Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Предмет и задачи психологии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 11.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 44. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Предмет и задачи психологии
Психология , как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики.
Сам термин «Психическое»  происходит от греческого слова «псюхе», что значит «душа».
Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики  человека и формирование психологических  особенностей его личности как сознательного  субъекта деятельности и активного  деятеля социально-исторического  развития общества.
Поведение человека с нормальной психикой всегда обусловлено  воздействия объективного мира. Отражая  внешний мир, человек не только познают  законы развития природы и общества, но и оказывает на них определенное воздействие , чтобы приспособить окружающий мир к наилучшему удовлетворению своих материальных и духовных потребностей. В реальной деятельности человека его психические проявления (процессы и свойства) не возникают спонтанно и изолировано друг от друга. Они тесно взаимосвязаны между собой в едином акте социально обусловленной сознательной деятельностью личности. В процессе развития и формирования человека как члена общества, как личности многообразные психические проявления, взаимодействующие между собой, постепенно превращаются в устойчивые психические образования, которые человек направляет на разрешение встающих перед ним жизненно важных задач. Следовательно, все психические проявления человека обусловлены его жизнью и деятельностью как общественного существа, как личности. Современная психология рассматривает психику как свойство особой формы организованной материи, как субъективный образ объективного мира, как идеальное отражение реальной действительности в мозгу. Физиологические процессы, проходящие в мозгу человека, являются основой психической деятельности, но они не могут быть отождествлены с нею. Психика всегда имеет определенное содержание, т.е. то, что она отражает в окружающем человека мире. Поэтому психику человека следует рассматривать не только с точки зрения их содержания.
Современная психология представляет собой ряд научных  дисциплин, находящихся на разных степенях формирования, связанных с различными областями практики. Как же классифицировать эти многочисленные отрасли психологии? Одна из возможностей классификации  содержится в сформулированном выше принципе развития психики в деятельности. Исходя, из этого в качестве основания  классификации отраслей психологии может быть избрана психологическая  сторона:
1. конкретной деятельности;
2. развития;
3. отношения человека (как субъекта развития и деятельности) к обществу (в котором осуществляется  его деятельность и развитие).
Если принимать  первое основание классификации, то можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности.  
 
 

1.Основными положениями  отечественной психологии в понимании  психики человека являются следующие: 

1. Современная психология  рассматривает психику как свойство  особым образом организованной  материи – головного мозга.  Психика – это свойство высокоорганизованной  материи отражать объективную  действительность и на основе  формируемого при этом психического  образа целесообразно регулировать  деятельность субъекта и его  поведение. 

а) не всякая материя  обладает свойством психического, психика  – это особое свойство только головного  мозга; 

б) психика неотделима от этой материи и не существует вне ее. 

2. Сущность психики  состоит в отражении. Психика  – это субъективный образ объективного  мира, идеальное (нематериальное) отражение  реальной действительности: 

а) это отражение  субъективно, индивидуально и своеобразно; 

б) психическое отражение  не только зеркально, но и избирательно: человек целенаправленно воспринимает и понимает мир, взаимодействует  со средой, в которой он ищет способ реализации своих потребностей и  интересов; 

в) избирательный  характер отношения человека к действительности побуждает его проявлять соответствующую  активность; 

г) психическое отражение  неодномоментно; это процесс непрерывного познания действительности, движение от ее простого созерцания к абстрактному мышлению, а от него – к практике; 

д) одной из особенностей психического является способность  опережать ход событий, предвидеть результаты действий, поведения, социальных и природных процессов на основе познания закономерностей развития объективной реальности. 

3. Высший уровень  психики, свойственный человеку, образует сознание как результат  общественно-трудовой деятельности  человека, его общения с другими  людьми и включения в разнообразные  виды деятельности. Сознание, будучи  общественным продуктом, присуще  только человеку. Низший уровень  психики образует бессознательное  – это совокупность психических  процессов, актов и состояний,  обусловленных воздействиями, во  влиянии которых человек не  дает себе отчета. 
 

2. Отрасли психологии 

Современная психология представляет собой широко развернутую  область знаний, включающую ряд отдельных  дисциплин и научных направлений. Так, особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика  человека изучается другими отраслями  психологии: детская психология изучает  развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего  человека, условия ускорения развития. Социальная психология изучает социально-психологические  проявления личности человека, его  взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость  людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). Педагогическая психология изучает  закономерности развития личности в  процессе обучения, воспитания. Можно  выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает  психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью  использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности  деятельности летчика, космонавта. Медицинская  психология изучает психологические  особенности деятельности врача  и поведения больного, разрабатывает  психологические методы лечения  и психотерапии. Патопсихология изучает  отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Юридическая психология изучает психологические особенности  поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу, и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная психология изучает  поведение человека в условиях боевых действий.  

Таким образом, для  современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий  значительную разветвленность на отдельные  отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно  отличаются друг от друга, хотя и сохраняют  общий предмет исследования –  факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется  встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию –  с техническими науками, через педагогическую психологию – с педагогикой, через  социальную психологию – с общественными  и социальными науками и т. д.).
Задачи психологии в основном сводятся к следующим:  

·         научиться понимать сущность психических  явлений и их закономерности;  

·         научиться управлять ими;  

·         использовать полученные знания с целью  повышения эффективности тех  отраслей практики, на пересечении  с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;  

·         быть теоретической основой практики психологической службы.  
 

