На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Теневая экономика в Украине и методы борьбы с ней

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 10.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                                     

ВВЕДЕНИЕ

       Актуальность выбранной темы состоит в том, что ни одна страна в мире, как бы она не стремилась, не могла, не может и не сможет, судя по-всему, избавиться от теневой экономики. Реальность такова, что сегодня, по различным оценкам специалистов, от одной трети до большей половины BHП Украины создается в теневом секторе. Природа теневой экономики сложна и неоднородна. Теневая экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет, который в свою очередь можно относительно легко определить, но невозможно точно измерить, так как практически вся информация является конфиденциальной и разглашению не подлежит. Как общественное явление теневая экономика присуща всем странам независимо от моделей и уровня социально-экономического развития. Практика свидетельствует, пока будет существовать государственная форма организации общественной жизни, а государство будет влиять на экономическое развитие путем реализации бюджетной, налоговой, денежно-кредитной, валютной политики, до тех пор и будет сохраняться теневая экономика. Существенно может изменяться только ее удельный вес, роль, которую она играет в общественной жизни, а также механизм ее взаимодействия с легальной экономикой. Теневая экономика в Украине - это не отдельное явление, а результат системного кризиса экономики. При переходе от социалистических форм организаций экономики к рынковым произошла реструктуризация теневого сектора экономики, произошло его масштабное развитие и его приспособление к новым условием социального существования. Теневая экономика в Украине имеет влияние на все сферы экономической деятельности.
       Определением масштабов теневой экономики занимались такие западные ученые, как  П.Гутман, Е.Фейг, Л.Дрекслер, Д.Блейдс (США), Я.Арвай (Венгрия), Б.Даллаго (Италия). К российским ученым, которые исследовали данные вопросы, можно отнести Т.Корягину, С.Глинкину, В.Дадалко, Д.Пешко и др. 

         Целью курсовой работы является исследование проблемы теневой                                экономической деятельности в Украине и методов борьбы с ней.
        Задачами курсовой работы являются:
    дать определение понятию теневой экономики и обозначить ее формы;
    рассмотреть различные виды теневой экономики и их влияние на экономическую жизнь общества;
    произвести оценку масштабов теневой экономики и ее влияние на  развитие национальной экономики;
    сформировать представление об особенностях теневой экономики в Украине;
    определить наиболее продуктивные пути снижения масштабов теневой экономики.
     В работе применены следующие методы исследования: сбор и анализ эмпирических фактов, методы анализа и синтеза, методы индукции и дедукции, системный  подход к объекту исследования.
     Курсовая  работа  состоит из 34 страницы и включает  введение, заключение, перечень ссылок, приложение и основную часть, которая включает в себя три раздела:
     В первом разделе «Сущность и формы  теневой экономики» раскрыты такие  вопросы: понятие теневой  экономики  и ее формы, история теневой экономики  и механизм ее функционирования.
         Во втором разделе «Оценка масштабов теневой экономики и ее влияние на развитие национальной экономики» описаны масштабы теневой экономики, перераспределение собственности и легализации теневых капиталов и влияние теневой экономики на экономику Украины.
         В третьем разделе «Социальные и макроэкономические последствия развития теневой экономики в Украине» освещено состояние  теневой экономики Украины за последние годы, а также предложены пути снижения ее масштабов. 

