На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Кредитование аптечных организаций

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 10.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 39. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Содержание
Введение 3
Глава 1. Порядок безналичных расчетов 5
    1.1. Общие положения порядка открытия  банковского счета 5
    1.2. Списание денежных средств по  распоряжению владельца счета 8
    1.3. Списание денежных средств без  распоряжения владельца счета 9
    1.4. Основные формы безналичных расчетов 11
         1.4.1. Расчеты платежными  поручениями 15
         1.4.2. Расчеты по  аккредитивам 16
         1.4.3. Расчеты чеками 21
         1.4.4. Расчеты по  инкассо 23
    1.5. Расчеты с использованием пластиковых  карт 28
ГЛАВА 2 Кредитование аптечных организаций 32
    2.1. Займы и кредиты, классификация  и условия получения 32
    2.2. Документальное оформление получения  кредита 42
Заключение 44
Литература 45
Приложение  47
 
 
 

Введение 

      В процессе хозяйственной деятельности у аптеки возникает необходимость расчетов с контрагентами: она должна исполнять свои обязательства перед поставщиками (по оплате за приобретенные товары, услуги и т.п.), персоналом (например, по оплате труда), бюджетом (по налогам) и т. п. Кроме того, как уже было показано, контрагенты аптеки также исполняют свои обязательства перед ней по оплате поставленных аптекой товаров (у покупателей), возврату подотчетных сумм (у сотрудников предприятия) и т.д.
      Исполнение  обязательств по оплате товаров, услуг  и т.д. (погашение задолженности) может осуществляться: денежными средствами в безналичном порядке через банки.
      Для осуществления своей деятельности аптечным организациям необходимо постоянно пополнять запасы товаров, поддерживать в работоспособном состоянии и модернизировать оборудование как в производственных помещениях, так и в торговом зале, производить другие расходы, которые требуют значительных денежных средств. Источниками пополнения хозяйственных средств в первую очередь являются собственные средства аптечных организаций, полученные в результате финансовой деятельности.
      Одной из проблем современных фармацевтических организаций является нехватка собственных  средств для осуществления эффективной  экономической деятельности, в частности  для приобретения товаров, оборудования, новых технологий. Цивилизованным решением этих проблем является привлечение заемных средств, которые можно получить в банках или других кредитных организациях [12].
      Цель  данной курсовой работы – дать характеристику взаимоотношений аптечных организаций  и банков, описать их формы взаимоотношений и современное состояние.
 

       В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
      Описать порядок безналичных расчетов, а именно  порядок открытия банковского счета, порядок списания средств со счета.
      Описать основные формы безналичных расчетов: платежное поручение, расчеты по аккредитивам, расчеты чеками, расчеты по инкассо.
      Описать порядок расчетов с помощью пластиковых карт при совершении покупки в аптеке.
      Описать порядок кредитования аптечных организаций
     Предмет исследования: Взаимоотношения аптечных организаций и банков.
     Информационная  база: законы, положения по банковской системе.
 

ГЛАВА 1 ПОРЯДОК БЕЗНАЛИЧНЫХ  РАСЧЕТОВ
1.1. Общие положения  порядка открытия  банковского счета
      В соответствии с Федеральным законом  от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банк России)», Законом РСФСР от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности в РСФСР» обязанность по регулированию безналичных расчетов между юридическими лицами на территории Российской Федерации, определению формата, порядка заполнения и оформления используемых расчетных документе) и возложена на Центральный банк Российской Федерации (Банк России) [1, 2].
      Положением  Банка России от 3 октября 2002 г. «О безналичных  расчетах в Российской Федерации» № 2-П предусмотрено, что безналичные расчеты организациями осуществляются через кредитные организации по счетам, открытым на основании договора банковского счета. В настоящее время предприятия могут иметь несколько расчетных счетов в различных банках по своему усмотрению [4].
      В соответствии с Инструкцией Банка  России от 14 сентября 2006 г. № 28-И «Об  открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» открытие банком клиенту банковского счета производится только в том случае, если банком получены все предусмотренные законодательством документы и проведена идентификация клиента, которая для юридического лиц заключается в установлении его наименования, ИНН, государственного регистрационного номера, места государственной регистрации и адреса места нахождения [5].
      Для открытия расчетного счета аптекой  представляются в банк следующие  документы (и их копии):
      а) свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
      б) учредительные документы юридического лица;
      в) лицензии (разрешения), выданные юридическому лицу в установленном законодательством России порядке на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию (в некоторых случаях);
      г) карточка с образцами подписей и оттиска печати (Приложение 1);
      д) документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на банковском счете, а в случае, когда договором с банком предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, с использованием аналога собственноручной подписи, документы, подтверждающие полномочия лиц, наделенных правом использовать аналог собственноручной подписи;
      е) документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица;
      ж) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
      Клиенту может быть отказано в открытии банковского  счета, если не представлены документы, подтверждающие сведения, необходимые  для его идентификации, либо им представлены недостоверные сведения, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством России.
      В случае изменения сведений, подлежащих установлению при открытии банковского  счета, клиент обязан представлять в  банк необходимые документы (их копии), подтверждающие изменение сведений.
      Руководителю  аптеки при открытии расчетного счета  необходимо определить лиц, которым предоставляется право от имени аптеки осуществлять распоряжения о перечислении и выдаче денежных средств с открываемого счета. Это право реализуется путем предоставления определенным лицам права подписи банковских документов.
      Право первой подписи принадлежит руководителю аптеки, а также иным лицам, наделенным этим правом распорядительным актом  руководителя (приказом по аптеке) или  доверенностью.
      Правом  первой или второй подписи могут обладать иные лица на основании соответствующей доверенности.
      Право второй подписи принадлежит главному бухгалтеру и (или) лицам, уполномоченным на ведение бухгалтерского учета распорядительным актом руководителя аптеки (приказом).
      Правом  первой или второй подписи могут  обладать одновременно несколько сотрудников юридического лица. Сотрудник юридического лица не может быть наделен одновременно правом первой и второй подписи.
      При отсутствии в штате аптеки лиц, в  обязанности которых входит ведение бухгалтерского учета, в карточке проставляется собственноручная подпись (подписи) лица (лиц), наделенных правом только первой подписи. При этом случае вместо указания лица, наделенного правом второй подписи, указывается, что лицо, наделенное правом второй подписи, отсутствует.
      Карточка  с образцами подписей и оттиска  печати может быть оформлена без  нотариального свидетельствования подлинности подписей в присутствии  уполномоченного на это сотрудника кредитной организации. Также подлинность собственноручных подписей лиц, обладающих правом первой или второй подписи, может быть удостоверена нотариально.
      Карточка  действует до прекращения договора банковского счета или до замены ее новой карточкой.
      В случае замены или дополнения хотя бы одной подписи и (или) замены (утери) печати, а также в иных случаях изменения реквизитов, позволяющих идентифицировать клиента (изменение организационно-правовой формы юридического лица, изменение места нахождения; изменение фамилии, имени, отчества физических лиц и т.д.), клиентом представляется новая карточка, оформленная в описанном порядке.
      После предоставления всех необходимых документов аптека заключает с банком договор банковского счета (Приложение 2).
      По  такому договору банк обязуется принимать  и зачислять поступающие на счет аптеки денежные средства, выполнять ее распоряжения о перечислении и выдаче сумм со счета и проведении других операций. Договором регулируется порядок взаимодействия аптеки и банка при осуществлении расчетных операций. Например, договором может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и другими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи, кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом. Также договором может быть предусмотрено осуществление банком платежей со счета, несмотря на отсутствие на нем денежных средств (кредитование счета), уплата банком клиенту процентов за пользование денежными средствами, находящимися на счете, и другие условия. Обычно приложением к договору банковского счета являются тарифы, определяющие размер платы за осуществление банком операций и порядок их взимания.
      При открытии предприятию счета в  банке этому счету присваивается 20-значный номер, который фиксируется в договоре. Кроме расчетного счета, клиенту сообщаются реквизиты банка, необходимые для заполнения платежных документов, а именно: 20-значный корреспондентский счет банка и 9-значный банковский идентификационный код (БИК).
      При осуществлении безналичных расчетов важно знать, что списание денежных средств со счета осуществляется двумя способами:
      по распоряжению владельца счета;
      без распоряжения владельца счета.

