На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Понятие и виды исполнения наказаний пенитенциарной педагогики, связанных с изоляцией осужденного от общества

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 10.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
     Контрольная работа 

     по  предмету: «Пенитенциарная педагогика»
     тема: «Понятие и виды исполнения наказаний пенитенциарной педагогики, связанных с изоляцией осужденного от общества» 
 
 
 
 
 
 
 
 

2010г. 
 

Содержание:
1. Понятие пенитенциарной педагогики…..……………………………………....3
2. Основные принципы и методы перевоспитания осужденных…………………5
3. Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях разных видов……..……………………………………………….....11
4. Список использованных источников…………………………………..…...….26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Понятие пенитенциарной педагогики 

     Пенитенциарная  педагогика — отрасль педагогической науки, изучающая деятельность по исправлению  лиц, совершивших преступление и  осужденных к различным видам  наказаний.
     Термин  «пенитенциарная педагогика» был введен в научный оборот в 90-е годы XX века — ранее употреблялось понятие «исправительно-трудовая педагогика». Самостоятельная пенитенциарная педагогика для несовершеннолетних не разрабатывается. Все вопросы исправления и перевоспитания несовершеннолетних осужденных рассматриваются в русле общей пенитенциарной педагогики.
     Одна  из важнейших категорий пенитенциарной педагогики — исправление осужденных. Исправление — противоречивый процесс  изменения сложившихся стереотипов  сознания и поведения осужденных, представляющий собой целенаправленное, а иногда и жесткое управление их жизнедеятельностью. Исправление выступает как цель и результат перевоспитания и как процесс самовоспитания, саморазвития личности. Степени изменения личности вполне сопоставимы с общечеловеческими нормами, поскольку не существует отдельно взятой морали для правонарушителей и для законопослушных граждан. Но в процессе перевоспитания такие нравственные нормы, как добросовестное отношение к своим обязанностям, труду, уважение к правилам общежития, бережное отношение к общественной и личной собственности приобретают статус правовых.
     Специфика процесса исправления состоит в  том, что он происходит в рамках исполнения уголовного наказания. Степень правовой регламентации процесса перевоспитания зависит от вида наказания и органа, его исполняющего. Правовой характер требований способствует выработке привычки исполнять законы дисциплинированно и ответственно. Юридические нормы определяют и права осужденных. Тем не менее, в процессе исправления возникают противоречия между педагогической целесообразностью и жесткими правовыми предписаниями, так как правовые нормы носят обобщающий характер, а педагогические нормы всегда конкретны и персонифицированы. Отрицательное отношение осужденных к уголовному наказанию, как правило, переносится на воспитательные воздействия, на самих воспитателей, усиливая тем самым скрытое, а подчас и активное сопротивление воспитанию. Разрешение этого противоречия — в поиске оптимальных педагогических мер и совершенствовании уголовно-исполнительного законодательства.
     Особенностью  процесса исправления является и  его продолжительность, определяемая сроками уголовного наказания, назначаемого судом. Длительная изоляция несовершеннолетнего  человека от общества приводит к нарушению  социально полезных связей и отношений, препятствующих адекватному восприятию действительности. Концентрация криминогенной части населения в одном месте также создает основу для формирования специфической системы межличностных отношений, основанных на традициях и субкультуре уголовного мира, растлевающего личность. Все эти особенности обусловливают повышенные требования к профессиональному и нравственному уровню воспитателей, их педагогическому мастерству.
     Пенитенциарная  педагогика рассматривает исправление  как подсистему всей системы воспитания, сложившейся в обществе, и как специфический процесс в исправительных учреждениях. К специфическим принципам воспитания в пенитенциарной педагогике относятся: гуманное отношение к осужденным в сочетании с высоким уровнем требовательности, исправление личности в общественно полезной деятельности, в системе коллективистских отношений; участие в перевоспитании общественности.
     Пенитенциарная  педагогика изучает взаимосвязи  элементов системы исправления  и влияние среды мест лишения свободы на изменение и исправление личности; особенности этапов исправления (первоначального, адаптационного, основного, заключительного, подготавливающего к освобождению); деятельность неформальных групп и коллективов осужденных, органов их самоуправления; методы борьбы с преступными группировками осужденных и прочее.
     Современные тенденции пенитенциарной педагогики связаны с разработкой системы  социально-педагогических воздействий  на осужденных с целью гуманизации  этого процесса; с подготовкой  педагогических кадров для исправительных учреждений, привлечением общественных организаций, в том числе благотворительных и религиозных. 