               1 СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

 
 
1.1Понятие и структура теневой экономики 

             Теневая экономика в Украине – это результат системного кризиса экономики. При переходе от социалистических форм организации экономики к рыночным формам, произошла реструктуризация теневого сектора экономики, его масштабное развитие. Теневая экономика в Украине имеет существенное распространение во всех сферах экономической деятельности. Наиболее коррумпированными являются учреждения и организации Госавтоинспекции, таможни, милиции и налоговой инспекции. В отечественной и зарубежной литературе в данное время отсутствует чёткое общепринятое определение явления, которое получило название «теневая экономика». Приведем несколько определений «теневой экономики»:
    теневая экономика - экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учета;
    теневая экономика - все виды деятельности, направленные на формирование или удовлетворение потребностей, культивирующих в человеке различные пороки;
    теневая экономика - деятельность, которая не контролируется официальными государственными органами, а также деятельность, направленная на получение дохода путем нарушения законодательства. Теневая экономика должна охватывать ведь спектр доходов, полученных от нерегламентованой государственной экономической деятельности, начиная от доходов мелких ремесленников и заканчивая доходами организованных преступников;
    теневая экономика определяется как незаявленные и скрытые виды экономической деятельности (подпольные предприятия и зарегистрированные, но частично занятые скрытым производством);
    теневая экономика включает в себя всю экономическую деятельность, которая по каким-либо причинам не учитывается официальной статистикой
    теневая экономика – совокупность отношений между отдельными индидуумами, групами индивидуумов и институционными единицами, отдельными институционными единицами касаемо производства, распределения, перераспределения, обмена и употребления, материальных благ и услуг, результаты которых по этим или иным причинам не учитывает официальная статистика, и объем которой не включается к макроэкономическим показателям.
           Существует еще и философская точка зрения, которая гласит, что теневая экономика - это экономика в чистом виде не „искаженная” вторжением государства и  которая это вторжение возражает[1, с.4].
         В структуре теневой экономики с известной степенью условности могут быть выделены следующие основные сферы или блоки:
Производительный  сектор (нелегальная экономика), обеспечивающий реальный вклад в производство валового внутреннего продукта:
    а) легальные виды деятельности, осуществляемые нелегально, например, без лицензии или специального разрешения; скрытое производство в легальной экономике;
    б) нелегальная (неформальная) занятость, работа по найму;
    в) запрещенная законодательством экономическая деятельность.
Перераспределительный сектор теневой экономики включает различные преступления экономической  направленности. В литературе для  обозначения отдельных элементов  этого сектора теневой экономики используется различные понятия.
           Т.И.Корягина использовала термин "фиктивная экономика" – экономика приписок, спекулятивных сделок, взяточничества и всякого рода мошенничеств, связанных с получением и передачей денег. В.О.Исправников включает в этот сектор также деятельность, направленную на получение необоснованных выгод и льгот субъектами хозяйствования на основе организованных коррупционных связей.
           Существуют два особых сектора экономики, которые также являются неконтролируемыми и нерегламентированными, не отражаемыми, как правило, в статистическом учете. Это сектор домашней и сектор общинной экономики.
         Домашняя экономика представлена сферой общественно необходимого производительного домашнего труда, который не оплачивается и находится вне сферы товарного обмена. В домашнюю экономику включается трудовая деятельность по производству продуктов, которые заменяют товары, приобретаемые за деньги в сфере официальной экономики.
