На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Критерии психического здоровья в психотерапии. Понятие «клиент» и «пациент». Основ

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 10.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                          Астраханская Государственная Медицинская  Академия 
 
 
 
 

                                                                                                                       Кафедра: наркологии  и                     
                                                                                                                                       психотерапии.
                                                                                                                 Дисциплина: базовые теории                   
                                                                                                                                        и методы   
                                                                                                                                        психотерапии. 
 
 
 
 
 
 
 

                    Реферат: « Критерии психического здоровья в психотерапии.
                                                     Понятие «клиент» и «пациент».
                                                      Основные виды и типы психотерапии.
                                                       Профессиональные и личностные требования к                      
                                                       психотерапевту.
                                                       Профессиональный этический кодекс и специфика        
                                                      психотерапевтических отношений ». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                          Подготовила: студентка 4 курса
                                                                                                                ф-та клинической психологии
                                                                                                                 Спрядышева Ольга. 
 
 

                                             

                                                         Астрахань, 2011 год.
            
 
 
 

                               Критерии психического здоровья в психотерапии. 

    Проблема  психологического здоровья личности, живущей в нестабильном, изменяющемся мире, сложных, экстремальных социо-экологических  условиях, выступает на первый план в конце прожитого – начале нового, XXI века – века наук о человеке, среди которых и не только, на первый взгляд, консолидирующее место принадлежит психологии.
    В специальной литературе довольно широко и активно обсуждается проблема о социальном индуцировании специфических  нарушений психологического здоровья. Один из первых указал на это З. Фрейд. Он развивал мысль о том, что общество уже само по себе делает человека невротиком, так как в любой цивилизации возникают внутренние конфликты между потребностями (заложенными в структуре Ид) и социальным контролем за их проявлением (Супер-Эго). На создаваемую обществом невротичность его членов посвящены работы его учеников и последователей, прежде всего – К. Хорни, А. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг, которые работали с людьми разных возрастов, культур и цивилизаций. Положение о том, что нарушения психического здоровья есть следствие индивидуальной социализации до сих пор является базовой идеей психоаналитических взглядов. Более того, эта мысль характерна и для многих направлений современных психологии и отчетливо представлена так же и в гуманистической психологии, в частности, в работах А. Маслоу.
    Активность  человека как сложной живой системы  регулируется на разных уровнях, которые  взаимосвязаны между собой. В  этой связи выделяются следующие  наиболее общие уровни – биологический, психологический, социальный. На каждом уровне, которые мы только что отметили, здоровье человека имеет свои особенности и специфические детерминанты. Отвлечемся в настоящий момент от особенностей здоровья человека, связанного с биологическими нарушениями, т.к. здесь – епархия медицины. Хотя, как мы отмечали выше, многие болезни, имеющие биологическую основу, тем не менее связаны с психической напряженностью, тревогой, стрессами и др. (например, ишемическая болезнь сердца, язва желудка и др. психосоматические нарушения). Уделим особое внимание анализу психологического здоровья.
    Долгие  годы психическое здоровье человека рассматривалось только в рамках медицинской науки – психиатрии (изучены основные тенденции и  особенности протекания и лечения  психических болезней – шизофрении, эпилепсии, маниакально-депрессивного психоза, психопатий и др.) и невропатологии (психические расстройства при различных неврозах и других патологических нарушениях функционирования нервной системы),которая считала и продолжает рассматривать их как "духовные приложения" к телесным срывам, либо как следствие несовершенства мира. 