     1.2. Списание денежных  средств по распоряжению владельца счета

      Не  допускается ограничение прав владельца  счета на распоряжение находящимися на нем денежными средствами за исключением случаев, предусмотренных законодательством (таких как наложение ареста или приостановление операций по счету). Например, ст. 76 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) предусмотрена возможность приостановления налоговым органом операций по счету в банке (что означает прекращение расходных операций по счету предприятия) на основании специального документа, направляемого в банк, — Решения налогового органа о приостановлении операций по счету в следующих случаях:
      - для обеспечения исполнения решения  налогового органа о взыскании налога или сбора в случае неисполнения предприятием в установленные сроки обязанности по уплате налога или сбора; решение о приостановлении операций по счетам предприятия принимается налоговым органом не ранее вынесения решения о взыскании налога;
      - в случае непредставления предприятием  налоговой декларации в налоговый  орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления [3].
      Решение налогового органа о приостановлении  операций по счетам предприятия подлежит безусловному исполнению банком. Приостановление  операций действует с момента  получения банком Решения налогового органа о приостановлении таких операций и до отмены этого решения, которое также оформляется документально по специальной форме. Банк не несет ответственности за убытки, понесенные его клиентом в результате приостановления операций в банке по решению налогового органа. Кроме того, при наличии решения о приостановлении операций по счетам клиента банк не имеет права открывать этой организации новые счета.
      Приостановление операций по счетам отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога или за днем представления налоговой декларации.

1.3. Списание денежных  средств без распоряжения  владельца счета

      Производится в случаях, предусмотренных законодательством, и (или) договором между банком и аптекой.
      Основанием  для списания денежных средств со счета являются расчетные документы, составленные в соответствии с требованиями Банка России.
      Расчетный документ — оформленное в виде документа на бумажном носителе или в установленных случаях в виде электронного платежного документа:
      - распоряжение плательщика (клиента)  о списании денежных средств  со своего счета и их перечислении  на счет получателя средств;
      - распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).
      К расчетным документам относятся  платежные требования и поручения, аккредитивы, чеки.
      В случае использования аптекой электронных платежных документов между аптекой и банком дополнительно к договору банковского счета должен быть заключен договор, определяющий порядок обмена электронными документами с использованием средств защиты информации.
      Списание денежных средств со счета осуществляется:
      в пределах имеющихся на счете денежных средств;
      сверх имеющихся на счете денежных средств.
      В пределах имеющихся  на счете денежных средств суммы списываются в порядке календарной очередности поступления документов. При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств осуществляется по мере их поступления в следующей очередности, установленной законодательством:
     - по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
     - по исполнительным документам, предусматривающим  перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;
     - в порядке календарной очередности  поступления документов по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору;
     - по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
     - по другим платежным документам  в порядке календарной очередности.
      Списание  сверх имеющихся на счете денежных средств производится в случаях, предусмотренных договором между банком и аптекой (например, если договором между банком и аптекой предусмотрено кредитование счета) [10].

      1.4. Основные формы  безналичных расчетов

      Форма безналичных расчетов выбирается аптекой самостоятельно при заключении договора с контрагентом и фиксируется в договоре с ним. Банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов. Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем средств, кроме возникших по вине банков, решаются в установленном законодательством порядке без участия банков. Каждая форма безналичных расчетов предусматривает использование соответствующего расчетного документа (табл. 1).

      Таблица 1

      Виды  расчетных документов при безналичных  расчетах

      Формы безналичных расчетов       Расчетный документ
      Платежными поручениями       Платежное поручение
      По аккредитиву       Аккредитив
      Чеками       Чек
      По инкассо       Инкассовое  поручение        Платежное требование
 
      С учетом особенностей форм и порядка  осуществления безналичных расчетов расчетные документы должны содержать следующие реквизиты:
     - наименование расчетного документа и код формы;
     - номер расчетного документа, число,  месяц и год его выписки;
     - вид платежа;
     - наименование плательщика, номер  его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
     - наименование и местонахождение  банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;
     - наименование получателя средств,  номер его счета, ИНН;
     - наименование и местонахождение  банка получателя, БИК, номер корреспондентского  счета или субсчета;
     - назначение платежа; налог, подлежащий  уплате, выделяется в расчетном  документе отдельной строкой  (в противном случае должно быть указание на то, что налог не уплачивается); отдельные виды расчетных документов могут иметь особенности указания назначения платежа (например, документы на перечисление налоговых платежей);
     - сумму платежа, обозначенную прописью  и цифрами;
     - очередность платежа;
     - вид операции в соответствии  с правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации;
     - подписи (подпись) уполномоченных  лиц (лица) и оттиск печати (в установленных случаях).
      Для оформления расчетных документов определены следующие общие правила.
      1. Расчетные документы на бумажном  носителе оформляются на бланках документов, включенных в Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД) и имеют строго определенные для каждого документа размеры полей. Отклонения от установленных размеров могут составлять не более 5 мм при условии сохранения их расположения и размещения бланков расчетных документов на листе формата А4. Бланки расчетных документов изготавливаются в типографии или с использованием электронно-вычислительных машин. Допускается использование копий бланков расчетных документов, полученных на множительной технике, при условии, если копирование производится без искажений.
    Оборотные стороны бланков расчетных документов должны оставаться чистыми.
    Расчетные документы на бумажном носителе заполняются с применением пишущих или электронно-вычислительных машин шрифтом черного цвета, за исключением чеков, которые заполняются ручками с пастой, чернилами черного, синего или фиолетового цвета (допускается заполнение чеков на пишущей машинке шрифтом черного цвета).
    Подписи на расчетных документах проставляются ручкой с пастой или чернилами черного, синего или фиолетового цвета. Оттиск печати и оттиск штампа банка, проставляемые на расчетных документах, должны быть четкими.
    При заполнении расчетных документов не допускается выход текстовых и цифровых значений реквизитов за пределы полей, отведенных для их проставления. Реквизиты должны читаться без затруднения. Подписи, печати и штампы должны проставляться в предназначенных для них полях бланков расчетных документов.
    Поля, реквизиты которых не имеют значений, остаются не заполненными.
    Исправления, помарки и подчистки, а также использование корректирующей жидкости в расчетных документах не допускаются.
    Расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение 10 календарных дней, не считая дня их выписки.
    Списание банком денежных средств со счета производится на основании первого экземпляра расчетного документа при наличии на нем (кроме чеков) двух подписей лиц, заявленных в банковской карточке и имеющих право подписывать расчетные документы (или одной подписи при отсутствии в штате организации лица, которому может быть предоставлено право второй подписи) и оттиска печати (кроме чеков). С 1 июня 2003 г. в 
    рамках применяемых форм безналичных расчетов допускается использование аналогов собственноручной подписи в соответствии с требованиями законодательства и нормативных актов Банка России.