         Признаками домашней экономики являются: производительный характер, отсутствие учета, официальной регламентации, непротивоправный характер, отсутствие обмена в рыночной и нерыночной формах.
         Общинная экономика представлена системой производства и реализации благ и услуг, которая основана на обмене в неденежной форме. Она действует в рамках сообществ, складывающихся на базе различных форм социальных связей: родственных, соседских, дружественных отношений, близости культур, религиозных взглядов, профессии, идеологической ориентации и т.п. Общинная экономика – это форма развития домашней экономики при выходе последней за пределы семьи. Если обмен благами в рамках различного рода общин начинает осуществляться в денежной форме, общинная экономика переходит в нелегальную.
       Признаками общинной экономики являются: производительный, непротивоправный, характер, обмен в неденежной форме, несоблюдение принципа эквивалентности, нерегламентированность, неучитываетмый характер.
Данные  сектора, на мой взгляд, не следует относить к теневой экономике. Связано это с тем, что сокрытие от учета и налогообложения в этих сферах не происходит. Обязанности официальной регистрации и уплаты налогов законодательство не предусматривает. Данная деятельность не носит, как правило, противоправного характера. Такое понимание теневой экономики оправдано и с криминологических позиций при рассмотрении ее в качестве фактора экономической преступности. Сферы домашней и общинной экономики не связаны с выходом за рамки правового поля и не являются факторами криминализации экономических отношений. Некоторые авторы относят эти сферы экономической деятельности к легальной части неформальной экономики [1, с.4].
           При анализе причин развития любой теневой экономики можно выделить три группы факторов: 1) эффективность официальной экономики с точки зрения насыщения внутреннего рынка качественными товарами и услугами, покупательной способности населения и степени разрешенности социальных проблем;
2) степень  свободы в выборе рода занятий  и рабочего места;
3) авторитет  власти и господствующие социально-психологические  ориентиры. Знак минус во всех  номинациях собственно и предопределил  в Украине повышенный спрос на теневые товары и услуги[3,c.137].
          Основными составляющими теневой экономики являются:
         1. Подпольная экономика - экономическая деятельность различных субъектов хозяйствования, в том числе предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение индивидуальных, коллективных и общественных нужд, что осуществляется у не контролированных государством формах с целью присвоения  различных видов не контролированного дохода и уклонения от уплаты налогов и других обязательных платежей, нелегальное производство  товаров и услуг.
    2.Фиктивная экономика - это приписки, хищения, фальсификации, спекулятивные сделки, взяточничество и всякого рода мошенничество (изготовление и сбыт фальшивых денег, ценных бумаг, кредитных карточек и других платежных документов, обман кредиторов).
    3. Криминальная экономика – а) непродуктивный сектор экономической деятельности, связанный с незаконным перераспределением доходов и имущества граждан путем грабежа, разбоя, кражи, вымогательства;
б) специфический экономический уклад, способ хозяйствования, который призван обеспечивать определенную, относительно небольшую по численности группу лиц сверхдоходами, доходами от преступной деятельности, доходами от использования "прорех" в законодательстве";
в) экономические отношения, экономическую деятельность, главным отличительным признаком которой является общественная вредность (опасность);
г) система социально-экономических институтов, то есть формальных и неформальных правил экономического поведения, а также санкционных механизмов[5,c.67].
     Взаимосвязь этих элементов весьма упрощенно  можно представить в следующем виде рисунка 1.
     
