На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Норкаманы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 


     Содержание

 
Введение 3
Глава 1 Характеристика наркозависимого поведения подростка. 4
1.1 Наркомания подростка. Современное состояние проблемы 4
1.2 Особенности  внутрисемейных отношений в семьях с
наркотически зависимым подростом . 9
Глава 2 Особенности социальной работы с наркозависимыми подростками и группами риска. 17
2.1 Социалльная адаптация наркозависимых подростков. 17
2.2 Прафилактическая деятельность по предупреждению  21
возникновения девиантного и аддиктивного поведения подростков.
Заключение 29
Список  литературы 32
Приложение 31
 


«Что  такое наркомания? Сам этот термин происходит от греческих слов narke (оцепенение) и mania (страстное влечение, безумие). Традиционно наркоманию определяют как заболевание, возникшее в результате употребления наркотических средств и психотропных веществ, вызывающих в малых дозах эйфорию, а в больших дозах – одурманивание, наркотический сон. Как правило, подчеркивается, что наркомания характеризуется непреодолимым влечением к приему наркотиков, тенденцией к повышению принимаемых доз, формированием психической (психологической) и физической зависимости от наркотика. [1] Однако с расширением научных исследований в этой области и с накоплением практического опыта работы с наркоманами в медицинском, педагогическом и правовом плане становится все более очевидным, что наркомания – это не болезнь в обычном смысле этого слова. И вред, наносимый организму человека наркотиками, интересен не с физиологической точки зрения, а как предпосылка деформации личности и искажения ее социального поведения, превращение поведения человека в девиантное, и хуже того аддиктивное, отклоняющееся от нравственных и правовых норм, бытующих в обществе.  Страшнее всего, что проблема наркомании имеет тенденцию к омоложению, что является безусловно тревожным фактом для нашей страны. Исследователи неизменно приходят к выводу, что у 60-75% взрослых наркоманов первый прием наркотиков, а затем возникновение стойкой наркотической зависимости приходятся на возраст до 18 лет. В связи с этим особую тревогу вызывает высокая распространенность употребления всего спектра психоактивных веществ среди несовершеннолетних. По данным авторитетных авторов для подростков наиболее характерно эпизодическое злоупотребление наркотиками без зависимости от них. Они делают попытки попробовать на себе самые различные средства: от алкоголя и ингалянтов – до курения гашиша и приема галлюциногенов. По мере взросления этот период «проб» у большинства из них проходит. [8] Для тех же, кто не может побороть в себе тягу к наркотическим веществам, последствия могут быть катастрофическими.
В данной курсовой работе затронуты вопросы подростковой наркомании, причины, толкающие подростка на употребление наркотиков, влияние семьи и окружающего общества на поведение подростка.  В целом ближайшее социальное окружение таит в себе много опасностей, не давая особых возможностей подросткам, ищущим новые способы самоутверждения, найти их в общественно одобряемых формах досуга. Целью данной работы является – изучение поведения подростка-наркомана и проблем взаимодействия его с семьей. Задачи работы:
Исследовать современное состояние проблемы наркотизации подросткового населения.
- Осветить особенности  внутрисемейных отношений в семьях  с наркотически зависимым подростком.
