена продвигается к точке равновесия с иной стороны.
     Итог  соперничества покупателей вполне предсказуем. Повышение цен способствует появлению товаров на прилавках магазинов. А производители становятся более заинтересованы в расширении выпуска продукции повышенного спроса. Зона товарного дефицита перестаёт существовать. При достижении равновесной цены опять сбалансированы спрос и предложение.
     Следовательно, конкуренция – сильное средство уравнения спроса и предложения и достижения равновесной цены.
     Второе  направление: конкуренция поддерживает общественно нормальные условия  производства и реализации товаров.
     Благодаря конкуренции в любой отрасли производства в каждый данный момент на рынке устанавливается общая (равная) цена на однородные продукты, обладающие одинаковым качеством. Это заставляет всех товаропроизводителей следовать единой линии хозяйственного поведения, или, как говорится, руководствоваться общими "правилами игры". В них отражаются те требования общественно нормального хозяйствования, которые предписывают объективные экономические законы.
     Уровень равновесной цены выступает для  товаропроизводителей как норматив рационального хозяйствования. При нарушении такого норматива предприятие, установившее, например, очень высокую цену на свою продукцию ради получения большего дохода, может оказаться в тупиковой ситуации. Спрос на дорогостоящие товары упадёт, они не будут раскупаться. Тогда придётся снижать цены или даже прибегать к распродаже изделий по низким ценам и теперь из-за этого убытки.
     Так конкуренция даёт наглядный урок всем, кто не учитывает общественно  нормальные условия производства и  реализации товаров.
     Третье направление: рыночное соперничество стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства.
     Как было установлено, конкуренция ведёт  к уравнению рыночных цен. В таких  условиях большой доход может  получить лишь тот товаропроизводитель, который затрачивает меньше ресурсов на единицу продукции. Он создаёт товары с низкой индивидуальной ценой, а реализует их по более высокой рыночной цене.
     Если  внимательно изучить конкурентов, то среди них можно заметить смелых предпринимателей, которые, рискуя своим имуществом, делают своего рода открытия большого хозяйственного значения. Они изобретают и внедряют новинки техники и технологии, находят более эффективные формы организации труда и производства, способы экономного использования ресурсов. Тем самым открывается путь к научно-техническому и экономическому прогрессу. Лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек сделал важное обобщение: "Общества, полагающиеся на конкуренцию… успешнее других достигают своих целей. Вот вывод… замечательно подтверждённый всей историей цивилизации. Конкуренция… показывает, как можно эффективнее производить вещи…
     Четвёртое направление: противоборство агентов  рынка усиливает их социально-экономическое  расслоение.
     В конкуренции участвуют товаропроизводители, имеющие неодинаковую экономическую силу. Естественно, что не выдерживают суровое испытание на прочность, как правило, многие мелкие предприятия.
     Они не имеют достаточного количества денег, современных средств производства и других хозяйственных ресурсов. Конкуренции свойственна тенденция к углублению сначала неравенства, а затем и пропасти между мелкими и крупными собственниками.
     В современных условиях в развитых странах имеется множество мелких предпринимателей, создающих свои предприятия (семейные магазины и фермы, бензоколонки и т.п.). Но подавляющая часть из них не в состоянии продолжительное время нормально существовать и выдержать конкуренцию с более крупными предприятиями. К тому же постоянно растёт тот минимум денежных средств, который позволяет быть конкурентоспособным.
     Такую тенденцию можно обнаружить, например, в США. Здесь в 80-е годы насчитывалось  около 10 миллионов малых предприятий с доходом менее 50 тысяч долларов в год. Большинству из них обычно не хватает начального капитала для длительной и доходной работы. Например, существование от 1/3 до 1/2 всех розничных магазинов прекращается в течение трёх лет. Сложной является и судьба фермеров, живущих своим трудом. В США насчитывается 1,4 миллионов небольших фермерских хозяйств, которые составляют 2/3 всех ферм. Они дают не более 9% всей сельскохозяйственной продукции. В первой половине 80-х годов большая часть этих хозяйств была убыточной. С начала 80-х годов прекратили существование свыше 1,5 миллионов ферм.
     Рыночное  соперничество порождает не только неудачников, но и счастливых соперников, преумножающих своё богатство. Они расширяют хозяйство, нанимая на работу тех, кто отчуждён от средств производства.
     Пятое направление: конкуренция способствует продвижению рыночного хозяйства  к монополии.
     Не  по чьему-то умыслу, а стихийно и объективно соперничество продавцов и покупателей существенно меняет всю структуру рыночного пространства. Эти структурные перемены обусловлены следующими обстоятельствами.
     1. Конкуренция устраняет с рыночной арены все остальные и неэффективные хозяйства. Это оздоровление экономики сопровождается обычно некоторым сокращением численности хозяйственных субъектов, особенно заметным в ряде отраслей.
     2. Рыночное соперничество, как известно, укрепляет позиции крупного производства. Один промышленный гигант по объёму выпуска продукции можно сопоставить с суммарной производственной мощностью нескольких сотен и даже тысяч мелких предприятий. Поэтому рыночное хозяйство быстрее всего увеличивается за счёт абсолютного и относительного усиления роли крупных собственников.
     3. Главный фронт сражения на рыночном поприще проходит между армиями продавцов и армией покупателей, стоящих на противоположных позициях в отношении уровня цены. Какая же армия может уверенно выиграть сражение? Разумеется, победа будет за теми, кто больше сплочен и в итоге может навязать противнику свою цену. Выходит – как это ни покажется парадоксальным – победу в крупном конкурентном сражении может дать монополистическое объединение противоборствующих сил.
     Значит, объективная логика развития рынка такова, что свободная конкуренция сама порождает монополию, то есть движение идёт от оного противоположного состояния рынка, указанного на рис.5, к совершенно другому.  

