На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Курс лекций по "Культорологии"

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 10.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 76. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    ИСТОРИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ 

    Понятие «материальная культура» возникло в европейской науке в XIX веке и поначалу широко использовалось этнологами, страноведами и историками, особенно русскими и немецкими. Однако с начала ХХ века происходит постепенный отход от употребления данного понятия. В СССР вплоть до конца 50-х гг. ХХ века историей материальной культуры называли археологию. В последующие десятилетия это словосочетание использовалось лишь в музееведении и бытоописательской этнографии.
    Сегодня, несмотря на возвращение этого понятия в собственно историческую науку, при изучении истории материальной культуры возникает ряд сложностей:
    1. Сложно дать определение МК (так же сложно, как и дать определение культуры вообще)
    2. Нет учебной и даже просто обобщающей монографической литературы по истории МК
    3. Нет единого подхода и метода для изучения истории МК
    Предварительный вывод: Не следует рассматривать историю материальной культуры как самостоятельную науку или вспомогательную научную дисциплину. Скорее, это область знания, распространяющая интерес на определенную группу предметов исследования. Таким образом, эта область знания представляет собой довольно аморфный корпус фактов, сведений, гипотез из различных наук и научных концепций. Для того чтобы упростить и упорядочить освоение этой области знаний необходимо хотя бы классифицировать ее содержание.
    Традиционно выделяют несколько видов МК:
    предметная (МК как совокупность артефактов (в отличие от совокупности натуралий))
    социальная (материальные аспекты социальных структур)
    биологическая (использование и преобразование биологических объектов и тела)
    сырьевая (использование полезных ископаемых и прочих природных ресурсов).
    По  предметным носителям МК подразделяют на восемь основных категорий:
    породы животных;
    сорта растений;
    культура почв;
    здания и сооружения;
    орудия (инструменты и оборудование) и оружие;
    пути сообщения и средства транспорта;
    связь и средства связи;
    технологии.
 
    МАТЕРИАЛЬНАЯ  КУЛЬТУРА КАМЕННОГО  ВЕКА 

    Само  возникновение материальной культуры неразрывно связано с появлением человека как биологического существа. Поэтому обращение к проблеме происхождения человека может в какой-то степени позволить и вплотную подойти к решению вопроса о мотивах и обстоятельствах возникновения материальной культуры.
    Происхождение человека
    Около 4-7 миллионов лет назад (более точная датировка пока невозможна из-за отсутствия достаточного количества ископаемых остатков) от какой-то из групп человекообразных обезьян в Африке произошли гоминиды, которые ходили только на двух ногах. Согласно одной из наиболее распространенных версий, резко усиливающийся холод ледникового периода привел к резкому уменьшению количества дождевых осадков в мире, в результате чего господствующим типом ландшафта тропической зоны стали саванны. Какой-то части человекообразных обезьян поневоле пришлось приноравливаться к существованию в открытой местности и, в итоге, к прямохождению. Однако можно констатировать, что большинство существующих версий основывается на ряде допущений (изменения климата, способность к членораздельной речи и т.д.) и затрагивают, как правило, лишь одну или несколько анатомо-физиологических особенностей (например, прямохождение, отсутствие сплошного волосяного покрова и некоторые другие), отличающие человека от его животных родственников. Одна из версий (гипотеза британского гидробиолога А. Харди) пытается рассмотреть все эти человеческие особенности в комплексе и связать их появление с одной причиной. Для А. Харди такой причиной стал временный переход какой-то части человекообразных обезьян к водному (прибрежному) образу жизни. Доводы: человек плавает лучше всех бегающих; имеет выступающий нос, позволяющий нырять; лишен шерсти как большинство плавающих; изменено количество и распределение подкожного жира в отличие от обезьян, что защищало жизненно важные органы от переохлаждения; дети рождаются упитанными и наделены пронзительным голосом; волосы на голове растут непрерывно (особенно у женщин), что позволяет ребенку плыть за матерью, держась за волосы; прямохождение (чтобы не захлебнуться); выработался вкус к животной пище (наряду с потонувшими плодами первые люди поедали моллюсков, лягушек, рыбу); способность рожать в воде, и т.д. Вновь оказавшись на суше, в окружении хищников, человек, лишенный естественных средств защиты, волей-неволей пришел к изготовлению орудий и оружия. Т.е. появление материальной культуры стало приспособительной реакцией к изменившимся условиям обитания. Возможно именно так возникла человеческая триба Hominini. В нее входили, по крайней мере, два рода: ранний Australopithecus («южная обезьяна») и более молодой Homo («человек»).
    Австралопитеки (сегодня известно несколько основных разновидностей этого рода), собирая плоды, питаясь трупами убитых хищниками животных, а иногда, возможно, даже охотясь на них, бродили по тропическим пастбищам Восточной и Южной Африки. Некоторые из них, возможно, переходили также в Азию и Европу. Использование ими орудий пока под вопросом, хотя общие тенденции в палеоантропологии заставляют относится к такой возможности как ко вполне вероятной. 

    Человек умелый
    Около двух с половиной миллионов лет назад появляется первый представитель рода Homo – Homo habilis («человек умелый»). У Homo был более крупный мозг, чем у австралопитека; руки заметно короче по сравнению с ногами. Человек умелый жил в Восточной Африке, в Южной Африке («Telanthropus») и в Юго-Восточной Азии («Meganthropus»).
    Оба рода (Australopithecus и Homo) сосуществовали на протяжении еще 1 миллиона лет, пока не вымерли последние австралопитеки, возможно, истребленные своими более развитыми преемниками.
    Ранние  следы материальной культуры
    Ранний  человек был медлительнее и слабее, чем крупные хищники, и не имел такого естественного оружия, как клыки и когти. Поэтому ранние гоминины научились компенсировать эти недостатки, придавая кускам камня, кости и дерева форму, позволяющую разбивать, резать, скрести и копать. Орудия из кости, дерева и других органических материалов естественно не сохранились. О материальной культуре первых людей мы можем судить лишь по их каменной индустрии. В Восточной Африке самые древние каменные орудия изготовлялись из лавы (базальта и кварцита), которая дает более грубую поверхность, чем кремень. В Олдувайском ущелье в Танзании около 2 миллионов лет назад Homo habilis (или какой-либо из современных ему австралопитеков) расщеплял каменные гальки и придавал им формы, которые принято называть грубыми рубилами (чопперами и чоппингами). Некоторые ученые считают, что истинными орудиями были не чопперы, а осколки, отщепленные от этих ядер.
    Царапины  от зубов, находящиеся на костях животных под царапинами от режущих орудий, наводят на мысль, что ранние гоминины обычно соскабливали мясо с туш животных, убитых хищниками. Но вполне вероятно, что ранние люди изготовляли также и орудия для охоты (таинственные каменные шары из Олдувая, будучи связаны ремнями, могли превращаться в охотничий снаряд – бола, метнув который, можно было сбить с ног антилопу). Олдувайская индустрия (называемая также рубило-осколочной или галечной) и ее более поздние варианты широко распространились по значительной части Африки и Евразии раннего каменного века. В некоторых местах эта культура процветала еще 200 тысяч лет назад – т.е. уже после появления более совершенных технологических приемов каменного века.
    Первые  стоянки
    Кучи  камней и костей, найденные в Олдувайском ущелье, говорят о том, что примерно 2 миллиона лет назад ранние люди уже собирались группами на стоянках, где они разделывали дичь, изготовляли орудия, поедали пищу и сооружали, возможно, самые первые укрытия. На одной стоянке расположение костей и камней свидетельствует о том, что с наветренной стороны люди были защищены от ветра изгородью или щитом из кустарника. На другой стоянке имеется круг из камней около 4 м диаметром, видимо поддерживавших ветки, из которых была сооружена хижина. Это укрытие, возраст которого примерно 1,8 миллиона лет, является первым известным нам человеческим сооружением в мире. Одна из находок (небольшой участок прокаленной почвы) может свидетельствовать и о практике использования огня. 

