На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Профилактика нарушения осанки у детей 7-8 лет

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
имени А.П.Чехова»
Факультет физико-математический
Кафедра физическая культура
 
 
«Профилактика нарушений осанки средствами оздоровительной физической культуры у детей 7-8 лет»
 
 
 
Курсовая работа студентки IV курса
                    Коваль А.С.___________               
Ф.И.О.
           «Физическая культура»______
специальность (направление подготовки)
 
Научный руководитель:
     ст. препод. Сыроваткина И.А.­­­___
ученая степень, ученое звание, Ф.И.О.
 
 
Дата сдачи «___»______________20___г.
Дата защиты «___»____________20___г.
Оценка_____________________
Научный руководитель Сыроваткина И.А./__________________/
 
Таганрог
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Характеристика нарушение осанки…………………………………….5
1.1. Позвоночник – основа здоровья……………………………………………..5
1.2. Дефекты осанки………………………………………………………………6
Глава 2.Организация и методика проведения занятий при нарушении осанки с детьми 7-8 лет………………………………………………………………….11
2.1.Методы исследования нарушения осанки…………………………………11
2.2.Результаты исследования и их обсуждение………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………….19
Список используемой литературы……………………………………………...22
Приложение………………………………………………………………………24

Введение.
Проблема здоровья человека в контексте общечеловеческих ценностей приобретает все большее значение. Широкий общественный резонанс получает понимание того, что среди проблем, решение которых не должно зависеть от общественно-политических коллизий, центральное место занимает проблема здоровья детей, без решения которой у страны нет будущего [ 12 ].
В настоящее время большинство людей ведут малоподвижный образ жизни, который делает организм человека беззащитным при развитии различного рода заболеваний. Особенно тревожно обстоит с этим дело у наших детей. Для того чтобы дети росли здоровыми необходимо правильное физическое воспитание, а также соблюдение здорового образа жизни.
Актуальность работы заключается в профилактике и коррекции нарушения осанки средствами оздоровительной и лечебной физической культуры  у детей с самого раннего возраста. В процессе морфологического развития период жизни человека от 4 до 25 лет является самым ответственным в формировании правильной осанки. В стадии активного роста у детей 4-ех, подростков 12-14 лет могут появиться дефекты осанки. Они обусловлены недостаточной двигательной активностью, слабым и негармоничным развитием мышечного корсета, длительным пребыванием в неудобных позах в привычных положениях лежа, сидя, при ходьбе, а также приобретенными или врожденными недостатками опорно-двигательного аппарата. В настоящее время это очень значимая проблема. Всё это и обусловило актуальность данной работы.
Цель курсовой работы: определить пути и средства лечебной физкультуры для профилактики и коррекции нарушения осанки у детей.
Объект курсовой работы: учащиеся 7-8 лет
Предмет курсовой работы: роль различных комплексов ЛФК в профилактике нарушения осанки.
Задачи курсовой работы:
?      выяснить, какие дефекты осанки могут быть у детей;
?      раскрыть значение профилактики нарушения осанки в дошкольном возрасте;
?      изучить методики по профилактике и коррекции нарушения осанки в дошкольном возрасте.
В ходе исследований были использованы труды специалистов в исследуемой области: Артамоновой Л.Л.,  Красиковой И.С.Лобановой Ж.А., Милюковой И., Попова С.Н. и др.
 
 

