На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Образовательный процесс

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 10.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1. Понятие  образовательного  процесса.
Образовательный процесс  – педагогически обоснованный процесс  обучения, воспитания и развития в  рамках реализации образовательных  программ или программ отдельных  учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), осуществляемый организацией, осуществляющей образовательную деятельность, или индивидуальным предпринимателем.
Образовательный процесс  – это процесс интеллектуального  развития личности, усвоения ей опыта  старших поколений, результатов  развития науки и общественной практики в виде системы знаний, умений и  навыков.
Главная цель образовательного процесса – формирование образованности учащихся, просвещенности в тесной связи с общим педагогическим совершенствованием личности, воспитанностью и развитостью. Недостатки в любой  из этих составляющих приводят процесс  образования к педагогической неполноценности.
Урезанный до просвещения  процесс образования превращается в чисто учебный, лишаясь своих главных признаков. Главное педагогическое действие образовательного процесса – организованное присвоение учащимися определенной части предлагаемого им опыта и их личностные изменения. Основные элементы образовательного процесса: осознание и формулирование цели; управление им; деятельность учащихся, учение; субъект—субъектное взаимодействие; макро—и микросреда, в которых он осуществляется и воплощает цели в результаты; конечные результаты. Все эти элементы взаимосвязаны и включают в себя все компоненты «педагогического квадрата» – образование, обучение, воспитание и развитие.
Основные условия эффективности  образовательного процесса.
1. Подчинение достижению  цели образования всей системы  образовательного учреждения: целенаправленность, целевая деятельность, целевое управление, ориентированное на требуемый  результат, обеспечивающее его  достижение.
2. Обеспечение педагогической  целостности процесса: включение  всех направлений педагогической  работы – учебно—педагогической, воспитательно—педагогической, развивающе—педагоги—ческой.
3. Осуществление научно  обоснованной педагогической декомпозиции  общей цели и наметка конкретных  задач, вытекающих из квалификационных  требований к выпускнику: выстраивание  компонентов системности процесса, таких как содержание, время, формы, условия, технологии, методы, контроль, оценка, коррекция и др.
4. Ориентация на обучающихся: образовательное учреждение создается и функционирует для тех, кто в нем учится.
5. Помощь ученику в формировании  себя как личности: воплощение  цели формирования личности в  концепции учреждения образования,  уставе, программах и ином, а также  в личной концепции каждого  педагога.
6. Максимально доступная  интенсификация учения: обеспечение  стиля и атмосферы в образовательном  учреждении, при котором у учеников  возникает желание учиться.
7. Гуманизация и демократизация процесса, использование современных психолого—педагогических технологий.
8. Постоянный контроль, оценка, коррекция результатов по критериям  целей и задач.
9. Осуществление образовательного  процесса преподавателями—профессионалами;  повышение педагогического профессионализма  учительского и научно—педагогического  состава.
2. Образовательный результат. Компетенции.
 
3. Модель педагогического процесса.
Модель педагогического  процесса как целостной динамической системы. Данная модель функционирует так. Результаты педагогического процесса анализируется его субъектами и сверяются с поставленной целью. При необходимости вносятся соответствующие коррективы и педагогическое взаимодействие продолжается. Таким образом, педагогический процесс является самонастраивающейся системой. Относительно стабильными элементами этой системы являются цель, деятельность субъектов и содержание образования. Наиболее подвижными элементами являются методы, средства и организационные формы, с помощью которых в основном осуществляется управление педагогическим процессом.
Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности  и общности составляет главную сущность педагогического процесса. 

