На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курс лекций Лекции по "Экономике и прогнозированию"

Информация:

Тип работы: курс лекций. Добавлен: 10.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 56. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




1. Прогнозирование  и планирование в государственном  регулировании 
экономики
    Необходимость и возможность ППЭ
    Прогнозирование: сущность, функции
    Планирование экономики и его типы
    Опыт ППЭ в промышленно развитых странах и РБ
    Организация ППЭ в РБ
    Система национальных счетов и ее использование в ППЭ
 
 
    Необходимость и возможность ППЭ
 
Макроэкономическое планирование охватывает всю национальную экономику  и опирается на следующие предпосылки:
    Неудовлетворенность макроэкономической устойчивостью развития;
    Увеличение доли коллективного потребления в совокупном потреблении;
    Негативное воздействие на окружающую среду;
    Усиление интеграции различных хозяйственных единиц и секторов экономики;
    Интерес к  проблемам долгосрочного развития;
    Консолидация групп людей и частных компаний, в соответствии с  социальными и экономическими интересами, которые не обеспечиваются рынком;
    Возникновение особых ситуаций, которые стимулируют попытки в направлении планирования (стихийные бедствия, войны).
Наряду с необходимостью возникает возможность ППЭ. Она связана с:
    Увеличением доли ресурсов, которой распоряжается правительство;
    Рост уровня организации людей и фирм;
    Опыт решения сложных ситуаций;
    Развитие экономических наук;
    Совершенствование экономической статистики;
    Разработка методов расчетов и вычислительной техники.
Проблему сочетания  рыночных методов и планирования экономики можно рассматривать с точки зрения оптимального сочетания плана и рынка. По решению данной проблемы существует два подхода. Первый связан с техническими аспектами производства. С данной точки зрения условия для планирования более благоприятны в тех сферах, в которых велика степень концентрации промышленности, неразделимость основных технологических процессов и высок прирост физических объемов производства. Второй подход имеет социально-экономический аспект. Выбор между рынком и планом имеет глубокие последствия для распределения общественных сил, перспектив демократии, соотношения личных и общественных приоритетов. В целом считается, что решение крупных задач, стоящих перед развитыми странами невозможно как непосредственно рынком, так и путем административного вмешательства. Единственный вариант: плановое комбинирование различных форм общественного воздействия и государственного вмешательства, применения различных механизмов.
В процессе планирования надо принимать ряд согласованных  друг с другом решений. Различают два типа экономических решений.
1) Решения микроэкономического  характера, которые принимаются  исходя из экономических интересов соответствующего субъекта. Основой микроэкономических решений могут служить традиции, воспитание, общественные обязанности, государственные указы и нормативные акты.
2) решения макроэкономического  характера, которые связаны с  определением основных пропорций  на уровне национальной экономики. Эти решения могут явиться первопричиной для решения индивидов. Однако государственные органы могут принимать решения, которые влияют на макроэкономические процессы.
Учитывая фактор времени  различают макроэкономические решения  типа «ex ante», которые предполагают сознательное планирование макроэкономической ситуации или процессов до того, как она наступила. Решения типа «ex post» принимаются в тех случаях, когда возникла определенная макроэкономическая ситуация в результате неспланированных действий хозяйствующих субъектов на микроуровне, которая нуждается в улучшении.
На основании вышесказанного можно выделить 4 теоретические ситуации.
      Координация решений осуществляется на микроуровне, которая «ex ante» определяет положение экономики на макроуровне. Планирование возможно на уровне фирмы, которое сочетается с государственным регулированием экономики (рынок олигополии).
      Микроэкономические решения принимают изолированные друг от друга и конкурирующие между собой хозяйствующие субъекты. Основой для этих решений являются объективная информация, отраженная в ценах. Индивиды, принимающие решения, должны приспособиться к данным параметрам или разориться. Макроэкономическая ситуация оказывается результатом «ex post» данного процесса. Полностью господствует рынок и планирование невозможно (рынок свободной конкуренции).
      Макроэкономические решения типа «ex ante», принимаемые центральным аппаратом, определяют макроэкономические параметры экономики. Предприятиям доводятся решения правительства, которые обязательны для исполнения. (Командно-административная система).
      Макроэкономические решения типа «ex ante», которые принимает центральный орган управления, формируют общие принципы функционирования экономики. В данном случае микроэкономические решения типа «ex post» фирмы принимают сами, исходя из индивидуальных целей, участвуя в конкурентной или кооперативной среде (смешанная экономика).
Только решения микроэкономического  характера непосредственно носят  рыночный характер. Решения макроэкономического типа надо принимать на уровне центральных органов управления, так как в противном случае они станут опосредованными и непредвиденными последствиями решений микроэкономического типа.
 
    Прогнозирование: сущность, функции
 
Прогнозирование представляет собой выявление и предвидение объективных тенденций развития или исхода конкретного процесса (явления), развития народного хозяйства в целом на основе определенных данных, научно обоснованных предположений, основанных на системе причинно-следственных связей и закономерностей.
Не все процессы могут быть объектом планирования. Это зависит от
- характера социально-экономических  процессов (демография, спрос на  товары народного потребления  и т.д.)
- уровня развития планирования.
Такие процессы должны только прогнозироваться.
Прогнозирование выполняет следующие функции:
    Количественный и качественный анализ тенденций развития народного хозяйства, сложившихся проблем и новых явлений;
    Вероятностное, альтернативное предвидение будущего развития народного хозяйства, учитывающее как сложившиеся тенденции, так и поставленные цели;
    Оценка возможностей и последствий активного воздействия на предвидимые процессы и тенденции, обоснование главных направлений социально-экономического и научно-технического развития страны.
Характерными чертами  прогнозирования являются а) максимально адекватное отражение протекающих экономических процессов; б) вариативность, альтернативность прогнозов, как на стадии конечного результата, так  и на стадии разработки.
По степени полноты  разработки – предварительный, устанавливаемый в ограниченном объеме и используемый на начальных стадиях прогнозирования, и окончательный, принимаемый после всех уточнений, используемый для перспективного планирования.
Все многообразие процессов  можно структурировать по ряду признаков. В зависимости от объекта выделяют:
    Экономические прогнозы
    Прогнозы природных ресурсов
    Научно-технические прогнозы
    Демографические прогнозы
    Прогнозы социально-экономического развития.
Все эти прогнозы взаимосвязаны  и образуют прогноз развития народного  хозяйства. По уровню агрегирования в народнохозяйственном прогнозе выделяют макроэкономические прогнозы и прогнозы развития народнохозяйственных комплексов.
Макроэкономический  уровень включает прогнозы:
    ВНП, ВВП. Национального дохода;
    Трудовых ресурсов, их распределения между производственной и непроизводственной сферами;
    Производительности труда в сфере материального производства;
    Производственных основных и оборотных фондов и инвестиций;
    Фондоотдачи и удельных капвложений в сфере материального производства;
    Текущего потребления населения, непроизводственных основных фондов и инвестиций;
    Основных финансовых потоков.
Межотраслевые и межрегиональные прогнозы предполагают прогноз:
    Отраслевой структуры общественного продукта
    Межотраслевых связей и продукции отраслей материального производства в стоимостном и натуральном выражении;
    Распределения трудовых ресурсов между отраслями материального производства и отраслевой производительности труда;
    Межотраслевого распределения и эффективности использования основных производственных фондов и инвестиций.
Прогноз развития народнохозяйственных комплексов включает прогнозы потребностей в продукции данного комплекса, объема и структуры продукции комплекса, производственных ресурсов и эффективности их использования.
По периоду упреждения прогнозы различают на:
    краткосрочные (2-3 года),
    среднесрочные (2-7 лет),
    долгосрочные (20 лет).
Следует отметить, что  прогнозы могут не совпадать с  фактическими данными развития прогнозируемых объектов. Это связано со следующими причинами:
      неполнота исходных данных.
      неоднородность элементов модели (модель исходит из предположения, что все ее элементы однородны, но в реальной экономике это не так. Например, производительность труда зависит не только от уровня квалификации, но и от физических данных работника, его личных качеств, настроения  и т.д.)
      отклонения от линейной модели
      отклонение от оптимальности
      трудности выбора критерия оптимальности
      зависимость эффективности организации производства от системы оценок, контроля и стимулирования.
 