     2. Основные принципы и методы перевоспитания осужденных 

     Реализация  исправительно-воспитательного процесса требует от администрации и воспитателей пенитенциарного учреждения учета специфических принципов.
     Выделяются  следующие принципы перевоспитания осужденных:
     1. Принцип целенаправленности в  воспитательной деятельности.
     Цель  определяется как начальная перспектива  с тем, чтобы в зависимости от достигаемых результатов перевоспитания можно было бы определить ее более точно, скорректировав на большую перспективу. Она выступает как ориентир, позволяющей воспитателю выстроить перед осужденным целую систему «перспективных линий» - от ближней к дальней. В качестве дальней цели может быть определена перспектива окончательного перевоспитания и возвращения бывшего преступника в жизнь общества сознательным, законопослушным членом.
     2. Принцип соответствия цели средствам,  формам и методам перевоспитательной деятельности по отношению к конкретному осужденному. Достижение определенной цели всегда предусматривает определение наиболее оптимального педагогического инструментария, который бы позволил в соответствующих условиях конкретными воспитателями добиться перевоспитания каждого осужденного.
     3. Принцип связи процесса перевоспитания  осужденного с жизнью. Сущность  принципа заключается в том,  что процесс перевоспитания направлен  на подготовку осужденного к  жизнедеятельности в той социальной  среде, в которую он попадает после его выхода на свободу. В этом одна из наиболее сложных социальных проблем, стоящих перед воспитателями, так как абстрактная цель перевоспитания может оторвать человека от реальной жизни. Так как человек может не найти своего места в обществе, после освобождения из заключения. Последствиями такого рецидива могут стать действия освобожденного, предусматривающие вновь применение мер осуждения.
     Воспитателям  рекомендуется помочь человеку восстановить и наладить социально полезные связи сообществом, знакомя их с общественной жизнью вне мест заключения путем прессы, а также формировать у них положительные социальные установки. Этому способствует так же вовлечение осужденных в трудовую и общественную деятельность колонии.
     4. Принцип активности осужденного в общественно-полезной деятельности. Данный принцип непосредственно связан с предыдущим. Сущность его заключается в том, что важнейшим источником развития человека является его собственная активность.
     Общественно-полезная деятельность осужденных – это прежде всего производительный труд. Воспитательная функция труда в процессе формирования личности общеизвестна. К общественно-полезной деятельности в условиях заключения относятся учебная, культурно-досуговая и физкультурно - спортивная деятельность.
     5. Принцип воспитания в коллективе. Данный принцип вытекает из  социальной обусловленности развития (исправления) личности осужденного.
     Здесь играет роль ближайшее окружение  осужденного и особое педагогическое мастерство воспитателей.
     6. Принцип сочетания требовательности к осужденному с гуманным и справедливым отношением к ним. В основе принципа лежит гуманное отношение к человеку.А.С. Макаренко утверждал: « Нужно всегда помнить правило: как можно больше требований к воспитаннику, как можно больше уважения к нему.»
     7. Принцип опоры на положительное  в личности, предусматривает усмотрение  положительных качеств осужденного.
     8. Принцип дефференцированного подхода  в процессе перевоспитания. Принцип  дефференцированного подхода требует  строить перевоспитание осужденного с учетом своеобразия группы, к которой он относится. Это позволяет наиболее полно учесть особенности каждого. Группы могут быть сформированы:
     1) по характеру совершения преступления;
     2) по количеству судимостей;
     3) по степени криминальной зараженности;
     4) по степени общественной опасности;
     5) по возрасту;
     6) по образованию; 
     7)по  полу;
     8) по степени исправления и т.д.
     9. Принцип индивидуального подхода.  Именно через индивидуальный  подход можно реально рассчитывать  на действенность перевоспитания конкретного человека.
     10. Принцип комплексного подхода.  Речь идет об использовании  комплекса мер воспитательного  воздействия, способного обеспечить  разносторонность развития.
     Комплексный подход является одним из важных принципов  организации и практической деятельности по перевоспитанию субъекта.
     Определенная  роль в выполнении задач воспитательной работы принадлежит самостоятельным  организациям осужденных к лишению  свободы, которые создаются в  исправительных учреждениях. Работают они под контролем администрации учреждений. Несмотря на обширный круг вопросов, которые компетентны решать самодеятельные организации, полномочия их разумно ограничены законом с тем, чтобы не допустить неконтролируемого развития ситуации в местах лишения свободы.
