На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Конфликты подросткового возраста

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 10.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Введение
    Понятие конфликта имеет много  определений, но все они объединены  наличием противоречия, принимающего  форму разногласий. Речь идет  о взаимодействии людей.
    Конфликт (от лат. Conflictus – столкновение) – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Причем каждая из сторон делает все возможное. Чтобы была принята ее точка зрения и цель, и мешает другой стороне делать тоже самое.
   Такое отсутствие согласия объясняется  наличием разнообразных мнений, интересов, идей, взглядов и т.д.  Но несогласие не всегда перерастает  в конфликт. Это происходит в  случае. Если существующие противоречия  нарушают нормальное взаимодействие  людей, препятствуют достижению  поставленных целей.
   Конфликт – это открытое противостояние  как следствие взаимоисключающих  интересов и позиций. Конфликтная  ситуация – это накопившиеся  противоречия, содержащие истинную  причину конфликта.
   Главная роль в возникновении  конфликтов принадлежит конфликтогенам  – словам, действиям или бездействиям, могущим привести к конфликту.  Выделяется некая закономерность, помогающая конфликту «разгораться»  - эскалация конфликтогенов, т.е.  на проявление агрессии мы отвечаем еще большей агрессией.
   Разрешение конфликта – это  устранение конфликтной ситуации, умение исчерпать инцидента. 
    Конфликты занимают большое место  в нашей повседневной жизни.  Это не всегда плохо. Иногда  говорят, что конфликт – это  двигатель развития. Важно, чтобы  через его разрешение происходило  снятие противоречия. Традиционные стратегии поведения в конфликте: конфронтация, переговоры, компромисс, избежание, приспособление (К.Томас). Лучший выход. Когда находится такое решение, при котором выполняются желания всех конфликтующих сторон.
    В настоящее время наиболее  остро встает проблема конфликта  в подростковой среде. Уже много  лет ученые изучают проблемы  подросткового возраста, но до  сих пор существует множество  неразрешенных вопросов. Меняется  время, меняются люди, меняется  отношение к жизни. Подростковый возраст – это самый конфликтный, особочувствующий возраст.
   Многие ученые изучали конфликты,  подростковый возраст, реакцию  подростков на конфликты и  т.д. (Е.В Александрова, Г.И.Козырев,  И.Ю Кулагина, В.Н. Колюцкий, Е.Шир и другие).
 В  своей работе я поставила цель  выявление особенностей протекания  конфликтов у подростков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие конфликта. Зарождение конфликта
  Воспоминания  о конфликтах обычно вызывают  в нас крайне негативную ассоциацию: угрозы, враждебность, агрессия, безнадежные  попытки доказать свою правоту,  обида. В обществе утвердилось  понимание конфликта, как явления  негативного, нежелательного. Существует  множество определений конфликта.  Но все они сводятся к мысли,  что конфликт – это всегда  противодействие, противоречие, разногласие.  Поэтому определим конфликт, как  отсутствие согласия между двумя или несколькими сторонами – лицами или группами.
   В словаре практикующего психолога  конфликт трактуется так: конфликт  – это столкновение противоположно  направленных целей, интересов,  позиций, мнений или взглядов  оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта  лежит ситуация.
   В последние годы интерес к  проблеме конфликта возрос. Это  объясняется повышением общего  уровня конфликтности современного  общества.
   Характерные для каждого человека  способы поведения в различных  конфликтных ситуациях начинают  складываться на ранних этапах  становления личности. Ребенок появился на свет, а значит, он уже вступил во взаимодействие с окружающим его миром, с окружающими его людьми. Пожалуй, даже это не совсем верно. Ребенок начинает «общаться» еще до своего рождения. Уже во внутриутробном периоде ребенок может быть «втянутым» в конфликт. Именно тогда родителям самое время задуматься.
   Итак… ребенок появился на свет. Каким он будет этот мир? Дружелюбным или враждебным? И на этом этапе ребенка поджидают свои «маленькие» конфликты: хочу пустышку, не дают игрушку, не хочу лежать… Ребенок начинает активно осваивать окружающий мир, включается в систему социальных отношений, осознания себя и своего места.
   Особенно важно родителям вовремя  осознать, что ребенок – это  уже личность. Еще совсем недавно  их малыш был милым и очаровательным, а теперь уже чадо топает  ножкой и заявляет о своем  «я». В этот момент особенно  важными становятся отношения  в семье. Не в детском саде, не на улице, а именно в  семье. 