Полный цикл процесса прогнозирования можно представить в виде трех стадий, каждая из которых завершается получением определенных результатов: стадия ретроспекции, стадия диагноза и стадия проспекции (прогноза).
Под ретроспекцией понимается этап прогнозирования, на котором исследуется история развития объекта прогнозирования для получения его систематизированного описания. На этой стадии осуществляется сбор, хранение и обработка информации, информационных источников, необходимых   для   прогнозирования,   оптимизация   ее   состава   и   методов   измерения и  представления,    уточняется   и   окончательно    формируется   структура   и    состав    объекта прогнозирования.
На  стадии  диагноза  исследуется  систематизированное  описание   объекта   с   целью выявления тенденций его развития, выбора моделей и методов прогнозирования. Важнейшей составляющей данного этапа является анализ, который и предопределяет выбор прогнозной модели и метода прогнозирования.
Следует отметить, что  ввиду инертности социально-экономических процессов по роли и значимости   первые   две   стадии   не   уступают   третьей.   Они   позволяют   оценить   пути и направления развития объекта, выявить узкие места, которые наблюдались в тенденции его развития. По сути они служат методологической базой для формирования гипотез будущего развития   объекта.   Но  при   этом   инертность  не  означает,  что  в  будущем   будут  жестко повторяться сформировавшиеся ранее тенденции и характеристики объекта. Она  в большей мере должна проявляться в инертности взаимосвязей, отражающих механизм формирования
Процесс прогнозирования  должен свести к минимуму непредвиденные и негативные последствия    принимаемых    управленческих    решений,    уменьшить    неопределенность конечного  результирующего  эффекта.   Потому  к  прогнозам   предъявляются   определенные требования:
а)    высокий   уровень   достоверности   прогнозов,   или   достаточно   высокая   степень вероятности прогнозных оценок;
б)  комплексность прогноза, то есть в прогнозе должна быть дана достаточно полная характеристика всех  важнейших сфер  экономики и динамика происходящих  процессов в хозяйственной и социальной областях жизни;
в)   сбалансированность   прогнозных   оценок,  то  есть  сбалансированность   различных структурных блоков прогноза между собой;
г) вариантность прогноза;
д)     непрерывность    прогнозирования,    то    есть     прогнозы     различных     периодов прогнозирования должны быть сопряжены между собой и логически, и функционально, и информационно.
 
    Планирование экономики и его типы
 
В западной литературе под макроэкономическим планированием понимается «организованная деятельность, осуществляемая центральным планирующим органом или по его поручению для а) подготовки решений и мероприятий, которые будут реализовываться центром, б) согласования решений и взаимодействий низших звеньев системы управления в интересах развития экономической системы и отдельных ее звеньев как единого целого – в соответствии с определенными задачами экономического развития – и его согласования с более широкими неэкономическими целями развития».
Планирование и рынок  не могут произвольно заменять друг друга. Сферы применения и функции  плана и рынка должны четко  определяться правилами, закономерностями. Ключевая задача планирования состоит в преодолении дефицита на частном рынке и гарантия того, что расхождение между частной и общественной выгодой может быть компенсировано или сокращено с помощью государственного регулирования.
В смешанной экономике  нет единой модели планирования, пригодной  на все времена и для всех экономических систем. Ключевые факторы, определяющие вид планирования, зависят от соотношения между государственной и частной а) формами экономической власти, б) издержками и выгодами, в) институтами, г) кредитом и финансированием, д) управлением, е) регулированием, ж) планированием.
Выделяют следующие формы планирования:
      Директивное планирование. Собственником средств производства является государство, а план воплощает государственную стратегию и приоритеты в распределении ресурсов и доходов, определении темпов экономического роста. Директивное планирование стремится не только полностью исключить рынок, но и вынести на макроуровне почти все микроэкономические решения, которые доводятся до предприятии в виде плана. Отсутствует автономия предприятия, что исключает при принятии решения учет и анализ микроэкономических точек зрения.
      Индирективное планирование. Существует государственная собственность на средства производства. Государство реализует в планах свою стратегию и приоритеты. Однако меняется набор средств реализации планов: для распределения ресурсов в соответствии со своими целями у государства имеются экономические регуляторы (цены, ставки налогов, кредитов, валютные курсы и и т. д.). Хозяйствующим субъектам, не справляющимся с планом, можно не бояться административного наказания, но им приходится отказываться от преимуществ, связанных с выполнением плана. План определяет экономические параметры так, что имитирует конкуренцию и деятельность рынка. С точки зрения плановых органов этот подход не только служит микроэкономическому обоснованию народнохозяйственных планов, но и реально дает микроэкономической среде определенную свободу действий. Однако реальный рынок в данном случае отсутствует.
      Регулятивное планирование. Ему соответствует смешанная экономика. Это значит, что либо одинаково существенны доли государственной и частной собственности. Либо доминирующая форма собственности значительно ограничена. К конкретным целям планирования относятся не только распределение государственных ресурсов, не только управление и согласование деятельности предприятий в рамках государственного сектора, но и активное воздействие на поведение частного сектора. При помощи экономических регуляторов государство стремится заставить автономно хозяйствующих предприятий содействовать выполнению плана. План и рынок, имея одинаковую значимость, выполняют разные задачи. Участники рынка способны действовать абсолютно свободно, что заставляет государство вносить свои решения непременно с учетом результатов функционирования рынка. Макроэкономическая и микроэкономическая точки зрения имеют одинаковый вес, хотя планирование, если т ого требуют интересы общества, в состоянии реализовать задачи и в рыночной среде.
      Индикативное планирование. Существует в смешанной экономике. Составленные правительством плановые документы содержат общие направления желательного развития экономики, данные о государственных доходах и расходах в рамках госбюджета, о текущих расходах государственных предприятий, направлении кредитно-денежной политики. Как правило, индикативное планирование включает концептуальную часть, прогнозную и планово-регулирующую часть. Прямой задачей плана является координация  использования государственных ресурсов, ориентация частного сектора на достижение определенных целей, поставленных правительством через формирование определенной экономической среды. Можно утверждать, что индикативное планирование оказывает воздействие на частный сектор через спрос, его стимулирующий характер и только косвенным образом (через гос. предприятия) проявляет влияние на предложение. В такой системе план играет вспомогательную роль относительно рынка.
      Стратегическое планирование – планирование, ориентированное на долгосрочную перспективу и определяющее основные направления социально-экономического развития страны. Суть стратегического планирования заключается в выборе главных приоритетов развития национальной экономики, ведущую роль в реализации которых должно взять на себя государство. Целью такого планирования можно считать обеспечение достаточного потенциала для будущего успешного развития национальной экономики, устойчивости развития, высокого уровня жизни населения, обороноспособности страны. При стратегическом планировании конечный результат не является строго фиксированным, а расположен в определенной зоне с заданными предельными границами по величине и времени. Стратегическое планирование представляет собой адаптивный процесс, в результате которого происходит регулярная корректировка решений, оформленных в виде программ, прогнозов, планов, дополнений и изменений системы мер по их выполнению на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в экономическом развитии страны и мировой экономики. Назначение стратегического планирования заключается в том, чтобы сделать оперативные и текущие управленческие решения обоснованными не только исходя с точки зрения текущей конъюнктуры рынка, но и позиций долгосрочного  развития.
Рассматривая планирование следует различать количественные и качественные аспекты планирования. Два варианта плана различаются количественно, но качественно являются подобными, если минимально достаточный набор инструкций исполнительным органам для осуществления основных направлений одного варианта может быть использован и для другого, при изменении некоторых цифр. Качественно разнородными считаются два плана, если существуют изменения в существующих нормах и условиях хозяйствования (начиная от незначительных изменений в системе налогообложения и кончая изменением всей системы хозяйствования).
В большинстве стран  применяется поэтапное планирование, которое представляет собой метод решения возникающих проблем при агрегировании. Смысл подхода состоит в том. Что окончательный вариант плана должен разрабатываться в несколько стадий, каждой соответствует определенный уровень агрегирования. Выделяют: уровень макроэкономики, отрасль, регион.
Повремени планы делятся  на краткосрочные, среднесрочные и  долгосрочные. В большинстве стран потребность в планировании возникла в связи со стремлением избежать кризисов и инфляции. В основе лежал кейнсианский подход воздействия на совокупный спрос, что является краткосрочной проблемой. В настоящее время возрастает интерес к долгосрочным планам. Планы по времени по разному учитывают такие факторы, как технология, сбалансированность, операциональность, информационные проблемы и предпочтения.
 
