На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Предмет и задачи психологии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 11.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 44. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Предмет и задачи психологии
Психология , как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики.
Сам термин «Психическое»  происходит от греческого слова «псюхе», что значит «душа».
Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики  человека и формирование психологических  особенностей его личности как сознательного  субъекта деятельности и активного  деятеля социально-исторического  развития общества.
Поведение человека с нормальной психикой всегда обусловлено  воздействия объективного мира. Отражая  внешний мир, человек не только познают  законы развития природы и общества, но и оказывает на них определенное воздействие , чтобы приспособить окружающий мир к наилучшему удовлетворению своих материальных и духовных потребностей. В реальной деятельности человека его психические проявления (процессы и свойства) не возникают спонтанно и изолировано друг от друга. Они тесно взаимосвязаны между собой в едином акте социально обусловленной сознательной деятельностью личности. В процессе развития и формирования человека как члена общества, как личности многообразные психические проявления, взаимодействующие между собой, постепенно превращаются в устойчивые психические образования, которые человек направляет на разрешение встающих перед ним жизненно важных задач. Следовательно, все психические проявления человека обусловлены его жизнью и деятельностью как общественного существа, как личности. Современная психология рассматривает психику как свойство особой формы организованной материи, как субъективный образ объективного мира, как идеальное отражение реальной действительности в мозгу. Физиологические процессы, проходящие в мозгу человека, являются основой психической деятельности, но они не могут быть отождествлены с нею. Психика всегда имеет определенное содержание, т.е. то, что она отражает в окружающем человека мире. Поэтому психику человека следует рассматривать не только с точки зрения их содержания.
Современная психология представляет собой ряд научных  дисциплин, находящихся на разных степенях формирования, связанных с различными областями практики. Как же классифицировать эти многочисленные отрасли психологии? Одна из возможностей классификации  содержится в сформулированном выше принципе развития психики в деятельности. Исходя, из этого в качестве основания  классификации отраслей психологии может быть избрана психологическая  сторона:
1. конкретной деятельности;
2. развития;
3. отношения человека (как субъекта развития и деятельности) к обществу (в котором осуществляется  его деятельность и развитие).
Если принимать  первое основание классификации, то можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности.  
 
 

1.Основными положениями  отечественной психологии в понимании  психики человека являются следующие: 

1. Современная психология  рассматривает психику как свойство  особым образом организованной  материи – головного мозга.  Психика – это свойство высокоорганизованной  материи отражать объективную  действительность и на основе  формируемого при этом психического  образа целесообразно регулировать  деятельность субъекта и его  поведение. 

а) не всякая материя  обладает свойством психического, психика  – это особое свойство только головного  мозга; 

б) психика неотделима от этой материи и не существует вне ее. 

2. Сущность психики  состоит в отражении. Психика  – это субъективный образ объективного  мира, идеальное (нематериальное) отражение  реальной действительности: 

а) это отражение  субъективно, индивидуально и своеобразно; 

б) психическое отражение  не только зеркально, но и избирательно: человек целенаправленно воспринимает и понимает мир, взаимодействует  со средой, в которой он ищет способ реализации своих потребностей и  интересов; 

в) избирательный  характер отношения человека к действительности побуждает его проявлять соответствующую  активность; 

г) психическое отражение  неодномоментно; это процесс непрерывного познания действительности, движение от ее простого созерцания к абстрактному мышлению, а от него – к практике; 

д) одной из особенностей психического является способность  опережать ход событий, предвидеть результаты действий, поведения, социальных и природных процессов на основе познания закономерностей развития объективной реальности. 

3. Высший уровень  психики, свойственный человеку, образует сознание как результат  общественно-трудовой деятельности  человека, его общения с другими  людьми и включения в разнообразные  виды деятельности. Сознание, будучи  общественным продуктом, присуще  только человеку. Низший уровень  психики образует бессознательное  – это совокупность психических  процессов, актов и состояний,  обусловленных воздействиями, во  влиянии которых человек не  дает себе отчета. 
 

2. Отрасли психологии 

Современная психология представляет собой широко развернутую  область знаний, включающую ряд отдельных  дисциплин и научных направлений. Так, особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика  человека изучается другими отраслями  психологии: детская психология изучает  развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего  человека, условия ускорения развития. Социальная психология изучает социально-психологические  проявления личности человека, его  взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость  людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). Педагогическая психология изучает  закономерности развития личности в  процессе обучения, воспитания. Можно  выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает  психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью  использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности  деятельности летчика, космонавта. Медицинская  психология изучает психологические  особенности деятельности врача  и поведения больного, разрабатывает  психологические методы лечения  и психотерапии. Патопсихология изучает  отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Юридическая психология изучает психологические особенности  поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу, и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная психология изучает  поведение человека в условиях боевых действий.  

Таким образом, для  современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий  значительную разветвленность на отдельные  отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно  отличаются друг от друга, хотя и сохраняют  общий предмет исследования –  факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется  встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию –  с техническими науками, через педагогическую психологию – с педагогикой, через  социальную психологию – с общественными  и социальными науками и т. д.).
Задачи психологии в основном сводятся к следующим:  

·         научиться понимать сущность психических  явлений и их закономерности;  

·         научиться управлять ими;  

·         использовать полученные знания с целью  повышения эффективности тех  отраслей практики, на пересечении  с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;  

·         быть теоретической основой практики психологической службы.  
 

