На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Достоинства и недостатки рыночной экономики и роль государства в её функционировании

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 10.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
      Оглавление 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1  Экономическая  система. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.1 Рынок. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2 Рыночная экономическая система. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.3 Роль государства в функционировании рыночной экономики. . . . . . . . . .
2 Достоинства и недостатки рыночной экономической системы.. . . .
2.1 Недостатки  рыночной экономической системы. . . . . . . . . . . . . . . 
2.2  Достоинства рыночной экономической системы. . . . . . . . . . .  25
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
3 4
5
7
15
21
    24
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение.

  Актуальность темы курсовой работы отвечает потребностям развития национальной экономики и современного общества, актуальность заключается в том, что рыночная экономика является на сегодняшний момент самой распространённой, и как считается самой эффективной современной экономической системой. Рыночная экономическая система является господствующей формой экономической жизни современного общества. Понятие рынка является исходным понятием в теории рыночной экономики. Рынок представляет собой систему отношений между продавцами и покупателями, при помощи которых они вступают в контакт по поводу купли-продажи товаров или ресурсов. Рыночная экономика -- это такая экономическая система, в которой фундаментальные экономические проблемы -- что, как и для кого производить -- решаются главным образом через рынок. Поэтому проблемы, с которыми мы сталкиваемся довольно часто раскрываются в этой теме. А рассмотрение рыночных механизмов в целом даст возможность правильной оценки ситуации.

   Цели и задачи этой курсовой работы состоят в том, чтобы разобраться в деталях функционирования рыночной экономики, понять главную особенность этой системы, выяснить условия возникновения и развития в ходе длительного исторического процесса. Выяснить фундаментальные проблемы общества - что, как и для кого производить, которые решаются в смешанной экономике во взаимодействии рыночного механизма и государственного регулирования экономики. Разобраться в особенностях и сущности сложной рыночной экономической системы, в ее сложных взаимодействующих между собой структурах. Выделить главные функции. Выяснить в чем сущность и необходимость ее государственного регулирования, и методы воздействия государственных рычагов. 

 


Экономическая система.
  Вообще экономическая система-совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются. В то же время в экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга:
    социально-экономические отношения;
    организационно-правовые формы хозяйственной деятельности;
    хозяйственный механизм;
    система стимулов и мотиваций участников;
    экономические связи между предприятиями и организациями.
Существует 4 вида экономических систем:
    Традиционная (В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики).
    Смешанная (способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства, возникла относительно недавно, поэтому все + и – изучить еще не удалось.)
    Плановая или Административно- командная (Эта система господствовала ранее в СССР и странах восточной Европы, и ряде азиатских государств.
    Рыночная, о ней мы и будем говорить.
 
 
 
 
 
 
Рынок.
Рынок - сложная экономическая система  общественных взаимоотношений в  сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства. Действительно, данных принципов немного - их можно посчитать по пальцам одной руки, однако их важность для самого понятия рыночной экономики трудно переоценить. Причем эти основы, а именно: свобода индивида и честное соревнование - очень тесно связаны с понятием правового государства. Гарантии же свободы и честного соревнования могут быть даны лишь в условиях гражданского общества и правового государства. Но и сама суть прав, обретенных человеком в условиях правового государства, есть право свободы потребления: каждый гражданин вправе устраивать свою жизнь так, как ему представляется, в рамках его финансовых возможностей. Человеку необходимо, чтобы права на собственность были нерушимыми, и в этой защите своих прав основную роль играет он сам, а роль по защите от незаконных посягательств на собственность гражданина других граждан берет на себя государство. Такой расклад сил удерживает человека в рамках закона, так как в идеале государство стоит на его стороне. Закон, который начинают уважать, какой бы он ни был, становится справедливым хотя бы для того, кто его уважает. Но, защищая права граждан, государство не должно переходить границу, как тоталитаризма, так и хаоса. В первом случае инициатива граждан будет сдерживаться или проявляться в извращенном виде, а во втором - государство и его законы могут быть сметены насилием. Однако "дистанция" между тоталитаризмом и хаосом достаточно велика, и государство в любом случае должно играть "свою" роль. Роль эта заключается в эффективном регулировании хозяйства. Под регулированием следует понимать весьма широкий спектр мер, и чем эффективнее его использование, тем выше доверие к государству. 
 
