На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Зрительное восприятие

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 10.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Зрительное  восприятие Зрительное восприятие совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира. Из этих процессов более простые обеспечивают восприятие цвета, которое может сводиться к оценке светлоты, или видимой яркости, цветового тона, или собственно цвета, и насыщенности как показателя отличия цвета от серого равной с ним светлоты. При этом основные механизмы цветового восприятия имеют врожденный характер и реализуются за счет структур, локализованных на уровне подкорковых образований мозга. Более филогенетически поздними являются механизмы зрительного восприятия пространства, в которых происходит интеграция соответствующей информации о пространстве, полученной также от слуховой , вестибулярной , кожномышечной сенсорных систем. В пространственном зрении выделяют два основных класса перцептивных операций , обеспечивающих константное восприятие. Одни позволяют оценивать удаленность предметов на основе бинокулярного и монокулярного параллакса движения. Другие позволяют оценить направление. В основном пространственное восприятие обеспечивается врожденными операции , но их окончательное оформление происходит в приобретаемом в течение жизни опыте практических действий с предметами. Пространственное восприятие является основой восприятия движения , которое также осуществляется за счет врожденных механизмов, обеспечивающих детекцию движения. Более сложными операциями зрительного восприятия является операции восприятия формы, которые и в филогенезе , и онтогенезе формируются достаточно поздно. Основой выступает восприятие пространственных группировок как объединение однотипных элементов, расположенных в достаточно узком зрительном поле.
Зрительная  система характеризуется с первого  взгляда чертами, во многом противоположными осязательной системе.
Если  в осязательном восприятии человек  улавливает лишь отдельные признаки предмета и лишь затем объединяет их в целый образ, то посредством зрения человек сразу воспринимает целый образ предмета; если осязание есть процесс развернутого, сукцессивного улавливания признаков с их последующим синтезом, то зрение располагает аппаратом, который приспособлен к тому, чтобы сразу (симультанно) воспринять сложные формы предмета.
Эта, казалось бы, очевидная характеристика зрительного  восприятия вызвала появление той  теории, которая господствовала в  течение очень длительного времени. Согласно ей зрение работает как относительно пассивная рецепторная система, в которой образ внешних форм и вещей отпечатывается на сетчатке, а затем без всяких изменений  передается сначала в подкорковые  зрительные образования (наружное коленчатое тело), а затем в затылочные отделы коры головного мозга. Однако несмотря на кажущуюся самоочевидность, такая теория не могла ответить на ряд существенных вопросов.
1. Оставалось  неясным, какую роль в зрительном  восприятии играют миллионы нейронов, которыми располагает наружное  коленчатое тело (подкорковый аппарат  зрения), и особенно зрительная  затылочная кора больших полушарий.
2. Оставалось  неясным, какую роль играет  многократное воспроизведение образа, который раньше отражается на  сетчатке, а потом без изменения  повторяется в подкорковых образованиях  и в зрительной коре.
3. Наконец,  оставалось неясным, каким путем  осуществляется процесс отбора  нужных компонентов зрительного  восприятия и та подвижность  воспринимаемого образа, которая  позволяет выделить одни элементы, отвлечься от других и приспособить  отражаемый образ к той задаче, которую субъект ставит перед  своим восприятием.
Для того чтобы лучше понять внутренние механизмы  зрительного восприятия и выделить то место, которое занимает в нем  целостное отображение форм и  предметов, с одной стороны, и  возможность выделять мельчайшие признаки и перекодировать их в подвижные  синтетические картины — с  другой нам нужно сначала остановиться подробнее на строении зрительной системы (зрительного «анализатора»), а затем  перейти к описанию основных форм ее работы.
Развитие  зрительного восприятия
       Зрительное восприятие — это  сложная работа, в процессе которой  осуществляется анализ большого  количества раздражителей, действующих  на глаз. Чем совершеннее зрительное  восприятие, тем разнообразнее ощущения  по качеству и силе, а значит, тем полнее, точнее и дифференцированнее они отражают раздражители. Основной объем информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению.