3. Методы психологии 

Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд  модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.  

Наблюдение –  древнейший метод познания. Его примитивной  формой – житейскими наблюдениями – пользуется каждый человек в  своей повседневной практике.  

Различают следующие  виды наблюдения: срез (кратковременное  наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное и сплошное и особый вид – включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы).  

Общая процедура  наблюдения складывается из следующих  процессов:  

1.      определение  задачи и цели (для чего, с какой  целью?);  

2.      выбор  объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);  

3.      выбор  способа наблюдения, наименее влияющего  на исследуемый объект и наиболее  обеспечивающего сбор необходимой  информации (как наблюдать?);  

4.      выбор  способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);  

5.      обработка  и интерпретация полученной информации (каков результат?).  

Наблюдение входит составной частью и в два других метода – беседу к эксперимент.  

Беседа как психологический  метод предусматривает прямое или  косвенное, устное или письменное получение  от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: сбор анамнеза, интервью, вопросники и психологические анкеты. Анамнез (лат. по памяти) – сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или – при объективном анамнезе – от хорошо знающих его лиц. Интервью – вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы. В этом случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование.  

Существует ряд  требований к беседе как методу. Первое – непринужденность. Нельзя превращать беседу вопрос. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя  с обследуемым человеком. Важно  при этом тщательно продумать  беседу, представить ее в форме  конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Метод беседы предполагает наряду с ответами и  постановку вопросов обследуемыми. Такая  двусторонняя беседа дает больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы.  

Одна из разновидностей наблюдения – самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал). Однако главным методом психологического исследования является эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Бывает лабораторный эксперимент, он протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать. Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие математико-статистически достоверные закономерности развития психических явлений.  

Метод тестов – метод  испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест – кратковременное, одинаковое для  всех испытуемых задание, по результатам  которого определяются наличие и  уровень развития определенных психических  качеств человека. Тесты могут  быть прогностическими и диагностирующими. Тесты должны быть научно обоснованы, надежны, валидны и выявлять устойчивые психологические характеристики.
4. Все разнообразие  значений нервной системы вытекает  из ее свойств.
Возбудимость, раздражимость  и проводимость характеризуются  как функции времени, то есть это  процесс, возникающий от раздражения  до проявления ответной деятельности органа. Согласно электрической теории распространения нервного импульса в нервном волокне он распространяется за счет перехода локальных очагов возбуждения на соседние неактивные области нервного волокна или  процесса распространяющейся деполяризации  потенциала действия, представляющего  подобие электрического тока. В синапсах протекает другой-химический процесс, при котором развитие волны возбуждения-поляризации принадлежит медиатору ацетилхолину, то есть химической реакции.
Нервная система  обладает свойством трансформации  и генерации энергий внешней  и внутренней среды и преобразования их в нервный процесс.
К особенно важному  свойству нервной системы относится  свойство мозга хранить информацию в процессе не только онто-, но и филогенеза 

5.     
Низшая нервная  деятельность представляет собой интегративную  функцию спинного и ствола головного  мозга, которая направлена на регуляцию  вегетативно-висцеральных рефлексов. Высшая нервная деятельность присуща  только головному мозгу, который  контролирует индивидуальные поведенческие  реакции организма в окружающей среде. Она имеет ряд особенностей. 

6.      Безусловные  рефлексы — наследственно передаваемые (врожденные)реакции организма, присущие всему виду. Выполняют защитную функцию, а также функцию поддержания гомеостаза(приспособления к условиям окружающей среды) . 

      7.Первую сигнальную систему составляют условные временные связи, в которых раздражителями (сигналами) являются непосредственно действующие на зрительный, слуховой, кожный и другие рецепторы раздражители, вызывающие соответствующие ощущения, восприятия и представления предметов и явлений. Например, вид и запах лимона, если они в предшествующем опыте сочетались с его вкусом, становятся сигналами последнего и вызывают слюноотделение, как и непосредственное воздействие кислоты лимона на вкусовой рецептор. Зрительное восприятие физического упражнения, показываемого преподавателем, если оно сочеталось ранее с непосредственными мышечными ощущениями от самостоятельного выполнения этого упражнения самим учащимся, становится сигналом последнего и может сопровождаться соответствующими мышечными сокращениями, хотя бы в их зачаточной форме. 

Первая сигнальная система имеет большое значение в различных видах человеческой деятельности — в труде, учении, спорте; она составляет необходимое  условие творческого воображения  художника, музыканта и т. д. Она  лежит в основе наглядного метода обучения, имеющего своей задачей  создать у учащихся правильные представления  изучаемых предметов и явлений. 

Будучи общей у  человека с животными, первая сигнальная система у человека становится гораздо  более сложной и совершенной, так как находится у него в  органической связи со второй сигнальной системой и под ее воздействием.
Вторую сигнальную систему составляют временные связи, в которых условными раздражителями в отличие от первой сигнальной системы  являются не непосредственные воздействия  предметов на наши рецепторы, вызывающие наглядные восприятия и представления, а слова, с помощью которых  человек обозначает эти предметы и явления. 