Рисунок  Педагогический процесс как педагогическая система.
Педагогический процесс  рассматривается как система. В педагогическом процессе имеется много подсистем, объединенных между собой другими типами связей.
4. Активность познавательной деятельности  обучающегося.
Познавательная деятельность - это  единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном  шагу, во всех видах деятельности и  социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно  полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских  задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.
Методы активизации познавательной деятельности учащегося
Степень активности учащихся является реакцией, методы, и приемы работы преподавателя  являются показателем его педагогического  мастерства.
Активными методами обучения следует  называть те, которые максимально  повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному  учению.
В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято  делить методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным.
Словесные методы.
1. Метод дискуссии применяю по  вопросам, требующим размышлений,  добиваюсь, на своих уроках, чтобы  учщиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих.
2. Метод самостоятельной работы  с учащимися. С целью лучшего  выявления логической структуры  нового материала дается задание  самостоятельно составить план  рассказа преподавателя или план-конспект  с выполнением установки: минимум  текста - максимум информации.
Используя этот план-конспект, учащиеся всегда успешно воспроизводят содержание темы при проверке домашнего задания. Умение конспектировать, составлять план рассказа, ответа, комментированное чтение литературы, отыскивание в нем главной мысли, работа со справочниками, научно-популярной литературой помогают формированию у учащихся теоретического и образно-предметного мышления при анализе и обобщении закономерностей природы.
Для закрепления навыка работы с  литературой дают учащимся различные  посильные задания.
В классе учащийся должны постараться  не прочитать, а пересказать свое сообщение. При таком виде работы учащиеся учатся анализировать и  обобщать материал, а также развивается  устная речь. Благодаря этому, учащиеся в последствии не стесняются высказывать свои мысли и суждения.
3. Метод самостоятельной работы  с дидактическими материалами.
Организую самостоятельную работу следующим образом: дается классу конкретное учебное задание. Пытаясь довести  его до сознания каждого учащегося.
Здесь есть свои требования:
-текст нужно воспринимать зрительно  (на слух задания воспринимаются  неточно, детали быстро забываются, учащиеся вынуждены часто переспрашивать)
-нужно как можно меньше времени  тратить на запись текста задания.
Для этой цели хорошо подходят тетради  на печатной основе и сборники заданий  для учащихся.
Многие преподаватели, пользуются самодельными раздаточными дидактическими материалами.
Их условно делят на три типа:
Дидактические материалы для самостоятельной  работы учащихся с целью восприятия и осмысления, новых знаний без  предварительного объяснения их учителем.
Карточка с заданием преобразовать  текст учебника в таблицу или  план.
Карточка с заданием преобразовать  рисунки, схемы в словесные ответы.
Карточка с заданием для самонаблюдения, наблюдения демонстрационных наглядных  пособий.
2. Дидактические материалы для  самостоятельной работы учащихся  с целью закрепления и применения  знаний и умений.
1) Карточка с вопросами для  размышлений.
2) Карточка с расчетной задачей.
3) Карточка с заданием выполнить  рисунок.
3. Дидактические материалы для  самостоятельной работы учащихся  с целью контроля знаний и  умений.
1) Карточка с немым рисунком.
Использую в нескольких вариантах. Для всего класса - 2-4 варианта. И  как индивидуальные задания. Может  проводиться с целью повторения и закрепления знаний.
2) Тестовые задания.
Их применяю также и в индивидуальном порядке и для класса в целом.
В последнее время более эффективными являются текстовые задания, хотя и  у них есть свой недостаток. Иногда учащиеся пытаются просто угадать ответ.
4) Метод проблемного изложения.