Глава I.
Характеристика нарушения осанки.
1.1. Позвоночник – основа здоровья.
Костная система детей богата хрящевой тканью, поэтому кости ребенка мягки, гибки, не обладают достаточной прочностью, легко поддаются искривлению и приобретают неправильную форму под влиянием неблагоприятных факторов. К таковым относят физические упражнения, не соответствующие возрастным функциональным особенностям детского организма, а также несоответствие росту ребенка размеров мебели и неправильное положение тела.
У детей позвоночник отличается высокой подвижностью. Неправильные функциональные позы (лежание, сидение, стояние) отрицательно сказываются на его форме. Из-за них формируется нарушение осанки.
Осанка – привычное положение тела человека в покое и при движении. Осанка зависит от степени развития мышечной системы, угла наклона таза, положения и формы позвоночника (физиологические изгибы).
  Нарушения осанки возникают у детей в раннем возрасте: в ясельном — у 2,1 %; в 4 года — у 15 —17 % детей; в 7 лет — у каждого третьего ребенка [ 4 ]. 
Осанка ребенка, с позиции физиологических закономерностей, является динамическим стереотипом и в раннем возрасте носит неустойчивый характер, легко изменяясь под действием позитивных или негативных факторов. Гетерохронность развития костного, связочного, суставного аппарата и мышечной системы в этом возрасте является основой неустойчивости осанки. Неравномерность развития уменьшается по мере снижения темпов роста опорно-двигательного аппарата и стабилизируется к окончанию роста человека [ 13 ] .
 Правильная осанка характеризуется: вертикальным расположением головы и остистых отростков; горизонтальным уровнем надплечий; симметричным расположением углов лопаток, молочных желез у девушек и околососковых кружков у юношей; плоским животом, втянутым по отношению к грудной клетке; умеренно выраженными физиологическими изгибами позвоночника; равными, симметричными и хорошо выраженными треугольниками талии; симметричными ягодичными складками; одинаковой длиной нижних конечностей и правильной постановкой стоп (ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах; ось тела проходит через
ухо, плечевой и тазобедренный сустав и середину стопы).
       В различные возрастные периоды осанка ребенка имеет свои особенности. Так, для осанки дошкольников наиболее характерными являются плавный переход линии грудной клетки в линию живота, который выступает на 1 — 2 см, а также слабо выраженные физиологические изгибы позвоночника. Для осанки школьников характерны умеренно выраженные физиологические изгибы позвоночника с незначительным наклоном головы вперед. Угол наклона таза у девочек больше, чем у мальчиков: у мальчиков — 28°, у девочек — 31?[ 16] . Наиболее стабильная осанка отмечается у детей к 10—12 годам. Нарушение осанки не является заболеванием — это изменение функционального состояния мышечно-связочного и опорно-двигательного аппаратов, которое (при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях) не прогрессирует и является обратимым процессом [ 1; 10 ].
  Вместе с тем нарушение осанки постепенно приводит к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, к ухудшению рессорной функции позвоночника. Это в свою очередь, негативно влияет на деятельность основных систем организма: центральную нервную, сердечно-сосудистую и дыхательную; сопутствует возникновению многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости и дисбаланса в состоянии мышц и связочного аппарата ребенка.
 
 
1.2.           Дефекты осанки
   Слабость мышечного корсета, неправильные позы, которые ребенок принимает в положении сидя, стоя, лежа, при ходьбе, во время игры, во сне. Врожденные аномалии развития ребер, грудной клетки, позвонков, нижних конечностей вызывают нарушение осанки, которое приводит к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, ухудшению рессорной функции позвоночника, что, в свою очередь, негативно влияет на деятельность центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, становится спутником многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости, гипотонического состояния мышц и связочного аппарата ребенка [ 8; 15 ].
Объем мышечных волокон заметно нарастает к 5 годам, одновременно увеличивается и мышечная сила, однако эти сдвиги неравнозначны в разных группах мышц. Глубокие спинные мышцы и в 6-7-летнем возрасте отличаются слабостью, что не способствует укреплению позвоночного столба. Слабо развиты и мышцы живота. Поэтому у дошкольников отмечаются функциональные (нестойкие) нарушения осанки. Они начинают проявляться у детей раннего возраста: в ясельном возрасте встречаются у 2,1%, в 4 года - у 15-17%, в 7 лет - у каждого третьего ребенка [ 3; 6 ].
К нарушению осанки могут привести и такие заболевания, как рахит, гипотрофия, избыточное отложение жира, а также неправильное питание, при котором не выдерживается соотношение основных ингредиентов пищи - солей, витаминов, микроэлементов.
Следует помнить: лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса.
Нарушение осанки у ребенка чаще всего развивается из-за слабости мышечного корсета и длительного пребывания в неправильных, порочных позах, которые ребенок принимает в положении сидя, стоя, лежа, при ходьбе, во время игр, при различных видах деятельности.
    Различают три степени нарушения осанки:
I степень — характеризуется небольшими изменениями осанки, которые устраняются путем целенаправленной концентрации внимания ребенка.
II степень — характеризуется увеличением количества симптомов нарушения осанки, которые устраняются при разгрузочном положении позвоночника в горизонтальном положении или при подвешивании (за подмышечные впадины).                                                        
III степень — характеризуется серьезными нарушениями осанки, которые не устраняются при разгрузочном положении позвоночника.
Для детей дошкольного возраста наиболее характерны I — II степени нарушения осанки; для школьников — II —III степени [2; 5].    
В настоящее время существует семь видов нарушений осанки в сагиттальной и фронтальной плоскостях [ 13 ].      