    Человек прямоходящий
    Homo erectus («человек прямоходящий») имел более крупные мозг и тело, чем его вероятный предок Homo habilis, и во многих отношениях уже был похож на современного человека. Homo erectus жил от 1,8 миллиона до 200 тысяч лет назад, а возможно, и в течение более длительного периода (т.н. «флоресский человек» из Индонезии, являвшийся прямым потомком питекантропа, вымер всего около 16 тысяч лет назад). Появившись впервые, вероятно, в Африке, отдельные группы распространились потом в Европу (гейдельбергский человек), Восточную Азию (пекинский человек, Sinanthropus) и Юго-Восточную Азию (яванский человек, Pithecanthropus). По всей видимости, темпы и направленность эволюции отдельных изолированных популяций были различны. Передовая технология, включавшая применение стандартного набора орудий труда, охота на крупную дичь, пользование огнем и усовершенствование методов строительства продвинули человека прямоходящего далеко вперед по сравнению с предшествовавшими ему гоминидами, предоставив этому виду возможность существовать в новых природных и климатических условиях.
    Период существования человека прямоходящего приходится на время периодов интенсивного похолодания, когда ледниковые покровы расползались по значительной части территории севера Северной Америки и Северо-Западной Евразии, отступая затем назад во время перемежающихся с похолоданиями более теплых промежутков. Во время оледенений даже не подвергавшиеся им части Европы и Азии были свободны от морозов на протяжении лишь одного-двух месяцев в году. Поэтому их ландшафты превратились в тундру или леса с умеренно холодной температурой. Но условия похолодания благоприятствовали распространению крупных млекопитающих. Из-за концентрации воды в ледниках поверхность морей опускалась по крайней мере на 100 м ниже их современного уровня, обнажая сухопутные перемычки, которые позволили людям заселить большие острова Юго-Восточной Азии. И напротив, в межледниковые периоды климат в некоторых северных районах становился теплее, чем в настоящее время, а уровень моря поднимался до 50 м выше современного. Любая популяция Homo erectus, подвергшаяся изоляции в результате климатических изменений, получала возможность эволюционировать слегка отличным от других образом в зависимости от тех условий, в которые она попадала.
    Орудия человека прямоходящего
    Около 1,7 миллиона лет назад в Восточной Африке появился новый тип каменных орудий. Это так называемое ручное рубило состояло из куска камня размером с кулак; острые кромки камня были образованы путем скалывания отщепов с обеих сторон. Эксперименты показывают, что это орудие использовалось главным образом при разделке туш. На поздних этапах существования человека прямоходящего набор каменных орудий значительно расширился; помимо рубила сюда относятся топоровидные лезвия, скрёбла и отщепы; их возраст насчитывает 300 тысяч лет. Эта технология изготовления орудий (ашельская) распространилась в Индии и Европе, где она продолжала существовать примерно еще 100 тысяч лет назад, но, очевидно, так и не дошла до Индонезии и Китая, где по-прежнему господствовало изготовление грубых рубящих орудий – чопперов. К другим орудиям человека прямоходящего относятся «наковальни» (рабочие плиты) и ударники (отбойники). Некоторые из первых известных нам свёрл, лезвий и зубил и ранние образцы костяных и деревянных орудий также относят к позднейшим этапам существования Homo erectus.
    Охота
    На  ряде стоянок человека прямоходящего  найдены серьезные доказательства того, что эти гоминиды не просто собирали растения и срезали мясо с туш убитых хищниками животных, но и сами активно охотились на крупную дичь, возможно объединяясь для этого в группы. Некоторые данные позволяют думать, что при этом они пользовались деревянными копьями с каменными наконечниками (в торфяных болотах Германии на сегодняшний день обнаружено 8 деревянных копий, возраст которых оценивается примерно в 400 000 лет). Разбитые кости человеческих конечностей и человеческие черепа с выломанным основанием свидетельствуют о том, что эти охотники были каннибалами.
    Жилище  и очаг
    Скопления костей и каменных орудий находят на тех местах, где семейные группы или более крупные объединения Homo erectus разбивали свои стоянки. Большинство из стоянок служило пристанищем лишь в течение нескольких дней. В условиях теплого климата тропиков было достаточно просто найти для этого подходящее место. Но человек прямоходящий нередко сооружал и укрытия, которые известны по находкам в прохладных северных районах. В Испании обнаружены выложенные по кругу камни. Возможно изначально это были собой сшитые из шкур шатры, средняя часть которых поддерживалась центральным шестом, а края придавливались к земле тяжелыми камнями. На одной из французских стоянок сохранились старые жилые площадки, на месте которых, вероятно, стояли овальные хижины из переплетенных веток, закрепленных камнями. Самые крупные хижины могли вмещать до 20 человек. Известны и пещерные стоянки человека прямоходящего, как сезонные, так и постоянные. Homo erectus первым начал систематически использовать огонь для обогрева, приготовления пищи, защиты от хищников и возможно для охоты на диких животных.
    В последний ледниковый период сооружение жилищ, применение огня, а также пища с высоким содержанием протеина (возможно, и одежда, сшитая из шкур) позволили человеку колонизовать даже холодные северные районы. Приготовление же пищи на огне дало возможность употреблять ранее неудобоваримые виды растений. Для человечества все эти достижения означали важные изменения – культурное развитие теперь приобретало большее значение, чем биологическая эволюция.  

    Человек разумный (неандерталец)
    От 200 до 40 тысяч лет назад климат северных регионов определялся волнами похолоданий, которые чередовались с более теплыми промежутками. Именно к этому периоду времени относятся человек разумный неандертальский и его непосредственные предшественники.
    Уже 300 тысяч лет назад некоторые архаичные формы вида Homo sapiens начали приобретать основные признаки, характерные для неандертальского человека. Классический неандерталец из Европы имел крупную удлиненную голову; мозг его был больше нашего, а стенки черепа толще, чем у нас. Неандертальцы были невысоки, чрезвычайно мускулисты и коренасты, с большими суставами ног и рук. Физические данные и передовые технические приемы неандертальцев сделали этих людей первыми гоминидами, способными выносить тяготы зимы в условиях холодного климата. Кроме того, ритуальное поведение неандертальцев свидетельствует о достижении ими более высокого уровня развития человеческих эмоций и самосознания. Несмотря на все это, около 24 тысяч лет назад эта группа вымерла. Еще несколько десятилетий назад в качестве равновероятных рассматривались следующие гипотезы: неандертальцы были уничтожены новым, современным типом человека, который сформировался где-то в другом месте; неандертальцы скрестились с каким-то подвидом и дали начало нашему виду; неандертальцы сами эволюционировали, превратившись в наш подвид. Последняя гипотеза была отвергнута первой (после открытия синхронных групп неандертальцев и кроманьонцев). Вторая гипотеза сегодня считается крайне маловероятной из-за отсутствия отчетливых следов генетического материала неандертальца в геноме современного человека (от 1 до 4% у европеоидов и монголоидов, отсутствие таких следов у негроидов). Согласно современным данным генетические пути кроманьонцев и неандертальцев разошлись не позже 500-600 000 лет назад.
    Подавляющая часть находок останков неандертальцев (более 200) ученые нашли в Европе и большей частью в пещерах. По некоторым из них видно, что даже особи, проживавшие совместно в одной группе, значительно отличались друг от друга по строению черепа и челюстей. Возраст находок колеблется от 250 до 30 тысяч лет, но наиболее «зрелые» неандертальцы относятся к первой половине последнего оледенения: 70–30 тысяч лет назад. Кроме Европы неандертальцы обитали также в Юго-Западной (Ближний Восток), Центральной (Узбекистан) и Северо-Восточной (Алтай) Азии, но у некоторых из них отсутствовали те грубоватые черты, которые был характерны для классической европейской формы. Возможно, у европейских неандертальцев такие черты возникли в результате приспособления к сильным холодам ледникового периода. За пределами Северной Евразии не было найдено типично неандертальских остатков.
    Орудия  неандертальцев
    Орудия  неандертальцев (мустьерские) явились шагом вперед по сравнению с более ранними культурами рубил и чопперов. К основным нововведениям относятся разнообразные специализированные, тонко отделанные каменные орудия, изготовленные не из ядрища (нуклеуса), а из отколотых от него отщепов. Используя такие породы, как кремень и обсидиан, неандертальцы усовершенствовали уже давно сложившуюся технологию откалывания от подходящего ядрища нескольких отщепов. Теперь они откалывали от каждого ядрища много мелких тонких отщепов с острыми краями, а затем обрабатывали эти края с тем, чтобы получить боковые скрёбла, остроконечники, ножи, орудия для заточки палок, маленькие пилки и сверла. Эти изделия могли служить различным целям: для забоя дичи, свежевания и разделки туш, изготовления деревянных орудий и одежды.
    Охота
    Неандертальцы были, вероятно, самыми умелыми охотниками своего времени. Иначе они не смогли бы выжить в условиях сурового холодного климата ледникового периода. Летом можно было питаться корнями и ягодами. Но зимой группы неандертальцев могли рассчитывать только на добычу мяса во время совместной охоты на млекопитающих, обитающих в тундре и лесах холодного пояса. По костям, найденным в пещерах и на открытых стоянках, видно, что основную добычу европейских неандертальцев составляли такие крупные животные, как бизоны, пещерные медведи, лошади, северные олени, дикие быки, мамонты и шерстистые носороги. Мелкая добыча включала лис, зайцев, птиц и рыб. У нас мало данных о том, как охотились эти люди. Возможно, добычей охотников становились в основном больные, старые, совсем молодые или ослабленные животные и даже пребывающие в зимней спячке медведи. Однако ряд западноевропейских находок позволяет говорить, что с помощью огня люди могли загонять целые стада испуганных лошадей на утесы или в каньоны, заканчивающиеся тупиками, и устраивать там массовую бойню.
    Пещеры, шалаши и одежда
    Европейские неандертальцы смогли пережить суровые  зимы ледникового периода только благодаря тому, что создавали для себя теплый микроклимат с помощью одежды и обогреваемых жилищ. В некоторых местах естественными укрытиями от холода являлись пещеры. Группы людей численностью до 40 человек жили во многих десятках известняковых пещер в Европе. Остатки углублений от столбов у входа в пещеры говорит о том, что имелись занавесы из шкур, которые защищали от ветра, снега и дождя. Известны даже случаи каменной кладки внутри некоторых пещер. Там, где не было пещер, группы охотников строили укрытия в открытых местах. Наиболее внушительное впечатление производят большие шалаши или хижины, построенные в долинах восточноевропейских рек, где было много крупной дичи. Здесь люди возводили из веток сооружения длиной до 9 м, шириной до 7 м и высотой до 3 м. Очевидно, эти каркасы покрывали шкурами, которые закрепляли тяжелыми костями мамонта (они были найдены вокруг хижин). Следы старых очагов свидетельствуют о том, что неандертальцы обогревали свои шалаши и пещеры, сжигая дрова или кости. Об одежде можно судить главным образом по косвенным данным. Люди, очевидно, пользовались каменными ножами для раскройки меховых шкур, прокалывали дырочки в шкурах каменным или костяным шилом, а затем сшивали эти шкуры сухожилиями.
    Погребения, ритуалы, искусство
    Захоронения, ритуалы и зачатки искусства  говорят о том, что неандертальцы  в большей степени обладали самосознанием, общественными интересами и в целом были более способны к абстрактному мышлению, чем их предки. Неандертальцы явились первыми людьми, которые систематически хоронили своих мертвых. К началу второй половины XX века ученые раскопали 68 захоронений, главным образом в Европе, и почти все в пещерах, где было найдено более 150 тел. Имеются несомненные доказательства того, что погребение умерших было обрядом. Скелеты лежали в ямах, вырытых в полу пещер. Многие были уложены в позу спящего человека и снабжены предметами, которые, как считалось, должны были сопутствовать умершему в его могиле: от каменных орудий и кусков жареного мяса до каменных подушек, подстилки из хвоща и разбросанных вокруг цветов (о чем можно судить по оставшейся от них пыльце). Все это говорит о том, что неандертальцы придавали значение жизни и смерти отдельного человека и, возможно, задумывались о загробном существовании. Может быть, они проявляли также и сострадание друг к другу. На стоянке Шанидар в Ираке только заботливые соплеменники могли долго ухаживать за полуслепым, больным артритом стариком с высохшей рукой, пока он не умер. Но все же, подобно своим предшественникам, эти люди, по-видимому, иногда ели друг друга, раскалывая черепа и кости конечностей, чтобы извлечь мозг.  