    Система плановых и прогнозных документов в РБ
 
В соответствии с Законом  РБ «О государственном прогнозировании  и программах социально-экономического развития РБ» от 5.05.1998 г. Система государственных прогнозов социально-экономического развития РБ включает:
- на долгосрочную перспективу  – национальную стратегию устойчивого  социально-экономического развития РБ на 15 лет и основные направления социально-экономического развития РБ на 10 лет;
- на среднесрочную перспективу – программу  социально-экономического развития РБ на 5 лет;
- на краткосрочный  период – годовой прогноз социально-экономического развития РБ.
Прогнозы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики макроэкономической ситуации, экономической и социальной структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки.
Государственное       прогнозирование социально-экономического развития в Республики Беларусь    на    долгосрочную,    среднесрочную    и    краткосрочную    перспективы    должно основываться на следующих методических принципах:
а)  научная обоснованность, предусматривающая проведение специальных  исследований научно-исследовательскими организациями;
б)      комплексность     и     системность     разработок,     охватывающих     совокупность народнохозяйственных комплексов, отраслей экономики и административно-территориальных единиц;
в)      широкое      участие     в      государственном      прогнозировании      представителей I государственных    органов,    облисполкомов    и    Минского    горисполкома,    объединений ассоциаций, союзов предпринимателей и арендаторов, профсоюзов и других;
г)   систематическое  уточнение  и  корректировка  прогнозов  социально-экономичного развития с выявлением причин отклонения от намеченных параметров;
д)  единство методических подходов и информационного обеспечения  всей системы прогнозов социально-экономического развития;
е) непрерывность и  последовательность разработки документов;
ж)   сочетание  инерционного  и  целевого  (нормативного)   подходов  к  определению перспективных показателей;
з) вариантность прогнозов  социально-экономического развития.
Национальная стратегия  устойчивого социально-экономического развития разрабатывается один раз в пять лет на 15- летний период за два с половиной года до начала прогнозируемого периода. В ней определяются с учетом состояния окружающей среды направления эффективного использования демографического, социального, природного, производственного и инновационного потенциалов страны.
Разработка НСУР включает следующие этапы:
а)    формирование    и    систематизация    исходной    информации    на    предпрогнозном  аналитическом этапе (по определенному Министерством экономики перечню показателей);
б)  комплексный анализ достигнутого уровня развития экономики  на основе обработки имеющихся данных,  оценка состояния ее важнейших  сфер и  видов деятельности,  анализ взаимодействия    основных    факторов    и    элементов    социально-экономической    системы. Результатом данного этапа должно стать целостное представление о социально-экономической системе, ее основных взаимосвязях и особенностях,  стартовых условиях  и  предпосылках; определяющих перспективное развитие;
в)    подготовка    Министерством    экономики    на    основании    комплексного анализа материалов,    характеризующих   условия,    факторы   и    предпосылки    развития    экономики Республики  Беларусь  в  перспективе,  оценка внешних  и  внутренних  условий  социально- экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную перспективу и основных тенденций мирового развития;
г)  разработка концепции  НСУР на основе анализа современной  ситуации и оценки условий и предпосылок  развития экономики;
д)  направление Министерством  экономики подготовленной концепции  НСУР вместе с необходимыми   методическими   материалами   министерствам   и   другим    республиканским органам государственного управления, облисполкомам и Минскому горисполкому в качестве ориентиров;
е) разработка министерствами и другими республиканскими органами государственного управления, облисполкомами и Минским горисполкомом на основе представленных концепции НСУР    и    необходимых    методических    материалов    вариантов    прогнозов    социально- экономического  развития  на   15-летний  период  по  народнохозяйственным   комплексам  и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам.  Одновременно  ими  представляются   перечень   социально-экономических   проблем,   которые   подлежат    более глубокой проработке, и предложения по их разрешению, в том числе в рамках республиканских целевых программ:
ж)   разработка   Министерством   экономики   с   привлечением   научных   организаций министерств  и  других  республиканских  органов  государственного   управления   на  основе полученных материалов проекта НСУР и представление его в Совет Министров Республики Беларусь для рассмотрения.
На основе национальной стратегии один раз в 5 лет за два  года до начала прогнозируемого развития осуществляется разработка основных направлений социально-экономического развития на 10 –летний период с погодовой разбивкой первой половины периода. В основных направлениях определяются цели социально-экономического развития РБ, пути и средства их достижения.
Данные национальной стратегии и основных направлений  подлежат обязательному опубликованию.
Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается за год до начала прогнозируемого периода на 5-летний срок. В программе должны быть отражены:
- оценка итогов социально-экономического  развития за предыдущий период и характеристика состояния экономики РБ;
- концепция программы  социально-экономического развития  РБ на среднесрочную перспективу;
- макроэкономическая  политика, включая бюджетно-налоговую,  кредитно-денежную, валютную политику;
- институциональные преобразования;
- инвестиционная и  структурная политика;
- внешнеэкономическая  политика;
- развитие реального  сектора экономики;
- социальная политика;
- проблемы экологии и охраны  окружающей среды.
Разработка программы  социально-экономического развития Республики  Беларусь на среднесрочную перспективу включает в себя следующие этапы:
а) проведение министерствами, другими  республиканскими органами государственного управления, облисполкомами и Минским горисполкомом анализа состояния экономики, оценки степени реализации  целей долгосрочных прогнозов социально-экономического развития и предшествующих среднесрочных программ;
б)   подготовка  Министерством  экономики  совместно  с  министерствами   и   другими  республиканскими   органами   государственного   управления,   облисполкомами   и   Минским горисполкомом    комплексного    анализа   социально-экономического    развития    и    научного технического потенциала с выделением ключевым проблем в среднесрочной перспективе:
в)    конкретизация    Министерством   экономики    вариантных    условий    социально экономического развития, принятых при подготовке долгосрочных прогнозов, в отношении среднесрочной перспективы;
г) подготовка министерствами и другими  республиканскими органами государственного управления,  облисполкомами  и Минским горисполкомом  на основе  вариантных  условий отраслевых и региональных среднесрочных прогнозов социально-экономического развития:
д)  подготовка Министерством экономики  проекта концепции программы, в  которой определяются   среднесрочные   целевые   параметры   развития   экономики    (в  том числе  ограничения   по   критериям   экономической   безопасности),   а   также   важнейшие   меры финансовой , экономической, экологической и инновационной политики:
е)  обсуждение проекта концепции программы на коллегии Министерства экономики с  участием  руководителей  республиканских  органов  государственного  управления,   ведущих ученых;
ж)  доработка межведомственной рабочей группой проекта концепции  программы с учетом  высказанных  на  коллегии  Министерства экономики  замечаний   и   предложений и  представление его в Совет Министров Республики Беларусь;
з)    на   основе   одобренной   Правительством   концепции   разработка   Министерством экономики      совместно      с      министерствами,      другими      республиканскими      органами государственного управления, облисполкомами и Минским горисполкомом проекта программы социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу и  внесение его на рассмотрение Совета Министров Республики Беларусь;
и)   подготовка   Министерством   экономики   совместно   с   министерствам:;    другими республиканскими   органами   государственного   управления,   облисполкомами   и   Минским горисполкомом мероприятий по реализации программы социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу для представления их на рассмотрение в  Совет Министров Республики Беларусь.
Правительство одобряет программу социально-экономического развития  Ресну6лики Беларусь на среднесрочную перспективу и направляет ее Президенту Республики Беларусь для утверждения.
После    утверждения    Президентом    Республики    Беларусь    программа    социально жоиомического   развития   на   среднесрочную   перспективу   используется   при   разработке прогнозов   социально-экономического   развития   Республики   Беларусь  на   краткосрочную перспективу.
Данные программы социально-экономического развития используются при разработке прогноза социально-экономического развития на краткосрочную перспективу. В годовой прогноз включаются:
- перечень основных  показателей социально-экономического развития, а также социально-экономических проблем и задач, на решение которых будет направлена политика государства в предстоящем году;
- перечень и характеристика  целевых программ РБ и межгосударственных  программ, финансирование которых планируется из республиканского бюджета;
- перечень республиканских  государственных нужд, а также  государственных заказчиков по поставкам товаров, работ и услуг для республиканских государственных нужд;
- государственная инвестиционная  программа;
- целевые показатели социально-экономического развития, являющиеся ориентирами при разработке прогнозов и программ по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам.
Подготовка    годового    прогноза    социально-экономического    развития    Республики Беларусь включает следующие этапы:
а)   анализ состояния  экономики в целом по республике, по народнохозяйственным комплексам и  отраслям экономики, уточнение целей и задач на очередной год;
б)   разработка Министерством экономики с учетом представленных  Министерством финансов и Национальным банком предварительных вариантов проектов бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики проекта концепции прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на очередной года. Проект концепции годового прогноза рассматривается на коллегии Министерства экономики;
в)       направление      Министерством      экономики      концепции       и       важнейших  макроэкономических параметров социально-экономического развития на очередной год вместе другими    методическими    материалами    республиканским    органам    государственного управления,   облисполкомам   и   Минскому   горисполкому,   предприятия   негосударственной формы собственности, а также общественным объединениям для составления отраслевых и  региональных прогнозов:
г)  направление Министерством  Финансов республиканским органам  государственного управления методических материалов по составлению заявок на финансирование расходов, а также     республиканских     целевых     программ     и     мероприятиям,     финансируемых из республиканского бюджета;
д)      уточнение     республиканскими     органами     государственного  управления и  государственными  заказчиками  объемов  финансирования для реализации республиканских целевых   программ,   на   закупку   и   поставку   продукции   для   республиканских    нужд и представление проектов заявок в Министерство экономики и Министерство финансов:
е) разработка Министерством  экономики на основе предложений,   полученных от республиканских    органов    государственного    управления,    облисполкомов    и    Минского горисполкома, предприятий негосударственной формы собственности, а также общественных объединений, проекта прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на  предстоящий год.
Порядок и сроки разработки годового прогноза согласуются с  порядком и сроками разработки бюджета  РБ. Годовой прогноз социально-экономического развития является исходной базой для составления проектов республиканского и местных бюджетов и основных направлений кредитно-денежной и валютной политики республики.
Первый долгосрочный прогноз в РБ был разработан в 1991 г. «Концепция экономического и социального развития РБ до 2010 года». В основе концепции лежали следующие методологические подходы: а) необходимость перехода экономики на рыночные методы на основе многообразия форм собственности; б) приоритетность решения социальных проблем на основе интенсификации и повышения эффективности производства; в) экологичность принимаемых решений; г) повышение эффективности научно-обоснованного территориального разделения труда и прямого включения РБ в мировое хозяйство. Концепция содержала три блока. Первый отражал оценку достигнутого уровня экономического развития, факторы экономического роста и причины негативных процессов. Второй – формулировал важнейшие цели и задачи развития экономики. Третий – давал совокупность вариантов основных направлений решения важнейших вопрос развития народного хозяйства.
 В 1992 году  разработали  Комплексный прогноз экономического и социального развития страны и регионов (по областям) до 2010 г. В нем представлено два варианта прогноза. Первый исходил из неполного восстановления хозяйственных связей со странами СНГ и необходимости повышения уровня самообеспеченности республики. Второй вариант предусматривал сохранение и укрепление СНГ, создание соответствующих органов управления и координации, широкое развитие межгосударственных экономических связей.
Было выделено три  этапа:  1993-1995 – макроэкономическая стабилизация; 1996-2000 – выход из кризиса и восстановление народного хозяйства; 2000-2010- обеспечение экономического подъема.
В 1996 году на первом Всебелорусском народном собрании были приняты основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы, реализация которой позволила восстановить управляемость экономикой, определить новые подходы и принципы проведения экономических реформ, усовершенствовать систему социальной защиты населения. На втором Всебелорусском народном собрании 18 мая 2001 года были приняты основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы.
В 1997-1998 гг. разработаны  Национальная стратегия устойчивого  социально-экономического развития, Концепция и Программа развития промышленного комплекса РБ на 1998-2015 гг., Концепция социально-экономического развития РБ до 2015 г.
 