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В сагиттальной плоскости различают 5 видов нарушений осанки вызванных увеличением (3 вида) или уменьшением (2 вида) физиологических изгибов.
При увеличении физиологических изгибов различают сутуловатость, круглую спину и кругло-вогнутую спину [ 5; 6; 12 ].
Сутуловатость характеризуется увеличением грудного кифоза при одновременном уменьшении или сглаживании поясничного лордоза. Голова наклонена вперед; плечи сведены вперед, лопатки выступают; ягодицы уплощены.
Круглая спина, или кифотическая осанка, характеризуется увеличением грудного кифоза, с почти полным отсутствием поясничного лордоза. Отсюда и более емкое название — «тотальный» кифоз. Голова наклонена вперед; плечи опущены и приведены, лопатки «крыловидные», ноги согнуты в коленях. Отмечаются западение грудной клетки и уплощение ягодиц; мышцы туловища ослаблены. Принятие правильной осанки возможно только на короткое время.
Кругловогнутая спина, или кифолордотическая осанка, характеризуется увеличением всех изгибов позвоночника. Угол наклона таза больше нормы; голова и верхний плечевой пояс наклонены вперед; живот выступает вперед и свисает. Из-за недоразвития мышц брюшного пресса может наблюдаться опущение внутренних органов (висцероптоз). Ноги максимально разогнуты в коленных суставах — нередко с переразгибанием (рекурвация). Мышцы задней поверхности бедра и ягодичные мышцы растянуты и источены.
На фоне косметических дефектов при данных видах нарушений осанки уменьшается экскурсия грудной клетки и диафрагмы, снижаются жизненная емкость легких и физиологические резервы систем дыхания и кровообращения. Резко ограничиваются ротационные движения, боковые сгибания и разгибания позвоночника.
При уменьшении физиологических изгибов различают плоскую и плосковогнутую спину.
 Плоская спина характеризуется сглаживанием всех физиологических изгибов (в большей степени — грудного кифоза). Грудная клетка смещена кпереди; появляются «крыловидные лопатки». Наклон таза уменьшен; нижняя часть живота выступает вперед. Снижен тонус мышц туловища.
Плосковогнутая спина характеризуется уменьшением грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе. Наблюдается при комбинированном изменении физиологических изгибов. Грудная клетка узкая. Мышцы живота ослаблены, угол наклона таза увеличен, при этом ягодицы отстают кзади; живот отвисает.
Косметические дефекты опорно-двигательного аппарата при данных видах нарушений осанки менее выражены: ухудшается рессорная функция позвоночника, что, в свою очередь, вызывает при движении постоянный микротравматизм головного мозга. Отмечаются повышенная утомляемость и головные боли. При уменьшении шейного и поясничного лордозов ограничиваются наклоны туловища вперед и назад (в меньшей степени), а также боковые наклоны.
Во фронтальной плоскости различают два вида нарушений осанки.
Асимметричная, или сколиотическая осанка характеризуется нарушением срединного расположения частей тела и отклонением остистых отростков от вертикальной оси. Голова отклонена вправо или влево; надплечья и углы лопаток расположены на разной высоте; отмечаются неравенство треугольников талии, асимметрия мышечного тонуса. Снижена общая и силовая выносливость мышц. В отличие от сколиоза, не возникает торсия позвонков, и при разгрузке позвоночника все виды асимметрии устраняются.
Вялая осанка характеризуется общей слабостью мышечно-связочного аппарата, невозможностью длительно удерживать туловище в правильном положении, частой сменой положения тела в пространстве.

