На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Технология планирования в спорте

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 10.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ТЕХНОЛОГИЯ  ПЛАНИРОВАНИЯ В СПОРТЕ
План
1. Общие положения  технологии планирования в спорте
2. Научно-методические  предпосылки планирования подготовки  спортсмена
3. Основные направления  плана и программы тренировки
4. Средства и  методы формирования планов и  программ учебно-тренировочного процесса
5. Формы (виды) планирования на этапах многолетней  спортивной подготовки
6. Документы  планирования
Литература
1. Общие положения  технологии планирования  в спорте
Задачи спортивной тренировки, решаются в результате учебно-тренировочного процесса. Под учебно-тренировочным процессом следует понимать систему планомерно организованных занятий в специально созданных для этого учебных группах (командах) под руководством тренера-преподавателя.
В учебно-тренировочном  процессе условно выделяют три вида конкретных действий: планирование, реализацию запланированного, контроль.
Из этих органически  взаимосвязанных операций складывается основная собственно-профессиональная деятельность преподавателя-тренера. При этом планирование обычно осуществляется предварительно, т.е. оно не входит непосредственно в учебный процесс. Контроль же частично осуществляется как в самом тренировочном процессе, так и за его пределами (например, на прикидках, соревнованиях, медицинских осмотрах и т.д.).
Прежде чем перейти к определению терминов "планирование" и "педагогический контроль" отметим, что планирование и контроль могут быть произведены, осуществлены только при наличии цели или конкретных задач. Логика взаимосвязи планирования и цели довольно проста. Она заключается в том, что без цели (задачи) ничего спланировать невозможно. С другой стороны, не имея плана действий, затруднено достижение поставленной цели.
Связующим звеном между категориями "цель" и "план" является, сама реальная практическая деятельность, - учебно-тренировочный процесс и педагогический контроль.
Структурные компоненты профессиональной деятельности в спортивной тренировке и их связи можно представить  в следующей схеме:
 

1
Из схемы видно, что напрямую планируется не сама цель, а непосредственное содержание учебно-тренировочного процесса, в результате реализации которого достигается поставленная цель. Педагогический контроль при этом позволяет сверять и оценивать эффективность продвижения к цели, и в случае необходимости вносить те или иные коррективы в запланированный учебно-тренировочный процесс.
После этого  общетеоретического анонса в проблему планирования определим понятия "планирование спортивной тренировки" и "педагогический контроль в спортивной тренировке".
Планирование  спортивной тренировки - это система предварительно разработанных (или осмысленных) на основе цели организационных, содержательных и методических сторон, связанных с проведением предстоящего учебно-тренировочного процесса.
Планы целесообразно  излагать на бумаге путем простого описания, графического или табличного изображения, хот в принципе планы могут быть зафиксированы не обязательно на бумаге, но и в памяти человека.
При разработке разных планов важно стремиться к  конкретному, желательно количественному  выражению планируемых показателей. Это существенно облегчит анализ и оценку эффективности учебно-тренировочного процесса, сделает возможным его научное осмысление и конструктивный педагогический контроль.
Педагогический  контроль - это система мероприятий обеспечивающих проверку запланированных результатов спортивной тренировки для оценки применяемых средств, методов, нагрузок, и на их основе получение информации о качестве продвижения к цели.
Контроль считается  педагогическим на том основании, что  его осуществляет педагог-преподаватель. Если же контроль ведется самим занимающимся, то тогда более корректно применять термин "самоконтроль"
Технология  планирования процесса спортивной подготовки - это совокупность:
1) методологических  и организационно-методических установок, определяющих на конкретный отрезок времени конкретные задачи;
2) подбор, компоновку  и порядок задействования наиболее  целесообразных средств, методов,  организационных форм, материально-технического  обеспечения занятий;
3) составление  конкретной тренировочной документации
В комплексе  это определяет стратегию, тактику  и технику организации процесса спортивной подготовки.
Цель  планирования - развитие тренированности и подготовленности спортсмена, обеспечивающее достижение наивысших спортивных результатов.
Объект  планирования - состояние спортсмена - оперативное, текущее, этапное, являющееся следствием применения тренировочных нагрузок, всего комплекса воздействий в системе спортивной подготовки.