    Человек разумный (кроманьонец)
    Современный человек (Homo sapiens sapiens) широко представлен ископаемыми остатками, найденными на стоянках от Юго-Восточной Азии до Европы. В некоторых древнейших скелетах даже обнаруживается конкретное сходство с той или иной современной расой: европеоидами, негроидами, монголоидами или австралоидами. Наиболее известны костные остатки ранних современных европейцев, совокупность которых называют кроманьонцами по скелетам, найденным в гроте Кро-Маньон в Юго-Западной Франции. Кроманьонцы были выше ростом и менее грубо сложены, чем неандертальцы. Некоторые палеоантропологи считают, что современный человек появился на одном континенте (скорее всего, в Африке), а потом распространился на все остальные, сменив архаичные местные формы Homo sapiens. Другие специалисты доказывают, что архаичные местные формы превратились в наш подвид независимо друг от друга. Согласно компромиссной теории, современный человек появился в одном месте, но его скрещивание с более древними местными формами привело к возникновению современных рас. Генетические материалы позволяют относить начало нашего вида к 200 000 лет назад, правда древнейшие находки представителей нашего вида насчитывают пока не более 100-120 000 лет.
    Новые приемы обработки камня и кости
    Как и в культурах неандертальцев, в культурах кроманьонцев позднего палеолита преобладали каменные инструменты и оружие, предназначенные для охоты. Но технология их изготовления претерпела серьезные изменения. Во-первых, кроманьонцы разработали новый способ получения каменных лезвий. Прижав к краю удлиненной каменной заготовки (призматического нуклеуса) долото, изготовленное из оленьего или лосиного рога, мастер ударял по нему молотком, сделанным из камня, кости, дерева или рога. В результате этого направленного под углом удара от заготовки откалывался узкий плоский отщеп с острой кромкой. Надавливая на этот отщеп в надлежащих местах острыми каменными клиньями, можно было получить другие, более мелкие, отщепы. Иными словами оббивная техника скола сменилась отжимной. В результате из одного камня удавалось изготовить значительно большее количество тщательно отделанных орудий, чем это позволяли ранее применявшиеся технологии. Около половины всех инструментов кроманьонцев было сделано из кости, которая прочнее и долговечнее дерева и более доступна в качестве сырья нежели камень. Из этого материала кроманьонцы делали и такие новые орудия, как иглы с ушками, крючки для ловли рыбы, гарпуны и копьеметалки.
    Способы охоты
    Оружие и способы охоты кроманьонцев были значительно совершеннее, чем у неандертальцев; это имело огромное значение для увеличения пищевых ресурсов и роста населения. Копьеметалки давали человеческой руке выигрыш в силе, удваивая расстояние, на которое охотник мог метнуть свое копье. Теперь он был способен поразить добычу на большом расстоянии еще до того, как она успеет испугаться и убежать. В числе зазубренных наконечников был изобретен гарпун, в результате чего рыба впервые стала важным продуктом питания. Канавки, выдолбленные в наконечниках копий, увеличивали сток крови у раненого животного, ускоряя его гибель. Кроманьонцы были, возможно, самыми искусными из когда-либо существовавших охотников на крупного зверя. Сезонное проживание на избранных участках говорит о том, что они преследовали крупных животных во время их сезонных миграций на новые пастбища и обратно. Используя подобные приемы и орудия, кроманьонцы получили почти неиссякаемый источник высокопитательной пищи. Это, очевидно, способствовало их размножению и помогло им заселить даже суровые холодные районы приледниковой зоны.
    Жилище  и одежда
    В строительстве кроманьонцы в  основном следовали старым неандертальским  традициям, однако в некоторых их жилищах и, возможно, в одежде имелись существенные нововведения. Как и их предшественники – неандертальцы, европейские кроманьонцы иногда использовали пещеры в качестве жилищ. Многие из них имели выход на юг, обогревались солнцем и были защищены от холодных северных ветров. В тех местах, где пища имелась в изобилии круглый год, в одной большой пещере могло постоянно жить до нескольких десятков человек. Но в большинстве пещер видны лишь следы сезонного пребывания человека. И так же как и неандертальцы, кроманьонцы строили и наземные искусственные жилища. Одни были сложены из камня, другие вырыты в земле. У многих стены и крыша были сделаны в виде шатра из шкур, подпертых бедренными костями мамонта и закрепленных внизу по краям другими тяжелыми костями и бивнями. По единичным находкам и наскальным рисункам во французских пещерах видно, что кочующие охотники возводили также легкие шалаши.
    Возможностью  жить и трудиться в условиях ледникового периода кроманьонцы были обязаны новым видам одежды не в меньшей степени, чем новым методам строительства и использованию огня. Костяные иглы и изображения одетых в мех людей говорят нам о том, что они носили сохранявшие тепло тела меховые штаны, куртки с капюшонами, шитые обувь и рукавицы.
    Искусство и ритуалы
    В эпоху с 35 до 10 тысяч лет назад  Европа пережила великий период своего доисторического искусства. Круг произведений был широк: гравюры животных и людей, сделанные на небольших кусочках камня, костей, слоновой кости и оленьих рогов; глиняные и каменные скульптуры и рельефы; рисунки охрой, древесным углем и минеральной краской. Исследование более 100 пещер и скальных укрытий привело к появлению т.н. «стилевой периодизации» А. Леруа-Гурана, согласно которой искусство кроманьонцев прошло в своем развитии четыре стадии развития.
    Для первого периода (32–25 тысяч лет назад) характерны схематические изображения животных и других объектов, выполненные большей частью на маленьких предметах, которые люди очевидно носили с собой. Ко второму периоду (25–19 тысяч лет назад) относится ранее пещерное искусство, включая отпечатки рук, а также гравированные и нарисованные силуэты животных. Третий период (19–15 тысяч лет назад) явился вершиной пещерного искусства, что можно видеть по громадным по масштабу и реалистичным по манере анималистическим живописным произведениям. Для четвертого периода (15–10 тысяч лет назад) особенно характерны изображения на мелких предметах, а также символические знаки.
    Эта периодизация, основанная на построениях  А. Леруа-Гурана сегодня встречает  все большее число противников, хотя и продолжает оставаться общепринятой.
    Так, установлено, что стены пещер  использовались для росписей в течение  огромного промежутка времени: до десятков тысячелетий и большинство датировок рисунков не вписываются в существующую стилистическую хронологию. Стили А. Леруа-Гурана скорее больше соответствуют современному понятию «школы» или «направления» в живописи, нежели хронологическому этапу. Изображения на стенах пещер неоднократно подновлялись, иногда в течении 5 тысячелетий. Иной раз соседние изображения обнаруживают разительное сходство просто потому, что более позднее было подражанием более раннему. И наоборот, рисунки выполненные примерно в один и тот же период могут быть совершенно разными по стилю.
    Не  утихают споры о функциональном предназначении пещерной живописи. Просто эстетические потребности древнего человека, чем первоначально пытались объяснить этот феномен, едва ли могли являться причиной столь трудоемких действий. Большинство изображений находятся в глубине пещер, куда естественный свет не проникал, что требовало специальной техники освещения. В одной из пещер был найден светильник из известняка, представляющий собой блюдце с длинной ручкой, в которое наливался животный жир. Для комфортной работы древних мастеров требовались сотни таких светильников. Кроме того, необходимо было размалывать минералы, и приготавливать пигмент, из которого путем добавления связующего вещества образовывались краски. Пещерные изображения иногда обнаруживают высоко на стенах и даже на потолке, то есть там, куда человек не мог бы дотянуться. Ямы из-под столбов, найденные в некоторых пещерах, указывают, что для этого специально возводили леса. После нанесения изображений их либо передвигали в другое место, либо они с течением времени сгнивали.
    Кроме того, пещеры, по крайней мере те, в  которых обнаружены рисунки, не являлись местом жительства. Поэтому едва ли настенную живопись можно считать и попыткой облагораживания жилого интерьера, как некогда казалось отдельным исследователям.
    Некоторые исследователи полагали, что первобытный  художник изображал животных исключительно для ритуала охотничьей магии – перед охотой он символически убивал изображенного зверя, рисуя рядом дротики и «нанося» раны. Однако оказалось, что дротики и раны сопутствуют лишь двум процентам всех изображений. Да и вообще главному объекту охоты того времени – мамонту – пещерный живописец уделил лишь один процент своего внимания, чаще он рисовал бизона и лошадь.
    Сегодня большинство исследователей сходятся во мнении, что пещерная живопись была вызвана магическими или другими  раннерелигиозными практиками древних  людей. Однако современные интерпретации пещерных росписей, даже попытки прочитать якобы заложенную в них конкретную событийную информацию, представляются крайне умозрительными. Более адекватной представляется точка зрения, связывающая пещерную живопись с обрядами инициации.
    Еще одним массовым источником верхнего палеолита, со столь же неясным функциональным предназначением, являются т.н. «палеолитические Венеры». Они распространены на огромной территории от Западной Европы до Ангары. Время их изготовления находится в диапазоне от 27 тыс. до 20 тыс. лет назад.
    Эти фигурки отчасти выпадают из всей массы палеолитического искусства, в котором очень редко встречаются человеческие образы. Чаще всего это изображения женщин: в палеолитическом искусстве Евразии на 155 палеолитических Венер приходится только 2 статуэтки, изображающие мужчин.
    Женские фигурки весьма разнообразны, как  по материалу и технике исполнения (камень, кость, даже керамика), так и  по формальным признакам. Часть Венер изображает существ с характерными физическими признаками: сутуловатая осанка, отсутствие затылочного выступа, приземистые, нарочито тяжеловесные пропорции. В другой группе, воплощающей образ женщины, наблюдается нарочитое подчеркивание, даже гиперболизация признаков пола: живота, ягодиц, бедер, грудей, наряду с условностью, схематизмом, а зачастую и отсутствием других частей тела. Особую группу составляют изображения только женских торсов, иногда в состоянии беременности, только женских грудей, или только женских половых органов.
    Согласно  наиболее распространенной версии все  эти признаки позволяют говорить о преднамеренной ориентации этих произведений на магию плодородия, на культ Великой матери – мифологического образа многих первобытных культур.
    Однако  в последнее время встречаются  и некоторые альтернативные версии. В частности, довольно популярным становится мнение, высказанное в свое время еще А. Леруа-Гураном о том, что т.н. признаки «плодородия» у женских фигур обусловлены каноном художественного стиля, а стреловидные знаки на их поверхности возможно являются элементами знаковой системы, совершенно не связанной с магией. Например, они могут являться своеобразными календарными символами, указывающими на количество дней или месяцев, связанных с менструальным циклом, беременностью или лактацией.
    На  сегодняшний день все интерпретации позднепалеолитического искусства носят дискуссионный характер.
    Кроманьонские погребения
    С большей уверенностью по погребениям  кроманьонцев можно судить о их символических  ритуалах и росте богатства и социального статуса. Хоронившие часто посыпали мертвых красной охрой, которая, как предполагают, символизировала кровь и жизнь, что, может быть, свидетельствует о наличии у кроманьонцев веры в загробное существование. Некоторые трупы были захоронены с богатыми украшениями; это ранние признаки того, что в сообществах охотников-собирателей начали появляться богатые и уважаемые люди.  