Вторая сигнальная система находится в неразрывной  связи с первой сигнальной системой и формируется на ее базе. Слово  становится раздражителем только в  результате сочетания с непосредственными  первосигнальными раздражениями. Оно является, таким образом, сигналом первых сигналов. Например, слово «лимон» будет нейтральным раздражителем до тех пор, пока оно не соединится с восприятием вида, запаха и других особенностей лимона. Но когда это сочетание наступило и соответствующая временная связь между словом и наглядным образом предмета установилась и закрепилась, тогда уже одно слово способно вызвать те же реакции, которые вызывались непосредственным воздействием предмета на рецепторы. Теперь одно только слово «лимон» вызывает реакцию слюноотделения, которая раньше вызывалась видом и запахом лимона, а еще раньше — прямым воздействием его кислоты на вкусовой рецептор. 

8. . Ощущение: общая  характеристика, виды.  

Ощущения – самые  простые из всех психических явлений. Ощущение – элементарный психич. процесс, представляющий собой субъективное отображение живым существом простейших  свойств окружающего мира виде психических явлений. Органы чувств – анализаторы – с рождения человека  приспособлены для восприятия  и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физич., химич., механич. и др. воздействий). Отделы анализатора: периферический ?проводниковый?корковый. Периферич.- рецепторный, воспринимающий раздражители; проводниковый – передающий, центр. отдел  анализатора, переводит возбуждение в нервные клетки;  корковый – центральный, мозговой, здесь происходит переработка нервных импульсов, поступающих из периферического отдела. Виды ощущений: 1)По качеству стимула: зрительные, слуховые; кожные (прикосновение, давление, боль, температура), вкусовые, обонятельные. 2) Проприоцептивные (ощущение тела в пространстве: равновесие и т.д.)  - обычно не осознаются. Интероцептивные (сигналы из внутр. органов).  Экстероцептивные (информация из внешнего мира): контактные и дистанционные ощущения. 3) Тактильные (контактные)  и дистантные. Обоняние – вид чувствительности, порождающий специфическое ощущение запаха. Осязание – кожная чувствительность, результат сложного комбинирования 4 других: давления, боли, тепла и холода. Кинестетические ощущения – неосознаваемые ощущения, связанные с рецепторами в мышцах и работающие при сокращении или растяжении. Эти ощущения обеспечивают управление движениями, оценку направления и скорости движения, величину расстояния. Выделяют 2 порога чувствительности: 1) верхний – максимальная величина раздражителя, который способен адекватно воспринимать анализатор; 2) нижний – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Существуют данные о том, что человек также способен воспринимать раздражители, находящиеся за нижним порогом чувствительности (субсенсорные).  Латентный период – время, проходящее между началом действия раздражителя и появлением ощущения.
9. . Восприятие: типы, свойства. 

Восприятие –  процесс приёма и переработки  человеком различной информации, поступающеё в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа. Объективизация – локализация образа в пространстве (хар-ный для воспр-я процесс). Воспр-е предполагает различные ощущения, протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Свойства воспр-я: 1) апперцепция – зависимость восприятия от псих. жизни  человека, от особенностей его личности, от прошлого опыта. 2) целостность – в восприятиях всегда есть целостный образ. 3) константность – св-во восприятия, при котором мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.д. 4) структурность – воспр-е – не просто сумма ощущений, а абстрагированная из этих ощущений обобщенная структура. 5) осмысленность – взаимосвязь мышления с воспр-ем. 6)  избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими. 7)  подвижность и управляемость – образ может трансформироваться, меняться в зависимости от поставленной цели. Типы воспр-ий: 1) Синтетический (склонность к обобщенному отражению явлений,  к определению основного смысла). 2) Аналитический ( стремление выделить и проанализировать детали, частности; затруднение в выделение основного). 3) Аналитико-синтетический. 4) Эмоциональный (восприятие путано и неорганизованно). Виды воспр-ий: 1) зрительные, слуховые, кожные и мышечные – по типу воспринимающего анализатора; 2) произвольные, непроизвольные. Нарушение воспр-ий: гипестезия, галлюцинации (воспр-е, возникшее без реального объекта), иллюзии (ошибочное воспр-е реальных вещей или явлений – аффективные, вербальные, передолические).  

10.
 Внимание: основные  свойства и виды. 

Внимание – процесс  сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.  Свойства внимания: 1) Устойчивость – проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на к.-л. объекте, предмете деят-ти, не отвлекаясь и не ослабляя внимания. 2) Сосредоточенность (концентрация) – различия, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечения от других. 3) Переключаемость – перевод внимания с одного объекта на другой, с одного вида деят-ти на иной. Перевод внимания может быть непроизвольным (индивид невольно переводит внимание на что-либо, случайно его заинтересовавшее) и произвольным ( индивид сознательно, усилием воли заставляет себя сосредотачиваться на чём-либо). 4) Распределение внимания – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деят-ти или совершать несколько различных действий. 5) Объём внимания – такая хар-ка внимания, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания человека. Внимание бывает произвольно и непроизвольное.
11.
 Память, её виды. Способы развития памяти. Мнемотехника. 