    Организация ППЭ 
 
Организация ППЭ охватывает систему органов планирования на всех уровнях управления экономикой, определение их функций, установление порядка разработки прогнозов и планов, доведение важнейших показателей до исполнителей и организацию обеспечения их выполнения.
Национальное собрание обеспечивает нормативно-правовую базу, рассматривает планы и прогнозы социально-экономического развития, программы, утверждает госбюджет.
Руководство по организации  разработки государственных планов и прогнозов и контроль за их исполнением  осуществляет Совет Министров.
Планирующим и координирующим центром является Министерство экономики. Основные задачи министерства:
- разработка государственной  экономической политики,
- координация деятельности  в сферах бюджетно-финансовой, налоговой,  денежно-кредитной, инвестиционной, ценовой и социальной политики  в интересах решения общегосударственных задач;
- создание условий  для формирования экономической  среды, способствующей инновационной и инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования.
Министерство финансов разрабатывает проект госбюджета, рассматривает проекты финансовых планов министерств и ведомств.
Министерство статистики и анализа обеспечивает плановые и другие органы необходимой информацией, осуществляет анализ, дает оценку развития социально-экономических процессов.
Отраслевое прогнозирование и планирование обеспечивается соответствующими министерствами и ведомствами.
Региональные органы планирования и управления разрабатывают планы и прогнозы развития с учетом региональных особенностей.
Плановые органы хозяйствующих субъектов определяют стратегию, разрабатывают прогнозы и планы их производственно-хозяйственной деятельности.
Работа по составлению  планов и прогнозов делится на несколько этапов:
    аналитическая, научно-исследовательская и организационно-методическая работа.
    разработка Концепции прогноза социально-экономического развития.
    разработка проекта плана на соответствующий год.
    рассмотрение проекта плана в Совете Министров, на комиссиях Национального собрания, его уточнение и утверждение важнейших параметров.
 
 
 
