На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Сравните партийно-политическую систему советского государства в годы застоя (1964-1985 гг.). и в период перестройки (1985-1991 гг.)

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 10.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
План
1.  Введение.
2. Нарастание застойных явлений в экономике, общественно-политической и духовной жизни страны в 70-е годы.
3. Попытки обновления общества во второй половине 80-х – начале 90-х годов
4. Заключение.
5. Список литературы.
6. Практическое  задание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     В жизни СССР период 1965–1980 гг. называют эпохой Брежнева, а на  языке перестройки  – периодом застоя. В 1990–1991 гг. опросы граждан разных национальностей  СССР обнаружили замечательное явление. Из всех исторических эпох, как их представляли себе жители страны, больше всего положительных  оценок получила эпоха Брежнева, а  наихудшее время – перестройка.
     Замечательно  это тем, что именно после завершения эпохи Брежнева массы с жадностью, даже со страстью приветствовали Горбачёва  с его «общечеловеческими ценностями». Сейчас обе эти эпохи стали историей, страсти слегка утихли, можно спокойно разобраться.
     Массовое  сознание, при его кажущейся шизофреничности, верно ухватило главное. Брежнев  с его мудростью, интуицией и  обтекаемостью создал идеальные  условия для вызревания того нарыва, который прорвался катастрофой  перестройки. Когда этот нарыв созрел, люди буквально жаждали прихода  Горбачёва, чтобы вскрыть его.
     Цель  данной работы рассмотреть и сравнить общественно-политическую жизнь страны в период так называемого «застоя» и в период эпохи «перестройки».
     Достижение  цели ставит необходимость решения  следующих задач:
    .  проанализировать нарастающие кризисные явления во всех сферах жизни общества;
·        осветить замысел перестройки;
·        проанализировать результаты перестройки;
·        обобщить результаты.
     Работа  состоит из введения, глав, заключения и списка литературы 
 
 
 
 
 

Нарастание  застойных явлений в экономике, общественно-политической и духовной жизни страны в 70-е годы. 

     Как считают многие современные ученые, нарастание кризисных явлений в  экономике в данный период было связано  с тем, что преобразования в социально-экономической  сфере не были поддержаны реформированием  политической и социальной сфер. Что  представляло собой советское общество в период брежневского правления?
     Политическое  развитие общества характеризовалось  всевластием партийно-государственного аппарата. Его роль в координации  производства, распределении благ неимоверно выросла, о чем свидетельствует  и резкий рост численности аппаратчиков (до 18 млн. человек). Быстрый рост бюрократии обеспечивался многочисленными  льготами и привилегиями. Вследствие отсутствия механизма обжалования  действий чиновников, растет их безнаказанность, аппарат часто даже не считал нужным руководствоваться Конституцией. Более  того, руководители центральных и  региональных комитетов партии издавали указы, инструкции, прямо противоречащие конституции. Такое положение вещей  благоприятствовало быстрому развитию теневой экономики, расхищению государственной  собственности, сращиванию преступных, уголовных элементов с органами государственной власти.
     Основным  противоречием в политической системе  являлось расхождение между демократической  формой и бюрократической сущностью  советского строя. В Конституции 1977 года подчеркивался общенародный характер советского государства, равноправие  всех граждан. Нормы, прописанные в  Конституции, расходились с реальной ситуацией. Формально, при выборах  в Советы избиралось много депутатов, были народные контролеры, дружинники, профсоюзы. Однако фактически вся власть концентрировалась в верхних  эшелонах: партия осуществляла контроль за деятельностью администрации, на руководящие должности назначались исключительно партийные работники.
     Верховный совет не контролировал правительство, был по существу декоративным органом, призванным лишь одобрять подготовленные аппаратом решения. В местных  советах все решал исполнительный комитет, над которым, в свою очередь, стоял секретарь райкома КПСС. Таким образом, реальная власть в  стране полностью находилась в руках  партийного аппарата.
     В условиях коррупции власти, многочисленных фактов попирания закона со стороны  аппарата, расхищение государственной  собственности меняется весь жизненный  уклад советского общества. Нарастают  кризисные явления, выразившиеся в  падении трудовой дисциплины, идейной  мотивации труда, росте апатии, безразличия, воровства. В духовном развитии общества усиливается критический настрой, появляется диссидентское движение, представители которого выступили  с резкой критикой командно-административной системы.