    Мезолит
    14 тысяч лет назад холодная эпоха плейстоцена уступила место голоцену. Это время мягкого климата, в которое мы живем и сейчас. По мере потепления климата Европы территория, занятая лесами, расширялась. Леса наступали, занимая огромные участки бывшей тундры, а море, уровень которого повышался, затопляло низкие побережья и долины рек. Климатические изменения и усиленная охота привели к исчезновению огромных диких стад, за счет которых кормились кроманьонцы. Но на суше оставались в обилии лесные млекопитающие, а в воде – рыба и водоплавающая дичь. По костям, найденным на мезолитических стоянках, видно, что добычей охотников мезолита были благородный олень, косуля, кабан, дикие быки, бобры, лисы, утки, гуси и щуки. Люди мезолита занимались также сбором корней, плодов и орехов. Группы людей, очевидно, мигрировали с места на место, следуя за сезонными изменениями источников пищи. Археологи считают, что люди эпохи мезолита жили меньшими группами, чем их предки – кроманьонские охотники на крупного зверя. Но добыча пищи держалась теперь на более устойчивом уровне в течение круглого года, в результате чего количество стоянок и, следовательно, численность населения возрастали. Продолжительность жизни тоже, по-видимому, увеличилась.
    Орудия  эпохи мезолита
    Одним из основных видов охотничьего оружия являлись лук и стрелы, которые, вероятно, были изобретены еще в позднем палеолите. Лук и стрелы – очень сложное многосоставное оружие, которое едва ли могло появиться сразу в готовом виде. Предполагается, что основой для его изобретения могли стать рогатки, стрелявшие небольшими дротиками. Лук и стрелы было легче носить с собой, чем тяжелое копье; к тому же они давали более высокую точность прицела и большую дальность стрельбы и требовали меньшей мускульной силы. Стрелы и другие каменные орудия имели составной характер в виде маленьких острых кусочков кремня, которые называют микролитами. Многие из микролитов не превышали 1 см в длину и имели стандартную форму полукруга, стержня, треугольника или трапеции. Микролиты приклеивались смолой к древку из оленьей кости, и их можно было легко заменить, если они отваливались или притуплялись. Кроме того, изготовление микролитов сберегало материал. Новые образцы крупных каменных орудий помогали людям эпохи мезолита изготовлять челноки, весла, лыжи и сани. Все это вместе взятое позволило освоить огромные водные участки для ловли рыбы и облегчило передвижение по снегу и заболоченной местности.
    В это время появился новый вид дистанционного оружия – бумеранги. Они представляли собой серповидные деревянные палки длиной до 1-1,5 метров. Производство их было весьма технологически сложным. Необходимо было на глаз определить все пропорции изделия, придать нужную кривизну, сечение, заострить концы, рассчитать вес и размеры. Необходимый изгиб бумеранга достигался благодаря вымачиванию его в воде и высушиванию в определенном положении в горячем песке или золе. Дальность полета бумеранга достигала 100 метров. Они были распространены в Северной Европе и Азии, Америке, Австралии. 

    Неолит
    Возникновение земледелия
    10 тысяч лет назад началось преобразование  жизни человечества, связанное с  открытием земледелия. Определенный  участок плодородной земли может прокормить значительно больше земледельцев, чем охотников-собирателей; поэтому там, где распространялось земледелие, население возрастало. Оседлый образ жизни приводил к появлению ремесла и торговли. Эти культуры эпохи неолита, связанные с земледелием и/или скотоводством, возникали, по-видимому, независимо друг от друга в различных местах и в разное время. Земледелие впервые широко распространилось около 10 тысяч лет назад внутри и поблизости от так называемого «Плодородного полумесяца», который охватывает Египет, Юго-Западную Азию и побережье Персидского залива. Здесь первые земледельцы занимались возделыванием пшеницы, ячменя, чечевицы и гороха. Примерно 7 тысяч лет назад китайцы начали выращивать такие культуры, как просо, рис, соя, таро и ямс. 5 тысяч лет назад Мезоамерика, или Центральная Америка (Южная Мексика, Гватемала и Гондурас), превратилась в третий великий центр земледелия, где занимались возделыванием кукурузы, фасоли, тыквы и хлопка.
    До  сих пор идут споры о том, когда и почему люди каменного века перешли к оседлому образу жизни и к земледелию. Сообщества собирателей-охотников уже добывали достаточно пиши для своего пропитания и имели много досуга. Ранние земледельцы работали значительно больше, получая менее разнообразные продукты питания и рискуя погибнуть от голода в случае неурожая. Более того, в основных раннеземледельческих центрах оседлость предшествовала появлению производящих форм хозяйства как минимум на несколько сотен, а то и тысяч лет. Пока внятного объяснения этому феномену нет до сих пор (одна из гипотез связывает его с формированием культа предков).
    Скотоводство
    Основным центром доместикации скота была Юго-Западная Азия. 8,5 тысячи лет назад уже разводили овец, коз и крупный рогатый скот, которые служили в качестве живых источников мяса и сырья для изготовления одежды. Удобным было то, что каждая из этих групп животных питалась растениями, несъедобными для человека: козы обгрызали деревья и кустарники, овцы ели травы, росшие на склонах холмов, а крупный рогатый скот пасся на богатых лугах долин. Тем временем свиньи, произошедшие от диких кабанов, стали полезными «уборщиками» мусора в деревне. Селекция всех этих пород привела к появлению послушных животных, которые имели более короткие рога или клыки, чем их дикие предки, и давали больше мяса, молока, шерсти. 5 тысяч лет назад одомашненные быки, верблюды, ослы, лошади, а в Южной Америке также и ламы уже перевозили грузы, что в корне преобразовало путешествия по суше.
    Орудия  эпохи неолита
    Сейчас  археологи уже отказались от старого представления о том, что люди эпохи неолита имели стандартный набор орудий с полированными каменными топорами, гончарными изделиями и камнями для помола зерна. Неолитические новации распространялись крайне неравномерно. Так, например, на юге Европы земледелие появилось раньше, чем гончарное дело, а на севере, наоборот, земледелие было освоено позже. Развитие земледелия сопровождалось распространением орудий для расчистки полей, подготовки почвы к посевам, сбора урожая, складирования запасов зерна, выпечки хлеба, ткачества.
    Для окончательной обработки каменных орудий стала широко использоваться шлифовка. Возросшее значение шлифовки было вызвано с возросшей потребностью в дереве и совершенствованием его обработки. Вначале существовало сухое шлифование с помощью небольшого каменного бруска (абразива). Позднее появилась мокрая шлифовка, которая была эффективнее сухой в 2-3 раза, но требовала обильного и непрерывного полива водой. Для придания изделию из камня блеска и высокой чистоты поверхности использовалось полирование. Оно больше использовалось при изготовлении украшений, оружия, знаков общественного положения, реже - при изготовлении рядовых орудий труда.
    Значительно усовершенствовался способ сверления  камня, который появился еще в  верхнем палеолите. Теперь сверление производилось лучковым способом, что обеспечило высокую скорость движения сверла, значительное давление на деталь и отсюда эффективность операции. Лучковый способ сверления позволил значительно повысить прочность насадки ударных орудий на деревянные рукоятки, что сыграло важную роль в совершенствовании кайл, молотов, топоров.
    Более широкое распространение получает и пиление камня, также применявшееся  еще с эпохи палеолита и  применявшееся прежде всего для  изготовления украшений. Теперь этот экономичный с точки зрения расходования ценных материалов способ стал использоваться и при изготовлении рабочих орудий и прежде всего из нефрита и серпентина. Для повышения эффективности пиления стали также использоваться абразивные материалы.
    Широкое применение эффективных способов и  приемов обработки камня позволило создавать новые орудия и инструменты. Это касается прежде всего неолитических топоров, тесел и стругов для обработки дерева. Эти инструменты не только позволяли осуществлять масштабную вырубку леса, но и создавать сложные сооружения и изделия из дерева: дома, укрепления, лодки-однодревки.
    Дома, могилы и святилища
    Наибольших успехов создатели неолитических культур добились в строительстве, более разнообразном и замечательном, чем когда-либо прежде. Мастера строили деревни и поселения из материалов, имевшихся в данной местности. Дома со стенами из сырцового кирпича были распространены в Юго-Восточной Европе и Юго-Западной Азии с их сухим климатом. Но в дождливых районах Западной Европы много строили из леса. Здесь дома имели деревянные столбы и коньковые брусы, поддерживающие наклонные крыши; вода стекала с карнизов, выступающих над сплетенными из прутьев стенами, которые были обмазаны для защиты от воды глиной или навозом. В Швейцарии озерные жилища стояли на деревянных сваях, которые предохраняли их от затопления. На безлесных, продуваемых ветрами пространствах жилища имели каменные стены. Но наиболее внушительное впечатление производили неолитические сооружения, выполнявшие религиозные функции. Более 8 тысяч лет назад десятки храмов стояли в раннем городском поселении Чатал-Хююк, на территории нынешней Турции. 6 тысяч лет назад вырубленные из камня гробницы появились в Италии и на Мальте, где из огромных каменных глыб, мегалитов, сооружались неолитические заупокойные храмы. 5 тысяч лет назад строители мегалитов на Британских островах и в Бретани независимо друг от друга сооружали дольмены, состоящие из отдельных камер; это были гробницы с галереями или крытыми ходами. К 2700 г. до н.э. эти способы захоронения как и общие захоронения в виде длинных могильных курганов уступили место единичным гробницам в круглых могильных холмах.
    Появление городов
    5-6 тысяч лет назад производство продуктов питания и металлургия способствовали превращению некоторых поселений в первые в мире крупные города. Городская цивилизация впервые развилась у шумеров бронзового века в Месопотамии – стране, расположенной в междуречье Тигра и Евфрата на территории современного Ирака. Затем первые города появились в долине Нила в Египте, в долине Инда в Пакистане, по берегам Жёлтой реки (Хуанхэ) в Китае, а также в наиболее благодатных районах Перу и Мексики. Во всех этих местах ирригация плодородных земель помогала крестьянам производить достаточное количество пищи для пропитания больших концентраций городского населения, которое состояло из специалистов, полностью посвятивших себя ремеслам, не связанным непосредственно с получением продуктов питания. По мере этих перемен человеческие сообщества превратились из племенных групп в родовые кланы, а потом в государства, расслоенные на общественные классы. Большая часть богатства и власти были сосредоточены в руках царей или священников, правивших с помощью чиновников, которые, очевидно, занимались организацией орошения, сбора налогов и запасов продуктов питания для общих нужд. Эта общественная структура нашла свое отражение в новых внушительных типах построек – храмах, дворцах и фортификационных сооружениях.
 

     МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ 

    Общественные  образования, которые называют древними цивилизациями, стали появляться в разных регионах Земли не ранее 6-8 тыс. лет назад. Примерно с этого времени наметились три основных пути развития человечества.
    Часть племен продолжает традиции каменного  века. Некоторые из них – вплоть до нынешнего времени (бушмены, пигмеи, аборигены Австралии, многие жители Океании, крайнего Севера, бассейна Амазонки, отдельные горские народы и т.д.). Они остаются в основном собирателями, охотниками, рыболовами.
    Другая  часть человечества, давшая начало оседлой земледельческой и кочевой  скотоводческой цивилизациям, объединяется в более или менее крупные объединения племен, начинается формирование этносов и становление принципиально новой организации общественной жизни – государственных структур.
    Однако  кочевники, за редким исключением, не создают  тех материальных структур, которые принято называть городской культурой и которая сегодня обычно отождествляется с цивилизацией. Организационные структуры кочевой цивилизации оказались менее устойчивыми, чем земледельческие, а ценности их культур – менее овеществленными, и не столь разнообразными. Возможно именно поэтому кочевая цивилизация сегодня практически исчезла с лица земли, не выдержав конкуренции с земледельческой – очень стабильной и инертной.  

    Практически все древние цивилизации, появлялись там, где, во-первых, производящее хозяйство создавало существенные излишки производства, а во-вторых, там где была развита городская культура.
    Первый  из этих факторов (земледелие и скотоводство – это, с экологической точки зрения, искусственный популяционный взрыв ряда съедобных для человека растений и животных) создавал предпосылки для демографического взрыва в обществах первых протоцивилизаций. А демографический рост, в свою очередь, позволял усложнять структуру общества и решать целый комплекс новых задач, вставших перед протоцивилизациями.
    Второй  фактор, касающийся наличия развитой городской культуры, определялся  необходимостью неких базовых социально-интегративных функций, которые бы сплачивали и структурировали общество. Если провести сравнительный анализ древнейших цивилизаций, то можно выделить по меньшей мере три универсальных объекта материальной культуры, выполнявших эти самые социально-интегративные функции. Во-первых, это ирригационные сооружения. Они служат всему социуму, и имеют весьма выраженную производительную направленность. Два других объекта также служат всему обществу, но не являются производительными. Это культовые сооружения и сооружения фортификационные.
    Нулевая производительность и максимальная коллективность, с точки зрения социально–интегративных возможностей, полностью уподобляют фортификацию культовым сооружениям. При всем различии их внешних повседневных функций их внутренняя общественная сущность идентична.
    К ирригационным, или речным, можно  отнести цивилизации Египта, Междуречья, Индии и Китая. К культовым, или храмовым, – большинство цивилизаций Перу и Мезоамерики, Минойскую цивилизацию и некоторые протоцивилизации Междуречья. К фортификационным – Микенскую, Ханаанскую и некоторые другие переднеазиатские протоцивилизации.
    Ирригационные, культовые и фортификационные объекты, их строительство и эксплуатация, требовали с одной стороны усложнения, дифференциации общества, ранее более или менее однородного, а с другой, требовали его единения, осознания общих интересов. Возможно, что именно эта противоречивость легла в основу социальной напряженности и в то же время целостности человеческих обществ цивилизованной эпохи. 

    МАТЕРИАЛЬНАЯ  КУЛЬТУРА МЕСОПОТАМИИ 

    Древнее Двуречье
    Одна  из самых древних цивилизаций  в мире возникла на территории Месопотамии в плодородной низменности между Тигром и Евфратом. В хозяйственном отношении Тигр и Евфрат объединяли проживавшие здесь народы, но никак не влияли на их этнополитическую пестроту и разобщенность. Здесь отсутствовали естественные границы, защищавшие его население от грабительских набегов соседних народов, что придавало Месопотамской цивилизации динамичность, открытость и полицентричность. Сезонные наводнения привели к тому, что уже в IV тыс. до н.э. здесь зарождается ирригация в виде довольно сложной системы оросительных каналов и водохранилищ, что создало основу для появления крупных общественных образований.
    Из  строительных материалов в изобилии здесь имелись лишь глина и природный асфальт. Из глины делали ящики, бочки, трубы, очаги, литейные формы, мебель, веретена, светильники, статуэтки, погребальные ящики. Из глины лепили сосуды, сперва от руки, а затем на гончарном круге. Также из глины изготовляли и главный строительный материал сырцовый кирпич, примешивая в него рубленый камыш или солому. Этот кирпич не обжигался в печи, а просто просушивался на солнце. Из него строили дворцы, храмы и жилые дома. Наконец, на глине писали и верили в то, что первых людей боги тоже вылепили из глины.
    На  севере Месопотамии встречались месторождения свинца, олова, железа, в гористых районах много камня. Шумеры научились получать чистую медь, из которой делали оружие, топоры, серпы, посуду, светильники и статуэтки. Несколько позднее появилась бронза – сплав меди со свинцом или оловом. Главное дерево Месопотамиифиниковая пальма – давала питательные и вкусные плоды, но невысокую по качеству древесину, поэтому дерево ценилось и являлось важным предметом импорта.
    Ограниченность  возможностей в Месопотамии необычайно активизировала архитектурную мысль. Уже к середине IV тыс. до н.э. сложился тип храма на платформе. Он возник на основе шумерского жилища: южного с открытым внутренним двором и плоским перекрытием и северного с внешним двором и двускатной кровлей. В условиях сильно заболоченной почвы появилась идея специальной платформы из сырца, облицованной для прочности камнем. Платформа выравнивала строительную площадку (при наличии естественного, природного возвышения это было тем более существенно), служила целям дополнительной гидроизоляции. Она являлась своеобразным постаментом, поднимающим вверх постройку святилища, бывшего в представлениях жителей Месопотамии жилищем Божества.
    Сырцовый кирпич, как главный строительный материал (камень и дерево в Двуречье всегда были привозным, а значит дорогим, материалом) сыграл огромную роль в развитии конструкции шумерского храма. Сырцовый кирпич создал архитектуру Месопотамии. При отсутствии дерева он рано начал использоваться в Шумере и для создания дополнительных опор, и для возведения перекрытий. Материал диктовал сводчатую систему и шумеры перешли к своду и арке. Потом это ляжет в основу архитектуры древнего Рима и всей европейской архитектуры в целом.
    Отличаясь массивной монументальностью, месопотамская архитектура создала оригинальные храмовые ступенчатые башни-зиккураты. Тип башнеобразного святилища зиккурата являлся выражением представлений, согласно которым самым лучшим и значительным в архитектуре считалось то, что могло быть сопоставимо с горой, вершина которой возносится к небу. Увеличение числа платформ до трех и более, а также увеличение высоты самой платформы привело к уменьшению, а затем и доведению до минимального масштаба собственно святилища. Месопотамская архитектура многообразна и сложна в разработке конструкции, но постройки ее, к сожалению, почти не сохранились или сохранились плохо в силу непрочности ее материала. 