Глава II.
Организация и методика проведения занятий при нарушении осанки с детьми 7-8 лет
2.1. Методы исследования.
Для решения поставленных в работе задач были использованы следующие методы исследования:
1.                  Анализ и обобщение научно-методической литературы;
2.                  Антропометрия и соматометрия [11; 18 ];
3.                  Педагогический эксперимент;
4.                  Педагогические наблюдения;
5.                  Математическая обработка результатов [12].
6.                  Организация исследования.
1. Анализ и обобщение научно-методической литературы
Проводилась работа по выбору методической литературы, и осуществлялся ее анализ с целью выявления. В обзоре научно-методической литературы дана характеристика анатомо-физиологических особенностей опорно-двигательного аппарата детей 7-8 лет.
Педагогические наблюдения включали в себя следующее:
2. Антропометрия:
?                  рост стоя (точность измерения - 0,5 см);
?                  вес (точность измерения - 0,5 кг);
?                  окружность грудной клетки (точность измерения - 0,5 с);
Соматометрия:
Внешний осмотр (соматометрия)  дает возможность оценить телосложение, состояние опорно-двигательного аппарата (форму грудной клетки, ног, рук, стопы), осанку. Для внешнего осмотра детей мы использовали тест-карту (Приложение 1).
Обследование проводилось в следующем порядке:
Осмотр в фас. Положение - руки вдоль туловища. Определяются форма ног, положение головы, шеи, симметрия плеч, равенство треугольников талии (треугольник талии - это просвет треугольной формы между внутренней поверхностью рук и туловищем, с вершиной треугольника на уровне талии, в норме треугольники должны быть одинаковыми по форме и равными по величине).
Осмотр сбоку. Положение - руки вдоль туловища. Определяются форма грудной клетки, живота, выступление лопаток, форма спины.
Осмотр со спины. Положение - руки вдоль туловища. Определяются симметрия углов лопаток, форма позвоночника, форма ног, ось пяток (вальгусная, варусная, нормальная).
В конце обследования ребенку предлагается сделать несколько шагов для выявления возможных нарушений в походке.
В процессе проводимого осмотра заполняется тестовая карта, по которой дается оценка выявленных нарушений осанки:
?   нормальная оценка - отрицательные ответы на все вопросы
?   некоторые отклонения требующие наблюдения школьно-дошкольного педиатра - положительные ответы на один или несколько вопросов от 3-х до 7 номера включительно
?   значительное нарушение осанки - положительные ответы на 1, 2, 8, 9, 10 вопросы (один или несколько). Дети, отнесенные к данной группе подлежат обязательному направлению к ортопеду.
3. Педагогический эксперимент:
?                  Тест "Поднимание прямых ног из исходного положения «лежа на спине" предназначен для измерения силы и силовой выносливости мышц нижних конечностей. И.п. лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги прямые вместе. Ноги поднять вверх над углом 60 0 , вернуться в и.п. В течение 10 секунд следует выполнить максимальное количество повторений упражнения. Оценка: количество раз [ 7 ].
?                  Тест "Приседание". Тест предназначен для измерения скоростно-силовой выносливости мышц нижних конечностей. И.п.- стойка ноги врозь, руки вдоль туловища. Присед, угол сгибания в коленном суставе 90 0 , руки вперед, вернуться в и.п. В течение 10 секунд необходимо выполнить максимальное количество повторений упражнения. Оценка: количество раз [ 14 ]
?                  Тест "Челночный бег 10 м х 3 раза" предназначен для оценки скоростных способностей, выполняется в виде рывка на максимальной скорости из высокого старта с поворотами на ограничительных линиях. Указания для испытуемых: "Встаньте позади ограничительной линии, при этом одна стопа располагается у самой линии, вторая - сзади в удобном для каждого испытуемого положении. После сигнала бегите как можно быстрее к противоположной ограничительной линии, преступите ее, развернитесь и бегите к линии старта. Добежав до нее, точно также заступите и после поворота продолжайте бег в обратную сторону. Таким образом, вы должны выполнить три цикла "туда-обратно". Тест выполнятся один раз, поэтому с самого начала настройтесь на его выполнение с максимальной скоростью и не снижайте ее на поворотах. Оценка: точность измерения - 0,1 сек [ 19 ]/
?                  Тест "Ходьба по прямой линии с закрытыми глазами". Тест предназначен для определения ловкости и координационных способностей. Размечается дорожка шириной 30 см, которая ограничивается боковыми линиями. Испытуемому предлагается пройти по дорожке с закрытыми глазами не наступая на ограничительные линии (например 3м,5 см) [ 8 ].
?                  Тест "Бег 120 м" предназначен для измерения силовой выносливости. Необходим помощник. Выполняется с высокого старта. Тест проводится на площадке (на улице), делается разметка дистанции 120 м (вокруг здания). Детям предлагается по команде "Марш!" преодолеть расстояние от флажка до флажка, не останавливаясь, при этом разрешается сочетать бег и ходьбу в удобном для ребенка темпе. Оценка: точность измерения  0,1 сек. [17].
4. Педагогические наблюдения.
Важный элемент исследования – педагогическое наблюдение. Оно позволяет определить следующие влияющие на развитие осанки факты:
?                  режим двигательной активности в школе;
?                  психологическая атмосфера в классе;
?                  индивидуальные особенности поведения детей, оказывающие влияние на осанку
5. Организация исследования.
Мы проводили исследование на базе средней школы с сентября по ноябрь 2011 года. В нем приняло участие 40 человек: в основную и экспериментальную группы входило – по 10 мальчиков и по 10 девочек. Исследование проводилось в 3 этапа.
На первом этапе, был сделан выбор темы, осуществлен анализ научно-методической литературы, сформулированы цель и задачи исследования, проведена тест-карта по выявлению нарушений осанки у детей, подобраны и апробированы методы исследования.
На втором этапе были проведены предварительные исследования, разработана методика физкультурно-оздоровительных занятий для экспериментальной группы  7-8 лет на основе упражнений корригирующего характера, а основная группа занималась по школьной программе.
Для предотвращения и исправления отклонений в формировании осанки у детей 7-8 лет на уроке физической культуры мы проводили не только тесты, но и подвижные игры и упражнения для укрепления мышц спины и пресса, выработки и ощущения правильной осанки (приложение 3).
На третьем этапе, мы произвели обработку и анализ результатов, была написана курсовая работа.
6. Математическая обработка результатов.
Математическая обработка и анализ результатов проводились в соответствии с рекомендациями, разработанными Начинской С.В. [ 12 ].
Рассчитывалось:
 
