На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Гипотеза

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 10.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержанние.
Введение 3
    Выдвижение гипотез                                                           4
    Требования к выдвижению гипотез                                 5
    Формулировка гипотез                                                      7
    Виды гипотез                                                                      11
Заключение                                                                                  15
Список литературы                                                                    19
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение.
В чем же заключается  ценность гипотез? Во-первых, гипотеза в той или иной мере аккумулирует опыт науки; во-вторых, в ней могут быть отражены положения социальной реальности; в-третьих, в ней отражаются знания и опыт самого исследователя; в-четвертых, гипотеза в социологическом исследовании служит переходным этапом от теории к разработке инструментария социологического познания.
Процедура разработки гипотез  начинается с формулировки частных  познавательных задач исследования. Они фиксируются в форме отдельных  предложений, отображающих зависимости  между отдельными элементами концептуальной схемы. Эти зависимости будут  служить основанием для формулировки гипотез. Закончив процедуру формулировки частных познавательных задач исследования, нужно описать сами гипотезы. Гипотеза определяется как обоснованное научное предположение о непосредственно ненаблюдаемых связях, отношениях, причинах и т.д., приводящих к тем или иным явлениям.
Гипотеза определяется как "научное предположение, выдвигаемое  для объяснения фактов, явлений, процессов, которые надо подтвердить или  опровергнуть".
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Выдвижение гипотез.
Выдвижение гипотез есть основной вид научного творчества, связанный с
объективной потребностью в  новом знании, которое выступает  средством поиска нового способа объяснения еще неизвестных фактов, имеющихся в конкретных условиях и с определенной вероятностью влияющих на изучаемые явления.
В социологическом исследовательском  проекте выдвижение гипотез является
промежуточным звеном между  теоретической частью программы  и последующими эмпирическими познавательными действиями, направленными на достижение истинного результата, на практическое разрешение проблемы и обогащение научно-технического знания.
Осознание наметившегося  решения как гипотезы, т.е. предположения,
порождает потребность в  формулировке и проверке. Когда эта  проверка
заканчивается, мыслительный процесс подходит к завершающей фазе, к
окончательному в пределах данного мыслительного процесса суждению по данному вопросу, фиксирующему достигнутое в нем решение проблемы.
Источником гипотез выступают новые факты, в которых предметная область включается в научно-практическое исследование, когда для объяснения новых фактов
а) недостаточно имеющихся  теоретических знаний;
б) не пригодны общие имеющиеся  знания.
Отправным пунктом разработки гипотез выступают эвристический  потенциал специальных и отраслевых социологических теорий, смежных с ним отраслей знаний, статистика, "самовыдвижение" исследовательской мысли и т.п.
В случае, когда нет достаточного материала, чтобы выдвинуть гипотезу,
проводят разведывательные исследования.
Цель выдвижения гипотез:
а) сузить массы возможных  предложений и догадок при  решении
поставленной проблемы;
б) обеспечить ориентацию движения исследовательского поиска к желаемому
результату.
2. Требования к  выдвижению гипотез.
Гипотеза - предварительный  «проект» решения поставленной проблемы
1. Это вероятностное знание.
2. Это определенным образом  обоснованное знание.
3. Это знание разрешает  противоречия, лежащие в основе  проблем
исследования.
4. Это знание содержит  качественно новые моменты, по  сравнению с
имеющимися.
Гипотезы исследования - обоснованные предположения о структуре
изучаемых социальных объектов, характере составляющих их элементов,
механизме функционирования и развития и т. д.
«Гипотезы исследования - это предположения о структуре
социальных объектов, механизме  их внутренней динамики, взаимодействии с
внешними факторами или  другими объектами, а также тенденциях и основных направлениях (перспективах) развития.
Прогнозирование способов решения  исследовательской проблемы
осуществляется в форме  гипотез, выдвижение которых является необходимым элементом научного поиска.
Разработка программы социологического исследования, предварительный
теоретический анализ проблемы, формирование концептуальной схемы
исследований является не только формой систематизации имеющегося научного знания, но и его прироста, и до осуществления исследования выступает в форме гипотез.