    Истоки Месопотамской цивилизации
    В VII-V тыс. до н.э. Месопотамия становится местом формирования нескольких крупных земледельческо-скотоводческих племенных образований.
    В ранненеолитическом поселении Джармо на севере Месопотамии (VII-VI тыс. до н.э.) люди жили в примитивных домах, построенных из глины и тростника на каменном основании, которые часто реставрировались или перестраивались. Постоянное население состояло из около 150 чел. Орудия труда преимущественно каменные. На позднем этапе появляется много инструментов из кости, в частности, иглы, пуговицы и ложки.
    На  раннем этапе для жидкостей жители использовали плетеные корзины, обработанные смолой местного происхождения. Позже появляется керамика, самая ранняя на Ближнем Востоке, очень простая, ручной работы, с толстыми стенками. Кроме посуды из глины изготавливали зооморфные и антропоморфные фигурки, в том числе, изображения беременной женщины, предположительно, Богини-матери.
    Использовали  каменные серпы и другие земледельческие  орудия, а также гравированные  мраморные ящики для хранения урожая. Выращивали одомашненную пшеницу, ячмень, бобовые, а также собирали дикорастущие желуди, фисташки и злаки, употреблявшиеся в пищу и на корм скоту: козам, овцам и собакам. В последние годы существования селения разводили также свиней.
    Хассунская  культура, возникшая в предгорьях северо-западной Месопотамии в VI тыс. до н.э., характеризуется многокомнатными глинобитными постройками с плоской крышей, появлением металлических изделий и орнаментированной глиняной посуды. Обязательной принадлежностью каждого дома являлась обжигательная или металлургическая печь, иногда в виде довольно массивного сооружения. Полы и стены в домах покрывались циновками из камыша.
    Жители  Хассуны жили в небольших посёлках площадью 1-3 гектара. Населенность даже самых крупных поселений Хассуны не превышала нескольких сотен человек.
    О сельскохозяйственном образе жизни свидетельствуют топоры, серпы, мельничные камни, закрома, печи для выпечки и многочисленные кости одомашненных животных. Женские статуэтки являются предметами культа, а погребения в глиняных ящиках вместе с пищей говорят о наличии веры в загробную жизнь.
    Халафская культура в северной Месопотамии (V тыс. до н.э.) характеризуется глинобитными круглоплановыми домами, керамикой с монохромной, а затем и полихромной росписью, глиняными фигурками полных сидящих женщин. Специфика халафского зодчества – преобладание круглых строений, иногда на каменном фундаменте с примыкающими к ним прямоугольными помещениями. Тонкостенная халафская глиняная посуда украшалась разноцветным геометрическим и растительным узором, а также изображениями пятнистых барсов, оленей, птиц, рыб, змей. Впервые появляется техника глазури. Судя по всему у халафцев ремесло уже отделилось от земледелия, и появилась самая примитивная меновая торговля.
    Основой хозяйства были земледелие и скотоводство. Земледелие основывалось на природных осадках, ирригация не использовалась. Выращивали эммер (сорт пшеницы), ячмень и лён. Держали коров, овец и коз. Найдены каменные зернотёрки, ступки, серпы, обгоревшие зёрна разных видов пшеницы, ячменя, кости домашних животных (коровы, овцы, козы, собаки и др.). Многочисленны орудия из кости.
    Обнаружены антропоморфные и зооморфные глиняные фигурки, отдельные медные предметы (в том числе печать). Но медь для изготовления орудий не использовалась.
    Погребения  — трупоположения в катакомбах и  ямах, трупосожжения. Мертвых хоронили вместе с дарами, среди которых были глиняные женские фигурки и букрании (изображения быков).
    В середине V тыс. до н.э. сложилась Убейдская культура, которая широко распространилась в Южном Двуречье. Основным занятием убейдцев было сельское хозяйство. Они уже начали сооружать большие и сложные системы искусственного орошения, включая каналы и водохранилища. Активно шел процесс специализации производств. Возводились не только утилитарные постройки, но и монументальные и культовые строения. Вероятно, выделились ремесленники, торговцы, жрецы. Для данной культуры характерны монохромная расписная, большей частью с геометрическим рисунком, керамика, вылепленная от руки, иногда в форме животных; незначительное количество медной посуды, печати-штампы, серпы с кремневыми вкладышами, культовые статуэтки стоящих женщин с головами фантастических существ и так далее.
    Убейдская культура стала прологом шумерской цивилизации.
    Шумерская цивилизация
    Основы  цивилизации в Месопотамии заложили шумеры. Где находилась их прародина не ясно. Они говорили на языке, родство которого с другими языками до сих пор не установлено. В антропологическом плане они принадлежали кавказско-средиземноморской разновидности европеоидной расы.
    Со  второй половины IV тыс. до н.э. шумеры переходят в цивилизованное состояние, что нашло свое выражение в Урукской культуре (2-я пол. IV-III тыс. до н.э). Уже к исходу IV тыс. до н.э. большие поселения превращаются здесь в города-государства. Каждый такой город (а их насчитывалось более 20) имел свой храмовый комплекс в виде высокой ступенчатой башни зиккурата, дворец правителя и глинобитные жилые постройки, причем во многих жилых домах была канализация. Города Шумера строились на холмах и были окружены стенами. Они делились на отдельные поселки, из соединения которых и появились эти города. В центре каждого поселка находился храм местного бога. Бог главного поселка считался господином всего города. В каждом из таких городов-государств жило от 20 до 40-50 тыс. человек.
    В IV тыс. до н.э. город Урук являлся самым крупным городом Месопотамии. Он занимал площадь примерно 7,5 кв. км., треть которой была под городом, треть занимала пальмовая роща, а на остальной площади располагались кирпичные карьеры. Обжитая территория Урука составляла 45 га. В области подвластной Уруку находилось более 100 сельских поселений.
    Материальная  культура урукского периода развивалась далеко не всегда прямолинейно. В гончарном производстве исчезла высокохудожественная керамика. Этот регресс был связан с массовым выпуском глиняных изделий, изготовляемых с помощью гончарного круга.
    Шумеры в различных местах долины занимались осушением болотистой почвы и использовали воды Евфрата, а затем и Тигра для создания ирригационного земледелия. Создание целой системы каналов и регулярное орошение полей, в сочетании с продуманной агротехникой были важнейшим достижением Урукского периода.
    В городских центрах набирало силу ремесло, стремительно специализировавшееся. Появились строители, металлурги, гравировщики, кузнецы. В особое производство выделилось ювелирное дело. Помимо различных украшений изготовляли культовые фигурки и амулеты в виде разнообразных животных: быков, овец, львов, птиц. Уже в первой половине III тыс. до н.э. шумеры стали привозить золото, серебро, медь, свинец из соседних областей. Шла оживленная международная торговля в виде бартерных сделок или обменов дарами. В обмен на шерсть, ткани, зерно, финики и рыбу они получали также дерево и камень.
    Жизнь шумерского общества складывалась вокруг храмов, которые имели важное общественное и экономическое значение. В них концентрировались значительные материальные ценности. Около 3000 г. до н.э. храмовые хозяйства стали настолько сложными, что понадобился их учет, что повлекло за собой изобретение письменности на рубеже IV-III тыс. до н.э. Первоначально она имела характер пиктографии, т.е. рисуночного письма. Рисовали на сырых глиняных табличках углом заостренной тростниковой палочки. Затем табличке путем высушивания или обжига придавалась твердость. Каждый знак-рисунок обозначал либо сам изображенный предмет, либо любое понятие, связанное с этим предметом. Постепенно знаки теряли свою конкретность, и со временем превратились в комбинацию клиновидных черточек. Такое письмо получило название клинопись. Будучи воспринятой многими соседями шумеров, клинопись иногда называют латиницей Древнего Востока.
    После недолгого периода объединения  в середине III тыс. до н.э.большей части Месопотамии в рамках единого государственного организма, известного под именем «III династии Ура», наступил период политической раздробленности, который длился свыше двух столетий. В такой обстановке выдвинулся и постепенно добился преобладания город Вавилон.
    Выгодно расположенный в месте, где сближаются русла Тигра и Евфрата и скрещиваются важнейшие речные и караванные торговые пути, Вавилон приобрел большое политическое и культурное значение, сохранявшееся на протяжении полутора тысяч лет.
    Несмотря  на ведущую роль Вавилона, Месопотамия по-прежнему оставалась страной множества городов. Обычно город этого периода занимал площадь от 2 до 4 кв. км и насчитывал несколько десятков тысяч жителей. Внешне любой месопотамский город отражал сложившийся при шумерах градостроительный стандарт. В центре, как правило, помещался храмовый комплекс с зиккуратом, храмами бога-покровителя нома и других божеств. Здесь же находился дворец правителя. Остальную часть города занимали дома горожан. Их размеры колебались обычно от 35 до 70 кв.м. Они образовывали узкие улицы, не более 2 м шириной. Наверное, вид у этих улиц был достаточно мрачный, т. к. фасады домов представляли собой сплошные глиняные стены без окон и каких-либо украшений. В Вавилоне времен Навуходоносора в дом приходилось спускаться по ступенькам – уровень улиц быстро повышался из-за выбрасываемых на них строительных и бытовых отходов. Входную дверь красили в красный цвет для защиты от злых духов. В богатых домах имелись встроенные туалеты и глиняные ванны, врытые в землю. Кухонный очаг был сложен из кирпича и не имел дымохода, поэтому печь для изготовления хлеба старались выносить во двор. Лишь изредка встречаются 2-этажные дома. Хижины бедняков были предельно просты - остов из стеблей тростника покрытый сверху циновками.
    Кроме городов существовали и небольшие  сельские поселения, население которых составляло от пятидесяти до нескольких сот человек. Жители этих поселений работали на полях. Они возделывали ячмень, реже пшеницу, выращивали лук, бобовые, финики.
    Сельское  хозяйство Вавилонии базировалось исключительно на орошении, основы которого были заложены шумерами в конце IV – начале III тыс. до н.э. От рек были отведены многочисленные каналы. Уровень воды в них регулировался плотинами, каждый год приходилось укреплять дамбы и расчищать каналы. Самой большой проблемой вавилонского земледелия было засоление почвы. В жаркое время года содержащаяся в речной воде соль оседала на полях, а сильные дожди, способные ее вымыть, были весьма редки. Поэтому с течением времени плодородие земли понижалось. При 0,5% содержания соли в почве нельзя возделывать пшеницу, при 1,5% – ячмень, а при 2% перестают расти даже финиковые пальмы. В старовавилонский период пшеницу сеяли уже редко, а средний урожай ячменя составлял 12 центнеров с гектара. Ряд ученых даже связывает упадок шумерских городов с кризисом сельского хозяйства.
    В нововавилонский период крестьянам удавалось получать со своих полей  неплохие урожаи за счет того, что каждый третий год поля оставляли незасеянными и собирали один урожай в год. Зерно хранили в высоких цилиндрических башнях и доставали через отверстие внизу. Волов использовали как тягловую силу и очень редко резали на мясо. Большое значение имели козы и овцы, от них получали шерсть, молоко, кожу. Интересно, что до середины II тыс. до н.э. шерсть не стригли, а выщипывали. Для перевозки грузов использовали ослов. Стада лошадей появляются в касситский период, в I тыс. до н.э. их стали применять в боевых колесницах.
    На исходе VI века до н.э. Вавилон пал под ударом персов, а сама Вавилония была присоединена к могущественной Персидской державе, навсегда утратив свою независимость.
    У Месопотамской цивилизации не было непосредственных преемников, хотя ее достижениями и ученостью воспользовались многие цивилизации мира. Культура, созданная шумерами, сохраненная и обогащенная аккадцами и вавилонянами, продолжает жить и в наше время. Месопотамскую цивилизацию открыли арабы в средневековье, а затем и европейцы в эпоху Возрождения и особенно в эпоху Просвещения.  

