На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Мотивация власти

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 11.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МІНІСТЕРСТВО  ОСВІТИ І НАУКИ, МОЛОДІ ТА СПОРТУ УКРАЇНИ
ЗАПОРІЗЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ ТЕХНІЧНИЙ УНІВЕРСИТЕТ 
 

РЕФЕРАТ
З дисципліни «загальна психологія»
              на  тему: 

«МОТИВАЦІЯ  ВЛАДИ» 
 
 
 

Виконав:
студент групи  ГП-210 Волошин А. А.
Перевірила:
Семенцова О. М. 

Запоріжжя
2011 

ВВЕДЕНИЕ 

     Мотивация является одной из центральных проблем  в психологических исследованиях  личности. Впервые слово "мотивация" употребил А. Шопенгауэр в статье "О четверояком корне закона достаточного основания" (1900 -1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных.
     В настоящее время мотивация как  психическое явление трактуется по-разному. В одном случае - как  совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение (К. Мадсен; Ж. Годфруа), в другом случае - как совокупность мотивов (К. К. Платонов), в третьем - как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность.
     Кроме того, мотивация рассматривается  как процесс психической регуляции  конкретной деятельности (М. Ш. Магомед-Эминов), как процесс действия мотива и  как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления  конкретных форм деятельности (И. А. Джидарьян), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В. К. Вилюнас).
     Отсюда  все определения мотивации можно  отнести к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию со структурных  позиций, как совокупность факторов или мотивов. Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм.
     Исследования психологических особенностей мотивации власти выражается в том, что мотивация власти (или потребность во власти) - одна из самых главных движущих сил человеческих действий. Считается, что это эгоистическая или даже садистическая сила, которая, как и любое влечение, никогда не бывает насыщенна. Власть не отдают, ее теряют, и, как правило, в драматических ситуациях. Существует мнение, что со временем происходит "эрозия" власти, т.е. она становится все менее эффективной и более эгоистической.
     Помимо  таких взглядов, которые изображают власть в темном свете, существуют и  противоположные взгляды, связанные  с культом власти, со стремлением  боготворить лидеров и вождей. Но поскольку слишком интенсивное  проявление стремления к власти воспринимается в обществе негативно, то люди, которые осознают свои властные стремления, пытаются их скрыть или рационализировать. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     МЕСТО МОТИВАЦИИ ВЛАСТИ В МОТИВАЦИОНОЙ СИСТЕМЕ ЛИЧНОСТИ 

