На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Предмет и ситема юридической психологии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 11.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
РЕФЕРАТ
По дисциплине «юридическая психология»
на тему «Предмет и система юридической психологии»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
    ЮРИДИЧЕСКА Я ПСИХОЛОГИЯ – ОТРАСЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКО Й НАУКИ
 
    ПРЕДМЕТ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

    ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДМЕТА ЮРИДИЧЕСКЙ ПСИХЛГИИ


    МЕТОДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ


    ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
 
ПРИЛОЖЕНИЕ
 

  

ВВЕДЕНИЕ

 
         История психологического исследования проблем правоохранительной деятельности насчитывает около сотни лет. Она началась с проблем судопроизводства и с названия "Судебная психология". Такое положение сохранялось до 70-х годов, когда официально была зарегистрирована наука "Юридическая психология".
       Смена названия была вызвана радикальными изменениями в понимании того, что психологические проблемы укрепления законности и правопорядка не сводятся к расследованию преступлений. К новому подходу вынуждало и реальное состояние психологических исследований, развернувшихся в правоохранительных органах и вышедших далеко за рамки традиционной проблематики. Начались исследования психологических проблем правового воспитания населения, укрепления законности, работы с кадрами правоохранительных органов, профессиональной деформации и психологической подготовки сотрудников, психологических причин совершения преступлений и их профилактики, управления в правоохранительных органах и оперативно розыскной работы, исправления осужденных и социальной реабилитации освобожденных из мест лишения свободы и др. Тенденция расширения юридико-психологических исследований продолжала укрепляться и развиваться в 80-е годы в связи со все обостряющейся потребностью общества в укреплении законности и правопорядка и комплексного подхода в этой работе.
        Особенную остроту актуальность решения всего комплекса психологических проблем деятельности правоохранительных органов приобрела в 90-х годах, когда задача создания правового государства была объявлена задачей обновления нашего общества, а уровень преступности резко повысился, став поистине государственной проблемой. Ширились, отвечая потребностям практики, и исследования проблем юридической психологии, накапливались их результаты, представляющие несомненный практический интерес. Однако все это не находило достаточного отражения в публикациях по юридической психологии, доступных широкой студенческой аудитории и корпусу сотрудников правоохранительных органов.
       Для  нашего времени характерно значительное  развитие психологической науки,  проникновение ее во все сферы  человеческой деятельности, использование  данных психологии в решении  проблем хозяйственного и культурного  строительства, а также и вопросов  совершенствования работы правоохранительных  органов и должностных лиц,  например создание профессиограммы юридических профессий. Глубокое исследование указанных вопросов требует психологического анализа личности и юридической деятельности, опирающегося на изучение основных психологических явлений, процессов, состояний, их особенностей в правовой сфере (потребности, мотивы, цели, темперамент, установка, социальная направленность и другие характеристики личности).
        Психологическая культура юриста предполагает наличие у всех работников юридических органов развитой системы психологических знаний, а также навыков и приемов, которые обеспечивают высокую культуру общения. Психологическая культура повышает эффективность юридической деятельности, способствует ее гуманизации.
         Изучение юридической психологии в значительной степени затрудняется отсутствием научно-методической литературы по данной дисциплине.
     Цель написания данной курсовой работы – рассмотреть предмет, метод и задачи юридической психологии, ознакомиться со структурой юридической психологии. В соответствии с определенной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
     -   рассмотреть юридическую психологию как отрасль психологической науки;
   - исследовать предмет юридической психологии
        - раскрыть методы, задачи и построение системы юридической психологии    
  -   сформулировать выводы по проделанной работе.
       Практическая значимость моей работы заключается в возможности её использования в учебном процессе при изучении данной темы.
       Методологической основой исследования послужили такие методы исследования, как: специально-юридический, , исторический системный и логический методы. и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта. 
          Раскрытие темы предполагает изучение научной и учебной литературы, пособий и материалов периодических изданий.  
       Теоретическую основу курсовой работы составляют труды таких авторов, как: Еникеев М.И. , Васильев В.Л. Жалинский, А.Э. Костицкий М.В., Романов В.В., Ратинов А.Р., Чуфаровский Ю.В. и других.
      Структура курсовой работы обусловлена предметом, объектом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
 
