На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 37. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


РЕФЕРАТ
 
 
Курсовая  работа: 32 с., 14 источников, 4 прил.
 
ПЕНСИИ, СУЩНОСТЬ, ВИДЫ ПЕНСИЙ, ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ
 
Объект исследования - пенсионное обеспечение.
Предмет исследования – трудовые и социальные пенсии в Республике Беларусь.
Цель работы – исследование теоретического материала и изучение особенностей пенсионного обеспечения в Республики Беларусь.
Методы исследования: синтез,  аналитические методы, а также анализ полученных результатов и их систематизация.
Элементы научной  новизны: предложены пути совершенствования пенсионной системы в Республике Беларусь.
Исследования  и разработки: рассмотрены теоретические основы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь; проведен анализ динамики пенсионеров и назначенных пенсий; рассмотрены пути совершенствования пенсионного обеспечения.
Область возможного практического применения: практическая деятельность Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, курсы повышения работников управлений социальной защиты.
Технико-экономическая, социальная и (или) экологическая значимость: совершенствование системы социальной защиты в области пенсионного обеспечения повысит уровень жизни населения и сократит расходы ФСЗН.
 
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические  и методологические положения и  концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
___________________
                                                                                          (подпись)
 
 
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
5
5
8
8
12
14
17
17
20
22
23
 
24
30
32
33
34
36
37
Введение………………………………………………………………………….
1 Экономическая  сущность  пенсионного обеспечения………………............
1.1 Система пенсионного  обеспечения, понятие и структура………………..
1.2 Виды пенсий…………………………………………………………………
1.2.1 Трудовые пенсии…………………………………………………………..
1.2.2 Социальные пенсии……………………………………………………….
1.3 Порядок назначения  и выплаты пенсий…………………………………...
2. Проблема пенсионного  обеспечения в Республике Беларусь……………..
2.1 Анализ динамики, структуры  пенсий……………………………………...
2.1.1 Анализ динамики численности  пенсионеров……………………………
2.1.2 Анализ динамики общей  суммы назначенных пенсий………………….
2.1.3 Анализ структуры количества  назначенных пенсий……………………
2.2 Пути совершенствования  системы пенсионного обеспечения  в Республике Беларусь…………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………….
Список  использованных источников…………………………………………..
Приложение А……………………………………………………………………
Приложение Б……………………………………………………………………
Приложение В……………………………………………………………………
Приложение Г……………………………………………………………………

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
 
Наличие системы социальной защиты населения характерно практически  для всех стран. Необходимость в  ней для конкретного гражданина обусловлена наступлением обстоятельств, исключающих возможность создания его трудом условий, обеспечивающих ему основные жизненные потребности.
Значение и уровень  системы социальной защиты населения  предопределены факторами личного  характера, системными изменениями  экономико-политического плана, природно-географическими  и культурно-историческими особенностями  государств. В период обострения экономических  проблем и социальной напряженности  необходимость ее расширения и совершенствования  становится наиболее значимой и актуальной. Сущность социальной защиты населения  заключается в системе мер, направляемых на улучшение статуса экономически и социально не защищенных граждан  и ориентированных на соблюдение принципа равноправия. Важнейшим приоритетом  системы является поддержка в  первую очередь нетрудоспособных граждан  за счет формирования и использования  специальных денежных фондов.
Актуальность рассматриваемой  темы заключается в том, что важнейшей составляющей системы социальной защиты Республики Беларусь является пенсионное обеспечение. Одной из основных задач социальной политики государства является улучшение материального положения пожилых и нетрудоспособных людей - тех, кто не может участвовать в общественном производстве. В настоящее время в органах по труду, занятости и социальной защите Республики Беларусь различные виды пенсий получает более 2,4 млн. человек (26,5 % населения). На  учете в органах по труду и социальной защите состоит 2 454,4 тыс. пенсионеров, или каждый четвертый житель республики. Это означает, что в Беларуси работающее поколение обеспечивает уровень пенсий по отношению к уровню своей заработной платы в 1,5 раза выше, чем в России [14].
Гарантированное Конституцией Республики Беларусь право на пенсионное обеспечение реализуется через  Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», другие законодательные акты.
Сейчас в Республике Беларусь действует распределительная система  пенсионного обеспечения. Такая  система предполагает необходимость  отчислений определенной суммы, обычно взимаемой с каждого работника  в виде процента от его заработной платы. Эти средства собираются в  единое целое – фонд, из которого используются для обеспечения выплат пенсионерам.
Чем меньше пенсионеров приходится на одного работающего, тем меньший  процент отчислений ему надо делать для того, чтобы пенсионеры получали установленный им размер пенсии. Однако со времен СССР, когда была введена  распределительная система пенсионного  обеспечения, социально-экономические  и демографические условия значительно  изменились. На сегодняшний день в  республике существует глобальная проблема – старение населения. В соответствии с классификацией ООН население считается старым, если доля лиц в возрасте 65 лет и старше превышает 7 %. В Республике Беларусь этот показатель почти в 2 раза выше. Именно демографический кризис, связанный с ростом продолжительности жизни и резким падением рождаемости, привел к тому, что проблема реформирования пенсионной системы стала одной из наиболее острых в социальной политике государства. Резко растет доля лиц пожилого возраста в общей численности населения в отсутствие роста продолжительности жизни – за счет падения рождаемости. Так, в сравнении с 1990 г. рождаемость в стране упала более чем на треть; по предварительным данным, к 2025 г. доля населения пенсионного возраста (женщины?- 55 лет, мужчины - 60 лет) в республике составит 28 % [4, с.6].
Целью курсовой работы является исследование теоретического материала  и изучение особенностей пенсионного  обеспечения в Республики Беларусь. Объект исследования – пенсионное обеспечение; предмет – трудовые и социальные пенсии в Республике Беларусь.
Поставленная цель предусматривает  решение следующих задач:
    изучить теоретический материал по теме исследования
    рассмотреть особенности пенсионного обеспечения в целом по республике;
3) проанализировать динамику  численности пенсионеров, общую  сумму назначенных пенсий;
4) описать пути совершенствования  системы пенсионного обеспечения  в Республике Беларусь.
Цели и задачи предполагают следующую структуру работы. Работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы.
  Теоретическую и методологическую  основу курсовой  работы составили  законодательные нормативные акты  Республики Беларусь, учебные пособия  отечественных и зарубежных авторов,  материалы периодической печати  по исследуемой проблеме, интернет-ресурсы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ   СУЩНОСТЬ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 
 