- Рассмотреть  социальную работу по адаптации  наркозависимых подростков и   профилактическую деятельность  по предупреждению возникновения  девиантного и аддиктивного поведения у подростков
 


1. Характеристика наркозависимого поведения подростка
1.1 Наркомания подростка: современное состояние проблемы
В последние  два десятилетия все специалисты, связанные с проблемами молодежи и подростков, отмечают рост химической зависимости в этой возрастной группе. Особое беспокойство в последнее десятилетие ХХ века вызвал бурный рост наркомании, преимущественно героиновой. Кроме того, существенно расширился ассортимент потребляемых ПАВ: появились новые для нашей страны синтетические наркотики – галлюциногены, психостимуляторы. Резко увеличилось число лиц, сочетано потребляющих два и более ПАВ. Помимо химической зависимости  в последние годы получили распространения такие виды нехимической зависимости как гемблинг и интернет-аддикции. Поскольку эти явления распространяются преимущественно на подростково-молодежные слои населения, проблема зависимости от ПАВ стала общенациональной и привлекает внимание специалистов самых разных областей знания: от врачей и психологов до социологов и юристов. В последнее время страну захлестнула волна наркомании. Сегодня практически нет людей, так или иначе сталкивающихся с наркотиками. До 60% населения страны в возрасте до 21 года, по мнению экспертов, может быть отнесено к группе риска. Особенно угрожающие масштабы приобретает наркомания среди детей и юношества. По данным компетентных органов, в последние пять лет 20 века число школьников и студентов, употребляющих наркотики, возросло почти в 8 раз. Получили распространение «семейная» наркомания и даже приобщение родителями малолетних детей к наркотикам. Только в 1998 г. впервые с установленным диагнозом «наркомания» было взято под наблюдение 9600 подростков. В сравнении с предшествующим годом рост почти на 80%. В 90-е годы 20 века этот рост увеличился в 19 раз. Число смертных случаев от употребления наркотиков за это же время увеличилось в России в 12 раз, а среди детей в 42 раза.
Подростковый  возраст связан с перестройкой организма  ребенка – половым созреванием. И хотя линии психологического и  физиологического развития не идут параллельно, границы этого периода достаточно неопределенны. Одни дети вступают в  подростковый возраст раньше, другие – позже, пубертатный кризис может  возникнуть и в 11, и в 13 лет. Начинаясь  с кризиса, весь период обычно протекает  трудно и для ребенка, и для  близких ему взрослых. Поэтому  подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом в период которого подросток легко может попасть под губительное влияние наркотических средств. Существует ряд группы факторов, способствующих этому:
«Факторы, способствующие активной наркотизации подростков, по мнению Б.Г. Комиссарова  и А.А. Роменко, можно разделить на личностные, семейные, социальные.
Личностные  факторы  включают: 
    успешность в реализации своих стремлений;
    осознание жизненной перспективы;
    отношение к возможности употребления наркотиков;
    отношение к насилию;
    уровень эмоциональной зрелости;
    сформированность системы ценностей и привязанностей;
    наличие кризисных ситуаций;
    уровень притязаний и самооценка;
    наличие непреложных авторитетов.
К семейным факторам  относят:
    систему распределение ролей, прав и обязанностей в семье;
    уровень конфликтности в семье;
    семейные традиции и отношение членов семьи к употреблению наркотиков и других психоактивных веществ;
    систему отношений и уровень эмоциональной близости между членами семьи;
    родительские ожидания;
    компетентность родителей в контексте воспитания и наличие единого подхода к воспитанию ребенка;
    генетическую предрасположенность к употреблению наркотических веществ;
    созависимость.
Остановимся более подробно на характеристике созависимости как одном из факторов наркотизации подростка.
Ученые  считают, что в результате совместной жизни с наркоманом его родственники зарабатывают себе психическую патологию  или созависимость.
Созависимость – это устойчивое состояние болезненной зависимости от форм поведения и мнения других людей, формирующееся при попытках обрести уверенность в себе, осознать собственную значимость, определить себя как личность.
Общие признаки (симптомы) созависимости следующие:
    слишком суровое отношение к себе и к другим, нелюбовь к себе, обычно неосознанно маскируемые (прежде всего от самого себя);
    «боязнь страха», старание заранее оградить себя от него, избегая тех ситуаций, в которых этот страх может появиться;
    желание нравиться окружающим людям, сопровождаемое готовностью делать все, чтобы этого добиться;
    страх или дискомфорт при общении с напористыми или сердитыми людьми, страх личной критики и острая эмоциональная реакция на нее;
    неспособность отличить любовь от жалости, тенденция путать и смешивать эти чувства;
    чувство вины при необходимости отстаивать себя, свои личные интересы или сделать что-то ради себя лично;
    постоянное откладывание всего «на потом»;
    неспособность или активное, сопровождаемое страхом нежелание участвовать в играх, развлечениях, забавах;
    в отношениях с людьми крайне редко возникает отношение подлинной близости, доверия и постоянства;
    привычная ложь даже там, где проще и естественней сказать правду.