    Расчетные документы предъявляются в банк в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчетов. Все экземпляры расчетного документа должны быть заполнены идентично. Второй и последующие экземпляры расчетных документов могут быть изготовлены с использованием копировальной бумаги, множительной техники или электронно-вычислительных машин.
    Расчетные документы принимаются банками к исполнению независимо от их суммы.
      Плательщик (или взыскатель) вправе отозвать свои расчетные документы, не оплаченные из-за недостаточности средств на счете и помещенные банком в специальную картотеку расчетных документов, не оплаченных в срок. Неисполненные расчетные документы могут быть отозваны из картотеки в полной сумме, частично исполненные — в сумме остатка. Частичный отзыв сумм по расчетным документам не допускается.
      Отзыв расчетных документов осуществляется на основании представленного в банк заявления предприятия, составленного в двух экземплярах в произвольной форме, с указанием реквизитов, необходимых для осуществления отзыва, включая номер, дату составления, сумму расчетного документа, наименование плательщика или получателя средств (взыскателя).
      Оба экземпляра заявления на отзыв подписываются  от имени клиента лицами, имеющими право подписи расчетных документов, заверяются оттиском печати и представляются в банк, обслуживающий плательщика или получателя средств (взыскателя). Один экземпляр заявления на отзыв помещается в документы дня банка, второй возвращается клиенту в качестве расписки в получении заявления на отзыв.
      Банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя), осуществляет отзыв платежных требований и инкассовых поручений путем направления в банк плательщика письменного заявления, составленного на основании заявления клиента.
      При возврате принятых, но не исполненных  по тем или иным причинам расчетных  документов, отметки банков, подтверждающие их прием к исполнению, перечеркиваются соответствующим банком. На оборотной стороне первого экземпляра платежного требования и инкассового поручения делается отметка о причине возврата, проставляются дата возврата, штамп банка, а также подписи ответственного исполнителя и контролирующего работника. В журнале регистрации платежных требований и инкассовых поручений делается запись с указанием даты возврата.

      1.4.1. Расчеты платежными  поручениями

      Платежным поручением является распоряжение владельца счета обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение исполняется банком в срок не более двух дней со дня его принятия или в более короткий срок, установленный договором банковского счета либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Схема расчетов платежными поручениями представлена на рис. 1.

Рис. 1. Схема расчетов платежными поручениями
    Платежными поручениями могут производиться:
    расчеты за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
    расчеты с бюджетом по налогам, а также с внебюджетными фондами;
    расчеты по кредитам и займам, а также процентов по ним;
    перечисления авансов, предусмотренных договорами;
    перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.
      Платежное поручение составляется на специальном  бланке (Приложение 3).
      При принятии банком платежного поручения  к исполнению работник банка проверяет  правильность его оформления, в том числе устанавливает подлинность подписей и печати на платежном поручении путем сравнения с банковской карточкой, делает на всех экземплярах платежного поручения отметку о дате принятия документа и возвращает клиенту не менее одного экземпляра платежного поручения с отметкой о принятии.
      При недостаточности средств на счете  платежное поручение может быть исполнено банком частично. При частичной  оплате платежного поручения банком используется платежный ордер специальной формы, который прилагается к выписке банка как основание для списания.
      При осуществлении последней частичной  оплаты по платежному поручению оставшиеся экземпляры платежного поручения выдаются клиенту одновременно с последним экземпляром платежного ордера, прилагаемым к выписке из лицевого счета.

      1.4.2. Расчеты по аккредитивам

      При расчетах по аккредитиву банк, действующий  по поручению плательщика об открытии аккредитива (далее — банк-эмитент), обязуется произвести платежи в  пользу получателя средств по представлении  последним документов, соответствующих всем условиям аккредитива, либо предоставить полномочие другому банку (далее — исполняющий банк) произвести такие платежи. В качестве исполняющего банка может выступать банк-эмитент, банк получателя средств или иной банк. Аккредитив обособлен и независим от основного договора. Платеж по аккредитиву производится в безналичном порядке.
      Банками могут открываться следующие  виды аккредитивов:
      покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);
      отзывные и безотзывные.
      При открытии покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива.
      При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета банка-эмитента в пределах суммы аккредитива либо указывает в аккредитиве иной способ возмещения исполняющему банку сумм, выплаченных по аккредитиву в соответствии с его условиями. Порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитента по непокрытому (гарантированному) аккредитиву, а также порядок возмещения денежных средств по непокрытому (гарантированному) аккредитиву банком-эмитентом исполняющему банку определяется по соглашению между банками.
      Отзывным  является аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного уведомления получателя средств. Отзыв аккредитива не создает каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств. Аккредитив является отзывным, если в его тексте прямо не указано иное.
      Безотзывным признается аккредитив, который не может быть отменен без согласия получателя средств.
      На  рис. 9.2 представлена схема аккредитивной  формы расчетов.