 
1.1 Система пенсионного  обеспечения, понятие и структура
 
 
Наличие системы социальной защиты населения характерно практически  для всех стран. Необходимость в  ней для конкретного гражданина обусловлена наступлением обстоятельств, при которых человек не в состоянии  своим трудом создать условия, обеспечивающие ему основные жизненные потребности.
Потребность граждан в  государственной социальной защите может быть обусловлена следующими обстоятельствами:
- полной, частичной, временной  или постоянной потерей трудоспособности  из-за болезни или по возрасту;
- потерей кормильца, наличием  многодетной или неполной семьи,  уходом за детьми-инвалидами и  прочими факторами личного характера;
- изменениями в социально-политической, экономической, международной обстановке (спад производства, рост инфляции, банкротств, безработицы и т.п.);
- неблагоприятными климатическими, природными и стихийными явлениями  катастрофического и продолжительного  характера [8, с.88].
Социальная защита населения  является одним из важнейших звеньев  в системе социального управления обществом. Вместе с тем она оказывает  влияние на общее самочувствие общества и происходящие в нем экономические  и политические процессы.
Назначение системы социальной защиты состоит в том, чтобы посредством  нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических и организационно-технических  средств осуществлять поддержку  и помощь нуждающимся группам  населения и отдельным людям.
Важнейшей составной частью системы социальной защиты Республики Беларусь населения является система пенсионного обеспечения. В Беларуси она затрагивает жизненно важные интересы не только 2,6 млн. граждан, находящихся на пенсии, но и тех, кто участвуя в финансировании системы, «зарабатывает» себе будущую пенсию.
В Республике Беларусь функционирует  солидарная пенсионная система с  установленными выплатами, при которой  работающее население финансирует  пенсии путем уплаты страховых взносов. В системе с установленными выплатами  законодательно закрепляется обязательство  государства выплачивать пенсию в определенном размере (в пропорции  от заработка) при выполнении условий, касающихся возникновения права  на такую пенсию.
Выплаты пенсий из текущих  доходов – наиболее распространенный в мире метод финансирования пенсионного  обеспечения, им охвачено около половины мировой рабочей силы, а в промышленно развитых странах этот охват близок к стопроцентному.
Демографические тенденции  в значительной части мира таковы, что все меньше работающих выплачивают  налоги (страховые взносы) на содержание растущего числа пенсионеров. По мнению экспертов, это вызывает всемирный  кризис системы финансирования пенсий по старости и подталкивает правительства  многих стран или к началу приватизации систем пенсионного обеспечения, или, по крайней мере, к рассмотрению такого варианта.
Состояние пенсионной системы  Республики Беларусь отражает процессы, происходящие в экономике страны. В 2009 году средний размер назначенных  пенсий, в том числе по возрасту, увеличился по сравнению с 2005 годом  более чем в два раза. Минимальный  размер пенсии по возрасту в 2005 году был  доведен до бюджета прожиточного минимума пенсионера, а выплата социальных пенсий стала производиться в  размере не ниже 50% БПМ в среднем  на душу населения.
Предусмотренный законодательством  механизм корректировки размеров пенсий позволяет достаточно регулярно  производить перерасчеты пенсий и поддерживать их в сложившимся  соотношении с уровнем заработной платы в стране.
Несмотря на стабильное функционирование, в пенсионной системе Беларуси имеется  немало проблем, требующих решения. При высоком тарифе страховых  взносов (34% отчислений от фонда оплаты труда и страховом взносе в  размере 1% от заработка, установленного для работающих по найму граждан), уровень размеров пенсий остается низким и не позволяет значительной части  пенсионеров поддерживать материальное благосостояние на приемлемом уровне.
Соотношение среднего размера  пенсий и средней заработной платы, которое характеризует степень  замещения заработка пенсией, в  течение последних 10 лет не имело  устойчивой тенденции к росту.
В 2000 г. этот коэффициент  составлял 41,5%, в 2005 г. – 37,5%, в 2006 г. – 41,6%, в 2007 г. – 41,3%, в 2008 г. – 38,9% и в 2009 г. – 39,3% , что существенно ниже, чем  в развитых странах. При этом для  значительной доли пенсионеров, заработная плата которых была в период трудовой деятельности выше средней зарплаты по стране, государство обеспечивает реализацию пенсионных прав в неполном размере. Диапазон нереализуемых прав составляет 30 – 80% от тех объемов  страховых сумм, которые были накоплены  в течение трудового периода [4, c.9].
Формирование финансовых ресурсов и условий для получения  доходов в старости и при инвалидности в размерах, сопоставимых с заработной платой, осуществляется системой пенсионного  страхования, которая выполняет  функцию перераспределения части  недополученной заработной платы между  работниками и пенсионерами. При  этом пенсии выплачиваются только застрахованным работникам, которые участвовали  в резервировании части своей  заработной платы.
Проблемы пенсионного  обеспечения в стране в значительной степени обусловлены сужением его  финансовой базы. Удельный вес оплаты труда в денежных доходах населения  Беларуси снизился с 73,1% в 1990 г. до 57,1% –  в 2009 году. Одновременно повышалась доля средств, предоставляемых работникам в виде выплат социального характера, на которые страховые взносы не начисляются. Хронический характер приобрела  просроченная задолженность по уплате страховых взносов, что связано  как с неблагополучным финансовым состоянием многих субъектов хозяйствования, так и с относительно высоким  тарифом взносов на социальное страхование.
Негативной тенденцией является возрастающая экономическая нагрузка на трудоспособное население, которая  связана с усилением процесса старения населения на фоне уменьшения его численности. Изменение возрастной структуры населения Беларуси по основным характеристикам совпадает  с общемировыми тенденциями.
За период с 1990 по 2009 год  число пенсионеров в расчете  на 100 работников, возросло с 46 до 56 человек, а соотношение численности занятых  в экономике к численности  пенсионеров уменьшилось с 2,17:1 до 1,78:1. Ситуация, при которой на одного пенсионера приходится менее двух работающих, оценивается экспертами как неблагоприятная. Согласно демографическим прогнозам, сделанным Всемирным банком, ожидается, что к 2025 году 28% населения Беларуси будет старше нынешнего пенсионного  возраста, а доля пенсионеров превысит 32% населения [14].
Действующие критерии предоставления права на пенсию, многочисленные основания  для выхода на пенсию до достижения общеустановленного пенсионного возраста и другие обстоятельства ведут пенсионную систему к уравнительному распределению. Это вынуждает многих пенсионеров  продолжать работать, особенно тех, кто  имел высокие заработки. На конец 2009 г. численность работающих пенсионеров, состоящих на учете в органах  по труду, занятости и социальной защите, составляла 568,792 тыс. человек, в  том числе мужчин – 204,219 тыс. и  женщин – 364,573 тыс.[14].
Концепцией реформы системы  пенсионного обеспечения в Республике Беларусь, одобренной Советом Министров 17 апреля 1997 года и поддержанной Президентом  Республики Беларусь, предусматривается  постепенно перейти к исчислению пенсии из заработка за весь период страхования с тем, чтобы была более объективная картина вклада в пенсионную систему. Это в большей  степени становится возможным с  внедрением с 2003 года системы персонифицированного учета страховых взносов и  накопления соответствующих данных о страховом заработке и стаже  каждого конкретного застрахованного.
Важным элементом комплекса  мер по снижению нагрузки на пенсионную систему стал вступивший в действие с 1 января 2009 года Закон Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании». Государственное пенсионное обеспечение в связи с особыми условиями труда сохраняется только за базовыми отраслями экономики, там, где коренное улучшение условий труда, несмотря на научно-технический прогресс, невозможно.
1.2 Виды пенсий
 
 
Граждане Республики Беларусь имеют право на государственное  пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца  и в иных случаях, предусмотренных  Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее - Закон). Пенсионное обеспечение граждан Республики Беларусь, проживающих за ее пределами, производится на основе соглашений (договоров) с другими государствами.
Постоянно проживающие в  Республике Беларусь граждане других государств и лица без гражданства  имеют право на пенсию наравне  с гражданами Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательством.
В тех случаях, когда соглашениями (договорами) о социальном обеспечении  между Республикой Беларусь и  другими государствами предусмотрены  иные правила, чем те, которые содержатся в Законе, соответственно применяются  правила, установленные этими соглашениями (договорами).
По Закону назначаются:
    трудовые пенсии;
    социальные пенсии.
Трудовые пенсии:
    по возрасту;
    по инвалидности;
    по случаю потери кормильца;
    за выслугу лет;
    за особые заслуги перед республикой [7, с.19].
 