     Задачами самодеятельных организации осужденных являются:
     - оказание осужденным помощи в  духовном, профессиональном и физическом  развитии;
     - развитие полезной инициативы  осужденных;
     - оказание позитивного влияния  на исправление лиц, лишенных  свободы; 
     - участие в решении вопросов организации труда, быта и досуга осужденных;
     - оказание содействия администрации  исправительных учреждении в  поддержании дисциплины и порядка,  формировании здоровых отношений  между осужденными; 
     - социальная помощь осужденным  и их семьям.
     Участие в работе самодеятельных организаций  не влечет за собой предоставления осужденным дополнительных льгот. Вместе с тем оно поощряется и учитывается  при определении степени их исправления.
     Видами  самодеятельных организации осужденных являются:
     - советы коллектива отрядов осужденных;
     - советы коллективов исправительных  учреждений;
     - совет бригадиров.
     Они оказывают администрации помощь в исправлении осужденных, решении  вопросов производственно-хозяйственной  и иной деятельности мест лишения  свободы, организуют работу в соответствии с планами, одобренными на заседании совета и утвержденными начальниками учреждений.
     Совет коллектива колонии состоит из семи-двадцати пяти человек. Они выбираются на общем  собрании осужденных колонии или  на собрании их представителей открытым голосованием сроком на один год. Состав избранного совета утверждается начальником колонии.
     При советах коллективов учреждений, как правило, создаются секции по основным направлениям их деятельности:
     1) профилактики правонарушений;
     2) производственная;
     3) общеобразовательного обучения;
     4) профессионального обучения;
     5) физкультурно-спортивной работы;
     6) культурно-массовой работы;
     7) санитарно-бытовая и др.
     Совет коллектива отряда состоит из пяти – одиннадцати человек, которые  выбираются на общем собрании осужденных отряда или собрании их представителей открытым голосованием сроком на один год. При совете отряда имеются секции аналогичные секциям совета коллектива колонии. Работу советов коллективов отряда координируют советы коллективов колоний.
     Советы  коллективов периодически отчитываются о своей работе перед осужденными  на собраниях осужденных. Решения, которые  принимают советы коллективов колоний  и отряд утверждаются собственно начальником колоний и отрядов.
     Советы  бригадиров, создаваемые среди осужденных, назначаются начальником колонии.
     В состав самодеятельных организаций  должны входить осужденные, зарекомендовавшие  себя с положительной стороны  путем примерного поведения и  добросовестного отношения к  труду и обучению. Это важное требование закона, диктуемое задачами исправления осужденных.
     В тюрьмах и среди осужденных, содержащихся в помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа самодеятельные организации не создаются. Среди  осужденных там ведется индивидуальная воспитательная работа.
     В настоящее время, как в общей, так и в пенитенциарной педагогике начали разрабатываться вопросы  дополнительного образования, которое  рассматривается как составляющая общего образования. Федеральный Закон  «Об образовании» предусматривает  возможность получения гражданами Российской Федерации дополнительного образования, основным содержанием которого является реализация дополнительных образовательных программ. К этим программа можно отнести образовательные и реабилитационные программы для осужденных.
     Однако  это направление в образовании  осужденных находится на первоначальном этапе развития. С одной стороны, дополнительные образовательные программы  в настоящее время являются продолжением общеобразовательных программ, а  с другой стороны - носят узкопрагматический характер. Несмотря на то, что указанные программы эффективно восполняют пробелы общего образования осужденных, способствуют формированию их понятийного мышления и корректируют определенные аспекты личностного развития тем не менее, в них зачастую отсутствует целостный подход к формированию личности осужденного.
     Учитывая  вышесказанное, можно сделать вывод  о том, что в настоящее время  интеллектуально-этическое развитие личности осужденного необходимый  компонент его исправления, что  дополнительное образование в большей степени позволяет осуществлять интеллектуально-этическое развитие личности осужденного к лишению свободы. Однако данные проблемы (интеллектуально-этическое развитие личности осужденного и дополнительное образование в ИУ) в пенитенциарной педагогике практически не разработаны.  