3. Методы психологии 

Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд  модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.  

Наблюдение –  древнейший метод познания. Его примитивной  формой – житейскими наблюдениями – пользуется каждый человек в  своей повседневной практике.  

Различают следующие  виды наблюдения: срез (кратковременное  наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное и сплошное и особый вид – включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы).  

Общая процедура  наблюдения складывается из следующих  процессов:  

1.      определение  задачи и цели (для чего, с какой  целью?);  

2.      выбор  объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);  

3.      выбор  способа наблюдения, наименее влияющего  на исследуемый объект и наиболее  обеспечивающего сбор необходимой  информации (как наблюдать?);  

4.      выбор  способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);  

5.      обработка  и интерпретация полученной информации (каков результат?).  

Наблюдение входит составной частью и в два других метода – беседу к эксперимент.  

Беседа как психологический  метод предусматривает прямое или  косвенное, устное или письменное получение  от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: сбор анамнеза, интервью, вопросники и психологические анкеты. Анамнез (лат. по памяти) – сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или – при объективном анамнезе – от хорошо знающих его лиц. Интервью – вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы. В этом случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование.  

Существует ряд  требований к беседе как методу. Первое – непринужденность. Нельзя превращать беседу вопрос. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя  с обследуемым человеком. Важно  при этом тщательно продумать  беседу, представить ее в форме  конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Метод беседы предполагает наряду с ответами и  постановку вопросов обследуемыми. Такая  двусторонняя беседа дает больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы.  

Одна из разновидностей наблюдения – самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал). Однако главным методом психологического исследования является эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Бывает лабораторный эксперимент, он протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать. Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие математико-статистически достоверные закономерности развития психических явлений.  

Метод тестов – метод  испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест – кратковременное, одинаковое для  всех испытуемых задание, по результатам  которого определяются наличие и  уровень развития определенных психических  качеств человека. Тесты могут  быть прогностическими и диагностирующими. Тесты должны быть научно обоснованы, надежны, валидны и выявлять устойчивые психологические характеристики.
4. Все разнообразие  значений нервной системы вытекает  из ее свойств.
Возбудимость, раздражимость  и проводимость характеризуются  как функции времени, то есть это  процесс, возникающий от раздражения  до проявления ответной деятельности органа. Согласно электрической теории распространения нервного импульса в нервном волокне он распространяется за счет перехода локальных очагов возбуждения на соседние неактивные области нервного волокна или  процесса распространяющейся деполяризации  потенциала действия, представляющего  подобие электрического тока. В синапсах протекает другой-химический процесс, при котором развитие волны возбуждения-поляризации принадлежит медиатору ацетилхолину, то есть химической реакции.
Нервная система  обладает свойством трансформации  и генерации энергий внешней  и внутренней среды и преобразования их в нервный процесс.
К особенно важному  свойству нервной системы относится  свойство мозга хранить информацию в процессе не только онто-, но и филогенеза 

5.     
Низшая нервная  деятельность представляет собой интегративную  функцию спинного и ствола головного  мозга, которая направлена на регуляцию  вегетативно-висцеральных рефлексов. Высшая нервная деятельность присуща  только головному мозгу, который  контролирует индивидуальные поведенческие  реакции организма в окружающей среде. Она имеет ряд особенностей. 

6.      Безусловные  рефлексы — наследственно передаваемые (врожденные)реакции организма, присущие всему виду. Выполняют защитную функцию, а также функцию поддержания гомеостаза(приспособления к условиям окружающей среды) . 

      7.Первую сигнальную систему составляют условные временные связи, в которых раздражителями (сигналами) являются непосредственно действующие на зрительный, слуховой, кожный и другие рецепторы раздражители, вызывающие соответствующие ощущения, восприятия и представления предметов и явлений. Например, вид и запах лимона, если они в предшествующем опыте сочетались с его вкусом, становятся сигналами последнего и вызывают слюноотделение, как и непосредственное воздействие кислоты лимона на вкусовой рецептор. Зрительное восприятие физического упражнения, показываемого преподавателем, если оно сочеталось ранее с непосредственными мышечными ощущениями от самостоятельного выполнения этого упражнения самим учащимся, становится сигналом последнего и может сопровождаться соответствующими мышечными сокращениями, хотя бы в их зачаточной форме. 

Первая сигнальная система имеет большое значение в различных видах человеческой деятельности — в труде, учении, спорте; она составляет необходимое  условие творческого воображения  художника, музыканта и т. д. Она  лежит в основе наглядного метода обучения, имеющего своей задачей  создать у учащихся правильные представления  изучаемых предметов и явлений. 

Будучи общей у  человека с животными, первая сигнальная система у человека становится гораздо  более сложной и совершенной, так как находится у него в  органической связи со второй сигнальной системой и под ее воздействием.
Вторую сигнальную систему составляют временные связи, в которых условными раздражителями в отличие от первой сигнальной системы  являются не непосредственные воздействия  предметов на наши рецепторы, вызывающие наглядные восприятия и представления, а слова, с помощью которых  человек обозначает эти предметы и явления. 