Гипотезы исследования, особенно на этапе анализа предварительных
эмпирических данных (например, статистических) теоретических представлений  об объекте, играют чрезвычайно важную организующую и направляющую роль. К ним также «привязывается» главная теоретико-познавательная цель исследования — подтверждение или опровержение выдвинутых гипотез. Подтвержденные эмпирически, обоснованные гипотезы становятся положениями теории, истинность которых (положений) считается установленной. К формированию гипотез в социологическом исследовании предъявляется ряд требований. Они, в частности, гласят, что гипотеза должна:
1) соответствовать исходным  принципам общесоциологической  теории, быть
взаимосвязанными и представлять в совокупности систему доказательств
выдвинутого объяснения;
2) быть достаточно теоретически  надежна: быть преемственной с
предшествующим знанием, быть достаточно обоснованной (но не истиной); не должна противоречить известным и поверхностным фактам науки, а также друг другу (хотя и могут быть альтернативными); оспариваться могут положения и выводы;
3) быть однозначно логически  согласована с проблемой и целью
социологического исследования, быть принципиально проверяемой  в процессе данного исследования или заключать возможность эмпирической проверки (верификации) с помощью предметно-методических средств социологического познания, которая обеспечивает переход от нее к теории и закону и иметь указание на способ их проверки;
4) заключать понятия, получившие  предварительное уточнение и
интерпретацию;
5) быть приложима к данным, заключенным в предварительном описании
предмета исследования;
6) быть достаточно простой,  строгой, смелой, ясной, понятной;
Отвечающие данным требованиям  гипотезы называются рабочими
(работающими в данном исследовании); это предварительное (предположительное) объяснение явления, достаточное для дальнейшего эмпирического изучения проблемы исследования.
 
3. Формулировка гипотез.
В ходе исследования гипотезы требуется подтвердить или опровергнуть. Они
помогают четко выделить объект исследования и правильно  выбрать методы сбора первичной социологической информации.
Важно, чтобы гипотезы не сковывали мысль исследователя, не
предопределяли заранее  направленность результатов его  работы. Формулировки гипотез должны быть четкими, недвусмысленными.
Иногда гипотезой называют любой произвольный домысел — например, о том, что завтра будет дождь. Мне хотелось бы сразу обозначить свою позицию на этот счет. Под гипотезой понимается не любая догадка, а научно обоснованное предположение о наличии (или отсутствии) связи между двумя и более переменными. Иногда гипотеза включает в себя также указание на характер этой связи. Поэтому предположение, содержащее только одну переменную (в приведенном выше примере — наличие или отсутствие атмосферных осадков в виде дождя), мы гипотезой не считаем. Хотелось бы обратить внимание на то, что любая гипотеза — это, по сути, формулировка предположения о наличии той или иной закономерности. В самом деле, гипотеза указывает на связь между двумя или более явлениями. Закономерность же — это частное, конкретное проявление закона; а закон, напомним, есть установление необходимой, существенной, устойчивой, повторяющейся связи между двумя и более явлениями. Разумеется, для адекватной и убедительной проверки гипотезы она должна быть правильно сформулирована.
Хотим мы того или нет, осознаем или не осознаем, любое социологическое
исследование строится на основе каких-то предварительных соображений  о
причинах возникновения тех или иных аспектов изучаемой проблемы, смутно или отчетливо вырисовывающихся в сознании исследователя. Это фактически уже и есть гипотезы. Именно они в дальнейшем определяют выбор и объекта исследования, и методов сбора и обработки первичной информации, и направление анализа. Не следует думать, что если гипотеза не подтвердилась, то исследование потерпело неудачу:
опровержение исходной гипотезы — это тоже приращение научного знания, во всяком случае — указание на уже проверенные тупиковые направления
исследования данной проблемы.
Фактически наш повседневный язык наполнен гипотезами (хотя они  могут
быть и не сформулированы должным образом). Когда мы, например, интересуемся, почему какой-то конкретный ребенок робок (застенчив), и утверждаем, что это происходит вследствие того, что он слишком домашний ребенок, мы фактически даем объяснение понятию «робость», которое предположительно соотносится с другим понятием (домашнее воспитание). Когда мы интересуемся, почему местный чиновник отвергает нашу просьбу об освещении новой улицы, и предполагаем, что это происходит вследствие того, что он ожидает взятки, мы выдвигаем гипотезу, относящуюся к взаимосвязи коррумпированности и отзывчивости чиновников. Когда
мы интересуемся, почему в той или иной стране развернулись столь масштабные социальные беспорядки, и решаем, что это следствие того, что население неграмотно, бедно и этнически разнородно, мы предлагаем гипотезу относительно уровня грамотности населения, его благосостояния, этнической близости с одной стороны и политической стабильности — с другой. В самом деле, всякий раз, когда мы предлагаем объяснение какому-то явлению, мы вовлекаемся в предварительную стадию формулировки гипотез.