     3. Исполнение наказания  в виде лишения  свободы в исправительных  учреждениях разных  видов. 

     Система исправительных учреждений включает исправительные колонии общего, строгого и особого режимов, лечебные исправительные учреждения, колонии-поселения, тюрьмы и воспитательные колонии (последний вид учреждений, предназначенный для отбывания лишения свободы осужденными несовершеннолетними, будет рассмотрен отдельно).
     В исправительных колониях общего режима в соответствии со ст. 58 УК РФ в ред. Закона от 21 февраля 2001 г. Отбывают наказание мужчины, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, ранее не отбывавшие лишение свободы, а также все осужденные женщины. В этих колониях содержатся также и женщины, судимые к лишению свободы неоднократно, хотя размещаются они в колонии раздельно от впервые судимых осужденных.
     В колонии устанавливаются три вида условий отбывания наказания: обычные, облегченные и строгие, соответственно и жилая зона тоже разделяется на три самостоятельных локальных участка. В обычных условиях отбывания наказания находятся осужденные, поступившие в данную колонию, а также осужденные, переведенные из облегченных и строгих условий отбывания наказания. В этих условиях отбывания наказания осужденный обязан пробыть не менее шести месяцев. В случае отсутствия взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания и добросовестного отношения к труду его по решению специально созданной в колонии комиссии могут перевести на облегченные условия отбывания наказания.
     Изменение условий отбывания наказания  связывается не с простыми нарушениями порядка отбывания наказания, а лишь с фактом признания осужденного злостным нарушителем. В этом случае он может быть переведен с обычных условий отбывания наказания в строгие либо с облегченных условий — в обычные или строгие условия отбывания наказания.
     В строгих условиях осужденный обязан находиться не менее шести месяцев, по истечении которых при отсутствии взысканий за нарушения порядка отбывания наказания он может быть переведен в обычные условия отбывания наказания.
     В зависимости от поведения осужденного возможны и повторные переводы из одних условий отбывания наказания в другие на указанных выше условиях: из строгих — в обычные, из обычных — в облегченные, из облегченных — в обычные или строгие (ст. 120 УИК РФ).
     Условия отбывания наказания осужденными в исправительных колониях общего режима определяются ст. 121 Кодекса. Они устанавливаются в зависимости от того, в какие условия отбывания наказания определен осужденный. В обычных условиях отбывания наказания осужденные проживают в общежитиях, им разрешается: ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере трех минимальных размеров оплаты труда; иметь шесть краткосрочных и четыре длительных свидания в течение года; получать шесть посылок или передач и шесть бандеролей в течение года.
     Осужденные, отбывающие наказания в облегченных условиях, также проживают в общежитиях, однако им уже условия отбывания наказания значительно улучшены. Им разрешается: ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, без ограничения; иметь шесть краткосрочных и шесть длительных свиданий в течение года; получать двенадцать посылок или передач и двенадцать бандеролей в течение года. Совершенно новой льготой для данной категории лиц является возможность по постановлению начальника исправительного учреждения за шесть месяцев до окончания срока наказания освобождения их из-под стражи в целях успешной социальной адаптации.
     Эта мера является исключительно гуманной, способствующей для многих категорий осужденных (особенно для лиц, которые провели в местах лишения свободы длительное время) успешной социальной адаптации в условиях свободы, их трудовому и бытовому устройству, налаживанию семейных и установлению родственных связей. В случае освобождения из-под стражи осужденные проживают и работают за территорией исправительного учреждения, но под надзором администрации. Они могут проживать совместно с другими осужденными, которым предоставлено право передвижения без конвоя или сопровождения. Осужденным женщинам может быть разрешено проживание за пределами колонии совместно с семьей или детьми на арендованной или собственной жилой площади.
