На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Концепция культуры Шпендлера

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 10.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

Институт  Психологии и Управления
Кафедра теории и практики социально-гуманитарных технологий 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ
по теме: Концепция культуры Шпенглера. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                              Проверила:
                                                                                              Крыжановская Я.С.
                                                                                              Выполнил:
                                                                                              студент(ка) гр. 1911
                                                                                              Якимкин И.Ю. 
 
 
 
 
 

Хабаровск, 2012
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
Биография О. Шпенглера 4
КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРЫ 6
ПЕРЕХОД КУЛЬТУРЫ К ЦИВИЛИЗАЦИИ 8
ЦИВИЛИЗАЦИЯ КАК ГИБЕЛЬ КУЛЬТУРЫ. 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 12
Список использованной литературы 13 

 


ВВЕДЕНИЕ

 
      Культурологическая концепция Шпенглера строится на сопоставлении и в большей части на противопоставлении культуры и цивилизации. Поэтому, прежде чем приступить к анализу самой концепции, необходимо определить эти понятия. В мировой истории Шпенглер выделяет восемь типов культур, достигших полноты своего развития, - это античность и Западная Европа, арабская культура, Египет, Вавилон, Индия, Китай и культура майи. Для Шпенглера их существование в разные времена на самых отдаленных территориях планеты – свидетельство не единого мирового процесса, а единства проявления культуры во всем ее многообразии. Культура у Шпенглера – сложившийся в веках исторический индивидуум, историко-культурная целостность, сущность которой образует религия. Термином цивилизации Шпенглер обозначает последнюю, неизбежную фазу всякой
культуры. Цивилизация как исключительно  технико-механическое явление противоположна культуре как царству органически - жизненного. Цивилизация, обладая одними и теми же признаками во всех культурах, есть выражение отмирания целого как организма, затухание одушевляющей его культуры, возврат в небытие культуры.
      
 
 
 
 
 
 

Биография О. Шпенглера

 
     Освальд Шпенглер (1880 - 1936) - немецкий философ  и историк, один из основоположников современной философии культуры, представитель "философии жизни", публицист.
     Освальд Шпенглер родился 29 мая 1880 года в семье  почтового чиновника Бернхарда Шпенглера и его жены Паулины.
     Осенью 1891 года семья переехала в старинный  университетский город Галле, где  Освальд продолжил обучение в  гимназии Латина, делавшей упор на гуманитарную подготовку своих воспитанников, прежде всего на преподавание древних языков. Современным языкам в Латине уделяли меньше внимания, и поэтому Шпенглер, хотя и читал по-английски, по-французски, по-итальянски и немного понимал русский язык, говорить или писать на этих языках не решался.
     Уже в гимназии Латина проявилось редкое сочетание дарований Освальда: он был одним из лучших учеников по истории и географии и вместе с тем обнаружил прекрасные способности к математике. Любимым его занятием стало чтение, все карманные деньги Освальд тратил на покупку дешевых изданий книг У. Шекспира, И.В. Гёте, Г. Клейста, О. де Бальзака, Г. Флобера, Стендаля, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева и особенно почитавшегося им Ф.М. Достоевского. Шпенглер стал также завсегдатаем театра в Галле и был очарован музыкой Рихарда Вагнера.
     В октябре 1899 года Шпенглер закончил гимназию. Болезнь сердца освобождала его  от службы в армии, и встала проблема выбора дальнейшей профессии. После  некоторых раздумий Освальд решил  посвятить себя преподавательской  деятельности и записался на естественно-математическое отделение университета Галле.
     Однако  уже первые лекции и семинары разочаровали его, поскольку Освальд почувствовал, что математика не его призвание. Вместо занятий он усердно читал Ницше, Толстого и Ибсена, знакомился с произведениями анархистов и социалистов.
     Смерть  отца летом 1901 года побудила Освальда перейти в Мюнхенский университет, но и там он редко посещал занятия, большей частью проводя время  в библиотеке и в музеях. Жажда  новых впечатлений привела Шпенглера  в Берлин, где вновь его чаще можно было видеть не в университетской  аудитории, а на скамьях для публики  в рейхстаге, на него неизгладимое впечатление  произвели выступления лидера социал-демократов А. Бебеля.
     В конце концов Освальд вернулся домой, в Галле, чтобы завершить образование и защитить диссертацию, дававшую право преподавания в старших гимназических классах.
     Под руководством философа Алоиза Риля Шпенглер подготовил работу о древнегреческом мыслителе Гераклите, она была опубликована в 1904 году.
     Он  защитил докторскую диссертацию  не без трудностей, ибо ученый совет  посчитал, что Шпенглер игнорировал  некоторые уже имевшиеся работы о Гераклите. Молодой доктор философии  после недолгого повышения квалификации в Саарбрюккене и годичной стажировки в Дюссельдорфе, в результате которой  он получил звание старшего учителя  и право преподавать историю  и математику, в 1908 году приступил  к работе в одной из гамбургских  гимназий. Но по-прежнему больше, чем  преподавание, его привлекала литература, и Шпенглер задумал драматический  цикл о Лютере, Бисмарке и габсбургской династии. Однако, как и ранее, он все еще не мог окончательно определить, в чем же его призвание.
     В феврале 1910 года неожиданно скончалась Паулина Шпенглер. Полученная Освальдом часть наследства в марте 1911 года позволила ему перебраться в Мюнхен, очаровавший его еще с университетских времен своими музеями и картинной галереей.
     Шпенглер, поселившийся в самом богемном мюнхенском районе - Швабинге, наблюдал за всем этим с отвращением и презрением. Он находил, что ни в одном из уголков земного шара не скопилось столько грязи и пошлости, сколько в предвоенной баварской столице.
     Шпенглер  глубоко страдал от отсутствия у  него любви и человеческого тепла  и не раз жаловался на то, что  его сердце не могут затронуть  никакие глубокие переживания. Даже один вид неудачного в архитектурном  отношении здания мог вызвать  у Шпенглера физические страдания, а то и слезы. Его мучили частые головные боли. Дважды во время прогулок по Мюнхену он впадал в беспамятство и забывал собственный адрес.
     В таком нервозном состоянии он начал работу над главным трудом своей жизни - "Закатом Европы". Работа над первым томом продолжалась около шести лет и была закончена  в апреле
     В ночь с 7 на 8 мая 1936 года в своей мюнхенской квартире Освальд Шпенглер скончался. В гроб положили две книги - "Так  говорил Заратустра" и "Фауст", с которыми он всегда ездил отдыхать.

КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРЫ

 
 
         Шпенглер останавливается на рассмотрении трёх исторических культур: античной, европейской и арабской. Им соответствуют три “души” - аполлоновская, избравшая в качестве своего идеального типа чувственное тело; фаустовская душа, символом которой является беспредельное пространство, динамизм; магическая душа, выражающая постоянную дуэль между душой и телом, магические отношения между ними.
        Отсюда вытекает содержание каждой из культур. Для Шпенглера все культуры равноправны; каждая из них уникальна и не может быть осуждена с внешней позиции, с позиции другой культуры. Феномен других культур
говорит на другом языке. Для других людей  существуют другие истины. Для
мыслителя имеют силу либо все из них или  не одна из них. Сконцентрировав своё внимание не на логике, а на душе культуры, он сумел точно подметить
своеобразие европейской души, образом которой  может (как считает сам автор) являться душа гётевского Фауста - мятежная, стремящаяся преодолеть мир своей волей.
       Шпенглер считает, что каждая культура имеет не только своё искусство, но и своё собственное естествознание и даже свою уникальную природу, т.к. природа воспринимается человеком через культуру. “Каждой культуре присущ уже вполне индивидуальный способ видения и познания мира - как природы”, или - одно и то же – “у каждой есть своя собственная, своеобразная природа, каковой в точно таком же виде не может обладать ни один человек иного склада. Но в ещё более высокой степени у каждой культуры есть собственный тип истории, в стиле которой он непосредственно созерцает, чувствует и переживает общее и личное, внутреннее и внешнее, всемирно-историческое и биографическое становление” 

       По Шпенглеру, в основе каждой культуры лежит душа, а культура - это
символическое тело, жизненное воплощение этой души. Но ведь всё живое
когда-нибудь умирает. Живое существо рождается, чтобы реализовать свои душевные силы, которые затем угасают со старостью и уходят в небытие вместе со смертью.
      Такова судьба всех культур. Шпенглер не объясняет истоки и причины рождения культур, но зато их дальнейшая судьба нарисована им со всей возможной выразительностью. “Культура рождается в тот момент, когда из
первобытно-душевного  состояния вечно-детского человечества пробуждается и выделяется великая душа, некий образ из безобразного, ограниченное и переходящее из безграничного и пребывающего. Она расцветает на почве строго ограниченной местности, к которой она и остается привязанной, наподобие растения”.  

   Кризис в культуре наступает тогда, когда ее душа осуществит всю совокупность своих возможностей, в виде народов, языков, религиозных учений, искусств, государств и наук. Вследствие этого культура вновь возвращается в объятья первобытной души. Однако протекание культуры не есть плавный, спокойный процесс. Это живое бытие есть напряженная страстная борьба: внешняя – за утверждение ее власти над силами хаоса и
внутренняя  – за утверждение ее власти над  бессознательным, куда этот хаос,
злобствуя, укрывается.
    
ПЕРЕХОД КУЛЬТУРЫ К ЦИВИЛИЗАЦИИ 

      Смерть культуры есть исчерпание её души, когда её смыслы уже не вдохновляют людей, обращённых теперь не к осуществлению культурных ценностей, а к утилитарным целям и благоустройству жизни. Этот период Шпенглер связывает с наступлением эпохи цивилизации. “Цивилизация есть неизбежная судьба культуры, Будущий Запад не есть безграничное движение вперёд и вверх, по линии наших идеалов... Современность есть фаза цивилизации, а не культуры. В связи с этим отпадает ряд жизненных содержаний как невозможных... Как только цель достигнута, и вся полнота внутренних возможностей завершена и осуществлена вовне, культура внезапно коченеет, она отмирает, её кровь свёртывается, силы надламываются - она становится цивилизацией. И она, огромное засохшее дерево в первобытном лесу, ещё многие столетия может топорщить свои гнилые сучья”. 

       Так было с Египтом, Китаем, Индией и с миром ислама. Так торчала, по словам Шпенглера, исполинская по территории античная цивилизация имперской эпохи, с виду исполненная юношеской силы, заглушая собой мировую арабскую культуру востока.
     “Каждая культура проходит возрастные ступени отдельного человека. У каждой есть
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.