       Зрительное восприятие — комплексный процесс, включающий различные структурные компоненты: произвольность, целенаправленность, зрительно-моторные координации, навыки зрительного обследования, аналитико-синтетическую деятельность зрительного анализатора, объем, константность восприятия.
       Зрительные образы, как и любые  психические образы, многомерны  и сложны, они включают три  уровня отражения: сенсорно-перцептивный, уровень представлений и вербально-логический уровень. Как показывают исследования, формирование любого уровня зрительного отражения у детей с интеллектуальной недостаточностью нарушено (Э. С. Бейн, К. И. Вересотская и др.). Кратко характеризуя основные нарушения, отметим, что зрительные образы у таких детей обедненные, часто деформированные и неустойчивые. Дети с интеллектуальной недостаточностью с трудом выделяют в объекте составляющие его части, пропорции, своеобразие строения, могут упустить важные детали (например: ручные часы — без винтика); не всегда точно распознают цвет и цветовые оттенки. В процессе узнавания объектов и явлений, знакомых по прошлому опыту, у них проявляется обобщенное узнавание, отождествление предметов, имеющих некоторое сходство, искаженность и неадекватность представлений об окружающей действительности. У детей с интеллектуальной недостаточностью зрительные представления значительно отличаются от реальных предметов. Множество неточностей проявляется при восприятии в измененных условиях (новый ракурс предмета) и воспроизведении нескольких сходных объектов. Представления, возникшие у таких детей без регулирующего участия педагога, бедны, нечетки, фрагментарны, ошибочны. Исследования показывают, что страдает и описание рассматриваемых объектов, так как оно не формируется без специального обучения.
       Точность и действенность зрительного  восприятия, сохранение зрительного  образа в памяти определяют в конечном счете эффективность формирования навыков письма и чтения. Нарушения зрительного восприятия ведут к трудностям выделения фигур, букв, цифр, их величины, соотношения частей, четкого дифференцирования различия и сходства близких по конфигурации или зеркальных элементов и др. При этом следует отметить, что несформированность зрительного восприятия зачастую заключается в том, что это дефицит не отдельно взятой зрительной или моторной функции, а дефицит интегративного взаимодействия этих функций.
       Недостаточное развитие у младших  школьников зрительного восприятия  ведет за собой отставание  в формировании пространственного  ориентирования. В зрительно-пространственном  восприятии большую роль играет  глазодвигательная система — быстрота, точность глазодвигательных реакций, способность к конвергенции взора обоих глаз, бинокулярное зрение. Глазодвигательная система участвует в анализе и оценке последующих изменений таких пространственных свойств, как положение объектов в поле зрения, величина и удаленность объектов, их движения, различные соотношения между объектами. Дефицит зрительно-пространственного восприятия детей с интеллектуальной недостаточностью объясняется также неполноценностью взаимодействия различных функций зрения: его остроты, перцептивного поля, глазомера.
       Однако практика показывает, что  при целенаправленной и систематической  работе недостаточность зрительного  и зрительно-пространственного восприятия  можно значительно уменьшить.  Эта работа подчинена решению  следующих задач:
       — формирование адекватных зрительных  образов предметов, объектов и  явлений окружающей действительности, их положения в пространстве;
       — расширение объема, точности  и полноты зрительных восприятий  и зрительной памяти;
       — формирование умений наблюдать  за объектом (в том числе за движущимся), зрительно обследовать его;
       — совершенствование зрительно-двигательной  координации;
       — формирование навыков вербального  описания зрительно воспринимаемых  предметов и объектов, их свойств,  явлений действительности.