     Совершенно  иные условия отбывания наказания  в колониях общего режима установлены для осужденных, помещенных в строгие условия. Главное отличие состоит в том, что они проживают не в общежитиях, а в запираемых помещениях. Кроме того, у них существенно урезаны многие права. Так, им разрешается: ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости только средства, заработанные в период отбывания лишения свободы (а не присланные извне); иметь всего два краткосрочных и два длительных свидания в течение года; получать три посылки или передачи и три бандероли в течение года; пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью полтора часа.
     Для перемещения осужденных из одних условий отбывания в другие закон устанавливает определенные сроки пребывания в данных условиях (не менее шести месяцев в обычных условиях для перевода в облегченные условия и столько же — для перевода со строгих условий в обычные). По прибытии в колонию осужденные помещаются сразу в обычные условия. Если осужденный в период пребывания в следственном изоляторе не признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, то срок его нахождения в обычных условиях исчисляется со дня заключения под стражу.
     В исправительных колониях строгого режима отбывают наказание мужчины, осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, ранее не отбывавшие лишение свободы, а также при рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы, и женщины при особо опасном рецидиве преступлений.
     Здесь также устанавливаются три вида условий отбывания наказания. В обычных условиях отбывают наказание осужденные, поступившие в колонию строгого режима (кроме осужденных за умышленные преступления в период отбывания наказания, которые сразу определяются в строгие условия), а также осужденные, переведенные со строгих и облегченных условий. Если в период пребывания в следственном изоляторе к осужденному не применялась мера взыскания в виде водворения в карцер, срок его нахождения в обычных условиях отбывания наказания исчисляется со дня заключения под стражу. Отбыв девять месяцев в обычных условиях, эти осужденные могут быть переведены в облегченные условия в случае отсутствия взысканий за нарушение установленного порядка и добросовестного отношения к труду.
     При признании осужденного злостным нарушителем он переводится с обычных условий в строгие, а с облегченных условий — в обычные или строгие. Перевод осужденных из строгих условий в обычные возможен лишь при условии нахождения в них не менее девяти месяцев и при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания.
     Повторные переводы осужденных из одних условий отбывания наказания в другие возможны при указанных выше условиях: пребывание в одних условиях не менее девяти месяцев, отсутствие взысканий за нарушения установленного порядка и добросовестное отношение к труду (при переводе с обычных в облегченные условия) либо признание осужденного злостным нарушителем режима.
     Осужденные, переведенные из другой исправительной колонии строгого режима, отбывают наказание в тех же условиях, которые были определены до перевода.
     От  того, в каких условиях осужденный отбывает наказание, зависит и его правовое положение, и прежде всего предоставляемые ему права. В обычных условиях отбывания наказания в колониях строгого режима осужденные проживают в общежитиях, им разрешается: ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере двух минимальных размеров оплаты труда; иметь три краткосрочных и три длительных свидания в течение года; получать четыре посылки или передачи и четыре бандероли в течение года.
     На  облегченных условиях осужденные также проживают в общежитиях, им разрешается: ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере трех минимальных размеров оплаты труда; иметь четыре краткосрочных и четыре длительных свидания в течение года; получать шесть посылок или передач и шесть бандеролей в течение года.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.