На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Административно-правовой статус юридического лица

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 10.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание  

Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Юридическое лицо как субъект административного права…………………4
2. Административно-правовой статус юридического лица………………...…..9
3. Основы административно-правового положения юридических лиц……...15
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………...18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

В условиях устойчивого  гражданского общества и правового  государства правовое регулирование  положения личности, человека должно занимать центральное, приоритетное место, здесь право и государство в лице своих органов и должностных лиц призваны быть на службе у общества, его членов. Высшая цель государства и права, как средства реализации государством своих задач и функций – обеспечение развития гражданского общества, охрана порядка и безопасности лиц его составляющих.
Субъект права  в любой отрасли права – это обладатель, носитель определенных прав и обязанностей, которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей, полномочий, возложенных на него правовым актом, участием в жизни общества, коллектива, государства1. В административном праве нормы реализуются гражданами, их объединениями, государственными органами и т.д., которые и являются в этом случае субъектами административного права, носителями конкретных прав и обязанностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Юридическое лицо как субъект административного права
 
     Субъект административного права - лицо (организация), которое в соответствии с действующим законодательством является участником управления отношений, регулируемых нормами административного права, и наделенное определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления.   
     Среди субъектов административного права  отдельно в качестве юридических лиц рассматривают различные организации, которые являются коллективными субъектами административного права2.  
     Организации, создающие материальные и духовные ценности, как участники (стороны) административно-правовых отношений различаются по своему правовому положению. 
       Под организацией понимается коллектив работников разной численности (от нескольких человек до десятков тысяч), возглавляемый своим органом управления и имеющий в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество.   
     Органом управления организации является администрация. Это может быть единоличный руководитель (директор, генеральный директор) и его заместители, либо одновременно единоличный и коллективный (совет директоров, правление, дирекция) или другой назначенный орган, либо орган, которому коллектив работников делегировал право по управлению организацией. Администрация осуществляет управленческие функции внутри организации в пределах предоставленных ей полномочий по организации работы трудового коллектива, обеспечению трудовой и государственной дисциплины. В отношении коллектива работников администрация обладает дисциплинарной властью. Что касается внешнего управления, то, в отличие от органов исполнительной власти, она его не осуществляет, так как не обладает соответствующими государственно-властными полномочиями. Во внешние административно-правовые отношения с органами исполнительной власти администрация организации вступает в качестве объекта управления в связи с осуществлением функций организации. Она вправе обращаться к ним с соответствующими ходатайствами, обжаловать их действия, как в административном, так и в судебном порядке.     
  Административно-правовой статус юридических лиц3 - совокупность предусмотренных законами, подзаконными актами, учредительными документами прав и обязанностей юридических лиц в сфере государственного управления и административной ответственности. 
 Нормы права,  устанавливающие административно-правовой  статус организации, содержатся  в ГК, федеральных законах «Об акционерных обществах», «О производственных кооперативах», «О некоммерческих организациях», «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об общественных объединениях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О свободе совести и о религиозных объединениях» и в иных нормативных правовых актах (положениях, уставах и т.п.).   
       Административная правосубъектность  юридических лиц возникает с  момента его государственной  регистрации. Право заниматься  деятельностью, подлежащей лицензированию, возникает с момента получения лицензии. Правосубъектность предприятия  - это его способность быть субъектом права и участником административно-правовых отношений. Для этого предприятие должно обладать тремя элементами правосубъектности: правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью, которые в совокупности входят в административно-правовой статус предприятия.   
       В отношении общественных организаций запрещаются создание объединений, преследующих незаконные цели, и осуществление деятельности, посягающей на здоровье и нравственность населения, права и законные интересы граждан.   
      Права юридических лиц подразделяются4:     
       - на общие, которые реализуются во всех сферах государственного управления (право на получение необходимой информации; на обращение в форме жалобы, заявления, ходатайства, уведомления и др.; право на защиту в административном и судебном порядке);    
       - на специальные, которые реализуются лишь в конкретных сферах (напр., право на получение информации о порядке исчисления и уплаты налогов).  
      Обязанности юридических лиц5:   
      - общие (необходимость соблюдения требований законодательства в своей деятельности; обязанность государственной регистрации создания, реорганизации, ликвидации юридических лиц, внесения изменений в уставные документы);    
      - специальные (регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выпуск ценных бумаг, обязанность постановки на учет в налоговых органах и для ведения статистических данных, получение лицензии на осуществление определенных видов деятельности и др.).