Рис 1. Основные составляющие теневой экономики 
 

1.2 Генезис  развития теневой экономики 

           В период формирования европейских государств, в «тени» находилось все, к чему не могли дотянуться вассалы. „Тень” носила в основном географический характер. Одной из первых серьезных антитеневых акций властей на территории современной Украины был кровавый поход княгини Ольги на древлян, отказавшихся от уплаты дани. Со временем окрепла теневая экономика и обрела более утонченные формы. В результате вынужденной компактности „тень” облюбовала торговлю и некоторые виды высоко прибыльного производства. Морские страны (Англия, Франция, Голландия и др.) вводили жестокое законодательство против контрабандистов, но контрабанда процветала. Характерно, что уже тогда появились признаки срастания теневой экономики с властью: контрабандисты могли выжить только благодаря щедрым взяткам портовым чиновникам и охране. Во второй половине 19 столетия зарождаются железнодорожные и банковские «лихоманки». Особенно показательным состояние экономики было в первые годы после Октябрьской революции. Государство потеряло контроль над экономикой (существование одновременно нескольких видов денег, уклонение от уплаты налогов, спадом тяжелой промышленности). Взявши политическую ситуации в государстве под контроль, большивики не нашли ничего лучшего, как обявить новую экономическую политику (НЭП). Если тотальный контроль и жесткое регулирование вели в глухой угол, то дарование временной свободы частной инициативе сотворило чудо. Первыми вышли из «тени» харчпром, легпром, общепит – отрасли с быстрым оборотным капиталом[8,c.453].
          С начала распада СССР масштабы "теневой" экономики резко расширились. Если в начале 60-х годов объем теневых услуг составлял 5 млрд. рублей на год,
то в конце 80-х – 90 млрд. рублей: увеличение в 18 раз.
          После развала Союза масштабы теневой экономики напоминали постреволюционные времена. От самого начала переходного периода Украина в числе других стран мира столкнулась с проблемой теневой экономики - неконтролированного обществом производства, деления, обмена и потребления товарно-материальных ценностей и услуг, то есть скрываемых от органов государственного управления и общественности социально-экономических отношений между отдельными гражданами и социальными группами.          
         В 1992 – 1994 гг. сказочные клады осуществлялись на всем - на бензине, сахаре, металле. Со временем началась приватизация. Приватизация государственных предприятий, как таковая, фактически началась в Украине не в июне 1992 года, как указывают в официальных материалах, а с момента образования в 1987 году, так называемых малых кооперативов, большинство из которых организовывались при государственных промышленных предприятиях. Создание малых кооперативов оказалось очень удобной формой перекачивания государственных средств в частные руки. До начала июня 1994 года в Украине было приватизировано около 70% всех предприятий промышленности и сферы услуг. Многими реформаторами настолько высокие темпы расцениваются как колоссальный успех реформ. Однако вместе с количественными показателями необходимо указать и качественные изменения. С самого начала массовая приватизация в Украине представляла собой колоссальную спекулятивную операцию, приведшую к криминализации экономики, невиданному социальному расслоению и появлению враждующих социальных групп. Криминализация - с одной стороны, отображение социально-экономической и политической ситуации в стране, с другой стороны – тесно связана с моделью приватизации[2,c.332].
          Борьба с организованной преступностью и коррупцией, объявленная Л.Кучмой после его избрания Президентом Украины, имела объективные предпосылки, была своевременной и крайне необходимой. В 1994 году теневой сектор, по оценкам экспертов, составлял до 40% экономики Украины. Рэкетирские группировки взяли под контроль большинство новых субъектов хозяйствования, значительную часть государственных предприятий. Транснациональные кланы существенно влияли на раздел ликвидной продукции украинского рынка. Ежегодно из Украины нелегально вывозилось до 3 млрд. долларов США, что составило в 1993 году почти 50% легального экспорта. Государственный аппарат, в том числе и его «силовые институты», все больше сращивался с полукриминальными кланами, утрачивал иммунитет защиты против криминальной коррозии. Коррупция и злоупотребления властью поразили и высшие государственные эшелоны. Фактически, в Украине сформировался не только «теневой сектор» в экономике, но и параллельная нелегальная власть, которая возрастала и начинала дублировать наиважнейшие функции государства. В период с июля 1994 по январь 1995 года ни одной из проблем не уделялось столько внимания Президентом, как противодействию мафионизации общества[10,c.86]. 