     2.2 Совершенная конкуренция.
             Существует множество определений термина "совершенная конкуренция":
         - жесткая конфликтная состязательность хозяйствующих субъектов, когда ни один из них не в состоянии оказать решающего влияния на общие условия реализации однородного товара на данном рынке; состязание экономических субъектов на товарном рынке, при котором ни один из них не в состоянии оказать решающее влияние на общие условия реализации однородного товара на данном рынке; вид отраслевого рынка, на котором много фирм продает стандартный товар и ни одна из фирм не имеет достаточно большой доли рынка, чтобы влиять на цену продукта. Цена для каждой фирмы считается заданной рынком. Вход в и выход из отрасли свободны;
       - состязательность большого числа мелких покупателей и продавцов, каждый из которых обладает достаточно полной рыночной информацией, а потому ни один из них не может контролировать рыночный спрос, поставку товара на рынок или цену на него. Продукт стандартный. Барьеров входа-выхода нет;
           -  характеристика рынка, где много фирм продают стандартный товар, и ни одна из них не имеет достаточной доли, чтобы контролировать рынок и цены.
             Совершенная (свободная) конкуренция  основана на частной собственности  и хозяйственной обособленности. Она предполагает, что на рынке  имеется множество независимых  фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах.
             Джоан Вайолет Робинсон в своей  работе «Экономическая теория  несовершенной конкуренции» дает  следующую характеристику совершенной  конкуренции: «Совершенная конкуренция  преобладает тогда, когда спрос на продукцию каждого производителя абсолютно эластичен. Отсюда следует, во-первых, что число продавцов велико, и объем производства любого из них составляет ничтожно малую долю от общего выпуска данной продукции: во-вторых, что все покупатели находятся в одинаковом положении в отношении возможности выбирать между конкурирующими продавцами, так что на рынке господствуют отношения совершенной конкуренции».
       В целом, как следует из определений,  модель совершенной конкуренции  характеризуется пятью признаками (рис. 6):
       - наличие большого числа экономических агентов, продавцов и покупателей;
       - максимальная информированность продавцов и покупателей о товарах и ценах.
     - ни один из продавцов или покупателей не в состоянии повлиять на рыночную цену и друг на друга;
       - однородность продаваемой продукции;
       - свободный вход на рынок и выход с него.
     Первые  три признака характеризуют чистую конкуренцию. К понятию чистой конкуренции  близко понятие работающей конкуренции, которое может быть определено следующими признаками:
     - крупнейшая фирма производит незначительный объем продаж (покупок) всего рынка;
     - высокая степень мобильности ресурсов между рынками;
     -отсутствие или незначительная величина необратимых издержек (постоянных издержек организации производства);
     - наличие потенциальных конкурентов.
       