 
                         
где x – показатель среднего уровня; xі – вариант ряда; nі – частота ряда; n – объем совокупности; ? - знак суммы.
 
 
 
где ?? - показатель рассевиния
 
 
 
              ,
       
               где ? - коэффициент вариации.
По данной формуле находим значение коэффициента вариации, определяющего, какой процент от средней арифметической составляет показатель рассеивание ?.
2.2. Результаты исследования и их обсуждение
На первом этапе педагогического эксперимента мы провели тест-карту (таблица 2), которая показала нам, что в основной группе: у мальчиков -49%, а у девочек -36%; в экспериментальной группе: у мальчиков – 57%, у девочек – 36% имеются нарушения осанки.
Таблица 2
Результат по тест-карте у детей 7-8 лет.
Группа
Ср.
От.
%
Основная группа
Мальчики
4,1
2,0
49
Девочки
4,7
1,7
36
Экспериментальная группа
Мальчики
4,4
2,5
57
Девочки
5,6
2,0
36
 
Внешний осмотр или соматометрия в ходе педагогического эксперимента показало (таблицы 3,4), что принципиальных различий по уровню физического развития и физической подготовленности у детей основной и экспериментальной групп не обнаружено. Дети 7-8 лет, принявшие участие в исследовании имеют показатели физического состояния в пределах нормативных знаний для данного возраста.
Таблица 3
Показатели физического развития детей 7-8 лет в начале педагогического эксперимента (2011 г., n=10).
№ п/п
Показатели
Основная группа
Экспериментальная группа
Мальчики
Девочки
Мальчики
Девочки
1
Рост, см
123,7±2,4
125,0±2,8
124,8±2,3
124,9±3
2
Вес, кг
25,2±2,5
24,8±1,4
25,0±3,3
24,3±2,8
3
Окружность грудной клетки, см
52,0±1,8
52,5±6,1
58,0±1,1
57,8±1,6
Таблица 4
Показатели физической подготовленности детей 7-8 лет в начале педагогического эксперимента ( 2011 г., n=10).

и т.д.................


№ п/п
Тесты
Основная группа
Экспериментальная группа
Мальчики
Девочки
Мальчики
Девочки
1
Поднимание прямых ног из и.п. лежа на спине
(кол-во раз)
5,5±1,6
6,2±1,8
6,7±1,4
6,5±2
2

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.