       Индивидуальные особенности развития  зрительного восприятия и зрительной  памяти во многом определяют  характер коррекционной работы  с детьми. Наиболее доступными  для восприятия учащихся являются  реальные предметы и их изображения,  более сложными — схематические  изображения, знаки и символы.  В последнюю очередь используются  материалы с наложенным, «зашумленным»,  недорисованным изображением.
       Отметим, что полноценное зрительное  восприятие у детей складывается  в процессе обучения и многократного  закрепления полученных навыков  и усвоенных способов в различных  ситуациях и на разных объектах. Вот почему многочисленные примеры  дидактических упражнений и игр  (см. ниже) следует использовать в разных вариантах (возможно даже созданных самим педагогом).
       Рассмотрим варианты заданий  для развития зрительного восприятия, основанные на принципах постепенного  усложнения:
       — обследование отдельных объемных  предметов с постепенно усложняющимся  строением;
       — сравнение натуральных объемных  предметов и объектов (2—4), отличающихся  ярко выраженными признаками (цветом, формой, величиной, количеством деталей,  расположением отдельных частей  и др.), в дальнейшем сравнение  их изображений;
       — узнавание реалистических изображений  в разных ракурсах;
       — обследование отдельных плоскостных  предметов по контуру с постепенно  усложняющимся строением, с разборными  деталями (частями);
       — сравнение контурных изображений  предметов и объектов (2—4), отличающихся  ярко выраженными признаками (цветом, формой, величиной, количеством деталей,  расположением отдельных частей  и др.);
       — сравнение натуральных сходных  предметов и объектов (2—4), различающихся  незначительными признаками (строением,  количеством деталей, оттенками  одного цвета, размером, расположением  отдельных частей и др.), в дальнейшем  сравнение их изображений;
       — сравнение контурных изображений  предметов и объектов (2—4), различающихся  незначительными признаками (цветом, формой, величиной, количеством деталей,  расположением отдельных частей  и др.);
       — узнавание предмета по его  части;
       — рассматривание сюжетных картинок, выделение сюжетных линий (в  качестве усложнения возможно  использование нелепиц);
       — рассматривание двух сюжетных  картинок, отличающихся незначительными  элементами.
       Усложнение заданий может идти  за счет использования наложенных, «зашумленных» перечеркнутых, недорисованных  контурных изображений, увеличения  количества воспринимаемых реальных  предметов (объектов) и их изображений  для запоминания (от 2—3 до 6—7), применения графических и абстрактных  изображений (в том числе букв, цифр и их элементов).
       Начинать работу следует с  формирования умения целенаправленно  рассматривать, т. е. зрительно  обследовать. Под руководством  педагога дети вычленяют основные  элементы, детали объекта, определяют  их соотношение, положение в  пространстве, замечают изменения  в самом объекте или его  расположении. При этом подчеркнем, что рассматривание или узнавание  предметов и их изображений  детьми с интеллектуальной недостаточностью  требует более длительного времени,  так как это связано с характерной  для них замедленностью процессов  анализа и синтеза. 
       Развитию зрительного анализа  и синтеза, произвольного зрительного  внимания и запоминания способствуют  следующие упражнения:
       — определение изменений в  ряду предметов;
       — нахождение «выпавшей», «лишней»  игрушки, картинки;
       — нахождение различий у двух  сходных сюжетных картинок;
       — нахождение нереальных элементов  нелепых картинок;
       — запоминание 4—6 предметов,  игрушек, картинок, геометрических  фигур, букв, цифр и воспроизведение  их в исходной последовательности.
       Особое внимание уделяется согласованию  исследующих движений рук и  глаз ребенка, прослеживанию взглядом  действий руки, а в дальнейшем  и движущихся объектов в пространстве. Зрительно-моторная координация  эффективно развивается при выполнении  различных двигательных упражнений: ходьба и бег по разметкам,  катание на велосипеде, самокате  по дорожкам и ограниченным  площадкам; метание в цель различными  предметами в играх «Летающие  тарелки», «Летающие колпачки», «Дартс», «Кольцеброс», «Попади в цель».