 
1.2.1 Трудовые пенсии
 
 
Законом закреплены условия  предоставления трудовых пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги  перед республикой.
Право на трудовую пенсию по возрасту на общих основаниях предоставляется  мужчинам - по достижении 60 лет при  стаже работы не менее 25 лет, женщинам - по достижении 55 лет при стаже  работы не менее 20 лет. Обязательным условием для реализации права на пенсию является наличие не менее 5 лет работы с  уплатой обязательных страховых  взносов.
При исчислении размера пенсии учитывается стаж работы до назначения пенсии и заработок, с которого уплачивались обязательные страховые взносы. До 2000 года пенсия исчислялась из заработка  за любые 5 лет подряд из последних 15 лет работы. С 2000 года указанные периоды  увеличиваются на 1 год (в 2000 году пенсия исчислялась из заработка за любые 6 лет подряд из последних 16 лет работы, в 2001 году – за 7 лет из последних 17 лет и т.д.).
Минимальный размер трудовой пенсии по возрасту установлен в размере 25 процентов наибольшей величины бюджета  прожиточного минимума в среднем  на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь за два последних  квартала (статья 23 Закона).
Постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 22 декабря 1999 г. № 1976 к трудовым пенсиям, исчисленным  в минимальном размере, установлена  доплата в размере 15 процентов  средней заработной платы работников в республике, применяемой для  корректировки фактического заработка  пенсионера при назначении и перерасчете  пенсий в связи с ростом средней  заработной платы в соответствии со статьей 70 Закона (далее – доплата  к минимальным пенсиям). С 1 июня 2011 г. на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь  от 26 мая 2011 г. № 667 её размер увеличен до 20 процентов.
К пенсиям отдельных категорий  пенсионеров устанавливается надбавка на уход (статьи 25, 33, 41-1, 50-1 Закона) и (или) повышение пенсий (статья 68 Закона).
Право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями  труда независимо от места последней  работы имеют:
 а) работники, занятые  полный рабочий день на подземных  работах, на работах с особо  вредными и особо тяжелыми  условиями труда, - по списку N 1 производств,  работ, профессий, должностей  и показателей и по результатам  аттестации рабочих мест:
 мужчины - по достижении 50 лет и при стаже работы  не менее 20 лет, из них не  менее 10 лет на указанных работах;
 женщины - по достижении 45 лет и при стаже работы  не менее 15 лет, из них не  менее 7 лет 6 месяцев на указанных  работах. 
 Работникам, имеющим не  менее половины стажа работы  с особо вредными и особо  тяжелыми условиями труда, при  наличии стажа работы не менее  25 лет у мужчин и 20 лет у  женщин пенсии назначаются с  уменьшением общеустановленного  пенсионного возраста на 1 год  - за каждый полный год такой  работы мужчинам и за каждые 9 месяцев такой работы женщинам;
б) работники, занятые полный рабочий день на других работах с  вредными и тяжелыми условиями труда, - по списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей и по результатам аттестации рабочих  мест:
 мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы  не менее 25 лет, из них не  менее 12 лет 6 месяцев на указанных  работах;
 женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы  не менее 20 лет, из них не  менее 10 лет на указанных работах. 
 Работникам, имеющим не  менее половины стажа работы  с вредными и тяжелыми условиями  труда, при наличии стажа работы  не менее 25 лет у мужчин и  20 лет у женщин пенсии назначаются  с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год - за каждые 2 года 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;
 в) работницы текстильного  производства, занятые на станках  и машинах, - по списку производств  и профессий, утверждаемому в  порядке, определяемом Советом  Министров Республики Беларусь, - по достижении 50 лет и при  стаже указанной работы не  менее 20 лет;
 г) женщины, работающие  трактористами-машинистами, машинистами  строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных  машин, смонтированных на базе  тракторов и экскаваторов, - по  достижении 50 лет и при стаже  работы не менее 20 лет, из  них не менее 15 лет на указанной  работе;
 д) трактористы-машинисты,  непосредственно занятые в производстве  сельскохозяйственной продукции  в колхозах, совхозах и других  предприятиях сельского хозяйства:  мужчины - по достижении 55 лет  и при стаже работы не менее  25 лет, из них не менее 20 лет  на указанной работе;
 е) женщины, работающие  доярками (операторами машинного  доения), телятницами, свинарями-операторами  в колхозах, совхозах, других предприятиях  сельского хозяйства, - по достижении 50 лет и при стаже указанной  работы не менее 20 лет при  условии выполнения установленных  норм обслуживания.
 Нормы обслуживания  для этих целей устанавливаются  в порядке, определяемом Советом  Министров Республики Беларусь;
 ж) водители городского  пассажирского транспорта (автобусы, троллейбусы, трамваи) и отдельных  пригородных маршрутов, по условиям  труда приравненных к городским  перевозкам:
 мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы  не менее 25 лет, из них не  менее 20 лет на указанной работе;
 женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы  не менее 20 лет, из них не  менее 15 лет на указанной работе.
 Приравнивание отдельных  пригородных маршрутов по условиям  труда к городским перевозкам  производится в порядке, определяемом  Советом Министров Республики  Беларусь;
 з) работники экспедиций, партий, отрядов, участков и бригад, непосредственно занятые на полевых  геологоразведочных, гидрологических,  лесоустроительных и изыскательных  работах: 
 мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы  не менее 25 лет, из них не  менее 20 лет на указанной работе;
 женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы  не менее 20 лет, из них не  менее 15 лет на указанной работе.
 Работники, непосредственно  занятые полный рабочий день  на подземных и открытых горных  работах (включая личный состав  горноспасательных частей) по добыче  угля, сланца, руды, гранита и других  полезных ископаемых, на строительстве  шахт и рудников (по списку  работ и профессий), имеют право  на пенсию независимо от возраста, если они были заняты на  этих работах не менее 25 лет,  а работники ведущих профессий  на этих работах: горнорабочие  очистного забоя, проходчики, забойщики  на отбойных молотках, машинисты горных выемочных машин - при условии, если они были заняты на этих работах не менее 20 лет.
 Военнослужащие, ставшие  инвалидами вследствие ранения,  контузии или увечья, полученных  при исполнении обязанностей  военной службы либо вследствие  заболевания, связанного с пребыванием  на фронте, имеют право на пенсию  по возрасту:
 мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы  не менее 25 лет;
 женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы  не менее 20 лет. 
 Матери военнослужащих, смерть которых связана с исполнением  обязанностей военной службы, имеют  право на пенсию по возрасту  по достижении 50 лет и при стаже  работы не менее 20 лет.
 Женщины, родившие  пять и более детей и воспитавшие  их до 8-летнего возраста, имеют  право на пенсию по возрасту  по достижении 50 лет (а также  женщины, у которых к этому  времени пятый ребенок не достиг 8 лет) и при стаже работы  не менее 15 лет.
 Женщины, родившие  пять и более детей и воспитавшие  их до 16-летнего возраста, при  стаже работы в колхозах, совхозах  и других предприятиях сельского  хозяйства непосредственно в  производстве сельскохозяйственной  продукции не менее 10 лет (без  зачета в стаж работы времени  ухода за детьми) имеют право  на пенсию независимо от возраста.
 Матери, воспитывавшие  детей-инвалидов (инвалидов с  детства) не менее 8 лет в  период до их совершеннолетия,  имеют право на пенсию по  возрасту по достижении 50 лет  и при стаже работы не менее  20 лет.
 Отцы, воспитывавшие детей-инвалидов  (инвалидов с детства) не менее  8 лет в период до их совершеннолетия,  имеют право на пенсию по  возрасту по достижении 55 лет  и при стаже работы не менее  25 лет, если мать ребенка-инвалида (инвалида с детства) не использовала  приобретенного ею права на  досрочную пенсию по возрасту  по данному основанию и отказалась  от этого права в пользу  отца или не использовала права  на пенсию по возрасту по  данному основанию в связи  со смертью.
 Лица, больные гипофизарным  нанизмом (лилипуты), и диспропорциональные  карлики имеют право на пенсию  по возрасту:
 мужчины - по достижении 45 лет и при стаже работы  не менее 20 лет;
 женщины - по достижении 40 лет и при стаже работы  не менее 15 лет. 
 Инвалиды с детства  имеют право на пенсию по  возрасту:
 мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы  не менее 25 лет;
 женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы  не менее 20 лет. 
 Также Законом Республики  Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» предусмотрена возможность назначения пенсии:
 гражданам, уволенным  в связи с ликвидацией организации  – досрочно, но не ранее чем  за два года до установленного  законодательством возраста;
 безработным, имеющим  право на пособие по безработице  в течение 52 календарных недель  – досрочно, но не ранее чем  за один год до установленного  законодательством возраста.
 
