На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска

C =


Наименование:


отчет по практике Отчет по практике в Средней общеобразовательной школе № 20 г. Полевской

Информация:

Тип работы: отчет по практике. Добавлен: 11.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 41. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство образования  и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный  педагогический университет»
ИНСТИТУт психологии
Кафедра  психологии образования 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Отчетная документация по практике
  Практика  в школе   
 
 
 
 
 
Выполнил:
Студент гр. 41
Специальность: «Педагогика  и психология»
__________________________________________
Руководитель-методист:
__________________________________________
 
 
 
 
 
Екатеринбург 
2012-13 уч.г.
 
Вид практики:_____________________________________________________
 
Название практики:_________________________________________________
 
Сроки прохождения практики:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   
с «___» ________ 20___ г. по «___» ________ 20___ г.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          
 
Цель практики:_____________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
В ходе практики студент  решает следующие задачи:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
Практика ориентирована  на формирование следующих умений:___________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
А также навыков___________________________________________________ __________________________________________________________________  ____________________________________________________________________________________________________________________________________
 
База практики:
__________________________________________________________________
                                    ( название учреждения полностью)
__________________________________________________________________
 
Длительность пребывания на базе практики:
_____ часов в один день, ____ дней в неделю.
 
Отчет предоставляется не позднее «___»_______ 20___г. руководителю-методисту  от УрГПУ.
 
Руководитель-методист от УрГПУ:____________________________________
__________________________________________________________________
                                 (Ф.И.О. и должность руководителя-методиста)
 
Содержание
 
    Дневник студента - практиканта №1…………………………………..4
    Дневник студента – практиканта№2…………………………………..5
    Краткая характеристика учреждения………………………………….6
    Список диагностических методик……………………………………..8
    Психологическая характеристика на учеников МБОУ СОШ №20,
1 «А» класса……………………………………………………………...10
      Психологическая характеристика №1…………………………..10
      Психологическая характеристика №2…………………………..12
      Психологическая характеристика №3…………………………..14
      Психологическая характеристика №4…………………………..16
      Психологическая характеристика №5…………………………..18
    Исследование межличностных отношений младших школьников…..20
    Актуальные темы лектория для педагогов и родителей школьников образовательного учреждения…………………………………………..24
    Родительский лекторий на тему "Условия успешного семейного воспитания младшего школьника"……………………………………..28
    Информационный стенд для родителей школьников по запросу психологической службы школы и классного руководителя…………40
    Конспект беседы о профессии педагога-психолога,
 психолога, конфликтолога……………………………………………...43
    Список используемой литературы………...……………………………47
    Характеристика куратора практики от учреждения………………...…48
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Дневник 1
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Дневник 2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3. Характеристика учреждения.
 
     Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа  № 20» г. Полевской. Основанная  в 1990г. Школа рассчитана на 1176 мест, работает в одну смену,  шефствующие предприятия: ОАО  «Полевской металлофурнитурный  завод», ООО «Технология».
      В школе  работает сплоченный, профессионально  компетентный коллектив педагогов: 
      74% педагогов имеют высшее образование;
      95%  педагогов имеют 1 квалификационную категорию;
      6 человек награждены нагрудными знаками «Почетный работник общего образования Российской Федерации», значками «Отличник просвещения Российской Федерации.
      1 педагог имеет звание "Заслуженный учитель" (учитель русского языка и литературы Малахова В.В.)
        В  школе разработана и действует  образовательная программа, в  рамках которой реализуется   школьная программа «Здоровье». Главной ее целью является:
      формирование устойчивой положительной мотивации ведения здорового образа жизни;
      обеспечение профилактики и частной коррекции нарушения заболеваний;
      в штате школы квалифицированные медики, логопед и психолог. Процесс обучения строится с учетом педагогического анализа медицинских результатов состояния здоровья школьников.
     Директор школы:  Лобанова Анна Михайловна
      Телефон: (34350) 2-04-36 Директор
      Адрес: г.  Полевской, 2 – микрорайон 15
     Заместители  директора школы: 
      Журавлева Л.В.- заместитель директора по учебной работе
      Кукушкина В.Н. -заместитель директора по учебной работе
      Шадт Е.В. -заместитель директора по воспитательной работе
      Ожихина Ирина Михайловна - заместитель директора по хозяйственной части
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
4. Список диагностических методик
 
Название методики
Автор методики
Цель методики
Диагностика когниктивно-позновательной сферы
1
Методика Пьерона-Рузера
  Определение объема кратковременной  зрительной памяти.
2
Методика «Домик»
Н.И. Гуткина
Определить способность  ребенка копировать сложный образец. Выявление умения ребенка ориентироваться  на образец, точно его копировать, определять особенности развития произвольного  внимания, просторанственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
3
Методика «Запоминание 10 слов»
А.Р. Лурия
Исследование объема и  скорости слухоречевого запоминания  определенного количества слов, возможности  и объема отсроченного их воспроизведения.  Выявлении информации о возможности целенаправленной и длительной работы со слухоречевым материалом.
4
Исследование зрительной памяти
  Исследование особенностей зрительного запоминания.
5
Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей. МЭДИС
Е.И. Щебланова
И.С. Аверина
Е.Н. Задорина
 