       Возможно использование специальных  упражнений, связанных с обводкой  по трафарету, силуэтным и контурным  изображениям. Например:
       — Обвести по контуру столько  квадратиков, сколько слышится  звуков.
       — Обвести на верхней полоске  7 кружочков, а на нижней полоске  — на 2 треугольника больше.
       — Второй, четвертый и шестой  квадратики на верхней строчке  закрасить красным цветом, а третий, пятый и седьмой на нижней  строчке заштриховать.
       — В разных местах листа  обвести по внешнему или внутреннему  контуру трафареты игрушек, а  затем соединить их дорожками.
       Наблюдения за движущимися объектами в пространстве целесообразно начинать с определения изменения положения отдельных двигающихся частей у игрушек, например у куклы (ручки, ножки), машины (кузов, дверцы), домика (окна, дверь) и др. Используются объемные, плоскостные, разъемные, сборные игрушки и предметы, имеющие одну (или несколько) подвижно закрепленных частей. В процессе оперирования с ними ребенок постепенно усваивает зрительные образы движения и позы, которые в дальнейшем закрепляются в процессе самостоятельно выполненных движений и действий по показу взрослого, по памяти, по образцу-схеме, по словесной инструкции.
       Формированию умения прослеживать  взглядом движущиеся объекты  и одновременно оценивать их  положение в пространстве способствуют  настольные игры «Хоккей», «Баскетбол»,  «Футбол», «Бильярд», «Городские  дороги» и др.
       Подчеркнем, что навыком наблюдения  за несколькими движущимися объектами  дети с интеллектуальной недостаточностью  овладевают благодаря многократному  выполнению специально подобранных  упражнений. Сначала организуется наблюдение за двумя объектами (где мышка, куда убежал зайка? в какую сторону поехала грузовая машина, а в какую пожарная? И т. д.), постепенно количество объектов возрастает и более разнообразным становится направление их движения.
       Самым сложным для зрительного  восприятия детей является определение  расстояния, протяженности до объекта,  объемности, глубины пространства, выделение соотношения и перемещения  различных деталей (предметов)  на воспринимаемом пространстве, изменение их положения. Важно  научить детей соизмерять объекты  в пространстве, определять собственное  местонахождение, моделировать различные  пространственные ситуации. С этой  целью используются упражнения  для развития глазомера:
       — Определить, сколько шагов до  парты, до куклы, до перекрестка  (на улице) и т. д.; кто дальше  сидит: Коля или Марина; кто  выше: Саша или Толя и т. д.
       — Подобрать на глаз предметы, находящиеся между собой в  таком же соотношении по величине, как в образце (две матрешки  контрастного размера).
       — Показать соотношение двух  предметов по высоте с помощью  столбиков (полосок) и т. д.
       — Разделить круг, квадрат, прямоугольник  на 2, 4, 3 равные части.
       — Разрезать ленточку на равные  части.
       По мере овладения детьми способами  измерения расстояния с помощью  метра можно усложнить задания,  предлагая определить на глаз  расстояние в сантиметрах, метрах. Также возможно использование  упражнений и игр на ориентировку  в пространстве (см. ниже).
       Педагогу-психологу следует помнить,  что оптимальное сочетание объема  словесной и наглядной информации, многократно выполняемые упражнения  по каждой из перечисленных  выше позиций стимулируют и  совершенствуют зрительное восприятие  детей. При этом вербализация  производимых действий способствует  закреплению полученных представлений.
       Работа по активизации зрительных  функций должна строиться с  учетом требований гигиены и  профилактики нарушений зрения. Причины снижения остроты зрения  различны, но основная из них — перенапряжение глаз во время занятий. Специалисты считают, что даже детям с нормальным зрением необходимо регулярно выполнять комплекс упражнений для снятия зрительного напряжения и предоставления возможности отдыха для глаз.