1.2.2 Социальные  пенсии
 
 
    Нетрудоспособным гражданам, не получающим трудовую пенсию, назначаются социальные пенсии. Эти пенсии исчисляются из наибольшей величины утвержденного Правительством Республики Беларусь бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала в следующих размерах (с 1 августа 2011 г.): инвалидам I группы, в том числе инвалидам с детства, – 110 процентов; инвалидам с детства II группы – 95 процентов; инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства), детям в случае потери кормильца (пункт «а» части третьей и часть четвертая статьи 35) на каждого ребенка – 85 процентов; инвалидам III группы, в том числе инвалидам с детства –75 процентов; лицам, достигшим возраста: мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет, – 50 процентов; детям-инвалидам в возрасте до 18 лет при степени утраты здоровья: первой – 80 процентов, второй – 85 процентов, третьей – 95 процентов, четвертой – 110 процентов [8, с. 32].
Одним из приоритетных направлений  государственной социальной политики в области пенсионного обеспечения  является последовательное повышение  уровня пенсий. Перерасчет пенсий осуществляется:
1) в связи с ростом  средней заработной платы; 
2) в связи с изменением  бюджета прожиточного минимума  в среднем на душу населения.
В соответствии со статьей 70 Закона перерасчет трудовых пенсий в  связи с ростом средней заработной платы работников в республике осуществляется, если ее рост в истекшем квартале по сравнению с аналогичной величиной, примененной при предыдущем перерасчете  пенсий, составил более 15 процентов. В  случае, если за календарный год  оснований для перерасчета пенсий не возникнет, с 1 ноября трудовые пенсии перерасчитываются в обязательном порядке на основании средней  заработной платы работников в республике за III квартал.
Одновременно с таким  повышением перерасчитывается размер доплаты к минимальным пенсиям.
В соответствии со статьей 69 Закона минимальные трудовые пенсии и социальные пенсии, а также надбавки к пенсиям и повышения пенсий перерассчитываются при изменении  бюджета прожиточного минимума в  среднем на душу населения.
На социальную пенсию имеют  право граждане не получающие трудовую пенсию:
    инвалиды, в том числе инвалиды с детства;
    лица, достигшие  возраста: мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет;
    дети – в случае потери кормильца;
    дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.
Лицам, имеющим одновременно право на различные государственные  пенсии, а равно ежемесячное денежное содержание по законодательству о государственной  службе или ежемесячную страховую  выплату по законодательству об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, назначается по их выбору одна пенсия или указанная иная выплата.
Лицам, имеющим одновременно право на государственную пенсию, не связанную с несчастным случаем  на производстве или профессиональным заболеванием, ежемесячное денежное содержание и на ежемесячную страховую  выплату, назначается пенсия и ежемесячная  страховая выплата.
Обращение за назначением  пенсии может осуществиться в  любое время после возникновения  права на пенсию без ограничения  каким-либо сроком.
К социальной пенсии инвалидам I группы вследствие катастрофы на Чернобыльской  АЭС, других радиационных аварий устанавливается  надбавка на уход за ними в размере 100 процентов минимального размера  пенсии по возрасту.
 Статья 39 Закона Республики  Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» предусматривает, что гражданам, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями, выплачиваются надбавки к получаемой пенсии в следующих размерах от минимального размера пенсии по возрасту:
    инвалидам I группы, детям-инвалидам в возрасте до 18 лет - 100 процентов;
    инвалидам II группы - 75 процентов;
    инвалидам III группы - 50 процентов;
    гражданам, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 – 1987 годах в зоне эвакуации (отчуждения) или занятым в этот период на эксплуатации или других работах на указанной станции (в том числе временно направленным или командированным), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий данной катастрофы; гражданам, принимавшим непосредственное участие в испытаниях ядерного оружия в атмосфере или под водой, боевых радиоактивных веществ, учениях с применением такого оружия, веществ до даты фактического прекращения таких испытаний и учений; гражданам, принимавшим непосредственное участие в подземных испытаниях ядерного оружия или проведении подземных ядерных взрывов в научно-технических целях в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия; гражданам, принимавшим участие в ликвидации радиационных аварий на ядерных энергетических установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах, а также на производственном объединении «Маяк» в период с 29 сентября 1957 г. по 31 декабря 1958 г., в проведении защитных мероприятий и реабилитации загрязненных радионуклидами территорий вдоль реки Теча в период с 1 января 1949 г. по 31 декабря 1956 г.; специалистам из числа отдельных подразделений по сборке (разборке) ядерных зарядов, выполнявшим эти работы до 31 декабря 1961 г., пенсии повышаются на 50 процентов минимального размера пенсии по возрасту.
 Гражданам, принимавшим  участие в работах по ликвидации  последствий катастрофы на Чернобыльской  АЭС в 1988 – 1989 годах в зоне  эвакуации (отчуждения) или занятым  в этот период на эксплуатации  или других работах на указанной  станции (в том числе временно  направленным или командированным), включая военнослужащих и военнообязанных,  призванных на специальное сборы  и привлеченных к выполнению  работ, связанных с ликвидацией  последствий данной катастрофы; гражданам, эвакуированным, отселенным, самостоятельно выехавшим с территории  радиоактивного загрязнения из  зоны эвакуации (отчуждения), зоны  первоочередного отселения и  зоны последующего отселения  (включая детей, находившихся  во внутриутробном состоянии), за  исключением прибывших в указанные  зоны после 1 января 1990 г., пенсии  повышаются на 25 процентов минимального  размера пенсии по возрасту.
 