6
Кубики Кооса.  
  Исследование наглядно-образных форм мышления. Выявление уровня Сформи- рованности перцептивного моделирования.
Исследование эмоционально-волевой  сферы
7
Тест Розенцвейга
Детский варииант
В.В. Добровой
Теста рисуночной фрустрации Розенцвейга – исследование  реакций на тревожность и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.
7
Шкала эмоций  К. Изарада
Модификация С.И. Калинина
Определение уровня эмоциональной  сферы личности.
8
Методика «Рисунок семьи»
  Выявление особенностей внутри семейных отношений.
9
Методика «Несуществующие животное»
  Когда ребенок рисует, он переносит, проецирует на бумагу свой внутренний мир, я-образ. Психолог может многое сказать о настроении, склонностях маленького художника, глядя на его произведение. Конечно, один тест не поможет воссоздать точный психологический портрет, но поможет понять, есть ли у ребенка проблемы во взаимоотношениях с окружающим миром.
Потребностно-мотивационная  сфера
10
Тест М. Люшера
  Исследование оценка состояния  лимбико-ретикулярных механизмов, участвующих  в организации эмоций и мотивации  к деятельности ребенка.
Инструкция: жестовая или  вербальная.

 
 
 
5. Психологическая характеристика на учеников МБОУ СОШ №20,
1 «А» класса
5.1. Психологическая характеристика №1
 
     Ф.И. ребенка:  Ашихмин Даниил.
     Дата рождения: 16.12. 2005г. 
 
     Даниил единственный  ребенок в полной благополучной  семье. Даниил очень развитый ребенок, занятия не пропускает, учится хорошо, легко находит контакт с одноклассниками. Занимается футболом. Любим1ый предмет физкультура и рисование. Но иногда сомневается в своих способностях, знаниях, что приводит его к подавленности. ДОУ посещал. Проживает в Полевском. В настоящие время учится в 1 «А» классе по общеобразовательной программе начальной школы.
     Психологическая  характеристика проведена по  запросу классного руководителя.
     Жалобы классного руководителя: повышенная возбудимость, эмоциональность.
     Результат психологического исследования:
    Деятельность: Даниил легко устанавливает контакт с психологом, ведет себя достаточно уверенно и расслабленно. Целенаправленно и самостоятельно выполнил все задания. В заданиях, вызывающие затруднение, Даниил обращался за помощью к взрослому (учителю, психологу). Уровень концентрации внимания снижен, требуется организующая помощь взрослого. Критичность к результатам своей деятельности недостаточна.
Восприятие: Сформировано на достаточном уровне. Наложенные изображения воспринимает, основные цвета и формы соотносит. Право-лево определяет не уверенно, ошибки связанных с пространственной ориентацией не допускает.
Внимание: Уровень концентрации внимания недостаточно высок, требуется организованная помощь взрослых.
Зрительная память: По методике Пьерона-Рузера Даниил допустил 3 ошибки, 2 из которых исправил самостоятельно. Занимаемое время 5 минут. Выполнять задание начал старательно, потом начал отвлекаться. Ориентировался не только на образец, но и на собственные отметки на бланке. Зрительная память хорошая.
Мышление: Подследственные картинки выкладывает последовательность из  4 картинок самостоятельно. <<Кубики Кооса>> выполняет задание из 4 и из 9 кубиков (№5, №6 с организующей направляющей помощью).
Эмоциональная сфера: Выявлен средний уровень тревожности 21%, Оценка ED означает силу или слабость «Я» личности. Повышение ED означает слабую, уязвимую личность. Реакции субъекта сосредоточены на защите своего «Я» (тест Розенцвейга детский вариант). Выявлено положительное отношение к учебе, прогулке, приему пищи в столовой, в игре со сверстниками.
Обследование детско-родительских отношений (ДРО): По результатам теста «Рисунок семьи не благоприятных тенденций в ДРО не выявлено.
Рекомендация классному руководителю и воспитателю: Подобрать индивидуальный подход. С учетом необходимости, организующей направляющей помощи. Продумать взаимодействия в затруднительной для Даниила ситуации.
Рекомендация для родителей:
         1) Продумать взаимодействия с ребенком с учетом его высокой эмоциональности.
2) Создать  условия необходимой для профилактики, истощения нервной системы и переутомления. Выработать внимание, сосредоточенность и усидчивость. 
3) Способствовать  развитию самостоятельностью ребенка.
Рекомендация для психолога: Профилактика психо - эмоциональной перенапряжения (арттерапия).
5.2. Психологическая характеристика №2
 
Ф.И. Ожихина Ангелина
Дата рождения: 26.07.2005г.
 