 
 
 
 

 


      Рыночная  экономическая система. 

      Когда мы говорим о рыночной экономической  системе, то мы всегда должны иметь  в виду, что существует разница  между рыночной экономикой свободной конкуренции, которая уже не представлена в мире, и современной рыночной экономикой, которая является наиболее распространенной и на сегодня. Некоторые ученые называют такую экономику смешанной, т.е. видят в ней продукт конвергенции командной системы и системы свободной конкуренции. Однако наличие огромного числа черт, заимствованных у конкурентной экономики, позволяет отнести эту систему к рыночным.
      Само  слово "рынок" в русском языке  является очень емким. Можно выделить несколько значений:
      Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений обмена товаров.
      Рынок - это механизм взаимодействия продавцов и покупателей, баланс спроса и предложения.
      Рынок - сфера обмена внутри страны, региона, города и т.д. и между ними, связывающая производителей и потребителей продукции.
      Рынок занимает важнейшее место во всей системе общественного воспроизводства (производство, распределение, обмен  и потребление). Приходится слышать, что рынок - одно из важнейших достижений человеческой цивилизации, но достигнуто оно было путем невероятно длительного процесса.
      Рыночная  экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) сложилась в XVIII в. и прекратила свое существование к началу XX в. Условиями ее формирования стали три исторических явления:
      1) общественное разделение труда,  которое по мере своего развития  требует развития обмена и  совершенствования его форм;
      2) экономическая обособленность производителей. Она возникает с разграничением  интересов отдельных производителей, их стремлением достичь прежде всего собственных целей, на базе частной собственности; позже она стала опираться и на коллективную собственность, но также ограниченную кругом локальных интересов;
      3) самостоятельность производителей  и рабочей силы, свобода предпринимательской деятельности.
      Отличительные черты экономики свободной конкуренции: частная собственность на инвестиционные ресурсы, наличие множества самостоятельных продавцов и покупателей каждого товара, и как уже было сказано, исключительно рыночное регулирование макроэкономической деятельности.
      На  первый взгляд может показаться, что  экономика, в которой каждый преследует свои собственные интересы, должна быть хаотичной и неэффективной. Эти взгляды были опровергнуты великим шотландским ученым, одним из основателей школы классической политэкономии Адамом Смитом в его труде "Богатство народов". У Смита мы можем встретить в этой связи термин "невидимая рука". Что он означает? Смит говорит от том, что в экономике свободного рынка отдельные индивиды, руководствуясь собственными интересами, направляются невидимой рукой, действующей в целях реализации интересов общества в целом.
      Уже один тот факт, что конкурентная система рынков и цен существует до сих пор, пусть и с "примешиванием" государственного регулирования, является, на наш взгляд главным достоинством любой рыночной системы. Такую свободную систему никто не изобрел, и тем не менее она функционирует, решая самую сложную из проблем человечества, которая охватывает тысячи переменных и отношений, и модели которой дают лишь самое отдаленное представление о всеобщем ее характере. Как же рыночная экономика отвечает на классическую триаду вопросов? Что? решается платежеспособным спросом, голосованием деньгами; покупатель сам решает, что ему стоит покупать, производитель же должен ориентироваться на спрос. Как? решается производителем, который, действуя в своих локальных интересах, стремится к получению максимального дохода; в условиях конкурентной борьбы это ведет к появлению определенных выгод для покупателя. Для кого? решается в пользу потребителей с наибольшими покупательскими возможностями.
      Приведем  пример, иллюстрирующий действие "невидимой  руки" Смита. Возьмем тривиальную  забегаловку, владельца которой  интересуют, естественно, собственные прибыли, нежели решение тройки классических вопросов. Владелец стремится к снижению своих издержек, и корректирует процесс своего производства. Для того, чтобы максимизировать прибыль, меню забегаловки должно состоять из тех блюд, которые будут покупаться. Предположим, владельцу удалось изобрести новый рецепт или вообще новое блюдо, которое имеет большую популярность. Доходы забегаловки растут, но при этом выигрывает и покупатель, и общество в целом, так как поле приемлемого выбора для него расширяется. В этом процессе ведущую роль играют цены, отражающие ценность производимого продукта.
      Цены  в экономике свободной конкуренции  опосредуют решение главных вопросов любой системы: что? как? для кого? Главным процессом здесь является соотношение спроса и предложения  и установление равновесной цены товара.
      Основные  отличия рыночной экономики свободной  конкуренции от современного капитализма: 
 