1.3. Механизм  функционирования теневой экономики 

     Существует  два класса функционирования теневой  экономики: основной и вспомогательный механизмы. При основном присутствует «объект эксплуатации», в роле которого выступает крупное предприятие или государство.
     Этапы функционирования теневой экономики:
     Первая: когда на предприятиях создаются товарищества с ограниченной ответственностью (или акционерные общества закрытого типа и т.п.), в число учредителей которых входят руководящие работники базового предприятия. В связи с закупкой ресурсов оборудования по завышенным ценам, чем при прямых поставках, члены товарищества в результате увеличивают свой доход. Эта схема действует в обе стороны - продажа излишков сырья и материалов на сторону тоже осуществляется при посредничестве этих организаций, имеющих и здесь свой процент дохода.
     Вторая: на базе предприятия создается коммерческая структура, которая арендует у базового предприятия производственные мощности, при этом выпускает продукцию, аналогичную продукцию завода. В сбыте этой продукции задействованы сотрудники отделов сбыта завода, поэтому осуществляются наиболее выгодные заказы «параллельному предприятию».
     Третья: Базовое предприятие представляет собой НИИ (научно-исследовательские институт), получающие средства на проведение научно-исследовательских работ из государственного бюджета. Указанные средства переводятся с бюджетного счета предприятия на депозитный счет коммерческого банка. По истечении, обусловленного депозитным договором и временем выполнения плана научно-исследовательских работ, срока деньги выплачиваются реальным исполнителям, бюджетный и депозитный счета “расчищаются”, а депозитный процент перечисляется в соответствующую коммерческую структуру, где были задействованы так называемые “научные работники”[11,c.265].
          В настоящее время  регистрируемый уровень деловой активности не позволяет большинству предприятий промышленности, строительства и транспорта сохранять производственные мощности. При включении затрат на их содержание и эксплуатацию в цену продукции приводит к ее резкому удорожанию, вследствие чего частой практикой стали заказы на приобретение продукции через «малые предприятия», действующие при базовом предприятии.
         Общая структура любой финансово-хозяйственной группировки, ведущей совместную “теневую” деятельность, обычно включает: банк, связи, предприятия, осуществляющие торгово-посреднические и производственные операции, «службу безопасности».
Чтобы решить проблему временной неплатежеспособности их партнеров проводят свою деятельность через несколько фирм. Неплатежи “сбрасываются” на одно из предприятий, которое и специализируется на их “расшивке”. При помощи разветвленной структуры основной группе собственников легче контролировать поведение своих партнеров (реорганизации и переделы собственности в группировках происходят регулярно).
          Банк, в свою очередь, позволяет оперативно переводить безналичные деньги в наличные и наоборот. Обычные охранники, и спортивные секции, финансируемые группировкой, и “крыша” государственных органов управления – все это является «службой безопасности».
          Регистрируемый сейчас уровень  деловой активности не позволяет  большинству предприятий промышленности, строительства и транспорта хотя  бы сохранять производственные  мощности. Попытка включить затраты на содержание и эксплуатацию их в цену продукции приводит к ее резкому удорожанию, вследствие чего чуть ли не официальной практикой стали заказы на производство услуг через “малые предприятия”, действующие при базовом предприятии. Таков сегодняшний механизм “проедания” основных доходов [13,c.17].

 

 2 ОЦЕНКА МАСШТАБОВ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

 
 
