На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Конституция

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 10.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
1. Сущность, понятия и структура Конституции РФ………………………………..5
2. Функции  и юридические свойства Конституции  РФ………………………….....13
Заключение…………………………………………………………………………….19
Глоссарий……………………………………………………………………………...21
Список использованных источников………………………………………………..23
Приложения…………………………………………………………….……………..24

Введение

Актуальность  темы работы заключается в том, что  юридическая наука при исследовании различных сторон общественного  бытия призвана раскрывать не только внешние, формально-юридические характеристики статусного положения различных  субъектов права, но и проникать  в глубинные, социально-волевые начала формирования и реализации поведенческих  актов индивидуальных и коллективных субъектов общественных отношений. Этому способствует, в частности, и исследование проблемы правосознания  как сложного социального явления, имеющего различные формы своего проявления. Одной из таких форм является конституционное правосознание.
Необходимость детального изучения конституционного правосознания обусловлена, прежде всего, практической значимостью соответствующей  проблемы, что в особой степени  проявилось в новых, современных  условиях конституционного развития российской государственности. Конституция РФ 1993 года возвела на высший нормативный  уровень новые правовые идеи, принципы, задачи и цели государственного и  общественного развития; она знаменовала  собой признание общедемократических  ценностей современного конституционализма и на этой основе внесла принципиальные изменения, как в конституционные  институты правового положения  личности, так и в систему организации  государственной власти. Все это  естественным образом предполагает изменение, обновление под воздействием Конституции государственно-правовых идей, принципов, образующих в своей  совокупности своего рода идеологический субстрат конституционного правосознания  как важный показатель достигнутого уровня правовой и демократической  культуры российского общества.
Среди нормативно-правовых актов, закрепляющих основные нормы  конституционного права, основным является Конституция. Именно в конституции  устанавливаются конституционно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для конституционно-правового регулирования. Огромное значение конституции в жизни всякого общества, ее принципиально особое место во всей правовой системе государства вызывают необходимость всестороннего изучения конституции в рамках данной курсовой работы. Развитие Российского государства подтверждает общее правило нашего времени: каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. И это закономерно. Конституция важна и необходима для современного государства прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное - конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство. Исключений сегодня практически не существует.
В юридической  науке достаточно много внимания уделяется общетеоретическим вопросам правосознания. Довольно глубоко изучены  общие вопросы теории правосознания, как формы общественного сознания, его понятия, структуры, сущности, функций  и т. п. Значительный вклад в разработку этих проблем внесли: П.П. Баранов, И.А. Ильин, Е.В. Назаренко, Н.Я. Соколов, И.Е. Фарбер и др.
Объектом  исследования является природа конституционного уровня правового сознания.
Цель  работы - исследовать Конституцию  РФ, изучить ее структуру, сущность, юридические свойства. Для достижения поставленной цели необходимо решение  следующих задач:
-определить  сущность понятия и структуру  Конституции РФ;
-проанализировать  содержание и структуру конституции ;
- рассмотреть  функции и юридические свойства  Конституции РФ.
Методы  исследования, использованные в процессе выполнения работы и послужившие инструментом в добывании необходимого фактического материала: изучение и анализ научной литературы; изучение и обобщение отечественной практики.

Основная  часть

1.Сущность, понятия и структура Конституции  РФ

Конституция есть акт учредительной (верховной) власти, закрепляющий основы конституционного строя, положение человека и гражданина в обществе, форму правления государственно-территориального устройства, систему органов государственной  власти и местного самоуправления. Понятие «конституция» употреблено  в работах Аристотеля в связи  с обоснованием им идеи рационального  государственного устройства. Происхождением термин «конституция» обязан указам римского императора. В средневековую  эпоху названным термином обозначались акты (хартии) о феодальных вольностях. Конституции появляются в результате революций XVII-XVIII вв., вызванных потребностями  переустройства власти, нахождения оптимального соотношения между властью и  свободой. Революционные преобразования призваны были закрепить конституцию  как основной закон государства. В современном понимании по своей  сущности конституция есть выражение  общей воли народа в акте верховной (учредительной) власти, представляющем своего рода общественный договор, в  котором согласованы социально-политические, экономические и иные жизненно важные интересы различных групп населения. Конституция в этом смысле есть запись соотношения политических сил на момент ее принятия. Конституция в  этом значении есть основной закон  государства, выражающий согласованную  волю и интересы народа и в этих целях закрепляющий основополагающие устои общественного строя и  государственной организации.