     В короткий период с осени 1964 по осень 1968 г. СССР столкнулся с рядом альтернатив, главной являлась попытка проведения экономической реформы. Но в условиях директивной экономики она оказалась  неуспешной.
     К концу 70- гг. многочисленные проблемы в  экономике становились очевидными. Громадные инвестиции в строительство  промышленных предприятий, в амбициозные  проекты вроде поворота стока  северных рек на юг, в Среднюю  Азии, не давали отдачи, нарастал «долгострой», в промышленности широко использовался  ручной и неквалифицированный труд, что приводило к нехватке трудовых ресурсов, особенно в строительстве  и ряде отраслей промышленности. Со второй половины 70-х гг. заметно ухудшилось продовольственное снабжение населения. Росло недовольство промышленных рабочих  размерами оплаты труда. Следствием этого недовольства стали поистине чрезвычайные  для тогдашнего СССР события – забастовки.
     Время, привычно называемое «периодом застоя» (конец 60-х – начало 80-х гг.), стало  и высшей точкой развития социализма в СССР. Огромное государство постепенно и непрерывно увеличивало объем  промышленного производства. Природные ресурсы – нефть, золото – шли на оплату закупок сельскохозяйственной продукции. Создавалась иллюзия способности преодоления уже намечавшегося экономического кризиса за счет экстенсивных факторов развития. Лидеры государства сознательно отказывались от проведения реформ, усмотрев в событиях в Чехословакии опасность для «реального социализма».
     В политической жизни страны утвердился «неосталинизм», то есть строжайший идеологический контроль и диктат, преследование  любого инакомыслия, радикальное повышение  роли Комитета государственной безопасности в обществе. Это сочеталось с так  называемой «заботой о кадрах» –  устойчивостью господствующего  партийно-государственного номенклатурного  слоя.
     Таким образом, невозможность сохранения без изменений существовавших в  стране порядков стала очевидной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Попытки обновления общества во второй половине 80-х - начале
90-х годов
     С середины 80-х годов произошел  переход истории советского общества в принципиально новое качество. Новая эпоха, начало которой было положено в марте-апреле 1985 года, получила наименование «перестройки». Научных  оценок этих событий пока еще достаточно немного. Сторонники перемен обуславливают  события объективными причинами, противники считают, что эти меры были искусственными, проведенными посредством иностранного влияния или даже при участии  потусторонних сил. В этой связи  необходимо отметить, что экономика  советского общества к середине 80-х  годов действительно вступила в  предкризисное состояние: абсолютное господство плановой системы тормозило  перевод народного хозяйства  на рельсы научно-технической революции, производство развивалось в условиях преобладания в ряде отраслей ручного  труда, низкой производительности. Эти  проблемы были осознаны руководством страны задолго до 1985 года (в частности, руководством Ю.В. Андропова).
     Первые  два года перестройки были периодом возврата к прежним андроповским планам экономических реформ, с определенными  коррективами, внесенными новым главой государства - М.С. Горбачевым. Преобразования в экономике были затем дополнены  реформированием политической сферы.
     Ученые  в настоящее время сходятся во мнении, что у руководства страной  отсутствовала четкая концепция  преобразований, стратегия реформ. Первоначально Горбачев заявил, что  все делается для укрепления социализма, не собираясь менять основу советского государства, однако фактически политика демократизации не только привела к  крушению советского режима, но и обернулась развалом самого государства - Советского Союза.
     В истории перестройки можно условно  выделить три этапа:
1) март 1985 - январь 1987 - период экономических  реформ, разрабатывающихся в рамках  традиционных механизмов хозяйствования. Главным принципом было объявлено «ускорение социально-экономического развития», разрабатываются планы по схеме директивного планирования;
2) 1987 - 1988 гг. -лейтмотивом периода стали решения январского пленума ЦК КПСС, на котором заявляется о намерении партии радикально демократизировать общество и внутрипартийную жизнь. Данные решения были дополнены резолюциями XIX партконференции (июнь 1988 г.), направленными на создание гражданского общества;
3) 1989 - 1991 гг. - период размежеваний и расколов в лагере перестройки, ознаменовавшийся резким изменением соотношения сил в пользу радикальных реформаторских группировок. Кризис политики Горбачева приводит к неудавшейся попытке консерваторов предотвратить распад СССР.