 
 
 
 

Основные  черты Капитализм  XVIII-XIX вв. Капитализм  XX в.
Масштабы  обобществления производства
Обобществление  производства в рамках предприятия Обобществление  и огосударствление части производства в национальном и интернациональном масштабах
Преобладающая форма собственности Экономическая деятельность единоличных предпринимателей-капиталистов Экономическая деятельность на базе коллективной частной и государственной собственности
Регулирование экономики Саморегулирование индивидуальных капиталов на основе свободного рынка при слабом вмешательстве государства Активное государственное регулирование национальной экономики для стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов и безработицы и т.п.
Социальные  гарантии Социальная  незащищенность граждан в случаях  безработицы, болезни и старости Создание государственных и частных фондов социального страхования и обеспечения
 
      Самая важная функция рынка - регулирующая. Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики и прежде всего на производство. Конкуренция, без которой рынок немыслим, стимулирует производителя, поощряет рост производительности труда, повышение качества. На макроуровне конкуренция обеспечивает приток капиталов в наиболее перспективные для получения прибыли отрасли. Одной из главных задач государства является поддержание работы этого механизма. Также важную роль в рыночном регулировании играет баланс спроса и предложения. Вкупе это и дает эффект "невидимой руки" Адама Смита.
      Рынок выполняет информационную функцию. Через данные о меняющихся ценах, процентных ставках, курсах валют и  т.д. рынок поставляет участникам товарооборота информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг.
      Посредническая  функция рынка дает возможность  оптимального выбора конкретным покупателем  конкретного продавца и наоборот.  Эта функция может быть реализована лишь на рынке с достаточно развитой конкуренцией.
      Ценообразующая  функция рынка формирует отражение  общественной стоимости того или  иного товара или услуги - меновое  соотношение, устанавливает связь  между стоимостью и ценой, которая  чутко реагирует на изменения условий.
      Рынок также выполняет санирующую функцию. Она позволяет жестко отбрасывать  в сторону неэффективно работающие субъекты экономических отношений. В этом плане рынок является достаточно жестокой и даже беспощадной системой, но это приносит в конечном счете повышение общей устойчивости национальной экономики в целом.
      Современная рыночная экономика проявляется  через разные модели развития. Наиболее известными из них являются:
      - американская.  Основана на всемерном поощрении предпринимательской инициативы, обогащения наиболее активной части населения, высоком уровне производительности труда. Задача социального равенства не ставится, однако малообеспеченные группы пользуются социальной защитой (льготы, пособия и т.д.);
      - японская. Характеризуется отставанием уровня жизни от роста производительности труда, за счет чего достигается резкое снижение себестоимости продукции и повышение спроса на нее на мировом рынке. Такая модель основана также на высоком самосознании народа, готовностью идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны, своеобразным патриотическим коллективизмом (который многие считают национальной японской чертой);
      - шведская. Отличается высоким уровнем  социальной политики, направленной на сокращение имущественной пропасти путем перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев. Доля государственных расходов составила в 1980-х гг. около 70% ВВП. Естественно, что это возможно только в условиях жесткой фискальной политики. Функция производства в такой модели ложится на предпринимателя, а функция обеспечения высокого уровня жизни - на государство.
      - немецкая. Государство в такой  модели активно влияет на цены, пошлины, технические нормы. Особой  поддержкой пользуется mittelschtand - мелкие и средние предприятия. Всем формам хозяйства предоставляются возможности для устойчивого развития.
      Рыночные  отношения не могут быть введены  указом. Окончательный же выбор конкретной модели будет определен соотношением политических сил, характером и качеством проводимых реформ, историческими традициями.
      Формирование  рынка в России осложняется несколькими  специфическими обстоятельствами:
      1) отсутствие единства по вопросам  формирования рыночного механизма, наличие мощного противодействия этому процессу;
      2) противоборство ветвей власти, слабость федеративной структуры, нарастание центробежных, а не интеграционных тенденций;
      3) долгое властвование нерыночной  системы, высокая степень милитаризации и монополизации экономики, изношенность капитала действующих предприятий, отсутствие современной производственной инфраструктуры;
      4) социальная напряженность в российском  обществе, апатия и безразличие людей к происходящему; 
 
 

      Роль  государства в функционировании рыночной экономики. 