ГЛАВА I. ЮРИДИЧЕСКА Я ПСИХОЛОГИЯ – ОТРАСЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКО Й НАУКИ
 
         Психология - это наука, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей. Название науки "психология" происходит от греческих слов: "психе" (душа), "логос" (учение), то есть наука о душе, точнее, о внутреннем, субъективном мире человека. [9,с.25]Термин "психология" был предложен немецким схоластиком Гоклениусом в конце XVI века.
      Долгое время психология развивалась как составная часть философии, и только в середине XIX века она выделилась в самостоятельную науку. Это стало возможно потому, что психология постепенно превращалась из науки описательной в науку экспериментальную настоящее время психология представляет собой довольно сложную и разветвленную систему дисциплин. Кроме общей психологии, изучающей общие закономерности психической деятельности, существуют и быстро развиваются частные, прикладные отрасли психологии. Так, группу прикладных отраслей, которые изучают закономерности и механизмы психики людей, занятых конкретными видами деятельности, составляют: психология труда и ее относительно самостоятельные разделы - инженерная, авиационная и космическая психология; психология познания; педагогическая, военная, юридическая психология и др.
        Перед  оперативными, следственными, прокурорскими  и судебными работниками постоянно  возникает множество вопросов, решение  которых требует не только  широкого кругозора, юридической  культуры, специальных познаний  и жизненного опыта, но и  хорошего знания юридической  психологии. Чтобы правильно разбираться  в сложных отношениях людей,  их переживаниях и поступках,  в запутанных ситуациях, которые  находят свое отражение в уголовных  делах, надо знать закономерности  психической жизни.
        Юридическая  психология включает в себя  различные области научных знаний, является прикладной наукой и  в равной мере принадлежит  как психологии, так и юриспруденции.  В области общественных отношений,  регулируемых нормами права, психическая  деятельность людей приобретает  своеобразные черты, которые обусловлены  спецификой человеческой деятельности  в сфере правового регулирования.  Психология - единственная наука,  способная обеспечить не только  познание психической деятельности, но и управление ею.[9,с.27] С развитием общества ее значение будет все более возрастать.
         Потребность обращении к психологии, ее методам, достижениям возникает тогда, когда конкретная наука, смежная с психологией или тесно связанная с ней, включается в решение практических задач. Имеет это место в педагогике, медицине и юриспруденции. Практическая деятельность, как правило, реализуется в конкретных действиях конкретных людей, и то, как это происходит, зависит в значительной мере от их психологических особенностей. Только необходимость решения практических задач привела к тому, что на границе с обществоведением возникли и развиваются социальная, этническая, историческая и другие отрасли психологии. Было бы, однако, приуменьшением роли естественного в жизни и развитии личности обращение исключительно к социальным аспектам ее проявления. Безусловно, изучение биологии человека (анатомии, физиологии, антропологии) неразрывно связано с исследованиями в области психофизиологии, нейропсихологии, психофизики и других наук, пограничных с психологией и естествознанием. - Вся система научного знания ощущает потребность в использовании психологического знания, оно становится связующим звеном различных областей науки. Психология связывает общественные науки и естественные, биологию и историю, медицину и педагогику, управление и юриспруденцию и др. Этим определяется ее место в системе научного знания.
      Теоретической  базой для юридической психологии  является общая психология, поскольку  используется ее понятийный и  категориальный аппарат, знания  об общих закономерностях и  законах психической деятельности  человека.
        Большинство ученых правоведов, психологов, работающих в этой области, сходятся во мнении, что если психология в качестве фундаментальной науки о психике человека исследует наиболее общие закономерности психической деятельности людей в целом, то юридическая психология изучает те же закономерности психики человека, различные психические явления, но не вообще, а в сфере различных (уголовно-правовых, гражданско-правовых и пр.) правоотношений или, как еще иногда говорят, в системе "человек - право".
 