2.1Определение масштабов теневой экономики 

         В современном мире с проблемой тенизации экономических процессов сталкиваются почти все страны. Объемы теневого сектора в экономически развитых странах мира содержатся на уровне, что не имеет существенного влияния на социально-экономические процессы в обществе (5-12% ВВП). При размерах теневого сектора в 30% ВВП наступает критическая граница, превышение которой свидетельствует о функционировании в стране воспроизводительной системы теневых экономических отношений .Среди стран Центральной и Восточной Европы и на постсоветском пространстве за масштабами теневого сектора Украина, к сожалению, и дальше удерживает одну из главных позиций. Оценки масштабов теневой экономики в Украине колеблются в границах от 40 до 80% ВВП в зависимости от метода оценки (например, на основе спроса на деньги или потребления электроэнергии) [16,c.12].
Основополагающей  задачей государственной политики является максимальная концентрация усилий всех ветвей власти на комплексном выполнении радикальных экономических, правовых, организационных и силовых мероприятий по решительному пресечению коррупции и теневой экономической деятельности. По экспертным оценкам на данный момент доля теневой экономики фактически равна официальной. Возрос масштаб нелегального экспорта капитала и внебанковского денежного обращения: если в 1994 г. доля неконтролируемой денежной массы составляла 24,7 %, то сейчас — 44,4 % или 8,6 млрд. грн. [2,c.345].
     Реальные  масштабы теневой экономики оценить  непросто. Национальный банк Украины  дает одни цифры, Госфинмониторинг —  другие, Министерство экономики Украины  — третьи. Независимые аналитики  имеют свои данные.Не смотря на могущественную экономику и огромный интеллектуальный потенциал, развитые страны мира определяют объём своей теневой экономики с погрешностью в несколько десятков процентов.
     Определением  масштабов теневой экономики  занимались такие западные ученые, как  П.Гутман, Е.Фейг, Л.Дрекслер, Д.Блейдс (США), Я.Арвай (Венгрия), Б.Даллаго (Италия). К российским ученым, которые исследовали данные вопросы, можно отнести Т.Корягину, С.Глинкину, В.Дадалко, Д.Пешко и др.
     Рассматривая  страны с разным уровнем развития, очень трудно разработать единый стандарт по четкому определению теневой экономики для международных сравнений. По-разному в странах относятся к различным видам деятельности в отношении их законности. Первыми, кто предложил определенные методы оценки масштабов теневой экономики, были П.Гутман и Е.Фейг. с того времени предлагалось много разнообразных методик оценки масштабов теневой экономики.
     Для выбора конкретного метода измерения  масштабов теневой экономики  необходимо проанализировать информацию, полученную через статистическую отчетность или через специально организованные исследования теневой экономики. Вместе с тем понятно, что получить достоверную информацию с целью оценки масштабов теневой экономики невозможно[9,c.238].
     Западные  ученые разделили основные методы оценки теневой экономики на две группы: микро методы (прямые методы) и макро методы (опосредованные методы).
    К микрометодам относят:
      анализ записей в налоговых книгах, который заключается в изучении документации по учету лиц, уклоняющихся от уплаты налогов;
      опрос населения и экспертов об участии в неформальной экономической деятельности;
      метод товарных потоков, когда изучается путь товаров и услуг производителя к потребителю, а также сопоставляются данные по ресурсам товаров и услугам и их использованию.
    В макрометоды включают:
      выявление расхождений в разных статистических данных путем сравнения доходов рассчитанных разными способами, а также путем сравнения зарегистрированных доходов и расходов;
      измерение масштабов теневой экономики по показателю занятости, которое базируется на предположении, что уменьшение официального сектора экономики обусловлено переливом трудовых ресурсов в неофициальный, то есть  в теневой сектор;