Причинами изменения, а равно пересмотра конституции  являются обстоятельства политического, социально-экономического и иного  характера, обусловливающие полную или частичную непригодность  основного закона страны изменившимся условиям жизни общества и, соответственно, вызывающие необходимость принятия (пересмотра) новой конституции либо внесения поправок в действующую конституцию. Мировая практика свидетельствует, что принятие новой конституции связано: 1) со сменой политического режима в стране; 2) с осуществленными коренными изменениями в социально-экономической и политической сферах, новой расстановкой политических сил в стране; 3) с образованием нового государства. Принятие конституции, внесение в нее изменений и дополнений отражают изменившийся баланс социальных сил, претендующих на власть. Принятая (измененная) конституция как раз и призвана закрепить новое соотношение таких сил.
Принятие  новой Российской Конституции было трудным исторически и политически. Конституционные перемены были объективно необходимы. В течение 1990-1992 гг. в  действующую Конституцию РСФСР  1978 г. внесено в общей сложности более 350 поправок. Впервые вопрос о новой федеральной Конституции был поставлен I Съездом народных депутатов России, тогда же (22 июня 1990 г.) была образована Конституционная Комиссия. В августе 1990 г. разработана концепция, а в сентябре - первый вариант проекта Конституции; в ноябре 1990 г. проект опубликован для всенародного обсуждения. Обсуждение официального проекта Конституции протекало сложно, появились альтернативные проекты. Только в октябре 1991 г. официальный проект Конституции был внесен на рассмотрение V Съезда народных депутатов. В марте 1992 г. проект повторно опубликован в печати.
Третий  вариант официального проекта Конституции  РФ был одобрен Конституционной  Комиссией 16 октября 1992 г. Однако последующие, особенно внеочередные VIII и IX Съезды народных депутатов, подтвердив курс на осуществление конституционной реформы, необходимость продолжения работы над проектом новой Конституции, одновременно приняли решение (март 1993 г.) выработать проект основных положений новой Конституции, согласовать его с субъектами Федерации и после этого вынести на всероссийский референдум. С подобным ходом развития конституционной реформы не согласился Президент РФ Б.Н. Ельцин. С марта 1993 г. между Президентом и Верховным Советом резко обострились отношения. Проведенный по инициативе Президента 25 апреля 1993 г. референдум выразил доверие Президенту и высказался за досрочное переизбрание народных депутатов. 29 апреля 1993 г. на заседании Совета глав республик в составе РФ по инициативе Президента РФ решено созвать Конституционное совещание для разработки согласованного проекта Конституции.
Однако  по инициативе Председателя Верховного Совета РФ 7 мая созвано заседание  Конституционной Комиссии без ведома ее председателя - Президента РФ, на котором  было заявлено, что Конституция РФ должна быть принята на Съезде народных депутатов. Это же нашло подтверждение 12 мая на совещании руководителей Советов народных депутатов всех уровней. В этот же день Президент утвердил состав рабочей комиссии по доработке проекта Конституции под своим председательством. В Указе «О мерах по завершению подготовки новой Конституции РФ» Президент РФ постановил завершить работу в срок до 10 июня 1993 г. Основной текст Конституции подготовлен Конституционным совещанием под руководством Президента РФ в июне-июле 1993 г. Но в сентябре-октябре Конституционное совещание и рабочая комиссия вновь вынуждены вернуться к одобренному ранее тексту в связи с предложениями субъектов Федерации, поступившими в летне-осенний период, а также уроками октябрьских событий в Москве. В итоге в декабре 1993 г. путем референдума новая Конституция Российской Федерации была принята.
Особенную роль в подготовке и принятии новой  Конституции России призваны были сыграть  такие учреждения, как Конституционная  комиссия и Конституционное совещание.