                    
 
 
ПРЕДМЕТ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
 
        Возникновение и развитие новой отрасли психологической или какой-либо другой науки вызываются объективными причинами: с одной стороны, «саморазвитием» научного знания, с другой - социальным заказом, то есть заказом практики. Для получения статуса науки отрасль знания должна иметь специфические предмет и методы исследования, понятийный аппарат, систему, структуру и задачи. При этом предмет науки является производным, связанным с объектом исследования.
         Предмет науки неразрывно связан с объектом, они имеют схожие черты. Основное структурное отличие предмета от объекта заключается в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные свойства и признаки. Объект - это выделенная часть объективной реальности, которую можно осознать как существующую материально или идеально. Предмет - это познаваемая, исследованная и исследуемая часть объекта.
      Объектом психологической науки выступает психика как свойство высокоорганизованной материи, являющейся особой формой отражения субъектом объективной реальности, построения неотчуждаемой картины мира, саморегуляции на этой основе поведения и деятельности.
        В науке, в том числе и в психологии, наблюдается смешивание объекта и предмета познания и науки, употребление этих терминов как синонимов.[13,с.12] В определенном смысле это связано с буквальным переводом термина «объект» (от лат. objectus - предмет). Представляется, что такой подход недостаточно совершенен. Познавательные отношения субъекта к объекту возникают как производственные от предметно-практической деятельности. Объект не тождествен объективному миру. Последний становится объектом лишь в связи с той ролью, которую он начинает играть в жизни общества. Иными словами, объектом познания становится лишь существующая независимо от человека часть объективной действительности, которая включается в человеческую деятельность, осваивается субъектом предметно-практически и познавательно.
 
Исследование  предмета юридической психологии
      Исследование предмета юридической психологии представляется необходимым начать с предмета обшей психологии. А.Н. Леонтьев в определении предмета психологии исходил из ее эмпирической основы - явления отражения действительности. Предметом психологии, по А.Н. Леонтьеву, выступают порождение, функционирование и строение психического отражения реальности, опосредствующее жизнь индивидов, или отражение реальности в процессах деятельности индивидов.[14,с.12] А.Р, Лурия предметом психологии считал "психическую деятельность человека, ее законы".[15,с.3]
          К.К. Платонов и Г.Г. Голубев указывают, что "предметом психологии
является психика как  отражение мозгом реальной действительности".[17,с.6]Основные учебники психологии для вузов трактуют предмет психологии как закономерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека - конкретно-исторической личности в частности[17,с.3] или "психологические факты, закономерности и механизмы психики.[18,с.7] Этот ряд можно продолжать.
        При определении предмета общей психологии как теоретической для всех психологических наук отрасли отмечается много проблем, но их количество значительно возрастает при определении предмета познания в отраслевых психологических науках. Они также базируются на доминирующих в психологии теориях - деятельности, общения отражения, личности или системного подхода.
        Однако определение предмета отраслевых психологических наук возникших и развивающихся на стыках с другими науками, невозможно без учета предметов этих наук. Например, при определении предмета юридической психологии необходимо учитывать и предмет юриспруденции.
           Предмет юридической психологии - явление комплексное, т. е. имеется в виду комплексность не только процесса или технологии познания в этой сфере, но и самого предмета познания. Для анализа этой проблемы необходимо хотя бы кратко рассмотреть существующие в юридической психологии подходы к определению предмета этой науки. Ведь от определения предмета в прямой зависимости находится весь последующий процесс изложения курса юридической психологии.
           А.Р. Ратинов в первых своих работах указывал, что "предметом судебной психологии выступают психические явления, связанные с участием в уголовном производстве, закономерности человеческой психики. При осуществлении производства по делу и выполнении различных функций в уголовном процессе" [19,с.55] предметом правовой психологии являются психологические закономерности общественных отношений урегулированных правом".[20,с.5] В работах последнего времени А.Р. Ратинов в качестве предмета юридической психологии выделяет психические явления, механизмы, закономерности, связанные с возникновением, изменением, исполнением, нарушением и применением права.
          Другой из основоположников юридической психологии - А.В. Дулов отмечал, что "предметом любой науки всегда является изучение определенной группы закономерностей. В соответствии с этим, предметом психологической науки является изучение закономерностей возникновения, развития и проявления психологических явлений, закономерностей формирования психических свойств человека. Прикладные отрасли психологической науки, к которой относится и юридическая психология (в терминологии А.В. Дулова - судебная психология), призваны конкретизировать, углублять общие закономерности психологической науки применительно к определенным видам деятельности человека. Предметом судебной психологии, по мнению этого автора, являются особенности развития и проявления психических закономерностей, связанных с процессом деятельности по осуществлению правосудия".[8,с.29-30]
       Третий теоретик в области юридической психологии - В.Л. Васильев полагает, что "предмет юридической психологии составляют психические закономерности деятельности и личности человека в области правовых отношений. Это определение связано с попыткой объединить в рамках юридической психологии два доминирующих в советской психологии подхода: «деятельностный», разработанный московской школой психологии, и «личностный», утвержденный ленинградской школой".[3,с.6] Однако к середине 80-х годов на первый план стал выходить «системный» подход, культивируемый в академической психологической науке. В связи с этим в последнее время в качестве предмета юридической психологии В.Л. Васильев выделяет психологические основы личности и деятельности в условиях правового регулирования, систему «человек - право». Главным звеном в этой системе является человек или личность как субъект деятельности.[4,с.90]
      Представляются правильными, по мнению автора, рассуждения Столяренко А.М. об органической связи всей сферы права с психологией и невозможности укрепить правопорядок, бороться с преступлениями, не считаясь с психологическими факторами, ибо любой закон живет и действует лишь тогда, когда люди его понимают, хотят и могут выполнить. [1,с.31]Этот же автор отмечает, что "поскольку юридическая психология - «пограничная область науки», то она должна в «юридической» части понимать предмет так, как понимает свой предмет юридическая наука, а в «психологической» части - так, как понимает свой предмет психологическая наука".[2,с.77]  Предмет юридической психологии - это не сумма предметов психологии и юриспруденции, т.е. не психические явления, процессы, состояния плюс государственно-правовые явления, не отдельные фрагменты действительности в психологическом окрасе, а психология государственно-правовых явлений как целостность, в которой нельзя механически отделить психологическое от юридического, а возможно лишь выделение психологической и юридической подсистем, находящихся в движении, развитии, непрерывной связи. В эту своеобразную совокупность включаются или в перспективе включатся психология личности в праве, психология правового поведения, психология деятельности юридических органов и полномочных лии, наделенных правами и обязанностями, личность юриста и др. В то же время в предмете с помощью системного подхода можно выделить психологические составляющие - процессы, состояние, явления, деятельность, поведение личности, общение и т, д. или юридические - правоспособность, дееспособность, вменяемость, вину, умысел, мотив и т. п. [12,с.90]
 