      монетарные методы - анализ спроса на наличность, исследование удельного веса вне банковского обращения наличности, анализ и определение объемов денежных операций и соглашений;
      структурный метод, базирующийся на подсчете размеров теневой экономике в разных сферах производства с дальнейшим сведением показателей и определением доли теневой экономики в ВВП;
      метод мягкого моделирования, основывающийся на исчислении и сравнении таких факторов, как: уровень налогообложения; этика по уплате налогов и уровень государственного регулирования; уровень занятости; продолжительность рабочей недели; количество иностранных работающих в процентах к общей численности занятых.
     Макрометоды - это методы непрямых оценок, базирующиеся на полученных из разных источников данных, которые проходят сравнительный анализ, а также на информации о различных явлениях, обусловливающих теневую экономику. Эти данные затем распространяются на весь исследуемый объект.
     Выбор методов зависит от каждой конкретной ситуации. В условиях отсутствия статистического материала лучше комбинировать несколько методов. Вместе с тем как микрометоды, так и макрометоды имеют свои преимущества и недостатки. К преимуществам микрометодов относится возможность избежать осложнения от агрегирования (сведения) исследуемых показателей. Из недостатков микрометодов можно отметить субъективную оценку  деятельности исследуемого экономического субъекта и сложность получения информации о ней. Преимуществом макрометодов является возможность получить более достоверные данные о масштабах теневой экономики путем сравнительного анализа полученной информации об отдельных факторах или явлениях. Такая информация дает представление об относительных масштабах и тенденциях распространения  теневой деятельности, в пределах определенной группы исследуемого предмета, которое потом можно экстраполировать на весь исследуемый объект. К недостаткам макрометодов относят агрегирование показателей, которое дает завышенные результаты, а также влияние на них других факторов, не имеющих ни какого отношения к теневой экономике, например, демографической ситуации в стране. Макроэкономические методы используются шире потому, что микроэкономические методы требуют дополнительного привлечения специалистов в области социологии, психологии и др.
     Также распространен балансовый метод, который основывается на сопоставлении между собой таких взаимосвязанных  показателей, как доходы и расходы, количество ресурсов и их использование. Качество результатов зависит от числа сопоставляемых взаимосвязанных показателей. В Украине он может быть использован как баланс продаж алкогольной продукции. Важно отметить, что полученные по этому методу натуральные показатели и стоимостные очень отличаются. Такая разница и будет показателем для определения масштабов теневой экономики.
     К непрямым методам оценки масштабов  теневой экономики можно отнести  использование данных обследования занятости, численности занятых с регулярным дополнительным доходом. По этому методу, основанному на информации из разных источников об отдельных фактах или явлениях, при сопоставлении данных можно получить определенное представление об относительных масштабах и тенденциях их распространения в пределах определенной исследуемой группы. Затем эти данные можно распространить на всю совокупность исследуемых единиц или явлений.
     В качестве наиболее сложных проблем  при исчислении теневой экономики  являются: сложность в получении информации об экономической деятельности в связи с тем, что она официально не зарегистрирована; недостатки в организации статистического обследования.
     Осуществленный  анализ показывает, что, несмотря на явный  прогресс в методологических аспектах исследования экономической деятельности в теневом секторе экономики, еще нельзя говорить о высокой достоверности показателей по масштабам этого сектора экономики при нынешних методах их определения. Проблема здесь не в самой методике исчисления, а в отсутствии комплексности и недостаточной системности научных исследований причин возникновения, особенностей проявления и путей ограничения теневой экономики[6,c.27]. 