Предметом планирования тренировочно-соревновательного процесса являются
1) формы планирования;
2) содержание  тренировочно-соревновательного процесса;
3) результаты, намечаемые  на основе объективных закономерностей  развития спортивных достижений  и направленного формирования  личности спортсмена.
При планировании тренировочно-соревновательного процесса придерживаются, следующего порядка:
1) определяют  цели и задачи на различные  периоды тренировочного процесса.
2) на основе  анализа динамики нагрузки за  предыдущий год (или годы) устанавливают  величину тренировочной нагрузки, ее объем и интенсивность;
3) определяют  средства, методы, контрольные нормативы  и другие показатели.
Основная  задача при разработке плана тренировки состоит в том, чтобы с учетом уровня подготовленности спортсмена, его возраста, спортивной квалификации, стажа занятий избранным видом спорта, календаря спортивных соревнований, особенностей вида спорта, условий проведения учебно-тренировочного процесса определить показатели моделируемого состояния спортсмена в планируемый период времени, наметить оптимальную программу тренировки.
2. Научно-методические  предпосылки планирования  подготовки спортсмена
Научно-методическими  предпосылками к планированию подготовки в каждом виде спорта должны являться следующие знания:
1) для микроцикла - целесообразные формы сочетания ближних тренировочных эффектов нагрузок различной величины и преимущественной направленности (сроки и полнота восстановления \ специальной работоспособности организма в зависимости от объема, интенсивности и направленности задаваемых нагрузок);
2) для отдельного этапа (мезоцикла) - принципиальные тенденции в динамике состояния спортсмена в связи с задаваемой тренировочной нагрузкой, в том числе в зависимости от ее содержания, объема, интенсивности и чередования;
3) для многолетних  и годичных макроциклов - индивидуальные особенности развития спортивной формы отдельного спортсмена, в командных видах спорта - команды в целом;
4) специфические  особенности долговременной адаптации  организма к данному виду мышечной  деятельности.
Одним из ведущих методических положений при планировании является вариативность тренировочных нагрузок по всем компонентам:
1) число и  темп повторений;
2) амплитуда  и свобода движений;
3) длительность  и интенсивность выполнения упражнений;
4) величина отягощений  и сопротивлений;
5) смена мест занятий (зал, манеж, стадион, лесной или водный массив, парковая зона, специализированные трассы, побережье и т.д.);
6) время (рано  утром до завтрака, днем, вечером);
7) продолжительность  и число занятий;
8) музыкальное,  световое, шумовое и т.п. сопровождение занятий, а также разнообразие в организации их проведения для создания эмоциональной насыщенности в подготовке, что особенно важно для достижения необходимой адаптации систем организма спортсмена.
3. Основные направления  плана и программы  тренировки
Одной из существенных сторон программы управления тренировочным  процессом является составление  продуманного, научно обоснованного  плана. Системный подход или системный  принцип как организация тренировочного процесса состоит из частей, отдельные  из которых имеют свои цели. Например, физическая, техническая, психологическая, тактическая подготовка хотя и являются составными частями спортивной тренировки, но при узком их рассмотрении преследуют разные цели.
Тренер понимает, что достигнуть общей цели можно в том случае, если рассматривать тренировочный процесс как единую систему, стремясь понять и оценить взаимодействие всех ее частей и объединить их на такой основе, которая позволит добиться поставленной цели. Назначение системного анализа состоит в рассмотрении проблем, подлежащих решению в ходе планирования.
Тренер (спортсмен) принимает решение в отношении  существующего состояния дел  или перспективы их развития. Он имеет желание и полномочия действовать, чтобы изменить это состояние, Тренеру  трудно подготовить на длительный срок правильное и оптимальное решение.
Практический  опыт показывает, для этого следует  привлекать специалистов. Обладая специфическим  опытом работы, каждый из них может  внести свой вклад в решение общей  проблемы, в результате чего итоги работы по своему эффекту значительно превзойдут те, что можно было бы ожидать от одного исполнителя.
Системный подход к выработке решений представляет дополнительное преимущество, так как  гарантирует логику анализа и  обоснованность решения; субъективный подход таких гарантий не дает. Научный анализ как логический процесс использует современные средства компьютерной техники. Научный анализ требует четкого формулирования и фиксации исходных допусков, логики рассуждений и выводов. Это означает, что процесс научного анализа может быть воспроизведен и проконтролирован после того, как решение принято и результат его реализации известен.