 
1.3 Порядок назначения  и выплаты пенсий
 
 
Заявление о назначении трудовой пенсии гражданам, работающим у работодателей - юридических лиц, и членам их семей (в случае потери кормильца) подается через работодателя по месту последней  работы.
 Заявление о назначении  трудовой пенсии неработающим  гражданам, индивидуальным предпринимателям, членам крестьянского (фермерского)  хозяйства, творческим работникам, не работающим по трудовым  и гражданско-правовым договорам,  домашним работникам, работникам  религиозных организаций, лицам,  обучающимся в учреждениях образования,  и другим, и членам их семей,  а также о назначении социальной  пенсии подается непосредственно  в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости  и социальной защите по месту  жительства заявителя.
 В тех случаях, когда  обратившийся за пенсией не  согласен с решением работодателя  об отказе в представлении  его к назначению пенсии, он  может подать заявление о назначении  пенсии непосредственно в районное (городское) управление (отдел) по  труду, занятости и социальной  защите по месту жительства.
 Заявление о назначении  пенсии несовершеннолетнему или  недееспособному лицу подается  в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости  и социальной защите по месту  жительства его законного представителя  (родителя, усыновителя, опекуна,  попечителя) либо по месту нахождения  учреждения, в котором находится  на содержании несовершеннолетний (недееспособный).
 Заявление о назначении  трудовой пенсии лицам, находящимся  в местах лишения свободы, подается  в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения исправительного учреждения через администрацию этого учреждения.
Заявление о назначении пенсии и необходимые документы могут  быть поданы доверенным лицом, действующим  на основании нотариально удостоверенной доверенности, выданной на представление  этим лицом документов для назначения пенсии в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите, сбор недостающих для назначения пенсии документов и получение пенсионного  удостоверения.
 Обращение за назначением  пенсии может осуществляться  в любое время после возникновения  права на пенсию без ограничения  каким-либо сроком. Обращение за  назначением трудовой пенсии  по возрасту может осуществляться  и до наступления пенсионного  возраста, однако не ранее чем  за месяц до возникновения  права на эту пенсию.
 В тех случаях, когда  к заявлению (представлению) о  назначении пенсии приложены  не все необходимые документы,  районное (городское) управление (отдел)  по труду, занятости и социальной  защите сообщает работодателю  или заявителю, какие документы  должны быть представлены дополнительно.  Недостающие для назначения пенсии  документы должны быть представлены  в управление (отдел) по труду,  занятости и социальной защите  не позднее одного месяца со  дня получения извещения о  необходимости представления таких  документов.
При обращении за назначением  пенсии заявитель предъявляет документ, удостоверяющий личность, возраст, место  жительства и гражданство (паспорт  гражданина Республики Беларусь, справку  установленной формы, выдаваемую органом  внутренних дел по месту жительства в замен утерянного паспорта, вид  на жительство иностранного гражданина или лица без гражданства).
 К заявлению о назначении  пенсии по возрасту должны  быть приложены: 
    документы, подтверждающие стаж работы: трудовая книжка, свидетельства о рождении детей, военный билет, документы об обучении в дневной форме получения образования в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также в аспирантуре, клинической ординатуре, докторантуре, справка о периоде получения пособия по безработице и т.д. (периоды, засчитываемые в стаж для назначения пенсии указаны в статье 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»);
    справка о заработке за 16 лет подряд из последних 26 лет работы и с июля 1998 года по декабрь 2002 года (для граждан, оформляющих пенсию в 2010 году);
    страховое свидетельство государственного социального страхования (для лиц, работавших после 1 января 2003 года).
 В необходимых случаях  представляются:
    документы, подтверждающие стаж, дающий право на пенсию за работу с особыми условиями труда (справки установленной формы);
    при назначении пенсии многодетным матерям - документы о рождении детей и воспитании их до 8-летнего (16-летнего) возраста;
    документы, подтверждающие, что ребенок заявителя признавался инвалидом с детства или ребенком-инвалидом, и о воспитании его не менее 8 лет в период до его совершеннолетия;
    при назначении пенсии матерям военнослужащих - документ о смерти военнослужащего и о причинной связи смерти с исполнением обязанностей военной службы, а также документ, подтверждающий родственные отношения с умершим (если это не усматривается из документа о смерти);
    при назначении пенсии в соответствии с Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» - документы, подтверждающие, что заявитель имеет право на назначение пенсии по возрасту досрочно;
    документы, удостоверяющие право заявителя на надбавку и (или) повышение пенсии;
    документ, содержащий сведения о составе семьи, выданный организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда, или сельским (поселковым) Советом депутатов (для решения вопроса о признании заявителя одиноким);
    документы о присвоении почетного звания «Мать-героиня» [8, с. 34].
 Районные (городские)  управления (отделы) по труду, занятости  и социальной защите имеют  право требовать соответствующие  документы от работодателей и  отдельных лиц, а также проверять  в необходимых случаях обоснованность  их выдачи, запрашивать в органах  государственной экспертизы условий  труда заключения о качестве  проведения аттестации рабочих  мест по условиям труда и  правильности применения списков  производств, работ, профессий,  должностей и показателей, дающих  право на пенсию за работу  с особыми условиями труда,  утверждаемых Советом Министров  Республики Беларусь.
 В случае обнаружения  в представленных документах  недостоверных сведений работодателем  должны быть представлены новые  документы.
 Требования районных (городских) управлений (отделов)  по труду, занятости и социальной  защите о выдаче соответствующих  документов и заключений являются  обязательными для исполнения. Не  позднее 10 дней со дня поступления  заявления (представления) со  всеми необходимыми для назначения  пенсии документами после всестороннего  изучения документов районное (городское)  управление (отдел) по труду, занятости  и социальной защите рассматривает  вопрос о праве заявителя на  пенсию. При положительном решении  формируется пенсионное дело  и решение о назначении пенсии  оформляется документом установленной  формы. При отсутствии права на пенсию районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите готовит соответствующий проект решения комиссии.
2. ПРОБЛЕМА ПЕНСИОННОГО  ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
 