2.2 Перераспределение собственности и легализации теневых капиталов 

Проблема  перераспределения собственности и легализации теневых капиталов комплексная. Легализация доходов, полученных незаконным путем, либо тех, с которых не уплачены налоги, - лишь небольшая составляющая проблемы теневой экономики.
         Главной причиной перехода предпринимателей в «тень» - это, к сожалению, недостаточно научно обоснованное вмешательство государства в хозяйственную деятельность. Не так много было научных исследований и не так много ученых привлекались к разработке этой составляющей проблемы. Даже по официальным данным, теневая экономика составляет 40% ВВП. А по неофициальным — почти половина экономики работает в тени, исследуют же эту проблему — единицы. Кроме того, подготовленные научно-практические рекомендации по детенизации экономики не были реализованы.
         Стратегия социально-экономического развития Украины до 2015 года предполагает ускоренные темпы экономического роста в Украине, на уровне 6-7% годового прироста ВВП. Кто-то сомневается, сможем ли достичь такого показателя, но он может быть и выше. Сегодня стоит задача достичь уровня начала 1990-х годов. Если даже рост будет даже 6-7% в год, то мы выйдем на этот уровень только к 2015 году.
Такой рост возможен лишь на принципах инвестиционно-инновационной модели развития экономики. Последние четыре года происходит стабилизация и рост экономики, больше всего ВВП вырос в 2003 году (примерно на 9,5%), но этот рост, к сожалению, достигнут за счет практически исчерпанных экстенсивных факторов, а также за счет легализации[6,c.168].
С одной  стороны, процесс уже начался, но  отсутствуют качественные показатели, интенсивные факторы. Они могут  появиться только за счет привлечения  инвестиций и внедрения инновационной модели развития. И тут возникает вопрос инвестиций, а они рядом — это и внутренние нелегальные капиталы, и внешние. Поэтому имеется насущная необходимость осуществления объективной, научно разработанной программы легализации этих доходов.
Следующий аспект, подчеркивающий актуальность этой проблемы, — дальнейшее развитие демократических принципов развития Украины вообще и гражданского общества в частности путем формирования среднего класса. Упомянутые процессы взаимосвязаны. С одной стороны, теневая экономика отрицательно сказывается на демократизации, а с другой — недостаточно развитые демократические институты (или гражданское общество вообще) отрицательно влияют на легализацию доходов и на официальное, легальное ведение хозяйственной деятельности, в частности предпринимательской.
Цель  состоит в том, чтобы  найти  эффективного собственника (и не имеет  значения, будет ли он государственным, частным, либо это смешанная форма  собственности или с иностранным  капиталом). Так вот, когда речь идет о вступлении в Евросоюз, основное внимание уделяют тому, когда мы вступим в него. Тогда как важен сам процесс развития Украины, приближения к евростандартам. Главное именно это, а не факт вступления в Евросоюз. Бесспорно, преодоление коррупции и тенизации экономики — необходимые условия для вступления Украины в Евросоюз. Это первоочередные задачи, более важные, чем проблема гармонизации законодательства, не говоря уже о политической или экономической нестабильности.
        Дальнейшая тенизация экономики и развитие коррупции превращают Украину в новое макроэкономическое образование — так называемое теневое парагосударство, являющееся образованием макроэкономического уровня государственного типа, в котором из-за высокого уровня коррупции и тенизации государственные услуги и общественные блага распределяются, к сожалению, по рыночному принципу. В таком образовании существуют коррупционные рынки государственных услуг и общественных благ: административно-хозяйственных решений, государственных должностей, привилегий и льгот, государственной защиты прав и свобод, государственного образования и науки[4,c.224].
Первая  предпосылка успешной легализации  и амнистии теневых капиталов  — умеренный размер налога на легализацию  капитала (опасаюсь, бизнесмены и 5% не заплатят). Должно быть не только сознательное желание, но и объективная необходимость легализации. Ее создаст вторая предпосылка: наличие твердой гарантии безопасности для тех, кто легализирует средства. Я понимаю, что в ситуации недостаточной правовой и экономической культуры, в условиях правового нигилизма, несоблюдения финансовой дисциплины рассчитывать следует не на декларируемые гарантии, а на их реализацию.
          Следует осуществить такие меры по легализации: принять закон или, как минимум, постановление Кабинета министров о проведении обязательной финансово-имущественной ревизии при смене руководства государственных предприятий, учреждений и организаций (именно тогда происходит множество злоупотреблений); отойти от абсолютного применения принципа презумпции невиновности именно в сфере подтверждения легитимности доходов, полученных физическими лицами; сформировать нормативную базу ограничения противоправных действий при искусственном банкротстве, создании биржевой паники, перераспределении льготных кредитов; осуществить паспортизацию личного имущества (прежде всего недвижимости); регламентировать основания для конфискации имущества и средств легально действующих предприятий; проводить политику дерегуляции — упрощения системы деятельности, уменьшения роли контролирующих органов и т.п. — при жестком контроле со стороны государства за соблюдением этой упрощенной системы как со стороны субъектов предпринимательской деятельности, так и со стороны органов государственной власти. Должна быть отрегулирована функция государства[6,c.168]. 

2.3 Влияние теневой экономики на экономику Украины 

         Основополагающей задачей государственной политики является максимальная концентрация усилий всех ветвей власти на комплексном выполнении радикальных экономических, правовых, организационных и силовых мероприятий по решительному пресечению коррупции и теневой экономической деятельности. По экспертным оценкам на данный момент доля теневой экономики фактически равна официальной. Возрос масштаб нелегального экспорта капитала и внебанковского денежного обращения: если в 1994 г. доля неконтролируемой денежной массы составляла 24,7 %, то сейчас — 44,4 % или 8,6 млрд. грн. [17,c.27].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.