                              ЗАДАЧИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
 
        Юридическая  психология как наука ставит  перед собой определенные задачи, которые можно разделить на  общие и частные.
        Общей  задачей юридической психологии  является научный синтез юридических  и психологических знаний, раскрытие  психологической сущности фундаментальных  категорий права.
        Частные  задачи юридической психологии  относятся к разработке рекомендаций  по наиболее эффективному осуществлению  правоприменительной деятельности. К ним можно отнести:
         1) исследование психологических  предпосылок (условий) эффективности  правовых норм;
        2) психологическое  исследование личности преступника,  раскрытие мотивации преступного  поведения, специфики мотивации  отдельных видов преступного  поведения;
        3) разработка  социально-психологических основ  профилактики преступлений;
        4) исследование  психологических закономерностей  различных видов правоохранительной  деятельности (следователя, прокурора,  адвоката, судьи);
         5) исследование психологических  закономерностей деятельности исправительных  учреждений в целях разработки  системы мер по исправлению  и перевоспитанию осужденных;
6) разработка рекомендаций  по совершенствованию профессионального  мастерства работников правоохранительных  органов, по профориентации, профотбору, профконсультации кандидатов, желающих работать в указанных органах.[23,с.45]

    4. МЕТОДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ


 
      В юридической  психологии существует система  методов психологического изучения  личности, а также различных психологических  явлений, возникающих в процессе  правоприменительной деятельности. К ним относят следующие:[5,с. 75]
         Метод наблюдения. Под методом наблюдения в психологии понимается специально организованное, преднамеренное, целенаправленное восприятие исследователем разнообразных внешних проявлений психики непосредственно в жизни, в ходе расследования, судебного разбирательства и в других сферах правоприменительной деятельности.
        Метод наблюдения исключает использование каких-либо приемов, которые могли бы внести изменения или нарушения в естественный ход изучаемых явлений. Благодаря этому метод наблюдения позволяет познать изучаемое явление во всей полноте и достоверности его качественных особенностей.
        Предметом наблюдения в психологии являются не непосредственные субъективные психические переживания, а их проявления в поступках и в поведении человека, в его речи и деятельности.
          Наблюдение бывает: непосредственное и опосредствованное, невключенное и включенное.При непосредственном наблюдении изучение осуществляет само лицо, которое делает выводы по результатам этого наблюдения. Такое наблюдение осуществляют следователь и судья при проведении следственных и судебных действий, воспитатель исправительного учреждения и др.
       Опосредствованное наблюдение встречается в тех случаях, когда получают сведения о наблюдении, произведенном другими лицами. Данный вид наблюдения имеет особенность: результаты его всегда закрепляются в документах дела - в протоколах допросов других лиц, в заключениях экспертов (судебно-психологической, судебно-психиатрической экспертизах) и т.д.
        Невключенное наблюдение - это наблюдение со стороны, в котором исследователь - постороннее для исследуемого человека или группы лицо.
Включенное наблюдение характеризуется  тем, что исследователь входит в  социальную ситуацию в качестве его  участника, не раскрывая при этом истинные мотивы своего поведения (исследования). Так, например, при исследовании института  народных заседателей был использован  метод включенного наблюдения. Оно  проводилось выпускником юридического факультета Санкт-Петербургского университета, проходившим практику в суде. Исследователь  получил разработанный учеными  подробный опросник, относящийся к ходу процесса и к совещанию судей, который заполнял после окончания каждого дела. Вопросник был анонимным. Официальное разрешение на проведение наблюдения было получено, но судей не информировали об исследовании.
         Преимущество включенного наблюдения - непосредственный контакт с объектом изучения, регистрация событий, которые при невключенном наблюдении могли быть скрыты от глаз исследователя.
         Все сказанное относится к методу объективного наблюдения. Кроме него, в психологических исследованиях применяется также метод субъективного наблюдения - интроспекции (самонаблюдения). Он заключается как в наблюдении за своей внешне выраженной деятельностью, психологически значимыми фактами из жизни, так и в наблюдении за своей внутренней жизнью, за своим психическим состоянием.
           Метод беседы. Целью психологического исследования является как можно более глубокое познание личности, ее внутреннего мира, убеждений, стремлений, интересов, отношения к различным явлениям социальной жизни. В подобных случаях метод простого наблюдения оказывается малопригодным.