 

     
     
        
       
 
 
 

     
       
 
 
 

     Рисунок 6 – Модель совершенной конкуренции.
     На  конкурентном рынке, или рынке совершенной  конкуренции, рыночный механизм и его  основные закономерности проявляются  в наиболее чистом виде.
     Идеально  конкурентный рынок предполагает, что:
     - все фирмы выпускают однородную стандартную продукцию, так что не существует каких-либо существенных отличий между товарами разных производителей;
     - количество фирм в отрасли настолько велико, а доля одного производителя столь мала, что увеличение или сокращение продаж на рынке не может повлиять на рыночную цену;
     - отсутствуют какие-либо ограничения для образования в отрасли новых фирм или выхода из отрасли ранее действующих предприятий.
     Невозможность влияния на рыночные цены приводит к тому, что конкурентная фирма  вынуждена принимать цены как  заданные извне. Увеличит ли эта фирма  свой объём производства или сократит его до нуля, на рыночную цену её решение не повлияет. Вот почему кривая спроса на продукцию отдельной фирмы является горизонтальной линией и графически выглядит следующим образом (экономисты говорят в таком случае об абсолютной эластичности кривой спроса) (рис. 7). 

                       Цена
                  (P 

     Рыночная  цена
     равновесия (Ре) D 

     D отр
                                                        
                                                      Количество товара (Q) 

     Dотр – кривая отраслевого (рыночного) спроса;
     D – кривая спроса на продукцию фирмы – совершенного конкурента 

     Рисунок 7 – Графическое выражение спроса конкурентной фирмы 

     Борьба  между фирмами за увеличение объёма своих продаж носит преимущественно  ценовой характер, то есть основывается на действии закона спроса (снижение цены на продукцию ведёт при прочих равных условиях к увеличению цены спроса на неё) и проявляется в установлении фирмой цены предложения ниже рыночного уровня.
     Если  выполняются все перечисленные  выше условия, то предложение на рынке  является конкурентным, а фирмы-производительницы ведут себя как совершённые конкуренты. Если же помимо этого не только продавцы, но и покупатели хорошо информированы, действуют независимо и объём покупок каждого столь мал, что решение одного покупателя о приобретении данного товара не влияет на рыночные цены, мы говорим о совершенно конкурентном рынке.
     На  практике лишь ограниченное число отраслей могут считаться конкурентными  в том смысле, что фирма сталкивается с горизонтальной кривой спроса на однородную продукцию и что фирмы могут свободно входить в дело и легко выходить из него. Такими примерами могут являться рынок сельскохозяйственной продукции или рынок ценных бумаг.
     Тем не менее анализ совершенно конкурентного рынка необходим так как:
     - во многих отраслях фирмы действуют в условиях, близких к конкурентным, и для оценки степени конкурентности реального рынка необходимо иметь идеальную модель;
     - модель совершенной конкуренции, как и всякая модель, будучи упрощённым изображением экономической действительности, позволяет выявить наиболее важные закономерности функционирования рыночного механизма в его наиболее чистом виде.
     Конкурентная  экономика стремится использовать ограниченные ресурсы таким образом, чтобы получить максимальное удовлетворение потребностей.
     Эффективное использование ограниченных ресурсов предполагает:
     - эффективность распределения ресурсов;
     - производственную или технологическую эффективность.
      Эффективное распределение ресурсов – это  такое их распределение между  фирмами и отраслями, которое позволяет получить весь необходимый обществу ассортимент товаров. Это возможно тогда, когда производство каждого товара будет осуществляться до той точки, в которой Р = МС (рис.8). 

       


                                         P
 

 0 Q
            Q0
      Рисунок 8 – Эффективность распределения ресурсов.
     При этом уровень цены показывает общественную меру относительной предельной ценности данного товара, а предельные издержки измеряют относительную ценность альтернативных товаров.
     Производство  ниже этой точки (P > MC) означает недополучение прибыли для производителя и недовложение ресурсов в производство данного товара с точки зрения общества. Производство выше этой точки (P < MC) означает избыточное вложение ресурсов в производство данного товара и отказ от производства альтернативных товаров.
     Производственная  эффективность требует, чтобы каждый товар производился наименее дорогостоящим  способом. Поэтому фирма должна использовать наилучшую технологию для того, чтобы  в долгосрочном периоде производить  на уровне min AC. Следовательно, производственная эффективность обусловлена равенством Р = АС.
     Сейчас  настал черёд подробно рассмотреть  особенности второго вида взаимодействия участников рыночных сделок.
     Условие того, что доступ на рынок никем  и ничем не ограничен предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. Соблюдение же всех условий обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного механизма, образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества. Нетрудно видеть, что ни один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленным условиям. Поэтому схема совершенной конкуренции имеет в основном теоретическое значение. Однако она является ключом к пониманию более реальных рыночных структур. И в этом ее ценность. 