     Достаточно  распространенным является мнение о  том, что стремление к власти преобладает  в этой системе, что оно является важнейшим регулятивным фактором деятельности. Властолюбцев можно разделить на тех, кто обладает властью и пытается ее укрепить, и тех, кто только ее домогается. Но, очевидно, не следует  преувеличивать значение власти как  побуждающего фактора, ведь любые мотивы или потребности способны стать  побуждающей силой поведения и деятельности человека.
     Уровень развития и доминирование определенных мотивов и потребностей личности можно представить в виде мотивационного профиля. Сравнительный анализ мотивационных  профилей индивидуумов свидетельствует  о том, что между ними существуют значительные отличия.
     Можно выделить группу людей, у которых  доминирует мотивация власти (это, например, менеджеры, политики, которые занимают высокое положение в иерархии власти). В то же время есть люди, для которых стремление к приобретению власти над другими людьми не имеет  существенного значения. В мотивационных  профилях этих людей преобладают  другие стремления и потребности (например, стремление достигать высоких успехов  в труде или стремление к эмоциональным  отношениям с людьми). Они заинтересованы скорее общаться, достигать высоких  результатов в деятельности, чем контролировать других.
     Использование власти может служить созданию приятных переживаний вследствие подчинения окружающих своей воле, что приводит к повышению своей самооценки. Но оно может служить и групповым  интересам и целям. С моральной  точки зрения намерения субъекта власти могут оцениваться как плохие и хорошие, законные и незаконные. Именно в этом смысле Д. Мак-Клелланд различает два вида мотивов, называя их личностно ориентированной и социоориентированной властью.
     В первом случае люди стремятся к власти не ради того, чтобы достичь определенных общественно важных целей, а лишь потому, что наличие ее приносит им удовлетворение. Такие люди используют все возможные средства принуждения, чтобы получить и усилить контроль над другими. Межличностное доминирование  для них самоцель, составляет смысл  их жизни. В структуре их мотивации  другие стремления (например, познавательная или коммуникативная потребность) не играют особой роли.
     Люди, у которых преобладает социоцентрическая  мотивация власти, стремятся к  ней, поскольку она предоставляет  возможность достигать определенных общественных целей (служит на пользу другим людям). В таком случае человек  не только стремится к абсолютному  доминированию (господству) над другими людьми, но и озабочен интересами дела.
     Это противопоставление, однако, достаточно условно. В реальной жизни предприниматель  или политик в одних ситуациях  может руководствоваться личными, а в других - общественными потребностями. Есть основания утверждать, что люди с социоцентрической мотивацией не стремятся к постоянному увеличению своего влияния. Их удовлетворяет положение, при котором они могут наилучшим  образом служить целям группы или определенного общественного  института (государства, предприятия, церкви и др.).
     В то же время эгоцентрическая мотивация  предусматривает наличие стремления ко все большей концентрации власти в собственных руках.
     Власть  часто применяется тогда, когда  другой человек не склонен содействовать (или даже мешает) удовлетворению потребностей субъекта и достижению его целей. Использование власти в таком  случае направлено на то, чтобы сделать  другого человека более уступчивым, а мотивация власти является инструментальной (т.е. власть - не самоцель, а средство, инструмент достижения других целей).
     Примером  такого инструментального действия власти является ее ролевое использование. От людей, которые занимают руководящие  позиции в социальных группах, ожидается, что они будут заботиться о  том, чтобы члены этой группы соблюдали  определенные нормы поведения. Статус дает им источники власти, т.е. возможность  и средства коррекции поведения других людей.
     Неинструментальная, или внутренняя, мотивация власти - это стремление к использованию  власти ради нее самой. В этом случае мотивирующим является ощущение власти. Когда человека побуждает к определенным действиям удовлетворение, наслаждение  от власти, то это свидетельствует  о наличии внутренней мотивации  власти, собственно стремления к власти. А если человек применяет власть для достижения некоторых внешних  целей, то имеет место инструментальная мотивация власти (использование власти как средства).
     Д.Мак-Клелланд, анализируя мотивационные профили  предпринимателей, которые занимают высшее положение в иерархии власти, установил: наилучших результатов  достигают те из них, кто имеет  сильную мотивацию власти и слабо  выраженную потребность в установлении эмоциональных отношений с окружающими. Мотивационный профиль менеджеров, которые достигают умеренных  результатов, совсем иной. Как правило, у них доминирует аффилиативная  мотивация - стремление к общению, эмоциональным  контактам с другими людьми. Они  больше стремятся к установлению дружеских отношений, а не к применению власти. В то же время сама по себе реализация власти не доставляет им достаточного удовольствия. Такая мотивация снижает эффективность управления организацией. Власть иногда вынуждает отказаться от некоторых желаний, от слишком близких отношений с окружающими.
     Аффилиация - это стремление человека к общению, к отношениям с другими людьми, потребность принадлежать к определенной группе. Тенденция к аффилиации возрастает в опасной и стрессовой ситуациях. Принадлежность к определенной группе, наличие рядом других людей в  общем является позитивным фактором, поскольку снижает уровень тревожности, смягчает последствия стресса.
     Но  влияние аффилиации на успешность управления, на эффективность деятельности менеджера  неоднозначно. Когда у руководителя преобладает не стремление достигать  успехов в работе, а желание (потребность) быть в согласии со всеми подчиненными (т.е. когда аффилиативная мотивация  является доминирующей), вряд ли следует  надеяться на значительные достижения.
     Оптимальным является такое сочетание, когда  руководящие административные должности  занимают люди с высоким мотивом  власти, высоким мотивом достижения и низким мотивом аффилиации. Показатель Д+В-А (Д - достижение; В - власть; А - аффилиация) соотносится с экономическими показателями фирм значительно сильнее, чем отдельно взятые мотивы достижения, власти или  аффилиации. С.Кок, исследовав мотивационные  профили руководства фирм, составил прогноз экономического развития предприятий  на следующие десять лет. За этот период из семи фирм с минимальным показателем  Д+В-А) пять сошли со сцены. Сочетание  Д+В-А в любом случае дает лучший прогноз экономического развития (достижений), чем каждый из этих мотивов отдельно. 
 