На уроках использую проблемный подход в обучении учащихся. Основой  данного метода является создание на уроке проблемной ситуации. Учащиеся не обладают знаниями или способами  деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои гипотезы, решения данной проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у учащихся приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.
Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для  выбора целесообразного решения.
Данный метод включает в себя:
-выдвижение проблемного вопроса,
-создание проблемной ситуации  на основе высказывания ученого,
-создание проблемной ситуации  на основе приведенных противоположных  точек зрения по одному и  тому же вопросу,
-демонстрацию опыта или сообщение  о нем - основу для создания  проблемной ситуации; решение задач  познавательного характера. Роль  преподавателя при использовании  данного метода сводится к  созданию на уроке проблемной  ситуации и управлению познавательной  деятельностью учащихся.
Метод самостоятельного решения расчетных  и логических задач. Все учащиеся по заданиям самостоятельно решают расчетные  или логические (требующие вычислений, размышлений и умозаключений) задачи по аналогии или творческого характера.
Но в каждой параллели задачи дифференцирую - более сложные, творческого  характера - сильным учащимся.
А аналогичные - слабым. При этом у  самих учащихся на этом не акцентирую внимание. Каждый учащийся получает задание  по своим возможностям и способностям. При этом не снижается интерес  к обучению.
Наглядные методы.
Частично-поисковый.
При применении этого метода преподаватель  руководит работой класса. Организуется работа учащихся таким образом, чтобы  часть новых заданий они добыли сами. Для этого демонстрируется  опыт до объяснения нового материала; сообщается лишь цель. А учащиеся путем  наблюдения и обсуждения решают проблемный вопрос.
Практические методы.
Частично-поисковый лабораторный метод.
Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента. До лабораторной работы учащимся известна лишь цель, но не ожидаемые результаты.
Также используются методы устного  изложения - рассказ и лекции.
При подготовке лекций планируется  последовательность изложения материала, подбираются точные факты, яркие  сравнения, высказывания авторитетных ученых, общественных деятелей.
Также используются приемы управления познавательной деятельностью учащихся:
1) Активизирующие деятельность  учащихся на этапе восприятия  и сопутствующие пробуждению  интереса к изучаемому материалу:
а) прием новизны - включение в  содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных;
б) прием семантизации - в основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слов;
в) прием динамичности - создание установки  на изучение процессов и явлений  в динамике и развитии;
г) прием значимости - создание установки  на необходимость изучения материала  в связи с его биологической, народнохозяйственной и эстетической ценностью;
2) Приемы активизации деятельности  учащихся на этапе усвоения  изучаемого материала.
а) эвристический прием - задаются трудные вопросы и с помощью  наводящих вопросов приводят к ответу.
б) эвристический прием - обсуждение спорных вопросов, что позволяет  развить у учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения.
в) исследовательский прием - учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, решения  познавательных задач должны сформулировать вывод.
3) Приемы активизации познавательной  деятельности на этапе воспроизведения  полученных знаний.
прием натурализации - выполнение заданий  с использованием натуральных объектов, коллекций;
Использовать можно различные  варианты оценки работы учащихся на уроке. Для того, чтобы высокая познавательная активность сохранилась на уроке, нужно:
1) компетентное и независимое  жюри (преподаватель и учащиеся-консультанты  из других групп).
2) задания распределять самим  преподавателем по правилам, иначе  слабым ученикам будет не интересно  выполнять сложные задания, а  сильным - простые.
3) оценивать деятельность группы  и индивидуально каждого ученика.
5) давать творческие домашние  задания к обобщающему уроку.  При этом могут проявлять себя  учащиеся тихие, незаметные на  фоне более активных.
Активизацию познавательной деятельности можно проводить также на внеклассных  мероприятиях.
 