 
2.1 Анализ динамики, структуры пенсий
 
 
В конце ХХ столетия повсеместно  во всех развитых и развивающихся  странах мира возникли проблемы страхования  старости. Это, в первую очередь, старение населения вследствие увеличения продолжительности  жизни. Рост количества пенсионеров  создает дополнительную нагрузку на всю экономику страны. Пенсионные законодательства даже в развитых странах  не готовы динамично ответить на вызов  времени. Снижение продолжительности  жизни в Беларуси позволяет нам  пока обойти эту сторону проблемы.
Практически по всем видам  социальных рисков, кроме безработицы, выплаты производятся из государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь.
Пенсионное обеспечение  военнослужащих, служащих органов внутренних дел, государственных служащих, лиц, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской  АЭС, а также лиц, получающих социальные пенсии, производится за счет (полностью  или частично) средств государственного бюджета.
За годы существования  Фонда несколько вырос удельный вес расходов Фонда в общем  объеме ВВП, который в последние  годы зафиксировался на уровне 10,1-10,7 процента, в том числе 8,1-8,6 - пенсионные расходы [5, с. 10].
Это невысокий показатель в сравнении даже с развивающимися странами, не говоря уже о странах  с высокоразвитой экономикой. Если же еще принять во внимание уровень  ВВП в расчете на душу населения  в Беларуси в сопоставлении с  другими странами, то нетрудно понять, что уровень социальной защищенности пенсионеров и получателей других пособий из средств социального  страхования в нашей стране невысок.
В последние годы наблюдается  тенденция «проедания» Фондом социальной защиты накопленных в прошлые периоды средств. Основная причина этого - рост задолженности по уплате страховых взносов при постоянном росте потребности.
Несмотря на возросшие  расходы на пенсию, выплачиваемые  из Фонда социальной защиты населения, - около 11% ВВП, состояние пенсионного  обеспечения в настоящее время  представляет собой одну из острейших  социально-экономических проблем, в  основе которой, с одной стороны, низкий уровень размеров пенсий, с  другой – достаточно  высокий  тариф страховых взносов [5, с. 10].
Система  пенсионного  обеспечения является важнейшей  составной частью системы социальной защиты населения, она затрагивает  жизненно важные интересы не только 2,5 млн. граждан, находящихся на пенсии, но и всех, кто участвует в ее финансировании, зарабатывает себе будущую  пенсию.
Для белорусской пенсионной системы ключевыми факторами, определяющими  ее финансовую стабильность, являются демографические: количество плательщиков взносов и количество получателей  пенсий. Возрастающая в течение последних 10 лет экономическая нагрузка на трудоспособное население связана  с неблагоприятным развитием  демографических процессов, в частности  усилением процесса старения населения  на фоне уменьшения его абсолютной численности в стране.
В рамках действующей системы  пенсионного обеспечения ведется  целенаправленная работа по решению  двух основных задач в области  пенсионного обеспечения: повышение  уровня пенсий и усиление дифференциации размеров пенсий в зависимости от трудового вклада пенсионера в период трудовой деятельности. В последнее  время на решение этих задач направлен  целый ряд изменений пенсионного  законодательства.
С 1 апреля 1999 года при исчислении пенсии неработающим пенсионерам, а  также пенсионерам, работающим непосредственно  в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах и  на других предприятиях сельского хозяйства, стала учитываться заработная плата  пенсионера (приведенная в установленном  порядке к современному уровню) в  пределах от 130 до 400% средней заработной платы рабочих и служащих в  республике [5, с. 10].
Реализация данной меры позволила  повысить уровень пенсионного обеспечения  и, самое важное, усилить дифференциацию в размерах пенсий тех лиц, кто  до выхода на пенсию был занят высококвалифицированным  трудом, работал во вредных условиях и, соответственно, имел более высокую  заработную плату, и уплачивал более  высокие налоги.
С 1 января 2000 года в целях  повышения минимального уровня пенсионного  обеспечения и постепенного (по мере роста доходов Фонда социальной защиты населения) приведения его в  соответствие с бюджетом прожиточного минимума пенсионера минимальный размер пенсии по возрасту определен вне  зависимости от минимальной заработной платы и составляет 25% бюджета  прожиточного минимума в среднем  на душу населения [3, c.5].
Для недопущения снижения уровня пенсионного обеспечения  осуществляется индексация пенсий. В  Законе Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» заложен механизм индексации пенсий, основанный на росте средней заработной платы с использованием индивидуального коэффициента заработка пенсионера. Как принято считать во всем мире, в сравнении с индексацией пенсий по росту цен этот механизм является более дорогостоящим. Однако, в нашей республике решение о его использовании принято в интересах пенсионеров, которым в настоящее время выгоднее увязка корректировки размеров пенсий с ростом средней заработной платы. Такой механизм обеспечивает увеличение пенсий соразмерно росту средней заработной платы и обусловлен также тем, что именно отчисления от фонда заработной платы субъектов хозяйствования определяют возможности для финансирования расходов на выплату пенсий.
В соответствии со статьей 70 Закона «О пенсионном обеспечении» до 2000-го года очередная корректировка пенсий должна была производиться, когда средняя заработная плата рабочих и служащих в республике возрастала более чем на 15% по сравнению с ее величиной, примененной при предыдущей корректировке. Этот «порог» был установлен в апреле 1994 г. и служил инструментом, способствовавшим накоплению страховых отчислений в период хронической нехватки средств для выплаты пенсий. Ситуация, как известно, нормализовалась в октябре 1996 г., и с того времени пенсии выплачиваются своевременно.
Благодаря этому создались  условия для снижения «порога», при превышении которого производится перерасчет пенсий в связи с ростом средней заработной платы рабочих и служащих. В январе 2000 года было принято решение о том, что «осовременивание» прошлого заработка каждого пенсионера и соответствующий перерасчет пенсий будет производиться при росте средней заработной платы рабочих и служащих в республике более чем на 10% [5, с. 10].
За последнее пятилетие  среднемесячная пенсия увеличилась  в 8 раз, а ее реальное содержание - вдвое. Средний размер пенсии по возрасту в ноябре 2008 года составил около 389 тысяч  рублей или около 177 долл. США, что  является одним из самых высоких  показателей среди стран СНГ [7, с. 92].
Однако утверждение о  том, что пенсии у нас постоянно  повышаются, является не совсем корректным. В соответствии с пенсионным законодательством  они периодически пересчитываются  в связи с ростом средней заработной платы (минимальные и социальные - ежеквартально в связи с увеличением  бюджета прожиточного минимума в  среднем на душу населения). Данные перерасчеты - общепринятая мировая  практика, это всего лишь попытка  уйти от инфляции.
Основным оценочным показателем  размера пенсий является соотношение  их с уровнем заработной платы (коэффициент  замещения). Динамика соотношения средней  пенсии со среднемесячной заработной платой рабочих и служащих показана на рис.1.5 Из него видно, что в последние  годы роста коэффициента замещения  не было, скорее, - наоборот. Это произошло  не случайно. В 2002 г. в связи с финансовыми  трудностями Фонда социальной защиты населения изменен механизм пересчета  пенсий. До этого он осуществлялся  при росте зарплаты на 10%, и при  этом сопоставлялся истекший месяц  с месяцем последнего перерасчета. В результате внесенного изменения  перерасчет осуществляется, если рост средней зарплаты в истекшем квартале по сравнению с ее величиной, примененной  при предыдущем перерасчете пенсий, составит более 15%. Другими словами, было произведено ужесточение норм перерасчетов. В результате их количество в году уменьшилось, произошло фактическое  понижение размеров пенсий.
Согласно  данным Министерства труда и социальной защиты, численность  населения Беларуси с 10 млн. человек  в 2000 году будет снижаться до 7,5 млн. к 2090 году. Численность населения  в трудоспособном возрасте с 4,5 млн. человек (2000 год) снизится к 2050 году на 40%. В свою очередь количество пенсионеров с 2,5 млн. человек (2000 год) примерно через 40 лет возрастет до 3,7 млн. Подобные тенденции приведут к серьезному изменению коэффициента социальной эффективной нагрузки.  Пенсионный   тариф в 2050 году должен будет составить около 60% от фонда оплаты труда нанимателя, «что экономически нереально». Поэтому главной задачей на современном этапе является рационализация и оптимизация пенсионной системы с целью увязки уровня трудовых пенсий с объемом участия каждого конкретного застрахованного при финансировании пенсионной системы [14].
 