Вторая сигнальная система находится в неразрывной  связи с первой сигнальной системой и формируется на ее базе. Слово  становится раздражителем только в  результате сочетания с непосредственными  первосигнальными раздражениями. Оно является, таким образом, сигналом первых сигналов. Например, слово «лимон» будет нейтральным раздражителем до тех пор, пока оно не соединится с восприятием вида, запаха и других особенностей лимона. Но когда это сочетание наступило и соответствующая временная связь между словом и наглядным образом предмета установилась и закрепилась, тогда уже одно слово способно вызвать те же реакции, которые вызывались непосредственным воздействием предмета на рецепторы. Теперь одно только слово «лимон» вызывает реакцию слюноотделения, которая раньше вызывалась видом и запахом лимона, а еще раньше — прямым воздействием его кислоты на вкусовой рецептор. 

8. . Ощущение: общая  характеристика, виды.  

Ощущения – самые  простые из всех психических явлений. Ощущение – элементарный психич. процесс, представляющий собой субъективное отображение живым существом простейших  свойств окружающего мира виде психических явлений. Органы чувств – анализаторы – с рождения человека  приспособлены для восприятия  и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физич., химич., механич. и др. воздействий). Отделы анализатора: периферический ?проводниковый?корковый. Периферич.- рецепторный, воспринимающий раздражители; проводниковый – передающий, центр. отдел  анализатора, переводит возбуждение в нервные клетки;  корковый – центральный, мозговой, здесь происходит переработка нервных импульсов, поступающих из периферического отдела. Виды ощущений: 1)По качеству стимула: зрительные, слуховые; кожные (прикосновение, давление, боль, температура), вкусовые, обонятельные. 2) Проприоцептивные (ощущение тела в пространстве: равновесие и т.д.)  - обычно не осознаются. Интероцептивные (сигналы из внутр. органов).  Экстероцептивные (информация из внешнего мира): контактные и дистанционные ощущения. 3) Тактильные (контактные)  и дистантные. Обоняние – вид чувствительности, порождающий специфическое ощущение запаха. Осязание – кожная чувствительность, результат сложного комбинирования 4 других: давления, боли, тепла и холода. Кинестетические ощущения – неосознаваемые ощущения, связанные с рецепторами в мышцах и работающие при сокращении или растяжении. Эти ощущения обеспечивают управление движениями, оценку направления и скорости движения, величину расстояния. Выделяют 2 порога чувствительности: 1) верхний – максимальная величина раздражителя, который способен адекватно воспринимать анализатор; 2) нижний – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Существуют данные о том, что человек также способен воспринимать раздражители, находящиеся за нижним порогом чувствительности (субсенсорные).  Латентный период – время, проходящее между началом действия раздражителя и появлением ощущения.
9. . Восприятие: типы, свойства. 

Восприятие –  процесс приёма и переработки  человеком различной информации, поступающеё в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа. Объективизация – локализация образа в пространстве (хар-ный для воспр-я процесс). Воспр-е предполагает различные ощущения, протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Свойства воспр-я: 1) апперцепция – зависимость восприятия от псих. жизни  человека, от особенностей его личности, от прошлого опыта. 2) целостность – в восприятиях всегда есть целостный образ. 3) константность – св-во восприятия, при котором мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.д. 4) структурность – воспр-е – не просто сумма ощущений, а абстрагированная из этих ощущений обобщенная структура. 5) осмысленность – взаимосвязь мышления с воспр-ем. 6)  избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими. 7)  подвижность и управляемость – образ может трансформироваться, меняться в зависимости от поставленной цели. Типы воспр-ий: 1) Синтетический (склонность к обобщенному отражению явлений,  к определению основного смысла). 2) Аналитический ( стремление выделить и проанализировать детали, частности; затруднение в выделение основного). 3) Аналитико-синтетический. 4) Эмоциональный (восприятие путано и неорганизованно). Виды воспр-ий: 1) зрительные, слуховые, кожные и мышечные – по типу воспринимающего анализатора; 2) произвольные, непроизвольные. Нарушение воспр-ий: гипестезия, галлюцинации (воспр-е, возникшее без реального объекта), иллюзии (ошибочное воспр-е реальных вещей или явлений – аффективные, вербальные, передолические).  

10.
 Внимание: основные  свойства и виды. 

Внимание – процесс  сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.  Свойства внимания: 1) Устойчивость – проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на к.-л. объекте, предмете деят-ти, не отвлекаясь и не ослабляя внимания. 2) Сосредоточенность (концентрация) – различия, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечения от других. 3) Переключаемость – перевод внимания с одного объекта на другой, с одного вида деят-ти на иной. Перевод внимания может быть непроизвольным (индивид невольно переводит внимание на что-либо, случайно его заинтересовавшее) и произвольным ( индивид сознательно, усилием воли заставляет себя сосредотачиваться на чём-либо). 4) Распределение внимания – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деят-ти или совершать несколько различных действий. 5) Объём внимания – такая хар-ка внимания, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания человека. Внимание бывает произвольно и непроизвольное.
11.
 Память, её виды. Способы развития памяти. Мнемотехника. 