     Ангелина единственный  ребенок в неполной семье (воспитывает  мама). По словам учителя, Ангелина могла бы хорошо учиться, если было бы желание, домашние задание выполняет не всегда, учебой не интересуется, личных интересов, хобби нет. ДОУ посещала. Проживает в Полевском. В настоящие время учится в 1 «А» классе по общеобразовательной программе начальной школы.
     Психологическая характеристика  проведена по запросу классного  руководителя.
     Жалобы классного руководителя: Не сосредоточенность, пониженное внимание, нет желания обучаться.
     Результат психологического исследования:
     Деятельность: Ангелина хорошо установила контакт с психологом, вела себя немного не уверенно. С помощью взрослого (учителя, психолога) выполнила все задания. Уровень концентрации внимания снижен, критичность к результатам своей деятельности недостаточна.
      Восприятие: Сформировано на достаточном уровне. Наложенные картинки воспринимает, основные цвета и формы соотносит.
     Внимание: Уровень концентрации внимания средний, требуется организованная помощь взрослых.
     Зрительная память: По методике Пьерона-Рузера Ангелина допустил 3 ошибки, 1 из которых исправила самостоятельно. Занимаемое время 6 минут. Выполнять задание начала не охотно, отвлекалась. Под конец выполнения задания начала его делать старательно, охотно, уже менее отвлекаясь. Ориентировался на собственные отметки на бланке. Зрительная память хорошая.
     Мышление: Наглядно - деятельность есть. Социально-бытовое представление сформировано, причинно-следственные связи устанавливает, обобщающие слова знает. «Кубики Кооса» - на достаточном уровне.
     Эмоциональная сфера: Выявлен средний уровень тревожности 19%, Выявлено положительное отношение к учебе, прогулке, приему пищи в столовой, в игре. Пониженная самооценка.
     Обследование детско-родительских отношений (ДРО): По результатам теста «Рисунок семьи» было выявлено. С мамой у девочки хорошие отношения, отец отдален от них, почти не заметен. Нарисован в темных тонах.
     Рекомендация классному руководителю и воспитателю: Подобрать индивидуальный подход. С учетом необходимости, организующей направляющей помощи. Придать мотивации к обучению Ангелины. 
      Рекомендация для родителей: Поддержите в ребенке стремление учиться. Ваша искренняя заинтересованность в ее школьных делах и заботах, серьезное отношение к ее первым достижениям и возможным трудностям помогут ей подтвердить значимость ее обучения. Способствовать развитию самостоятельности ребенка.
      Рекомендация для психолога: Профилактика психо - эмоциональной перенапряжения (арттерапия).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
5.3. Психологическая характеристика №3
 
Ф.И. Мельников Сергей
Дата рождения: 05.04.2005г.
 
     Сергей младший  ребенок в полной благополучной  семье. Успеваемость Сергея находится на уровне троечника, домашние задание выполняет не всегда, плохая посещаемость занятий. Из-за частых прогулов не может влиться в коллектив, часто ведет себя агрессивно по отношению к одноклассникам. Ни в каких кружках, секциях не занимается. Есть старший брат, учащийся в МБОУ СОШ №20 в старших классах. ДОУ посещал. Проживает в Полевском. В настоящие время учится в 1 «А» классе по общеобразовательной программе начальной школы.
     Психологическая  характеристика проведена по  запросу классного руководителя.
     Жалобы классного руководителя: эмоционально напряженное состояние, сопровождающееся агрессиями в сторону одноклассников, резким отказом от выполнения заданий учителя.
      Результат психологического исследования:
     Деятельность: Сергей легко установил контакт с психологом, ведет себя достаточно уверенно и расслабленно. Старательно выполняет только те задания, которые интересны для Сергея. Остальное выполняет без интереса с помощью взрослого (учителя, психолога). Сергей не критичен к своей деятельности, не заинтересован в результате.
     Восприятие: Сформировано на достаточном уровне. Наложенные картинки воспринимает, основные цвета и формы соотносит.
     Внимание: Уровень концентрации внимания средний, требуется организованная помощь взрослых.
     Зрительная память: Проверить не удалось.
     Мышление: Социально-бытовое представление сформировано, причинно – следственные связи устанавливает, обобщает. «Кубики Кооса» выполняет на  уровне соответствующем хорошей норме.
     Эмоциональная сфера: выявить не удалось.
   Рекомендация классному руководителю и воспитателю: Подобрать индивидуальный подход. Оказание организующей помощи взрослых на уроках.
      Рекомендация для родителей: Консультация с психиатром. Соблюдение режима отдыха с чередованием нагрузок. Рекомендация записать ребенка в какие-либо спортивные секции, по желанию самого Сергея.
      Рекомендация для психолога: Проведение методик на агрессивность и гипероактивности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
5.4. Психологическая характеристика №4
Ф.И. Рыбникова Алина
Дата рождения: 11.02.2005г.
 
     Алина средний ребенок в неблагополучной многодетной семье. У Алины два старших брата и младшая сестра. Алина очень хорошая ученица, домашнее задание выполняет всегда, поведение спокойное. Занимается в кружках бисероплетение и рукоделия. Алина очень стеснительный ребенок, замкнутый, не может наладить контакт с одноклассниками. ДОУ посещала. Проживает в Полевском. В настоящие время учится в 1 «А» классе по общеобразовательной программе начальной школы.
     Психологическая  характеристика проведена по  запросу классного руководителя.
     Жалобы классного руководителя: Замкнутость, нежелание общаться со сверстниками.
      Результат психологического исследования:
     Деятельность: Алина не сразу установила контакт с психологом, ведет себя неуверенно и замкнуто. Самостоятельно выполняет все задания, не отвлекаясь. Поведение спокойное. Уровень концентрации внимания хороший, легко возвращается к заданиям. Характерна некоторая истощаемость во время психологического обследования, эмоциональная лабильность. Темп выполнения деятельности достаточный. Ориентирована на оценку взрослого. Критичность к результатам своей деятельности недостаточна.
     Восприятие: Сформировано на достаточном уровне. Наложенные картинки воспринимает, основные цвета и формы соотносит.
     Внимание: Уровень концентрации внимания высокий. Не отвлекается.
     Зрительная память: По методике Пьерона-Рузера Алина допустил 1 ошибку, в ходе работы, самостоятельно ее исправив. Занимаемое время 5 минут. Выполняла задание старательно, достаточно уверенно, самостоятельно. Ориентировалась не только на образец, но и на собственные отметки на бланке. Зрительная память хорошая.
     Мышление: Социально-бытовое представление сформировано, причинно-следственные связи устанавливает, обобщает. «Кубики Кооса» выполняет задание из 4 и из 9 кубиков (№5, №6 с организующей направляющей помощью).  
  Эмоциональная сфера: Преобладание отрицательных эмоций. У Алины доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые она не может решить самостоятельно.
     Обследование детско-родительских отношений (ДРО): По результатам теста «Рисунок семьи» было выявлено не благоприятные тенденций в ДРО. В рисунке было указано особо маленькое изображение себя, все члены семьи отдалены друг от друга, нарисовано домашнее животное кот. Изображение нарисовано очень мелкое, на половине листа. По этому рисунку можно сказать что, у семьи преобладает слабый эмоциональный контакт между собой, Алина подавленная, заброшенная с низкой самооценкой.  Присутствует недостаток общения, существует потребность эмоционального тепла.
  Рекомендация классному руководителю и воспитателю: Подобрать индивидуальный подход. Помогайте ребятам с низкой самооценкой проявлять себя в учебе и в творчестве. Оказывайте небольшое внимание. Проводить групповые занятия в виде семинаров, игр, для сплочения одноклассников. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
      Рекомендация для родителей: Посетить школьного или семейного психолога. Старайтесь найти взаимопонимание со своими детьми. Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
      Рекомендация для психолога: Провести беседу на тему взаимоотношение членов семьи.
5.5. Психологическая характеристика №5
Ф.И. Власов Максим
Дата рождения: 26.03.2005
 