    Начало  другого подхода к пониманию  к пониманию психологического здоровья, как известно, было положено З. Фрейдом, который понимал многие психические  нарушения как следствие внутриличностных конфликтов, которые тревожат даже здоровых людей. Он полагал, что весь спектр негативных эмоциональных переживаний ( депрессия , тревожность и др.) – субъективная сторона этих конфликтов, возникающих при рассогласовании целей, которые ставит перед собой человек, и средств их достижения.
    Следствием  этого в последние десятилетия  психическое здоровье человека стало  предметом исследования и других наук о человеке и обществе, и, прежде всего, психологии. Психологическое  здоровье человека связано с особенностями личности, интегрирующий все аспекты внутреннего мира человека и способы его внешних проявлений в единое целое. Психологическое здоровье является важной составляющей социального самочувствия человека, с одной стороны, и его жизненных сил, с другой. Вместе с тем многие проблемы, возникающие у человека, не являются показателем психического нездоровья и могут быть решены другим не медицинским путем (улучшение памяти, внимания, мышления; формирование необходимого уровня коммуникаций; самопрезентаций; стремление к реализации своих возможностей; решение внутриличностных и межличностных конфликтов; освобождение от тревожности, стрессов, фрустраций, различного рода психических зависимостей и др.)
    Возникли  новые представления о психическом  здоровье. Так, по мнению М. Джеход, в структуру входят такие компоненты, как положительное отношение к себе; оптимальное развитие, рост и самоактуализация личности; психическая интеграция (аутентичность, конгруэнтность); личная автономия; реалистическое восприятие окружающих; умение адекватно воздействовать на других людей и др.
    Понятие "психическое здоровье индивида" широко используется в гуманистическом  направлении психологи, в рамках которого была предложена новая концепция "позитивного психического здоровья". В работах К. Голдштайна, А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла и др. Она базируется на истинно человеческом жизнеосуществлении. Так, видный представитель этого направления А. Маслоу, соглашаясь с К. Гольдштайном в своих последних работах "Психология бытия" и "Дальние пределы человеческой психики" отмечает, что патологические нарушения психического здоровья – неврозы и психозы, есть следствие ошибочного, неверного развития личности. Психически здоровые индивидуумы – это "люди зрелые, с высокой степенью самоактуализации", имеющие реальные жизненные достижения и развившие свои личностные возможности". По его мнению, показателями психического здоровья являются полнота, богатство развития личности, ее потенций и стремление к гуманистическим ценностям – наличие и развитие таких качеств как принятие других, автономность, спонтанность, интенциональность, альтруизм, креативность и др. Близкие идеи развиваются в "метапсихологии" (Д. Андреева), логотерапии (В. Франкл), социальной логотерапии (С.И. Григорьев и др.).
    Еще одним критерием психологического здоровья среди многочисленных признаков его выраженности является феномен психического равновесия . Он включает гармонию взаимодействия различных сфер личности – эмоциональной, волевой, познавательной. Ее нарушения приводят к личностной деградациям, деструкциям, социальной и персональной дезадаптации. Именно критерий психического равновесия связан и с целостным развитием личности, ее адаптивными возможностями и свойствами, их адекватностью реакций на внешние воздействия. Рассматриваемый нами феномен значительно определяется спецификой интеграционных процессов в структуре личности. Считается, что психическое здоровье может соответствовать и степени интеграции разнообразных событий своей жизни (в контексте прошлого, настоящего, будущего), своего субъективного опыта и формируемых личностно картин мира, и количество общих социальных систем, в которые включается человек А.Г. Асмолов называет его смыслостроительтвом своей личности; В.А. Петровский – конвергенцией в структуре отраженной субъективности; Г.С. Абрамова – живым сознанием; Ф.Е. Василюк – надситуативным смыслом. Нарушения психического здоровья не всегда определяются психическим заболеванием и связаны не только с изменением организма, но и с отсутствием условий развития личности, включения в социальную структуру общества.
    Разграничение психологического и социального  здоровья человека весьма условно, т.к. свойства личности развиваются только в социуме, обществе, в которые  она включена. Эти особенности  личности можно описать через проявления индивидуальной и социальной субъектности, подробная характеристика которых дана в предыдущем материале. 