Память – процесс  запоминания, сохранения, воспроизведения, переработки и забывания человеком  разнообразной информации. Основные функции памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание  информации. Существует несколько оснований  для классификации видов человеческой памяти: 1) деление памяти по времени  сохранения материала; 2) по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала  анализатору. В 1 случае выделяют: 1) мгновенную (связана с удержанием точной и  полной картины только что воспринятого органами чувств без к.-л. переработки  полученной информации; длительность от 0,1 до о,5 с. Это память-образ). 2) кратковременную  ( способ хранения ин-ии в течение короткого промежутка времени; длительность ~ 20 с. Сохраняется не полный, а обобщенный образ воспринятого).
12. 

Виды мышления. Мыслительный процесс. 

Мышление – психич.  процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности. Итогом мышления является не образ, а некоторая мысль, идея. Основные виды мышления:  1) Теоретическое понятийное мышление – мышление,  пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, не имея дела с опытом, полученным при помощи органов чувств. 2) Теоретическое образное мышление – отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. 3) Наглядно- образное мышление – мыслит. процесс, который непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти. 4) Наглядно-действенное мышление – сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным решением задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами.  Процессы мышления: 1) Анализ – выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей или отношений. 2) Синтез – объединение выделенных анализом компонентов целого. 3) Обобщение – процесс, который позволяет делать вывод. 4) Абстрагирование – мысленное отвлечение от конкретных предметов. 5) Классификация – выделение частей с последующим расчленением или объединением. 6) Конкретизация – выделение признака из общего или целого. 7) Систематизация – процесс разложения по определённому порядку. Формы мыш-я: 1) Понятие – мысль, выраженная в слове. 2) Суждение – основная форма результата мыслит. процесса; бывают истинными и ложными. 3) Умозаключения – процесс логич. вывода  из суждений и понятий. 
 
 

13. Ре?чь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. 

Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и  формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны  — восприятие языковых конструкций  и их понимание. 

Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого  языка. 

Выделяют следующие  основные функции языка:
средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического  опыта 
средство общения (коммуникации)
орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения) 
 
 
 
 
 
 

1. Определение психологии  как науки, предмет и задачи  психологии. 

Психология –  научное исследование умственной деятельности и поведения, а также научное  применение приобретённых знаний. Психология – наука о закономерностях  развития и функционирования психики  как особой формы жизнедеятельности. Психология – наука о душе, о  внутреннем мире человека, о психике. Задачи псих-ии: 1) научиться понимать сущность психич. явлений и их закономерностей; 2) научиться управлять психич. явлениями; 3) использовать полученные знания с целью повышения эффективности деят-ти; 4) быть теоретической основой практики психологич. службы. Предмет психологии: человек, его внутренний мир и поведение; душевные, психич. явления, сознание. 

2. Основные этапы  развития психологии. 

«Психо»- душа. Психология начала свой путь  с определения её как наука о душе, более 2 тыс. лет назад с труда Аристотеля трактат «О душе». В научном употреблении термин «психология» появился впервые в 16 веке. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Таким образом, психология в 16-18 вв. была  наукой о сознании. Позднее, в 17-19 вв. сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека. В 1879г. в Лейпцигском университете создана первая экспериментальная психологическая лаборатория (Вильгельм Вундт). В 1885 г. – лаборатория Бехтерева. Так наука о сознании стала наукой  о поведении.  В 20 в. Психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. Психология – наука об объективных закономерностях проявления и механизмов психики.  

3. Методы психологии. 

Методы психологии должны обладать валидностью и надёжность. Валидность – соответствие конкретного исследования принятым стандартам.  Надёжность – это кач-во метода, позволяющее получить одни и те же результаты при многократном использовании данного метода. Существует несколько классификаций психологич. методов. Классификация по Б.Г.Анальеву: 1 гр. – организационные методы (сравнительный метод, лонгитюдный метод [многократное обследование одного и того же человека на протяжении длительного времени],  комплексный метод). 2 гр. – эмпирич. методы (наблюдение [внутреннее, внешнее, включённое, свободное], эксперимент [естественный, лабораторный], опрос, анкетирование, тест, беседа, анализ продуктов деятельности). 3 гр. – методы обработки данных ( включает в себя количественный и качественный анализ). 4 гр. – интерпретационные методы (генетический и структурный анализ).  

4. Психика: основные  определения и структура. 

(1) Психика – продукт  развития живой материи, субъективный  образ объективного мира. Формируется  в процессе жизнедеятельности. (2) Психика – совокупность психических  явлений.  

Психические явления
  

Психич. процессы      Св-ва личности      Психич. сост-я  

(познават.,                      (темперамент,        (состояния 

эмоцион.,                        характер,                   сознания,         

волевые).                         мотивы,                      эмоциональн.,             

                                          потребности,              волевые). 

                                          направленность).       

Психич. процессы – пр-сы, происходящие в голове человека, отражающиеся в динамически изменчивых психических явлениях. Это течение к.-л. психич. явления.  Познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, память, мышление, воображение.  Эмоциональные психические процессы: активные и пассивные переживания. Состояния сознания: сон,  бодрствование.  

5.  Деятельность:  понятие и структура. 