      В экономике России большой упор делается на централизованное планирование. Наша экономика представляет собой преимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функции государства играют в ней очень существенную роль.
      Экономическая роль государства, несомненно, велика и всеобъемлюща. В отличие от модели чистого капитализма нашу экономику лучше характеризовать как смешанный капитализм. Функционирование частного сектора на основе рыночной системы модифицируется самыми разными способами государственным сектором.
      Невидимая рука может успешно действовать только в условиях достаточно острой конкуренции. Она смиряет эгоизм и способствует снижению цен. Одновременно конкуренция регулирует количество производимых товаров и перелив капиталов и труда из одной отрасли в другую. Механизм конкуренции заставляет предпринимателя постоянно искать пути понижения издержек производства, иначе нельзя снизить цену и увеличить прибыль за счёт роста объёма продаж.
      Однако  не стоит превозносить до небес рыночную экономику свободной конкуренции  хотя бы потому, что она фактически никогда не функционировала в чистом виде. Несмотря на всю привлекательность аргументов Адама Смита, чисто рыночных экономик не существует. Государство вмешивается в деятельность рынков многими средствами и по многим причинам. Почти все государства играют важную роль в решении вопроса для кого? обеспечивая жизнь тех, кто рискует просто умереть с голоду, а также в решении проблем экономических кризисов, таких, как безработица и инфляция. Объектом приложения государственного регулирования экономики является так называемый "магический четырехугольник": инфляция - безработица - темпы роста - уравновешенность платежного баланса. Меры принимаемые государством для регулирования, чрезвычайно разнообразны: налоговая политика, антимонопольная политика, антициклическая политики, прямое регулирование цен, создание правовой базы экономики, дотирование нерентабельных отраслей, науки, обороны, протекционистская политика (создание условий для конкурентоспособности национального капитала), социальное обеспечение низших слоев общественной пирамиды, экологическая политика.
      a.Суть государственной антициклической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессии стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъёма в экономике страны могут возникнуть опасные явления: рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платёжного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача ГРЭ притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и пере накопление капитала и, таким образом, уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем.
      b.Регулирование занятости это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Это соотношение должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, которая может негативно отразится на национальной конкурентоспособности. Нежелательно и резкое снижение занятости, т. к. оно ведёт к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту расходов на пособия и самое главное опасным социальным последствиям.
      Надо  четко представлять, что по своей  сути экономика свободной конкуренции, как, впрочем, и командная экономика, представляет собой крайний, а следовательно, и неосуществимый вариант развития. Они существуют лишь в форме моделей, которые помогают понять закономерности развития систем, которые являются смешением и сплетением этих крайностей, в частности, современного капитализма.
      Распределение созданного ВНП также ведется  при помощи государственного вмешательства, которое направлено на развитие медицины, переподготовку кадров, социальную защиту. На социальное обеспечение, программы по борьбе с бедностью выделяется сейчас не менее 30-40% всех бюджетных ассигнований стран с развитой рыночной экономикой.
      Таким образом, государство в смешанной  экономике действует по многим направлениям, оказывая существенное влияние на экономику, которое резко возрастает в периоды кризисов (например, "новый курс" Кейнса при президенте Франклине Рузвельте). Однако главную роль в ответах на классическую тройку вопросов продолжает играть рыночный механизм.
      Формирование  рыночных отношений в России должно вестись по многим направлениям, но среди них можно выделить три основных: создание новых экономических субъектов, разумная государственная (прежде всего антимонопольная) политика, разработка правовых основ рынка. 