    МАТЕРИАЛЬНАЯ  КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА 

    Природа и население
    Цивилизация Египта, – выраженная речная цивилизация, – возникла в гигантском оазисе долины Нила, протяженностью 6500 км. Особенностью водного режима Нила являлись периодические разливы. В долине Нила дождя не бывало десятилетиями, солнце иссушало землю и к июню ширина реки значительно уменьшалась. Но в июле начинался разлив, река заливала всю долину. В августе-сентябре наводнение достигало высшей точки, и уровень воды повышался на 14 м. Когда к ноябрю Нил вновь возвращался в свои берега, на земле оставался слой плодородного ила. Это осадок и создавал плодородие египетской почвы – основу богатства и процветания египетской цивилизации.
    Весьма  благоприятными для развития цивилизации были и природно-географические и этнодемографические условия. С севера страну омывает Средиземное море, которое связывало Египет с материковой Грецией, островами Эгейского моря и переднеазиатским побережьем. На северо-востоке египтяне соседствовали с семитскими племенами. На западе граница Египта проходила по малонаселенным пустынным местностям. Первые пороги на Ниле отделяли египтян от Нубии (Эфиопии).
    Все необходимое для создания материальной основы цивилизации имелось в самом Египте или в окрестных близлежащих землях. Металлы, главным образом медь, египтяне привозили из Аравийской пустыни и Синайского полуострова, золото поступало из Эфиопии. В горах, окаймляющих долину Нила с запада и востока, добывали кремень, в каменоломнях около Каира получали известняк, а вблизи Асуана находили ценные сорта гранита. По всей видимости, страна была богата деревом, хотя его и не хватало. В нильских заводях росли папирус и лотос. Богат был и животный мир Египта – основа охоты и рыболовства.
    Раннеземледельческая  культура Египта
    Первые  люди появились в пойме Нила в эпоху неолита. Климат становился все более засушливым, высыхали нильские притоки, пустыня наступала, и люди тянулись к оазису Нила. Жители первых поселений вели оседлый образ жизни, возделывали ячмень и полбу, разводили скот, занимались охотой и рыболовством. Больших успехов достигли в ремесле, делая оружие, украшения, амулеты и статуэтки. Из камня изготовляли топоры и наконечники стрел, из дерева бумеранги, из слоновой кости гребни, ложки и амулеты, из раковин рыболовные крючки, выделывали кожи, знали ткани, умели плести корзины, делали глиняные сосуды.
    С появлением меди и медных орудий труда  началось наступление на Нильскую долину. В первой половине IV тыс. до н.э. началось создание системы орошения. На протяжении сотен лет египтяне были заняты одним и тем же: чтобы вода не уничтожила во время разливов все на своем пути, они строили специальные земляные стены, насыпали плотины и укрепляли дамбами берега. Этот процесс занял, вероятно, все IV тысячелетие до н.э. Вместе с ним менялись и социальные условия труда и их материальное выражение. Каждое ирригационное хозяйство объединяло людей в отдельную территориальную общность. В эпоху, предшествовавшую образованию государства, в Египте насчитывалось около 40 таких областей. В результате их объединения возникло два соперничающих между собой царства – Верхний и Нижний Египет.
    Оба царства, ведя борьбу за преобладание и господство во всей стране, в то же время экономически дополняли друг друга. Верхний Египет представлял собой центр развития земледелия, Нижний Египет – скотоводства, виноградарства и садоводства.
    Историю древнеегипетского государства принято делить на несколько периодов: Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства. На всех этапах исторического развития египетская цивилизация имела свои отличительные особенности.
    Раннее царство (около 3000-2800 гг. до н.э.)
    Около 3000 г. до н.э. в долине Нила уже существовало единое государство. Правда, на первых порах оно во многом еще напоминало достаточно аморфный племенной союз.
    Египет  Раннего царства жил в медном веке, но с пережитками каменного. Египтяне, используя изделия из меди (топоры, ножи, гарпуны, рыболовные крючки, пилы, мотыги, кинжалы, чаши и сосуды), не отказывались от каменных или деревянных предметов обихода. Но в строительстве камень еще применялся очень редко, чаще сырцовый кирпич или дерево. Архитектура жилищ известна лишь по сохранившимся керамическим моделям. Это были двухэтажные глинобитные дома с плоской крышей и огороженным двориком.
    Была  создана, расширялась и совершенствовалась ирригационная система страны, следствием чего стала достаточно высокая продуктивность сельского хозяйства. В Нижнем Египте процветало виноградарство, о чем свидетельствуют многочисленные находки сосудов для вина. Египтяне в то время держали много скота, в том числе быков, коз, баранов, ослов. Значительного прогресса достигло ткацкое ремесло, о чем свидетельствуют сохранившиеся льняные полотна высокого качества. В эпоху Раннего царства в Египте уже появилась зачаточная письменность и изготовлять первый писчий материал – папирус.
    Древнее царство (2800-2300 гг. до н.э.)
    В эпоху Древнего царства Египет стал крупнейшим централизованным государством. Объединение страны в единое целое способствовало подъему всех уровней египетского хозяйства: царского, храмового, частного. Каких-либо качественных изменений в сельском хозяйстве не произошло, разве что появилось новое орудие – грабли и стали заниматься пчеловодством. По-прежнему египтяне были заняты в садоводстве, виноградарстве, огородничестве. Впервые начали выращивать лук, чеснок, салат, огурцы. В царских поместьях и при храмах были большие скотоводческие и птицеводческие хозяйства. Главным хлебом Египта оставались ячмень и пшеница-двузернянка (эммер). Значительного развития достигли и ремесла. Каменные орудия труда все чаще и чаще вытеснялись медными, которые применялись в обработке дерева, становившегося все более востребованным материалом. Из него делали мебель, предметы домашнего обихода, двери, столбы и перекрытия в зданиях, военные суда и грузовые баржи.
    Материальным  воплощением могущества Египта являлись грандиозные пирамидальные усыпальницы фараонов, сохранившиеся (в отличие от жилых построек) до нашего времени. Древнейшие усыпальницы имели вид усеченной пирамиды (мастабы) или ступенчатой пирамиды (пирамида фараона Джосера). В дальнейшем это были правильные квадратные в основании пирамиды с гладкими гранями (пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина).
    С 2400 г. до н.э. все большее влияние  стала приобретать местная, а  не столичная знать. Гробницы номархов становились все более роскошными, а строительство пирамид значительно сократилось. Процесс ослабления центра и усиления местной знати привел к тому, что около 2200 г. до н.э. Египет распался на множество независимых областей – номов.
    Среднее царство (2050-1700 гг. до н.э.)
    Время раздробленности и борьбы номов друг с другом отрицательно сказалось на состоянии ирригационной системы – основы благополучия и развития египетской цивилизации. С объединением страны начинается эпоха Среднего царства.
    В это время египтяне не только вели успешные войны с соседними народами, но осуществили новый технологический прорыв – освоили бронзовое литье и производство стекла. Египтяне из медного века вступили в эпоху бронзы. Однако, как и прежде, на многих работах продолжали использоваться не только медные, но даже каменные орудия труда. Вся черновая работа делалась, как правило, каменными орудиями, а доводка медными и бронзовыми.
    Достижением египетской материальной культуры стало изготовление стекла, путем плавления смеси кварцевого песка и соды. Оно повлекло за собой создание новых ремесел, связанных с изготовлением посуды и ювелирных изделий. Широкого распространения достигло ткацкое дело. Начали изготовляться ткани различных видов и качества. Это были льняные ткани различной толщины, мешковина, грубая парусина. Впервые для их окраски стали применять растительные красители желтого, голубого и коричневого цветов. Основным занятием египтян оставалось земледелие. Сеть ирригации была расширена и улучшена, создав основу для восстановления единого и сильного Египетского государства.
    Гигантские  стройки культового характера (возведение усыпальниц и храмов) сменились столь же масштабным строительством уже хозяйственного назначения. Так в гигантской естественной котловине в районе Файюмского оазиса было создано огромное искусственное водохранилище, позволявшее отныне регулировать уровень воды в нильской ирригационной системе.
    Материальные  успехи Египта были прерваны вторжением гиксосов около 1700 г. до н.э. Власть гиксосов не простиралась выше среднего течения Нила, но последствия вторжения оказались разрушительными. Правда и гиксосы принесли с собой некоторые материальные новации: коневодство, колесный транспорт, и их использование в войне.
    Победа над гиксосами и объединение Египта около 1600 г. до н.э. обозначило вступление Египта в эпоху Нового царства.
    Новое царство (1580-1085 гг. до н.э.)
    В этот период Египет переживал экономический подъем и занял ведущее положение в Восточном Средиземноморье. Появилось железо, но оно пока еще воспринималось как предмет роскоши, изделия из него часто имели золотую оправу. Широкое распространение, постепенно вытесняя медь и медные изделия, получила бронза. Из меди и бронзы изготовляли орудия и инструменты (топоры, пилы, мотыги, ножи, молотки), оружие (мечи, кинжалы, боевые топоры-секиры, наконечники копий и стрел), ритуальные и бытовые сосуды, предметы культа и быта (статуэтки богов, царей, священных животных) и художественные изделия, сохранившиеся до наших дней. Особое значение приобретала металлургия. Были известны различные сплавы, например бронза, по цвету напоминавшая золото и сплавы золота, которые различались как белое золото, азиатское золото, нубийское золото, золото из коптской пустыни, хорошее золото, золото второго сорта, золото третьего сорта.
    Появились новые изобретения и усовершенствования в области техники и технологии. В металлургии появились кожаные меха с механическим приводом. Появился более удобный и производительный ткацкий станок горизонтального типа, усовершенствованный плуг с металлическим лемехом, в садоводстве для поливки стали пользоваться шадуфом – водоподъемным сооружением, напоминавшим колодезные журавли. Более интенсивно стало развиваться стеклоделие. Многочисленные мелкие изделия из непрозрачного цветного стекла и разнообразные сосуды украшали быт египтян. Достигнуты были и значительные успехи в области прикладной химии: достигло расцвета искусство мумифицирования, с помощью окиси железа делали золото со светло-алой поверхностью. Широко распространились колесные повозки и военные колесницы, а связанное с этим коневодство приобрело стратегическое значение. Впервые в качестве вьючного животного появляется верблюд, заменив на этом месте осла.
    Расширяется товарно-денежный обмен как внутри страны, так и за ее пределами. Именно в это время впервые появляется слово «торговец», а слова серебро и деньги становятся синонимами. За работу иногда уже стали платить деньги вместо натурального вознаграждения. Чеканной монеты еще не существовало, ее заменяли весовые единицы золота, серебра и меди.
    Вся экономика нового царства была связана  с завоевательной политикой фараонов. В Египет хлынули не только полезные ископаемые, но и сырье, зерно и скот, рабы.
    В XIII-XII вв. до н.э. с Балканского полуострова через Эгейское море в Переднюю Азию вторглась группа племен «народов моря». Победа над ними далась нелегко, при этом заметно ослабла власть центральной администрации. Политическое и экономическое размежевание Нижнего и Верхнего Египта усиливалось, а с середины XI в. единое египетское государство Нового царства прекращает свое существование.
    Позднее царство (XI-V вв. до н.э.)
    В Поздний период египетская культура находилась в затяжном кризисе. Главным условием процветания экономики Египта являлось орошение, поэтому поддержание функциональности ирригационной сети было одной из важнейших проблем в период нестабильности.
    Недолгое  объединение Египта в VI веке до н.э. было прервано персами в 525 г. до н.э., а затем, в 332 г. до н.э., завоеваниями Александра Македонского. После трехвековой эпохи существования единого эллинистического Египта периода Птолемеев, он был завоеван Римом и превратился в одну из рядовых римских провинций.
    Итак, Египет вступил в число цивилизованных обществ примерно в одно время с Месопотамией, хотя и уступал ей в уровне социального и экономического развития. Однако особенности социальной структуры древнеегипетского общества и особенности его географического положения привели к возникновению огромного по территории единого централизованного государства. Другое дело, что возможно эти же причины обусловили определенную культурную изолированность Египта. По сравнению с той же Месопотамией, чьи культурные достижения транслировались от одной цивилизации к другой и еще сегодня весьма заметны, достижения египетской культуры остались по преимуществу невостребованными другими цивилизациями. 