                                   Понятие «клиент» и «пациент».
      Относится к числу концепций  экзистенциально-гуманистического  направления, разработана Роджерсом (Rogers С. R., 1951).
            Использование автором понятия  «клиент» наряду с «пациент»  подчеркивает признание потенциала  самостоятельности, активности больного  на всех этапах психотерапии, начиная с постановки задачи. Суть метода заключается в том, что психотерапевт входит в такой контакт с пациентом, который воспринимается им не как лечение и изучение его с целью диагностики, а как глубоко личный контакт.
            Согласно Роджерсу, индивид взаимодействует  с реальностью, руководствуясь врожденной тенденцией организма к развитию своих возможностей, обеспечивающих его усложнение и сохранение. Осуществляется организмический оценочный процесс: организм испытывает удовлетворение при тех стимулах или поведенческих актах, которые усложняют и сохраняют организм и «Я» как в непосредственном настоящем, так и в отдаленном будущем; поведение направлено в сторону приближения к положительно оцениваемым опытным данным и избегания данных, получивших отрицательную оценку.
            По мере возникновения осознания «Я» у индивида развивается потребность в положительной оценке значимым окружением. В дальнейшем удовлетворение или фрустрация положительной оценки начинает переживаться независимо от взаимодействия с социумом и обозначается как самооценка. Так как Я-переживания индивида воспринимаются значимыми людьми как менее или более заслуживающие положительной оценки (т. е. Я-переживания приобретают условия оценки), то и самооценка становится селективной. Из-за этой избирательности опыт воспринимается тоже селективно, на основе условий оценки, он может быть искажен и неосознаваем.
            Вследствие этого индивид утрачивает  интеграцию, его концепция «Я»  включает искаженные восприятия, неправильно репрезентирующие опыт; поведение регулируется то со  стороны «Я», то теми аспектами опыта, которые не включены в «Я», что сопровождается напряженным и неадекватным функционированием. Это — главное отчуждение в человеке. Он изменяет природному, организмическому оцениванию, которое перестает быть регулятором поведения. Ради сохранения положительной оценки индивид начинает фальсифицировать свои переживания и воспринимать их по критерию ценности для окружающих. Как следствие такой неконгруэнтности (несоответствия) между «Я» и опытом возникает неконгруэнтность в поведении и процесс защиты. Однако если степень неконгруэнтности велика, то защита не срабатывает, и тогда имеет место дезорганизация функционирования индивида.
            Теория психотерапии состоит  из множества «если... то». Если  существуют определенные условия,  то будет происходить процесс, включающий определенные характерные элементы. Если данный процесс происходит, то последуют определенные изменения личности и поведения.
            1. Условия психотерапевтического  процесса:
            1) два индивида состоят в контакте;
            2) пациент находится в состоянии неконгруэнтности, являясь ранимым или тревожным;
            3) психотерапевт является конгруэнтным  в отношениях;
            4) психотерапевт переживает безусловную  положительную оценку по отношению  к пациенту;
            5) психотерапевт переживает эмпатическое понимание внутренней системы координат пациента (об условиях, относящихся к психотерапевту);
            6) пациент переживает, хотя бы  в минимальной степени, условия  4-е и 5-е, т. е. безусловную  положительную оценку и эмпатическое понимание его психотерапевтом.
            Коммуникации психотерапевта могут  иметь как вербальную, так и  невербальную природу, важно лишь, чтобы, как это указано в  условии 6, коммуникация была воспринята, была эффективной. Технические  средства являются дополнением позиции психотерапевта и сами по себе не обеспечивают психотерапевтического продвижения. Наиболее используемыми приемами являются:
            — вербализация — высказывание  другими словами того, что сообщил  пациент, избегая истолкования, привнесения своего материала. Это перефразирование, имеющее целью выделить наиболее существенное и обратить внимание больного на «острые углы», а также показать, что его не только слушают, но и слышат;
            — умелое использование молчания, молчаливое принятие;
            — отражение эмоций — повторяются те слова пациента, в которых непосредственно выражаются эмоции.
            Роджерс подчеркивал, что вопрос  должен стоять не о том, как  вести себя психотерапевту, а  о том, каким ему быть. Он  является яростным противником нозологии, любых классификаций, так как они представляют собой результат интеллектуальных усилий психотерапевта, при наличии которых непосредственно воспринимаемая ситуация пациента искажается опытом врача. В К.-ц. п. считаются приемлемыми одни и те же условия, независимо от частных характеристик самого пациента. Со ссылкой на опыт автор метода указывает, что нет ни необходимости, ни пользы в том, чтобы строить определенные отношения в зависимости от типа пациента.
            Доминанта этой части концепции  — пункт 3, конгруэнтность, или подлинность, психотерапевта в отношениях, т. е. психотерапевту следует правильно символизировать собственный опыт. Общая тенденция направлена на выражение или сообщение пациенту своих устойчивых чувств.
            Однако не следует ожидать от психотерапевта, чтобы он был вполне конгруэнтной личностью в каждый конкретный момент. Вышеприведенные условия — это условия идеальные, т. е. должны соблюдаться до определенной степени. Но чем более они выражены, тем с большей вероятностью будет идти процесс психотерапии и тем значительнее степень происходящей при этом реорганизации личности. 