Когда человек находит у себя эти  признаки, чаще всего ему не хочется  этому верить. Здесь возникает  вопрос: почему? Что вызывает такой  протест у нас? Может быть потому, что не хочется видеть свои собственные  проблемы, а ведь они есть у каждого  из нас. И эти проблемы не сильно отличаются от проблем наркоманов.
Внешняя картина может быть совершенно иной: ухоженный дом, большая дружная  семья, престижный, дорогой автомобиль, высокооплачиваемая работа и т.д. Но вдумайтесь и постарайтесь честно ответить себе на вопрос: не занимает ли у Вас  в жизни все это такое же место, как у наркомана его наркотик.  
 
Третья группа факторов наркотизации детей и подростков – социальные факторы – весьма обширна,  она включает общесоциальные факторы, влияние среды сверстников (ближнее окружение) и школьные факторы.

Так, к  общесоциальным факторам причисляют:
    нормы, политику и законодательство в отношении наркотиков;
    общественные традиции, доступность наркотиков;
    неблагоприятный социально-экономический климат;
    позицию средств массовой информации по отношению к проблеме наркомании;
    законодательство в области молодежной политики;
    развитость системы социально-психологической помощи молодежи;
    организованность досуга молодежи, ее участие в общественной жизни.
Для среды сверстников как фактора наркотизации существенными являются:
    отношение «значимого окружения» к употреблению наркотиков;
    уровень социальной приемлемости поведения и социально психологический климат подростковой группы;
    роль подростка в группе сверстников;
    широта круга общения;
    отношение подростковой группы к взрослым;
    ценностные ориентиры подростковой группы.
     В контексте рассматриваемых нами вопросов, наиболее важно знание так  называемых «школьных» факторов, к которым исследователи относят:
    успеваемость подростков, их желание учиться, регулярное посещение школы;
    частая смена школы;
    участие педагогов в воспитательном процессе и принятая в школе система воспитания;
    отношения подростков с учителями (уровень доверия), социально-психологический климат;
    участие педагогов в профилактике наркомании;
    связь между семьей и школой;
    участие подростков в школьном самоуправлении.
Подросток, начинающий употреблять наркотики, находится в своеобразной социально-психологической  ситуации: с одной стороны, рекламные  предложения нового стиля жизни, связанного с наркотизацией, новых  ощущений в сочетании с доминирующими  для несовершеннолетнего мотивами любопытства и подражания, с другой – безучастность и некомпетентность педагогов и родителей в этом вопросе, а также возникновение  созависимости в семье».[6]
«Главной причиной подростковой наркомании Алексей Валентинович Надежый видит в разрушении традиционных культурных ценностей и агрессивное внедрение западной либеральной идеологии я считаю главной причиной распространения наркомании в детско-подростково-молодежной среде».
1.3 Особенности  внутрисемейных отношений в смьях с наркотически зависимым подростком.
Можно полагать, что с одной стороны, неблагополучие в семье имеет  большое значение в формировании аддиктивного поведения подростка, а с другой - очевидно, что при наркотизации одного из членов семьи, деформируется вся система внутрисемейных взаимоотношений.
Особое  внимание необходимо уделить проблеме созависимости. Психиатры считают, что в результате совместной жизни с наркоманом его родственники постепенно погружаются в проблемы глубокой психической травматизации, которая вторично вызывает болезненные отклонения. Созависимость - комплекс особых черт характера, мешающих нормальной семейной жизни, появляющийся у родственников и близких несовершеннолетнего с зависимостью от наркотических средств в результате постоянной психической травматизации и субъективной неразрешимости внутрисемейного конфликта со стороны взрослых членов семьи.
Созависимость родственников препятствует выздоровлению наркозависимого несовершеннолетнего, то есть служит фактором, "подкрепляющим" наркоманию.