Деятельность –  целенаправленная активность, процесс  взаимодействия человека с миром, причём пр-с активный и сознательно регулируемый. Специфические черты деятельности: 1)порождаясь потр-ю, деят-ть управляется осознанной целью; 2) деят-ть неразрывно связана с познанием и волей; 3) деят-ть – внутренняя (или психич-ая) и внешняя (или физич.) активность человека, которая регулируется осознанной целью; 4) деят-ть связана с сознанием => формируясь в деят-ти, сознание в ней же и проявляется; 5) человек в деят-ти выступает как личность. Структура деятельности:  1) ПОТРЕБНОСТЬ (нет потр-ти – нет деят-ти) – по происхождению разделяются на естественные и культурные; по предмету – материальные и духовные. Материальные потр-ти отражают зависимость человека от предметов материальной культуры; духовные потр-ти – зависимость чел-ка от продуктов общественного сознания. 2) МОТИВЫ (побуждения к действиям) – предмет потр-ти,  побуждающий деят-ть и определяющий её направленность. 3) ЦЕЛЬ – заранее осознанный и планируемый результат деят-ти. Цель реализует человеч. потребность и выступает в кач-ве образа конечного рез-та деят-ти. 4) ДЕЙСТВИЯ -  процесс, подчинённый осознанной цели. Виды деятельности: учение, труд, игра.
6. Сознание: общая  характеристика, виды. 

Высшие психические  функции – психич. процессы человека, преобразованные под влиянием изменений в обществе, обучения и воспитания. Сознание – высшая форма психики, субъективная форма человеческой жизнедеятельности. Сознание – высший уровень психического отображения действительности, её представленность в виде обобщенных образов и понятий. Без языка нет сознания, язык – общая форма сознания. Сознание развивается у человека только в первичных контактах. Главными образующими сознания являются значения и мысли. Значение – содержание общего сознания, усеваемого человеком. Смысл – субъективное понимание и отношение к ситуации. Ядром сознания является знание. Св-ва сознания: 1) активность, которая обеспечивает целенаправленную деят-ть; 2) направленность на предмет; 3) способность к рефлексии ( способность сознания человека сосредотачиваться на самом себе – самооценка, самокритика, самоуважение и т.д.); 4) мотивационно-ценностный характер; 5) различная степень ясности; 6) совместная степень ясности; 7) социальный характер. Виды сознаний: сознание, предсознание, бессознательное, самосознание  и т.д. 

7. Бессознательное.  Самосознание.  

Бессознательное – совокупность психич. процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, о которых человек не даёт себе отчёта.  В бессознательном невозможен целенаправленный контроль своих действий, невозможна оценка результатов этой деятельности. Бессознательное в личности человека – те кач-ва, интересы и потр-ти, которые человек не осознаёт, но которые проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях и психических явлениях восприятия, влечения, сновидения. Бессознательное содержит 3 группы психич. яв-ий: 1 гр. – ошибочные действия (оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов); 2 гр. – непроизвольное забывание (имён, обещаний, намерений, событий –всего того, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями); 3 гр. – относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью, воображение (сновидения, грёзы, мечты). Структура психики человека по З.Фрейду:   

          Супер-Эго                                                                         Я                         

                                                                                                    хочу        

                                                                                                     

Сознание, самосознание 

   Я МОГУ                                                                                                          

                                                                                                                        

Бессознательное                                                                                                     

Я ХОЧУ
В психике чел-ка существует 3 сферы: сознание, бессознательное и предсознание. Предсознание – психич. сознание человека, занимающее промежуток между сознанием и бессознательным, характеризуется наличием смутного осознания и отсутствием волевого контроля. Ид содержит инстинктивные влечения и желания, соответствующие принципы удовольствия. Эго выполняет задачи самосохранения и адаптируется к воздействиям Ид и окружающей среды. Супер-Эго относится к сфере совести (бессознат. совести). Те компромиссы, на которые идёт Эго, имеют отношение к формированию характера, к выбору профессии, объекта любви и всему тому, что придаёт человеку свою неповторимую индивидуальность. Самосознание – форма сознания, которая проявляется в осознании самого себя. Самосознание является мощным фактором самоконтроля, оно даёт человеку возможность относится к себе критически. 

8. Ощущение: общая  характеристика, виды.  

Ощущения – самые  простые из всех психических явлений. Ощущение – элементарный психич. процесс, представляющий собой субъективное отображение живым существом простейших  свойств окружающего мира виде психических явлений. Органы чувств – анализаторы – с рождения человека  приспособлены для восприятия  и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физич., химич., механич. и др. воздействий). Отделы анализатора: периферический ?проводниковый?корковый. Периферич.- рецепторный, воспринимающий раздражители; проводниковый – передающий, центр. отдел  анализатора, переводит возбуждение в нервные клетки;  корковый – центральный, мозговой, здесь происходит переработка нервных импульсов, поступающих из периферического отдела. Виды ощущений: 1)По качеству стимула: зрительные, слуховые; кожные (прикосновение, давление, боль, температура), вкусовые, обонятельные. 2) Проприоцептивные (ощущение тела в пространстве: равновесие и т.д.)  - обычно не осознаются. Интероцептивные (сигналы из внутр. органов).  Экстероцептивные (информация из внешнего мира): контактные и дистанционные ощущения. 3) Тактильные (контактные)  и дистантные. Обоняние – вид чувствительности, порождающий специфическое ощущение запаха. Осязание – кожная чувствительность, результат сложного комбинирования 4 других: давления, боли, тепла и холода. Кинестетические ощущения – неосознаваемые ощущения, связанные с рецепторами в мышцах и работающие при сокращении или растяжении. Эти ощущения обеспечивают управление движениями, оценку направления и скорости движения, величину расстояния. Выделяют 2 порога чувствительности: 1) верхний – максимальная величина раздражителя, который способен адекватно воспринимать анализатор; 2) нижний – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Существуют данные о том, что человек также способен воспринимать раздражители, находящиеся за нижним порогом чувствительности (субсенсорные).  Латентный период – время, проходящее между началом действия раздражителя и появлением ощущения.  

