На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Сущность идеи технологизации образования

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 10.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
ФГАОУ ВПО  «Российский государственный профессионально  – педагогический университет»
Машиностроительный  институт
Кафедра машиностроения и методики профессионального  обучения 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕНОЛОГИИ» 

Тема  «Сущность идеи технологизации образования»
 
 
 
 
Выполнил       
 студент   гр. ЗТО-309C                               Е.В.Бугаева
                                                                                    ( подпись, дата) 

Руководитель                                                              Н.В.Бородина
                                                                                                  (подпись, дата) 
 
 
 

Екатеринбург 2011
     Содержание.
Введение………………………………………………………………………………3
1.Дидактические основы технологизации обучения……………………………….4
2.Истоки технологического подхода к обучению………………………………….6
3.Эволюция дидактических систем………………………………………………..10
Заключение………………………………………………………………………….14
Литература…………………………………………………………………………..16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
     В настоящее время практически  все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих  систем образования для того, чтобы  ученик, студент действительно стали центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащегося находилась в центре внимания педагогов исследователей, разработчиков программ образования, средств обучения, административных работников.
     Тенденция технологизации образования имеет  глобальный характер. Сущность идеи технологизации образования состоит в том, чтобы  одновременно повысить эффективность  образовательных систем и уменьшить затраты на достижение желаемых результатов.  Однако многочисленные попытки повысить эффективность образовательных систем без адекватного инструментально-технологического обеспечения ведут в тупик, так как совершенствование человеческой деятельности в сферах материального и духовного производства всегда опирается на более совершенные орудия производства.
             Технологизация – важнейшая тенденция  развития образования, это подтверждает  и введение первых стандартов  образования, и дискуссии об  актуальности новой специальности  «технолог по проектированию  образовательных систем и процессов», и появление большого числа  «педагогических технологий» на  рынке образовательных услуг,  и создание компьютерных информационных  технологий.
             Потенциал технологизации накапливался  в многочисленных работах отечественных  ученых по теории учебной деятельности  и развивающего обучения, в исследованиях  мышления человека. Непосредственное  же формирование научных основ  технологизации образования приходится, что символично, на рубеж третьего  тысячелетия.  
 
 

1.ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
     В последние десятилетия в теории обучения возникли и получили развитие такие новые направления, как  диалоговое обучение (В.С. Библер, С.Ю. Курганов, И.П. Фадеева), теория учебных задач (Г.А. Балл, Г.И. Саранцев), контекстное  обучение (А.А. Вербицкий), инновационные  процессы в обучении (Л.С. Подымова, Н.Р. Юсуфбекова, М.С. Бургин, Е.П. Морозов) и другие. Среди этих направлений  зародилось и еще одно, пытающееся найти иные, нежели в традиционном обучении, подходы к центральному понятию дидактики – учебному процессу, - это технологический  подход.
      Идея  технологизации учебного процесса возникла на заре XX века, именно с технологиями обучения связывали ученые-авангардисты надежды на то, что только таким путем удастся сделать образование эффективным. Еще великий Ян Амос Коменский писал: (при едином совершенном методе обучения)… «все пойдет вперед не менее ясно, чем идут часы с правильно уравновешенными тяжестями, так же приятно и радостно, как  приятно и радостно смотреть на такого рода автомат, и с такой верностью, какую только можно достигнуть в подобном искусном инструменте» [4].
      Технологический подход к построению обучения генетически  связан с техническими средствами обучения (ТСО): технологии обучения появились  как реакция на все расширяющиеся  возможности ТСО. Позже эти два  процесса – технизации и технологизации – оформились как два достаточно автономных процесса исследований и  практических разработок. Сторонники технизации учебного процесса видят  пути повышения эффективности в  широком использовании радио, ТВ, ЭВМ, лазерных и микроэлектронных устройств  и т.п. В этом случае ТСО могут  использоваться:
    во-первых, как дополнительные средства в иллюстративных целях;
    во-вторых, как включенное в учебный процесс средство на каком-либо этапе: передача информации, репетитор для решения задач, проверка и оценка знаний и умений;
    в-третьих, как независимое средство на базе автоматизированных обучающих программ на персональных ЭВМ.
      Именно  этот режим обучения – программированное  независимое обучение – почему-то считается в литературе перспективой современного образования.
      Сторонники  технизации обучения рекомендуют максимально  использовать ТСО, относя к ним ЭВМ, лазерные каналы связи, ТВ, радио и  т.д. С этими средствами связываются  образовательные надежды на увеличение охвата аудитории обучаемых (например, в дистанционном образовании), а  также на индивидуализацию каналов  подачи учебного материала. Можно утверждать, что в педагогике оформилось целое  направление – технологии в обучении. Этот подход предусматривает тонкое инструментальное управление учебным процессом и гарантированное достижение поставленных учебных целей.
      Технологический подход оформился в российской педагогике не как противостояние традиционному, он развивался на его основе, став преемником всего лучшего, что наработала традиционная педагогическая теория и практика.
      Именно  взаимодействие различных идей и  теорий (“взаимный грабеж идей”, как  говорил академик Ландау) превратили набор педтехнических приемов, разработанных  прагматическими психологами Д. Дьюи, С. Холлом, Ф. Фейлором, Ф. Гильбертом, в педагогическую технологию. Само рождение педагогической технологии было осознано учеными и общественностью  как настолько выдающееся событие, что ЮНЕСКО сочла нужным дать ей определение: “это не просто использование  ТСО или компьютеров, это выявление  принципов и разработка приемов  оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем  конструирования и применения приемов  и материалов, а также посредством  оценки применяемых методов” [9].
      Сегодняшнее понимание педагогической технологии, следовательно, основывается на том, что  она представляет собой внедрение  в педагогику системного способа мышления и является разновидностью систематизации процесса обучения. Таким образом, технология, будучи учебной системой, охватывает полный цикл обучения – от постановки целей и конструирования учебного процесса до апробирования и внедрения этой учебной системы в учебных заведениях разного типа. Но к такому глубокому пониманию технологии в отечественной педагогике пришли не сразу и не просто. 