Основные концепции  системного анализа можно рассматривать  как способ определения того, что  является существенным в проблеме, а также как способ, позволяющий задавать вопросы по важным аспектам учебно-тренировочного процесса. Главная цель состоит в том, чтобы помочь тренеру в постановке правильных вопросов, так как от этого зависит и правильность ответа.
4. Средства и методы  формирования планов и программ учебно-тренировочного процесса
Сбор информации о состоянии объекта управления и сравнение его действительного  состояния с должным называется контролем. Обратные связи в системе  управления обеспечивают контроль и  коррекцию управляемого объекта.
Тренер, осуществляющий педагогический контроль, должен знать  о самочувствии, активности, настроении спортсмена, о его отношении к  тренировочным заданиям (они должны быть выполнены, ошибки в технике  исправлены).
Тренеру необходимо постоянно уточнять сведения о срочном тренировочном эффекте (величина и характер тренировочных сдвигов у спортсмена под влиянием однократной физической нагрузки -- в норме), о кумулятивном тренировочном эффекте (произошли ли изменения в его подготовленности), а также об отставленном тренировочном эффекте и о соревновательных нагрузках.
Комплексный контроль подготовленности спортсменов включает в себя информативные показатели о состоянии здоровья, телосложении, степени развития физических (двигательных) и волевых качеств, технико-тактическом мастерстве.
< Величина  нагрузки - важная составляющая характеристики физического влияния на организм. Под величиной нагрузки подразумевают количественную меру тренировочных воздействий. В зависимости от способа контроля условно различают показатели, определяющие внешнюю и внутреннюю стороны нагрузки.
Для контроля и коррекции  величины нагрузки используются показатели ее объема и интенсивности.
Обобщенными показателями объема нагрузки являются:
1) время, затраченное  на тренировочную и соревновательную деятельность (количество часов, дней и недель);
2) количество  тренированных занятий (циклов, этапов  и периодов).
Интенсивность достаточно велика, так как предельные объемы нагрузки в спорте пока не достигнуты. Если проанализировать спортивную тренировку за многолетний период, можно проследить взаимосвязь между объемом нагрузки и ростом спортивных результатов.
В различных  видах спорта показатели объема, используемые для контроля и планирования нагрузки, имеют свою специфику.
Интенсивность нагрузки определяется количеством работы, выполненной в единицу времени. Контроль интенсивности нагрузки достаточно специфичен в различных видах спорта, поэтому он должен рассматриваться в процессе групповых занятий по теории и практике каждого вида спорта.
Для составления и коррекции планов и рабочих программ целесообразно сопоставлять зарегистрированные в процессе контроля параметры состояний и тренировочных эффектов с количественными и качественными характеристиками нагрузки. Сопоставимость результатов достигается при использовании постоянных программ и условий обследований. Комплексные обследования должны помочь тренеру установить, насколько четко спортсмен реализует свои потенциальные возможности.
Оперативный контроль предназначен для регистрации нагрузки тренировочного упражнения, серии упражнений и целостного занятия.
Текущий контроль предполагает регистрацию нагрузок в микроциклах, длительность которых в разных видах спорта колеблется от 5-14дней.
Этапный контроль предполагает регистрацию нагрузки на этапах, длительность которых колеблется от двух-пяти микроциклов (25-30 дней) до одного года. Количество этапов в тренировочном году зависит от вида спорта, квалификации спортсменов, задач, решаемых в процессе тренировки.
Система комплексного контроля, применяемая при подготовке спортсменов высокого класса, включает в себя контроль соревновательной деятельности, измерение уровня подготовленности спортсменов, регистрацию нагрузок.
Сопоставляя динамику результатов выполнения соревновательных упражнений и тестов с показателями нагрузки, можно оптимизировать управление и планирование тренировочным процессом, т.е. выбрать эффективные для данного момента нагрузки, создать тренировочные планы и рабочие программы, применение которых будет способствовать повышению спортивного мастерства.
