На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Аудит расчетов с дебиторами и кредиторами

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 10.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 40. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА И АУДИТА  РАСЧЕТОВ С ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ…………….……………………………....5
1.1. Бухгалтерский учет расчетов с дебиторами и кредиторами, основные законодательные и нормативные документы, регулирующие объект проверки………………………………………………………………………..….5
1.2.Подготовка и планирование аудиторской проверки расчетов с дебиторами и кредиторами…………………………………………………………………...10
1.3. Аудиторские процедуры и типичные ошибки, выявляемые при аудиторской проверке расчетов с дебиторами и кредиторами………..…...14
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА  АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ УЧЕТА  РАСЧЕТОВ С ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ В ЗАО «АВТОПРОФИ».…………....18
2.1. Краткая организационно - экономическая характеристика                        ЗАО «Автопрофи». Особенности организации учета расчетов с дебиторами и кредиторами…………………………………………….…………………..……18
2.2. Аудит расчетов с дебиторами и кредиторами …………………...……….23
2.3.Рекомендации по ведению учета расчетов с дебиторами и кредиторами в ЗАО «Автопрофи»……………………………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…..……………………………………..…………….34
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….36
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальности выбранной темы обусловлена тем, что дебиторская и кредиторская задолженность являются неизбежным следствием существующей в системе денежных расчетов между организациями, при которой всегда имеется разрыв времени платежа с моментом перехода права собственности на товар, между предъявлением платежных документов к оплате и временем их фактической оплаты. Такая ситуация приводит к существенному увеличению рисков при продаже товаров, проведении работ, оказании услуг с отсрочкой платежа.
     Управления дебиторской задолженностью, также как и кредиторской является частью политики предприятия в области управления оборотными средствами, и заключается она в оптимизации общего размера данного вида задолженности и обеспечении своевременного ее взыскания. Поэтому управление дебиторской и кредиторской задолженностью требуется осуществлять на всех этапах взаимодействия с контрагентами, как на стадии проведения преддоговорных процедур, так и на стадии фактического исполнения определенных в договоре обязательств.
     В настоящее время существует достаточно много инструментов управления дебиторской и кредиторской задолженностью - начиная от оценки платежеспособности контрагента, правильного выбора формы и оплаты поставки, определения предельно допустимой величины дебиторской и кредиторской задолженности и заканчивая факторингом, скорингом и обращением в коллекторские агентства.
     В связи с вышесказанным аудит расчетов с дебиторами и кредиторами приобретает все большее значение. Обширный инструментарий по их учету, контролю и взысканию подтверждает актуальность темы исследования.
     Целью настоящего исследования является изучение особенностей аудита расчетов с дебиторами и кредиторами, а также разработка рекомендаций по управлению этими расчетами для повышения платежеспособности предприятия.
     Цель курсовой работы определила ее задачи:
     1. Исследовать организацию учёта дебиторской и кредиторской задолженности в ЗАО «Автопрофи»;
     2. Оценить соответствие правил ведения учёта и порядок отражения информации в бухгалтерской отчётности требованиям законодательства и нормативных документов;
     3. Проанализировать состав, структуру и динамику дебиторской и кредиторской задолженности анализируемой организации;
     4. Оценить влияние дебиторской и кредиторской задолженности на платежеспособность ЗАО «Автопрофи»;
     5. Дать рекомендации по управлению дебиторской и кредиторской задолженности для повышения платежеспособности ЗАО «Автопрофи».
     Объектом исследования курсовой работы является Закрытое акционерное общество «Автопрофи», деятельность которого сопряжена с задолженностью дебиторов и кредиторов.
     Предметом исследования является постановка учета и аудита дебиторской и кредиторской задолженности в ЗАО «Автопрофи» и оценка влияния расчетов с дебиторами и кредиторами на платежеспособность предприятия.
     Информационная база курсовой работы представлена нормативно-правовыми актами Российской Федерации по вопросам расчетов с дебиторами и кредиторами, специальной экономической литературой, периодическими изданиями по бухгалтерскому учету, аудиту и экономическому анализу дебиторской и кредиторской задолженности.
     Программные продукты, использованные в работе:
     - 1С: Предприятие: 8.0;
     - Консультант Плюс;
     - MS Office.
 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА И АУДИТА  РАСЧЕТОВ С ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ 

     1.1. Бухгалтерский учет расчетов с дебиторами и кредиторами, основные законодательные и нормативные документы, регулирующие объект проверки 