9. Восприятие: типы, свойства. 

Восприятие –  процесс приёма и переработки  человеком различной информации, поступающеё в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа. Объективизация – локализация образа в пространстве (хар-ный для воспр-я процесс). Воспр-е предполагает различные ощущения, протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Свойства воспр-я: 1) апперцепция – зависимость восприятия от псих. жизни  человека, от особенностей его личности, от прошлого опыта. 2) целостность – в восприятиях всегда есть целостный образ. 3) константность – св-во восприятия, при котором мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.д. 4) структурность – воспр-е – не просто сумма ощущений, а абстрагированная из этих ощущений обобщенная структура. 5) осмысленность – взаимосвязь мышления с воспр-ем. 6)  избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими. 7)  подвижность и управляемость – образ может трансформироваться, меняться в зависимости от поставленной цели. Типы воспр-ий: 1) Синтетический (склонность к обобщенному отражению явлений,  к определению основного смысла). 2) Аналитический ( стремление выделить и проанализировать детали, частности; затруднение в выделение основного). 3) Аналитико-синтетический. 4) Эмоциональный (восприятие путано и неорганизованно). Виды воспр-ий: 1) зрительные, слуховые, кожные и мышечные – по типу воспринимающего анализатора; 2) произвольные, непроизвольные. Нарушение воспр-ий: гипестезия, галлюцинации (воспр-е, возникшее без реального объекта), иллюзии (ошибочное воспр-е реальных вещей или явлений – аффективные, вербальные, передолические).  

10. Внимание: основные  свойства и виды. 

Внимание – процесс  сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.  Свойства внимания: 1) Устойчивость – проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на к.-л. объекте, предмете деят-ти, не отвлекаясь и не ослабляя внимания. 2) Сосредоточенность (концентрация) – различия, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечения от других. 3) Переключаемость – перевод внимания с одного объекта на другой, с одного вида деят-ти на иной. Перевод внимания может быть непроизвольным (индивид невольно переводит внимание на что-либо, случайно его заинтересовавшее) и произвольным ( индивид сознательно, усилием воли заставляет себя сосредотачиваться на чём-либо). 4) Распределение внимания – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деят-ти или совершать несколько различных действий. 5) Объём внимания – такая хар-ка внимания, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания человека. Внимание бывает произвольно и непроизвольное. 

11. Виды мышления. Мыслительный процесс. 

Мышление – психич.  процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности. Итогом мышления является не образ, а некоторая мысль, идея. Основные виды мышления:  1) Теоретическое понятийное мышление – мышление,  пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, не имея дела с опытом, полученным при помощи органов чувств. 2) Теоретическое образное мышление – отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. 3) Наглядно- образное мышление – мыслит. процесс, который непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти. 4) Наглядно-действенное мышление – сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным решением задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами.  Процессы мышления: 1) Анализ – выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей или отношений. 2) Синтез – объединение выделенных анализом компонентов целого. 3) Обобщение – процесс, который позволяет делать вывод. 4) Абстрагирование – мысленное отвлечение от конкретных предметов. 5) Классификация – выделение частей с последующим расчленением или объединением. 6) Конкретизация – выделение признака из общего или целого. 7) Систематизация – процесс разложения по определённому порядку. Формы мыш-я: 1) Понятие – мысль, выраженная в слове. 2) Суждение – основная форма результата мыслит. процесса; бывают истинными и ложными. 3) Умозаключения – процесс логич. вывода  из суждений и понятий.
12. Память, её виды. Способы развития памяти. Мнемотехника. 

Память – процесс  запоминания, сохранения, воспроизведения, переработки и забывания человеком  разнообразной информации. Основные функции памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание  информации. Существует несколько оснований  для классификации видов человеческой памяти: 1) деление памяти по времени  сохранения материала; 2) по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала  анализатору. В 1 случае выделяют: 1) мгновенную (связана с удержанием точной и  полной картины только что воспринятого органами чувств без к.-л. переработки  полученной информации; длительность от 0,1 до о,5 с. Это память-образ). 2) кратковременную  ( способ хранения ин-ии в течение короткого промежутка времени; длительность ~ 20 с. Сохраняется не полный, а обобщенный образ воспринятого). 3) оперативную (память, рассчитанная на хранение ин-ии в течение определённого, заранее заданного срока; в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней; срок хранений сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи; этот вид –промежуточный между кратковременной и долговременной памятью). 4) долговременную (память, способная хранить ин-ю в течение практически неопределенного срока; ин-я, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты). 5) генетическую (память, в которой ин-я хранится в генотипе, передаётся и воспроизводится по наследству; единственная память, на которую невозможно оказать влияние через обучение и воспитание).  Во 2 случае говорят о: 1) зрительной (память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов; предполагает развитую у человека способность к воображению). 2) слуховой (хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков). 3) двигательной (представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение многообразных сложных движений). 4) эмоциональной (память на переживания; участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеч. отношениях; то, что у человека вызывает эмоцион-е переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок). 5) осязательная, 6) обонятельная и 7) вкусовая память (особой роли в жизни человека не играют; их роль сводится к удовлетворению биологич. потребностей человека, связанных с безопасностью и самосохранением).  По характеру участия воли память делят на непроизвольную и произвольную. Способы наилучшего запоминания: 1) повторение; 2) временное кодирование (отражение запоминаемого материала в виде определенных, последовательно расположенных символов);  3) осмысление и группировка материала; 4) сравнение; 5) ассоциации. 