Рис. 2. Схема аккредитивной  формы расчетов 

      При расчетах по аккредитиву плательщик представляет в банк-эмитент два  экземпляра заявления на открытие аккредитива, в котором поручает банку-эмитенту открыть аккредитив. В нем обязательно должны быть следующие сведения:
      наименование банка-эмитента;
      наименование банка-получателя средств;
      наименование исполняющего банка;
      вид аккредитива (отзывный или безотзывный);
      условие оплаты аккредитива;
      перечень и характеристика документов, представляемых получателем средств, и требования к оформлению указанных документов;
      дата закрытия аккредитива, период представления документов;
      наименование товаров (работ, услуг), для оплаты которых открывается аккредитив, срок отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), грузоотправитель, грузополучатель, место назначения груза.
      На  основании заявления на открытие аккредитива банк-эмитент составляет аккредитив на специальном бланке (Приложение 4), который направляет в исполняющий банк. При большом перечне документов, подлежащих указанию в аккредитиве, может составляться приложение к аккредитиву в произвольной форме, на которое делается ссылка в аккредитиве и которое является неотъемлемой его частью.
      Для осуществления расчетов по покрытому (депонированному) аккредитиву в аккредитиве указывается номер счета, открытого исполняющим банком для осуществления расчетов по аккредитиву. Указанный счет открывается по запросу банка-эмитента, составленному в произвольной форме на основании заявления на открытие аккредитива. Номер указанного счета доводится исполняющим банком до сведения банка-эмитента, а банком-эмитентом — до сведения плательщика.
      Исполняющий банк незамедлительно сообщает о поступлении аккредитива получателю средств согласованным с ним способом. Если исполняющий банк не является банком, обслуживающим получателя средств, он вправе сообщить получателю средств о поступлении аккредитива через банк получателя средств.
      Для получения денежных средств по аккредитиву  получатель средств представляет в  исполняющий банк четыре экземпляра реестра счетов и предусмотренные  условиями аккредитива документы. Эти документы должны быть представлены в указанный в аккредитиве период, но в пределах срока действия аккредитива. Исполняющий банк обязан проверить по внешним признакам соответствие документов условиям аккредитива, а также правильность оформления реестра счетов. Срок проверки документов не должен превышать семи рабочих дней, следующих за днем получения документов, если иное не предусмотрено соглашением между банком-эмитентом и исполняющим банком.
      При установлении несоответствия указанных  документов по внешним признакам  условиям аккредитива, исполняющий  банк вправе отказать в их принятии, незамедлительно уведомив об этом получателя средств и банк-эмитент и указав на расхождения, являющиеся причиной отказа. Получатель средств вправе повторно представить документы, предусмотренные аккредитивом, до истечения срока его действия.
      При установлении соответствия представленных документов условиям аккредитива, а  также правильности оформления реестра счетов исполняющим банком производится платеж по аккредитиву. При этом сумма, указанная в реестре, перечисляется на счет получателя средств платежным поручением исполняющего банка. Исполняющий банк также направляет банку-эмитенту второй экземпляр реестра счетов с приложением требуемых условиями аккредитива документов, а также третий экземпляр реестра счетов для использования в банке-эмитенте и для вручения плательщику.
      При получении от исполняющего банка  документов по аккредитиву банк-эмитент проверяет соответствие представленных документов и их реквизитов условиям аккредитива на основании самих документов (проверка по внешним признакам). При установлении несоответствия документов по внешним признакам условиям аккредитива банк-эмитент вправе отказать в их принятии либо предварительно запросить плательщика о возможности принятия указанных документов. При отказе в принятии указанных документов банк-эмитент обязан уведомить об этом банк, от которого получены документы, или получателя средств, указав в уведомлении на расхождения, являющиеся причиной отказа. При установлении несоответствия по внешним признакам документов, принятых исполняющим банком от получателя средств, условиям аккредитива банк-эмитент вправе требовать от исполняющего банка возврата сумм, выплаченных получателю средств за счет переведенного в исполняющий банк покрытия (по покрытому (депонированному) аккредитиву), восстановления сумм, списанных с корреспондентского счета, открытого в исполняющем банке, либо отказать исполняющему банку в возмещении сумм, выплаченных получателю средств (по непокрытому (гарантированному) аккредитиву).
      В исполняющем банке производится закрытие аккредитива в следующих случаях:
     - по истечении срока действия  аккредитива (в сумме аккредитива или его остатка);
     - при отказе получателем средств  от использования аккредитива  (и полной сумме или в ее  части) до истечения срока его действия, если это допускается условиями аккредитива;
     - при отзыве аккредитива (в полной  сумме или в ее части) банком-эмитентом, в том числе по требованию плательщика либо после получения согласия получателя средств по безотзывному аккредитиву.
      О закрытии аккредитива исполняющий банк должен направить в банк-эмитент уведомление, составленное в произвольной форме. Кроме того, одновременно с закрытием аккредитива по истечении срока действия аккредитива или в день представления документа, служащего основанием для закрытия аккредитива исполняющим банком осуществляется возврат суммы банку-эмитенту по покрытому (депонированному) аккредитиву. Банк-эмитент обязан не позже рабочего дня, следующего за днем возврата суммы неиспользованного остатка аккредитива, зачислить соответствующую сумму на счет плательщика, с которого были списаны денежные средства в счет покрытия по аккредитиву.
 1.4.3. Расчеты чеками
      Чек — это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.
      Чекодателем называется юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми оно вправе распоряжаться путем выставления чеков. Банк, в котором находятся денежные средства чекодателя, является плательщиком.
      Чекодержатель — юридическое лицо, в пользу которого выдан чек. Чек оплачивается плательщиком за счет денежных средств чекодателя.
      Бланки  чеков являются бланками строгой  отчетности и должны содержать следующие реквизиты;
      - наименование «чек», включенное  в текст документа;
      - поручение плательщику выплатить  определенную денежную сумму;
      - наименование плательщика и указание  счета, с которого должен быть произведен платеж;
      - указание валюты платежа;
      - указание даты и места составления  чека (чек, не содержащий указание места его составления, рассматривается как подписанный в месте нахождения чекодателя);
      - подпись лица, выписавшего чек,  — чекодателя.
      Отсутствие  в документе какого-либо из указанных  реквизитов лишает его силы чека.
      Форма чека и порядок его заполнения определяются законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами.
      Чекодатель  не вправе отозвать чек до истечения  установленного срока для его предъявления к оплате.
      На  рис. 3 представлена схема расчетов чеками. 

Рис. 3. Схема расчетов чеками 

      Представление чека в банк, обслуживающий чекодержателя, для получения платежа считается предъявлением чека к оплате.
      Банк-плательщик по чеку обязан всеми доступными ему  способами удостовериться в подлинности чека. Убытки, возникшие вследствие оплаты плательщиком подложного, похищенного или утраченного чека, возлагаются на плательщика или чекодателя в зависимости от того, по чьей вине они были причинены.

      1.4.4. Расчеты по инкассо

      Представляют  собой банковскую операцию, посредством которой банк (банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другой банк (исполняющий банк).
      При расчетах по инкассо расчетные документы  предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика  через банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя). Банк-эмитент, принявший на инкассо расчетные документы, принимает на себя обязательство доставить их по назначению (в исполняющий банк). Исполняющий банк после получения расчетных документов, а при необходимости и после получения акцепта плательщика, осуществляет списание денежных средств с расчетного счета клиента в пользу получателя средств (взыскателя). Схемы расчетов по инкассо представлены на рис. 4 и 5. 