Конституционная комиссия - это созданная высшим органом государственной власти из числа представителей всех субъектов  Федерации комиссия, имеющая своей главной задачей разработку проекта новой российской Конституции. Такая комиссия создавалась на I Съезде народных депутатов РСФСР 22 июня 1990 г. из представителей Верховного Совета, субъектов РСФСР, всего 102 человека, работала под председательством Б.Н. Ельцина (в то время Председателя Верховного Совета РСФСР). Первый вариант проекта Конституции рассмотрен V Съездом народных депутатов в октябре 1991 г. VI Съезд народных депутатов в апреле 1992 г. одобрил общую концепцию конституционной реформы и основные положения доработанного проекта. На Конституционную комиссию возлагалась обязанность доработать проект и представить его на рассмотрение очередного Съезда народных депутатов. Однако ни один из трех последовавших за этим Съездов - VII, декабрь 1992 г., VIII, март 1993 г., IX, апрель 1993 г. - эту задачу не выполнил. В мае 1993 г. проект Конституции, одобренный Верховным Советом, опубликован. Проект по основным вопросам конституционной реформы расходился с идеологией и взглядами президентской стороны. Проект, в частности, определял правовое положение Верховного Совета, свойственное в большей мере парламентской республике, в силу чего существенно ограничивались полномочия главы государства. Так, Президент обязывался представлять Верховному Совету ежегодные доклады об осуществлении внутренней и внешней политики. Исключительно с согласия Верховного Совета предполагалось назначать Председателя Правительства, министров экономики, финансов, внутренних и иностранных дел, обороны и безопасности. Верховный Совет наделялся правом определять основные направления внутренней и внешней политики. Предполагалось, что назначенный на 17 ноября 1993 г. Съезд народных депутатов должен принять новую Конституцию. Получивший всенародную поддержку избирателей в ходе проведенного 25 апреля 1993 г. референдума Президент не принял такую концепцию Основного Закона.
Конституционное совещание представляет созванную  по инициативе Президента РФ в 1993 г. конференцию представителей органов государственной власти и общественности для завершения подготовки проекта новой Конституции. Конституционное совещание созвано 5 июня 1993 г. В него входили пять групп представителей: федеральных органов государственной власти; органов государственной власти субъектов РФ; местного самоуправления; политических партий, профсоюзных, молодежных, иных общественных организаций, массовых движений и религиозных концессий; промышленников и предпринимателей. Проект новой Конституции, который представлен Президентом РФ, обсуждался группами представителей до 25 июня 1993 г. В результате обсуждения проекта внесено более 500 поправок к тексту проекта, изменено более 200 положений первоначального текста. Без изменений остались лишь три статьи.
Содержание  конституции образует вся совокупность норм, институтов и принципов основного  закона, закрепляющих организацию государственной  власти, взаимоотношение этой власти с институтами гражданского общества и гражданами. Объем и характер содержания конституции определяется историческими условиями ее принятия, политической культурой страны, ее традициями, особенностями национальной правовой системы, международно-правовым влиянием, политической обстановкой, сложившейся на момент принятия конституции, и др. Несмотря на отсутствие определенных стандартов в этом вопросе, в мировой конституционной теории и практике наблюдается тенденция к унификации содержания современной конституции. Соответственно, модель такой конституции соответствует представлениям о демократическом устройстве государства. Поэтому все без исключения конституции нового поколения провозглашают своими основными задачами учреждение гарантий прав и свобод человека и гражданина; реализацию народного суверенитета, в особенности воплощаемого через представительную систему, формируемую на основе всеобщего избирательного права, закрепление государственно-правовых механизмов, при которых действие принципа разделения властей обеспечивало бы демократическое устройство государственной власти и т.д. Ключевыми вопросами содержания конституции являются вопросы о власти, формах собственности, правовом положении личности и ее взаимоотношениях с государством, устройстве государства, его территориальной организации.
В содержании конституции выделяют два элемента: правовое содержание - нормативно-юридический  материал, из которого состоят конституции (нормы, принципы, институты), и социальное содержание - предмет конституционного регулирования.
В теории конституционного права под предметом  конституционного права понимается круг регулируемых нормами основного  закона общественных отношений. В зависимости  от характера проникновения государства  в различные сферы общественных отношений принято различать  следующие модели конституционного регулирования:
1) либеральная  конституционная модель присуща  всем конституциям старого поколения,  предметом регулирования которых  являлось: закрепление прав и  свобод личности (в основном гражданских  и политических); организация государственной  власти - структура, статус, полномочия  высших органов государства, их  взаимоотношения); государственно-территориальное  устройство страны;
2) этатистская  модель конституционного регулирования  связана с неоправданным расширением  круга отношений, регулируемых  нормами основного закона. Присуща всем советским конституциям и конституциям, принятым после второй мировой войны в социалистических странах;
3) либерально-этатистская  модель характеризуется сочетанием  двух предыдущих моделей и  связана с возросшей ролью  современного государства в экономике,  социальной сфере, международных  отношениях, в обеспечении научно-технического  прогресса, предотвращении социального  и экологического кризисов и  др. Такую модель приемлют конституции  «второго поколения» (ФРГ, Франция,  Италия, Испания, постсоциалистические страны).