                           Основные виды и типы психотерапии.
    Известно  как минимум, около 450 подходов в  психотерапии, больше половины из которых  используется в работе с детьми и подростками. Единая систематизация столь широкого и продолжающего расширяться списка практически нереальна, и классификация видов психотерапии значительно варьирует от автора к автору. Тем не менее, поле психотерапии можно представить вполне разумным образом, если знать основные направления в психотерапии и основные подходы. Это дает возможность любую конкретную психотерапевтическую школу (гештальт-подход, НЛП, транзактный анализ либо психосинтез) отнести к конкретной ветке, направлению и подходу, соответственно знать возможности и ограничения этого подхода, какие задачи он решает, какие нет, и кому он может быть показан.
    Основные  направления в психотерапии : 

    Известно  как минимум, около 450 видов психотерапии, больше половины из которых используется в работе с детьми и подростками. Единая систематизация столь широкого и продолжающего расширяться списка практически нереальна, и классификация видов психотерапии значительно варьирует от автора к автору. Но так или иначе большинство видов психотерапии соотносимо с основными подходами.  

    Психодинамический подход.
    Берет начало от принципов и методов  психоанализа, исходящего из динамического  понимания психических явлений "…  как проявления борьбы душевных сил, как выражения целенаправленных тенденций, которые работают согласно друг с другом или друг против друга" (3 Фрейд, 1915). Цель психотерапии - понять и разрешить внутренние эмоциональные конфликты, возникшие в наиболее ранних отношениях, определяющие субъективное значение последующего опыта и воспроизводящиеся в последующей жизни.  

    Терапевтические отношения используются для того, чтобы выявить, объяснить и изменить эти субъективные значения. Отношения "терапевт-пациент" рассматриваются  как отражение восходящих к раннему  опыту субъективных значений, эмоциональных конфликтов. В ходе терапевтических отношений пациент бессознательно переносит на терапевта сложившиеся в раннем опыте значения и чувства, которые таким образом становятся доступны осознанию. В свою очередь, терапевт может также неосознанно переносить на пациента свои субъективные значения и чувства. Осознавание системы переносов и контрпереносов, возникающих сопротивлений и образует основную ткань психодинамического подхода. 

    Он  представлен различными школами: 3. Фрейда, А. Адлера, К.Г. Юнга, К. Хорни, Ж. Лакана и др., а в детской психотерапии - школами А. Фрейд, М. Кляйн, Г. Хак-Хельмут и др. В рамках этого подхода можно рассматривать гештальт-терапию Ф. Перлза, трансактный анализ Э. Берна, психодраму Дж. Морено и др. методы.  
 

    Поведенческий (бихевиоральный) подход.
    Суть  этого подхода, восходящего к  теориям И. П. Павлова и Б. Скиннера, состоит в модификации поведенческих  стереотипов через использование  принципов теории научения. Поведенческие  и эмоциональные проблемы понимаются как закрепленные в результате поощрения и подкрепления дизадаптивных ответов на средовые раздражители. Задача психотерапии состоит в их ликвидации или модификации. Поведенческий терапевт отвечает на 4 вопроса: 

    1. Какое поведение является мишенью  для изменении и что в наблюдаемом поведении подлежит усилению, ослаблению, поддержке?
    2. Какие события поддерживали и  поддерживают это поведение?
    3. Какие изменения в среде и  систематические вмешательства  могут изменить это поведение?
    4. Как может однажды установившееся поведение быть поддержано и/или распространено на новые ситуации за ограниченное время? 