     В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприятия или организации возникают расчетные отношения, отражающие взаимные обязательства, связанные с получением или продажей материальных ценностей, выполнением работ или оказанием услуг, с расчетами по налогам и сборам, с банками по кредитам, а также с другими юридическими и физическими лицами.
     Разнообразие участников расчетных отношений и форм расчетов между ними создают предпосылки для нарушений при осуществлении расчетов с дебиторами и кредиторами, в результате которых возникает кредиторская и дебиторская задолженность.
     Дебиторская задолженность - это задолженность покупателей, заказчиков, заемщиков, подотчетных лиц и так далее, которую организация планирует получить в течение определенного периода времени. В составе дебиторской задолженности отражается также сумма авансов, выданных поставщикам и подрядчикам.
     В бухгалтерском учете дебиторская задолженность отражается по дебету счетов:
     1) Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 51 «Расчетные счета» (организацией выдан аванс в счет поставки товара);
     2) Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит 90 «Продажи» (поставка товаров, работ, услуг в счет последующей оплаты);
     3) Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кредит 51 «Расчетные счета» (переплата в бюджет налогов, сборов);
     4) Дебет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» Кредит 51 «Расчетные счета» (переплата при расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению, обязательному медицинскому страхованию работников организации);
     5) Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кредит 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (при удержании с работника в пользу организации определенных сумм);
     6) Дебет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» Кредит 50 «Касса» (подотчетное лицо не возвратило выданные ему денежные средства);
     7) Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» Кредит 50 «Касса» (возникновение задолженности работников по предоставленным займам, возмещению материального ущерба и тому подобное);
     8) Дебет 75 «Расчеты с учредителями» Кредит 80 «Уставной капитал» (возникновение задолженности учредителей по вкладам в уставный, складочный капитал);
     9) Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит 91 «Прочие доходы и расходы» (в случае наличия задолженностей по возмещению ущерба по страховому случаю; расчетов по претензиям в пользу организации; расчетов по причитающимся дивидендам).
     Согласно пункту 11 ПБУ 10/99, в бухгалтерском учете суммы долгов, нереальных для взыскания, признаются прочими расходами. Для учета таких сумм Инструкцией по применению Плана счетов, утвержденному Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» предназначен счет 91, субсчет 91-2 «Прочие расходы».
     В бухгалтерском учете прочие расходы в виде суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, отражаются по дебету счета 91, субсчет 91-2 «Прочие расходы», в корреспонденции с кредитом счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и другие.
     Если должник погасил задолженность, в бухгалтерском учете данные операции отражаются следующими записями:
     Дебет 51 «Расчетные счета» и другие, Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и другие.
     Организация, которая использует коммерческое кредитование в своей деятельности, должна отражать операции, связанные с возникновением, движением и погашением задолженности в бухгалтерском учете и отчетности.
     Коммерческое кредитование на практике существует в двух формах: в форме предварительной оплаты и отсрочки платежа. В первом случае организация, осуществляющая реализацию товара, выступает как заемщик, и ее задолженность в структуре балансового отчета является кредиторской. Во втором случае эта же организация выступает как кредитор и в бухгалтерском балансе отражается дебиторская задолженность.
     Займы и кредиты в бухгалтерском учете и отчетности классифицируются, как долгосрочные и краткосрочные обязательства, и отделены от кредиторской задолженности. В качестве задолженности кредиторам учитывают суммы по неоплаченным счетам поставщиков и подрядчиков, предъявленным к уплате векселям, задолженность перед дочерними и зависимыми обществами, перед персоналом организации, полученные авансы, задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами, перед участниками (учредителями) по выплате доходов.
     Дебиторская задолженность отражается в бухгалтерской отчетности в составе активов организации, поскольку представляет собой часть имущества организации, принадлежащую ей по праву, но находящуюся у других хозяйствующих субъектов. Со временем эта задолженность должна быть оплачена организации денежными средствами или поставкой товаров (оказанием услуг, выполнением работ).
     Порядок составления и представления бухгалтерской отчетности регулируется Федеральным законом от 6 июля 1999 года №129-ФЗ «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)».
     В настоящее время Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности и о порядке составления бухгалтерской отчетности утверждены Приказом Минфина Российской Федерации от 22 июля 2003 года №67н «О формах бухгалтерской отчетности организации». В состав годовой бухгалтерской отчетности включаются следующие формы:
     - Бухгалтерский баланс (форма №1);
     - Отчет о прибылях и убытках (форма №2);
     - Отчет об изменениях капитала (форма №3);
     - Отчет о движении денежных средств (форма №4);
     - Приложение к Бухгалтерскому балансу (форма №5).
     Кроме того, в состав отчетности включаются Пояснительная записка и аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации.
     При составлении бухгалтерской отчетности необходимо сгруппировать дебиторскую и кредиторскую задолженность по срокам образования. При краткосрочной задолженности платежи ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты. При долгосрочной - более чем через 12 месяцев после отчетной даты.
     Российские организации в обязательном порядке должны заполнять форму №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу», в которой отражается информация по задолженности. Форма №5 содержит раздел «Дебиторская и кредиторская задолженность», в рамках которого подлежит раскрытию следующая информация о дебиторской и кредиторской задолженности за отчетный период: сальдо дебиторской и кредиторской задолженности с расшифровкой по видам и сроку возникновения; данные по движению видов задолженности. Задолженность в указанном разделе показывается также по видам расчетов, по которым числятся указанные суммы задолженности.
     Порядок постановки на учет, оценка, списание дебиторской и кредиторской задолженности, а также возникающие в связи с этим налоговые обязательства регулируется следующими нормативными документами:
     1. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. №129ФЗ «О бухгалтерском учете».
     Гражданский Кодекс РФ
     Налоговый Кодекс в части I и II.
     Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98г. №34н
     Указ Президента РФ от 20 декабря 1994 г. № 2204 «Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку продукции (выполнение работ или оказание услуг)»
     Постановление Правительства РФ от 18 августа 1995 г. № 817 «О мерах по осуществлению правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполненные работы или оказанные услуги).
     7. Положение о бухгалтерском учете «Учет активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2006, утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 10 января 2006 г. .№2н.
     8. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 06.05.99г. №32н
     9. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 06.05.99г. №33н
     10. Инструкция МНС РФ от 15 июня 2000 г, № 62 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятии и организации», и другие. 

 

      1.2. Подготовка и планирование аудиторской проверки расчетов с дебиторами и кредиторами 