Предмет регулирования действующей российской Конституции определяется ее целями и задачами. Основная цель Конституции - закрепить новую модель российской государственности, юридически узаконить  принципиально новую (по сравнению  с предыдущими конституциями) модель взаимоотношений личности и государства. Соответственно, основные задачи Конституции  РФ: юридически продекларировать отказ  от советской формы власти, закрепить  качественно новый тип общественного  и государственного строя, на конституционном  уровне признать плюрализм форм собственности, политическое и идеологическое многообразие, утвердить новую систему власти. Эти обстоятельства определили особенности  предмета регулирования Конституции  РФ.
Структура Конституции - ее внутреннее строение, подразделение (рубрикация) на части, разделы, главы, статьи, пункты, внутренняя согласованность  составных частей, последовательность их расположения. Структура конституции включает преамбулу, основную часть, представленную разделами и главами, и заключительные и переходные положения. Иногда структурой конституции охватываются и приложения. Так, в ранее действовавшей Конституции РФ от 12 апреля 1978 г. в качестве приложения был представлен Федеративный договор от 31 марта 1992 г. Действующая Конституция РФ по своей структуре приближена к европейским конституциям, состоит из Преамбулы, Основной части, представленной 137 статьями, объединенными в первом разделе, состоящем из 9 глав, а также в «Заключительных и переходных положениях», являющихся вторым разделом.
Структура Конституции, логическая взаимосвязь  ее основных частей обусловлены пределами  конституционного регулирования, господствующей в стране конституционной доктриной.
Структура Конституции РФ 1993г. состоит из преамбулы, двух разделов, девяти глав, 137 статей.
Преамбула - важная часть конституции, содержащая цели ее принятия, задачи принципы, заложенные в нее. Преамбула не обладает юридической  силой, однако имеет большое политическое и идеологическое значение.
В первой главе Конституции закрепляются основы конституционного строя: народовластие, суверенитет, признание прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью, права национальных меньшинств и  т.п.
В ряде конституций  зарубежных государств на первое место  вынесена глава о правах и свободах человека и гражданина (на пример, конституция Германии). Место этой главы свидетельствует о том значении, которое придается проблеме прав и свобод людей в данной стране.
В Конституции  России глава «Права и свободы  человека и гражданина» занимает второе место. Считается, что такой  порядок расположения глав является более логичным, поскольку первая глава определяет общие основы устройства российского общества и государства, от которых зависит реальное положение  личности в данном обществе.
Девять  глав, включенные в первый раздел конституции  РФ, расположены в следующем порядке:
Глава 1. Основы конституционного строя (ст. 1-16)
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (ст. 17-64)
Глава 3. Федеративное устройство (ст. 65-79)
Глава 4. Президент Российской Федерации (ст. 80-93)
Глава 5. Федеральное Собрание (ст. 94-109)
Глава 6. Правительства Российской Федерации (ст. 110-117)
Глава 7. Судебная власть (ст. 118-129)
Глава 8. Мастное самоуправление (ст. 130-133)
Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (ст. 134-137)
Раздел  второй посвящен заключительным и переходным положениям. Заключительные и переходные положения Конституции предусматривают  порядок изменения и пересмотра ее положений, а также содержат нормы, указывающие на некоторые временные изъятия из действий отдельных положений первого раздела Конституции. Заключительные и переходные положения Конституции РФ представляют ее второй раздел, который состоит из 9 пунктов (частей). В них определяется дата принятия и вступления Конституции РФ в силу, содержится указание на приоритетность положений Конституции перед Федеративным договором от 31 марта 1992 г., устанавливается порядок действия законов и других правовых актов, действовавших на территории РФ до вступления в силу Конституции, а также порядок осуществления полномочий Президентом, Правительством, судами РФ в связи с изменением их статуса действующей Конституцией и др.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Функции  и юридические свойства Конституции  РФ

Функции раскрывают сущность, социальное назначение и  служебную роль конституции, отражают специфику конституционных норм и институтов. Принято выделять юридическую, учредительную, политическую и мировоззренческую (идеологическую) функции конституции.
Роль  конституции в обществе реализуется  в ее функциях.