6.Система национальных  счетов и ее использование  в ППЭ
 
СНС – это всеобъемлющая система взаимосвязанных показателей, которая охватывает абсолютно все аспекты и фазы экономического процесса, все экономические операции всех хозяйствующих субъектов, все активы и пассивы. СНС представлена специальными балансами, в которых отражены, с одной стороны, наличие резервов, а с другой – их использование, т.е. используется принцип двойной записи. Эти балансы выражают равновесные состояния совокупности операций обмена между участниками экономических отношений.
Полагается, что счета  ведут агенты- участники экономических операций. Выделяют 4 типа агентов:
    Корпорации – производят товары и услуги в целях получения дохода. Они находятся в акционерной форме собственности. Выступают как промежуточный, а не конечный потребитель. Передают полученный доход своим акционерам, выступающим в качестве самостоятельных единиц в экономике.
    Домохозяйства – группа лиц, объединивших свои доходы и материальные ценности в целях создания общих жилищных условий и совместного потребления некоторых видов товаров и услуг. Они выступают как конечные потребители продукции, хотя могут и производить товары для собственного потребления и продажи.
    Администрация – государственные учреждения, местный административный аппарат, оказывающий услуги не реализуемые за деньги, для которых не существует рынка. Выделяют три типа услуг: а) услуги коллективного пользования; б) обеспечение товарами и услугами домохозяйств бесплатно или по льготным ценам; в) трансферты.
    Некоммерческие учреждения – субъекты экономической деятельности, которые создаются для производства товаров и услуг без извлечения дохода.
В рамках СНС выделяют сектора экономики в соответствии с целями, задачами и признаками экономического поведения субъектов рынка. Выделяют
    Нефинансовый корпоративный сектор, который формируется их корпораций-резидентов. Он занят производством товаров и услуг для получения прибыли. Включает также некоммерческие учреждения с рыночным характером производства товаров и нефинансовых услуг (образование, здравоохранение и т.д.). Нефинансовый корпоративный сектор делится на три подсектора: а)государственные, б)национальные, в)иностранные.
    Финансовый корпоративный сектор осуществляет финансовую деятельность на коммерческой основе. Занимается финансовым посредничеством или вспомогательной финансовой деятельностью, непосредственно связанной с финансовым посредничеством. В его составе выделяют пять типов корпоративных предприятий:
а) Центральный банк,
б) депозитные финансовые корпорации,
в) другие финансовые посредники;
г) вспомогательные финансовые организации;
д) страховые корпорации и пенсионные фонды.
На втором уровне каждая из разновидностей финансовых посредников  дополнительно подразделяется по признаку подчиненности на а) государственные  финансовые корпорации, б) национальные частные финансовые корпорации; в) иностранные финансовые корпорации.
    Сектор общего государственного управления формируется из органов государственного управления, фондов социального обеспечения и некоммерческих учреждений, контролируемых органами государственного управления. Сектор делится на:
         а) центральные органы управления,
         б) органы власти области, 
         в) местные органы управления. 
            Некоммерческие организации входят  в состав соответствующих органов  управления, которые их финансируют. Государственные фонды социального обеспечения классифицируются двумя способами: 1) фонды социального обеспечения всех уровней объединяются в одну группу и образуют сводный четвертый сектор; 2) распределяются, создаются и функционируют по уровням управления.
    Сектор домохозяйств формируется из домохозяйств-резидентов. В зависимости от статуса ответственного лица домохозяйства делятся на четыре подсектора:
  - домохозяйства с  ответственными лицами-работодателями (владельцы некорпоративных предприятий с наемными работниками);
  - домохозяйства с  ответственными лицами-владельцами  некорпоративных предприятий без  наемных работников;
  - домохозяйства, ответственные  лица которых являются наемными  работниками;
  - домохозяйства с  ответственными лицами- получателями  доходов от собственности или получатели трансфертов.
    Некоммерческие учреждения, обслуживающие домохозяйства.
  Территориально  СНС выделяет экономическую территорию страны и заграницу, к которой относят деятельность нерезидентов на территории страны.
В СНС для более  детального макроэкономического анализа на национальном уровне в виде счетов представлены важнейшие операции. Все экономические операции делятся на три вида:
1. операции с продуктами  и услугами (производство, обмен  и использование продуктов и  услуг в отраслях и секторах народного хозяйства, включая и те из них, которые созданы в прошлые периоды, а также получены в порядке импорта).
2. операции распределения  (операции по выплате заработной  платы, дивидендов, косвенных налогов,  по страхованию и социальным  платежам).
3. финансовые операции, отражающие изменения активов  и пассивов, связанных с деньгами, ценными бумагами, кредитом, иностранной  валютой.
Каждый счет в СНС  относится к одному аспекту экономической  деятельности и в соответствии с двойной записью каждая операция отражается в счетах дважды: один раз в ресурсах, второй раз – в использовании.
На уровне национальной экономики образуются счета 1 класса (консолидированные), которые характеризуют основные макроэкономические пропорции. В масштабах национальной экономики без внешнеэкономической деятельности общественное воспроизводство моделируется тремя фазами: производство, потребление и накопление. В связи с этим в основу национального счетоводства положено три счета: ВНП (производства), национального дохода (потребления) и накопления. Добавление внешнеэкономической деятельности формирует четвертый счет – остальные страны мира (платежный баланс).
В основе лежит кейнсианская модель движения национального дохода. На макроуровне расходы факторов производства представлены выплатой валовых доходов, которые равны добавленной стоимости, т.е. зарплате, прибыли и амортизации. В ресурсной части счета ВНП показаны продажи потребительских товаров, средств производства для целей накопления. Так как страна участвует во внешнеэкономических сделках, то необходимо отразить импорт товаров  и продажу товаров за границей. С учетом этого счет ВНП выглядит следующим образом:
Счет ВНП (производства)
Использование
Ресурсы
    Выплаты валовых доходов (9)
    Импорт (18)
    Выручка от реализации ТНП (6)
    Выручка от реализации СП для целей накопления (12)
    Экспортная выручка (16)

Итого                                                                               Итого
Национальный доход  в стандартах международной СНС  определяется суммой доходов факторов производства, которая меньше добавленной стоимости на величину потребления основных фондов. Ее вычитание позволяет определить величину дохода, которая тратится на потребление и сбережения. Так как страна участвует в отношениях с другими странами, то надо отразить другие, кроме экспортной выручки, доходы из-за границы, к которым относят доходы резидентов данной страны за границей за минусом доходов, полученных нерезидентами в данной стране. Ресурсы используются для закупки потребительских товаров, сбережений и на текущие трансферты за границу.
Счет доходов и расходов (национального дохода)
Использование
Ресурсы
    Закупки ТНП (3)
    Сбережения (15)
    Чистые текущие трансферты за границу (19)
    Валовые поступления доходов от отечественного производства (1)
    Минус потребление основных фондов (13)
    Чистые факторные доходы из-за границы (17)

                     Итого                                                                       Итого
Объем сбережений переносится  в раздел «ресурсы» счета операций с капиталом. Они используются на закупку средств производства, предназначенных на расширение производства. Одним из направлений использования сбережений является превышение чистых приобретений финансовых активов над суммой принятых обязательств или чистые зарубежные кредиты.
Счет операций с капиталом
Использование
Ресурсы
    Закупки средств производства (4)
    Минус потребление основных фондов (10)
    Превышение приобретений финансовых активов над суммой принятых обязательств (20)
                15. Сбережения (7)

Итого                                                                                   Итого
Все внешнеэкономические  сделки отражаются в счете остальные  страны мира.
Счет платежного баланса (остальные страны мира)
Использование
Ресурсы
    Экспорт (5)
    Выплаты чистых факторных доходов из-за границы (11)
    Импорт (2)
    Чистые текущие трансферты за границу (8)
    Превышение приобретений финансовых активов над суммой принятых обязательств (14)

Итого                                                                                  Итого
Четыре основных счета СНС образуют основу системы. В ней заложены возможности более детального изучения взаимосвязей между субъектами рыночных отношений. Расширение СНС происходит по следующим направлениям:
- ввод в систему  начальных и заключительных активов и пассивов;
- детализация экономических  операций;
- развертывание внутренних  связей по стадиям общественного  производства.
Так, например, счет производства может быть представлен в виде счета товаров и услуг:
Счет 0. Счет товаров и  услуг
Ресурсы
Использование
    Валовой выпуск с учетом налогов на продукты (+) и субсидий (-)
    Импорт
 
 
 
 
Всего
    Промежуточное потребление
    Расходы на конечное фактическое потребление
    Валовое капиталообразование, всего
в том числе:
3.1 валовой прирост  основного капитала
3.2 изменения в запасах
3.3 приобретения минус  продажи ценностей
      4.   Экспорт
       Всего

Счет 0 отражает балансовое равенство, которое является балансом ресурсов товаров и услуг и  их использованием. В этом счете  могут быть дополнительно выделены отрасли и группы товаров и услуг. Это дает возможность построить таблицу ресурсов и их использования межотраслевого баланса.
Счет 1. Производственный счет
Использование
Ресурсы
    Промежуточное потребление
    Валовая добавленная стоимость
    Потребление основного капитала
    Чистая добавленная стоимость
Итого
    Валовой выпуск
 
 
 
Итого

Показатель валовой  добавленной стоимости определяется как сумма выплат зарплаты, прибыли и потребления основного капитала, т.е. распределительным способом. Величина валовой добавленной стоимости может быть получена как разница между валовым выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением. Чистая добавленная стоимость является одним из компонентов ресурсов потребления. На уровне образования и первичного распределения доходов чистая добавленная стоимость распределяется по факторам производства между трудом, капиталом и правительством  соответственно зарплата с отчислениями в фонд социального страхования, прибыль и приравненные к ней доходы и налог на производство за вычетом субсидий. Процесс первичного распределения отражается в счете 2.1.1 «Счет образования доходов».
Счет 2.1.1. Счет образования  доходов
Использование
Ресурсы
    зарплата
    налоги на производство и импорт(+)
    Субсидии (-)
    Прибыль и приравненные к ней доходы
Итого
    Чистая добавленная стоимость
 