     Официальной датой отсчета перестройки можно  считать апрельский пленум ЦК КПСС 1985 года. Согласно решениям пленума, предполагалось осуществить техническое перевооружение и модернизацию производства, ускоренное обновление, прежде всего, машиностроительной отрасли. В дополнении к этим мерам  руководство приняло несколько  скороспелых решений, в частности, усиление борьбы с пьянством. Несмотря на некоторые достижения, экономический  эффект от этих мер был отрицательным: снизились поступления в бюджет, теневая экономика быстро удовлетворяла  спрос на алкогольные напитки. В  целом, в 1985-1986 гг., реформирование осуществлялось с применением обычных схем государственного управления (пытались, к примеру, повысить ответственность предприятий за выполнение договоров, вводили госприемку продукции), однако ускорить социально-экономическое  развитие посредством этих мер не удалось. К середине 1987 года относится  новый этап экономических преобразований, - расширяются права предприятий: часть из них переводится на хозрасчет, самоуправление. Правительство намеревалось ввести договорные цены на некоторую  продукцию. В целом, руководство  стремилось сформировать экономическую  структуру, характеризующуюся функционированием  рыночных механизмов в рамках командно-административной системы. При этом роль министерств  и ведомств оставалась ведущей. Предприятию  навязывали потребителя. Свобода производственной деятельности рассматривалась по остаточному принципу (цены в основном устанавливались сверху). Все же частичная децентрализация производства дала некоторые положительные результаты: показатели советской экономики несколько возросли, в том числе на 5 % в сельском хозяйстве. Необходимо отметить, что данные результаты в значительной степени определялись ростом инвестиций и одновременно сопровождались увеличением бюджетного дефицита (в 1986 году он вырос почти втрое). Отсутствие реальных сдвигов в экономическом развитии и уже проявляющийся финансовый кризис привели руководство Горбачева к мысли о необходимости более радикальных экономических реформ. Выход из тупика виделся политической элитой в легализации частной собственности. Еще в конце 1986 года выходит закон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД), в мае 1988 г. - закон о кооперации (здесь разрешалось использовать наемный труд). Колхозники получили возможность создавать арендные и подрядные коллективы. В 1990 году правительство издает закон о малых предприятиях: данные предприятия имели определенный юридический статус, получали в рамках большого предприятия определенную самостоятельность. В том же году выходит закон об аренде, согласно которому трудовой коллектив мог брать в аренду свое предприятие.
     Законодательные основы перестройки экономических  отношений были в основном заложены к концу периода (в 1989 - 1990 гг.). Начался  процесс отделения хозяйственной  деятельности от законодательной, исполнительной власти государства. Образовалась двойственная структура условий хозяйствования: только часть предприятий приобрела  свободу предпринимательской деятельности, другая продолжала функционировать  в рамках командно-административной системы. Государственная исполнительная власть не сумела перестроить свою деятельность в соответствии с требованиями рыночной экономики. Рыночные механизмы  были вынуждены действовать в  условиях прежней системы: сохранялся госзаказ, лимитирование продукции. Те же кооперативы лишались возможности  свободно закупать средства производства. В итоге деятельность большинства из них сводилась к спекуляции. Что же касается государственных предприятий, то они были поставлены в крайне тяжелое положение: труд на них становился все менее престижным, прокатилась волна забастовок. Экономика страны вступила в глубокий кризис. В 1991 году спад производства составил 11 %, дефицит бюджета - 20 - 30%, а внешний долг достиг 103,9 млрд. долларов. Кризисный процесс грозил стать нерегулируемым. Провал политики перестройки экономики в СССР, распад страны ставил на повестку дня проведение реформ уже в российском масштабе.
     Практически одновременно, параллельно с процессами реформирования экономики руководство  предприняло попытку преобразовать  политическую систему общества. Теоретической  платформой идеологов перестройки  являлась концепция общечеловеческих ценностей (сюда включались как экономические, так и политические принципы). Товарно-рыночные отношения, индивидуально-трудовая собственность  должны были быть дополнены демократизацией  общества, борьбой с бюрократией, гласностью, правовой реформой. Советы предполагалось преобразовать в  соответствии с законами парламентаризма. Было решено созвать съезд народных депутатов, который должен был сформировать Верховным совет, являющийся постоянным органом. Данные решения фактически перевернули весь ход советской  истории.