Вообще говоря, мы ежедневно  формулируем множество различных  догадок и
предположений о самых  разнообразных событиях окружающей реальности, о
причинах того или иного отношения к нам разных людей, о том, почему этот человек ведет себя так, а не иначе. Одно из отличий такого рода занятий как части нашей повседневной практики от гипотез как части научно-исследовательского проекта состоит в том, что для исследования формулировка гипотезы — это только начало того процесса, который направлен на проверку этих гипотез. В жизни мы не часто проводим целенаправленную проверку своих гипотез.
Каждая гипотеза должна быть простой, развертываться от общих посылок  к
эмпирически интерпретируемым следствиям, заключать в себе возможность
дедуктивного выведения  эмпирически проверяемых предположений, полученных в результате исследования. Гипотеза объясняющая социальные факты некоторой предметной области, не должна противоречить другим теоретическим положениям, истинность которых для данной предметной области уже доказана. От точного формулирования гипотез исследования во многом зависит теоретическая значимость социологического исследования.
Гипотезы исследования различают:
1. По содержанию предположений  относительно изучаемого социального
объекта как описательные (о существенных свойствах объекта) и
объяснительные (предложения о значении факторов). Описательные делятся на структурные, т. е. предположения о наборе элементов изучаемого социального объекта и характере связей между ними, и Функциональные, т. е. предположения о специфике поведения элементов объекта и его самого, выполнении ими тех или иных функций. Объяснительные гипотезы представляют собой предположения о причинно-следственных связях в изучаемом объекте и его связях с внешней средой, требующих экспериментальной проверки. Правда, описательные гипотезы исследования в определенном смысле тоже являются объяснительными, но они раскрывают не причинно-следственные, а структурные и функциональные связи.
2. По степени общности  предположений бывают гипотезы - обоснования и
гипотезы - следствия. Последние выводятся из первых. Подтверждение или
опровержение в ходе эмпирического  исследования гипотез - следствий —  путь доказательства гипотез - обоснований.
3. По задачам социологического  исследования, гипотезы подразделяют  на
основные и неосновные — как относящиеся к разным задачам. Конечно же,
главное внимание при выдвижении гипотез исследования уделяется  первому их виду, относящемуся к центральному вопросу (проблеме), к основной задаче.
4. По степени последовательности выдвижения (или обоснованности и
разработанности) различают первичные и вторичные гипотезы. Вторичные
выдвигаются взамен тех, которые  опровергаются эмпирическими данными. Хорошообоснованное исследование опирается на целую серию альтернативных гипотез.
5. Прогнозные.
Формированием гипотез исследования завершается основная методологиче-
ская работа социолога, проводящего исследование. В зависимости от наличия описательной или объяснительной гипотезы либо отсутствия таковых строится стратегия и составляется программа исследования. Одна из наиболее распространенных ошибок в формулировке гипотез исследования состоит в том, что выдвигаются или тривиальные гипотезы, доказательство (либо опровержение) которых фактически ничего не дает социологической науке, или предположения столь общего характера, без строгих формулировок, что практически их нельзя проверить.
Чтобы избежать этих ошибок, необходимо хорошо знать методологические требования к выдвижению гипотез исследования и подбирать как можно большее число эмпирических индикаторов их проверки. Этот путь
обеспечит повышение степени подтверждаемости выдвигаемых гипотез, хотя
окончательный вывод относительно их истинности может дать только практика, проведение социологического исследования, социального эксперимента.
Гипотеза - объяснительная:
Можно предположить, что  потенциальным покупателем газеты является
такой человек, которому газета в целом нравится меньше, чем потенциальному подписчику. Это значит, что распределение читателей на подписчиков и покупателей объясняется различной степенью интереса к газете.
Гипотеза - следствия:
1. Чем выше степень  урбанизированности среды расселения, тем выше
уровень разводимости.
2. Чем шире женщины  вовлечены в общественное производство, тем выше
уровень разводимости.
Гипотеза - описательная:
В условиях радикальных перемен, расширения демократии и гласности  резко
возросло количество публикаций по исторической проблематике, которые  во многом опровергают устоявшиеся взгляды на те или иные исторические события, явления и факты, В связи с этим массовое историческое сознание является пестрым, мозаичным и противоречивым, в котором, с одной стороны, господствуют сложившиеся ранее взгляда, мнения; с другой - пробивают дорогу новые оценки на общепринятые, явления.
4.Виды гипотез.