Юридическая функция заключается в том, что  конституция представляет собой  главный источник национальной правовой системы, нормативно-юридический акт, нормы которого обладают высшей юридической  силой и составляют основу всей системы  правового регулирования. Юридическая функция характеризует собственно служебную роль конституции в национальной правовой системе.
Как правовой акт особого свойства конституция  выполняет следующие юридические  функции: а) правонаделительную, связанную  с закреплением в основном законе конкретного перечня прав и обязанностей органов государственной власти и иных субъектов конституционного права (ст. 83-89, 101, 102, 103, 114, 125 Конституции  РФ); б) охранительную, характеризующую направленность конституционных норм на защиту основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина (ст. 2, 3, 4, 9, 13, 15, 69, 133 и др.); в) целеполагающую, или ценностно-ориентационную, которая заключается в закреплении основным законом стратегических целей и задач развития общества и государства. Конституция в этом смысле дает нормативный прогноз, отражает в своих нормах опережающее развитие общественных отношений.
Учредительная функция выражается в признании  и юридическом оформлении важнейших  институтов общества, их узаконивании и придании им государственно-правовой формы (ст. 1-16 Конституции РФ). Учредительная  функция указывает на то, что конституция  появляется вследствие коренных изменений  в жизни общества и выступает  политической и правовой основой  его дальнейшего развития. Учредительная  роль конституции проявляется в  том, что она, во-первых, закрепляет сложившуюся систему общественных отношений на момент ее принятия и, во-вторых, юридически узаконивает  прогрессивные тенденции политико-правового  развития, создавая условия для появления  новых отношений, которые в тенденции, в «зародыше» проявляются, но не могут  получить общественного признания  без их высшей законодательной поддержки.
Политическая  функция Конституции РФ заключается, прежде всего, в признании и закреплении  политического многообразия, многопартийности, идеологического плюрализма. Предоставляя политическим силам равные возможности  в борьбе за государственную власть, конституция только запрещает действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Конституция не допускает вмешательства общественных объединений в деятельность органов государства и тем более создание политических организаций в их структурных подразделениях. В свою очередь и государственные органы не должны вмешиваться в деятельность общественных формирований. Следующая функция Конституции РФ - правовая. Она заключается в том, что Конституция выступает ядром правовой системы общества, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права. Конституция как бы стягивает действующее законодательство в единую целостную систему, придавая ему согласованный характер. Обладая высшей юридической силой, она обеспечивает упорядочение и надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне соподчиненных нормативных актов государства. А в основе их реализации лежат такие краеугольные положения. конституции как государственный суверенитет, права и свободы человека и гражданина, верховенство законов, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и т.д.
Целевое назначение Конституции Российской Федерации выражается и в ее гуманистической  функции. Она состоит в том, что  в Конституции воплощаются общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы, характерные для цивилизованного  общества, объявляются составной  частью правовой системы государства  общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры Российской Федерации, провозглашается, что человек, его судьба являются высшей ценностью. При этом конституция  возлагает на государство обязанность  обеспечения его достойного и  цивилизованного существования.
Современные конституции призваны противодействовать крайним формам политического радикализма, разъединяющего общество на противоборствующие силы, обеспечивать единство и неделимость  государства, препятствовать его территориальному распаду.
Юридические свойства Конституции - это совокупность юридических характеристик, отображающих особенности принятия Основного  Закона, его строение, механизм реализации и правовой охраны, а также определяющих его место в правовой системе  страны. К юридическим свойствам  относятся: верховенство Конституции, ее прямое действие, признание Конституции  базой текущего законодательства, особая правовая охрана Конституции, особый порядок  ее изменения и пересмотра, стабильность Конституции.
Верховенство  Конституции указывает на господствующее (верховенствующее) положение ее норм во всей национальной системе права, характеризует ее высшую юридическую  силу, прямое действие и применимость без каких-либо изъятий на всей территории РФ. Верховенство федеральной Конституции  означает также, что принимаемые  в РФ законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. В случае такого противоречия эти акты считаются  неконституционными, т.е. недействительными. Верховенство федеральной Конституции  обеспечивается единством государственной  власти и государственной целостностью РФ.