 
 
2.1.1 Анализ динамики  численности пенсионеров 
 
 
 
Пенсионное обеспечение  – самая масштабная составляющая системы социальной защиты Республики Беларусь, как по кругу охватываемых лиц, так и по объему распределяемых средств.
По информации Министерства труда и социальной защиты, в органах по труду, занятости и социальной защите в октябре 2011 года на учете состояло 2 миллиона 470,5 тысяч пенсионеров. Из них 778 тысяч в возрасте 60-69 лет, 70-79 лет – 670 тысяч, в возрасте 80-89 лет 202 тысячи, 90-99 лет – 20 тысяч. Более 590 тысяч пенсионеров – одиноко проживающие пожилые люди, 507 тысяч инвалидов, 72,5 тысячи ветеранов ВОВ. Находясь на пенсии, продолжают трудовую деятельность 523,5 тысячи пенсионеров [14].
Согласно переписи населения 2009г., в Беларуси людей старше 60 лет - каждый 5-й (по классификации ООН, если таких людей 14% - страна считается  старой). В 2008 году ожидаемая продолжительность  жизни в Беларуси составила 70,5 лет. У мужчин этот показатель не превысил 64,7 года, у женщин — 75,6 года. В 2008 году она составляла 12 лет, тогда как  по оценке Программы развития ООН  естественной разницей считается 5 лет. В городской местности разница  в продолжительности жизни мужчин и женщин составляет 11 лет, в сельской — 14 лет [14].
Реализуемые в республике меры по обеспечению экономического роста, повышению оплаты труда работников (плательщиков страховых взносов), снижению инфляции позитивно влияют на состояние  пенсионной системы: она функционирует  стабильно, пенсии выплачиваются своевременно. Механизм периодического увеличения (индексации) трудовых пенсий, основанный на росте  средней заработной платы в республике, позволяет обеспечивать повышение  пенсий, сопоставимое с темпами роста  доходов занятых в экономике. Минимальные пенсии, кроме того, ежеквартально индексируются исходя из бюджета прожиточного минимума в  среднем на душу населения в ценах  последнего месяца квартала.
Согласно данным ООН (UN (2007)), в Беларуси уже в 2040-2050 гг. количество пенсионеров превысит количество занятых. Очевидно, для системы социального обеспечения последствия такой демографической динамики слишком значимы, чтобы делать вид, будто проблема не существует.
Необходимо отметить, что  социально-экономические и демографические  условия, в которых начинала функционировать  национальная пенсионная система, изменились настолько, что их воздействие из года в год ощутимее.
Прежде всего, серьезным  долговременным фактором внешнего воздействия  на пенсионную систему является постарение населения. В Беларуси доля лиц, достигших 65-летнего возраста, уже сегодня  в два раза выше критерия ООН, относящего население к старому. Это является следствием также резкого снижения рождаемости (в сравнении с 1990 годом  более чем на треть).
Деформация возрастной структуры  общества сопровождается проблемами на рынке труда, в частности, снижением  численности занятых в экономике (за период с 1990 года с 5,8 до 4,3 млн. человек). Нагрузка на систему возрастает также  по причине достижения пенсионного  возраста многочисленной когорты родившихся в послевоенный период. Только в  истекшем году в сравнении с 2000 годом  число граждан, обратившихся за назначением  пенсии, возросло на 22,3 процента. В целом  за период с 1990 года число пенсионеров  в расчете на 100 работников (тех, кто  уплачивает взносы на финансирование выплаты пенсий) увеличилось с 46 до 60 или почти на треть.
Предполагается, что к 2025 году доля населения в возрасте старше пенсионного (55/60 лет) в республике составит 28 процентов. Общая доля получателей  пенсий (включая пенсионеров по инвалидности и по случаю потери кормильца в  возрасте ниже пенсионного) к тому времени  может превысить 32 процента.
Возрастание нагрузки пенсионной системы, как известно, влечет за собой  увеличение расходов, и выполнение долговременных обязательств пенсионной системы на фоне таких тенденций  станет проблематичным.
Казалось бы, самый простой  путь к тому, чтобы обеспечить пенсионную систему необходимыми средствами и  сохранить ее финансовую стабильность на будущее, – повысить тариф страховых  взносов (тем более что в течение  вот уже целого десятилетия он является неизменным). Однако нынешний тариф взносов на пенсионное страхование, в сравнении с другими государствами, и без того один из самых высоких  и ослабляет конкурентоспособность  национальной экономики. Такая мера является нецелесообразной
Необходимо отметить, что  не только внешние факторы влияют на состоятельность пенсионной системы  и ее финансовые возможности. В ней  немало внутренних проблем и нерациональных расходов. В частности, пенсионную систему  справедливо упрекают в высокой  степени перераспределения средств, что нивелирует уровень пенсий лицам, имевшим высокий заработок до выхода на пенсию. Так, средняя пенсия по возрасту по отношению к прошлой  осовремененной заработной плате в  истекшем году составила 43 процента. При  этом у лиц с относительно низким заработком пенсия составляет 60-80 процентов  их заработка, в то время как у  лиц, имевших высокий доход, и, соответственно, уплачивавших больший объем взносов, пенсия (хотя и максимальная или близкая к ней) составляет лишь 15-20 процентов заработка. Конечно, такой низкий коэффициент замещения прошлого заработка снижает мотивацию к «зарабатыванию» более высокой пенсии и уплате страховых взносов.
Нашей пенсионной системе  свойственны элементы материального  поощрения и компенсаций нестрахового характера в виде различных надбавок и повышений, зачета в стаж периодов, не связанных с уплатой страховых  взносов, и т.д. Кроме того, Беларусь, как известно, в числе лишь нескольких государств, сохраняющих прежние  возрастные критерии выхода на пенсию (55/60 лет). Сохраняется также беспрецедентно широкий круг оснований (более 20) для  выхода на пенсию на 5-10 (и даже более) лет раньше. При этом пенсионные льготы оплачиваются за счет средств  общей пенсионной системы, а большинство  работодателей, имеющих рабочие  места с особыми условиями  труда, никакой дополнительной нагрузки по оплате льгот своим работникам не несут. (Бесплатный характер досрочных  пенсий ведет к тому, что работодатели, как и работники – получатели льгот - заинтересованы в том, чтобы  фактические условия труда «подтянуть» под «вредные» с целью включения той или иной профессии в «льготный» список). В результате за период с 1990 года доля «досрочников» в общей численности «новых» пенсионеров по возрасту и за выслугу лет увеличилась более чем в три раза и в 2005 году составила 27,4 процента. И если в советский период (при гораздо меньшем количестве пенсионеров, в том числе «досрочников») расходы пенсионной системы сдерживались довольно жесткими правилами выплаты пенсий в период работы, то в настоящее время они выплачиваются практически без ограничений вне зависимости от величины получаемой заработной платы.
Следует отметить, что сегодня в республике продолжает работу 514 тыс. пенсионеров (21 процент от общей численности получателей пенсий). Расходы на финансирование пенсий работающим пенсионерам составляют почти 20 процентов средств пенсионного страхования, что не может не ограничивать возможности для приемлемых пенсий тем, кто уже не в состоянии трудиться и живет лишь на пенсию. Правда, далеко не все работающие пенсионеры имеют высокую заработную плату (в общей численности занятых наибольший удельный вес пенсионеров, продолжающих работу, в здравоохранении, образовании, сельском хозяйстве, торговле и общественном питании).
 