   В литературе принято выделять  два основных стиля отношений  в семье, два стиля воспитания  и социализации: «авторитарный» (традиционный) и «свободный» (современный). Авторитарный  стиль отношения к детям опирается  на жесткое соблюдение интересов  родителей, подчинение их воле. Игнорируются права и свободы  личности, индивидуальные особенности  ребенка, подавляется самостоятельность.  Такой способ воспитания вызывает  детский страх и подавляет  собственное «Я», порождает протест и конфронтацию в семье, приучает к показному поведению, приводит к падению авторитета родителей. Еще А.С.Макаренко характеризовал такой «авторитет подавления» как «самый страшный сорт авторитета».
    Свободный стиль, напротив, ориентирован  на потребности ребенка. Он  характеризуется вседозволенностью,  свободным выражением любви и  привязанности к детям со стороны  родителей, увеличением роли психологических  воздействий и уменьшением или  полным отсутствием физических  наказаний, угроз. Такой стиль  воспитания приводит к появлению  «современных» детей. Семейные  связи и контроль за детьми частично замещаются активностью ребенка вне дома и большей ориентацией на группы сверстников.
   Итак, ребенок вступает в то  специфическое состояние, которое  называется «подростковым возрастом». Многие родители наслышаны о «кризисе подросткового возраста», но врядли кто-то из них применяет это понятие к своей семье: «Мой ребенок не такой! Мы всегда понимаем друг друга!» А дело совсем не в этом. Нужно просто вспомнить свой «отроческий» возраст. Кто- то вспоминает это время с легкостью и удовольствием, а у кого-то воспоминания вызывают неприятные чувства. Кризис подросткового возраста действительно самый острый и болезненный для всей семьи.
     Именно поэтому необходимо понять и поддержать в этот нелегкий для всех период именно подростка, с его неокрепшим еще организмом, с его психологическими метаниями и неустойчивыми желаниями. Понять…и принять.
    Взаимодействие детей со своими родителями на сегодняшний день устроено таким образом, что они остаются в очень тесных отношениях в течение множества лет. Этот факт требует от членов семьи постоянного приспособления к изменениям, происходящим с людьми, тесно связанными родственными отношениями. Подростковый период — один из ярких примеров таких изменений, которые требуют реакции всей семьи на внезапно возникшие новые требования ребенка. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    

    2.Кризис подросткового возраста.
  Подростковый  возраст – трудное время и для детей и для родителей. Родители не знают как вести себя с повзрослевшими детьми, а вчерашние дети любыми способами стремятся к самоутверждению. Этот период издавна считается самым конфликтоопасным.
   Подростковым принято считать  период развития детей от 11-12 до 15-16 лет.
Именно  в этом возрасте происходит бурное психофизическое развитие и перестройка  социальной активности ребенка.  
    В первую очередь начало подросткового периода связано с физиологическими изменениями. Вступают в дело гормональные процессы, связанные с интенсивным созреванием организма. И это непременно сказывается на поведении подростка, на его взаимодействии с окружающим миром.
    В течение сравнительно короткого периода тело ребенка претерпевает глубокие изменения. Это постепенный переход от тела ребенка к телу взрослого человека. Этот переход связано с двумя основными задачами развития — необходимость реконструкции телесного образа, построение новой идентичности и переход к взрослой сексуальности. В этот период часто можно сталкиваться с раздражительностью, быстрой утомляемостью и частыми сменами настроения подростка.
    Все это с одной стороны связано с физиологическими процессами в организме, а с другой стороны, на психологическом уровне отражает тот период неустойчивости, который сопровождает процесс построения новой картины тела. В результате непонимания происходящих в теле физиологических процессов резко снижается самопринятие, растет недовольство собой. Здесь же возникает большая озабоченность собственной внешностью, часто это выражается в повышенном внимании к внешнему виду, стремлению к украшению себя, но можно видеть и другие варианты: подросток перестает ухаживать за собой, носит мешковатую одежду, скрывающую очертания тела. Напряжение, вызванное изменениями, происходящими в теле, усугубляется в подростковом возрасте тем, что мнение сверстников представляется сверхважным.
   Отношения с родителями – еще  один конфликт. Находясь на ранней  стадии развития, ребенок переживает  первый свой конфликт. Именно  тогда закладывается его отношение  к миру: доверие или недоверие.  Привыкший доверять ребенок (родителям,  отношениям) дружелюбен и общителен.  С ним всегда можно договориться. Если родители не будут оказывать  на него лишнего давления, сохранят  доверительные отношения, конфликт  будет, но он будет сглаженным  и не принесет подростку серьезных  переживаний. И наоборот: если  ребенок в детстве испытал  боль и отчуждение, то со временем  обида, недоверие и конфликт лишь будут возрастать. Такой подросток замкнут, недоверчив, неуверен в себе. Как итог – частые конфликты, агрессия. Мало кто из взрослых имеет доступ к «душе» такого подростка. 