Можно выделить следующие стратегии созависимых лиц, способствующие развитию аддиктивного поведения:
    чувство чрезмерной лояльности к ребенку-наркоману, желание справиться с трудностями его поведения;
    своеобразное чувство не только ответственности, но и вины зато что у несовершеннолетнего члена семьи развилась наркозависимость (на интуитивном уровне созависимые это понимают, и в какой-то степени они правы);
    стремление сохранить позитивное впечатление о семье среди окружающих;
    стремление предотвратить опасные ситуации (угрозу ухудшения социального положения из-за деструктивного поведения несовершеннолетнего члена семьи);
    желание смягчить агрессию ребенка - наркомана и других значимых лиц - родственников, знакомых;
    избегание помощи извне (психологической, медицинской и другой);
    отсутствие осознания болезни и характера ситуации;
    подсознательное желание быть незаменимым, необходимым для наркозависимого ребенка (это желание может превращаться в желание осуществлять контроль и власть).
Когда выясняется, что подросток употребляет  наркотики, за помощью к психологам и наркологам обращаются чаще всего  напуганные, беспокоящиеся за своего ребенка родители (как правило, матери). Чаще всего они искренне хотят  помочь своему ребенку и себе избавиться от этого кошмара.
В этих случаях у специалистов появляется возможность работать с самим  подростком и его родителями.
Для наркозависимых подростков и их матерей типична прямая зависимость между возрастом матери и наличием конфликтов с подростком. В ряде исследований созависимых отношений показано, что, чем старше мать, тем меньше доверия между ней и подростком и больше конфликтов в отношениях между ними. Матери чаще склонны видеть взаимоотношения со своим ребенком в более благоприятных тонах, чем подростки. Это связано с манипулятивным характером отношений наркозависимых подростков со своими родителями.
Матери  чаще указывают на доверительность  отношений, общность интересов и  считают, что являются авторитетом  для своего ребенка, в то время, как  подростки чаще подчеркивают конфликтность  отношений. Для созависимых семей характерны такие нарушения как гипопротекция, недостаточность запретов, недостаточность обязанностей - требований к ребенку, недостаточность санкций, применяемых к ребенку. Психологическими причинами нарушений семейного воспитания чаще является воспитательная неуверенность матери, страх утраты ребенка и проекция негативных качеств на него. Подчеркиваются следующие черты семей, для которых характерно формирование феномена созависимости. Первую группу, наиболее многочисленную, составляют семьи:
1.с нарушением воспитания по типу гиперпротекции и недостаточности запретов;
2.с характеристиками отношения матери к семейной роли как зависимому состоянию, доминирование матери, неудовлетворенность ролью хозяйки дома, самопожертвование в роли матери;
3. с особенностями контакта и эмоциональной дистанции между матерью и подростком, для которых характерно подавление внесемейных влияний, активности ребенка, что свидетельствует об излишней концентрации матери на его проблемах. В таких семьях родительско-детские взаимоотношения строятся по принципу либо потворствующей, либо доминирующей гиперпротекции. Подросток в такой семье находится в центре внимания, семья стремится к максимальному удовлетворению его потребностей.
Вторую  группу составляют семьи  со следующими особенностями:
1. с нарушениями воспитания по типу гипопротекции, с недостаточным удовлетворением потребностей ребенка и действием таких психологических причин как неразвитость родительских чувств, проекция нежелаемых качеств на ребенка;
2.с особенностями контакта и эмоциональной дистанции между матерью и подростком как уклонение от контакта с ребенком.
В данных семьях родительско-детские взаимоотношения строятся либо по типу гипопротекция, либо по типу эмоционального отвержения. В первом случае ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его. В основе второго типа лежит осознаваемое, а чаще неосознаваемое отождествление ребенка с какими-либо отрицательными моментами в жизни родителей. Ребенок ощущает себя помехой в жизни родителей, устанавливающих большую дистанцию в отношениях с ним.
Следовательно, родительско-детские отношения в семьях наркозависимых подростков носят дисгармоничный характер. Отмечается нарушение эмоционального контакта между матерями и подростками, что в последующем определяет формирование эффекта созависимости.
Нарушенные, дисгармоничные внутрисемейные отношения  являются одной из базовых причин становления аддиктивного поведения у подростков. Эти отношения могут значительно деформироваться в связи с наркотизацией подростка.
1. Для семей  наркозависимых подростков в  большей степени, чем для группы  здоровых, характерны такие нарушения  воспитания как гипопротекция, недостаточность запретов, недостаточность обязанностей и санкций, применяемых к подростку.