       Острота зрения во многом зависит  от систематичности тренировки, поэтому такие упражнения должны  быть обязательными на всех  коррекционных занятиях. Приведем  примеры.
       Педагог читает стихотворение,  а дети выполняют упражнения.
       Буратино потянулся (дети встают на носочки, поднимают руки и смотрят на кончики пальцев), вправо, влево повернулся, вниз, вверх посмотрел (не поворачивая головы, смотрят вправо, влево, вниз, вверх) и на место тихо сел.
       Во время зрительной гимнастики  на занятиях дети подходят  к окну, смотрят вдаль, отмечают  близкие и далекие, высокие  и низкие, толстые и тонкие, широкие  и узкие объекты и предметы, фиксируют взглядом названный  цвет в течение определенного  времени (5—10 с) и др. 

Дидактические игры и упражнения для развития зрительного  восприятия
      «Что изменилось?»
       Ребенку предлагают рассмотреть  несколько карточек с буквами  (словами, цифрами, геометрическими  фигурами и т. д.) и отвернуться  (выйти из комнаты). Педагог убирает  (добавляет или меняет местами)  карточки. Ребенок определяет, что  изменилось.
       «Найди ошибку»
       Ребенку предлагают карточку  с неправильными написаниями:
       слов — одна буква написана  зеркально (пропущена, вставлена  лишняя);
       примеров — сделана ошибка  на вычисление, цифра написана  зеркально и др.;
       предложений — пропущено или  вставлено неподходящее по смыслу  слово (сходное по написанию  и т. д.).
       Ребенок объясняет, как исправить  эту ошибку.
       «Найди отличия»
       Детям предлагают рассмотреть  парные картинки с признаками  различий (карточки букв и цифр  с различным написанием, различным  изображением одних и тем же  геометрических фигур и т. д.) и найти эти признаки различия, сходства.
       «Знаковая таблица»
       Детям предлагают на цветной  таблице показать числа определенного  цвета в порядке возрастания  (убывания) за определенное время.
       «Наложенные изображения»
       Ребенку предъявляют 3—5 контурных  изображений (предметов, геометрических  фигур, букв, цифр), наложенных друг  на друга. Необходимо назвать  все изображения.
       «Спрятанные изображения»
       Предъявляют фигуры, состоящие из  элементов букв, геометрических  фигур. Требуется найти все  спрятанные изображения.
       «„Зашумленные“ изображения»
       Предъявляют контурные изображения  предметов, геометрических фигур,  цифр, букв, которые зашумлены, т.  е. перечеркнуты линиями различной  конфигурации. Требуется их опознать  и назвать.
       «Парные изображения»
       Предъявляют два предметных изображения,  внешне очень похожие друг  на друга, но имеющие до 5—7  мелких отличий. Требуется найти  эти отличия.
       Варианты:
       — используются парные игрушки;
       — предъявляют предмет и его  изображение.
       «Незаконченные изображения»
       Предъявляют изображения с недорисованными  элементами, например птица без  клюва, рыба без хвоста, цветок  без лепестков, платье без рукава, стул без ножки и т. д.  Нужно назвать недостающие детали (или дорисовать).
       Варианты:
       — предъявляют изображения, на  которых нарисована лишь часть  предмета (или его характерная  деталь), требуется восстановить  все изображение.
       «Точечные изображения»
       Предъявляют изображения предметов,  геометрических фигур, буквы,  цифры, выполненные в виде точек.  Необходимо назвать их.
       «Перевернутые изображения»
       Предъявляют схематические изображения  предметов, букв, цифр, повернутые  на 180°. Требуется назвать их.
       «Разрезанные изображения»
       Предъявляют части 2—3 изображений  (например, овощей разного цвета  или разной величины и т.  д.). Требуется собрать из этих  частей целые изображения.