Гипотезы могут быть недействительными,
коррелятивными, направленными  и каузальными.
Недействительная  гипотеза — это просто предположение,
устанавливающее отсутствие связи между двумя процессами. Когда мы
анализируем данные, чтобы  проверить гипотезу, нам часто  приходится иметь дело с недействительными гипотезами и опровергать их. Недействительная гипотеза формулирует отсутствие связи между двумя и более переменными и обычно противостоит гипотезе, которую мы пытаемся реально утверждать.
Коррелятивная гипотеза утверждает, что предполагается наличие
взаимосвязи между двумя (или более) переменными. Однако она  не определяет точно природу этой связи. Утверждения типа: «Существует связь между возрастом и уровнем политического нигилизма» и «Существует связь между этнической однородностью общества и масштабами политического терроризма» — это две коррелятивные гипотезы. Заметим, что они не говорят нам ни о том, старые или молодые подозреваются в большем цинизме, ни от том, подразумевается ли наличие терроризма при большей или меньшей этнической гомогенности.
В направленной гипотезе исследователь высказывает предположение о
направлении взаимосвязи между понятиями. Если исследователь думает, что
явления имеют тенденцию  к совместному увеличению или  уменьшению, то перед нами гипотеза о прямой взаимосвязи между ними. Рассмотрим некоторые примеры таких гипотез о совместном росте признаков социальных явлений.
— По мере того, как возрастает количество лет, затраченных на формальное
образование, полученное человеком, получаемый им доход от какого бы то ни было рода трудовой или предпринимательской деятельности увеличивается.
— По мере того, как возрастает общий уровень образования населения
страны, политические процессы в ней становятся все более  демократичными.
— Чем старше человек, тем  он консервативнее.
— Чем меньше газет читает человек, тем меньше он информирован о текущих событиях в стране и за рубежом.
Если же исследователь  полагает, что по мере того, как одна из переменных
возрастает в размерах или количественно, другая соответственно уменьшается, то тем самым предполагается обратное отношение. Вот несколько примеров.
— Чем старше человек, тем  менее он становится терпимым к различным
формам социального протеста.
— Чем больший доход  имеет человек, тем меньше его  интересуют
происходящие в обществе массовые социальные изменения.
— Чем богаче становится страна, тем ниже в ней уровень  преступности.
Оба типа направленных гипотез  устанавливают не просто существование, но
и направление предлагаемых отношений (связей). Следовательно, гипотеза может считаться опровергнутой, если не будет обнаружено взаимосвязи между явлениями или если взаимосвязь окажется действующей в направлении, противоположном тому, которое предполагалось в гипотезе. С другой стороны, если гипотеза подтверждается фактами, тогда мы узнаем больше, чем простую констатацию связи между двумя понятиями. Знание того, что существует взаимосвязь между доходом и образованием, вообще говоря, не сообщает нам, растет доход или уменьшается с повышением уровня образования. Знание того, что имеет место связь между численностью населения страны и уровнем демократии, не говорит о том — при большем или меньшем населении более реально установление демократии.
Открытие, что имеется  взаимосвязь между возрастом  и политическим участием, еще не говорит нам, старые или молодые более склонны к политическому участию. Во всех этих случаях направление отношения только предстоит осветить.
Направленные гипотезы не обязательно определяют просто прямое или
обратное линейное отношение  между двумя понятиями. Существует множество других возможностей. Например, отношение между возрастом и политическим участием может быть и криволинейным, когда самая юная и самая старая часть населения отличаются наименьшей степенью участия (вследствие большего легкомыслия молодых и более слабого здоровья престарелых), а участие представителей среднего возраста максимально. Или же взаимосвязь между двумя понятиями может носить логарифмический характер, когда с возрастанием количественных объемов одного понятия воздействие его на другое понятие становится все меньше и меньше. Примером такого отношения может служить взаимосвязь между расходами на политическую кампанию и полученными голосами: решающую роль играют первоначально потраченные суммы, а при более высоком уровне расходов каждый последующий рубль, вложенный в ход кампании оказывает все меньшее и меньшее воздействие. В основе своей направленные гипотезы могут определять тип математической функции, связывающей независимую и зависимую переменные.
Однако практика показывает, что наиболее отчетливо выраженные направленные гипотезы в социологии носят все же прямолинейный характер.