          В таких случаях с успехом применяется метод беседы. Суть этого метода состоит в непринужденной беседе с людьми по интересующим исследователя вопросам (беседа не должна превращаться в анкетирование).
         Метод беседы в значительной степени напоминает допрос, поэтому к нему предъявляются некоторые сходные требования. В частности, предпосылкой его успешности является создание обстановки непринужденности, дающей возможность естественно сочетать свободный рассказ с ответами на конкретные вопросы, которые уточняют, дополняют и    контролируют изложение.
       Анкетный метод. Это опрос большого круга лиц по строго установленной форме - анкете. Метод основывается на анонимности заполнения анкеты, что позволяет получить наиболее объективные данные об изучаемых процессах, фактах, явлениях. Полученный материал подвергается статистической обработке и анализу. В области юридической психологии анкетный метод применяется достаточно широко - от судебно-следственной и исправительной сфер деятельности до области правореализации.
        Параллельно с анкетированием применяется "автомат общественного мнения" (телефонный опрос). Главное его достоинство - полная анонимность. Благодаря этому на целый ряд "критических'' вопросов испытуемые дают автомату иные ответы, нежели в анкетах.
       Разновидностью опроса является метод интервью. В ходе интервью человек высказывает свои суждения относительно определенных явлений, обстоятельств, действий. Интервью должно проводиться по четко определенной программе. С его помощью можно получить самые разнообразные сведения об особенностях деятельности правоохранительных органов. Интервьюирование следователей, оперативных сотрудников позволяет узнать об их профессионализме, трудностях, с которыми они сталкиваются, их мнение о причинах преступности и путях ее снижения и т.д.
         Для характеристики психологических  особенностей личности определенное  значение имеет биографический метод. Сущность этого метода заключается в собирании и анализе материалов биографического характера, проливающих свет на особенности человека и их развитие. Сюда относятся: установление конкретных биографических данных, анализ дневников, собирание и сопоставление воспоминаний других лиц и пр.
         По своей сущности к биографическому  методу близок метод обобщения  независимых характеристик, цель  которого - собирание данных о  личности от различных, не зависимых  друг от друга источников. Этот  метод дает богатый материал, позволяющий составить наиболее  полное представление о личности  благодаря анализу мнений, высказанных  лицами, с которыми исследуемый  находился в тех или иных  отношениях.
         Экспериментальный метод - ведущий метод в психологической науке. Он направлен на изучение психических явлений в специально созданных для этого условиях и по своей сущности и видам подразделяется на лабораторный и естественный эксперимент.
          Существует также еще один  вид экспериментального метода, который может быть использован  в юридической психологии - это  формирующий (обучающий) эксперимент.  Он направлен на изучение психических  явлений в процессе обучения  и профессиональной подготовки  путем внедрения наиболее активных  методов обучения, в том числе  проблемного, с помощью которых  формируются профессионально важные  качества будущего специалиста-юриста.
       Наконец,  можно отметить еще одну разновидность  экспериментального метода - ассоциативный  эксперимент, впервые предложенный  английским психологом Ф. Гальтоном и развитый австрийским ученым К. Юнгом. Суть его в том, что испытуемому предлагается на каждое слово ответить первым словом, которое ему придет в голову. Во всех случаях учитывается время реакции, т.е. интервал между словом и ответом (определения причастности подозреваемого к совершению преступления).
         Разновидностью экспериментального  метода, применяемой в более узком  диапазоне, является метод тестов. Психологическая проба, именуемая  испытанием (тестом), давно используется  для решения различных вопросов: проверки уровня интеллектуального  развития, определения степени одаренности  детей, профессиональной пригодности,  для выявления личностных параметров.
        Метод  анализа продуктов деятельности  человека. Продукты человеческой  деятельности являются ценным  объективным материалом, позволяющим  раскрыть многие особенности  человеческой психики.
Анализ продуктов деятельности позволяет охарактеризовать особенности  умений и навыков, приемы и способы  работы, черты личности, выражающиеся в отношении к труду и т.д.. [5,с. 115]
       Метод психологического анализа документов. Документ в широком значении этого слова (т.е. то, что записано, нарисовано или изображено каким-то иным образом), даже если он не имеет отношения к праву, может содержать сведения, интересующие юридическую психологию. Анализ документа - метод, позволяющий добыть такие сведения. Различают документы юридического значения и документы, не имеющие отношения к праву.
 


ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
 
        Исследуя проблему предмета и системы юридической психологии, мы исходим из принципиального положения, что психологические закономерности в области правоприменительной деятельности делятся на две большие категории: деятельность правопослушную и деятельность, связанную с теми или иными правонарушениями.
        Этими методологическими предпосылками, а также принципом иерархии определяется построение системы юридической психологии, в которой последовательно анализируются психологические закономерности в сфере правопослушного поведения и в сфере социальной патологии (приложение 1).
    В общей части юридической психологии излагаются предмет, система, история, методы, связь с другими научными дисциплинами, а также основы общей и социальной психологии. В специальном разделе рассказывается о закономерностях правопослушного поведения, правовом сознании и интуиции личности, их роли в формировании иммунитета личности к криминогенной ситуации.
  В двух больших разделах общей части юридической психологии также рассматриваются психология правоотношений в сфере предпринимательской деятельности и психология юридического труда.
Особенная часть юридической психологии, которую часто называют судебной психологией, состоит из следующих  разделов: криминальная психология, психология потерпевшего, психология правонарушений несовершеннолетних, следственная психология, психология судебного процесса, судебно-психологическая экспертиза и исправительно-трудовая психология.
Юридическая психология изучает человека во всей полноте, с другой стороны, в  этой научной дисциплине ярко выражены юридические аспекты, которые обусловливают комплекс объективных закономерностей, изучаемых ею. Она разрабатывает психологические основы:
– правопослушного поведения (правосознание, мораль, общественное мнение, социальные стереотипы);
– преступного поведения (структура личности преступника, преступный стереотип, структура преступной группы, криминогенная ситуация, структура личности потерпевшего и роль этих структур в генезисе преступного поведения);
– правоохранительной деятельности (профилактика правонарушений, следственная психология, психология судебного процесса, судебно-психологическая экспертиза);
– ресоциализации правонарушителей (исправительно-трудовая психология, психология адаптации после освобождения из ИТУ);
– поведения несовершеннолетних (психологические особенности проблем, изложенных выше);
– использования психолога в качестве консультанта, специалиста и эксперта на
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.