    Терапевт  не стремится проникнуть в истоки конфликта (симптома, проблемы) - он изменяет наблюдающиеся поведенческие стереотипы. Психотерапия начинается с детального анализа поведения. Цель анализа - получить как можно более подробный сценарий возникновения симптома, описываемый в наблюдаемых и измеряемых понятиях что, когда, где, при каких обстоятельствах, в ответ на что, как часто, как сильно и т. д. Затем вместе с пациентом анализируются запускающие и поддерживающие симптом факторы. Затем составляется и реализуется в совместной и самостоятельной работе детальный пошаговый план действий. По сравнению с психодинамическим этот подход отчетливо директивен. 

    Когнитивный подход.
    Восходит  к работам А. Бэка и опирается  на представления о решающей роли мышления, познавательных (когнитивных) процессов в происхождении нарушений. Подобно психодинамическому подходу  он обращается к неявным, скрытым  причинам нарушений и подобно  бихевиоральному - к дизадаптивным поведенческим стереотипам. Но фокус внимания этого подхода сосредоточен не на динамике основных психических сил и переживаний и не на стимул-реактивных цепочках, а на схемах мышления: любой ответ на внешние обстоятельства опосредован внутренней организацией психических процессов, паттернами мышления. Сбой этих паттернов запускает "негативные познавательные схемы", что принципиально сравнимо с ошибками программирования и вирусными искажениями компьютерных программ.  

    Различные школы в рамках этого подхода подчеркивают значение индивидуальных когнитивных стилей, когнитивной сложности, когнитивного баланса, когнитивного диссонанса и т. д. Цели и задачи психотерапии ориентированы на "перепрограммирование" мышления и когнитивных процессов как механизма возникновения проблем и образования симптомов. Круг методов очень широк - от рациональной психотерапии по П. Дюбуа до рационально-эмотивной психотерапии А. Эллиса. Подобно поведенческому, когнитивный подход базируется на директивной позиции терапевта. 

    Гуманитарный (экзистенциально-гуманистический) подход.
    Берет начало в гуманистической психологии и работах ее основателей - К. Роджерса, Р. Мэя, А. Маслоу и др. Сущностное ядро этого подхода - в понимании человека как неделимого и принципиально целостного единства тела, психики и духа, а соответственно - в обращении к интегральным переживаниям (счастья, горя, вины, утраты и т. д.), а не к отдельным изолированным аспектам, процессам и проявлениям. Категориальный аппарат гуманитарного подхода включает в себя представления о "Я", идентичности, аутентичности, самореализации и самоактуализации, личностном росте, экзистенции, смысле жизни и т. д.  

    Методический  аппарат связан с гуманистически-экзистенциальным переосмыслением жизненного опыта  и психотерапевтического процесса. С этим подходом связан широкий круг методов: недирективная клиент-центрированная психотерапия (К. Роджерс), психологическое консультирование (Р. Мэй), биоэнергетика (В. Райх), сенсорное осознание (Ш. Сильвер, Ч. Брукс), структурная интеграция (И. Рольф), психосинтез (Р. Ассаджиоли), логотерапия (В. Франкл), экзистенциальный анализ Р. Мэя и Дж. Бугенталя, и др. Сюда же можно отнести арттерапию, поэтическую терапию, терапию творческим самовыражением (М. Е. Бурно), муыкотерапию (П. Нордофф и К. Роббинс) и др.  

    Системный подход.
    Определяется  не ориентацией на теоретические  модели, а сфокусированностью на партнерстве, семье, супружестве, группах как  самостоятельных организмах, целостных  системах со своей историей, внутренними  закономерностями и динамикой, этапами развития, ценностными ориентациями и т. д. Терапия в рамках этого подхода исходит из того, что дисфункциональная система отношений определяет дизадаптацию ее участников. Терапевт занимает позицию включенного наблюдателя или играющего тренера. Системный терапевт в достаточной мере директивен: он задает вопросы, наблюдает и контролирует, структурирует коммуникацию участников, драматизирует отношения и моделирует конфликты, дает домашние задания и т. Д.
    Интегративный подход.
    Становится все более определяющей тенденцией, внутри которой выделяют методический эклектизм, психотерапевтическую полипрагмазию, теоретическую интеграцию. В практической плоскости интеграция направляется принципом Г. Пауля (1967): какая психотерапия и кем проводимая наиболее эффективна для этого человека с его специфическими проблемами в его обстоятельствах и окружении или - по выражению М. Эриксона (1975): для каждого пациента - своя психотерапия. Смешение разных факторов и стилей интеграции создает "дикую психотерапию", чреватую, как подчеркивает А. Лазарус (1995), непредсказуемыми эффектами. 