 
2.1.2 Анализ динамики  общей суммы назначенных пенсий
 
 
Реальный размер назначенных  пенсий, рассчитанных с учетом изменения  индекса потребительских цен  на товары и услуги, в октябре 2011 года по сравнению с октябрем 2010 года уменьшился на 24,8 процента.
По информации Министерства труда и социальной защиты, в октябре средний размер пенсий по возрасту составил 795,2 тысяч рублей, по инвалидности - 706,2 тысяч рублей, по случаю потери кормильца - 511,3 тысяч рублей, социальных пенсий - 411,6 тысяч рублей.
Средняя пенсия по возрасту по оценке в ноябре 2011 года составит 978 тысяч рублей, пенсия при стаже 45 лет для мужчин и 40 лет для  женщин и индивидуальном коэффициенте заработка пенсионера 4,0 - 1 миллион 504,4 тысяч рублей. В целом на выплату пенсий, начиная с ноября, ежемесячно будет расходоваться около 2,4 триллиона рублей.
  В 2011 году произведены перерасчёты:
      с 1 июня - трудовых пенсий исходя из средней заработной платы работников за I квартал 2011 г. - 1463,7 тыс. рублей (Указ Президента Республики Беларусь от 26 мая 2011 г. № 215);
      с 1 августа – трудовых пенсий исходя из средней заработной платы работников за  II квартал 2011 г. – 1664,5 тыс. руб. (Указ Президента Республики Беларусь от 26 июля 2011 г. № 327);
      с 1  ноября – трудовых пенсий исходя из средней заработной платы работников за  III квартал 2011 г. – 2036,5 тыс. руб. (Указ Президента Республики Беларусь от 26 июля 2011 г. № 327).
      c 1 февраля, 1 мая, 1 августа, 1 ноября - минимальных трудовых пенсий, социальных пенсий, а также надбавок и повышений к пенсиям в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. При этом перерасчет социальных пенсий с 1 августа обусловлен также изменением их размеров относительно бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (Указ Президента Республики Беларусь от 26 июля 2011 г. № 327) [14].
 
 
2.1.3 Анализ структуры  количества назначенных пенсий
 
Средний размер пенсии по возрасту в Беларуси в мае 2006 года составил 260 тыс. белорусских рублей ($121), для участников ВОВ — 381,9 тыс. ($178), для инвалидов ВОВ 382 тыс. — 488 тыс. ($178–$227) в зависимости от группы инвалидности. Средний размер пенсии по возрасту в декабре 2007 года составил 345,3 тыс. ($160). Из-за девальвации 23-24 мая 2011 года размер пенсий в долларовом эквиваленте значительно сократился. 26 мая было объявлено о повышении пенсий на 80 500 рублей (около $16 по курсу на 27 мая). К сентябрю-октябрю 2011 года размер пенсии составил 795 тысяч рублей — около $88 по рыночному курсу [2, с. 54].
Реальная пенсия в Беларуси в 2010 году относительно 2005 года возросла в 1,6 раза. Пенсионеры в Беларуси практически  выведены из категории малообеспеченных: среднемесячная минимальная пенсия по возрасту в 2010 году превысила бюджет прожиточного минимума пенсионера на 19,2 %. Анализ тенденций в отношении  населения в возрасте 60 лет и  старше показывает, что в республике возрастает число пожилых людей  и что старение населения проходит более интенсивно. Быстрыми темпами увеличивается и количество одиноких или проживающих отдельно от детей и родственников людей старше трудоспособного возраста. В настоящее время (2010) в республике проживают около 2,1 млн пожилых (21,4 % всего населения страны). По прогнозу, к 2015 году их количество возрастет до 24 %. [117]Средний размер назначенной пенсии в Беларуси на конец 2010 года составил $195 в эквиваленте, в России - $249, в Украине - $145.  В декабре 2010 года в Беларуси средний размер назначенной пенсии составил Br584,7 тыс. и в реальном выражении увеличился по сравнению с декабрем 2009 года на 23,9%.
В целях повышения уровня пенсионного обеспечения в течение 2010 года три раза (в январе, августе и ноябре) был произведен перерасчет трудовых пенсий, основанный на росте средней заработной платы. Минимальные трудовые и социальные пенсии, а также надбавки и повышения к пенсиям в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения повышались четыре раза (в феврале, мае, августе и ноябре).Изменение среднего размера назначенных пенсий 2010-2011 гг. приведено в Приложении Г. В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 июля 2011 г. № 1015 бюджет прожиточного минимума для пенсионеров в ценах июня 2011 г. в расчете на один месяц на период с 1 августа по 31 октября 2011 г. составляет 366,8 тыс. рублей [14].
 
   
2.2 Пути совершенствования  системы пенсионного обеспечения  в Республике Беларусь   
 
 
Существующая в Беларуси распределительная пенсионная система  балансирует между потребностями  нетрудоспособного населения и  интересами работающих. В условиях увеличения демографической нагрузки соблюдать этот балансстановится все  труднее. Белорусская пенсионная система, как и любая система распределительного типа, минимизирует ответственность работника за свою будущую пенсию – она зависит от трудового стажа, статуса и дохода. Основная роль отводится государству, которое устанавливает законодательные и институциональные рамки функционирования системы. Однако эффективное функционирование пенсионной системы возможно при условии когерентности нормативных условий и социальных установок работников. Особенно значимы позиции, оценки и поведение работников в условиях реформирования системы, когда повышается ответственность работника и снижается роль государства.
Однако даже в условиях, когда работник не может напрямую влиять на размер своей будущей пенсии, а выбор стратегии пенсионных накоплений полностью зависит от государства, социальное поведение  работников не однородно.
Социальные агенты, не имея возможности влиять на стратегию, тем  не менее, проводят свою тактику в поисках выхода вне институционального поля и формирования социальных механизмов вне нормативных форм пенсионной системы. Это может быть уход в теневой сектор экономики (и,соответственно, невыплата пенсионных взносов), накопление средств в рамках или вне финансовых институтов
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.