На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Экономическая сущность государственного бюджета

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 11.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение.
 
В последние годы в связи  с переходом к рыночным отношениям происходят глубокие изменения в  экономике России. При этом развитие экономики зависит от рационального  построения финансовой системы. Центральное  место в финансовой системе занимает бюджетная финансовая система, которая  состоит из бюджетов различных уровней.
Государственный бюджет как  явление в истории человеческого  общества появилсясравнительно недавно - в эпоху капитализма (феодализм  не знал единого документу, который  объединял бы все доходы и расходы  государства). Его появление связано  с отделением государственных финансов от финансов монарха, ограничением власти последнего, переходом к демократическим  основам управления государственной  и общественной жизнью. Бюджет во всех странах мира служит основой государственных  финансов и основным фондом денежного  средства государства.
По материальному содержанию бюджет - это сам централизованный фонд денежных средств государства. В юридическом аспекте государственный  бюджет выступает в форме закона, который принимается высочайшим органом законодательной власти страны.
Политическое значение бюджета  многогранное, и в частности, оно  состоит в том как законодательный  орган утверждает объемы доходов  и расходов бюджета на плановый год, а тем самым народные представители  реализуют волю народа.
Государственный бюджет является важнейшим звеном системы финансов РФ и взаимосвязан со всеми звеньями финансовой системы страны. Бюджет представляет собой единство основных финансовых категорий в их действии (налогов и других обязательных платежей, государственного кредита, государственных  расходов), т.е. через бюджет осуществляется постоянная мобилизация денежных ресурсов и их целевое использование.
Финансовые отношения, возникающие  у государства с предприятиями (учреждениями) и населением, называются бюджетными. Эти отношения представляют собой часть финансовых отношений.
Проблеме государственных  финансов и государственного бюджета  посвящено ряд работ таких  ученных – экономистов как  Меньшиков С.М., Ревинский И.А., Иванов А.С., Журавлева Г.П., Михальчакова Н.Н., Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. и др.
Основная цель контрольной  работы – изучить экономическую  суть государственного бюджета, его  функции и роль в экономической  политике государства.
 
 
 
Экономическая сущность государственного бюджета.
 
Совокупность бюджетных  отношений по формированию и использованию  бюджетного фонда страны составляет понятие государственного   бюджета. По экономической сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично - и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного  хозяйства,  социально-культурных  мероприятий,  нужд обороны и государственного управления.  Благодаря бюджету государство  имеет  возможность  сосредоточивать  финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.
Будучи экономической  формой существования реальных, объективно обусловленных распределительных  отношений, выполняя специфическое общественное назначение - по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории. Эта категория, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом; но одновременно имеет особенности, отличающие ее от других сфер и звеньев финансовых отношений.
К числу основных особенностей относятся следующие:
1. Государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества  и  отдельных  его  государственно-территориальных формирований:
2. С помощью бюджета происходит перераспределение национального
дохода, реже - национального  богатства между отраслями  народного хозяйства,  территориями  страны,  сферами общественной деятельности;
3.  Пропорции  бюджетного  перераспределения  стоимости   в большей мере, чем у других  звеньев финансов, определяются  потребностями расширенного воспроизводства  в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;
4. Область бюджетного  распределения занимает центральное  место в составе государственных  финансов, что обусловлено ключевым  положением бюджета по сравнению  с другими звеньями.
Взгляд на бюджет как на экономическую категорию не сразу  получил свое признание. Лишь в последние  годы преобладающей стала точка зрения, согласно которой государственный бюджет с позиций экономической сущности может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории, а с позиций законодательного установления финансовой базы государства - как его финансовый план.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Распределительная и контрольная функции государственного бюджета.
 
Сущность  государственного  бюджета  как  экономической категории  реализуется через распределительную (перераспределительную) и контрольную функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование  с  целью удовлетворения  общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно  финансовые ресурсы поступают  в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Особенности  государственного  бюджета  как  экономической категории накладывают отпечаток и на выполняемые им функции. Содержание функций, сфера и объект их действия характеризуются определительной спецификой.
Так, содержание  распределительной  функции  бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства.  Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового  (межотраслевое,  межтерриториальное и т.д.)  и  многоуровневого  (федеральный,  республикан-ский, краевой, городской и т.д.) перераспределения средств, как бюджет.
Сфера действия распределительной  функции определяется тем, что в  отношения с бюджетом вступают почти  все участники общественного  производства.  Основным  объектом  бюджетного перераспределения  является  чистый  доход;  однако  это  не исключает возможности перераспределения  через бюджет и части стоимости  необходимого продукта, а иногда и  национального богатства.
Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно - через формирование и использование фонда денежных средств государства - отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может "сигнализировать" о том, как поступают в распоряжение  государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.
 

Доходы и расходы государственного бюджета.