      16.03.2010, 15:06 Замглавы минэкономразвития Андрей Клепач не исключает, что рост ВВП России в этом году может составить даже 6 процентов. Но при условии, что экономика продолжит расти теми же темпами, которые она продемонстрировала в третьем и, особенно, в четвертом квартале 2009 года.
Об этом Клепач заявил, выступая на открывшемся сегодня в Москве Российском автомобильном форуме. Правда, он тут же оговорился, что столь высокие темпы могут сбить  серьезные риски, которые все еще существуют в экономике. По его мнению, наиболее реален рост ВВП в 2010 году на 4-4,5 процента. Это, надо сказать, выше официального прогноза минэкономразвития, который ранее дало ведомство. Но названную тогда цифру - 3-3,5 процента - Клепач назвал консервативной оценкой. По его мнению, она может быть выше, поскольку большой потенциал для роста дает увеличение инвестиционного и потребительского спроса. Клепач прогнозирует, что устойчивый подъем экономики ожидается во втором полугодии даже, если цена нефть, как и сейчас, останется на уровне 65-70 долларов за баррель(158.987л) .
Тормозится  создание малого и среднего бизнеса, приватизация нередко сводилась к передаче собственности бюрократическим структурам. Политика государства в отношении экономики сейчас проводится непостоянно. Главным направлением государственного регулирования должна стать антимонопольная политика, государство должно способствовать демонополизации, развитию конкуренции, проводить антимонопольные экспертизы и осуществлять контроль за состоянием рынков. В то же время для некоторых отраслей (авиационная, космическая) единственным средством для выживание сейчас является создание финансово-промышленных групп и олигополистически конкурентного рынка.
      Разработка  правовой базы очень важна именно сейчас, когда резкая смена внешних  условий вкупе с традиционно  неуважительным отношением населения к нормам и правилам (правовым нигилизмом) создает серьезные препятствия для становления рынка.
      Шоковый вариант перехода к рынку в  России не осуществился из-за резкого  противодействия этому процессу и тяжелого советского наследия. Инфляция в России имеет не монетарный, а структурный характер, поэтому дальнейшее развитие рынка должно идти по эволюционному варианту.
      Можно выделить четыре основных направления  государственного регулирования рынка труда. Во-первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в госсекторе. Во-вторых, программы, направленные на переподготовку рабочей силы, в-третьих, программы содействия найму рабочей силы. Кроме того, правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т.е. выделяет средства на пособия безработным.
      Перечисленные направления не исчерпывают всех мер воздействия государства на рынок труда. Наряду с ними существует комплекс мер косвенного регулирования рынка рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда оказывает законодательство - о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах. Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования и воздействуют на динамику занятости и безработицы посредством воздействия на конъюнктуру в стране. Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер. Вторгаясь в сферу распределения доходов, государство ни в коем случае не должно добиваться уравнивания доходов. Неравенство доходов - обязательное условие эффективного функционирования рыночной системы, только оно способно создать действенные мотивы к труду и инвестированию.
      Активность  государства в перераспределении  доходов можно оценить объемом  и динамикой его социальных расходов, осуществляемых главным образом через центральный и местные бюджеты. Если исходить из этого критерия, то в развитых странах она весьма высока.
      Вмешательство государства в перераспределение  доходов достигло ныне значительных масштабов. Поскольку социальный критерий - наделение каждого доходом, обеспечивающим достойную жизнь независимо от результатов хозяйственной деятельности, - допускает различные толкования, то правомерен вопрос о пределах государственного регулирования. С использованием количественных показателей невозможно четко очертить минимальные и максимальные границы участия государства в перераспределении доходов. Возможны лишь качественные ориентиры.
      Так, минимальная граница является подвижной, на нее влияют определяющие потребительские стереотипы, модель регулирования экономики.
      Обозначая максимально допустимую границу  перераспределения доходов, через которую государству не следует переступать при любой модели рыночной экономики, необходимо помнить, что размеры социальных выплат должны быть согласованы с финансовыми возможностями государства, с его бюджетом.
      Во-вторых, размеры налогов не должны подрывать  экономические стимулы владельцев факторов производства. Более того, когда непомерные социальные расходы влекут за собой повышение уровня налогообложения, то возникает макроэкономический эффект, связанный с дефицитом сбережений.
      В-третьих, при определении объемов и  сроков выплат социальных пособий необходимо учитывать негативные эффекты, которые могут деформировать рынок рабочей силы и рыночный механизм в целом.
      При социальной помощи безработным важно установить такой объем пособий и сроки их выплаты, чтобы не ослабить у них стремление к поиску рабочих мест. Негативные последствия подобных явлений должны учитываться и найти отражение в законодательстве.