Память – процесс  запоминания, сохранения, воспроизведения, переработки и забывания человеком  разнообразной информации. Основные функции памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание  информации. Существует несколько оснований  для классификации видов человеческой памяти: 1) деление памяти по времени  сохранения материала; 2) по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала  анализатору. В 1 случае выделяют: 1) мгновенную (связана с удержанием точной и  полной картины только что воспринятого органами чувств без к.-л. переработки  полученной информации; длительность от 0,1 до о,5 с. Это память-образ). 2) кратковременную  ( способ хранения ин-ии в течение короткого промежутка времени; длительность ~ 20 с. Сохраняется не полный, а обобщенный образ воспринятого).
12. 

Виды мышления. Мыслительный процесс. 

Мышление – психич.  процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности. Итогом мышления является не образ, а некоторая мысль, идея. Основные виды мышления:  1) Теоретическое понятийное мышление – мышление,  пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, не имея дела с опытом, полученным при помощи органов чувств. 2) Теоретическое образное мышление – отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. 3) Наглядно- образное мышление – мыслит. процесс, который непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти. 4) Наглядно-действенное мышление – сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным решением задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами.  Процессы мышления: 1) Анализ – выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей или отношений. 2) Синтез – объединение выделенных анализом компонентов целого. 3) Обобщение – процесс, который позволяет делать вывод. 4) Абстрагирование – мысленное отвлечение от конкретных предметов. 5) Классификация – выделение частей с последующим расчленением или объединением. 6) Конкретизация – выделение признака из общего или целого. 7) Систематизация – процесс разложения по определённому порядку. Формы мыш-я: 1) Понятие – мысль, выраженная в слове. 2) Суждение – основная форма результата мыслит. процесса; бывают истинными и ложными. 3) Умозаключения – процесс логич. вывода  из суждений и понятий. 
 
 

13. Ре?чь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. 

Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и  формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны  — восприятие языковых конструкций  и их понимание. 

Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого  языка. 

Выделяют следующие  основные функции языка:
средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического  опыта 
средство общения (коммуникации)
орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения) 
 
 
 
 
 
 

1. Определение психологии  как науки, предмет и задачи  психологии. 

Психология –  научное исследование умственной деятельности и поведения, а также научное  применение приобретённых знаний. Психология – наука о закономерностях  развития и функционирования психики  как особой формы жизнедеятельности. Психология – наука о душе, о  внутреннем мире человека, о психике. Задачи псих-ии: 1) научиться понимать сущность психич. явлений и их закономерностей; 2) научиться управлять психич. явлениями; 3) использовать полученные знания с целью повышения эффективности деят-ти; 4) быть теоретической основой практики психологич. службы. Предмет психологии: человек, его внутренний мир и поведение; душевные, психич. явления, сознание. 

2. Основные этапы  развития психологии. 

«Психо»- душа. Психология начала свой путь  с определения её как наука о душе, более 2 тыс. лет назад с труда Аристотеля трактат «О душе». В научном употреблении термин «психология» появился впервые в 16 веке. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Таким образом, психология в 16-18 вв. была  наукой о сознании. Позднее, в 17-19 вв. сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека. В 1879г. в Лейпцигском университете создана первая экспериментальная психологическая лаборатория (Вильгельм Вундт). В 1885 г. – лаборатория Бехтерева. Так наука о сознании стала наукой  о поведении.  В 20 в. Психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. Психология – наука об объективных закономерностях проявления и механизмов психики.  

3. Методы психологии. 

Методы психологии должны обладать валидностью и надёжность. Валидность – соответствие конкретного исследования принятым стандартам.  Надёжность – это кач-во метода, позволяющее получить одни и те же результаты при многократном использовании данного метода. Существует несколько классификаций психологич. методов. Классификация по Б.Г.Анальеву: 1 гр. – организационные методы (сравнительный метод, лонгитюдный метод [многократное обследование одного и того же человека на протяжении длительного времени],  комплексный метод). 2 гр. – эмпирич. методы (наблюдение [внутреннее, внешнее, включённое, свободное], эксперимент [естественный, лабораторный], опрос, анкетирование, тест, беседа, анализ продуктов деятельности). 3 гр. – методы обработки данных ( включает в себя количественный и качественный анализ). 4 гр. – интерпретационные методы (генетический и структурный анализ).  

4. Психика: основные  определения и структура. 

(1) Психика – продукт  развития живой материи, субъективный  образ объективного мира. Формируется  в процессе жизнедеятельности. (2) Психика – совокупность психических  явлений.  

Психические явления
  

Психич. процессы      Св-ва личности      Психич. сост-я  

(познават.,                      (темперамент,        (состояния 

эмоцион.,                        характер,                   сознания,         

волевые).                         мотивы,                      эмоциональн.,             

                                          потребности,              волевые). 

                                          направленность).       

Психич. процессы – пр-сы, происходящие в голове человека, отражающиеся в динамически изменчивых психических явлениях. Это течение к.-л. психич. явления.  Познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, память, мышление, воображение.  Эмоциональные психические процессы: активные и пассивные переживания. Состояния сознания: сон,  бодрствование.  

5.  Деятельность:  понятие и структура. 