     2.3 Монополистические  объединения
     В первую очередь важно учесть, что  в экономической теории термин "монополия" используется для обозначения двух разных понятий. Первое понятие - единовластие в присвоении имущества (монополия собственности) и в его хозяйственном использовании (монополия хозяйствования). Но здесь пойдёт речь о рыночной монополии. Монополия (греч. monos – один; poleo – продаю) в этом смысле – захват физическим или юридическим лицом части или всего рыночного пространства и установление на нём своего господства.
     Как известно, на рубеже XIX – XX веков произошла широкомасштабная монополизация рынка. Свободная конкуренция стала исторически соответствовать периоду классического капитализма. В более полной мере она проявилась, пожалуй, только в Англии и лишь в XIX веке. В современных условиях свободное рыночное соперничество стало редким явлением. Так, в западных странах это явление можно наблюдать, например, на рынке ценных бумаг и на рынке, где фермеры продают сельскохозяйственную продукцию.
     Но  в период становления корпоративного и финансового капитала свободная  конкуренция уступила многие свои позиции монополистическим объединениям. Монополизация экономически явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации и централизации промышленного производства под воздействием научно-технического прогресса. Профессор П. Самуэльсон особо подчёркивает это обстоятельство: "Экономике крупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в среде бесчисленного множества производителей.
     Монополии можно классифицировать на следующие  виды, различающиеся по разным основаниям (рис.9).
     1. По месту в торговых сделках монополии подразделяются на два вида:
     - объединение предприятий, продающее определённые товары множеству покупателей, - монополия;
     - хозяйственное объединение, скупающее какие-то продукты у всех продавцов, - монопсония. Например, гигантские по своим размерам корпорации пищевой промышленности превращаются в монопсонии по отношению к фермам, сбывающим им сельскохозяйственную продукцию.
       

       
       

        
       

     
     
        
 

     Рисунок 9 – Виды монополий.
     2. С учётом степени охвата рынка выделяются следующие виды монополистических организаций:
     - в масштабе одной отрасли рыночной деятельности – чистая монополия. В этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товара, предназначенного для продажи, и его ценой.
     В отраслевом масштабе обычно развёртывается деятельность чистой монопсонии. В  отсутствие каких-либо конкурентов  она полностью контролирует скупку продукции множества товаропроизводителей по установленной ею цене;
     - в масштабе национального хозяйства может сформироваться абсолютная монополия. Она находится в руках государства или его каких-то хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней торговли и т.п.).
     Аналогично  – в общенациональном масштабе – действует абсолютная монопсония.
     3. В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополистических объединений:
     - естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своём распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся некоторые отрасли и виды производства, в которых из-за особой технологии недопустимо развивать конкуренцию.
     Так, в Федеральном законе "О естественных монополиях" (принятом Государственной Думой 19 июля 1995 года) естественной монополией признано состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства. Такая эффективность выражается в существенном понижении издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства. Причём товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.
     Данный  Федеральный закон регулирует деятельность субъектов естественных монополий  в следующих сферах: транспортировка  нефти и нефтепродуктов по магистральным  трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи;
     - легальные монополии, образующиеся на законном основании. К ним можно причислить формы монополизации, как бы защищённые от конкуренции:
     1. патентная система. Такая система действует в нашей стране в соответствии с ФЗ РФ "О патентных поверенных" (принятым 30 декабря 2008 года). Закон устанавливает, что выданный физическим и юридическим лицам патент удостоверяет приоритет, авторство изобретения, полезной модели, промышленного образца и исключительное право на их использование. Данный закон регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;
     2. авторские права. Так, ГК РФ ч.4 (статьи 1255-1271) установил, что автору (физическому лицу, творческим трудом которого создано произведение науки, литературы и искусства) принадлежит исключительное право на использование его произведения в любой форме и любым способом. Закон регулирует отношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещаний (смежные права);
     3. товарные знаки. Согласно ГК РФ ч.4 ст. 1478, владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также запрещать его использование другими лицами. Этот Закон регулирует отношения, возникающие в связи с регистрацией, правовой охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров.
     4. Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое отделяет данные организации от естественных монополий) имеются в виду объединения, создаваемые ради получения монополистических выгод.
     Искусственная монополия преднамеренно меняет структуру рыночного пространства в своих интересах: создаёт барьеры  для вхождения на рынок новых соперников (захватывает источники сырья и энергоносителей, через зависимые банки не выдаёт кредиты для хозяйственных нужд новым предприятиям и т.п.); создаёт очень высокий (по сравнению с конкурентами) уровень технологии производства; применяет более крупный капитал, позволяющий добиться большего эффекта от масштабов производства; теснит конкурентов хорошо поставленной рекламой.
     Искусственные монополии выступают в виде ряда конкретных форм: картеля, синдиката, треста и концерна.
     Картель – союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте – доли каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др. Синдикат – объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняются за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору. Трест – монополия, в которой создаётся совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию. Концерн – союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организует финансовый (денежный) контроль за всеми участниками. Концерн получил сейчас широкое распространение.
     Монополизация рынка не случайна. Она расчищает рыночное пространство от конкурентов. Это даёт те экономические выгоды, которые образуются в результате установления монопольных цен.  
 