Рис. 4. Расчеты по инкассо  платежными требованиями 

Рис. 5. Расчеты по инкассо инкассовыми поручениями 

      Расчеты по инкассо осуществляются на основании  следующих расчетных документов:
      платежных требований;
      инкассовых поручений.
      Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.
      Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги и оформляются на специальном бланке (Приложение 5).
      Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцентом плательщика и без акцепта плательщика.
      В случае расчетов с предварительным  акцептом плательщика исполняющий банк имеет право списать со счета плательщика денежные средства только при получении от него согласия на оплату (акцепта). Срок для акцепта определяется условиями договора между плательщиком и получателем средств и должен составлять не менее пяти рабочих дней (не включая день поступления платежного требования в банк). Плательщик может предоставить исполняющему банку в договоре банковского счета право оплачивать платежные требования, предъявленные к его счету любыми или специально указанными им получателями средств, при неполучении от плательщика документа об акцепте или отказе от акцепта (полном или частичном) платежного требования в течение срока, установленного для акцепта. Если такое право плательщиком банку не предоставлено, то он должен передать поступивший документ плательщику для акцепта. Плательщик в течение срока, установленного для акцепта, представляет в банк специальный документ — заявление об акцепте платежного требования либо отказе полностью или частично от его акцепта по основаниям, предусмотренным в основном договоре, в том числе в случае несоответствия применяемой формы расчетов заключенному договору, с обязательной ссылкой на пункт, номер, дату договора и указанием мотивов отказа. Акцептованное платежное требование не позже рабочего дня, следующего за днем приема заявления, оплачивается со счета плательщика.
      При полном отказе от акцепта платежное  требование не позже рабочего дня, следующего за днем приема заявления, подлежит возврату в банк-эмитент вместе с экземпляром  заявления для возврата получателю средств.
      При неполучении в установленный  срок заявления об акцепте, отказе от акцепта, а также при отсутствии в договоре банковского счета условия, дающего банку право оплачивать платежные требования, предъявленные к счету плательщика любыми или указанными плательщиком кредиторами (получателями средств), при неполучении от плательщика документа об акцепте или отказе от акцепта (полном или частичном) платежного требования в течение срока, установленного для акцепта, платежное требование на следующий рабочий день после истечения срока акцепта возвращается в банк-эмитент с указанием на оборотной стороне первого экземпляра платежного требования причины возврата: «Не получено согласие на акцепт».
      Без акцепта плательщика расчеты  платежными требованиями осуществляются в случаях:
      - установленных законодательством;
      - предусмотренных сторонами в  договоре при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.
      В платежном требовании на безакцептное списание денежных средств со счетов плательщиков на основании законодательства получатель средств проставляет «без акцепта», а также делает ссылку на закон (с указанием его номера, даты принятия и соответствующей статьи), на основании которого осуществляется взыскание.
      В платежном требовании на безакцептное списание денежных средств на основании договора получатель средств указывает «без акцепта», а также делает ссылку на дату, номер и соответствующий его пункт договора между сторонами, предусматривающий право безакцептного списания. Для осуществления расчетов плательщик обязан предоставить в обслуживающий банк сведения о кредиторе (получателе средств), который имеет право выставлять платежные требования на списание денежных средств в безакцептном порядке, наименовании товаров, работ или услуг, за которые будут производиться платежи, а также о договоре (дата, номер и соответствующий пункт, предусматривающий право безакцептного списания).
      Инкассовое  поручение — расчетный документ, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке. Инкассовое поручение составляется на специальном бланке. Схема расчетов по инкассо с использованием инкассовых поручений приведена на рис. 5.
      Инкассовые  поручения применяются:
    в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции (например, налоговыми органами); в этом случае в инкассовом поручении должна быть сделана ссылка на закон с указанием его номера, даты принятия и соответствующей статьи;
    для взыскания по исполнительным документам. В этом случае инкассовое поручение должно содержать ссылку на дату выдачи исполнительного документа, его номер, номер дела, по которому принято решение, подлежащее принудительному исполнению, а также наименование органа, вынесшего такое решение; к инкассовому поручению должен быть приложен подлинник исполнительного документа либо его дубликат;
    в случаях, предусмотренных сторонами по договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения, предусмотренного договором банковского счета или оформленного дополнительным соглашением к нему. Плательщик обязан предоставить в обслуживающий банк сведения о кредиторе (получателе средств), имеющем право выставлять инкассовые поручения на списание денежных средств в бесспорном порядке; обязательстве, по которому будут производиться платежи, а также данные о договоре — дату, номер и соответствующий пункт, предусматривающий право бесспорного списания.
      Инкассовое  поручение должно содержать ссылку на дату, номер договора и соответствующий его пункт, предусматривающий право бесспорного списания.
      После принятия банком расчетного документа к исполнению денежные средства согласно ему должны быть списаны с банковского счета плательщика. Подтверждением факта списания денежных средств со счета является выписка из банковского счета, которая выдается клиенту. Она является копией лицевого счета клиенту банка и содержит данные об остатке денежных средств на расчетном счете, а также о суммах, поступающих и списываемых с по расчетного счета.
      К выписке банк обязан приложить все  документы, явившиеся основанием для  проведения операции по расчетному счету (копию платежного поручения, платежное требование-поручение, инкассовое поручение и т.д.).
 

       1.5. Расчеты с использованием  пластиковых карт

      В последние годы покупатели, приобретая товар на предприятиях розничной торговли, все чаще используют для оплаты покупок банковские пластиковые карты. Банковские карты — вид платежных карт, являющихся инструментом безналичных расчетов, предназначенный для совершения физическими лицами, в том числе уполномоченными юридическими лицами (держатели), операций с денежными средствами, находящимися у эмитента, в соответствии с законодательством России и договором с эмитентом [11].
      Деятельность  кредитных организаций по выпуску  банковских карт называется эмиссией банковских карт, а кредитная организация, осуществляющая эмиссию, носит название эмитента. Эмитент может выдавать банковские карты как физическим лицам так и юридическим.
      Помимо  эмиссии банковских карт кредитная  организация осуществляет эквайринг — деятельность, включающую в себя осуществление расчетов с предприятиями торговли или услуг по операциям, совершаемым с использованием банковских карт, и осуществление операций по выдаче наличных денежных средств держателям банковских карт, не являющимся клиентами данной кредитной организации. Кредитная организация, осуществляющая эквайринг, носит название эквайрера.
      Для осуществления эквайрером операций с использованием банковских карт необходимы специальные технические средства — электронные терминалы и  импринтеры, размещаемые на предприятиях, принимающих к оплате банковские карты, а также банкоматы, позволяющие осуществлять выдачу наличных денежных средств. Необходимым этапом при проведении расчетов с использованием банковских карт является авторизация — разрешение, предоставляемое эмитентом для проведения операции с использованием банковской карты и порождающее его обязательство по исполнению представленных документов, составленных с использованием банковской карты.
      Для того чтобы иметь возможность  производить расчеты за покупки с использованием банковской карты, физическое или юридическое лицо в большинстве случаев должно заключить с кредитной организацией-эмитентом договор банковского счета, предусматривающий осуществление операций с использованием карты. Выдача банковской карты клиенту осуществляется на основании заключенного с ним договора. На банковской карте должны присутствовать наименование и логотип эмитента, однозначно его идентифицирующие.
      Эмитент может выдавать банковские карты  как физическим, так и юридическим  лицам.
      Кредитная организация вправе осуществлять эмиссию банковских карт следующих видов: расчетных (дебетовых), кредитных и предоплаченных [12].
      Расчетная (дебетовая) карта  предназначена для совершения операций ее держателем в пределах установленной кредитной организацией-эмитентом суммы денежных средств (расходного лимита), расчеты по которым осуществляются за счет денежных средств клиента, находящихся на его банковском счете, или кредита, предоставляемого кредитной организацией-эмитентом клиенту в соответствии с договором банковского счета при недостаточности или отсутствии на банковском счете денежных средств (овердрафт).
      Кредитная карта предназначена для совершения ее держателем операций, расчеты по которым осуществляются за счет денежных средств, предоставленных кредитной организацией-эмитентом клиенту в пределах установленного лимита в соответствии с условиями кредитного договора.
      Предоплаченная  карта предназначена для совершения ее держателем операций, расчеты по которым осуществляются кредитной организацией-эмитентом от своего имени, и удостоверяет право требования держателя предоплаченной карты к кредитной организации-эмитенту по оплате товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) или выдаче наличных денежных средств.
      Кредитная организация осуществляет эмиссию расчетных (дебетовых) и кредитных карт для физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предоплаченных карт — для физических лиц. При совершении физическим лицом операций с использованием предоплаченной карты договор банковского счета с физическим лицом не заключается.
      Расчеты за товары и услуги с использованием банковских карт покупатель может осуществлять только на тех предприятиях торговли или услуг, которые принимают эти карты к оплате. Такие предприятия заключают с эквайрером соглашение, в соответствии с которым они берут на себя обязательства по приему документов, составленных с использованием банковских карт, в качестве оплаты за предоставляемые товары или услуги.
      Основанием  составления расчетных и иных документов для отражения сумм операций, совершаемых с использованием платежных карт, в бухгалтерском учете участников расчетов является реестр платежей или электронный журнал.
      Документы по операциям с использованием платежной  карты являются основанием для осуществления расчетов по ним и служат подтверждением их осуществления. Эти документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:
    идентификатор банкомата, электронного терминала или 
    другого технического средства, предназначенного для совершения операций с использованием платежных карт;

    вид операции;
    дату операции;
    сумму операции;
    валюту операции;
    сумму комиссии (если имеет место);
    код авторизации;
    реквизиты платежной карты.
      Указанные документы могут составляться на бумажном носителе и (или) в электронной форме. Документ на бумажном носителе должен содержать также подписи держателя карты и кассира.
      Наиболее  часто в настоящее время операции оплаты товаров посредством банковских карт осуществляются с использованием специальных электронных терминалов. При работе с банковской картой кассир проверяет ее подлинность согласно инструкции обслуживающего банка, а также срок действия. После этого банковская карта проводится через считывающее устройство электронного терминала. В случае успешного считывания карты на табло терминала появляется ее номер. Затем с клавиатуры терминала вводится оплачиваемая сумма (сумма операции). Авторизация запрашивается терминалом автоматически. При положительном результате запроса терминал распечатывает чек. При совпадении номера, отпечатанного на чеке терминала, с номером банковской карты, чек передается держателю карты, подписывается им и возвращается кассиру. Проставленная на чеке подпись должна быть идентична образцу подписи на обратной стороне банковской карты.
      После распечатки чека на терминале и сличения подписи кассир обязан пробить указанную сумму на ККТ на отдельную секцию, предназначенную только для безналичных расчетов.
      В результате проведенной операции покупателю должны быть выданы следующие документы:
      квитанция терминала;
      кассовый чек с обозначением, что оплата произведена по банковской карте;
      товарный чек (выдается в случае, если кассовый чек не содержит информации о проданном товаре).
      При осуществлении расчетов за товары с  использованием банковских карт в книге кассира-операциониста отдельно отражают суммы выручки, полученные наличными и оплаченные посредством банковских карт.
 