Деятельность –  целенаправленная активность, процесс  взаимодействия человека с миром, причём пр-с активный и сознательно регулируемый. Специфические черты деятельности: 1)порождаясь потр-ю, деят-ть управляется осознанной целью; 2) деят-ть неразрывно связана с познанием и волей; 3) деят-ть – внутренняя (или психич-ая) и внешняя (или физич.) активность человека, которая регулируется осознанной целью; 4) деят-ть связана с сознанием => формируясь в деят-ти, сознание в ней же и проявляется; 5) человек в деят-ти выступает как личность. Структура деятельности:  1) ПОТРЕБНОСТЬ (нет потр-ти – нет деят-ти) – по происхождению разделяются на естественные и культурные; по предмету – материальные и духовные. Материальные потр-ти отражают зависимость человека от предметов материальной культуры; духовные потр-ти – зависимость чел-ка от продуктов общественного сознания. 2) МОТИВЫ (побуждения к действиям) – предмет потр-ти,  побуждающий деят-ть и определяющий её направленность. 3) ЦЕЛЬ – заранее осознанный и планируемый результат деят-ти. Цель реализует человеч. потребность и выступает в кач-ве образа конечного рез-та деят-ти. 4) ДЕЙСТВИЯ -  процесс, подчинённый осознанной цели. Виды деятельности: учение, труд, игра.
6. Сознание: общая  характеристика, виды. 

Высшие психические  функции – психич. процессы человека, преобразованные под влиянием изменений в обществе, обучения и воспитания. Сознание – высшая форма психики, субъективная форма человеческой жизнедеятельности. Сознание – высший уровень психического отображения действительности, её представленность в виде обобщенных образов и понятий. Без языка нет сознания, язык – общая форма сознания. Сознание развивается у человека только в первичных контактах. Главными образующими сознания являются значения и мысли. Значение – содержание общего сознания, усеваемого человеком. Смысл – субъективное понимание и отношение к ситуации. Ядром сознания является знание. Св-ва сознания: 1) активность, которая обеспечивает целенаправленную деят-ть; 2) направленность на предмет; 3) способность к рефлексии ( способность сознания человека сосредотачиваться на самом себе – самооценка, самокритика, самоуважение и т.д.); 4) мотивационно-ценностный характер; 5) различная степень ясности; 6) совместная степень ясности; 7) социальный характер. Виды сознаний: сознание, предсознание, бессознательное, самосознание  и т.д. 

7. Бессознательное.  Самосознание.  

Бессознательное – совокупность психич. процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, о которых человек не даёт себе отчёта.  В бессознательном невозможен целенаправленный контроль своих действий, невозможна оценка результатов этой деятельности. Бессознательное в личности человека – те кач-ва, интересы и потр-ти, которые человек не осознаёт, но которые проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях и психических явлениях восприятия, влечения, сновидения. Бессознательное содержит 3 группы психич. яв-ий: 1 гр. – ошибочные действия (оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов); 2 гр. – непроизвольное забывание (имён, обещаний, намерений, событий –всего того, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями); 3 гр. – относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью, воображение (сновидения, грёзы, мечты). Структура психики человека по З.Фрейду:   

          Супер-Эго                                                                         Я                         

                                                                                                    хочу        

                                                                                                     

Сознание, самосознание 

   Я МОГУ                                                                                                          

                                                                                                                        

Бессознательное                                                                                                     

Я ХОЧУ
В психике чел-ка существует 3 сферы: сознание, бессознательное и предсознание. Предсознание – психич. сознание человека, занимающее промежуток между сознанием и бессознательным, характеризуется наличием смутного осознания и отсутствием волевого контроля. Ид содержит инстинктивные влечения и желания, соответствующие принципы удовольствия. Эго выполняет задачи самосохранения и адаптируется к воздействиям Ид и окружающей среды. Супер-Эго относится к сфере совести (бессознат. совести). Те компромиссы, на которые идёт Эго, имеют отношение к формированию характера, к выбору профессии, объекта любви и всему тому, что придаёт человеку свою неповторимую индивидуальность. Самосознание – форма сознания, которая проявляется в осознании самого себя. Самосознание является мощным фактором самоконтроля, оно даёт человеку возможность относится к себе критически. 

8. Ощущение: общая  характеристика, виды.  

Ощущения – самые  простые из всех психических явлений. Ощущение – элементарный психич. процесс, представляющий собой субъективное отображение живым существом простейших  свойств окружающего мира виде психических явлений. Органы чувств – анализаторы – с рождения человека  приспособлены для восприятия  и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физич., химич., механич. и др. воздействий). Отделы анализатора: периферический ?проводниковый?корковый. Периферич.- рецепторный, воспринимающий раздражители; проводниковый – передающий, центр. отдел  анализатора, переводит возбуждение в нервные клетки;  корковый – центральный, мозговой, здесь происходит переработка нервных импульсов, поступающих из периферического отдела. Виды ощущений: 1)По качеству стимула: зрительные, слуховые; кожные (прикосновение, давление, боль, температура), вкусовые, обонятельные. 2) Проприоцептивные (ощущение тела в пространстве: равновесие и т.д.)  - обычно не осознаются. Интероцептивные (сигналы из внутр. органов).  Экстероцептивные (информация из внешнего мира): контактные и дистанционные ощущения. 3) Тактильные (контактные)  и дистантные. Обоняние – вид чувствительности, порождающий специфическое ощущение запаха. Осязание – кожная чувствительность, результат сложного комбинирования 4 других: давления, боли, тепла и холода. Кинестетические ощущения – неосознаваемые ощущения, связанные с рецепторами в мышцах и работающие при сокращении или растяжении. Эти ощущения обеспечивают управление движениями, оценку направления и скорости движения, величину расстояния. Выделяют 2 порога чувствительности: 1) верхний – максимальная величина раздражителя, который способен адекватно воспринимать анализатор; 2) нижний – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Существуют данные о том, что человек также способен воспринимать раздражители, находящиеся за нижним порогом чувствительности (субсенсорные).  Латентный период – время, проходящее между началом действия раздражителя и появлением ощущения.  