     Практически каждый субъект предпринимательской деятельности является одновременно и дебитором и кредитором. Именно поэтому в организации должен проводиться учет как дебиторской, так и кредиторской задолженности. При выявлении дебиторской либо кредиторской задолженности необходимо совершить все возможные действия, направленные на своевременное истребование либо погашение сумм задолженностей.
     В связи с нарушениями в ходе расчетов с различными дебиторами и кредиторами возникает необходимость контроля за их проведением и отражением в учете. Данную проблему необходимо решать в ходе аудита расчетов с дебиторами и кредиторами.
     К задачам аудиторской проверки расчетов с дебиторами и кредиторами относятся проверка:
     1) правильности и эффективности ведения аналитического учета дебиторов и кредиторов;
     2) эффективности работы предприятия по минимизации дебиторской задолженности;
     3) причин образования дебиторской задолженности;
     4) механизма работы по ликвидации кредиторской задолженности;
     5) принимаются ли меры к взысканию дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности;
     6) принимаются ли меры к недопущению возникновения новой дебиторской задолженности;
     7) проводилась ли инвентаризация расчетов согласно Учетной политике;
     8) полноты оприходования материальных ценностей;
     9) правильности установления цен на материальные ценности, соответствуют ли они ценам, указанным в договорах поставки;
     10) правильности списания затрат с кредита счетов учета расчетов с дебиторами и кредиторами на себестоимость продукции (работ, услуг);
     11) предъявлялись ли штрафные санкции поставщикам при нарушении договорных обязательств;
     12) правильности списания задолженности с истекшим сроком исковой давности;
     13) правильности отражения операций при оплате векселями (простыми, переводными);
     14) правильности ведения аналитического и синтетического учета по сетам 60, 76;
     15) соответствие данных ж/о № 6, 8 данным, указанным в Главной книге и балансе.
     Целью аудиторской проверки учета расчетов с дебиторами и кредиторами является экспертиза достоверности данных первичных документов, полноты и точности отражения в учете операций по расчетам с дебиторами и кредиторами.
     Объектами проверки являются расчеты с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, разными дебиторами и кредиторами, учет расчетов с персоналом предприятия; учет расчетов с бюджетными и внебюджетными фондами; учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами.                               
     Методика аудита  операций с дебиторами и кредиторами определяется организацией бухгалтерского учета, содержанием счетов и допущенных ошибок.
     Источники информации. При проверке расчетных операций проводится экспертиза достоверности данных первичных документов, полноты и точности отражения в учете расчетных и кредитных операций.
     Аудит расчетов состоит в проверке состояния расчетов с поставщиками и подрядчиками - счет 60; расчетов с покупателями и заказчиками - счет 62; расчетов по претензиям -  счет 76; расчетов по авансам полученным - счет 62; расчетов по авансам выданным - счет 60; расчетов с подотчетными лицами - счет 71; расчетов по возмещению материального ущерба - счет 73-2; расчетов с прочими дебиторами и кредиторами - счет 76; расчетов по оплате труда -- счет 70; расчетов по социальному страхованию и обеспечению - счет 69; расчетов по внебюджетным платежам, расчетов с бюджетом - счет 68.
     При аудите расчетов с поставщиками аудитору необходимо проверить:
    наличие договоров поставки продукции;
    реальность задолженности поставщиков;
    актами инвентаризации (сверки) расчетов;
    правильность ведения аналитического учета по счету 60;
    правильность составления бухгалтерских проводок по счету 60;
    обоснованность учета и принятия к зачету сумм НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям, работам и услугам;
    соответствие записей аналитического учета по счету 60 с записями в журнале-ордере № 6, регистрах компьютерного учета, главной книге и балансе.
     При аудите расчетов с покупателями и заказчиками необходимо проверить:
    наличие договоров поставки продукции;
    достоверность задолженности покупателей;
    акты инвентаризации (сверки) расчетов;
    аналитический учет по счету 62;
    правильность составления бухгалтерских проводок по счету 62;
    соответствие записей аналитического учета по счету 62 с записями в журнале-ордере № 11, главной книге и балансе;
     *  точность исчисления налогов с сумм реализации.
     Особое место в аудите расчетов занимает аудит расчетов с подотчетными лицами.
     Подотчетными суммами называются денежные авансы, выдаваемые работникам предприятия из кассы на мелкие административно-хозяйственные и операционные расходы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты;
    отчет о движении денежных средств (форма № 4);
    главная книга;
    журнал-ордер № 7, объединяющий в себе аналитический и синтетический учет расчетов с подотчетными лицами (для журнально-ордерной формы счетоводства), иные регистры аналитического и синтетического учета расчетов с подотчетными лицами в зависимости от принятой на предприятии формы счетоводства.
     Начисление суммы оплаты труда работникам, занятым заготовкой материалов, отражают по дебету счета 15 и кредиту счета 70.
     Начисление суммы оплаты труда работникам, занятым приобретением материалов, отражают по дебету счета 10 и кредиту счета 70.
     Первым (начальным) этапом аудиторской проверки является этап планирования. Международный и отечественный опыт доказывает, что аудиторская проверка не может быть проведена качественно, если она не спланирована должным образом.