    Перед подростком стоит задача  самоопределения в трех ипостасях:
1.Половой.  Должна пройти половая идентификация.  Здесь наблюдается большое количество  конфликтов, связанных со способами  представленности подростка того  или иного пола.
2. Возрастной. У подростка нет четкого ощущения  «кто я?». Он уже не ребенок,  но и не взрослый.
3. Социальный. Подросток пытается занять определенное  место в обществе, в своей референтной  группе.
    И здесь снова на первое  место должны встать родители. Даже путем конфликтов. Конфликты тоже бывают разные.
    Психологи выделяют следующие  типы конфликтов подростков с  родителями:
    Конфликт неустойчивости родительского отношения, т.е. постоянная смена критериев оценки ребенка.
    Конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания).
    Конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля).
    Конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой).
    Проблемы физиологии обостряются  кризисами из предшествующих  стадий развития ребенка. У  многих детей появляется потребность  обрести собственную власть на своею жизнью: отделение себя от родителей и их опеки, резко проявляемая инициатива и т.п.
    Родители в этот период зачастую «не узнают» своего ребенка. Вдруг начинают меняться поведение, привычки, мимика, жесты, речь – меняется все. Подросток то рассуждает и ведет себя, как взрослый, то превращается в упрямого эгоистичного ребенка. Такое поведение не может не отразиться на обстановке в семье. И не только в семье.
    Подростка начинают волновать  проблемы нравственных норм, ценностей,  смысла жизни. Чаще всего эти  переживания глубоко спрятаны  и непонятны взрослым. Подросток  становиться одиноким в своем  мире. Как показывают данные опросов,  подростки намного чаще взрослых  чувствуют себя одинокими и  непонятыми.
    Характерные в этом возрасте  жалобы подростков на непонимание  со стороны родителей часто  обоснованы. Родители, особенно в  последнее время, озабочены своими «взрослыми» проблемами: чем накормить, во что одеть, на что учить….Духовная связь с детьми уходит на второй план.
    Между тем, именно сейчас растущий, осваивающий социальный мир подросток,  нуждается в поддержке, понимании,  мудром совете своих родителей.  Выявлено, что в трудной ситуации  морального, материального и эмоционального  характера подростки предпочитают  обращаться за помощью к родителям  и только в эмоциональном плане  – к друзьям.
    Ведущей деятельностью подросткового  периода (то есть деятельностью, необходимой для образования главных психических качеств) является общение со сверстниками. Это общение необходимо подростку в большом количестве, оно критически важно для формирования его личности. Компания сверстников становится той группой, мнение которой особенно важно, в отношениях с которой формируется система ценностей, группа становится своеобразной системой отсчета для оценки поступков себя и других.
    Мнение группы сверстников становится принципиально важным для формирования самооценки подростка. Подростку важно получать одобрение этой группы, иметь в ней определенный статус, отвечать тем нормам, которые приняты в подростковой среде. Здесь, в зависимости от своего положения среди ровесников, он получает опыт принятия или отвержения, который, скорее всего, значительно скажется на его дальнейших отношениях с людьми, в семье, на работе, в других группах. Часто позиция родителей осложняет прохождение подросткового периода, тем самым, удлиняя этот период.
    Например, ведущая деятельность подростка – интенсивное общение в своей среде. Родители хотят уберечь подростка от дурных влияний, «неправильных» друзей, волнуются, что общение отнимает время от учебы, их раздражает бесцельность пустой болтовни с друзьями. Высокая ценность образования и достижений, свойственная нашему обществу, оказывает дополнительное давление, т.к. в подростковый период, который часто является очень важным для дальнейшего поступления в учебные заведения, дети не проявляют никакого учебного рвения, а проявляют противоположные наклонности, которые кажутся родителям чрезмерно легкомысленными.
     Осуждая нормы, которыми живут подростки, резко критикуя внешний вид или образ их жизни, взрослые осложняют ситуацию, внося еще больше напряжения. Подросток, таким образом, попадает в ситуацию двойного давления: с одной стороны стремление получить одобрение и высокий статус среди ровесников толкают его к попыткам соответствовать нормам, принятым среди сверстников. С другой стороны родители своим давлением противостоят этим попыткам и подросток оказывается в очень непростом положении, где, подчинившись требованиям одной стороны он неизменно попадет под осуждение другой.
   В результате конфликтов растет  непонимание между родителями  и подростками. Родителям, которые имеют проблемы в отношениях с подростком важно помнить, что подобные трудности встречаются в жизни почти всех родителей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Способы разрешения конфликтов подросткового возраста
    Необходимо всегда помнить, что основой такого поведения подростка является потребность обрести власть над своей жизнью, стать независимым, обрести свое «Я». Часто его уверенность – иллюзия того, что подросток способен стать хозяином собственной жизни.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.