     Предприятия и учреждения относятся к субъектам  административного права, но только в определённых правом случаях и  в соответствующем качестве, поскольку они, в отличие от органов исполнительной власти, не осуществляют функций руководства, а выполняют экономические, социально-культурные и другие задачи и функции в целях удовлетворения материальных, духовных и иных потребностей граждан, общества и государства.  
     Классификация юридических лиц проводится в зависимости от формы собственности, по целям их деятельности, организационно-правовым формам, объему и характеру полномочий, по распоряжению принадлежащим им имуществом, по подчиненности или подведомственности.
     Конституция Российской Федерации применяет  термины «предприятия», «учреждения», «государственные, муниципальные и другие жилищные фонды», «государственные или муниципальные образовательные учреждения».
     Предприятия подразделяются на различные виды. По видам их можно условно разделить  на три группы. Например, по виду производства:
    предприятия, производящие продукцию;
     2) предприятия, производящие работы;
     3) предприятия, производящие хозяйственные  услуги.
     В свою очередь, в каждой группе предприятий  по видам производства можно произвести дальнейшее их разделение на подвиды6.
     Предприятия, производящие продукцию, делятся на предприятия промышленные (заводы, фабрики, шахты, комбинаты), сельскохозяйственные (акционерные общества, кооперативы, фермерские хозяйства, артели и т.д.).
     Предприятия, производящие работы, делятся на предприятия  строительные, проектные, изыскательские и др.
     Предприятия, производящие хозяйственные услуги, делятся на предприятия транспортные, торговые, связи, бытового обслуживания населения, жилищно-коммунальные и др.
     Предприятия и учреждения являются субъектами административного права. Они вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти и иными субъектами административного права в связи с осуществлением своих функций.
     Нормы права, определяющие административно-правовой статус предприятий и учреждений, устанавливают7:
     - общий порядок их взаимоотношений  с исполнительными органами государственной  власти;
     - государственную регистрацию предприятий  и учреждений;
     - по отдельным видам деятельности  – государственное лицензирование, нормирование, техническое регулирование, контроль и надзор и т.п.
     - общеобязательный порядок ведения  и представления бухгалтерской  и статистической отчетности  государственным органам, необходимый  для налогообложения и ведения  общегосударственной информации.
     Административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений имеет свои особенности - они являются собственностью государства.     
       По цели своей деятельности организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие.     
       Согласно ч. 1 ст. 50 ГК8, коммерческими считаются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, а некоммерческие — не имеющие такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками.       
      Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.      
       В целях координации своей  предпринимательской деятельности, а также представления и защиты имущественных интересов коммерческие организации могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. Члены ассоциации (союза) сохраняют самостоятельность и обладают правами юридического лица. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям.     
       Разновидностью коммерческих организаций  являются унитарные предприятия – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущества.     
       Признаки унитарного предприятия:     
       ¦ вид коммерческой организации;     
       ¦ не наделено правом собственности  на закрепленное за ним имуществом;     
       ¦ имущество находится в государственной  или муниципальной собственности;     
       ¦ имущество может распределяться  по вкладам, долям, паям;    
       ¦ имущество принадлежит на  праве оперативного управления  или хозяйственного ведения;    
       ¦ отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом;    
       ¦ не несет ответственности  по обязательствам собственника  имущества;    
       ¦ имеет фирменное наименование;     
       ¦ органом управления является  руководитель, назначаемый собственником  имущества, которому он и подотчетен.   
       Унитарные предприятия могут  быть9:    
      А)  по форме собственности: государственными и муниципальными.    
      Б) по объему прав на имущество:      
      = предприятия с правом оперативного  управления имуществом;     
      = федеральные казенные предприятия;     
      = предприятия с правом хозяйственного  веления.     
      Некоммерческие организации создаются в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.     
       По роду деятельности (предназначению) различаются такие разновидности организаций, как: предприятия, учреждения, общественные объединения граждан и иные организации (международные, иностранные и т.д.).    
       По видам собственности организации подразделяются на государственные и негосударственные (муниципальные, частные, общественные и религиозные).    
       Различие между предприятиями  и учреждениями содержится в  результатах их основной деятельности10.      
      Предприятие — это хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Основу этой деятельности составляет его имущество. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.     
      Признаки предприятий:     
       - организационное единство;
           - имущественная обособленность;     
       - самостоятельная имущественная ответственность;      
       - в гражданском обороте выступает от своего имени;     
       - выполнение работ услуг на возмездной основе  с целью получения прибыли.    
       Законодательство о предприятиях  в равной степени распространяется на предприятия всех форм собственности. Это — выражение юридического равенства всех форм собственности, установленного ч. 2 ст. 8 Конституции России. Однако для государственных предприятий законодательство предусматривает особые правила. Например, только они могут осуществлять производство любых видов оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ и других предметов так называемой разрешительной системы.    
       Предприятие считается созданным  с момента его государственной регистрации и действует на основе учредительных документов.  
 