    В соответствии с правилом работа с экономическим субъектом, обратившимся в аудиторскую организацию, должна начинаться с предварительного планирования.
    Именно стадия предварительного планирования предшествует написанию письма-обязательства и заключению договора на проведения аудиторской проверки, моменту, когда стороны выразят обоюдное согласие на проведение аудита и примут на себя связанные с этим обязательства. На этой стадии приходит знакомство потенциальных партнеров: аудиторской организации и ее потенциального клиента и обмен информацией, которая позволила каждой из сторон (в первую очередь аудиторской организации) принять решение о принципиальной возможности и целесообразности дальнейшего сотрудничества в области аудита.
    Основными условиями проведения аудита и связанные с ними права и обязанности сторон согласовываются в договоре на проведение аудиторской проверки. Заключению договора предшествует направление аудиторской организацией исполнительному органу экономического субъекта письма-обязательства аудиторской организации о согласовании на проведение аудита, целью которого является исключение возможного понимания сторонами условия предстоящего договора на проведение аудиторской проверки.
    В правиле (стандарте) определен перечень информации, которая в обязательном порядке должна найти свое отражение в письме-обязательстве:
    - условия аудиторской проверки;
    - обязательства аудиторской организации;
    - обязательства экономического субъекта.
    В письме обязательстве должны быть приведены ссылки на нормативные акты, на основании которых проводится аудит. В первую очередь к таким законодательным и нормативным актам относятся:
    -Федеральный закон «О бухгалтерском учете»;
    - Федеральный закон об аудиторской деятельности»;
    -Правила (стандарты) аудиторской деятельности;
    - Российские положения по бухгалтерскому учету (далее ПБУ).
    Аудитор в ходе планирования и проведения аудиторской проверки обязан достичь понимания системы бухгалтерского учета: внимательно изучить организацию и документооборот клиента, описать эту систему и проанализировать ее сильные и слабые стороны.  

     1.3. Аудиторские процедуры и типичные ошибки, выявляемые при аудиторской проверке расчетов с дебиторами и кредиторами  

     Для обоснованного выражения своего мнения о правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности аудитор должен получить достаточные для того аудиторские доказательства. Собирая их, аудитор может применить несколько аудиторских процедур в соответствии с российским правилом (стандартом) аудита «Аудиторские доказательства». Так при проверке учета расчетов с прочими дебиторами и кредиторами используются следующие способы получения доказательств:
    Проверка арифметических расчетов аудируемого субъекта (перерасчет);
    Инспектирование;
    Наблюдение;
    Подтверждение;
    Аналитические процедуры.
     Проверка арифметических расчетов используется для подтверждения достоверности расчетов депонированных сумм, показателей отчетности и т.д.
     Инспектирование представляет собой проверку записей и документов при проверке учета и отражения операций по расчетам с прочими дебиторами и кредиторами.
     Наблюдение представляет собой отслеживание аудитором процесса или процедуры, выполняемой другими лицами по учету операций расчетов с прочими дебиторами и кредиторами.
     Подтверждение применяется для установления фактической передачи и приема товарно-материальных ценностей при предъявлении претензии, фактической выдачи депонированных сумм и т.п.
     Аналитические процедуры используются при сопоставлении наличия расчетов с прочими дебиторами и кредиторами в различные периоды, оценке соотношений между разными статьями и формами отчетности и т.д.
     Кроме того, аудитор должен присутствовать (или провести самостоятельно при необходимости) при проведении инвентаризации расчетов с прочими дебиторами и кредиторами. Проводя аудит расчетов с прочими дебиторами и кредиторами, аудитор должен знать о возможных ошибках и нарушениях, свойственных данному разделу учета. Наиболее типичные из них сгруппированы следующим образом.
      В части организации первичного учета:
     1) Арифметические ошибки при фиксировании оперативного факта (при измерении количества, веса, размеров и т.д.);
     2) Несвоевременная регистрация оперативного факта на носителе информации;
     3) Регистрация хозяйственных операций в документах неунифицированной формы (в случае если для данной операции унифицированный документ предусмотрен);
     4) Отсутствие необходимых реквизитов, придающих документу юридическую силу;
     5) Нарушения, допущенные при оформлении первичного документа (заполнение документов средствами, не допускающими их долговременное хранение, нарушения при внесении исправлений в первичный документ);
     6) Отсутствие графика документооборота;
     7) Ошибки при регистрации документа (количественные либо качественные расхождения при переносе данных из документа в учетные регистры);
     8) Несвоевременная регистрация документа в учетном регистре (либо отсутствие данных в учетном регистре по отдельным первичным документам);
     9) Нарушения сроков хранения документации в архиве;
     10) Уничтожение первичных документов без акта о выделении документов к уничтожению;
     11) Нарушения при оформлении дел с первичной учетной документацией (касается кассовых и банковских документов).
     В части организации бухгалтерского и налогового учета:
     1) Перекрытие задолженности одного контрагента авансами, выданными другому контрагенту (проводка: Д-т 60; К-т 76, 60 субсчет «Авансы выданные»);
     2) Несвоевременное предъявление претензий поставщикам (проводка: Д-т 76 субсчет «Расчеты по претензиям»; К-т 60), отражение на счете 76 субсчет «Расчеты по претензиям» нереальных сумм.
 