9. Восприятие: типы, свойства. 

Восприятие –  процесс приёма и переработки  человеком различной информации, поступающеё в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа. Объективизация – локализация образа в пространстве (хар-ный для воспр-я процесс). Воспр-е предполагает различные ощущения, протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Свойства воспр-я: 1) апперцепция – зависимость восприятия от псих. жизни  человека, от особенностей его личности, от прошлого опыта. 2) целостность – в восприятиях всегда есть целостный образ. 3) константность – св-во восприятия, при котором мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.д. 4) структурность – воспр-е – не просто сумма ощущений, а абстрагированная из этих ощущений обобщенная структура. 5) осмысленность – взаимосвязь мышления с воспр-ем. 6)  избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими. 7)  подвижность и управляемость – образ может трансформироваться, меняться в зависимости от поставленной цели. Типы воспр-ий: 1) Синтетический (склонность к обобщенному отражению явлений,  к определению основного смысла). 2) Аналитический ( стремление выделить и проанализировать детали, частности; затруднение в выделение основного). 3) Аналитико-синтетический. 4) Эмоциональный (восприятие путано и неорганизованно). Виды воспр-ий: 1) зрительные, слуховые, кожные и мышечные – по типу воспринимающего анализатора; 2) произвольные, непроизвольные. Нарушение воспр-ий: гипестезия, галлюцинации (воспр-е, возникшее без реального объекта), иллюзии (ошибочное воспр-е реальных вещей или явлений – аффективные, вербальные, передолические).  

10. Внимание: основные  свойства и виды. 

Внимание – процесс  сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.  Свойства внимания: 1) Устойчивость – проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на к.-л. объекте, предмете деят-ти, не отвлекаясь и не ослабляя внимания. 2) Сосредоточенность (концентрация) – различия, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечения от других. 3) Переключаемость – перевод внимания с одного объекта на другой, с одного вида деят-ти на иной. Перевод внимания может быть непроизвольным (индивид невольно переводит внимание на что-либо, случайно его заинтересовавшее) и произвольным ( индивид сознательно, усилием воли заставляет себя сосредотачиваться на чём-либо). 4) Распределение внимания – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деят-ти или совершать несколько различных действий. 5) Объём внимания – такая хар-ка внимания, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания человека. Внимание бывает произвольно и непроизвольное. 

11. Виды мышления. Мыслительный процесс. 

Мышление – психич.  процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности. Итогом мышления является не образ, а некоторая мысль, идея. Основные виды мышления:  1) Теоретическое понятийное мышление – мышление,  пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, не имея дела с опытом, полученным при помощи органов чувств. 2) Теоретическое образное мышление – отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. 3) Наглядно- образное мышление – мыслит. процесс, который непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти. 4) Наглядно-действенное мышление – сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным решением задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами.  Процессы мышления: 1) Анализ – выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей или отношений. 2) Синтез – объединение выделенных анализом компонентов целого. 3) Обобщение – процесс, который позволяет делать вывод. 4) Абстрагирование – мысленное отвлечение от конкретных предметов. 5) Классификация – выделение частей с последующим расчленением или объединением. 6) Конкретизация – выделение признака из общего или целого. 7) Систематизация – процесс разложения по определённому порядку. Формы мыш-я: 1) Понятие – мысль, выраженная в слове. 2) Суждение – основная форма результата мыслит. процесса; бывают истинными и ложными. 3) Умозаключения – процесс логич. вывода  из суждений и понятий.
12. Память, её виды. Способы развития памяти. Мнемотехника. 

Память – процесс  запоминания, сохранения, воспроизведения, переработки и забывания человеком  разнообразной информации. Основные функции памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание  информации. Существует несколько оснований  для классификации видов человеческой памяти: 1) деление памяти по времени  сохранения материала; 2) по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала  анализатору. В 1 случае выделяют: 1) мгновенную (связана с удержанием точной и  полной картины только что воспринятого органами чувств без к.-л. переработки  полученной информации; длительность от 0,1 до о,5 с. Это память-образ). 2) кратковременную  ( способ хранения ин-ии в течение короткого промежутка времени; длительность ~ 20 с. Сохраняется не полный, а обобщенный образ воспринятого). 3) оперативную (память, рассчитанная на хранение ин-ии в течение определённого, заранее заданного срока; в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней; срок хранений сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи; этот вид –промежуточный между кратковременной и долговременной памятью). 4) долговременную (память, способная хранить ин-ю в течение практически неопределенного срока; ин-я, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты). 5) генетическую (память, в которой ин-я хранится в генотипе, передаётся и воспроизводится по наследству; единственная память, на которую невозможно оказать влияние через обучение и воспитание).  Во 2 случае говорят о: 1) зрительной (память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов; предполагает развитую у человека способность к воображению). 2) слуховой (хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков). 3) двигательной (представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение многообразных сложных движений). 4) эмоциональной (память на переживания; участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеч. отношениях; то, что у человека вызывает эмоцион-е переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок). 5) осязательная, 6) обонятельная и 7) вкусовая память (особой роли в жизни человека не играют; их роль сводится к удовлетворению биологич. потребностей человека, связанных с безопасностью и самосохранением).  По характеру участия воли память делят на непроизвольную и произвольную. Способы наилучшего запоминания: 1) повторение; 2) временное кодирование (отражение запоминаемого материала в виде определенных, последовательно расположенных символов);  3) осмысление и группировка материала; 4) сравнение; 5) ассоциации. 