5. Типы педагогического процесса.
 
6. Общепедагогические технологии.
Типы общих  педагогических технологий (Материал взят из работ В. В. Юдина)
Согласно ведущей концепции  содержание образования в настоящее  время рассматривается как комплекс элементов социального опыта (представлена Лернером И.Я., Скаткиным М.Н.). Социальный опыт понимается как совокупность деятельностей, каждая из которых предполагает наличие цели, средств, способов и результата.
Отталкиваясь от предложенных М.Н.Скаткиным типов учебного процесса: догматического, объяснительного (созерцательного), продуктивного, добавляем в соответствии с уровнями усвоения содержания образования суггестивный и личностный, а объяснительный, названный нами репродуктивным, разбиваем на формальный и сущностный подтипы.
Дадим характеристику их и  причины смены одного другим в  обществе.
ДОГМАТИЧЕСКИЙ тип, берущий  свое название от догм (догматов), в  виде которых представлено осваеваемое учебное содержание, является давней историей образования. Средневековый катехизис, монастырская зубрежка являются классической формой его проявления. Однако рецидивы догматического обучения встречаются и по сей день, когда делается упор на чистое заучивание определений, механическое запоминание без понимания смысла.
Догматическое обучение стало  первым типом, имевшим широкое распространение: потребовалось достаточно много  людей, владеющих грамотой, умеющих  считать, писать, но не мыслить. Любое  отклонение от догм немедленно пресекалось, и самым кардинальным средством  борьбы с ересью было гарантированное  неумение человека критично отнестись  к заучиваемому, проанализировать и оценить факты. Единицы из десятка тысяч пробивались сквозь толщу зубрежки к собственному мнению, к истине.
По мере развития средств производства, усложнения трудового процесса и решаемых работником задач потребовалось не исполнение шаблонных действий, а умелая деятельность, применение трудовых приемов в разнообразных ситуациях; вместо придатка машины стал необходим работник понимающий. Нетрудно увидеть в этой характеристике результат репродуктивного типа учебного процесса. Отстаивая его перед догматическим, Я.А.Коменский призывал отказаться от “словесной шелухи”, “попугайской болтовни”.
РЕПРОДУКТИВНОЕ обучение, нацеленное на максимально быстрое  освоение индивидом имеющегося опыта, не требует пояснений, это – наши традиции. Учебные программы, учебники, привычный стиль взаимодействия с учеником, устоявшиеся формы  обучения и, в первую очередь, сам  урок, организация кабинетов и  всего учебного здания – все это  сегодня максимально приспособлено  к требованиям данного типа учебного процесса.
Репродукция готовила грамотного работника, но – исполнителя, не способного создавать новое. Новую социальную потребность выразил в 60-х годах  уже нашего столетия советский философ  Э. В. Ильенков: “Да, современные школьники знают гораздо больше, чем Сократ, но мыслят ли они так, как он?”. Выпускников массовой средней школы автор не без оснований назвал интеллектуальными тунеядцами и, перефразируя древних, добавил: “Ученик – не сосуд, который можно заполнить, а факел, который нужно зажечь”. Ответом на социальный заказ стала пропаганда проблемного обучения, позже – активных методов обучения. Необходимость продуктивного типа доказывать нет необходимости: у всех на устах развитие творчества, активизация познавательной деятельности. Следует только трезво признать, что антураж сегодняшней школы не меняется со времен основателя дидактики. Урок, крайне неуклюжий с позиций творческой активности, признается в качестве “основной организационной формы обучения” в школе. Этот факт нельзя рассматривать как недостаток педагогической практики: из него следует, согласно еще одной закономерности образования, что стрелка социальной потребности еще не указывает на выпускника-творца и продуктивный тип не может быть массовым.
И все-таки, ПРОДУКТИВНЫЙ тип  – это требование времени, логичный шаг развития педагогической практики. Характерными его особенностями  являются самостоятельная, а не организованная преподавателем познавательная деятельность учащегося и творческое мышление как ключевой элемент результата образования. Понятно, почему все современные  рекомендации по совершенствованию  процесса обучения сходятся на развивающем  обучении и использовании активных методов обучения. Образованный человек  сегодня должен уметь создавать  свой собственный опыт.
Однако современные философы, в частности М. К. Мамардашвили, указывают на ограничения такого подхода к образованию, препятствия, которые ставит он перед развитием личности. Все чаще требуется работник не просто с умной головой, творческим мышлением, сколько с собственной индивидуальностью, богатством натуры, которая, как предрекали классики марксизма-ленинизма, все более становится производительной силой общества. Причем индивидуальность эта не имеет ничего общего с эгоцентризмом. Умение работать в группе достигается не усвоением хитроумных приемов от Карнеги, а умением быть самим собой, не ущемляя другого. Тип учебно-воспитательного процесса, призванный ответить на такой социальный заказ, – ЛИЧНОСТНЫЙ. Название говорит не о том, что здесь формируется общественный облик (личина) человека, это было в любом типе образования, а о том, что формирование знаний, способов деятельности, мышления используется как средство образования личности, «самовыращивания» ее в тесном соприкосновении, кооперации с другими. Продукт этого типа — человек не с навязанным нравственным лицом, а индивидуальность, выстроившая себя в творческом социальном взаимодействии с другими.
Table 1: Общепедагогические технологии и их включенные элементы
Тип
Достигаемый результат
Познавательная  деятельность ученика
Типичные методы обучения
Суггестивный
психологическая готовность
нейтральная активность

Догматический
поверхностная ориентировка
заучивание
сообщающие
Формально-репродуктивный
формальные знания
понимание, воспроизводящая  активность
объяснительно-иллюстративные
Сущностно-репродуктивный
умения
обдумывание, интерпретирующая активность
репродуктивные, решение задач
Продуктивный
творческое мышление
самостоятельный поиск, творческая активность
проблемное обучение
Личностный
личность
коллективный поиск
решение задач, имеющих личный жизненный смысл