Каузальная  гипотеза делает наиболее смелую заявку на установление
взаимосвязи между двумя  или более переменными, к тому же она наиболее трудно поддается проверке и подтверждению. Каузальные гипотезы могут принимать различные формы. Они могут, например, просто устанавливать, что одна переменная выступает в качестве причины другой, как в утверждениях типа «Грамотность, богатство и культурная однородность населения служат причиной демократических движений в странах». Или же они могут быть изложены с помощью терминов «если... — тогда...», например, так: «Если претендент в члены Государственной Думы расходует на свою избирательную кампанию менее 10 миллионов рублей, тогда он проигрывает». Наконец, каузальная гипотеза может быть выражена в негативной форме, например: «Если бы со стороны современных правительств не оказывалось поддержки крупным силам безопасности, гражданские конфликты могли стать значительно более распространенным явлением».
Что характерно для каузальной гипотезы, это не столько ее форма, сколько
природа формулируемого ею предположения. Недействительная, коррелятивная  и направленная гипотезы с самого начала касаются взаимосвязей, корреляций или ковариаций совместных изменений, переменных. Они постулируют как наличие, так и отсутствие связи между явлениями. Каузальная гипотеза, со своей стороны, тоже выдвигает такое предположение, но вместе с тем и два других важных предположения: о том, что одно явление (причина) предшествует другому явлению (эффекту) во времени, и о том, что результирующий эффект зависит от причины или не может появиться в ее отсутствие. Исследователи, оценивающие каузальные гипотезы, должны представить доказательства обоих этих предположений.
 
 
Заключение.
Во-первых, гипотезы должны представлять собою эмпирические утверждения, то есть они выражаются сформулированными  предположениями о взаимосвязях, которые существуют в реальном мире, а не утверждениями о том, что обязано иметь место или быть истинным, или о том, во что верит исследователь. Такие утверждения такого рода как: «Преподаватель должен уважать права и личность студента» являются нормативными и не могут быть оценены с помощью обсуждаемых здесь методов исследования. Несмотря на то, что эмпирические данные могут иметь отношение к формулировке и оценке нормативного утверждения, они никогда не скажут вам наверняка, справедливо нормативное утверждение или нет.
Вообще говоря, само по себе нормативное размышление полезно, поскольку
оно заставляет исследователя  прояснить его (или ее) жизненные  ценности, и оно может наталкивать исследование на важные эмпирические вопросы. Скажем, нормативное отвращение к преступлению побуждает к эмпирическому исследованию причин преступности/Так что две разновидности исследования — нормативное и ненормативное — должны рассматриваться скорее как совместимые, нежели конкурирующие.
Вторая характеристика добротной гипотезы — это ее всеобщность (широкая
применимость). Она должна объяснять скорее наиболее общее проявление феномена, нежели частное его проявление. Например, кто-то может выдвинуть гипотезу, что причиной победы того или иного кандидата на региональных выборах была поддержка федеральных властей. Если гипотеза подтвердится, то каким образом это расширит пределы нашего знания? Мы узнали о причинах, вызвавших одну победу на выборах. Это знание имеет ценность, но было бы более полезным узнать, служит ли поддержка сверху причиной электоральных успехов вообще. Это было бы знанием, имеющим отношение ко многим проявлениям феномена (в данном случае— ко многим выборам) в большей степени, чем к одному только его проявлению.
Более общая гипотеза в  этом случае могла бы быть такой: «Чем активнее и
отчетливее выражена поддержка  федеральных властей кандидату, тем больше вероятность, что он/она победит на выборах». Знание о частных проявлениях феномена может быть полезным при формулировке более общих предложений, но с помощью гипотезы, носящей достаточно обобщенный характер, мы предпринимаем попытку расширить сферу нашего знания за пределы отдельных случаев.
Третья характеристика хорошей  гипотезы состоит в том, что она  должна быть правдоподобной (внушающей доверие), то есть должна существовать какая-то логическая и основанная на опыте многих людей причина, заставляющая полагать, что она подтвердится. Вряд ли покажется правдоподобным и научным такое, например, предположение: «Чем гуще растительность на голове человека, тем больше вероятность того, что он сделает удачную деловую карьеру». Вообще стремление к формулировке правдоподобных гипотез — одна из причин, по которым исследователь не может обойтись в своем исследовательском проекте без обзора литературы. Обзоры литературы могут ознакомить исследователя как с общими теориями, так и с отдельными специфическими гипотезами, которые выдвигали другие авторы. В обоих случаях чтение литературы по предмету исследования повысит шансы на то, что гипотеза будет подтверждена. Однако твердых правил относительно того, как обеспечить правдоподобие, не существует. В конце концов, все когда-то думали, что утверждение «Микробы вызывают болезни» — это неправдоподобная гипотеза, а гипотеза «Грязь может быть превращена в золото с помощью философского камня» казалась вполне правдоподобной.