 
 
Итого

Все компоненты видов  использования счета 2.1.1 являются ресурсами  распределения первичных доходов. По этой причине они при формировании счета 2.1.2 «распределения первичного дохода» переводятся в колонку ресурсы. Дополнительно вводится доход от собственности. При этом на стороне ресурсов отражается доход от собственности, причитающийся к получению, а на стороне использование – к его выплате институциональными секторами. Разность между этими двумя величинами формирует чистый доход от собственности.
Счет 2.1.2. Распределения  первичного дохода
Использование
Ресурсы
1. Доход от собственности
2. сальдо первичных  доходов (национальный доход)
 
 
итого
1.Прибыль и приравненные  к ней доходы    2. зарплата
3. налоги на производство  и импорт(+)
4. Субсидии (-)
5. Доход от собственности
Итого

Счет 2.2 отражает движение средств между различными секторами  экономики.
Счет 2.2 Счет вторичного распределения 
Использование
Ресурсы
    текущий подоходный и другие личные налоги
    Взносы на социальное страхование
    Социальные пособия
    Другие текущие трансферты
    Располагаемый доход
 
Итого
    Сальдо первичных доходов (национальный доход)
    Текущий подоходный и другие личные налоги
    Взносы на социальное страхование
    Социальные пособия
    Другие текущие трансферты
Итого

Такая структура счета  объясняется тем, что в экономике  одни сектора являются плательщиками, а другие – получателями трансфертов различного рода. В ресурсной части показывают счета к получению средств, в колонке использование – к платежу.
Разрабатываются счета 2.3 «счет перераспределения доходов в натуральной форме» и счет 2.4 «Счет использования располагаемого дохода».Конечное потребление в счете 2.4 представлено фактическим потреблением и может быть больше расходов на потребление, оплаченных субъектами. В системе СНС конечное потребление осуществляется домохозяйствами, государственными органами и некоммерческими учреждениями, обслуживающими домохозяйства. Фактическое конечное потребление домохозяйств равно их расходам на конечное потребление, социальным трансфертам. Фактическое конечное потребление государственных органов и некоммерческими учреждениями, обслуживающими домохозяйства определяется величиной их расходов, остающейся после вычета социальных трансфертов.
Сбережения являются определяющим компонентом инвестиций и в силу этого переносятся из колонки использование в колонку ресурсы счета капитала (3.1.) Счет капитала отражает финансирование экономики. В СНС накопление полностью согласовано с изменениями в активах и пассивах. В СНС разрабатывается группа счетов накопления: 3.1. «Счет операций с капиталом», 3.2 «Финансовый счет», 3.3 «Счет прочих изменений в активах». Валовое капиталообразование отражено валовыми расходами на закупку средств производства. В современном варианте СНС оно является валовым приростом капитала равным сумме валового прироста основного капитала, изменений в запасах материальных ценностей, приобретению за вычетом реализации ценностей  непроизводственных нефинансовых активов.
Счет 3.1. Счет капитала
Изменение в активах
Изменения в обязательствах и собственном капитала
    Валовой прирост основного капитала
    Потребление основного капитала
    Изменение запасов
    Приобретение минус продажа ценностей
    Приобретение минус продажа непроизводственных нефинансовых активов
    Чистое кредитование (+), чистое заимствование (-)
    Итого
    Сбережения
    Трансферты капитала к получению (+), к платежу (-)
 
 
 
 
 
Итого

Финансовые активы в  СНС классифицируются по 7 категориям. Монетарное золото и СДР фиксируется  только в активах. В СНС активы определяются как имеющие стоимость объекты, находящиеся в собственности экономических субъектов, от которых вправе ожидать в будущем доходов.
Счет 3.2 Финансовый счет
Изменение в активах
Изменения в обязательствах и собственном капитала
    Монетарное золото и СДР
    Наличные деньги и депозиты
    Ценные бумаги, кроме акций
    Кредиты
    Акции и другой акционерный капитал
    Страховые технические резервы
    Прочие счета к получению
      Наличные деньги и депозиты
      Ценные бумаги, кроме акций
      Кредиты
      Акции и другой акционерный капитал
      Страховые технические резервы
      Прочие счета к получению
    7.  Чистое  кредитование (+), чистое заимствование (-)

В счетах накопления отражаются все изменения в активах и  обязательствах за изучаемый период. В силу этого составляются счета  начального баланса (4.1) и заключительного  баланса (4.3) активов и пассивов.
Следует учитывать, что  счета 0, 1, 2.1.1., 2.1.2, 3.1, 3.2 ведутся не только для всей экономики в целом, но и для отдельных ее субъектов. Так, для нефинансовых предприятий ведутся все эти счета, для домохозяйств – последние четыре, для государства и финансовых учреждений - последние три.  Все эти счета образуют счета 111 класса, которые характеризуют движение доходов и расходов различных секторов экономики, источники капиталовложения.
Кроме того существуют счета 11 класса, которые образуют разбивку отдельных товаров и услуг в отношении их производства, необходимых ресурсов и использования произведенных товаров. Они включают:
    Счета для рыночных продуктов и услуг
Использование
Ресурсы
Импорт товаров
Амортизация
Национальный доход, исчисленный на основе рыночных цен
  
 
 
  ИТОГО
Потребление
     а) частных  лиц
     б) государства
Валовые инвестиции
     а) вложения  в основной капитал
     б) увеличение  запасов
Экспорт
    ИТОГО

 
    Счета для нерыночных продуктов и услуг
    Счета для отраслей производства товаров
    Счета для производителей услуг частных некоммерческих организаций, обслуживающих домохозяйства
    Счета для услуг одних домохозяйств другим (найм прислуги).
Считается, что наиболее полная объективность оценок ВНП  может быть достигнута только при переходе на СНС. Это связано с различиями принципов построения балансов и СНС по таким вопросам, как
А) Роль двух сфер общественного  производства в создании ВНП. В балансах услуги нематериальной сферы производства рассматриваются как непроизводительные и соответственно не участвующие в создании ВНП. В СНС услуги рассматриваются как производительный вид деятельности, так как позволяет получать доход домохозяйствам.
Б) Трактовка финансовых потоков. В балансах они рассматриваются  как форма временного перераспределения национального дохода, в СНС – вид инвестиционной деятельности секторов экономики.
В) Классификация доходов  и расходов, определение сбережений. В СНС проводится четкое разграничение  текущих доходов и расходов, которые  балансируются с помощью статьи «сбережения», рассматриваемой как источник финансирования инвестиций. В балансах такого четкого деления не предусмотрено.
Г) В балансах отражается не только конечный, но и промежуточный  результат потребления материальных благ в сфере материального производства. В СНС итогом является только конечный результат производительной деятельности во всех сферах хозяйственной активности.
Д) Трактовка конечного  потребления. В СНС критерием  классификации статей конечного  потребления является тип хозяйствующего субъекта, в балансах – характер и назначение реализуемых товаров и услуг.
Е) Объем накопления. В  балансах накопление определяется на чистой основе, т.е. за вычетом потребления  основных фондов и потерь основных и оборотных фондов. В СНС –  на валовой основе (до вычета амортизации) и без учета потерь в результате стихийных бедствий.
Есть различия при  трактовке инвестиций, амортизации, накопления.
 