 
 
 
 

     3. Регулирование конкурентных  отношений в современных  условиях. 

     3.1 Конкурентные отношения  в России.
     В интервью 17 апреля 2000 года газете «Аргументы и факты» Президент Российской Федерации В.В. Путин сказал, что свою главную цель он видит в использовании уникальной возможности превращения страны в благополучную и конкурентоспособную державу. Построить конкурентоспособную державу возможно только лишь при создании благополучной конкурентной среды в экономике страны. Таким образом, построение конкурентной экономики – одна из главных задач и целей России.
     Представляется, что в настоящее время основная работа по созданию конкурентной среды в экономике России должны вести Министерство образования России, Отделение экономики РАН, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство промышленности, науки и технологии РФ, Министерство экономики России, Госстандарт России и некоторые другие структуры. Безусловно, немаловажная роль в процессе создания конкурентной среды в экономике России должна отводиться и самим хозяйствующим субъектам.
     Концепцию создания конкурентной среды и повышения  конкурентоспособности России следует формировать на основе экономических законов рыночных отношений, законов организации, научных подходов, принципов и методов управления, принципа всеобщности участия и повышения качества работы. Создание эффективной и действенной конкурентной среды возможно только тогда, когда конкурентоспособность станет национальной идеей, стилем жизни каждого гражданина России и страны в целом.
     К сожалению, хотя Россия еще в начале 90-х годов взяла курс на создание конкурентной среды и построение рыночной экономики, тем не менее,  в России до сих пор отсутствует полноценная законодательная, нормативно-методическая и ресурсная база, соответствующие государственные и общественные структуры, системно занимающиеся обеспечением конкурентоспособности различных объектов. Государство пока не смогла создать предпосылки для образования полноценной конкурентной среды в экономике России.
     В настоящее время в России отсутствует  системный прогноз повышения  конкурентоспособности различных  отраслей народного хозяйства и  сфер деятельности в России. Такие прогнозы присутствуют только лишь в отдельных отраслях народного хозяйства и носят случайный характер. В тоже время в любой отрасли народного хозяйства имеется сегодня достаточно большое количество проблем, препятствующих созданию конкурентной аренды. Более того, большинство этих проблем одинаково практически для всех сфер деятельности и решить их возможно только на основе разумного сочетания и применения различных экономических законов, законов организации, научных подходов, принципов и методов управления, стратегического маркетинга, инновационного менеджмента и так далее.
     Как уже отмечалось, существует достаточно большое количество общих проблем, препятствующих созданию полноценной  конкурентной среды в экономике  России. Стоит заметить, что эти проблемы имеют самые различные аспекты, и направления их решения лежат в различных сферах. Это и сферы государственной власти (законодательная, исполнительная власти), и в сфере экономки и финансов, и в сфере образования, социальной сфере и так далее.
     Очевидно, что построение конкурентной среды  в экономике России возможно только при взаимодействии всех ветвей      государственной власти, всех государственных  и негосударственных структур, то есть при содействии всех структурных  элементов экономики. Только общий подход поможет решить проблемы создания конкурентной среды в экономике России. Остановимся подробнее на рассмотрении основных проблем, препятствующих созданию конкурентной среды в экономике России.
     Так, одной из основных проблем в создании конкурентной среды в экономике России является слабая стыковка и интеграция права с       другими отраслями науки, недостаточное применение системного и      других научных подходов. Существенные трудности создает   неконкретность и неоднозначность толкования многих нормативных актов, и низкий уровень профессионализма многих работников, разрабатывающих законы.