       ГЛАВА 2 КРЕДИТОВАНИЕ АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

      2.1. Займы и кредиты,  классификация и  условия получения

      Кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации имеет право осуществлять предусмотренные законом банковские операции. К кредитным организациям относятся:
      банки — имеют исключительное право  осуществлять в совокупности такие банковские операции, как привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц: размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
      небанковские  кредитные организации — имеют  право осуществлять только отдельные  предусмотренные законом банковские операции (например, они не могут осуществлять операции по купле-продаже наличной валюты, открытию и ведению банковских счетов и т.д.) [6, 7].
      Порядок учета полученных займов и кредитов в Российской Федерации установлен Положением по бухгалтерскому учету  «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/01 (утв. приказом Минфина России от 2 августа 2001 № 60н).
      В ГК РФ есть специальные главы (42—45), в которых определены основные виды заемных средств, а также условия их получении и обязательства сторон.
      Наиболее  часто организации используют для привлечения средств ссуды, займы и кредиты.
      Ссуда (безвозмездное пользование) — это передача вещи одной стороной (ссудодателем) в безвозмездное временное пользо-ипиие другой стороне (ссудополучателю), которая обязуется вернуть ту же вещь в том же состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (ст. 689 ГК РФ). В случаях, когда говорят о банковской ссуде, имеют в виду денежные средства банка, предоставленные и кредит с уплатой процента.
      Заем  — передача одной стороной (заимодавцем) в собственность другой стороне (заемщику) денег или другой вещи, определенной родовыми признаками, с обязательством заемщика воз-нратить заимодавцу ту же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества (ГК РФ ст. 807). Заем может быть беспроцентным или предусматривать получение заимодавцем процентов с заемщика.
      Кредит  — предоставление банком или кредитной организацией (кредитором) денежных средств заемщику в размере и на условиях, предусмотренных кредитным договором, с обязанностью заемщика возвратить полученную сумму и уплатить проценты на нее (ГК РФ ст. 819, п. 1). При кредите заимодавцем выступают банки и кредитные организации. Предметом кредита являются только деньги. Заемщик — это аптечные организации, физические лица и любые другие субъекты фармацевтического рынка.
      В переводе с латинского языка creditum — ссуда, долг, a credere — верить. Сущность кредита проявляется в аккумуляции временно свободных денежных средств одного лица и передаче их за плату во временное пользование другому лицу.
      Кредит  является частью финансов организации  и выполняет несколько функций:
      формирование денежных фондов и получение наличных денежных средств;
      использование денежных фондов и наличных денежных средств;
      аккумуляция временно свободных денежных средств;
      перераспределение денежных средств;
      замещение наличных денег безналичными в денежном обращении;
      контроль за обращением денежных средств.
      Кредиты можно классифицировать по следующим признакам:
      сфере распространения:
      - международные — предоставляются  зарубежными банками, кредитными организациями, фондами, правительствами иностранных государств;
      - внутренние — предоставляются  отечественными банками, кредитными  организациями;
      срокам:
    - онкольные  (до востребования);
    - краткосрочные;
    - среднесрочные;
    - долгосрочные;
      целевому  признаку:
      - финансовые — предоставляются  в основном банками и означают прямую выдачу денег заемщику на условиях кредитного договора;
      - коммерческие — регулируются банками и означают предоставление поставщиком (продавцом) продукции покупателю в форме отсрочки или рассрочки платежа за товар;
      - товарные — означают предоставление  одной стороной другой стороне вещи, определенной родовыми признаками (ст. 822 ГК РФ);
      - инвестиционные налоговые — представляют  собой такие изменения срока  уплаты налога, при которых организации  предоставляется возможность в  течение определенного срока  и в определенных пределах  уменьшить свои платежи по  налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов;
      видам обеспечения:
      - обеспеченные — предоставляемые  под определенные гарантии, материальные ценности, ценные бумаги и т.д.;
      - необеспеченные (бланковые) — кредиты  без обеспечения ценными бумагами или материальными ценностями. Как правило, они предоставляются клиентам, имеющим длительные деловые отношения с банком и обладающим высокой платежеспособностью.
      Основополагающие  условия, на которых выдается кредит заемщику, называются принципами кредитования. Такими принципами кредитования в России являются: срочность, возвратность, платность.
      Принцип срочности означает, что кредит выдается на четко указанный срок, по истечении которого кредит и проценты по нему должны быть возвращены кредитору. Этот срок оговаривается в кредитном договоре. Существует несколько способов указания срока погашения в кредитном договоре:
      - возврат всей суммы основного  долга и процентов по нему  по фиксированной ставке в  четко установленные периоды  времени;
      - возврат суммы основного долга в четко определенные промежутки времени, для каждого из которых установлена своя процентная ставка, т.е. это кредит с плавающей процентной ставкой, он называется ролловерный;
      - возврат в четко установленные  периоды времени только суммы процентов по кредиту и возврат по истечении срока действия кредитного договора всей суммы основного долга по кредиту;
      - указывается не время возврата  кредита и процентов по нему, а только условия их возврата. Например, возврат кредита по  первому требованию кредитора (онкольный кредит), порядок погашения кредита (овердрафт, контокоррентный кредит).
      Принцип возвратности заключается в том, что по окончании срока кредитного договора заемные деньги должны быть возвращены кредитору в полной сумме (основной долг) и с процентами. В случае невозврата кредита в срок заемщику начисляются пени (штрафные санкции), размер которых устанавливается в кредитном договоре. Для гарантии возврата финансового кредита используются разные виды обеспечения этого возврата. Основными видами обеспечения кредита являются:
      - поручительство — это договор  с односторонними обязательствами, посредством которого поручитель берет обязательства перед кредитором оплатить при необходимости задолженность заемщика. Поручителем может выступать любой хозяйствующий субъект — банк, предприятие и пр. Оформляется договор поручительства, который заверяется нотариусом и прилагается к кредитному договору;
      - гарантия — вид поручительства, применяемый только между юридическими  лицами. Гарантия означает обязательство гаранта выплатить за гарантируемого определенную сумму при наступлении гарантийного случая. Гарантия не является актом, дополняющим кредитное соглашение. Гарантия оформляется гарантийным письмом;
      - залог — как способ обеспечения  выполнения обязательств перед кредитором регулируется Законом РФ от 29 мая 1992 г. № 2872-1 «О залоге». Существуют два вида залога — с оставлением имущества у залогодателя и с передачей заложенного имущества залогодержателю (заклад). Большей популярностью пользуется первый вид залога, поскольку он позволяет продолжать вести предпринимательскую деятельность, используя заложенное имущество;
      - страхование — страхуется ответственность  заемщика за непогашение кредита.  В этом случае расходы заемщика  увеличиваются за счет страховых взносов. Заемщик кредита в банке заключает со страховой компанией договор страхования, который прилагается к кредитному договору. Срок страхования соответствует сроку, на который выдается кредит. Договор страхования предусматривает, как правило, возмещение банку со стороны страховщика 50 — 90 % суммы невозвращенного заемщиком кредита в установленный срок и процентов по нему. Ответственность страховщика по договору страхования наступает обычно через 20 рабочих дней после просроченной заемщиком даты погашения кредита, указанной в кредитном договоре. Страховая компания обязана выплатить банку как кредитору страховое возмещение в течение 15 рабочих дней после наступления страхового случая.
      С целью обеспечения возврата кредита  до его выдачи производится оценка кредитоспособности и платежеспособности заемщика.
      Кредитоспособность  — наличие у хозяйствующего субъекта предпосылок для получения кредита и способность возвратить его в срок. Кредитоспособность заемщика характеризуется его аккуратностью при расчетах по ранее полученным кредитам, его текущим финансовым состоянием и перспективами изменения, способностью при необходимости мобилизовать денежные средства из различных источников.
      Прежде  чем предоставлять кредит, банк определяет степень риска, который он готов на себя взять, и размер кредита, который может быть предоставлен. При определении возможности кредитования изучаются следующие вопросы:
      - солидность заемщика, которая характеризуется  своевременностью расчетов по ранее полученным кредитам;