13. Личность и её  структура в системе социальных  отношений. 

Личность – социально-психологическая  сущность человека, формирующаяся в  рез-те усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества. Структура личности по К.Платонову: 1) биологич. подструктура (задатки, особенности высшей нервной деят-ти, св-ва темперамента; половые, возрастные св-ва личности и т.д.) формируется путём тренировки; 2) подструктура форм отражения (познават. процессы, психич. фун-ии)  формируется путём упражнения; 3) подструктура опыта (знания, умения, навыки, привычки) приобретается путём обучения; 4) направленность личности – понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление её поведения (включает в себя направленность, отношения, моральные черты, мотивацию; формируется путём воспитания). Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта, системы соц. связей  и отношений. Стадии социализации:  1) первичная социализация – стадия адаптации; 2) стадия индивидуализации; 3) стадия интеграции; 4) трудовая стадия; 5) послетрудовая стадия. 

14. Понятия «индивид»,  «личность», «индивидуальность».  

Человек – биосоциальное  существо, обладающее членораздельной  речью, сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать  орудие труда и пользоваться ими  в процессе жизнедеятельности. В  понятии «индивид» воплощена  родовая принадлежность человека; это  понятие характеризует отдельно взятого человека; в процессе социальных отношений индивид превращается в личность. Личность – человек  в совокупности социальных приобретённых  качеств. Личность - социально-психологическая  сущность человека, формирующаяся в  рез-те усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества. Индивидуальность – неповторимость, уникальность свойств человека, которая выражается в наличие разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях темперамента и характера. 

15. Темперамент и  тип высшей нервной деятельности. 

Темперамент – те врождённые особенности человека, которые  обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоц. Возбудимости, уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде. Это закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической жизни. Нейротизм – эмоциональная устойчивость. Интроверсия – обращённость сознания человека к самому себе. Экстраверсия – обращённость сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него. Двухфакторная модель экстравертированности и нейротизма по Гансу Айзенку:   

уровень нейротизма 

                                  (эмоц. неустойчивые) 

МЕЛАНХОЛИКИ  +13       ХОЛЕ
    Продолжение 

онятие о принципах
Принципы психологии – это исходные положения, определяющие понимание сути и истоков психики  людей, особенности ее формирования, развития, механизмы функционирования и формы проявлений, способы подхода  к ее изучению и изменению. Принципы аккумулируют в себе основные закономерности и законы, действующие в сфере  психического. Выявление и формулирование принципов – результат длительных исследований специалистами психического, духовного. В этом смысле разнообразие подходов к пониманию психического объясняется многообразием психологических школ, своеобразием философских позиций, пристрастий психолога-исследователя. Большой вклад в разработку принципов психологии внесли философские науки, а также физиология, педагогика, социология, экономика, политология, этика, эстетика. Все эти науки изучают относительно самостоятельные сферы жизни и деятельности людей, оказывающие влияние на формирование и развитие их психики. Важно понимать, что законы, действующие в этих сферах, обладают относительной самостоятельностью, хотя и испытывают взаимовлияние на особенности своего проявления. Так, по поводу взаимодействия законов социальной жизни и биологии человека А. Н. Леонтьев заметил: то, какая пища попадает в желудок человека, обусловлено социальными обстоятельствами, но процесс пищеварения происходит по законам физиологии.
Опираясь на философские, естественнонаучные и другие научные  основы, отечественная психология сформулировала ведущие методологические принципы, определяющие ее позиции в понимании  психического.  
 