Результат формально-репродуктивного  типа – знания, соответственно контрольные  задания – это тесты, вопросы, направленные на воспроизведение, запоминание, контроль действий.
Конечным результатом  сущностно-репродуктивного уровня являются умения, следовательно, контролирующая процедура будет связана с решением задач с отклонениями от стандартного алгоритма, с самостоятельным конструированием ответов.
Продуктивный тип. Результат  – творческое мышление. Контрольные  задания содержат задачи – учебные  проблемы.
Личностный тип. Результат  – личность. Участие в имитационных (деловых) играх позволяет увидеть  проявление личностных качеств учащегося, т.е. контроль предполагает обыгрывание  личностных ситуаций.
Выбор технологии обучения зависит от планируемого направления  развития образования. Современная  парадигма образования связана  с внедрением в школьную практику личностно-ориентированного обучения. Поэтому наиболее значимыми становятся личностно-ориентированные технологии. Они предполагают (Е. О. Иванова):
    обновление содержания образования (если мы планируем использовать в процессе обучения определенную технологию, мы стремимся создать, отобрать, трансформировать уже имеющееся содержание образование таким образом, чтобы оно логично и «технологично» ложилось в планируемый процесс);
    формирование у учащихся потребности в получении фундаментальных научных и практико-ориентированных знаний;
    развитие качеств личности учащихся (в том числе и интеллектуальных), позволяющих им жить в существующих социально-культурных условиях.
По ориентации на личностные структуры педагогические технологии можно разделить на:
    Информационные.
    Операционные.
    Саморазвития.
    Технологии формирования сферы эстетических и нравственных отношений.
    Технологии формирования самоуправляющих механизмов личности.
    Эвристические.
Любая личностно-ориентированная  технология строится на основе и с  учетом перевода учащегося в субъектное состояние в процессе обучения и  создания субъект-субъектных отношений в классе (группе). Эти отношения складываются из:
    организации общения;
    организации групповой деятельности учащихся;
    использования специальных техник (приемов);
    организации оценки и самооценки учащихся;
    создания ситуации успеха;
    создания доверительного психологического климата на занятии.
Наиболее сложным при  внедрении личностно-ориентированных  технологий, помимо собственно технологических  моментов, очевидно, будет изменение  отношения «учитель-ученик». Эти  отношения являются ключевыми в  рассматриваемых технологиях, выражают их основную идею и стратегическую линию. В том случае, если учитель будет просто пользоваться набором техник (приемов), а отношения останутся на прежнем, авторитарном уровне, то говорить о реализации личностно-ориентированной технологии затруднительно. В то же время, исследования показали, что более 40% учителей в своей профессиональной деятельности ориентированы на удовлетворение потребности в доминировании и подавлении, то есть на авторитарный стиль.
 
7. Педагогический анализ профессиональных  ситуаций.
 
8. Цели образования. Возможность управления педагогическим процессом.
Представления об образовании  есть у каждого человека на обыденном, житейском уровне. Между тем его  научное понимание является более  сложным и объемным. Оно начинается с осознания целей. Эта проблема целей прослеживается со времен античности, и сегодня она является сложной  и противоречивой.
Обозначилось 3 основных подхода  к определению целей образования:
 
Подход определяет цель образования  – как передачу накопленного опыта  из поколения в поколение.
Подход видит цель образования  в формировании личности, полезной обществу.
Подход (смешенный) включает в себя элементы 2-х предыдущих и  видит цель образования в формирование всесторонне развитой личности, полезной для общества на основе богатого культурного  жизненного опыта.
Подробнее остановимся на описании этих подходов:
В педагогической и психологической  литературе нередко встречается  характеристика цели образования, как  передача социального опыта от старшего поколения к младшему. Такое определение  страдает большой обобщенностью  и похоже, скорее, на рамочное условие  построения системы образования.
Истинные цели образования  должны ставиться более конкретизировано. Они всегда носят исторический характер и формируются с учетом многих социальных и культурных реалий. Сложность здесь состоит в том, что эти реалии подчас сами являются очень противоречивыми. Современное общество, научно-технический прогресс требует от человека широкого диапазона знаний. Отсюда образование становиться направленным на развитие познавательного потенциала человека. Цель его смещается с простой передачи опыта на формирование личности с точки зрения ее полезности обществу. Акцент делается на специальность. При такой постановке практически не учитываются интересы личности ее скрытые задатки и способности.
В связи с эти в последнее  десятилетие все более утверждается личностно-ориентированный (смешенный) подход к выявлению сущности целей  образования. Этот подход  видит  основной целью образования – его призвание формировать всесторонне развитую личность, подготовленную к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества. Предельная цель любого социального института в таком ракурсе рассматривается как воспитание личности на основе личностно-формирующего знания. Оно должно базироваться на постоянных, непреходящих ценностях, проверенных многовековой практикой идеях гуманизма.
При разработке целей обычно используют либо принцип декомпозиции, либо принцип таксономии целей. Принцип  декомпозиции представляет построение «дерева целей», когда общая глобальная цель разбивается на ряд локальных  целей (задач). Решение каждой  задачи вносит вклад в достижении общей  цели. Принцип таксономии целей обучения был разработан американскими учёными  под руководством Б.С. Блума и представляет систематизацию целей обучения, в основе которой лежит последовательность уровней усвоения учебного материала. В этом случае задача – это шаг на пути  достижение цели. Таксономия целей как системообразующий фактор позволяет определить содержание пед процесса.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.