      2.ИСТОКИ  ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ
        По свидетельству М.В. Кларина, становление технологического подхода приурочено к 50-60 годам и связано с программированным обучением. Отличительными чертами программированного обучения явились уточнение учебных целей и последовательная (пошаговая) процедура их достижения [5]. Именно четкость и детальность постановки цели обучения становится технологической приметой или, как пишет М.В. Кларин, первым этажом педагогической технологии.
      Еще в начале 70-х годов об этом заявила  Т.А. Ильина: “Проблема целей обучения является одной из важнейших как  для определения содержания и  планирования учебного процесса, так  и для проверки овладения учебным  материалом” [2]. Первый вклад в разработку этой проблемы в теоретическом плане был внесен комиссией, возглавлявшейся профессором Чикагского университета Бенджамином Блумом, результатом работы которой явилась книга “Таксономия задач обучения”, имеющая подзаголовок “классификация целей обучения” [3]. Последовательная ориентация на четко определенные цели, таким образом, становится мотивом технологического построения учебного процесса. 
      Вторым  этажом педагогической технологии становится идея полной управляемости учебным процессом на основе обратной связи, также заимствованная и из программированного обучения, и из кибернетики. Яркими представителями кибернетического программированного обучения были Л.Н. Ланда, П.М. Эрдниев, Л.Б. Ительсон. Начиная с работы Т.А. Ильиной, интерес педагогов смещается с проблем управления на проблемы содержания и методики программированного обучения. Работы названных ученых послужили предпосылкой для разработки теоретических основ программированного обучения. Н.Ф. Талызина объединила два подхода – кибернетический и психолого-педагогический – и в целом ряде работ предложила психологическую теорию поэтапного формирования умственных действий [7]. Теоретическим основам программированного обучения посвящен ряд работ В.П. Беспалько, который соединил психологические концепции усвоения (ассоциативно-рефлекторную и поэтапного формирования умственных действий) с информационным подходом, с теорией управления и слагаемыми процесса обучения (целями, содержанием, методами) [1].
      Именно эта работа В.П. Беспалько и задала программированному обучению четкую дидактическую ориентацию. Также отметим работу Н.Д. Никандрова, в которой на основе анализа зарубежного опыта описаны все аспекты программированного обучения: исторический, теоретический, методический и практический [6]. Достоинством этой работы является и то, что в ней впервые был обобщен материал о спецификации целей обучения на материале работ Б. Блума, Р. Ганье, Р. Мейджера и др. По ряду идеологических причин разработка идеи спецификации целей обучения в 70-е годы была невозможна. А поскольку определение целей обучения является внутренней основой развития технологического обучения, ее конструктивным элементом, то без нее невозможна ни практическая, ни теоретическая разработка педагогической технологии.
      К целям обучения вновь обратился  М.В. Кларин в 1989 г. в своей книге  “Педагогическая технология в учебном  процессе: Анализ зарубежного опыта”. Он обобщил материал о постановке целей и выделил типичные способы, которые распространены в практике учителей.  Он назвал четыре способа:
    определение целей через изучаемое содержание, например, «Изучить теорему Виетта»;
    определение целей через деятельность учителя, например, «Ознакомить учащихся с принципом действия двигателя внутреннего сгорания»;
    постановка целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного и т.п. развития ученика, например, «Развить познавательную самостоятельность учащихся в процессе решения физических задач»;
    постановка целей через учебную деятельность учащихся, например, «Цель урока – решение задач на нахождение корней квадратного уравнения».