                   Профессиональные  и личностные
                      требования к   психотерапевту. 

    Выделить  критерии, которым должен соответствовать  «хороший психотерапевт» очень сложно. В 1947 году Комитет американской ассоциации по подготовке в области клинической психологии предложил 15 характеристик, которыми должен обладать психотерапевт. Затем список был расширен до 25 пунктов. 

    Эффективность психотерапии зависит не только от действенности метода и степени овладения его теорией и техникой выполнения отдельных приёмов, но и от эмоциональной зрелости психотерапевта, его гибкости и способности осознавать и выражать собственные эмоции и их содержание. Результаты практических наблюдений позволяют утверждать, что эффективно работающие психотерапевты, как правило, обладают хорошим душевным здоровьем и успешно разрешают собственные проблемы. 

    Недавние  исследования показали, что важнейшей  переменной психотерапевтического  процесса является не техника, а человек, который эту технику применяет, сам психотерапевт. Авторы, которые полагают, что личностные черты психотерапевта влияют на эффективность процесса лечения, выделяют такие характеристики, как концентрация на пациенте, внимательность к эмоциям пациента, открытость, восприимчивость взглядов, отличных от своих, гибкость, терпимость, свобода действия и объективность мышления . 

    Эффективность психотерапевта серьезно зависит от навыков межличностного взаимодействия. Исследование Л.А. Цветковой (1994) показало, что существенным фактором профессиональной успешности врача является «коммуникативная компетентность». Многочисленные исследования показали, что успех человека, работающего в сфере постоянного общения, на 80% зависит от его коммуникативной компетентности. Положительная направленность интеракций и отсутствие реакций игнорирования, высокий уровень эмпатии и самооценки, отношение к другому человеку как к ценности, как к активному соучастнику взаимодействия -- все это составляет коммуникативную компетентность врача. 

    Поскольку психотерапия -- межличностный процесс, эффективный психотерапевт должен обладать навыками межличностного взаимодействия и способностью использовать эти  навыки при работе с пациентами. Динамика психотерапии лежит в личности терапевта. Являясь основной фигурой в психотерапевтическом контакте, психотерапевт опосредует его своими индивидуальными чертами, обусловленными возрастом, полом, опытом, особенностями характера, системой ценностей и определенной психотерапевтической техникой, что оказывает влияние на эффективность лечения. 

    Ни  один психотерапевт не может применять  себя равноценно во всех техниках. Именно его характерологические черты  и техническое мастерство влияют на результат. Более того, именно личность психотерапевта и то, как она проявляется в психотерапевтических отношениях, считается крайне важной. Из-за специфики психотерапии психотерапевт в той или иной мере привносит в лечебный процесс своеобразие своей личности, собственной системы ценностей, предпочитаемых теоретических ориентаций и психотерапевтических технологий . 

    Для разных направлений психотерапии характерны различные акценты в оценке значимости личностных качеств психотерапевта или психотерапевтических приемов  для эффективности лечения . 

    При изучении оценки идеального врача отмечается, что «эффективный помощник» -- это тот, который обладает личностными качествами, пробуждающими в субъекте надежду, веру, доверие, расположение и свободу реагирования. Такой «помощник», в общем, характеризуется искренностью, честностью, способностью уважать людей, конфиденциальностью к тому, что он или она делает, позитивностью подхода, и подлинностью и эмпатическим пониманием. Не оказывали положительного влияния на врачебный контакт такие качества, как чрезмерная симпатия к пациенту, директивность, доминирование врача. 