     Максим младший  ребенок в семье. Детей воспитывает  бабушка. Семья не полная, но благополучная. ДОУ посещал. Успеваемость Максима колеблется от отметки «3» и до «4». Максим бы мог лучше учится, если было бы желание. На уроках часто отвлекается, часто просится выйти из класса. Начав выполнять какое-либо задание, может его оставить сделанным на половину. Проживает в Полевском. В настоящие время учится в 1 «А» классе по общеобразовательной программе начальной школы.
     Психологическая  характеристика проведена по  запросу классного руководителя.
     Жалобы классного руководителя: Нет усидчивости, сосредоточенности и низкий уровень концентрации внимания.
      Результат психологического исследования:
          Деятельность: Максим сразу установила контакт с психологом, ведет себя уверено. Самостоятельно выполняет все задания, в затруднительных для него случаев обращается за помощью к учителю. Уровень концентрации внимания низкий. Часто отвлекался от заданий (смотрел по сторонам, не внимательно слушал задание, два раза выходил из класса), не легко возвращается к заданиям. Характерна некоторая истощаемость во время психологического обследования, эмоциональная лабильность. Темп выполнения деятельности достаточный.
     Восприятие: Сформировано на достаточном уровне. Наложенные картинки воспринимает, основные цвета и формы соотносит.
     Внимание: Уровень концентрации внимания низкий, требуется организованная помощь взрослых.
     Зрительная память: По методике Пьерона-Рузера допустил 2 ошибки, в ходе работы, самостоятельно их исправив. Занимаемое время 6-7 минут. Начал выполнять задание не уверено, попросился выйти из класса. Продолжил выполнять задание более уверено, самостоятельно. Ориентировался на собственные отметки на бланке. Зрительная память хорошая.
     Мышление: Социально-бытовое представление сформировано, причинно-следственные связи устанавливает, обобщает. «Кубики Кооса» выполняет задание из 5 и из 9 кубиков (№5, №6 с организующей направляющей помощью).  
   Эмоциональная сфера: Выявлен средний уровень тревожности 16%, Выявлено положительное отношение к одноклассникам, прогулке, приему пищи, в игре.
     Обследование детско-родительских отношений (ДРО): По результатам теста «Рисунок семьи» ДРО не было выявлено. При отсутствии родителей, в семье Максима очень хорошая эмоциональная сфера. Преобладает сильный эмоциональный контакт между членами семьи.
   Рекомендация классному руководителю и воспитателю: Подобрать индивидуальный подход. Помочь Максиму концентрировать внимание, развивать длительность внимания и переключать внимание на другой вид занятия.
      Рекомендация для родителей: Вырабатывайте дома усидчивость Максима, занимайтесь вместе с ним. Учите концентрировать свое внимание на домашних заданиях.
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      Исследование межличностных отношений младших школьников
 