2. Наиболее часто  встречающиеся психологические  причины нарушений воспитания  в семьях наркозависимых подростков - это неуверенность матери в  вопросах воспитания, страх утраты ребенка и проекция на ребенка нежелательных качеств.
3. Особенностями  отношения созависимых матерей подростков-наркоманов к своей семейной роли являются ограниченность женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье и стремление к высокому авторитету родителей.
4. В созависимых семьях доминируют следующие особенности эмоционального контакта между матерями и подростками: раздражительность и авторитарное подавление матерью активности подростка.
5. Взаимоотношения  в созависимых семьях характеризуются как автономное, параллельное существование матери и подростка с зависимостью, а также непоследовательность воспитательных воздействий со стороны родителей по отношению к подростку.
Динамика созависимого состояния в семье наркотизирующегося подростка.
Первые  пробы наркотиков и становление  зависимости от них кардинальным образом меняют направленность профилактической работы с родителями и семьей в  целом, потому что они никогда  не остаются только проблемой ребенка, а всегда затрагивают всю семью.
Специалисты в  динамике семейных отношений при  формировании у ребенка зависимости  от наркотика выделяют несколько  фаз:
1. фаза: - аффективно-шоковая. Она связана  с тем, что в своем большинстве  родители в настоящее время  достаточно осведомлены о трагичности  взаимоотношений человека с наркотиком, однако, в целом для большинства  родителей типична позиция, когда  они понимают тяжесть последствий  употребления наркотиков детьми, но убеждены, что "их ребенка  эта беда никогда не коснется". Поэтому в ответ на сведения  о наркотизации ребенка у родителей,  как правило, развивается реакция  по типу "эмоционального шока". Эта реакция обычно непродолжительна, но сразу делает внутрисемейные  отношения "родитель-ребенок"  особыми отношениями. 
2. фаза - фаза родительского гиперконтроля. Для этой фазы типично стремление родителей к установлению максимального контроля за поведением ребенка, за его контактами. На короткий период времени внутрисемейный гиперконтроль оказывает сдерживающее влияние, но в целом быстро выявляется его несостоятельность. Она обусловлена тем, что родители при установлении гиперконтроля ставят перед собой в действительности нереальную цель. На самом деле, так как ребенок должен, несмотря на случаи употребления наркотиков, посещать школу, иметь время для досуга, встречаться с друзьями, он не может быть изолирован от среды, в которой живет. Ставя нереалистичную цель и идя по этому пути, родители вынуждены все больше ужесточать меры контроля и ограничивать поведение. Это вызывает одно стремление - избавиться от контроля любыми средствами и путями, включая обман, пренебрежение требованиями родных. Фаза гиперконтроля может проявляться повышенными требованиями к подростку, попытками "наверстать упущенное в воспитании", что вызывает напряженные отношения и также является одним из факторов рецидива.
3. фаза - фаза оппозиционного противостояния  наркотизирующегося ребенка и  родителей. В этой фазе подросток  - наркоман перестает скрывать  свою наркотизацию, может бравировать  пренебрежением требований родных  или давать неоднократные обещания  прекратить употребление наркотиков, но каждый раз у него возникают  "объективные " причины, в  силу которых наркотизация возобновляется. Такая "концепция зависимости"  принимается родителями и они начинают обвинять в наркотизации ребенка его друзей и знакомых, торговцев наркотиками, недостаточность работы со стороны правоохранительных органов. В большинстве случаев родители возлагают основные надежды на меры медицинского характера, однако, в при обращении за диагностической и лечебно-оздоровительной помощью стремятся избегать учреждений государственной наркологической службы, чтобы не ставить ребенка на наркологический учет. Данная фаза, как правило, характеризуется доминирующим положением больного ребенка в семье, что позволяет ему манипулировать родителями, отношения с которыми складываются по принципу "пусть делает, что хочет, лишь бы не кололся". Такое положение, как правило, существует не более 3 - 4 месяцев, а затем следует рецидив.