5. Формы (виды) планирования  на этапах многолетней  спортивной подготовки
Планирование  на разных этапах многолетней спортивной подготовки осуществляется в следующих  формах:
1) оперативное  (отдельное тренировочное занятие,  микроцикл).
2) текущее (мезо-, макроциклов, тренировочного года);
3) четырехлетнее  (олимпийский цикл),
4) перспективное  (многолетней тренировки - 8-12 лет);
Оперативное планирование
Оперативное планирование предусматривает достижение заданных характеристик двигательных действий, реакций функциональных систем организма при выполнении отдельных тренировочных упражнений и их комплексов, в соревновательных стартах, поединках, схватках и т. п.
Данный вид  планирования связан:
§ с использованием показателей, составляющих арсенал  средств оперативного контроля;
§ сопоставлением полученных данных с заданными;
§ выработкой на этой основе путей коррекции тренировочной  и соревновательной деятельности.
С этой целью  оцениваются самые различные  показатели, отражающие возможности  организма спортсменов, их реакцию на нагрузки. Так, при развитии различных видов выносливости широко принято оперативное управление интенсивностью работы по показателям ЧСС и количества лактата в крови. При развитии различных видов силы величина отягощений определяется путем оперативного контроля за максимальными силовыми проявлениями при выполнении различных упражнений.
В спортивных играх  и единоборствах, например, планирование осуществляется на основе оперативного анализа игровой деятельности путем  выявления основных ошибок в технике, тактике, единоборстве, в защите и нападении и т. д.
Планирование  тренировочного занятия  определяется его местом в микро- и мезоциклах, цели и задачи которых определяют и конкретизируют цели и задачи тренировки. Важно, чтобы тренировки были разнообразными, интересными, четко продуманными. Показателен и поучителен опыт ведущих тренеров, у которых не бывает ни одной тренировки, похожей на предыдущие.
Недельное планирование зависит от специфики вида спорта.
Планирование  каждого тренировочного дня предполагает двух-трехразовые занятия, направленность которых может быть следующей:
§ совершенствование  техники и ловкости движений;
§ совершенствование  технико-тактической и физической подготовленности;
§ совершенствование  общей и специальной выносливости.
Текущее планирование
Данный вид  планирования связан с оптимизацией структуры тренировочного процесса в мезоциклах. Текущее планирование предусматривает разработку и реализацию таких сочетаний факторов тренировочного воздействия, соревновательных стартов, дней отдыха, средств направленного восстановления и стимуляции работоспособности и др., которые обеспечивали бы эффективные условия для полноценной адаптации организма спортсмена в нужном направлении, проявления имеющихся возможностей в соревнованиях.
В числе основных условий следует выделить:
§ обеспечение  оптимального соотношения в тренировочном  процессе занятий с различными по величине нагрузками, которое, с одной стороны, позволяет в должной мере стимулировать адаптационные процессы, а с другой - создает условия для полноценного протекания этих процессов;
§ рациональное соотношение в мезоциклах нагрузочных и восстановительных микроциклов как основы для эффективной адаптации;
§ оптимальное  соотношение в микроциклах и  мезоциклах работы различной преимущественной подготовленности, тренировочных и  соревновательных нагрузок;
§ направленное управление работоспособностью, восстановительными и адаптационными процессами путем комплексного применения педагогических и дополнительных средств (физических, фармакологических, психологических, климатических, материально-технических).
В годичном планировании выделяются подготовительный, соревновательный и переходный периоды, с учетом которых составляются планы по основным видам спорта.
Количество соревнований постоянно увеличивается, соответственно изменяется планирование учебно-тренировочной  работы. Подготовительный период сокращается по времени, но задачи его остаются прежними.
Обращает на себя внимание изменение задач переходного  периода. Если раньше это был период активного отдыха, то на современном  этапе - это период лечения, активного  оздоровления (в горах, на берегу моря), период различного рода детальных научных обследований, когда в очень небольшой степени снижаются физические нагрузки и существенно -- психологические. Многие тренеры организовывают переходный период в условиях санаторно-курортного лечения, одновременно решая цели оздоровительного сбора.
Большие изменения  произошли в предсоревновательном планировании: внедряется так называемый метод маятника, суть которого состоит  в том, что вводится чередование  двух типов микроциклов, полярных по характеру (специализированных и контрастных).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.