Цель исследования: положение  в системе межличностных отношений  или социальный статус каждого ребенка, входящего в группу сверстников, определяет особенности этих отношений.
      Для проведения  исследования были использованы  метод социометрии и проективная  методика «Что мне нравится  в школе» (Н.Г. Лусканова). Этот метод мы использовали для исследования межличностных отношений в группе сверстников 3-го класса МБОУ СОШ №20.
Этапы проведения социометрического  метода:
    Проведение подготовительной беседы (необходимо настроить испытуемых на сотрудничество, доверительность, указать ).
    Испытуемым предлагаются вопросы следующего содержания:
        1. С  кем бы ты хотел сидеть за  одной партой?
        2. С  кем бы ты хотел играть в  одной команде? 
        3. Кого  бы ты пригласил на свой  день рождения?
        4.С  кем ты дружишь? 
      3.  Испытуемым  предлагается указать Фамилию  или инициалы.
      4.  Составление  социометрической матрицы.
      5. Подведение  итогов социометрического исследования (определение социометрического  статуса каждого члена группы, коэффициент благополучия отношений  в группе, коэффициент оптимальности  отношений, коэффициент «изолированности»,  коэффициент взаимных выборов).
     Назначение  методики «Что мне нравится  в школе» состоит в выявлении  межличностных отношений в группе  детей, то есть выявляется тенденция,  как часто под заданным вопросом  дети понимают именно общение  с друзьями, с другими детьми, как часто дети рисуют совместные  игры. Испытуемым предлагается нарисовать  то, что им нравится в школе.  При этом необходимо упомянуть,  что за рисунки не ставятся  отметки. 
      Подведение  итогов осуществляется по следующим  критериям:
    Несоответствие указанной теме;
    Преобладание других мотивов, например, учеба.
    Проявление детского негативизма. Ребенок отказывается рисовать на данную тему, а рисует то, что ему нравится.
    Дети рисуют игры, игровую комнату, игрушки.
    Дети рисуют друзей.
     Последние  критерии непосредственно касаются  нашей проблемы исследования, показывают  на значимость межличностных  отношений для группы сверстников  и для каждого ее члена отдельно.
     Таким образом,  представленные методы выявляют:
         - внутригрупповые связи, 
         -систему взаимоотношений,
         -систему общения,
       -следовательно,  и структуру межличностных отношений  в группах сверстников, в том  числе в группах сверстников  младшего школьного возраста.
      Результаты исследования особенностей межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного возраста:
     Проведение  социометрического исследования  среди детей 3-го класса, в количестве 15 человек, показало следующие  данные, представленные в социометрической  матрице.
     Социометрическая  матрица результатов выборов 
 
Имена участников
1
Андрейко Ю.
  1
2
    3
        1
    3
 
2
Ворончихина А.
2
  1
2
1
3
  3
      1
     
3
Ермолаев А.
  2
  3
        1
  2
    3
1
4
Журавлев С.
  2
1
    3
      3
      1
 
5
Загидулина Е.
      1
2
3
1
3
2
  2
3
2
   
6
Кашин И.
  3
        2
  1
    2
  1
 
7
Ларьков Н.
1
  2
3
1
2
  1
3
        1
 
8
Месилов С.
  1
2
  1
3
2
1
          2
 
9
Нестерова Я.
        2
1
3
  3
  1
    2
 
10
Орлова А.
  2
      2
1
3
2
    2
2
1
1
11
Пряхин Д.
  1
  1
  2
    2
  2
       
12
Рябцева Е.
  1
1
        2
  1
  1
  2
 
13
Числова А.
  1
      2
  3
    1
  1
3
 
14
Шихолев А.
  2
  2
  1
              2
 
15
Юравин В.
  1
      1
              1
 
Кол-во выборов (М)
2
11
6
6
5
12
5
7
7
2
6
5
3
12
2
Кол-во взаимных выборов
0
4
2
2
3
5
3
2
4
0
0
1
0
5
0

 
n – 1




     Далее можно  вычислить социометрический статус  каждого учащегося, который определяется  по формуле:
 
 
     Где С – социометрический статус учащегося; М – общее число полученных испытуемых положительных выборов; n – число испытуемых.
1
2/15-1
0,14
9
7/15-1
0,5
2
11/15-1
0,78
10
2/15-1
0,14
3
6/15-1
0,42
11
6/15-1
0,42
4
6/15-1
0,42
12
5/15-1
0,35
5
5/15-1
0,35
13
3/15-1
0,21
6
12/15-1
0,85
14
12/15-1
0,85
7
5/15-1
0,35
15
2/15-1
0,14
8
7/15-1
0,5

 
По данным социометрической матрицы к первой статусной группе «звезд» относятся: Кашин И., Шихалев А., Ворончихина А.
К «предпочитаемым»: Ермолаев А., Журавлев С., Месилов С., Нестерова Я.
К «принятым»: Загидулина Е., Ларьков Н., Рябцева Е., Пряхин Д.
К «непринятые»: Андрейко Ю., Орлова А., Числова А., Юравин В.
К «отвергнутые»: нет.
      Анализ статусной структуры, полученной по результатам социометрии, показывает, что выборы между учениками в классе распределяются неравномерно. В классе есть дети всех групп. По данным социометрии в исследуемом 3 классе в первую группу входит 3 человека, что составляет 19% от общего количества учеников в классе; вторая группа составляет 27% от общего количества учащихся; третья группа 27%; четвертая группа 20%, пятая группа «отвергнутые» - 0%.
      В качестве дополнительного метода исследования была использована методика «Что мне нравится в школе». По результатам исследования было выявлено, что 60% испытуемых на заданный вопрос нарисовали саму школу; 20% детей нарисовали спортивный зал; 13% детей - себя и друзей; 7% - себя и школу. Из этого следует, что только 13% детей со школой ассоциируют не только учебу, но и общение. Одним из критериев анализа исследования является игровая комната. В данном случае игровой комнатой является спортивный зал. Этот критерий предполагает какую-то игровую деятельность, в которой имеют место и межличностные отношения. Этот критерий был отмечен 20% детей.
Таким образом, нами были выявлены:
     - важные диагностические показатели состояния общегрупповых процессов.
     - важность общения и межличностных отношений детей в школе.
 