 
 
 
 
    Планирование развития науки и техники
 
Задачами планирования НТП является а) развитие НИОКР, определяющих создание материально-технической базы производства, б) повышение технического уровня производства, в) обеспечение роста производительности труда.
Объектами планирования НТП являются:
- основные научно-технические  программы;
- освоение производства  новых видов продукции;
- внедрение прогрессивных  технологий;
- основных показателей  технического уровня производства  и важнейших видов выпускаемой продукции;
- экономического эффекта  от проведения научно-технических  мероприятий;
- финансирование НИОКР;
- подготовки кадров.
В РБ разрабатывают долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные  программы НТП. Долгосрочный прогноз – Комплексная программа НТП до 2015 года – включает:
    Рекомендации по динамике, структуре и использованию научного и образовательного потенциала страны, на основе которых формируются приоритеты отдельных направлений НИОКР;
    Предложения по основным направлениям структурной политики, т.е. по формированию трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
    Обоснование хозяйственных, организационных и других необходимых предпосылок для ускорения НТП.
В комплексную программу  входят:
    предложения по разработке научно-технических программ;
    обоснование народнохозяйственной значимости решения научно-технических проблем;
    характеристика основного содержания намечаемых технических сдвигов;
    требования к НИОКР, к смежным областям развития науки и техники;
    оценка сроков и масштабов решения научно-технических проблем, затрат на их реализацию и внедрение, ожидаемого социально-экономического эффекта;
    рекомендации по материальному и организационному обеспечению научно-технических программ.
Обычно выделяют несколько  причин формирования приоритетов в  НИОКР: а) ограниченность производственных ресурсов и возникающая на этой основе несбалансированность в экономике; б) формирование точек роста, т.е. определение технологий, которые могут обеспечить быстрый рост национальной экономики; в) уменьшение степени воздействия социальных ограничений на развитие экономики.
Научно-технические программы  представляют собой адресный плановый документ, предусматривающий комплекс мероприятий, взаимосвязанных по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения и относящихся к разным сферам деятельности (научной, проектно-конструкторской, строительной, производственной).
Выделяют два вида программ:
А) целевые комплексные научно-технические программы, реализация которых в ближайшее время может дать значительный эффект;
Б) программы по решению  важнейших научно-технических проблем.
Перечень государственных  программ, порядок их разработки, выполнения и финансирования определяется Советом Министров. Разработка и реализация отраслевых и региональных программ осуществляется соответствующими органами управления.
Схема предварительной проработки состава и содержания государственных научно-технических программ может быть представлена в следующем виде:
- научно-техническая  и технико-экономическая экспертиза  представленных проектов;
- конкурсный отбор;
-формирование государственного  заказа на реализацию научно-технических  проектов.
При проведении отбора представленных проектов учитывается два вида критериев:
    критерий научной значимости и перспективности работ. К ним относят направления НТП кардинально обновляющие научные представления в традиционных областях и направлениях науки: оказывающие существенное влияние на получение новых знаний в различных областях науки, открывающие реальные перспективы обновления и развития прикладных возможностей науки;
    критерий социально-политических и организационных условий реализации, что означает возможность определять социально-экономическое развитие республики, подъем уровня жизни населения.
 Конкретные направления  приоритетности также классифицируются  по отдельным группам: а) научно-технические приоритеты высшего порядка
Б) отдельные инновационные проекты, которые связаны с решением задач  краткосрочного характера, но имеющие большое значение для отрасли и субъектов хозяйствования;
В) важнейшие виды импорта технологии.
В РБ в соответствии с Постановлением Совета Министров РБ №139 от 27.02.1997 г. «О приоритетных направлениях создания и развития новых и высоких технологий и критериях их оценки»  определен перечень таких технологий на период 1997-2010 годов. К ним отнесены: информационные технологии и электроника, биотехнологии, производственные технологии (прецизионные, лазерные и т.д.), создание новых материалов и химических продуктов и другие.
Внедрение результатов  НИОКР требует определенных затрат и приносит выгоду. Сопоставление этих показателей лежит в основе определения экономического эффекта НИОКР. Конкретно необходимо ответить на два вопроса: а) насколько технически и экономически прогрессивно данное мероприятие и должно ли оно быть принято к внедрению, б) какова величина эффекта, который получит народное хозяйство от внедрения этого мероприятия.
Обычно рассчитывают следующие показатели эффективности:
А) прирост прибыли от применения новой техники и технологии
                        ,
где  Рt- цена новой продукции в году t;
       St – себестоимость новой продукции в году t;
       Р1 – цена заменяемой продукции в текущем году;
       S1 - себестоимость заменяемой продукции в текущем году;
       Qt – объем производства новой продукции в году t.
Б) повышение производительности труда:
                                            ,
где Вt – рост производительности труда (в %) в году t;
      Ц1 – объем продукции по стоимости в году, предшествующему внедрению новой техники;
      Ч1 – среднесписочная численность производственного персонала в году, предшествующему внедрению новой техники;
      - планируемое уменьшение численности производственного персонала в году t, которое рассчитывается по формуле:
 
                                                           = ,
где Т1 – затраты труда на одно изделие в текущем году;
       Тt - затраты труда на одно изделие в планируемом году;
       Тф – фонд времени одного рабочего, в днях;
       Qt – объем производства новой продукции в году t.
В) рассчитывается срок окупаемости  инвестиций в НИОКР и новую технику
                          
Обычно в объем инвестиций включаются затраты на новую внедряемую технику (Ц), затраты комплектующих  приспособлений, техоснастки инструментов (ЦИ), расходы на транспортировку (РТ), стоимость дополнительных оборотных средств, связанных с внедрением новой техники (РОс):
                                                             I= Ц + ЦИ + РТ + Рос
 
 

5.  Планирование и прогнозирование  темпов экономического 
роста и объема ВНП
 
      Основные показатели развития экономики
      Производственная функция и ее использование в прогнозировании темпов экономического роста
      Метод экстраполяции при прогнозировании темпов экономического роста
      Планирование и прогнозирование обобщающих показателей эффективности общественного производства
 
1. Основные показатели развития экономики
Основным объектом макроэкономического  планирования и прогнозирования  является процесс общественного воспроизводства. Это объясняется тем, что производство товаров и услуг является основой жизни общества.  Под товарами (продуктами) в статистике и ППЭ понимаются экономические блага, получаемые из исходного сырья и имеющие самостоятельную потребительную ценность. Услуга – это экономическое благо, не имеющее натурально-вещественной формы, при этом процесс производства совпадает с процессом потребления. Услуги бывают материальные и нематериальные.
Результатом общественного  производства является многообразие товаров  и услуг. Для характеристики этого многообразия используются макроэкономические показатели. Используется две системы оценки: а) марксистская, б) принятая ООН на базе СНС.
По марксистской системе  расширенного воспроизводства общественный продукт создается в сфере  материального производства. К отраслям материального производства относят: промышленность, сельское, лесное и рыбное хозяйство, строительство, транспорт, торговлю и общественное питание, материально-техническое снабжение, заготовки, информационно-вычислительное обслуживание, геологию и некоторые другие виды деятельности. Сфера нематериального производства включает  жилищное и коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, здравоохранение, образование, физическая культура, социальное обеспечение, культура и искусство, наука и научное обслуживание, финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение, управление, общественные объединения,
Основными показателями являются:
 Совокупный общественный продукт - это совокупность материальных товаров и услуг, произведенных на экономической территории страны, резидентами и нерезидентами за определенный период времени. Его величина определяется как сумма валовой продукции по отраслям народного хозяйства. Этот показатель характеризует масштабы общественного производства, но не конечные результаты, так как включает повторный счет за счет промежуточного потребления.
Промежуточное потребление – это стоимость товаров и рыночных услуг, потребленных в течение данного периода с целью производства других товаров и услуг. (Отражается в 1 разделе МОБ).
Конечный общественный продукт  отличается от СОП на величину промежуточного продукта. Под КОП понимается та часть СОП, которая выходит за пределы текущего производственного потребления и используется на личное и общественное потребление, возмещение выбытия и накопление основных фондов, накопление оборотных фондов, создание запасов и резервов, образование экспортно-импортного сальдо.
Национальный  доход показывает часть общественного продукта, который идет на личное потребление и накопление основных фондов. Национальный доход является основным источником удовлетворения потребностей населения и расширенного воспроизводства.
По системе ООН главным  показателем является ВНП.
Валовой национальный продукт-это стоимость товаров и услуг, произведенных резидентами страны независимо от экономической территории страны за вычетом той части, которая была израсходована в процессе производства. Он включает в себя как продукцию материальных отраслей экономики, так и непроизводственной сферы.
 ВНП рассчитывается  тремя методами:
А) производственный –  Сумма валовой добавленной стоимости ( сучетом дополнительных корректив, вызванных переходом от основных цен к ценам конечного использования) всех отраслей народного хозяйства. В ВНП не включается стоимость израсходованного сырья, материалов, топлива и других материальных ресурсов, оказанных хозяйственными единицами услуг.
Б) метод распределения  доходов – общая сумма доходов  хозяйствующих звеньев и населения, занятых производством материальных благ и услуг. При этом по действующей  методологии к доходам относят оплату труда наемных работников, прибыль, чистый доход колхозов, доход, полученный в результате индивидуальной трудовой деятельности, перераспределенные доходы (проценты по вкладам, доходы от ценных бумаг, поступления по социальному страхованию и т.д.), амортизационные отчисления основных производственных и непроизводственных фондов.
В) метод конечного  использования – рассчитывается по величине конечного потребления  материальных благ и услуг, капитальных  вложений, прироста материальных оборотных  средств и сальдо внешнеторговых операций.
Модификацией ВНП является показатель валового внутреннего продукта (ВВП), под которым понимается стоимость товаров и услуг, произведенных на территории страны как резидентами, так и нерезидентами.  ВВП отличается от ВНП  на величину факторных доходов из-за границы. В данном случае понимается разница между доходами, которые получили резиденты за границей, и доходами которые получили нерезиденты в данной стране.
В настоящее время  большинство стран переходит  на расчет ВВП, так как трудно точно определить объем производства резидентов за границей.
ВВП и ВНП считают  в текущих и постоянных ценах. Для точного определения экономического развития целесообразно считать  валовые показатели в постоянных ценах. Для расчета ВВП в постоянных ценах используются следующие методы:
- дефлирование с помощью  индексов цен (Фишера, Паше, Ласпейраса),
- двойного дефлирования для расчета в постоянных ценах добавленной стоимости. Этот метод состоит в последовательном дефлировании сначала выпуска, а затем промежуточного потребления.
- метод экстраполяции  показателей базового периода  с помощью индексов физического  объема.
- метод переоценки  по элементам затрат.
Важным показателем развития экономики является показатель национального богатства, под которым понимается совокупность накопленных материальных и нематериальных активов, созданных трудом всех предшествующих поколений, принадлежащих стране или ее резидентам и находящихся на экономической территории страны и за ее пределами, а также разведанных и вовлеченных в экономический оборот природных и других ресурсов.
Для отражения темпов роста и масштабов общественного  производства необходимо определить следующие  параметры:
- физический объем  показателя;
- темпы роста размеров  его производства;
- величину абсолютного и относительного прироста в планируемом периоде.
Увеличение ВНП страны в постоянных ценах за определенный период времени называется экономическим ростом. Экономический рост измеряется в темпах роста и темпах прироста.
Различают два типа экономического роста: интенсивный и экстенсивный.
Важнейшим фактором экономического роста являются инвестиции.
На темпы экономического роста влияют эффективность технического прогресса, масштабы разведанных и пригодных к эксплуатации природных ресурсов, соотношение между фондом потребления и фондом накопления в национальном доходе, структура общественного производства.
Прогнозирование динамики развития народного хозяйства может  преследовать несколько целей:
    Выявление основных факторов, воздействующих на экономический рост;
    Количественная оценка меры влияния каждого фактора на темпы роста;
    Предсказание альтернативных путей экономического роста на основе возможной динамики факторов, изменений в их комбинации и относительной эффективности;
    Определение возможностей и направлений активного воздействия на процесс экономического роста.
2. Производственная  функция и ее использование  в прогнозировании темпов
 экономического роста.
 