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА  АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ УЧЕТА  РАСЧЕТОВ С ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ В ЗАО «АВТОПРОФИ» 

     2.1. Краткая организационно - экономическая характеристика                        ЗАО «Автопрофи».  Особенности организации учета расчетов с дебиторами и кредиторами 

     Предприятие Закрытое акционерное общество «Автопрофи» было создано 17 декабря 2002 года на основании Решения Общего собрания учредителей, в соответствии нормами Федерального закона РФ «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года в организационно-правовой форме Закрытое акционерное общество. Акционерами Общества являются юридические лица (ОАО «ОПОГАТ-9», ООО «ВМХ Омск-профи»). Сокращенное наименование Общества: ЗАО «Автопрофи».  Целью деятельности Общества является извлечение прибыли.       
     В качестве юридического лица ЗАО «Автопрофи» зарегистрировано 24 декабря 2002 года.
     Общество действует на основании Устава ЗАО «Автопрофи», утвержденного Протоколом № 1 Общего собрания учредителей от 17 декабря 2002 года.
     Основным видом деятельности общества, согласно выписке из государственного реестра юридических лиц, является:
     -  сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества.
     Дополнительными видами деятельности являются:
     -  производство общестроительных работ по строительству прочих зданий и сооружений, не включенных в другие группировки; 
          - техническое обслуживание и ремонт прочих автотранспортных средств; 
     -  деятельность агентов по оптовой торговле топливом; 
     -  деятельность автомобильного грузового специализированного транспорта;
     -  организация перевозок грузов;      
     -  рекламная деятельность.
     Уставный капитал Общества составляет 10 000 000 (десять миллионов) рублей в денежном выражении, который разделен на 10 000 (десять тысяч) штук обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1 000 (одна тысяча) рублей каждая.
     Распределяются акции следующим образом:
     - ОАО «ОПОГАТ-9» - 5 000 обыкновенных именных акций, общей стоимостью 5 000 000 рублей, что составляет 50% Уставного капитала Общества;
     - ООО «ВМХ Омск-профи» - 5 000 обыкновенных именных акций, общей стоимостью 5 000 000 рублей, что составляет 50% Уставного капитала.
     ОАО «ОПОГАТ-9» оплачивает свои акции за счет имущества, принадлежащего ему на праве собственности.
     ООО «ВМХ Омск-профи» оплачивает свои акции денежными средствами в размере 5 000 000 (пять миллионов) рублей в порядке, предусмотренном ФЗ «Об акционерных обществах».
     Коммерческую деятельность предприятие начало в июле 2003 г. Кроме осуществления основного вида деятельности, организация предоставляет услуги по перевозке грузов, а  также услуги по передаче тепло-энергоносителей, водоподведению и водоотведению (далее по тексту инженерные сети) собственникам объектов недвижимости, находящимся на территории организации. Автоуслуги оказываются предприятиям и населению на территории города Омска, Омской области и межгороде. Доходы от вышеперечисленных видов деятельности являются составляющими выручки ЗАО «Автопрофи».  
     Организационная структура предприятия представлена в виде схемы в приложении. Предприятие возглавляет генеральный директор, который распоряжается имуществом предприятия, заключает договора со сторонними организациями, выдает от своего имени доверенности другим лицам. На него возложена ответственность за сохранность и рациональное использование производственных фондов, материальных, трудовых, энергетических и финансовых ресурсов, за рост производительности труда, за обеспечение наилучших условий труда и улучшение материальных, бытовых и культурных условий работников предприятия. Принадлежащие предприятию права, связанные с его деятельностью, осуществляются генеральным директором и по установленному распределению обязанностей другими должностными лицами предприятия. Часть своих полномочий генеральный директор передает своим заместителям: финансовому директору, техническому директору, заместителю по коммерческим вопросам.
     Рассмотрим основные экономические показатели деятельности ЗАО «Автопрофи» за 2007-2009 гг. (Приложение). Анализ произведенных расчетов показывает, что ЗАО «Автопрофи» наращивает производственные обороты, так оказание услуг в Обществе в 2009 г. выше показателя 2007 г. на 131,53%, выручки от оказанных услуг - на 151,33%, прибыль от реализации увеличилась на 231,65%. В связи с этим рентабельность основной деятельности повысилась на 25,13%. В этой связи, становится понятен факт неуклонного роста численности сотрудников на 25,49%, включая рабочих - на 18,18%; и увеличения стоимость основных производственных фондов - на 32,05%.
     Для полной экономической характеристики ЗАО «Автопрофи» проанализируем показатели бухгалтерского баланса предприятия за 2007 -2009 гг. с целью определить его ликвидность, платежеспособность, деловую активность, финансовую устойчивость (Приложение).
     Из анализа видно, что в исследуемой организации сопоставление групп по активу и пассиву имеет следующий вид: {А1<П1; А2<П2; А3>П3; А4>П4}. Баланс ЗАО «Автопрофи» не является абсолютно ликвидным. Наблюдается недостаток наиболее ликвидных быстрореализуемых активов, в динамике недостаток увеличивается за счет их уменьшения и одновременного увеличения величины срочных и краткосрочных обязательств. Остальные активы без проблем покроют соответствующие пассивы в случае необходимости.
     Установленное нормативное значение общего показателя ликвидности должно быть равно 1 или больше 1. В ЗАО «Автопрофи» данный показатель не соответствует нормативному, что указывает на низкую платежеспособность предприятия. Коэффициент абсолютной ликвидности показал, что ЗАО «Автопрофи» может погасить за счет денежных средств на протяжении исследуемого периода незначительную часть краткосрочной задолженности организация. Расчетные показатели значительно ниже нормативных значений от 0,2 до 0,7. Коэффициент «критической оценки» показал, что лишь незначительная часть текущих обязательств может быть погашена немедленно за счет средств на различных счетах, в краткосрочных ценных бумагах, а также поступлений по расчетам. В динамике наблюдается снижение всех показателей, характеризующих платежеспособность предприятия.
     Таким образом, не смотря на рентабельность производственной деятельности и рентабельность использования имущества, предприятие не обладает финансовой самостоятельностью и находится в сильной зависимости от кредиторов, инвесторов и других источников привлеченных средств, что свидетельствует о недостатках управления предприятием.
     На предприятии применяется автоматизированная форма учета. Используется программа «1С - Бухгалтерия: 8.0».
     Учетная политика для целей бухгалтерского учета в ЗАО «Автопрофи» сформирована главным бухгалтером в виде отдельного документа, а утверждена распоряжением руководителя организации.
     При формировании учетной политики учитывалась специфика деятельности организации и другие факторы, связанные с задачами управления.
     Учетная политика ЗАО «Автопрофи» для целей налогообложения применяется с 1 января по 31 декабря отчетного года.
     Подтверждением данных налогового учета признаются первичные учетные документы (включая справки бухгалтера), аналитические регистры налогового учета и расчет налоговой базы.
     Регистры налогового учета защищены от несанкционированных исправлений, за их ведение отвечает главный бухгалтер.
     Основная цель системы  внутреннего контроля, возглавляемая финансовым директором в ЗАО «Автопрофи» заключается в обеспечении эффективности функционирования всех видов деятельности на всех уровнях управления, а также в защите законных имущественных интересов организации и ее собственников (акционеров).
     Внутренний аудит в ЗАО «Автопрофи»  решает следующие задачи:
     проверка правильности составления и условий выполнения хозяйственных договоров;
     проверка наличия, состояния правильности оценки имущества, эффективности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов, соблюдения действующего порядка установления и применения цен, тарифов, а также расчетно-платежной дисциплины, своевременности внесения в бюджет налогов и платежей во внебюджетные фонды;
     экспертиза бухгалтерских балансов и отчетов, правильности организации, методологии и техники ведения бухгалтерского учета;
     экспертиза достоверности учета затрат на производство, полноты отражения выручки от реализации продукции (работ, услуг), точности формирования финансовых результатов, объективности использования прибыли и фондов;
     разработка и представление обоснованных предложений то улучшению организации системы контроля, бухгалтерского учёта и расчетной дисциплины, повышению эффективности программ развития, изменению структуры производства и видов деятельности;
     консультирование учредителей, руководителей подразделений, специалистов и работников аппарата управления, права, анализу хозяйственной деятельности и другим проблемам.
     Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что бухгалтерский учет и внутренний контроль организован и ведется на должном уровне. 