      Актуальные темы лектория для педагогов и родителей школьников образовательного учреждения
 
     В рамках  родительского всеобуча могут  быть использованы традиционные  формы работы: родительские собрания, направленные на обсуждение с  родителями общих и наиболее  актуальных вопросов воспитания, обучения и развития детей  в семье и образовательном  учреждении, знакомство родителей  с задачами и итогами работы  школы; родительские конференции,  посвященные обмену опытом семейного  воспитания. Вместе с тем в  последние годы появляются и  новые формы: организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и другие. Меняется и тематика педагогического просвещения.
     Предлагаем  примерную наиболее актуальную  тематику для организации родительского  всеобуча в общеобразовательных  учреждениях:
   I. Приоритет семьи  в воспитании ребенка
      1. Семья  и ее роль в воспитании детей 
          • Воспитательный потенциал семьи.
          • Традиционные культурные ценности  как основа воспитания в семье.
          • Истоки глубинной привязанности  в детско-родительских отношениях.
          • Иерархия отношений в семье  и особенности семейного воспитания.
          • Значение воспоминаний о  собственных детских переживаниях  в
             культуре родительства.
           • Типичные недостатки семейного  воспитания и пути их преодоления.
          • Способы общения и методы  педагогического воздействия на  ребенка
            в семье.
          • Диалог в семейном общении.
          • Принципы творческой педагогики  в семье.
    2. Уклад жизни  в семье
         • Современная семья: возможности  и проблемы ее уклада.
         • Необходимость семейных традиций  в жизни ребенка.
         • Значение основных ценностей  рода и семейных традиций в  детско
           родительских отношениях.
         • Место традиций в современном  семейном укладе.
         • Этика и эстетика семейного  быта.
         • Возможности воспитания трудом  в современной семье.
         • Семейный досуг игры, домашние  праздники, телевидение.
         • Искусство создания детского  праздника.
         • Влияние фольклорных традиций  на развитие и воспитание ребенка.
         • О ценности игрового и  речевого общения с ребенком  в семье.
         • Традиция семейного чтения.
II. Семья и школа —  партнеры в воспитании ребенка 
    1. Школа как  открытая социально-педагогическая  система 
         • Семья на пороге школьной жизни ребенка (влияние родителей на
          позитивную мотивацию и успешность  обучения ребенка в школе,
         формирование личностных качеств  ребенка старшего дошкольного
         возраста, профилактика трудной  школьной адаптации).
        •  Ребенок в среде сверстников  (психолого-педагогические аспекты).
        •  Особенности задач семьи и  школы в воспитании и социализации
           ребенка.
        •  Модель работы социального педагога  с семьей.
        •  Содержание, формы и методы социальной  работы школы с семьей.
    2. Здоровый ребенок  — здоровое общество
        •  Понятия физического, психического  и духовного здоровья; их
          взаимосвязь.
        •  Атмосфера жизни семьи как  фактор физического и психического
           здоровья ребенка.
        •  Влияние на здоровье ребенка  негативной теле- и видеоинформации.
        •  Основы формирования у ребенка  навыков здорового образа жизни.
        •  Профилактика вредных привычек  и социально обусловленных
           заболеваний у детей.
        •  Основы деятельности психолого-медико-педагогической  службы.
III. Особенности детской  и подростковой психологии
        •  Что такое личность? Иерархическое  строение личности.
        •  Необходимость внимания к индивидуальности  ребенка, его душевному
          и духовному развитию.
       • О  развитии самосознания у детей  и подростков.
       • Нравственные  чувства человека и особенности  их формирования.
       • Психология  потребностей, разумные потребности  и псевдопотребности.
       • Нравственный  облик и поведение человека.
       • Самооценка  у детей: ее адекватность, последствия  неадекватности
         самооценки.
       • Педагогическая  запущенность подростка, ее причины.
       • Роль  семейного общения в профилактике  девиантного поведения и
         негативных привычек у детей.
IV. Правовые аспекты, связанные  с ответственностью родителей  за воспитание детей 
       • Права  и обязанности родителей на  этапе вхождения ребенка
          дошкольного возраста в систему  образования.
       • Правовая  и экономическая зашита личности  ребенка.
       • Проблема  воспитания правовой культуры  у детей.
 Данные темы целесообразно  использовать в проведении общешкольного  родительского всеобуча на протяжении  нескольких лет.
 Для проведения родительского  просвещения на уровне класса, параллели используют одну из  основных форм работы классного  руководителя (воспитателя) с родителями  — родительское собрание. Практика  показывает, что это самая универсальная  форма при проведении родительского  всеобуча.    Педагог использует  для этого традиционные организационные  формы:
 родительский лекторий, "родительские университеты" —  формы, способствующие повышению  педагогической культуры родителей,  их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и образовательного учреждения к воспитанию детей. Подобная форма может проводиться как в рамках всей школы, так и в рамках класса. Темы должны быть конкретные, например: "Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в 1 (5, 10,11) класс?". Они определяются и доводятся до родителей заранее. Необходимо выходить на темы, которые остаются незамеченными и неосмысленными родителями, такие, как:
 — Умеете ли вы  любить своего ребенка?
 — Знаете ли вы (понимаете  ли вы) своего ребенка?
 — Один день из  жизни ребенка в семье.
 — О пользе и  вреде музыки.
 — Телевизор: помощник  или враг?
 — Праздник в семье  и семейный досуг: умеем ли  мы его организовывать?
 — В семье растет  сын (дочь);
— Причины плохого поведения  ребёнка;
 — Как привить интерес  к учёбе;
 — Как выбирать  профессию?
 Примерная тематика  общешкольного родительского лектория:
 — Школа и семья:  как помочь друг другу?
 — Правовые основы  семейного воспитания: права и  обязанности ребенка и родителей.
 — Негативные явления:  как их предотвратить?
 — Здоровье нашего  ребенка: советы, как его сохранить.
 — Как помочь детям  развить свои способности?
 — Профессии, которые  выбирают дети.
 — О детской дружбе;
 — Повышение воспитательной  уверенности в родителях;
 — Роль отца, матери  в семье и в воспитании ребёнка.
 