       Варианты:
       — предлагают картинки с изображениями  различных предметов, разрезанные  по-разному (по вертикали, горизонтали,  диагонали на 4, 6, 7 частей, изогнутыми  линиями).
       «Запомни и нарисуй»
       Ребенку предлагают запомнить  ряд из 4—6 предметов, а затем  схематично нарисовать их.
       «Буковки»
       Предлагают несколько рядов произвольно  расположенных букв алфавита. Необходимо  найти и обвести карандашом (или  подчеркнуть):
       — все буквы И;
       — все гласные;
       — одним цветом все буквы Б, а другим цветом все буквы П.
       «Найди букву»
       В тексте ребенку предлагают  одной чертой подчеркнуть букву А, двумя — все буквы Н, под буквой О поставить точку.
       «Где зажегся фонарик?»
       Педагог в разных местах комнаты  зажигает фонарик, ребенок должен  определить его местоположение.
       Варианты:
       — сосчитать, сколько раз зажегся  фонарик.
       «Сложи узор»
       Сложить такой же узор, какой  предложен педагогом, а также  составить самые различные узоры  из кубиков Коса, Никитина.
       «Шкафчик»
       Материал: склеенный из спичечных  коробков шкафчик с выдвигающимися  ящичками.
       На глазах у ребенка в один  из ящичков прячут маленькую  игрушку. Через 15—20 мин ребенку  предлагают ее найти.
       Варианты:
       — прятать одновременно 2—3 игрушки;
       — найти по вербальной инструкции  спрятанную в ящичек игрушку.
1.2 Зрительное восприятие  как сложная функциональная  система 

Представление о зрительном восприятии как о сложном  системном акте базируется на теории функциональных систем П.К. Анохина, теории психофизиологических основ психических  процессов Б.М. Теплова  и Е.Н. Соколова, теории развития высших психических  функций Л.С. Выготского, теории единства обучения и психического развития ребенка П.П. Блонского и В.В. Давыдова, теории деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева, теории системной организации психических процессов Б.Г. Ананьева и Б.Ф. Ломова. В соответствии с этими теориями зрительное восприятие рассматривается как процесс, включающий аттенционные (внимание), мнемонические (память), мыслительные, эмоциональные и другие компоненты. 

В отечественной психологии зрительное восприятие рассматривается  как сложная система  перцептивных и опознавательных действий. 

На  самом первом этапе  восприятия с помощью  перцептивных действий осуществляется обнаружение объекта, различение и выделение его информативных признаков. Затем они интегрируются в целостное перцептивное образование, т.е. формируется зрительный образ на основе комплекса воспринятых признаков. Далее происходит сличение – соотнесение воспринятого образа с перцептивными и вербальными эталонами, хранимыми в памяти. Оценка степени совпадения образа с эталоном памяти позволяет произвести категоризацию, т.е. принять решение о классе, к которому относится объект. 

Таким образом, зрительное восприятие – сложная  системная деятельность, включающая сенсорную  обработку визуальной информации, ее оценку, интерпретацию и  категоризацию. 

Основой этой системной деятельности являются первичные  сенсорные процессы, происходящие в зрительном анализаторе. При  глубоком слабовидении и остаточном зрении, как правило, нарушается первичная сенсорная  обработка признаков  объектов, и это  приводит к отклонениям  от нормы зрительного  восприятия в целом. Компенсация нарушений  восприятия в большой  степени зависит  от умений педагога научить ребенка  организовывать свою перцептивную деятельность, обеспечивающую обнаружение, различение информативных признаков, формирование и опознание образа объекта. 

Зрительное  восприятие и внимание. Восприятие внешнего мира невозможно как  без внимания, направленного  вовне, так и без  внимания, нацеленного  на образы-эталоны  памяти. В нормальных условиях зрительная система объединяет в целое признаки одного объекта, не смешивая их с признаками соседних объектов. Такая избирательность  обеспечивается механизмами  внимания на основе пространственной близости.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.