Четвертая характеристика всех хороших гипотез заключается  в том, что они
конкретны. Понятия, используемые в гипотезе, должны быть тщательно определены. Например, гипотеза, которая предполагает, что «Существует взаимосвязь между характером индивидуальности и политическими аттитюдами», слишком неопределенна. Что имеется в виду под индивидуальностью? О каких именно политических аттитюдах идет речь? Конкретная формулировка этой гипотезы могла бы быть такой: «Чем большим чувством собственного достоинства обладает человек, тем менее вероятно, что он (или она)окажется в стороне от политических процессов». Теперь индивидуальность определена через чувство собственного достоинства, а» политические аттитюды означают изоляционизм, как более точные понятия. Разумеется, в конечном счете, даже эти два термина еще должны будут получить более точные определения и пройти основательную операционализацию, когда дело дойдет до их практического измерения.
 
Хорошая гипотеза проверяема: должно иметься некоторое
практически достижимое доказательство, которое будет служить признаком правильности гипотезы. Например, гипотезу «Бог сотворил вселенную» невозможно проверить, потому что вряд ли кто-то взялся бы с определенностью сказать, какого рода эмпирические данные могли бы служить доказательством того, что Бог не сотворял вселенной (равно как и наоборот). Гипотезы, для которых невозможно собрать доказательства — как подтверждающие, так и опровергающие —не проверяемы. Рассмотрим такой пример, казалось бы, многообещающей и все же непроверяемой (или же такой, проверка которой сопряжена с огромными трудностями) гипотезы: «Чем сильнее ребенок подвержен влиянию политических авторитетов, тем менее вероятно, что, став взрослым, он будет вовлечен в политические разногласия». Эта гипотеза вроде бы удовлетворяет всем требованиям добротности: она общая, правдоподобная, весьма конкретная и эмпирическая, но ее невозможно проверить на данный момент, поскольку мы не располагаем никакой информацией, которая могла бы быть использована для проверки этого предположения. Проверка этой гипотезы потребует данных, которые были бы результатом измерения конфигурации общих аттитюдов индивидов на тот период, когда они были детьми, и формирования ориентации их политического поведения, по мере того, как они же становятся взрослыми.
Не проверяемы также гипотезы, сформулированные в тавтологической форме.
Тавтология — это утверждение, связывающее два понятия, которые означают, в сущности, одно и то же. Например: «Чем меньше поддержки оказывается в стране политическим институтам, тем более неустойчивой оказывается стабильность ее политической системы». Эту гипотезу трудно опровергнуть, потому что оба понятия схожи. Чтобы провести требуемую проверку, предстоит провести независимые измерения поддержки политических институтов и стабильности политической системы. В противном случае, обе будут измерены с помощью одних и тех же индикаторов, и такую гипотезу невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть.
Наконец, хотелось бы отметить следующий момент, связанный с
выдвижением и формулировкой  гипотез. Гипотеза может в своей  формулировке носить слишком обширный масштаб явления или проблемы, к которой она относится. Это означает, что проверка ее не может быть проведена достаточно однозначным и бесспорным образом. В этом случае будет целесообразно основную гипотезу разбить на ряд дополнительных, точнее вспомогательных. Тогда проверка соответствия утверждения, содержащегося в каждой из дополнительных гипотез, истинному (т. е. подтверждаемому практикой) положению вещей будет вносить свой вклад в подтверждение (или опровержение) основной гипотезы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 
    Социология. Основы общей  теории: Учебник для вузов / Отв. ред. акад. РАН Г.В. Осипов, действ. член РАЕН Л.Н. Москвичев. – М.: Изд. НОРМА, 2005.22
    Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ЮРАЙТ – Издат. 2004.
    Батыгин Г.С.  Лекции по методологии социологических исследований. М., 1995.
    Социологическая энциклопедия: в 2 т. Т 1, 2 / Национальный общественно-научный фонд / Руководитель научного проекта Г.Ю. Семигин; главный редактор В.Н. Иванов. – М.: Мысль, 2003.
    Страус А., Корбин Дж. Основы качественного исследования. М., 2001.
    Социология: основы общей теории. Под ред. Осипова Г.В., - М.: «Аспект-пресс», - 1996.
 
 
 
           
 
 
 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.