      Родительский лекторий на тему "Условия успешного семейного воспитания младшего школьника"
     Цель: не только  учителю необходимы психологические  знания, но и родителям знания  психологии помогут в семейном  воспитании, в общении с ребёнком, в преодолении трудностей и  проблем воспитания. Сегодня Вы  получите не только теоретические  знания, но и научитесь применять  эти знания на практике.
     План лектория:
    Тест для родителей (с помощью теста Вы узнаете о своих воспитательных способностях).
    Семья глазами ребёнка (анализ детских рисунков) (научимся распознавать чувства ребёнка, анализировать внутрисемейные отношения через детский рисунок).
    Стили семейного воспитания. (Познакомимся со стилями семейного воспитания).
    Принципы семейного общения: (И узнаем, что принципы семейного общения имеют три основных составляющих)
    создание положительной психологической атмосферы в семье;
    Семейные традиции (выступление родителей). (В завершении нашего собрания перед Вами выступит семья и поделится опытом семейного воспитания детей и традициями семьи).
 
Тест для родителей: "Правильно  ли Вы воспитываете своего ребенка?"
      У каждого взрослого свои представления о воспитании, которые почти всегда - результат определенного жизненного опыта, семейных традиций, образовательного уровня и просто характера, темперамента, личности взрослого. И, тем не менее, существуют основополагающие предпосылки правильного воспитания. Попробуйте не торопясь, предварительно обдумав,  ответить на вопросы теста, используя ответы "да", "иногда", "нет".
Ответ «да» оцените в 2 балла.
Ответ «иногда» – в 1 балл.
Ответ «нет» - в 0 баллов.
    Одинаковые ли у Вас с мужем (или женой) взгляды на воспитание детей?
    Считаете ли Вы, что терпение, настойчивость и последовательность – главные принципы в воспитании ребенка?
    Часто ли Вы обращаетесь к ребенку в форме просьбы, а не приказа?
    Вы заняты чем-то важным по дому или работе - ребенок неожиданно предлагает Вам свою помощь. Примите ли Вы ее охотно и без колебаний, хотя допускаете, что это сильно усложнит или задержит по времени Вашу работу?
    Считаете ли Вы, что внешняя среда влияет на воспитание и характер ребенка не меньше, чем родители?
    Испытываете ли Вы чувство вины, когда отмахиваетесь от ребенка фразами типа: "Оставь меня в покое", "Я слишком устала", "Я занят", "Не отвлекай меня" и т.д.
    Интересны ли Вам книги, теле- и радиопередачи, публикации в газетах, журналах на тему воспитания детей?
    Считаете ли Вы, что если возникли проблемы в  воспитании ребенка, то нужно обратиться к детскому психологу?
     Вы набрали  менее 6 баллов: у Вас недостаточные   представления о воспитании: необходимо  срочно браться за книги и  восполнять серьезные пробелы  в Ваших познаниях о психологии  ребенка и о том, как с  ним общаться. Возможно, Вам нужна  помощь психолога.
     От 7 до 14 очков:  Вы все делаете правильно, но  времени ребенку уделяете явно  недостаточно. Постарайтесь начать  хотя бы с того, чтобы полностью  посвятить детям выходные, а в  течение недели как бы Вы  ни уставали после рабочего  дня, хотя бы полчаса провести  с ребенком. Ему не столь важна  продолжительность общения с  Вами, сколько интенсивность.
     От 15 баллов  и выше: Вы прекрасные родители  и Ваши дети получают в достаточной  мере и внимания, и необходимого  контроля. Но не останавливайтесь  на достигнутом - пределов совершенству  нет, особенно в таком не  простом деле, как воспитание  детей.
     Вывод: итак, Вы оценили свой воспитательный  потенциал, сделали определённые  выводы для себя по воспитанию  детей.
 