 
Поскольку государству необходимо, прежде всего, обеспечить стабильность в обществе, то основными направлениями  расходов государственного бюджета  являются: правоохранительные органы, государственный аппарат, социальные цели. С первой трети двадцатого века повышается роль государства, а  следовательно, и расходная часть  госбюджета в экономическом регулировании.
При составлении проектов бюджетов, уточнении бюджетов в ходе их исполнения, при рассмотрении проектов бюджетов, утверждении бюджетов:
- определяется объем финансирования мероприятий по социально-экономическому развитию соответствующих национально-государственных и административно-территориальных образований в пределах планируемых бюджетных доходов, предоставленных дотаций, субвенций, а также с учетом привлекаемых заемных средств;
- определяются направления использования средств бюджета на инвестиции, собственные целевые программы; на внешнеэкономическую деятельность, мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), восстановление памятников природы и культуры, благоустройство городов, поселков и сел, содержание и капитальный ремонт жилищного фонда, объектов коммунального назначения, сети дорог соответствующего значения (сверх выделяемых ассигнований из дорожных фондов), образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, на содержание органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления и на другие цели;
- определяются и уточняются нормы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, органов милиции общественной безопасности, охраны окружающей среды и на другие цели;
- определяются размеры дотаций, субвенций бюджетам нижестоящего территориального уровня и их целевое назначение.
Расходы бюджета, предусмотренные  бюджетной классификацией, подразделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих  расходов и бюджет развития.
К бюджету текущих расходов относятся расходы на текущее  содержание и капитальный ремонт (восстановительный) жилищно-коммунального  хозяйства, объектов охраны окружающей среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального  обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, органов государственной  власти и управления, органов местного самоуправления и иные расходы, не включенные в расходы развития. К бюджету  развития относятся ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое  развитие, на собственные экологические  программы и мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), иные расходы на расширенное  воспроизводство. Именно второй бюджет - развития - определяет масштабы и скорость перевооружения производства, НИОКР.
Доходная часть бюджетов состоит из закрепленных и регулирующих доходов. Кроме того, в бюджеты  могут поступать дотации и  субвенции, а также заемные средства.
Порядок и условия предоставления и использования дотаций и  субвенций из государственного бюджета  Российской Федерации устанавливаются  законодательными актами Российской Федерации, а порядок и условия предоставления и использования дотаций и  субвенций из других бюджетов устанавливаются  законодательными актами республик  в составе Российской Федерации  и решениями соответствующих  представительных органов власти, принятыми  в пределах их компетенции.
При недостаточности бюджетных  средств для покрытия расходов, превышающих  минимальный бюджет, или в случаях  временных финансовых затруднений  в процессе исполнения утвержденного  бюджета возможно получение процентных или беспроцентных ссуд, а также  выпуск займов на инвестиционные цели. Максимальный размер соотношения общей  суммы займов, кредитов, иных долговых обязательств бюджета и объема его  расходов устанавливается законами Российской Федерации.
Вместе с тем, основной статьей дохода государственного бюджета (около 95% в РФ) являются налоги. Основы налоговой системы России установлены  в различных нормативных актах, в частности, в Законе "Об основах  налоговой системы в Российской Федерации". Так, следующие основные налоги являются федеральным:
а) налог на добавленную  стоимость;
б) акцизы на отдельные группы и виды товаров;
в) налог на операции с  ценными бумагами;
г) таможенная пошлина;
д) отчисления на воспроизводство  минерально-сырьевой базы;
ж) платежи за пользование  природными ресурсами;
з) налог на прибыль предприятий  и организаций;
и) налоги, служащие источниками  образования дорожных фондов;
к) гербовый сбор;
л) государственная пошлина;
м) сбор за использование  наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний;
н) налог на покупку иностранных  денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;
о) налог на доходы (дивиденды, проценты и др.).
Сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым  условием бюджетно-финансовой политики. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. При наличии  дефицита бюджета первоочередному  финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов. В целях  сбалансированности бюджета могут  устанавливаться предельные размеры  дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного  уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов, который заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15 и так далее процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета  в течение оставшегося времени  текущего финансового года. Секвестру  не подлежат защищенные статьи.
Состав защищенных статей определяется Федеральным Собранием  РФ, а также представительными  органами власти субъектов РФ в рамках их компетенции. Покрытие дефицита бюджета развития осуществляется также за счет выпуска государственных займов или использования кредитных ресурсов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Суть бюджетного дефицита.

 
При превышении расходной  части государственного бюджета  над расходной возникает бюджетный  дефицит.
Бюджетный дефицит - сумма  денег, на которую за данный период (обычно - год) расходы правительства, фирмы, организации, семьи, гражданина превосходят его доходы; на микроэкономическом (частном) уровне он служит одним из основных показателей банкротства  фирмы; на макроэкономическом - одним  из факторов развития инфляционного  процесса, показателем кризисного состояния  государственных финансов.
Баланс государственного бюджета - соотношение денежных доходов  и расходов государства. Превышение расходов над доходами создает дефицит  государственного бюджета.
Бюджетные доходы государства  формируются за счет бюджетных поступлений, которые подразделяются на налоговые  и неналоговые. Налоговые поступления  бюджета - прямые и косвенные налоги с доходов населения, предпринимателей и государственных предприятий. Неналоговые поступления - поступления  различного рода платежей и сборов, например от реализации государственных  запасов, приватизации; это доходы от внешнеэкономической деятельности и поступления от государственной  предпринимательской деятельности, а также поступления от государственных  займов, доходы от реализации билетов  денежно-вещевой лотереи и др. Это также и обязательные платежи  фирм, организаций, предприятий и  граждан во внебюджетные фонды, например, на социальное страхование, в фонд занятости.
Бюджетные расходы - финансовые ресурсы, направляемые на развитие национального  хозяйства и социальные нужды  общества. Для финансирования бюджетных  расходов широко используются государственные  займы. Это особый вид креди
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.