    Эффективные психотерапевты видят пациента как  человека, а не как проблему, стрессовый актив пациента не как его склонность, внимательны к его самооценке, с пациентом ведут себя естественно и фокусируются на безопасных и доверительных отношениях. Неэффективные психотерапевты фокусируются на ошибках пациента, проявляют качества стороннего учителя, более пассивны. Важное место во взаимоотношениях врача и пациента, особенно в процессе психотерапии, занимает, по мнению многих авторов, феномен «идентификации». Врач становится в ходе психотерапии объектом, с которым больной стремится себя отождествить, идентифицировать. Больной может рассматривать своего лечащего врача как определенный идеал для себя, образец для подражания /2/. 

    По  мнению А. Бандура эффективность  психотерапии, прежде всего, зависит  от самоэффективности -- и это может  оказывать влияние на уже сложившиеся  убеждения пациента. Достижение такого положения дел, при котором пациент проявляет самоэффективность -- это центральная задача любого типа психотерапии. Этого можно достигнуть в том случае, если придерживаться такой стратегии психотерапии, при которой психотерапевт испытывает те же чувства и побуждения, что и пациент. 

    Для того чтобы войти в тесный контакт  с пациентом, а этот процесс требует, чтобы терапевт сам умело разрабатывал лучший источник достоверных данных о его пациенте - его собственные  чувства . 

    Терапевты должны знать свою собственную темную сторону и быть в состоянии сопереживать любым человеческим желаниям и порывам. Опыт личностной терапии позволяет будущему терапевту ощутить многие аспекты терапевтического процесса из кресла пациента: склонность идеализировать терапевта, мечты о зависимости, благодарность заботливому и внимательному слушателю, власть, данную терапевту . 

    Молодые терапевты должны проработать свои собственные невротические проблемы; должны научиться принимать обратную связь, выявлять свои собственные мертвые  зоны и представлять себе, какими видят их другие; они должны ценить свое влияние на других и научиться обеспечивать чуткую обратную связь. Наконец, психотерапия - это психологически требовательное занятие, и терапевты обязаны развивать в себе широкие познания и внутреннюю силу для того, чтобы справиться со многими навязчивыми профессиональными опасностями .
    Результаты  исследований указывают на существование  «терапевтической личности», которой  обладает эффективный психотерапевт  независимо от его операциональных  моделей (техник). Профессиональный психотерапевт может создать атмосферу, в которой пациент будет чувствовать себя в безопасности, принятым и понятным. Такие качества как эмпатия, тепло и понимание, не только способствуют рождению позитивных чувств у пациента, они также снижают напряжение и уровень тревоги .
    Было  замечено, что среднетренированный  психотерапевт, чья личность содержит позитивные черты сможет достичь  как освобождения от симптомов, так  и изменения поведения, и все, что может привнести «эффективный»  психотерапевт. В то же время, даже если психотерапевт имеет исчерпывающую подготовку, но недостаток личностных качеств, его результаты будут не лучше, чем у «неэффективных» консультантов или «неэффективных» психотерапевтов.
                             
 

           Профессиональный этический кодекс и специфика   психотерапевтических отношений. 

    Этический кодекс Европейской федерации психоаналитической психотерапии 

    Общество  психоаналитической психотерапии (ОПП) разработало данный Этический кодекс, чтобы определить этические стандарты работы психоаналитического психотерапевта в сферах психотерапевтической практики, обучения психотерапии и исследовательской деятельности. Данный кодекс имеет своей целью информировать психотерапевтов и обучающихся психотерапии студентов (далее студентов) о необходимости следования профессиональной этике и предупредить членов ОПП об опасности отклонений от стандартов профессионального поведения.  

    Психоаналитическая  психотерапия представляет собой метод  лечения взрослых людей, детей и  подростков, страдающих от эмоциональных нарушений и психических расстройств, с целью ослабления психического страдания и содействия их развитию и благополучию. Разработанные принципы и стандарты профессиональной этики являются общей системой правил, определяющей обязательства психотерапевта перед пациентами, их родителями или опекунами (когда пациентом является ребенок или подросток), студентами, коллегами и общественностью в целом. Этические нормы, которые содержит данный кодекс, предполагают обязательство со стороны психотерапевта действовать в соответствии с этикой психотерапии на протяжении всей своей профессиональной деятельности и способствовать этичному поведению своих коллег и студентов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.