     Серьезной проблемой в процессе создания конкурентной среды в экономике России является слабая подготовка работников исполнительной власти по проблемам управления конкурентоспособностью, качеством и ресурсосбережением, ориентация деятельности на текущий момент, а не на стратегию развития управляемых объектов на 10-20 лет, низкое качество управленческих решений, а также частая сменяемость структур и         кадров.
     Большие трудности в создании конкурентной среды в экономике России возникают  в результате отсутствия комплексной  стратегии развития страны на длительный период, учитывающей экономические, технические, организационные и  другие аспекты. Серьезные препятствия возникают также в результате наличия системы двойного (легального и нелегального) учета, разработка финансовых планов сверху (от своих желаний), а не снизу, с рынков (от своих возможностей). Не может не оказывать негативного воздействия на создание конкурентной среды в экономике России низкое качество экономического обоснования решений, отсутствие на всех уровнях управления системы менеджмента, ориентированной на достижение конкурентоспособности объектов, слабое методическое, информационное и  правовое обеспечение управления экономикой. Осложняет также положение низкая эффективность использования ресурсов, непонимание необходимости перехода экономики страны на инновационный путь развития.
     Не  может не являться проблемой в  создании конкурентной среды в экономике России отсутствие научно обоснованной системы подготовки экономистов, менеджеров, юристов для условий рыночных отношений. Негативное воздействие здесь также оказывает низкий уровень заработной платы работников образования и культуры, старение основных фондов в учреждениях образования.
     Такие отрасли социальной сферы, как жилищное строительство, транспорт, бытовое  обслуживание, лечение, отдых и так  далее значительно отстают от своих конкурентов среди промышленно  развитых стран, прежде всего по качеству услуг.
     Серьезные проблемы в создании конкурентной среды  в экономике России создает топливно-энергетический комплекс страны.  Здесь осложняет  положение высокая себестоимость  добычи и переработки природных  ресурсов, значительные расстояния их транспортирования, а также высокий вес физически и морально изношенных основных         фондов, отсутствие научно-обоснованных стратегий развития отраслей   ТЭК.
     Можно сказать, что основной проблемой  создания   конкурентной среды  в экономике России является большая изношенность основных фондов. Эта проблема характерна в одинаковой степени для химической промышленности, лесной, пищевой, легкой. Эта же проблема имеет место при добыче и переработке черных и цветных металлов, в машиностроении и приборостроении, а также в сельском хозяйстве. Практически во всех выше перечисленных отраслях наблюдается изношенность основных фондов примерно на 75-80%. Вполне очевидно, что такая изношенность основных фондов никак не может служить благоприятным моментом для создания конкурентной среды в экономике России.
     Элементы  производственной инфраструктуры явными конкурентными преимуществами также  не обладают. Они находятся в стадии реформирования, становления и развития. В целом для этих элементов  характерны те же проблемы, что и  для других отраслей народного   хозяйства.
     Не  отличается в лучшую сторону и  сфера строительства. Низкое качество отечественного строительного оборудования, не конкурентоспособность российских строителей на внутреннем рынке, а также  низкий уровень организации строительных работ и отсутствие соответствующей системы менеджмента – все это не может являться положительной предпосылкой в создании конкурентной среды в экономике России.
     Таким образом, видно, что для того, чтобы  создать в экономике России полноценную  конкурентную среду необходимо решить не только выше указанные, но еще и многие другие проблемы и это весьма небыстрый, но необходимый процесс. 