      Перераспределение доходов осуществляется прямыми и косвенными методами. Прямые каналы перераспределения идут от бюджета. Государство, взимая налоги, аккумулирует средства в бюджете, чтобы затем использовать их на социальные программы, пособия, выплаты и т.п.
      Система подоходного налогообложения строится на основе прогрессивной шкалы. Ставки налога на прибыль устанавливаются такими, чтобы в максимальной степени содействовать инвестициям. В рыночной экономике основную долю в доходах бюджета составляют подоходные налоги, а доля налогов на прибыль невелика.
      Как уже говорилось, демонополизация  относится к постоянным функциям государства в рыночной экономике, является одним из основных направлений его деятельности. Приступая к демонополизации российской экономики, полезно иметь в виду некоторые принципы антимонопольной политики. Необходимо осуществить:
      1. Изучение рынков и выявление  среди них конкурентных и монопольных.
      2. Дифференцированный подход к  монополистическим рынкам. Конечная  цель антимонопольной политики  состоит в том, чтобы в экономике осталась только зона естественной монополии.
      3. Выделение зоны естественной  монополии, не подлежащей демонополизации. В зависимости от ситуации необходимо применять либо административные методы, либо ограничиваться введением правовых норм, либо устанавливать административный контроль над ценами и ставками налогообложения.
      4. Выявление монополий, в отношении  которых государство проводит  жесткую антимонопольную политику.
      5. Сочетание антимонопольной политики, правовых норм и организационного механизма.
      6. Синхронное проведение демонополизации  и либерализации цен (так как  одна либерализация приводит  к укреплению позиций монополиста).
      7. Развитие и укрепление рыночных  структур, противостоящих монополиям.
      Человечество  пришло очень не лёгким путём к пониманию того, что людям любой страны для проявления стремления к активной хозяйственной деятельности и её осуществления необходимы:
      1). свобода в распоряжении результатом  своего труда;
      2). свобода предпринимательства (право  самостоятельно выбирать, что и как делать);
      3). свобода заключения сделок (что  требует чётко определённых правил  владения собственностью).
      В чём реально состоят эти свободы  и каково их значение для хозяйственной  жизни общества?
      Свобода в распоряжении результатом своего труда означает, что человек имеет права на владение, пользование и распоряжение теми благами, которые он создал своим трудом или приобрёл на заработанные деньги.
      Иными словами, это та основа, на которой  формируется личная и частная  собственность. Страна, где такой  экономической основы нет, это страна, где человек человеку враг. Ведь если право распоряжения результатом  своего труда человеку не гарантированно обществом, то этот результат у него может отобрать любой.
      Свобода предпринимательства это право  самостоятельно выбирать, что и как  делать в сфере экономики. Такая  свобода означает, что предпринимателю  никто не вправе диктовать, какие  блага и каким способом производить решить это вправе лишь он сам. Только при этом условии человек может принимать на себя ответственность за результаты своей деятельности.
      Свобода заключения сделок это право человека самостоятельно выбирать, кому и на каких условиях продавать созданные им блага. Именно это право является главным условием развития торговли, поскольку только при его наличии человек действительно полностью волен в своей хозяйственной деятельности и может принять на себя весь риск её осуществления.
      Любая свобода требует защиты, а иначе её отбирают силой. Такая защита свобод, в том числе и экономических, т. е. их гарантирование главная и постоянная задача любого государства. Решения одной только этой задачи было бы достаточно, чтобы отнести государство к числу важнейших участников экономической жизни страны.
      Но  реально круг задач, которыми занимается государство, значительно шире. Это  связанно с тем, что рыночные механизмы  обладают определёнными несовершенствами (слабостями). Эти несовершенства рынка  порождают последствия, устранять которые приходится государству.
      Среди экономистов нет единого мнения относительно роли государства в  обеспечении экономического роста.
      В соответствии с одной из высказываемых  точек зрения роль государства, по крайней  мере, на начальной стадии роста, должна быть значительной. Это требование во многом вытекает из характера трудностей экономического развития, с которыми сталкиваются экономически отсталые страны.
      1. Законность и порядок. Подлинным бичом некоторых беднейших стран являются преступность и межличностные столкновения, отвлекающие внимание и ресурсы общества от хозяйственных задач. Сильная и устойчивая государственная власть необходима для установления законности и порядка в стране, для достижения мира и единства.
      2. Слабость частного предпринимательства. Во многих странах отсутствует достаточно многочисленных и энергичный класс предпринимателей, имеющих возможность и желание накопить капитал и развивать производство. Таким образом, частное предпринимательство не в состоянии стать ведущей силой в процессе экономического роста.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.