Стабильность  Конституции - это неизменность основных положений Конституции при неизменяющихся социально-политических условиях общества. Стабильность Конституции является одним из главных условий стабильности конституционного строя, устойчивости всей системы и организации государственной  власти, ее предсказуемости, а также  устойчивости всей правовой системы. Стабильность Конституции определяется социально-политическими  и экономическими факторами (стабильностью  регулируемых Конституцией отношений, стабильностью политической и социальной ситуации и др.), а также обеспечивается действием специальных юридических механизмов, в частности существующим порядком изменения и пересмотра Конституции. В зависимости от того, каков порядок изменения и пересмотра основного закона, все конституции подразделяются на две группы: 1) гибкие, порядок изменения которых аналогичен обычным законам; 2) жесткие, порядок изменения которых существенно усложнен в сравнении с обычными законами. К числу жестких конституций относится и Российская. Со времени ее принятия ни одно из конституционных положений не подвергнуто изменению или дополнению.
Конституция - это база развития текущего законодательства - такова юридическая характеристика Конституции, которая выражает ее способность  оказывать присущими ей способами  воздействие на формирование системы  законодательства, развитие национальной правовой системы. Значение Конституции  для развития национального законодательства проявляется в следующем: Конституция  определяет главные цели правового  регулирования, указывает на те отношения, которые требуют законодательной регламентации. Конституция РФ содержит прямое указание на необходимость принятия федеральных конституционных законов (этому посвящены 12 ее положений) и федеральных законов (около 100 статей содержат подобные отсылки). Указанные положения Конституции обязывают Федеральное Собрание принять соответствующие законы. Влияние Конституции на развитие законодательства выражено и в том, что она устанавливает правотворческую компетенцию федеральных органов и органов государственной власти субъектов РФ; определяет официально признанную классификацию нормативных актов и их иерархию и др.
Прямое (непосредственное) действие Конституции - свойство конституционных норм оказывать  без относительных конкретизирующих их актов непосредственное регулирующее воздействие на всех, кому данные нормы  адресованы, а также возможность  граждан требовать защиты (обеспечения) своих прав, ссылаясь только на конституционные  положения. Прямое действие Конституции, предусмотренное в ч. 1 ст. 15, а также в ст. 18 Конституции РФ, означает, что она действует на всей территории страны и не требует имплементации в законодательстве субъектов Федерации. Ее положения обязательны для всех без исключения органов, должностных лиц и граждан. Отсутствие конкретизирующих Конституцию РФ актов означает не невозможность применения ее положений, а лишь указывает на своеобразие их применения, связанного с использованием специфических правовых средств (к примеру, принятие судом решения на основе общего положения Конституции, если это необходимо для обеспечения прав и свобод граждан).
Юридические свойства - это правовые признаки конституции  как основного закона государства. Рассмотрим, какими свойствами она  обладает. Конституция Российской Федерации  представляет собой нормативно-правовой акт. Как и всякий подобный акт, она  обладает его характеристиками. Это, прежде всего содержащиеся в ней  нормы права, которые носят общеобязательный характер. Как и любой иной нормативно-правовой акт, конституция характеризуется  неконкретностью адресата. Ее нормы  действуют независимо от их исполнения. Причем их действие обеспечивается принудительной силой государства.
Конституция как Основной закон государства  базируется на государственной воле общества. Именно указанной воле она  обязана своим возникновением и  существованием. Об этом свидетельствуют  результаты всенародном голосования  по ее проекту, состоявшегося 12 декабря  1993 г. Поэтому Конституцию РФ можно рассматривать как правовую форму выражения и закрепления общеобязательной воли многонациональном народа Российской Федерации. Конституция РФ 1993 г. обладает юридическим верховенством. Это означает, что ей присуща высшая юридическая сила по отношению ко всем иным нормативно-правовым актам, включая и законы.
Все они  должны соответствовать Конституции. Верховенство Конституции закрепляется в статье 4 Основного закона РФ.
Конституция является базой текущего законодательства, служит источником его норм. Текущее  законодательство не наполняет конституционные  нормы новым содержанием и  не развивает их, а лишь конкретизирует основополагающие положения конституции  в соответствующей сфере правовой жизни общества. Оно детализирует конституционные нормы, но в рамках их специфического содержания. Иначе  творя, оно не должно выводить свои предписания за границы конституционных  норм. Дух и буква последних  должна пронизывать их смысл и  правовую значимость.
Обладая абстрактным содержанием, Конституция  РФ связывает реализацию своих норм с действием соответствующих  законов, принимаемых в обычном  порядке. Например, ст. 6 Конституции РФ связывает приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации со специальным: федеральным законом, ч. 3 ст. 11 увязывает процесс разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации не только с конституционными положениями, но и Федеративным и
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.