В основе прогнозирования темпов экономического роста и объема ВНП лежит производственная функция. Она строится на основе эмпирических рядов объема производства и используемых ресурсов, т.е. как уравнение многофакторной регрессии. Их важное преимущество в том, что они учитывают сочетание всех основных производственных факторов. В наиболее общем виде производственная функция записывается в виде: Y = f(K,L) или в виде .
В основе многофакторных зависимостей результатов производства лежит  технологический способ соединения его факторов. Каждая технология характеризуется определенным соотношением между живым и овеществленным трудом, позволяющим достигнуть заданного уровня производительности труда.
Между объемом средств труда  и численностью занятых складываются объективные соотношения, выражаемые фондовооруженностью труда, которая является частной характеристикой технологического соединения факторов производства и показывает оснащенность работника средствами труда. В экономике наблюдается рост фондовооруженности труда во времени, что является средством повышения производительности труда. Рост  фондовооруженности труда отражает а) замену живого труда средствами труда, б) технологический прогресс.
Расчеты показывают, что количественная взаимосвязь между потоками производительности труда и его фондовооруженностью можно достаточно точно описать степенной функцией вида: , где Р – производительность труда,
                 А – коэффициент масштаба производства,
                 В – фондовооруженность труда,
                 - коэффициент эластичности производительности труда по его фондовооруженности, показывающий на сколько процентов растет производительность труда при росте фондовооруженности труда на 1%.
Данная степенная зависимость  выступает в качестве опорной  при моделировании многофакторных взаимосвязей между результатами и факторами производства. На базе рассматриваемой зависимости разрабатываются различные подходы к определению влияния факторов производства на его результаты, разграничению форм технологического прогресса и темпов экономического роста.
Производственные функции бывают однофакторные и многофакторные.
Темпы экономического роста определяются с учетом влияния факторов производства. Соответственно расчет может производиться  а) на основе изменения численности  занятых в материальном производстве производительности их труда, б) на основе динамики производственных фондов и изменения эффективности их использования.
В первом случае темпы прироста численности  работников могут быть определены на основе данных демографической статистики, отчетных балансов трудовых ресурсов. Повышение производительности труда можно рассчитать исходя из намеченных заданий по росту фондовооруженности труда, энерговооруженности и сложившегося соотношения этих показателей с производительностью.
                                             Iэк.роста = Iпроизвод. труда*I численности рабочих
При втором методе расчета  необходимо рассчитать прирост производственных фондов в прогнозируемом периоде  и ожидаемый уровень фондоотдачи:
                                          Iэк.роста = Iфондов* Iфондоотдачи
Наиболее верным является использование не однофакторных, а  многофакторных моделей, так как  они дают более точные результаты.
Наиболее простая и  известная многофакторная производственная функция – функция Кобба-Дугласа, которая имеет вид:
                                             , где .
Сумма параметров эластичности равная единице, свидетельствует об экстенсивном расширении производства. Дальнейшие исследования показали, что  если , то это свидетельствует об интенсивном типе экономического роста, если меньше 1, то об убывающем темпе роста.
Широко используются производственные функции с меняющейся эластичностью факторов производства. Одна из таких функций имеет вид:
                   
где, H – параметр распределения, характеризующий степень интенсивности использования капитала при данной технологии;
       W – параметр замены, характеризующий легкость, с которой технология разрешает труду быть замененным капиталом;
       V – коэффициент, характеризующий степень эластичности.
Развитие модели Кобба-Дугласа  осуществляется и за счет введения дополнительных членов, зависящих от времени и рассматриваемых в качестве меры воздействия интенсивных составляющих на экономический рост. Одной из таких функций является модель Тинбергена:
                                          .
Важным аспектом прогнозирования  темпов экономического роста и объема ВНП является фактор времени. Процесс общественного воспроизводства представляет собой взаимопереплетение многих частных воспроизводственных процессов, различающихся по времени. В процессе функционирования общественного воспроизводства возникает задача сочетания, синхронизации этих частных циклов, которая решается через разработку комплексной динамической модели экономики.
Между причинами и  следствием, стимулирующим воздействием и его эффектом имеется промежуток времени (временной лаг, лаг запаздывания). Простейшая временная функция имеет вид:                                             yt = f(xt-r)
Величина yt в момент времени t определяется значением xt в момент времени (t-r), где r – временной лаг. В прогнозе общественного развития наиболее важное значение имеют инвестиционные и демографические лаги.
 
3. Метод экстраполяции  при прогнозировании темпов экономического роста
 
При прогнозировании  темпов экономического роста используется и метод экстраполяции. В этом случае анализ и прогноз могут быть представлены как:
А) анализ макроэкономических показателей производства и выявление их изменения во времени, что позволяет оценить наиболее общие количественные закономерности роста производства и на этой основе дать приближенную оценку темпов экономического роста.
Б) анализ и прогноз  воспроизводства факторов производства.
В) факторный анализ и  прогноз темпов экономического роста.
Экстраполяция может  быть правомерна в случае устойчивости динамического процесса во времени, сохранения общих условий воспроизводства  в будущем, отсутствия факторов, способных вызвать скачок в экономическом
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.