      - способность заемщика производить  конкурентоспособную продукцию или оказывать услуги;
      - доходы и размер получаемой  заемщиком прибыли с точки  зрения возможности уплаты банку процентов;
      - цель использования получаемых  кредитных ресурсов;
      - сумма кредита, которая определяется на основе изучения ликвидности баланса и соотношения между собственными и заемными средствами;
      - условия погашения кредита, которые  изучаются путем анализа возможности  возврата кредита за счет реализации  материальных ценностей, предоставленных гарантий и использования залогового права;
      - обеспечение кредита, которое  производится на основе изучения устава предприятия с точки зрения определения права банка брать в залог под выданную ссуду активы заемщика.
      Ликвидность хозяйствующего субъекта — это способность быстро погашать свою задолженность. По существу ликвидность хозяйствующего субъекта означает ликвидность баланса. Баланс считается абсолютно ликвидным, если активы всех групп ликвидности превышают соответствующие пассивы.
      В международной практике оценки кредитоспособности используются различные подходы. Например, американские специалисты используют так называемый метод 5С: customer character (характер, репутация заемщика), capacity to pay (способность погасить ссуду), collateral (наличие обеспечения, залога), capital (капитал, владение активами), current business conditions and goodwill (экономическая конъюнктура и ее перспективы). В Англии, требования к заемщикам определяются термином PARTS: purpose (назначение, цель), amount (сумма, размер), repayment (оплата, возврат долга и процентов), term (срок), security (обеспечение, залог).
      Банк-кредитор проверяет кредитоспособность и  платежеспособность заемщика при получении документов от него. Каждый банк использует свою методику проверки кредитоспособности заемщика, которая является коммерческой тайной.
      В настоящее время в России разработана  специальная методика рейтингового анализа финансового состояния заемщика, по итогам которого в зависимости от набранного количества баллов предприятие может быть отнесено к одному из классов [8]:
     - высший — абсолютно устойчивое  финансовое состояние;
     - первый — устойчивое финансовое  состояние, характеризующееся незначительными отклонениями от нормы;
     - второй — есть признаки финансовой  напряженности, которые могут  быть преодолены; кредитование возможно  под повышенные проценты;
     - третий — повышенный риск. Деловые  отношения возможны по усмотрению  банка.
      После оценки кредитоспособности банк заключает  с заемщиком кредитное соглашение (кредитный договор). Кредитное соглашение содержит вид кредита, сумму и срок кредита, расчеты процентов и комиссионных вознаграждений банка за его расходы, связанные с выдачей кредита, вид обеспечения кредита, форму передачи кредита заемщику.
      Принцип платности означает, что деньги, даваемые взаймы, выступают в качестве товара, за получение которого надо платить. Процент за кредит — это цена кредита. Кредит, взятый под низкий процент, — это «дешевые деньги», а кредит, взятый под высокий процент, — это «дорогие деньги».
      Кредиты банков могут выдаваться в рублях и в валюте. Плата за кредит взимается  по ставкам, сложившимся на рынке. Процентные ставки по кредитам определяются банком по соглашению с заемщиком, они устанавливаются на период действия кредитного договора. Могут применяться следующие методы взимания процентов за кредит:
      - в момент предоставления;
      - в момент погашения;
      - равномерными взносами на протяжении  всего срока кредита.
      Наиболее  часто встречаются следующие  формы предоставления финансового кредита:
      - срочный — это обычная форма  кредита. Банк перечисляет на  расчетный счет заемщика сумму  кредита. По истечении срока  кредит должен быть погашен,  т.е. с расчетного счета заемщика  банку должна быть перечислена  соответствующая сумма денег;
      - контокоррентный — в банке  для заемщика открывается ссудный  счет — контокоррент (от итал. conto correcte — текущий счет). Контокоррент — единый счет, на котором учитываются все операции банка с клиентом. На контокорренте отражаются, с одной стороны, кредит банка и все платежи со счета по поручению клиента, а с другой — средства, поступающие в банк от клиентов в виде выручки, вкладов, возврата кредита и пр. Контокоррент представляет собой сочетание ссудного счета с текущим, и может иметь дебетовое и кредитовое сальдо;
      - онкольный (от англ. loan money on call — заем до востребования) — краткосрочный кредит, который погашается по первому требованию и, как правило, выдается под обеспечение ценными бумагами и товарами. Онкольный кредит осуществляется следующим образом. Банк открывает заемщику специальный текущий счет под залог товарно-материальных ценностей или ценных бумаг. В пределах обеспеченного кредита банк оплачивает все счета хозяйствующего субъекта. Погашение кредита производится по первому требованию банка за счет средств, поступивших на счет заемщика или путем реализации залога. Процентная ставка по этим кредитам ниже, чем по срочным. С точки зрения срока возврата и качества обеспечения онкольный кредит считается наиболее ликвидной статьей баланса после кассовой наличности.
      Предоставление  финансового кредита связано  с понятием кредитной линии. Кредитная линия — это юридически оформленное обязательство банка или кредитной организации перед заемщиком предоставлять ему в течение определенного периода времени кредиты в пределах согласованного лимита. Открытие кредитной линии свидетельствует о продолжительном тесном сотрудничестве кредитора и заемщика и имеет ряд преимуществ:
      для кредитора:
      - возможность прогнозировать деятельность банка или кредитной организации в данном направлении;
      - возможность получения полной  информации о деятельности заемщика, что позволяет значительно снизить  степень риска;
      для заемщика:
      - возможность точно определить  сумму денежных средств, находящихся в распоряжении;
      - сокращение затрат финансовых  ресурсов и времени на заключение кредитных договоров.
      Коммерческий  кредит — это расчеты с рассрочкой или отсрочкой платежа одного хозяйствующего субъекта или предпринимателя с другим хозяйствующим субъектом (предпринимателем). Основными видами кредита как разновидности расчетов с рассрочкой платежа являются:
      - фирменный кредит— традиционная  форма кредитования, при которой поставщик (продавец) предоставляет кредит покупателю в форме отсрочки платежа. Разновидностью фирменного кредита является аванс покупателя, который выплачивается поставщику (продавцу) после подписания договора (контракта);
      - вексельный (учетный) кредит —  это кредит векселедержателю путем покупки (учета) векселя до наступления срока платежа. Владелец векселя получает у банка сумму, указанную в векселе, за минусом учетного процента, комиссионных платежей и других расходов. Учетный процент — это плата, взимаемая банком за авансирование денег при учете векселя. Учет векселя — это покупка векселя до наступления срока оплаты по нему. Учетный процент представляет собой разницу между номиналом векселя и суммой, уплаченной банком при его покупке;
      - факторинг — (англ. factor — посредник) — это разновидность торгово-комиссионной операции, связанной с кредитованием оборотных средств. Факторинг включает взыскание дебиторской задолженности покупателя, предоставление продавцу краткосрочного кредита, освобождение продавца от кредитных рисков по операциям. Основной целью факторинга является получение средств немедленно или в срок, определенный договором. Операции факторинга в России регулируются гл. 43 ГК РФ «Финансирование под уступку денежного требования». В данном случае заключается Договор финансирования под уступку денежного требования. При его заключении банк проверяет кредитоспособность продавца и покупателя и с учетом этого определяет предельную сумму по операциям факторинга. Факторинг осуществляется следующим образом. Банк приобретает у хозяйствующего субъекта-продавца право на взыскание дебиторской задолженности покупателя продукции и в течение двух-трех дней перечисляет хозяйствующему субъекту обычно 70—90 % суммы денежных средств за отгруженную продукцию в момент предъявления платежных документов. После получения от покупателей платежа по этим счетам банк перечисляет хозяйствующему субъекту оставшиеся 10—30% суммы счетов за вычетом процентов и комиссионного вознаграждения;
      - овердрафт — (англ. overdraft — отрицательный баланс на текущем счете клиента банка). Овердрафт — это форма краткосрочного кредита, предоставление которого осуществляется путем списания банком средств со счета клиента сверх остатка денег на счете. В результате такой операции образуется задолженность клиента банку. Банк и клиент заключают между собой соглашение, в котором устанавливается максимальная сумма овердрафта, условия предоставления кредита, порядок погашения его, размер процента за кредит. При овердрафте в погашение задолженности направляются все суммы, зачисляемые на текущий счет клиента. Поэтому объем кредита изменяется по мере поступления средств, что отличает овердрафт от обычной ссуды [9].