Общие принципы психологии
Принцип отражения. Раскрывает понимание сущности психического и его основных функций, уровней  в развитии психики человека. Своеобразие  психики человека – особой формы  отражения, обусловлено многими  обстоятельствами: особенности самой  объективной реальности, воспринимаемой как органами чувств, так и с  помощь речи; состояние головного  мозга; физического и психического здоровья человека; содержание и состояние  его психики.
Принцип детерминизма. Объясняет причины развития психики, ее истока. Психика человека обусловлена  и выступает результатом взаимодействия факторов биологического, природного, социального характеров. Вместе с  тем психика не просто продукт, а  результат взаимодействия и воздействия  на человека социальных, биологических  и природных факторов. Таким образом, психика способна изменяться и развиваться.
Принцип активности. Ориентирует исследователя при  изучении психических явлений учитывать, что внешние и другие обстоятельства отражаются в сознании человека сознательно, целенаправленно, а не только зеркально.
Принцип развития. Раскрывает истоки человеческой психики, как динамического  феномена. Психика может быть правильно  понята, если рассматривается как  результат социального взаимодействия, взаимодействия человека с социальной и природной средой как результат  его деятельности и общения с  другими людьми, результат его  обучения и воспитания.
Принцип взаимосвязи, единства. Выделение двух граней проявления психического: субъективное (что и  как мыслит, переживает, оценивает  человек) и объективное (реальное поведение, действия и поступки человека, материализованные  и объективированные результаты его деяний) дает основание утверждать, что наиболее адекватное понимание  психического возможно на основе систем его субъективных и объективных  проявлений.
Принцип целостного, системного подхода. Предполагает понимание  и изучение взаимосвязанных и  взаимообусловленных психических  феноменов, ориентируя специалиста  на осознание психики как целостного интегрального явления.
Принцип относительной  самостоятельности. Не противоречит предыдущему  принципу, а указывает на то, что  всякое психическое явление имеет  своеобразие, как своих физиологических  основ, так и свои закономерности формирования, функционирования и развития.
Принцип личностного  подхода, учета групповых, общественных интересов, ценностей. Изучение психики  адекватно лишь при учете в  совокупности личностных и групповых  особенностей людей: их потребностей, интересов, жизненного и профессионального  опыта, способностей, учета психотипических  и индивидуально-психологических  особенностей людей.
Принцип единства. Ориентирует  специалистов на содержательный, аксиологический  анализ психики людей с учетом конкретных исторических условий их жизни и деятельности. 
 
 

Общие положения  о методах психологического исследования
В психологии, как  и в других науках для получения  фактов, их обработки и объяснения используется определенная совокупность методов исследования.
Все применяемые  в психологическом исследовании методы можно разделить на четыре группы: 1) организационные методы; 2) эмпирические способы добывания  научных знаний; 3) приемы обработки  данных; 4) интерпретационные методы.
 К организационным относятся действующие на протяжении всего исследования сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы; к эмпирическим способам добывания научных знаний – обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий или психолого-педагогический эксперименты), психодиагностические методы (тесты стандартизированные и проективные тесты, анкеты, социометрия, интервью, беседа), праксиометрические, т. е. приемы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографические описания, оценка изделий и выполнение работ), биографические методы (анализ фактов, дат и событий жизненного пути человека, документаций и т. п.); к приемам обработки данных относятся количественный (математико-статистический) и качественный анализ, в том числе и составление психологической казуистики, т. е. описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющиеся исключениями или нарушениями общих правил; к интерпретационным методам – различные варианты генетического (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т. п.) и структурного (установление структурных связей между всеми характеристики психики) методов. Рассмотрим ряд организационных и эмпирических способов добывания научных знаний.  
 

Организационные методы
Сравнительный метод - (метод «поперечного среза») заключается  в сопоставлении различных групп  людей по возрастам, образованию, деятельности и общению. Например, две большие  группы людей, одинаковых по возрасту и полу (студенты и рабочие), исследуются  одними и теми же эмпирическими способами  добывания научных данных, и полученные данные сопоставляются между собой.
Лонгитюдный метод (метод «продольного среза») состоит в многократных обследованиях одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. К примеру, многократное обследование студентов на протяжении всего срока обучения в вузе.
Комплексный метод - способ изучения, при котором в  исследовании участвуют представители  различных наук, что позволяет  устанавливать связи и зависимости  между явлениями разного рода, например, физиологическим, психическим и социальным развитием личности.  
 
 

Эмпирические методы. Обсервационные методы
Наблюдение (внешнее) — метод, состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном и  фиксируемом восприятии внешних  проявлений психики.
Самонаблюдение (интроспекция) — наблюдение человека за собственными психическими явлениями.  
 

Экспериментальные методы
Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование  некоторыми факторами и регистрацию  соответствующих изменений в  состоянии и поведения изучаемого.
Лабораторный эксперимент  осуществляется в искусственных  условиях, как правило, с применением  специальной аппаратуры, со строгим  контролем всех влияющих факторов.
Естественный эксперимент - психологический эксперимент, включенный в деятельность или общение незаметно  для испытуемого.
Формирующий (обучающий) эксперимент - метод исследования и  формирования психического процесса, состояния или качества личности.  
 

Психодиагностические  методы
Тест - система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного качества (свойства) личности.
Тесты достижений - одна из методик психодиагностики, позволяющая  выявить степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками.
Тесты интеллекта —  методика психодиагностики для выявления  умственного потенциала индивида.
Тесты креативности - совокупность методик изучения и  оценки творческих способностей.
Тесты личностные - методика психодиагностики для измерения  различных сторон личности индивида.
Тесты проективные (прожективные) - совокупность методик для целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации, т. е. осознанном или неосознанном перенесении субъектом собственных свойств и состояний на внешние объекты под влиянием доминирующих потребностей, смыслов и ценностей.
Анкета — методическое средство для получения первичной  социально-психологической информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, представляющее опросный лист для получения  ответов на заранее составленную систему вопросов.
Социометрия - метод  психологического исследования межличностных  отношений в группе с целью  определения структуры взаимоотношений  и психологической совместимости.
Интервью— метод социальной психологии, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные, как правило, заранее вопросы.
Беседа - метод, предусматривающий  прямое или косвенное получение  психологической информации путем  речевого общения.
Эффективное применение эмпирического метода зависит от того, насколько он валиден (соответствует  тому, для получения и оценки чего он изначально предназначался) и надежен (позволяет получать одни и те же результаты при повторном и многократном использовании).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.