    МАТЕРИАЛЬНАЯ  КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ  ИНДИИ 

    Природа и население
    Один  из древнейших центров развития цивилизации  находился в Индии. В древнем  мире Индией называли земли к востоку  от реки Инд, которые составляли территорию нынешних Индии, Пакистана, Непала и Бангладеш. Здесь в долине Инда в IV-III тыс. до н.э. возникла высокоразвитая цивилизация, которая совпадала по времени с очагами земледельческих цивилизаций Египта и Месопотамии.
    Древнеиндийская цивилизация формировалась в  условиях относительной географической обособленности. Высочайшие горные системы Гималаев и Гиндукуша служили барьером, затруднявшим какие-либо перемещения племен. Они же задерживали сухие и холодные ветры, дующие с севера. Благодаря их ледникам, водная проблема в Индии стояла не так остро, как в Египте и Месопотамии. Хотя искусственное орошение было известно древним индийцам издавна, его вряд ли можно считать основой древнеиндийского земледелия.
    С юга к Гималаям примыкала Индо-Гангская равнина, которая делилась на западную (долина Инда) и восточную (долина Ганга). Река Инд протекала через весь полуостров от юга Гималаев к Аравийскому морю. Климат здесь сухой и жаркий. Река Ганг тянулась от Гималаев до Бенгальского залива. Здесь климат жаркий и влажный. Индо-Гангская равнина занимала одну четвертую территории Индии, являясь наиболее населенной ее частью. Отличаясь плодородными аллювиальными почвами, особо благоприятными для развития земледелия, эта равнина и стала местом формирования Древнеиндийской цивилизации.
    Природа Индии чрезвычайно разнообразна и богата, в том числе различными породами камня, железной рудой, цветными металлами. В морях, омывающих полуостров, добывали великолепный жемчуг, который заменял драгоценные металлы при изготовлении украшений.
    Также богата и флора Индии. Прекрасные пастбища способствовали развитию скотоводства, многочисленные породы деревьев давали превосходную строительную и поделочную древесину. Леса также давали пряности (перец, корицу, гвоздику), лекарственные снадобья, красящие вещества. В изобилии было и ценное техническое сырье: хлопок, шелковое волокно, лубяные материалы, писчий материал в виде листьев пальм, а также лианы, которые использовались для плетения корзин и в качестве веревок.
    Богат и разнообразен и животный мир этого региона. Одни животные становились объектом охоты, другие хорошо поддавались доместикации, как, например, собаки, коровы, буйволы, слоны, овцы, козы, куры. Почти все животные, прирученные человеком, встречаются в Индии в диком состоянии.
    Благоприятные для жизни и хозяйственной  деятельности природные условия  сочетались с высокой концентрацией  населения в этом регионе. Среди цивилизаций древнего мира Индийская отличалась многочисленностью и плотностью населения.
    Раннеземледельческая  культура Индостана
    Индия была заселена довольно давно. Уже в VI тыс. до н.э. на ее территории появляются самые ранние поселения земледельцев. Выделяется особая раннеземледельческая культура, называемая Мергарской. Поселения мергарцев расположены на западной окраине долины Инда в невысоких горных районах. Климат здесь более умеренный, небольшие речки служили источником воды для хозяйственных и бытовых нужд. Здесь же легко было найти укрытие от врагов. Первые поселения были небольшими. Их характерными особенностями являлись строения из сырцового кирпича, развитая кремневая индустрия, украшения в виде бус из кости, камня и раковин.
    Мергарцы  уже занимались элементарным земледелием  и приручали скот. Возделывались ячмень, пшеница, рожь. Засушливый климат района Мергара заставлял использовать для земледелия лишь влажные заболоченные почвы, – т.н. лиманное орошение. Относительно развитое земледелие сочеталось с охотой, игравшей большую роль. Каменная посуда для хранения и приготовления пищи в V-IV тыс. до н.э. сменяется глиняной посудой, которую делали с помощью гончарного круга. Она покрывалась росписью, нанесенной черной краской по красному фону и несложными геометрическими мотивами.
    С наступлением века металлов земледельцы  горных районов получили возможность  осваивать более обширные площади земель в равнинных районах. Оседлые общины мергарцев начали продвигаться в долину Инда, осваивая все новые и новые территории.
    Хараппская цивилизация
    В середине III тыс. до н.э. в долине Инда
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.