13. Личность и её  структура в системе социальных  отношений. 

Личность – социально-психологическая  сущность человека, формирующаяся в  рез-те усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества. Структура личности по К.Платонову: 1) биологич. подструктура (задатки, особенности высшей нервной деят-ти, св-ва темперамента; половые, возрастные св-ва личности и т.д.) формируется путём тренировки; 2) подструктура форм отражения (познават. процессы, психич. фун-ии)  формируется путём упражнения; 3) подструктура опыта (знания, умения, навыки, привычки) приобретается путём обучения; 4) направленность личности – понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление её поведения (включает в себя направленность, отношения, моральные черты, мотивацию; формируется путём воспитания). Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта, системы соц. связей  и отношений. Стадии социализации:  1) первичная социализация – стадия адаптации; 2) стадия индивидуализации; 3) стадия интеграции; 4) трудовая стадия; 5) послетрудовая стадия. 

14. Понятия «индивид»,  «личность», «индивидуальность».  

Человек – биосоциальное  существо, обладающее членораздельной  речью, сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать  орудие труда и пользоваться ими  в процессе жизнедеятельности. В  понятии «индивид» воплощена  родовая принадлежность человека; это  понятие характеризует отдельно взятого человека; в процессе социальных отношений индивид превращается в личность. Личность – человек  в совокупности социальных приобретённых  качеств. Личность - социально-психологическая  сущность человека, формирующаяся в  рез-те усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества. Индивидуальность – неповторимость, уникальность свойств человека, которая выражается в наличие разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях темперамента и характера. 

15. Темперамент и  тип высшей нервной деятельности. 

Темперамент – те врождённые особенности человека, которые  обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоц. Возбудимости, уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде. Это закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической жизни. Нейротизм – эмоциональная устойчивость. Интроверсия – обращённость сознания человека к самому себе. Экстраверсия – обращённость сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него. Двухфакторная модель экстравертированности и нейротизма по Гансу Айзенку:   

уровень нейротизма 

                                  (эмоц. неустойчивые) 

МЕЛАНХОЛИКИ  +13       ХОЛЕ
    Продолжение 

онятие о принципах
Принципы психологии – это исходные положения, определяющие понимание сути и истоков психики  людей, особенности ее формирования, развития, механизмы функционирования и формы проявлений, способы подхода  к ее изучению и изменению. Принципы аккумулируют в себе основные закономерности и законы, действующие в сфере  психического. Выявление и формулирование принципов – результат длительных исследований специалистами психического, духовного. В этом смысле разнообразие подходов к пониманию психического объясняется многообразием психологических школ, своеобразием философских позиций, пристрастий психолога-исследователя. Большой вклад в разработку принципов психологии внесли философские науки, а также физиология, педагогика, социология, экономика, политология, этика, эстетика. Все эти науки изучают относительно самостоятельные сферы жизни и деятельности людей, оказывающие влияние на формирование и развитие их психики. Важно понимать, что законы, действующие в этих сферах, обладают относительной самостоятельностью, хотя и испытывают взаимовлияние на особенности своего проявления. Так, по поводу взаимодействия законов социальной жизни и биологии человека А. Н. Леонтьев заметил: то, какая пища попадает в желудок человека, обусловлено социальными обстоятельствами, но процесс пищеварения происходит по законам физиологии.
Опираясь на философские, естественнонаучные и другие научные  основы, отечественная психология сформулировала ведущие методологические принципы, определяющие ее позиции в понимании  психического.  
 