4. фаза - фаза "поляризации конфликтных  отношений и нарастания безразличия  к исходу". Эта фаза, как правило,  развивается в связи с повторяющимися  срывами после кратковременных  или длительных курсов лечения.  Родители в причинах повторяющихся  срывов видят недостаточную компетентность  наркологов, обвиняют подростка  в "слабости воли", в "плохом  характере" и отказываются  от попыток решать проблему  зависимости доступными им средствами. При этом стойкие конфликтные  отношения сопровождаются тем,  что и подросток-наркоман и  родители продолжают существовать в своеобразных автономных условиях. Происходит капитуляция и фактический распад семьи как единого организма. Место постоянных ссор в семье начинает нарастать отчуждение, которое может сопровождаться активной неприязнью друг к другу, что по типу порочного круга повторно порождает кратковременные конфликты и вспышки раздражения. Индифферентная стадия сопровождается отвержением, почти полным разрывом контакта, поскольку поддержание адекватных отношений оказывается слишком болезненным. У матерей часто развивается "эмоциональное истощение" под воздействием возникающих семейных проблем и поэтому период госпитализации они иногда рассматривают как единственную возможность "отдыха". Свой негативный отпечаток накладывает также необходимость физического выживания в современных условиях, требующая полной отдачи физических и душевных сил.
Перечисленные фазы нередко сменяют друг друга  в возвратно-поступательном порядке, могут накладываться друг на друга. Часто различные члены семьи  находятся на разных этапах: так  отец может находиться в фазе гиперконтроля, запирая дочь в квартире и вставляя решетки в окна, а мать - в фазе оппозиционного противостояния. Фаза гиперконтроля может смениться индифферентной на период госпитализации подростка и вернуться к фазе оппозиционного отношения в случае "неудачного лечения".
Первичное обращение за наркологической помощью  чаще всего совпадает с фазой  гиперконтроля. На этапе оппозиционного отношения родители оказываются занятыми поисками "хорошего доктора", от которого зависит успешное лечение. В эти периоды ярко проявляется феномен слияния, описанный Ф. Перлзом (1996), выражающийся, в частности, в таких речевых стереотипах как "мы лечились", "мы снова укололись". Родители оплачивают долги больных, ищут возможности анонимного (зачастую дорогостоящего) лечения, нередко ставя семью на грань разорения.
Следовательно, в своей динамике ребенок, включившийся в наркотизацию, и сами родители переживают ряд закономерных, взаимосвязанных  изменений семейного отношений  и эту динамику необходимо всегда учитывать при работе школьного  специалиста с несовершеннолетним, который включился в наркотизацию, и с его родителями. [3,4] 

2. Современное состояние проблемы наркозависимости
2.1 Социалльная адаптация наркозависимых подростков
Многолетняя практика показывает, что одними медицинскими средствами с наркоманией не справиться. Наркомания не обычная болезнь –  это состояние, которое изменяет всю личность целиком. Вот поэтому  должны применяться комплексно и  медицинские, и воспитательные меры.
Первый  этап – определение степени погружения человека в наркотическое болото:
    первичное увлечение – «разок попробовал» или попробовал несколько раз;
    начал принимать наркотики регулярно, втянулся;
    наркотическая зависимость – организм уже не может нормально функционировать без наркотиков; изматывающие душу и тело «ломки»; воля подавлена; наркоман больше не может противостоять все возрастающей потребности в увеличении доз.
Этот  этап целиком принадлежит врачам. После выявления степени наркогенной зараженности врачи определяют методы, обеспечивающие нейтрализацию ядов в организме и полную детоксикацию, т.е. выведение из организма продуктов распада наркотиков, а также коррекцию обмена веществ для нормального функционирования в условиях отказа от наркотиков и восстановления пациента.
Данный  этап длится от 7 до 14 дней. Прежде всего, здесь необходимо обеспечить недоступность  реабилитируемого бывшему окружению. Нередки случаи, когда именно в этот момент оно старается вмешаться в процесс реабилитации и вернуть подростка к употреблению наркотиков, обосновывая это «облегчением мук». В этом случае необходимо находится непосредственно рядом с пациентом и не допустить нежелательных контактов. Это главное, чем можно помочь в этот период. 
На втором этапе осуществляется восстановление нормального и бесперебойного функционирования всех систем жизнеобеспечения человека, нарушенных разрушающим действием наркотиков.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.