      В отечественной педагогике идеи Б. Блума  только начинают осваивать. В этом направлении  очень интересно работает А.И. Уман, в книгах которого способ формулирования целей связан с классификацией учебных  заданий [8]. Автор разработал четыре модели конструирования урочной темы: «целевая», «содержательная», «процессуальная» и «методическая модели», предварительно проанализировав связь содержания образования с целями обучения. Ценным для технологов в работах А.И. Умана является классификация-каталог из 230 учебных заданий, при помощи которых можно обслуживать различные цели обучения.
      В повседневной работе учителя по конструированию  А.И. Уман выделяет три вида целей: стратегические, тактические и оперативные. Стратегическая цель – изучить фрагмент материала, соотносимого с параграфом учебника. Тактическая цель – изучение блоков (частей) параграфа. Оперативная цель реализуется в двух аспектах: содержательном и процессуальном и воплощается  в учебном задании. В определенной степени эти цели могут быть соотнесены с целями модульного обучения: комплексной, интегрирующей и частной.
      В 1967 г. Н.В. Кузьминой был сделан значительный вклад в теорию обучения: она разложила  комплексную деятельность учителя  на виды (конструирующую, организаторскую, коммуникативную и гностическую). Идея Н.В. Кузьминой о том, что  ведущим видом работы учителя  является конструирование учебного процесса, сыграет свою ключевую роль в 80-е годы, годы технологического бума. Идея конструирования учебного процесса послужила четвертым этажом педагогической технологии.
      В 1986 году по инициативе «Учительской газеты»  состоялась первая встреча педагогов-новаторов  для обмена опытом и идеями своей  практической работы. В 1987 году – вторая встреча. Итогом этих встреч стал комплекс идей и принципов педагогики, ориентированной на совместный труд учителя и ученика: «учение без принуждения», «идея свободного выбора», «идея опоры», «идея опережения», «идея крупных блоков», «идея ответственности», «идея саморегуляции» и др. В педагогический обиход эти принципы вошли под названием «педагогика сотрудничества».
      На  последующих встречах были поставлены вопросы об обновлении системы образования  и о роли учителя в этом процессе, в частности, успех реформы образования  связывался с творческим ростом учителя. Итогом внедрения новаторских идей в педагогическую практику стал широкомасштабный творческий поиск, и в 80-е годы в  большинстве школ, вузов и ПТУ  появляются экспериментальные площадки и авторские школы.
      Таким образом, технологический подход к  обучению сформировался на базе теоретических  и практических исследований отечественных  дидактов и методистов, которые осознанно  или интуитивно занимались разработкой  способов конструирования учебного процесса во имя повышения эффективности  и качества обучения в учебных  заведениях разного типа. Технологии обучения – это закономерный результат  эволюции образовательных систем.
      Технологические характеристики имеют все дидактические  категории: от целей до принципов  обучения, то есть все эти категории  содержат в себе такие признаки, черты и свойства, на основании  которых их можно так или иначе  классифицировать, группировать, членить. Для «целей обучения» такой технологической  приметой будет таксономичность, для  «содержания образования» – это  будет делимость его на фрагменты  и учебные элементы, для «методов»  – их классифицируемость и оптимальная  сочетаемость для обслуживания соответствующего фрагмента учебного содержания.  
 
 

      3. ЭВОЛЮЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ СИСТЕМ 
      При всем разбросе существующих определений  технологии обучения и различиях  самих технологий пафос технологичности  сохраняется всегда: это ориентация на фиксированные цели и последующую  разработку упорядоченного множества  операций и действий, ведущих к  достижению этих целей (проектирование технологического процесса). Педагогические задачи любой технологии включают:
    постановку целей обучения и определение на их основе содержания учебного предмета;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.