     3.2 Антимонопольное  законодательство  России
     Рассмотрение  экономических основ конкуренции, ее основных видов и роли в рыночной экономике невозможно без краткого определения правовых основ конкурентной среды. В 1991 году Россия взяла курс на построение конкурентной среды, на разрушение полной государственной монополии. Законодательная база создания конкурентной среды при этом практически отсутствовала. Сегодня существует достаточно много нормативно-правовых актов, определяющих правила поведения и функционирования на рынке, правила взаимоотношений предприятий и организаций между собой. Однако среди всего множества нормативно-правовых актов следует выделить два основополагающих документа, определяющих основы построения конкурентной среды в экономике России. Одним из первых основных нормативных актов, определивших основы построения конкуренции, основы ее защиты от монополий и многие другие аспекты стал Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. №948-1.
     Вышеуказанный закон определяет организационные  и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.  Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным органом исполнительной власти - федеральным антимонопольным органом. Данный федеральный закон запрещает действия хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц, в том числе такие действия, как:
     - изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;
     - навязывание контрагенту условий  договора, не выгодных для него  или не относящихся к предмету  договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и др.);
     - включение в договор дискриминирующих  условий, которые ставят контрагента  в неравное положение по сравнению  с другими хозяйствующими субъектами;
     - согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;
     - создание препятствий доступу  на рынок (выходу с рынка)  другим хозяйствующим субъектам;
     - нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;
     - установление монопольно высоких  (низких) цен и так далее.
     Более того, данным Законом запрещаются  и в установленном порядке  признаются недействительными полностью  или частично достигнутые в любой  форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), имеющих (могущих иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара более 35 процентов если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе соглашения (согласованные действия), направленные на:
     - установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
     - повышение, снижение или поддержание  цен на аукционах и торгах;
     - раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);
     - ограничение доступа на рынок  или устранение с него других  хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков);
     - отказ от заключения договоров  с определенными продавцами или  покупателями (заказчиками).
     Этим  же федеральным законом было введено  само понятие недобросовестной конкуренции, в которую было включено:
     - распространение ложных, неточных  или искаженных сведений, способных  причинить убытки другому хозяйствующему  субъекту либо нанести ущерб  его деловой репутации;
     - введение потребителей в заблуждение  относительно характера, способа  и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;
     - некорректное сравнение хозяйствующим  субъектом производимых или реализуемых  им товаров с товарами других  хозяйствующих субъектов;
     - продажа товара с незаконным  использованием результатов интеллектуальной  деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
     - получение, использование, разглашение  научно-технической, производственной  или торговой информации, в том  числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.
     Федеральный закон «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках» устанавливает  достаточно много различных правил поведения на конкурентном рынке. По большому счету именно этот закон  определяет основы построения конкурентной среды в России.
     Однако  несмотря на переход России к рыночной экономике, построение конкурентной среды  полностью уйти от монополий практически  невозможно. Вплоть до сегодняшнего дня  в России существенную роль играют естественные монополии (РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром» и так далее). Дробление этих монополистов является нецелесообразным в настоящее время, хотя это  вопрос достаточно жарко обсуждается на федеральном уровне. Естественные монополии в России функционируют сегодня в соответствии с федеральным законом «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года №149-ФЗ. Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий, определяет роль государственного регулирования в процессе управления ими и так далее.
     Безусловно, это далеко не все нормативно-правовые акты, составляющие законодательную  базу построения конкурентной среды  в России. Однако все нормативно-правовые акты. Определяющие основы построения и развития конкуренции в России основываются именно на двух вышеупомянутых федеральных законах.

     Стоит заметить, что антимонопольное законодательство в России еще только формируется. Причем его формирование происходит в нестабильных условиях, что накладывает  свой отпечаток.