      2.2. Документальное оформление  получения кредита

      Порядок кредитования, оформления и погашения кредитов регулируется кредитным договором. Для получения кредита заемщик подает в банк (кредитору) заявку и другие требуемые кредитором документы. В заявке указывается цель получения кредита, его сумма и срок. Количество и виды других документов устанавливаются конкретным кредитором. Как правило, для получения кредита на коммерческие цели предоставляются следующие документы:
      - заявка на получение кредита;
      - копии учредительных документов;
      - карточка с образцами подписей  и печати;
      - баланс на последнюю отчетную дату;
      - свидетельство о постановке на  учет в налоговом органе;
      - технико-экономическое обоснование  эффективности проекта;
      - копии контрактов, договоров;
      - гарантии возврата кредита, например, гарантийное письмо банка (крупной  фирмы) с предоставлением учредительных документов банка-гаранта, баланса на последнюю отчетную дату, экономических нормативов и карточки образцов подписи и печатей, гарантийное письмо страховой фирмы, залог.
      Практика  кредитования показывает, что требования для получения кредита могут различаться в зависимости от кредитора. Наиболее распространены кредиты под банковскую гарантию или валютный залог. Некоторые кредиторы выдают кредит под залог недвижимости, автомобилей, оргтехники. Под гарантии страховых компаний кредит получить сложней и обычно предоставляются только небольшие суммы (не более 100 тыс. р.), при этом существенно повышаются требования к финансовому состоянию заемщика и предполагаемой эффективности коммерческого проекта.
      Различными  у кредиторов являются не только требования по предоставляемым для получения кредита документам, но и процентные ставки.
      На  величину и динамику ставки процента за пользование кредитом влияют различные факторы, в частности, соотношение спроса и предложения на заемные средства, уровень инфляции, положение банка на рынке, избранная им кредитная и процентная политика, степень рискованности финансируемого проекта, кредитоспособность заемщика, целевое назначение, срок и объем предоставляемого кредита, способы обеспечения возвратности кредита и др.
      Коммерческие  банки при заключении кредитных  договоров самостоятельно договариваются с заемщиком о величине процентных ставок. Одним из ориентиров при их определении является учетная ставка Банка России (ставка рефинансирования). Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций. Ставка рефинансирования устанавливается Банком России и изменяется в зависимости от экономической ситуации.
 

       Заключение 
 

     Банковская  система – одно из высших достижений экономической цивилизации, которую изобрел и построил человек. Она представляет собой инструмент, с помощью которого, воздействуя через деньги, валюту, регулирует структуру, поддерживает стабильное функционирование денежного обращения и всей экономики в целом.
      Современная кредитная система представлена разнообразными кредитно-финансовыми  институтами, которые выполняют  аккумуляцию и мобилизацию доходов. Банковская система является основным звеном кредитной системы, играет исключительно  важную роль в рыночной экономике. Одной из проблем современных фармацевтических организаций является нехватка собственных средств для осуществления эффективной экономической деятельности, в частности для приобретения товаров, оборудования, новых технологий. Цивилизованным решением этих проблем является привлечение заемных средств, которые можно получить в банках или других кредитных организациях.
      Также через банки аптека осуществляет безналичные расчеты с поставщиками, уплатой налогов. В последнее  время получило распространение  оплата товара через пластиковые карты, что удобно и для покупателя и для аптеки.
 

       Литература
    Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации
    Закон РСФСР от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности в РСФСР»
    Налоговый кодекс Российской Федерации. М.: Изд-во: АБАК, 2010 г. – 672 с.
    Положение Банка России от 3 октября 2002 г. «О безналичных расчетах в Российской Федерации» № 2-П
    Инструкция Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)»
    Деньги. Кредит. Банки. Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Песникова и др.; Под ред. академ РАЕН Ф.Ж. Жукова. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004. – 600 с.
    Деньги, кредит, банки: учебник / под ред. О.И. Лаврушина. – М.: КНОРУС, 2005. – 560 с.
    Милюков А.И. Банковская система России: качество банковской деятельности и управления /А.И. Милюков // Деньги и кредит. – 2006 – №2.- С. 15–19.
    Организация и экономика фармации / Под ред. И.В. Косовой. М. Издательский центр «Академия», 2002. – 400 с.
    Управление и экономика фармации: В 4 т. Т.2. Учет в аптечных организациях: оперативный, бухгалтерский, налоговый / под ред. Е.Е. Лоскутовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 464 с.
    Фетисов Г.Г. Банк России: цели, задачи, проблемы / Г.Г. Фетисов// Деньги и кредит. – 2005 – №2.- С. 6–9.
    Шихахмедов Р.Г. Элементы банковской системы и их сущностная характеристика /Р.Г. Шихахмедов // Финансы и кредит. – 2005 – №31.- С.38–47.
    http://news@klerk.ru: новости о бухгалтерском учете, менеджменте, налоговом праве и банках.
    http://www.bankirsha.com: официальный проект, посвященный банковской деятельности.
    http://www.financial-lawyer.ru
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.