     2.2. Аудит расчетов с дебиторами и кредиторами 

     Прежде чем перейти к аудиту расчетов с дебиторами и кредиторами рассчитаем уровень существенности в ЗАО «Автопрофи».
     Таблица 1
     Информация для расчета уровня существенности, тыс. руб.
     
Базовый показатель Значение бухгалтерского показателя по бухгалтерской отчетности
Уровень существенности базовых показателей, % Значение показателей для расчета существенности
1. Прибыль отчетного года
17179 5 859
2. Выручка от продажи 647858 2 12957
3. Валюта баланса 495395 2 9908
4. Собственный капитал 30590 10 3059
5. Общие затраты организации 173874 2 3478
 
     Считается, что отклонения до 5% могут быть признаны несущественными, более 10% - существенными, а в интервале 5-10% - аудитор сам принимает решение о существенности отклонения.
     Далее определим средний уровень существенности:
     Ср. ур. сущ-ти = (859 + 12957 + 9908 + 3059 + 3478) / 5 = 6052
     Рассчитаем минимальное значение существенности:
     Min значение = (6052 - 859) / 6052 * 100 = 85,8% - данное значение является непрезентативным и не попадает в дальнейший расчет.
     Рассчитаем максимальное значение существенности:
     Max значение = (12957 - 6052) / 6052 * 100 = 114% - данное значение является непрезентативным и не попадает в дальнейший расчет.
     Определяем скорректированный уровень существенности:
     Уровень сущ-ти = (9908 + 3059 + 3478) / 3 = 5482
     Отсюда уровень существенности будет равен 5500 тыс. руб.
     При проверке договоров с дебиторами и кредиторами ЗАО «Автопрофи» было установлено, что наличие договоров соответствует содержаниям требований Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть все договоры оформлены письменным образом; договора содержат все существенные условия: предмет, условия, предусмотренные законодательными или нормативными актами как существенные или необходимые для договоров данного вида.
     Проверка своевременности, правильности и обоснованности отражения на расчетах с дебиторами и кредиторами сумм задолженностей покупателей, заказчиков поставщикам, подрядчикам показала, что на расчетах ЗАО «Автопрофи» с поставщиками, подрядчиками, исполнителями, то есть на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" отражается задолженность предприятия за полученные товарно-материальные ценности, принятые результаты выполненных работ. Суммы задолженности отражаются на счете 60 согласно расчетным документам поставщиков и подрядчикам. По неотфактурованным поставкам задолженность отражена исходя из цены и условий, предусмотренных в договорах.
     На расчетах с покупателями и заказчиками (счет 62) отражена задолженность, причитающаяся ЗАО «Автопрофи» за отпущенные товарно-материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги согласно расчетным документам, а также отражены авансы, полученные в соответствии с условиями договоров.
     Обоснованность сумм задолженностей, отраженных на счетах 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и сч.62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" подтверждена договорами купли-продажи, мены, подряда, возмездного оказания услуг, перевозки, хранения и проч., оформлены в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации.
     Источниками информации послужили: карточки и ведомости аналитического учета по счетам 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"; счета, счета-фактуры, полученные от поставщиков, подрядчиков, исполнителей и выданные покупателям, заказчикам; книга покупок, книга продаж, договоры (купли-продажи, мены, подряда, оказания услуг).
     Аудиторские процедуры: просмотр и сравнение документов, опрос, подтверждение (кредиторов о фактическом размере задолженности).
     При проверке правильности отражения в учете ЗАО «Автопрофи» списания задолженности было установлено неправильное отражение списания на расходы дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности.
     ЗАО «Автопрофи» в феврале 2008 года оказало ЗАО "Белла" услуги на 180 000 руб., в том числе НДС - 30 000 руб.
     По условиям договора покупатель должен был оплатить услуги через 5 дней после их выполнения. В установленный договором срок ЗАО "Белла" свои обязательства не выполнило.
     Дальнейшие розыски ЗАО "Белла" положительного результата не дали. Учетной политикой ЗАО «Автопрофи» было определено, что момент реализации для целей налогообложения определяется по мере выполнения услуг.
     Реализации была отражена в регистрах бухгалтерского учета проводками от 08.02.2008 года:
     Дебет счета 62 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
     Кредит счета 90 "Продажи" - 180 000 руб. - отражено оказание услуг покупателю.
     Дебет счета 90 "Продажи"
     Кредит счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" (субсчет "Расчеты по НДС") - 30 000 руб. - отражена сумма НДС, подлежащая взносу в бюджет.
     Перечисление налога на добавленную стоимость было отражено проводкой:
     Дебет счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" (субсчет "Расчеты по НДС")
     Кредит счета 51 "Расчетные счета" - перечислен в бюджет налог на добавленную стоимость за февраль 2008 года.
     На следующий день после того, как от ЗАО "Белла" в обещанный срок не поступили деньги, то есть 14.02.2008 г., стало ясно, что придется принимать меры к истребованию своих средств. С этого же дня согласно ст. 191 Гражданского кодекса Российской Федерации начал отсчитываться срок исковой давности по данной сделке.
     ЗАО «Автопрофи» данную задолженность имеет право списать на уменьшение финансового результата и отразить в регистрах бухгалтерского учета следующей записью:
     Дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы" (субсчет "Прочие расходы")
     Кредит счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" - 180 000 руб. - списана на убытки дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности.
     В соответствии с п.77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 г. № 34 н, списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за бухгалтерским балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.
     Таким образом, списание задолженности отражается еще одной проводкой:
     Дебет счета 007 "Списание в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов" - 180 000 руб. - отражена списанная на расходы дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности.
     Также в ходе аудиторской проверки были выявлены следующие нарушения ведения расчетов с дебиторами и кредиторами:
     - поступление от поставщиков материалов оформляется с нарушением бухгалтерского учета и гражданского законодательства. Не производиться оформление накладных, не всегда поступление материалов оформляется договорами, что напрямую противоречит Гражданскому кодексу РФ. Это приводит к возможному искажению данных бухучета и указывает на отсутствие контроля. Выявлены нарушения в порядке заключения договора поставки, влекущие его недействительность. Руководителю следует поставить подпись и печать в договоре с ООО "Ларес";
     - по ряду счетов отсутствует аналитическая часть (субсчета), что снижает контроль и может иметь негативные последствия при ведении учета и составлении отчетности. Необходимо ввести субсчета согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению, утвержденным Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н;
     - в организации отсутствует журнал учета полученных счетов-фактур. Бухгалтеру следует учесть данный недостаток и организовать ведение необходимого регистра;
     - руководству предприятия и бухгалтеру следует усилить контроль за исполнением договорных обязательств и не допускать просроченной задолженности;
     - в бухгалтерии не ведется журнал учета поступивших исполнительных листов. Следует организовать его ведение и контроль за своевременностью и правильностью оформления;
     - не установлены кредитные лимиты в отношениях с покупателями (заказчиками), соответственно не осуществляется контроль за ними, что отрицательно сказывается на деятельности предприятия. 