Общие принципы психологии
Принцип отражения. Раскрывает понимание сущности психического и его основных функций, уровней  в развитии психики человека. Своеобразие  психики человека – особой формы  отражения, обусловлено многими  обстоятельствами: особенности самой  объективной реальности, воспринимаемой как органами чувств, так и с  помощь речи; состояние головного  мозга; физического и психического здоровья человека; содержание и состояние  его психики.
Принцип детерминизма. Объясняет причины развития психики, ее истока. Психика человека обусловлена  и выступает результатом взаимодействия факторов биологического, природного, социального характеров. Вместе с  тем психика не просто продукт, а  результат взаимодействия и воздействия  на человека социальных, биологических  и природных факторов. Таким образом, психика способна изменяться и развиваться.
Принцип активности. Ориентирует исследователя при  изучении психических явлений учитывать, что внешние и другие обстоятельства отражаются в сознании человека сознательно, целенаправленно, а не только зеркально.
Принцип развития. Раскрывает истоки человеческой психики, как динамического  феномена. Психика может быть правильно  понята, если рассматривается как  результат социального взаимодействия, взаимодействия человека с социальной и природной средой как результат  его деятельности и общения с  другими людьми, результат его  обучения и воспитания.
Принцип взаимосвязи, единства. Выделение двух граней проявления психического: субъективное (что и  как мыслит, переживает, оценивает  человек) и объективное (реальное поведение, действия и поступки человека, материализованные  и объективированные результаты его деяний) дает основание утверждать, что наиболее адекватное понимание  психического возможно на основе систем его субъективных и объективных  проявлений.
Принцип целостного, системного подхода. Предполагает понимание  и изучение взаимосвязанных и  взаимообусловленных психических  феноменов, ориентируя специалиста  на осознание психики как целостного интегрального явления.
Принцип относительной  самостоятельности. Не противоречит предыдущему  принципу, а указывает на то, что  всякое психическое явление имеет  своеобразие, как своих физиологических  основ, так и свои закономерности формирования, функционирования и развития.
Принцип личностного  подхода, учета групповых, общественных интересов, ценностей. Изучение психики  адекватно лишь при учете в  совокупности личностных и групповых  особенностей людей: их потребностей, интересов, жизненного и профессионального  опыта, способностей, учета психотипических  и индивидуально-психологических  особенностей людей.
Принцип единства. Ориентирует  специалистов на содержательный, аксиологический  анализ психики людей с учетом конкретных исторических условий их жизни и деятельности. 
 
 

Общие положения  о методах психологического исследования
В психологии, как  и в других науках для получения  фактов, их обработки и объяснения используется определенная совокупность методов исследования.
Все применяемые  в психологическом исследовании методы можно разделить на четыре группы: 1) организационные методы; 2) эмпирические способы добывания  научных знаний; 3) приемы обработки  данных; 4) интерпретационные методы.
 К организационным относятся действующие на протяжении всего исследования сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы; к эмпирическим способам добывания научных знаний – обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий или психолого-педагогический эксперименты), психодиагностические методы (тесты стандартизированные и проективные тесты, анкеты, социометрия, интервью, беседа), праксиометрические, т. е. приемы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографические описания, оценка изделий и выполнение работ), биографические методы (анализ фактов, дат и событий жизненного пути человека, документаций и т. п.); к приемам обработки данных относятся количественный (математико-статистический) и качественный анализ, в том числе и составление психологической казуистики, т. е. описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющиеся исключениями или нарушениями общих правил; к интерпретационным методам – различные варианты генетического (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т. п.) и структурного (установление структурных связей между всеми характеристики психики) методов. Рассмотрим ряд организационных и эмпирических способов добывания научных знаний.  
 

Организационные методы
Сравнительный метод - (метод «поперечного среза») заключается  в сопоставлении различных групп  людей по возрастам, образованию, деятельности и общению. Например, две большие  группы людей, одинаковых по возрасту и полу (студенты и рабочие), исследуются  одними и теми же эмпирическими способами  добывания научных данных, и полученные данные сопоставляются между собой.
Лонгитюдный метод (метод «продольного среза») состоит в многократных обследованиях одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. К примеру, многократное обследование студентов на протяжении всего срока обучения в вузе.
Комплексный метод - способ изучения, при котором в  исследовании участвуют представители  различных наук, что позволяет  устанавливать связи и зависимости  между явлениями разного рода, например, физиологическим, психическим и социальным развитием личности.  
 
 

Эмпирические методы. Обсервационные методы
Наблюдение (внешнее) — метод, состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном и  фиксируемом восприятии внешних  проявлений психики.
Самонаблюдение (интроспекция) — наблюдение человека за собственными психическими явлениями.  
 

Экспериментальные методы
Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование  некоторыми факторами и регистрацию  соответствующих изменений в  состоянии и поведения изучаемого.
Лабораторный эксперимент  осуществляется в искусственных  условиях, как правило, с применением  специальной аппаратуры, со строгим  контролем всех влияющих факторов.
Естественный эксперимент - психологический эксперимент, включенный в деятельность или общение незаметно  для испытуемого.
Формирующий (обучающий) эксперимент - метод исследования и  формирования психического процесса, состояния или качества личности.  
 

Психодиагностические  методы
Тест - система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного качества (свойства) личности.
Тесты достижений - одна из методик психодиагностики, позволяющая  выявить степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками.
Тесты интеллекта —  методика психодиагностики для выявления  умственного потенциала индивида.
Тесты креативности - совокупность методик изучения и  оценки творческих способностей.
Тесты личностные - методика психодиагностики для измерения  различных сторон личности индивида.
Тесты проективные (прожективные) - совокупность методик для целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации, т. е. осознанном или неосознанном перенесении субъектом собственных свойств и состояний на внешние объекты под влиянием доминирующих потребностей, смыслов и ценностей.
Анкета — методическое средство для получения первичной  социально-психологической информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, представляющее опросный лист для получения  ответов на заранее составленную систему вопросов.
Социометрия - метод  психологического исследования межличностных  отношений в группе с целью  определения структуры взаимоотношений  и психологической совместимости.
Интервью— метод социальной психологии, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные, как правило, заранее вопросы.
Беседа - метод, предусматривающий  прямое или косвенное получение  психологической информации путем  речевого общения.
Эффективное применение эмпирического метода зависит от того, насколько он валиден (соответствует  тому, для получения и оценки чего он изначально предназначался) и надежен (позволяет получать одни и те же результаты при повторном и многократном использовании).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.