     Антимонопольное законодательство устанавливает цели, приоритеты и место демонополизации экономики и развития, конкуренции в общей государственной политике экономических реформ, этапы и методы формирования и развития конкурентной среды, задания и мероприятия по демонополизации экономики и развитию конкуренции на федеральном, отраслевом и региональных уровнях, а также ограничения в этой области.
     Целью антимонопольного законодательства является повышение эффективности общественного  производства на основе рыночного регулирования экономических процессов.
     Основной  задачей антимонопольного законодательства является снижение концентрации производства и создание необходимых условий  для развития конкуренции на рынках Российской Федерации по приоритетным группам товаров (работ, услуг).
     Реализация  этой задачи предусматривает:
     анализ  сложившихся товарных рынков, поведения  на них предприятий и различных  их объединений, не являющихся субъектами естественной монополии;
     формирование  необходимых организационно-экономических  предпосылок для эффективной конкуренции на рынках России;
     создание  системы государственного контроля и регулирования деятельности субъектов  естественной и государственной  монополии;
     создание  правовых и организационно-экономических  условий для включения рыночных механизмов оптимизации товаропотоков, формирования цен и тарифов на социально значимые товары и услуги, отнесенные к сфере временной монополии;
     учет  структуры рынка при приватизации предприятий в целях повышения  конкурентоспособности и эффективности  их деятельности;
     Антимонопольное законодательство и развитие конкуренции  на рынках Российской Федерации взаимосвязаны  с финансовой стабилизацией, антиинфляционными  мерами, а также инвестиционной и  экспортно-импортной политикой. Прямая защита конкурентной среды и хозяйствующих субъектов от монополистической деятельности осуществляется в большинстве своем на основании Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". 

     3.3 Экономическая оценка  современного состояния конкуренции
       Конкуренция напрямую зависит от состояния экономики, от экономического состояния рынка. Во второй половине 90-х в России сложилась благоприятная экономическая конъюнктура. В после кризиса 1998 г. ВВП страны увеличился на 5,6%, индекс деловой активности в промышленном производстве, составил 1,9%, продолжалось повышение индекса доверия потребителя.
     Индексы доверия потребителя и деловой  активности выражаются в процентах  и отражают разницу между долями численности опрашиваемых респондентов, положительно и отрицательно ответивших на вопросы об изменении экономической конъюнктуры. Индикатор доверия потребителя показывает разницу между долей домашних хозяйств, отметивших рост их потребительских расходов, и долей домашних хозяйств, отметивших снижение своих потребительских расходов. Деловая активность является агрегированным индексом, в него входят индикаторы доверия производителя и доверия инвесторов. Вместе с тем часто два последние индикатора используются и самостоятельно.
     Финансовый  кризис в Юго-Восточной Азии, а затем в Европе вызвал бегство капиталов с рынков России. По оценке JP Morgan, в 1999 г. дефицит торгового баланса России составлял 288 млрд. долл. Для сравнения укажем, что у 11 стран, входящих в Европейский экономический и валютных союз, существует положительное сальдо торгового баланса в размере 102 млрд. долл., а у Японии - 136 млрд. долл.
     Усилия  денежных властей России в 1998 г. были направлены на уменьшение негативного  влияния мирового финансового кризиса  на экономику России. Рост доверия потребителя с 1999 г. был вызван, с одной стороны, увеличением занятости, что вело к росту доходов, с другой стороны, на внутренний рынок России стал поступать большой объем импорта по более низким, чем прежде, ценам из-за понижения цен на мировых товарных рынках и девальвации национальных валют в странах, пострадавших от мирового финансового кризиса.
     Кредитование  сектора домашних хозяйств существенно  не изменилось. Обзор свидетельствует  о стремлении небольшой части  банков расширить потребительский кредит, вместе с тем банки ограничили условия пользования кредитными карточками. Условия предоставления банками средств сектору домашних хозяйств по другим видам кредитования не изменились.
     Рост  банковских холдингов, проводящих операции с ценными бумагами, по мнению респондентов, связан с ростом доходности этих операций, возможностью повысить срочность фондового портфеля, увеличить долю привлеченных средств в капитале. Многие банки отметили некоторое ухудшение условий на рынке синдицированных кредитов. Банки были обеспокоены тем, что при использовании их активов в ходе синдицирования не учитываются изменения условий кредитования на рынке заемных средств, происходящие в течение льготного периода, занимающего до шести месяцев.
     Экономическая конъюнктура не только чутко реагирует на колебания денежно-кредитной политики, но в определенной мере и обусловливается этой политикой, что дает возможность предсказывать изменения экономической конъюнктуры. Оживление деловой активности (рост индекса предпринимательского доверия) ожидает малые предприятия, что касается крупных и средних предприятий, то для них льготы при кредитовании использовались в меньшей степени, и, следовательно, ожидать повышения деловой активности в этом сегменте производства не приходится.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.