     2.3. Рекомендации по ведению учета расчетов с дебиторами и кредиторами в ЗАО «Автопрофи» 

       Для улучшения организации расчетов с дебиторами и кредиторами в ЗАО «Автопрофи», рекомендуются следующие мероприятия:
     - создать комиссию по работе с дебиторской задолженностью, в обязанности которой входят систематическое наблюдение за состоянием расчетной дисциплины, проведение регулярных сверок расчетов с покупателями. Важной составной частью оперативной работы комиссии должно стать ведение картотеки напоминаний должникам, и своевременное предъявление претензий по оплате продукции;
     - необходимо производить анализ состава и структуры дебиторской и кредиторской задолженности по конкретным поставщикам и покупателям, а также по срокам образования задолженности или сроках их возможного погашения, что позволит своевременно выявлять просроченную задолженность и принимать меры к ее взысканию. Данные о сроках образования (погашения) задолженности должны быть регулярными и оперативными, их целесообразно аккумулировать в отдельном документе, например: реестр старения счетов дебиторов, кредиторов. Составлять такой реестр можно в виде матрицы, по строкам указываются субъекты задолженности, по столбцам указываются субъекты задолженности, по столбцам - сроки образования. Реестр может оперативно выявлять тех должников, успешная работа с которыми может принести наибольший результат для предприятия, а также тех с которыми должны устанавливаться особые отношения;
     - постоянно следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, так как значительное преобладание дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования, а превышение кредиторской задолженности над дебиторской может привести к неплатежеспособности предприятия;
     - контролировать оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности, а также состояние расчетов по просроченной задолженности, так как в условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие реально получает лишь часть стоимости поставленной продукции, поэтому желательно расширить систему авансовых платежей;
     - в сложившейся ситуации можно посоветовать организовать на предприятии систему аналитического учета дебиторской задолженности не только по срокам, но и по размерам, местонахождению юридических лиц, физических лиц и предлагаемых условий оплаты;
     - на высоком уровне организовать работу с договорами, в карточке клиента отличать работает он под реализацию или по системе предоплаты.
     - контролировать политику диверсификации в отношении дебиторов, т.е. ориентироваться на увеличение их количества для уменьшения риска неуплаты одним или несколькими крупными покупателями;
     - имея оперативные данные по просроченной задолженности, необходимо начинать претензионную работу, т.е. высылать уведомления - претензии со всеми расчетами пени за просроченную задолженность;
     - разрабатывать разнообразные модели договоров с гибкими условиями оплаты, в частности предоставления покупателями скидок при досрочной оплате, так как снижение цены приводит к расширению продаж и интенсифицирует приток денежных средств.
     Таким образом, вышеизложенные предложения будут способствовать совершенствованию организации расчетов и их учета, снижению дебиторской задолженности и укреплению финансового состояния ЗАО «Автопрофи». 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Несмотря на то, что понятия "дебиторской" и "кредиторской" задолженности используются каждым бухгалтером по нескольку раз в день, в законодательстве о бухгалтерском учете нет определения этих терминов, возможно именно в силу их кажущейся очевидности.
     Дебиторская задолженность - это денежное выражение обязательств других лиц перед предприятием, возникающих в силу различных видов взаимоотношений или действующих законодательных актов.
     Кредиторская задолженность предприятия - это денежное выражение обязательств предприятия перед другими лицами, возникающих в силу различных видов взаимоотношений или действующих законодательных актов.
     В курсовой работе проведен аудит расчетов с дебиторами и кредиторами и было выявлено, что в ЗАО «Автопрофи» определен рабочий план счетов и разработаны схемы отражения на счетах дебиторской и кредиторской задолженности.
     Аналитический учет ведется по группам дебиторской и кредиторской задолженности (краткосрочная и долгосрочная).
     Среди нарушений необходимо отметить следующие:
     - поступление от поставщиков материалов оформляется с нарушением бухгалтерского учета и гражданского законодательства;
     - по ряду счетов отсутствует аналитическая часть (субсчета), что снижает контроль и может иметь негативные последствия при ведении учета и составлении отчетности;
     - в организации отсутствует журнал учета полученных счетов-фактур;
     - руководству предприятия и бухгалтеру следует усилить контроль за исполнением договорных обязательств и не допускать просроченной задолженности;
     - в бухгалтерии не ведется журнал учета поступивших исполнительных листов;
     - не установлены кредитные лимиты в отношениях с покупателями (заказчиками), соответственно не осуществляется контроль за ними, что отрицательно сказывается на деятельности предприятия.
     Для совершенствования организации расчетов с дебиторами и кредиторами в ЗАО «Автопрофи», рекомендуются следующие мероприятия:
     - создать комиссию по работе с дебиторской задолженностью,;
     - необходимо производить анализ состава и структуры дебиторской и кредиторской задолженности по конкретным поставщикам и покупателям, а также по срокам образования задолженности или сроках их возможного погашения, что позволит своевременно выявлять просроченную задолженность и принимать меры к ее взысканию;
     - постоянно следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;
     - контролировать оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности, а также состояние расчетов по просроченной задолженности;
     - в сложившейся ситуации можно посоветовать организовать на предприятии систему аналитического учета дебиторской задолженности не только по срокам, но и по размерам, местонахождению юридических лиц, физических лиц и предлагаемых условий оплаты;
     - на высоком уровне организовать работу с договорами;
     - контролировать политику диверсификации в отношении дебиторов, т.е. ориентироваться на увеличение их количества для уменьшения риска неуплаты одним или несколькими крупными покупателями;
     - имея оперативные данные по просроченной задолженности, необходимо начинать претензионную работу, т.е. высылать уведомления - претензии со всеми расчетами пени за просроченную задолженность;
     - разрабатывать разнообразные модели договоров с гибкими условиями оплаты, в частности предоставления покупателями скидок при досрочной оплате, так как снижение цены приводит к расширению продаж и интенсифицирует приток денежных средств.
     ЗАО «Автопрофи» также рекомендуется создать резерв по сомнительным долгам. Целесообразно ЗАО «Автопрофи» предусмотреть в учётной политике формирование резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учёте по тем же правилам, что и в налоговом учёте.
     Изучение организации системы внутреннего контроля ЗАО «Автопрофи» позволяет оценить её эффективность как среднюю.
     Недостатки действующей системы контроля заключаются в том, что инвентаризация расчётов производится только 1 раз в год, сроки возникновения задолженности проверяются выборочно и нерегулярно, имеются случаи невыставления претензии.
 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 07.02.2011 г.)
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 28.12.2010 г.)
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 28.12.2010 г.)
4. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. «О бухгалтерском учете» (в ред. от 28.09.2010 г.)
5. Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (в ред. от 28.12.2010 г.)
6. Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности" (в ред. от 27.01.2011 г.)
7. Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»
8. Приказ Минфина РФ от 6 октября 2008 г. N 106н об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/2008
9. Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 33н об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99
10. Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 32н об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99
11. Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций
12. Письмо Минфина РФ от 31 октября 1994 г. N 142 «О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при расчетах между организациями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги»
13. Аудит / В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова и др.; Под ред. проф. В.И. Подольского. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2009. - 426 с.
14. Аудит / И.Н. Богатая, Н.Т. Лабынцев, Н.Н. Хахонова. - Серия «Высшее образование». - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 282 с.
15. Аудиторская проверка / под ред. Ю.Б. Агеева, А.Б. Агеева. - М.: Бератор-Пресс, 2010. - 354 с.
16. Подольский В.И. Основы аудита: пособие для подготовки к квалификационному экзамену на аттестат профессионального бухгалтера / В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова. - М.: Информационное агентство "ИПБ-БИНФА", 2009. - 95 с.
17. Ивашкевич В.Б. Учет и анализ дебиторской и кредиторской задолженности / В.Б. Ивашкевич, И.М. Семенова. - М.: Бухгалтерский учет, 2010. - 192 с.
18. Абрамова Н.В. Как списать кредиторскую задолженность? // Главбух. - 2009. - № 4. - С.22-29.
19. Березин И.В. Сверка взаиморасчетов с поставщиками и подрядчиками// Консультант бухгалтера - 2009. - № 11. - С.25-29.
20. Лемещенко Г.Л. Отражение дебиторской задолженности в финансовой отчетности // Аудиторские ведомости. - 2010. - № 02. - С.8-11. 

 

      Приложение 1 
 

 

      Приложение 2 

Динамика объемов оказанных услуг ЗАО «Автопрофи»
в 2007-2009 гг.
    Наименование услуг
    Годы Темпы роста, %
    2007 г. 2008 г. 2009 г. 2008 г / 2007 г
    2009 г / 2008 г
    в среднем за 2007-2009 гг.
    Сдача в наем собственного нежилого недвижимого имущества 150604 188415 248608 125,11 131,94 128,48
    Производство общестроительных работ по строительству прочих зданий и сооружений 15214 85220 135318 560,14 158,79 298,23
    Тех. обслуживание и ремонт прочих автотранспортных средств 149924 188860,1 248074,5 125,97 131,35 128,63
    Деятельность по оптовой торговле топливом 92635 145574,3 157843,1 157,15 108,43 130,53
    Организация перевозок грузов 15214 85220 135318 560,14 158,79 298,23
 

     
     Приложение 3 

Основные экономические показатели деятельности ЗАО «Автопрофи»
Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. Изменение 2009 г. в % к 2007 г.
Оказано услуг всего, тыс. руб. 165818 273635 383926 231,53
Выручка от реализации продукции, работ, услуг, тыс. руб. 257773 491363 647858 251,33
Среднегодовая численность работников, чел. в том числе раб. 102 88
105 95
128 104
125,49 118,18
Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб. 41380 83852,5 137404,5 332,05
Прибыль от реализации / продаж, тыс. руб. 11742 27471 38942 331,65
Уровень рентабельности основной деятельности (+), % 5,89 6,80 7,37 125,13
 
 

      Приложение 4 

Уплотненный баланс ЗАО «Автопрофи» на конец года, тыс. руб.
Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. Отклонение 2009 г. к 2007 г.(+,-)

Актив

       

1.Внеоборотные активы

       

1.1 Основные средства

49818

117887

156922

+107104

1.2 Прочие внеоборотные активы

895

9560

1020

+125

Итого по разделу 1

50715

127449

157944

+107229

2. Оборотные активы

       