     В марте 1989 года состоялись первые в истории  СССР альтернативные выборы, которые  вызвали небывалую активность избирателей. Первый съезд стал действительно  историческим событием, здесь впервые  прозвучала критика в адрес руководства  страны, что уже само по себе было беспрецедентным явлением. Постепенно идеи XIX партийной конференции начинали работать против самого аппарата, так  как ему все больше угрожала оппозиция. Радикальное крыло Верховного совета образовало Межрегиональную депутатскую  группу (Афанасьев, Попов, Ельцин), которая  стала вносить свои идеи в сознание десятков миллионов людей. Радикалы делали упор на необходимости демонтажа  командно-административной системы, предложив  реформу по передаче всей власти Советам, лишением ее КПСС. В 1989 году руководство  Горбачева впервые столкнулось с кризисом доверия. Непосредственной причиной падения авторитета власти стал резко растущий дефицит товаров народного потребления, политическая нестабильность, рост преступности. Большинство населения, по данным социологических опросов, поддерживало требования радикалов. Демократическое движение в этот период разрабатывает новую стратегию, согласно которой сначала необходимо было завоевать власть в стране, а потом проводить в ней реформы. Радикально настроенные депутаты создали блок «Демократическая Россия», в программу которого входило сочетание рынка и системы государственных рычагов экономического стимулирования. В самой КПСС образуется демократическая платформа (Ельцин, Травкин, Гдлян), ставящая задачей завоевание центральных позиций в партии.
     С другой стороны в рядах партии формируется и консервативно  настроенная часть, состоящая из лидеров партийной номенклатуры, не желавших никаких перемен в  обществе.
     В условиях фактического раскола Верховного Совета, КПСС и общества в целом  на сторонников и противников  преобразований советского строя формальный глава государства М.С. Горбачев занимает центристскую позицию. В 1990 - 1991 Горбачев пытается найти компромисс с радикалами: в этот период он признает ошибки К. Маркса, заявляет о необходимости  использования опыта западной социал-демократии. Далее Горбачев соглашается с  требованием радикалов об отмене шестой статьи Конституции СССР («главенствующая  роль КПСС»), предлагает избрать президента - главу советского государства. На третьем съезде народных депутатов  Горбачева избирают президентом  СССР. Однако принятие президентства  не усилило, а напротив, ослабило его  позиции. Горбачев не был избран всенародно, не получив, тем самым, необходимую  легитимность избрания. Новый президент  не смог создать крепкую вертикаль  президентской власти взамен прежней  дискредитировавшей себя партийно-государственной  системы. Заняв президентскую должность, Горбачев не выдвинул ни одной позитивной идеи. Политическое влияние президента неуклонно падало. Верховный совет  РСФСР возглавляет ярый противник  Горбачева, один из лидеров радикальных реформаторов, Б.Н. Ельцин. Радикалы получили власть в Московском (Попов) и Ленинградском Советах (Собчак). Победа 12 июня 1991 года в первом же туре президентских выборов в РСФСР Ельцина также свидетельствовала о расшатывании старого номенклатурного строя. В этой ситуации Горбачев был поставлен перед выбором: или поддержать силы, ориентирующиеся на силовые методы сохранение старых структур власти, или окончательно встать на сторону демократов. Президент выбрал путь политического наблюдателя и тем самым предрешил свою судьбу. Своим бесконечным лавированием, тактикой уступок Горбачев подтолкнул часть высшего руководства к принятию чрезвычайных мер (августовский путч 1991 г.). События августа 1991 года и последовавший за ним распад СССР фактически завершил эпоху перестройки, как курса на обновление социализма. Некоторые исследователи, правда, считают, что перестройка окончательно завершилась в 1993 году, выделяя события октября 1993 года в качестве конечной стадии четвертого этапа перестройки, прошедшей уже без активного участия ее главного архитектора - М. Горбачева и многих ее сторонников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение
     В чем заключаются причины провала  политики перестройки? Во-первых, необходимо отметить, что горбачевское руководство  не смогло выработать четкой стратегии, концепции реформирования. Сами реформы  проводились крайне непоследовательно: не завершив преобразований в экономической  сферы, Горбачев и его сторонники сразу перешли к реформе политической системы. Государственный аппарат  оказался не в состоянии регулировать рыночные отношения, ввести четкие правила  их функционирования.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.