    Административно-правовой статус юридического лица
        Административно-правовой статус предприятия (учреждения)11 - комплекс прав и обязанностей, которые предприятие (учреждение) приобретает и реализует в процессе совершения следующих действий:    
      - создание предприятия (учреждения) по решению собственника имущества  или уполномоченного им органа, либо по решению трудового  коллектива предприятия;   
      - государственная регистрация, осуществляемая  по месту нахождения 
предприятия (учреждения) местным органом государственной власти;   

      - получение разрешения на занятие  определенными видами деятельности, выдаваемого в административном порядке местным органом государственной власти;    
      - формирование органа управления делами;    
      - определение круга вопросов  и полномочий вышестоящих государственных органов в отношении предприятия (учреждения);    
      - ведение и представление бухгалтерской  и статистической отчетности.   
       В число гарантий прав предприятия входят некоторые меры административно-правового характера:    
       - недопущение отказа в регистрации предприятия (учреждения) по мотивам нецелесообразности;     
       - запрет на вмешательство органов государства в деятельность предприятия (учреждения), за исключением случаев, предусмотренных законодательством;    
       - защита имущества предприятия от незаконного изъятия;    
       - недопущение монопольного положения на рынке отдельных предприятий и недобросовестной конкуренции.   
       Предприятия и учреждения в зависимости от видов собственности разделяются на12:    
      - государственные (федеральные или  субъектов РФ);    
      - муниципальные (районного, городского, поселкового и сельского значения);     
      - частные;    
      - общественные;    
      - смешанных форм собственности.   
      В зависимости от организационно-правовых форм различают:    
       • полные товарищества;    
       • товарищества на вере;    
       • общества с ограниченной  ответственностью;    
       • открытые и закрытые акционерные  общества;    
       • унитарные предприятия (государственные и муниципальные);    
       • производственные кооперативы.   
      В зависимости от отраслевой специализации различают:    
     - промышленные (заводы, фабрики, шахты, рудники,                        комбинаты и др.);    
       - сельскохозяйственные (совхозы, фермерские хозяйства и др.);    
       - строительные (строительные управления, кооперативы и др.);    
       - транспортные (предприятия железнодорожного транспорта, предприятия водного транспорта, аэропорты, предприятия гражданской авиации и др.);    
       - связи (узлы связи, почтамты, телеграфы и др.);    
       - торговли (универмаги, гастрономы и др.);     
     - жилищно-коммунальные (жилищно-эксплутационные                      управления и др.).    
      По масштабу и значению своей деятельности государственные предприятия и учреждения могут быть: федеральными, субъектов Федерации и местными — районного, городского, поселкового и сельского значения.   
       Предприятия могут создаваться  государственными органами, органами  местного самоуправления, учредителями (участниками), собственниками имущества либо органами, уполномоченными на то собственниками имущества.   
       Учредительным документом государственного  и муниципального предприятия является устав, который утверждается учредителем предприятия. Негосударственные предприятия действуют на основании устава либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В учредительных документах должны содержаться сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.   
       Административная правосубъектность государственных и негосударственных предприятий различна.   
      Государственные предприятия — это собственность государства. Поэтому к ведению государственных органов относится: создание государственных предприятий; определение целей их деятельности, а также их размещение; утверждение устава; управление предприятиями; назначение на должность и освобождение от должности их руководителей; доведение до них в установленных случаях государственных заказов на продукцию; реорганизация и ликвидация государственных предприятий.    
       Государственные предприятия в зависимости от правового режима их имущества13 подразделяются на два вида:      
      1) основанные на праве хозяйственного  ведения (ст. 114 ГК);      
      2) основанные на праве оперативного  управления, которые создаются в виде федеральных казенных предприятий (ст. 115 ГК).    
       Государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, обладают существенным объемом оперативно-производственной самостоятельности. Они самостоятельно планируют свою деятельность и перспективы развития. Основу планов составляют заключаемые ими хозяйственные договоры.     
       Разновидностью государственных  унитарных предприятий являются федеральные казенные предприятия14, основанные на праве оперативного управления, которые создаются в соответствии с Указом Президента «О реформе государственных предприятий» от 23 мая 1994 г. Казенные предприятия могут быть образованы только на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Поэтому они являются федеральными казенными предприятиями, действующими на праве оперативного управления, т.е. степень их хозяйственной самостоятельности значительно урезана по сравнению с государственными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения. Федеральные государственные унитарные предприятия как имущественные комплексы могут передаваться в собственность субъектов Федерации. Управление предприятиями, находящимися в государственной собственности субъектов Федерации, осуществляют исполнительные органы этих субъектов в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов.     
       Влияние со стороны государства  на негосударственные предприятия ограничено. Управление осуществляют собственники (учредители) или уполномоченные ими органы, не обладающие государственно-властными полномочиями. Роль государства по отношению к этим предприятиям заключается в установлении административно-правового режима, общего для всех предприятий независимо от их организационно-правовых форм, и в контроле за соблюдением ими установленного режима. Законодательство содержит лишь самые общие указания на этот счет.    
       В соответствии с законодательством  ликвидация предприятия производится по решению его учредителей либо органа, уполномоченного на то учредительными документами. Основанием для такого решения могут быть: истечение срока, на который создано предприятие; достижение цели, ради которой оно создано; признание в судебном порядке его регистрации недействительной; осуществление деятельности без лицензии; грубое нарушение закона; признание предприятия несостоятельным (банкротом).  
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.