2.1 Запасы

58078

86747

261001

+202923

в т.ч. расходы будущих периодов

632

1486

2173

+1541

2.2.НДС

3887

8061

6549

+2662

2.3 Краткосрочн. финанс. вложения

10644

1131

733

-9911

2.4 Денежные средства

201

4383

1072

+871

2.5 Расчеты с дебиторами всего

25526

56888

67740

+42214

дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 мес. до отчетной даты

24096

51748

56942

+32846

Итого по разделу 2

98336

157210

337451

+239115

Баланс

149051

284659

495395

+346344

Пассив

       

1. Капитал и резервы

11866

22299

38880

+27014

2. Заемные средства

       

2.1 Долгосрочные пассивы

76

24092

55895

+55819

2.2 Краткосрочные пассивы, в том числе кредиторская задолженность

136495

95531

235564

151157

398190

280216

+261695

+184685

Прочие краткосрочные обязательства

614

2704

2430

+1816

Итого по разделу 2

137109

238268

400620

+263511

Баланс

149051

284659

495395

+346344

 

Приложение 5 

Динамика показателей деловой активности ЗАО «Автопрофи»
Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. Изменение 2009 г. к 2007 г. (+/-)
Выручка от реализации продукции товаров, услуг, тыс. руб. 257773 491363 647858 +390085
Средняя сумма запасов и затрат, тыс. руб. 37995,5 72412,5 173874 +135878,5
Средняя стоимость имущества, тыс. руб. 111290 216855 390027 +278737
Средняя сумма собственного капитала, тыс. руб. 11615 17082,5 30589,5 +18974,5
Средняя сумма оборотных средств, тыс. руб. 67399 127773 247330,5 +179991,5
Оборачиваемость основного или авансированного капитала 2,3 2,2 1,7 -0,6
Оборачиваемость оборотных средств: в оборотах
в днях
3,8 94,12
3,8 93,61
2,6 137,43
-1,3 +43,31
Оборачиваемость запасов: в оборотах
в днях
6,8 53,06
6,8 53,05
3,7 96,61
-3,1 +43,55
Оборачиваемость собственных средств 22,2 28,7 21,2 -1,0
 

      Приложение 6 

     Генеральному директору ЗАО «Автопрофи»
     от независимого аудитора Борисовой О.С.
     письмо о соглашении условий проведения аудита
     Вы обратились к нам с просьбой о проведении аудита расчетов с дебиторами и кредиторами за 2009 г. Настоящим письмом мы подтверждаем наше согласие и наше понимание данного задания. Аудит будет проведен нами с целью выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в части расчетов с дебиторами и кредиторами и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
     Мы будем проводить аудит в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Эти стандарты требуют, чтобы мы планировали и проводили аудит с целью обеспечения разумной уверенности в том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность в части расчетов с дебиторами и кредиторами не содержит существенных искажений. Аудит проводится на выборочной основе и включает в себя изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих числовые значения в финансовой (бухгалтерской) отчетности и раскрытие в ней информации о финансово-хозяйственной деятельности в части расчетов с дебиторами и кредиторами. Аудит также включает оценку применяемых принципов и методов бухгалтерского учета, правил подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, определение основных оценочных значений, сформированных руководством аудируемого лица, а также оценку общей формы представления финансовой (бухгалтерской) отчетности в части расчетов с дебиторами и кредиторами.
     В связи с тем, что в ходе аудита применяются выборочные методы и тестирование, и в связи с другими присущими аудиту ограничениями, наряду с ограничениями, присущими любой системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля, существует неизбежный риск того, что некоторые, даже существенные, искажения могут остаться необнаруженными.
     В дополнение к аудиторскому заключению, содержащему наше мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в части расчетов с дебиторами и кредиторами, мы планируем предоставить Вам отдельное письмо, касающееся любых замеченных нами существенных недостатков в ведении бухгалтерского учета и в системе внутреннего контроля в части расчетов с дебиторами и кредиторами.
     Напоминаем, что в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за подготовку финансовой (бухгалтерской) отчетности, в том числе за раскрытие в ней необходимой информации, в том числе по расчетам с дебиторами и кредиторами, несет руководство Вашей организации. Это включает ведение бухгалтерского учета в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, наличие и надлежащую работу средств внутреннего контроля, выбор и применение учетной политики, а также меры по сохранности и надлежащему использованию активов организации. Нам потребуются от руководства организации (и это является частью процесса аудита) официальные письменные подтверждения, касающиеся наиболее важных разъяснений и заявлений, сделанных в связи с аудитом.
     Надеемся на сотрудничество с Вашими сотрудниками и на то, что нам будут предоставлены любые записи, документация и иная информация, запрашиваемая в связи с аудитом расчетов с дебиторами и кредиторами.
     Средства за проведение аудита, выплачиваемые на основе счетов, которые будут выставляться по мере оказания услуги, рассчитываются исходя из времени, затраченного специалистами на выполнение задания, и включают покрытие командировочных расходов. Почасовая оплата варьируется в зависимости от уровня ответственности используемых специалистов, их опыта и квалификации.
     Данное письмо считается действительным в будущем до тех пор, пока оно не будет изменено или заменено другим либо его действие не будет прекращено.
     Просим Вас подписать и вернуть прилагаемый экземпляр данного письма в подтверждение того, что оно соответствует Вашему пониманию договоренности о проведении нами аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности Вашей организации в части расчетов с дебиторами и кредиторами.
 

       Приложение 7 

     Тест оценки системы бухгалтерского учёта и внутреннего контроля
     
Фактор Оценка фактора
высокая средняя низкая
1. Соответствие российскому законодательству избранной формы ведения учёта 2. Соответствие основных принципов ведения бухгалтерского учета учетной политики предприятия
3. Роль и место средств вычислительной техники в ведении учета и подготовки отчетности
4. Соответствие распределения обязанностей и полномочий между работниками, принимающими участие в ведении учета расчетов с дебиторами и кредиторами и подготовке отчетности, организационной структуре предприятия
5. Правильность заполнения форм отчетности
6. Защита бухгалтерской документации и
информации
7. Проводится ли регулярная сверка данных ведомостей, журналов-ордеров с Главной книгой (в случае, если учет не автоматизирован)?
8. Существует ли в организации структурное подразделение для осуществления внутреннего контроля (отдел внутреннего контроля, ревизионная комиссия, служба внутреннего аудита и т.д.)
 
+ 
+ 

+ 
 
 
 

+
+ 

+ 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
+ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
+
Итого оценок: высоких
средних
низких
 
6
 
 
1
 
 
 
1
Итоговая оценка надёжности системы бухгалтерского учёта и внутреннего контроля +    
 
 

     Приложение 8 

     Общий план аудита
     Проверяемый субъект ЗАО «Автопрофи»
     Аудитор Борисова О.С.
     Отчётный период 2009 г.
     Планируемая работа Аудит учёта расчетов с дебиторами и кредиторами
     
№ п/п Наименование задачи № п/п Наименование подзадачи
Дата проведения аудита
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.