 
 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ ВЛАСТИ 

     Рассмотрим  подробно наиболее известные теории мотивации власти.
     Стремление  к власти в теории А.Адлера. Стремление к власти (доминирование над другими), в соответствии с теорией Адлера, - основная движущая сила поведения  и деятельности человека. Вместо сексуального влечения (которое, по Фрейду, является основным мотивационным фактором поведения человека) Адлер вводит другое влечение - стремление к власти. Согласно положениям его "индивидуальной психологии", стремлением к власти над другими людьми субъект пытается компенсировать ощущение своей неполноценности. Нехватка способностей, разнообразные телесные недостатки, зависимость ребенка от взрослых переживаются как комплекс неполноценности. Стремлением к власти человек пытается этот комплекс компенсировать. Например, мальчик с физическими недостатками интенсивно развивает определенную способность и стремится к власти с целью компенсировать свой физический дефект.
     В соответствии с ощущением неполноценности (и своей слабости) человек стремится  почувствовать собственную силу. Иногда стремление преодолеть свой дефект или недостатки приобретает формы  гиперкомпенсации, интенсивного развития определенных способностей. Сверхкомпенсация предоставляет возможность субъекту компенсировать собственные недостатки и слабости (и таким образом  избавиться от чувства неполноценности). По мнению А.Адлера, из слабости рождается  сила. Недостатки и дефекты (точнее, стремление их компенсировать, почувствовать  свою силу и самоутвердиться) побуждают  лич-нрсть развиваться, совершенствовать себя. Так, стремление избавиться от дефектов речи побуждало Демосфена развивать  ораторские способности и стать  лучшим оратором Древней Греции.
     Адлер утверждает, что главной движущей силой поведения и деятельности человека является стремление к преимуществу, доминированию над другими людьми. Именно стремление к власти является тем фактором, который предопределяет активность субъекта.
     Невротическое стремление к власти в теории К. Хорни. Ощущение власти, по мнению К.Хорни, может  возникнуть у нормального человека в результате реализации (или осознания) своей способности и силы. Его  стремление к власти может вызываться также политическими, семейными  обстоятельствами, идеей. Однако невротическое  стремление к власти, как утверждает Корни, возникает из тревожности, ненависти  и ощущения собственной неполноценности. Иными словами, нормальное стремление к власти возникает из ощущения силы, а невротическое - из слабости.
     Культура, социальное окружение существенно  влияют на развитие стремления к власти. То обстоятельство, что невротики  в нашей европейской культуре стремятся к власти как к средству успокоения, объясняется тем, что в нашем социуме власть и престиж могут обеспечить чувство безопасности. Такое стремление к доминированию развивается тогда, когда любовь и аффилиация не снимают тревожности, когда на пути к любви возникают значительные препятствия и трудности.
     Стремление  к власти служит защитой от беспомощности  и тревожности. Невротик не может  смириться со своей беспомощностью и слабостью. Он пытается избегать ситуаций, которые нормальный человек считает  обычными (например, руководство, совет или помощь других людей, зависимость от людей или обстоятельств). Чем сильнее невротик ощущает подавленность своими внутренними запретами, тем меньше он способен к самоутверждению. Чем более слабым он себя ощущает, тем с большей тревожностью ему приходится избегать всего, что может "засветить" (обнаружить) его слабость.
     Невротическое стремление к власти служит защитой  от ощущения своей слабости и беспомощности. Невротик развивает идеал силы, который  поддерживает его веру в собственную силу. Для него слабость - это не только опасность, но и позор. Он разделяет людей на сильных и слабых, увлекается первыми и презирает вторых. Пренебрежение ко всем, кто слабее его, кто соглашается с ним, кто уступает ему, - характерная черта невротической личности. Невротик также с презрением относится к слабости в себе. Он не склонен признавать собственную слабость, стремится скрыть ее.
     Важной  чертой невротической личности является стремление никому и никогда не уступать. Согласиться с мнением другого  человека или принять совет воспринимается как проявление слабости. Невротик требует, чтобы мир приспосабливался к нему, вместо того, чтобы самому приспосабливаться к миру. Такая  невротическая установка негативно  влияет на эмоциональные отношения  с другими людьми. Любовь предусматривает, что человек уступает другому  человеку. Чем менее индивидуум способен на такую "капитуляцию" (уступку), тем худшими будут его отношения с любимой.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.