     Семья глазами  ребёнка (анализ детских рисунков).
     Ежедневно  ли Вы интересуетесь делами  ребёнка, его успехами и неудачами?  Как понять, что ребёнок чувствует?  Ведь не всегда дети могут  выразить свои чувства и переживания  словами, ребёнку проще это  сделать через рисунок! А задача  нас – взрослых вовремя понять, что творится у ребёнка на  душе и помочь ему справиться  со всеми проблемами! В октябре  с учащимися начальной школы  была проведена диагностика «Рисунок  семьи», ребёнку предлагалось следующая  инструкция: «нарисуй свою семью  так, чтобы все члены семьи  были заняты обычным делом,  укажи, кто изображён на рисунке  и отметь цифрами последовательность  изображения членов семьи». На  обратной стороне листа дети  перечисляли состав семьи.
      Итак, давайте  рассмотрим несколько детских  рисунков и попытаемся их проанализировать.
      - Вашему  вниманию предлагается 11 рисунков, посмотрите на них внимательно  и выберите номера тех рисунков, которые, по-вашему, изображают дружные,  сплочённые семьи.
    Рис. № 1 (Вся  семья занята общим делом)
    Рис. № 2 (Папа  – на диване, мама – пылесосит)
    Рис. № 3 (Все  по углам)
    Рис. № 4 (Держатся  за руки)
    Рис. № 5 (Папа  смотрит ТВ, мама – у плиты)
    Рис. № 6 (Мама  – у плиты, папа – у машины)
    Рис. № 7 (Семья  за столом)
    Рис. № 8 (Сын  – у компьютера, папа – в  дверях)
    Рис. № 9 (Нет  автора на рисунке)
    Рис. № 10 (Семья  изображена, как семья цыплят)
    Рис. № 11 (Никого нет дома)
- Вы сделали свой выбор?  А теперь проверим!
- Итак, рисунки под номерами 1, 4, 7, 10 – изображают дружные,  сплочённые семьи. Разберёмся  почему. Во всех этих рисунках  изображён полный состав семьи,  что указывает на эмоциональное  благополучие семей; все члены  семьи объединены общим делом,  расположены близко друг к  другу (или держатся за руки), преобладают яркие цветовые оттенки.
- Рисунки под номерами 2, 3, 5, 6, 8, 9, 11 изображают недружные,  разобщённые семьи. На рис.  №2, №3, №5, №6, №8 – все члены  семьи заняты разными делами. На рис. №9 ребёнок не рисует  себя, что свидетельствует об  отсутствии чувства общности  ребёнка с семьёй, его отверженности,  нехватке родительского внимания, заботы и любви. На рис. №11 вообще не изображены люди, что  свидетельствует о неблагополучной  семейной ситуации. Дети уменьшают  состав семьи, «забывая» нарисовать  тех членов семьи, которые им  менее эмоционально привлекательны, с которыми сложились конфликтные  отношения. Отсутствие в рисунке  братьев и сестёр указывает  на конкуренцию между детьми  за родительскую любовь. Часто  дети первой изображают фигуру  матери, как наиболее значимого,  главного или наиболее эмоционально  близкого человека. Это обусловлено  тем, что в нашей культуре  мать часто является ядром  семьи, выполняет наиболее важные  функции в семье, больше времени  бывает с детьми, больше уделяет  им внимания.
      Изображение  себя на 1 месте  связано с эгоцентризмом ребёнка.
     Вывод: таким  образом, анализ детских рисунков  выявил следующие проблемы внутрисемейных  отношений, которые характерны  не только для родителей учащихся  нашей школы, но и общества  в целом:
 
Стили семейного воспитания.
     Успешность  семейного воспитания во многом  зависит от сложившегося в  семье стиля воспитания. Под стилем  семейного воспитания следует  понимать наиболее характерные  способы отношения родителей  к ребенку, применяющих определенные  средства и методы педагогического  воздействия, которые выражаются  в своеобразной манере словесного  обращения и взаимодействия. В психологической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания:  попустительский,  состязательный,  рассудительный,  предупредительный, контролирующий,  сочувствующий,  гармоничный.
     Попустительский  стиль семейного воспитания. Родители  с самого раннего возраста  предоставляют ребенку полную  бесконтрольную свободу действий. Взрослые в таких семьях очень  часто заняты собой, своими  делами, друзьями, своей работой.  Их мало волнует душевное состояние  их ребенка, они безразличны  к его потребностям и запросам. Непоследовательно и неумело  родители используют методы наказания  и поощрения. Они могут наказать  ребенка и тут же поощрить  его, лишь бы он только не  расстраивался и при этом не  мешал родителям. Главный метод  воспитания в такой семье —  кнут и пряник. Родители строят  свои взаимоотношения с ребенком  таким образом, что непроизвольно  культивируют поиск у ребенка  наиболее выгодных форм взаимодействия  с окружающими, стимулируя проявление  у детей таких качеств, как  угодничество, лесть, подхалимство. Родители постоянно демонстрируют ребенку образцы двуличного отношения с окружающими. В таких семьях при детях обсуждают других людей, а по мере взросления ребенка — вместе с ним. Дети рано постигают науку выгоды: выгодные люди, выгодные взаимоотношения, выгодные для семьи решения проблем. Учащиеся могут проявлять самоуверенность, граничащую с хамством. Это начинает проявляться в младших классах, но обостряется в подростковый период. В характере этих детей с раннего детства проявляется такое качество, как умение обещать, но свои обещания не выполнять.
 
     Состязательный  стиль семейного воспитания. При  состязательном стиле семейного  воспитания с раннего возраста  родители ищут в действиях  своего ребенка нечто выдающееся  и необычное. Активность самого  ребенка постоянно поощряется. Иногда  ребенок получает поощрение не  только морального характера,  но и материального. Родители  постоянно сравнивают своего  ребенка с другими детьми и  очень страдают, если это сравнение  не в его пользу. Для paскрытия талантов своего ребенка родители дают возможность ему попробовать себя в различных видах деятельности. Иногда это приводит к тому, что ребенок становится уверенным в своем превосходстве над другими детьми. Если же он при этом терпит поражение, это может надолго выбить его из колеи и привести — к депрессии и апатии. Участие ребенка с раннего детства в различных кружках и секциях нередко приводит и к проблемам, связанным с его здоровьем: хроническая усталость, болезни могут дать о себе знать. В воспитательном воздействии на ребенка родители используют как методы поощрения, так и методы наказания. Однако, если поведение ребенка идет вразрез с нормами, принятыми в семье, последующее наказание может быть не только суровым, но и жестоким. В своей любви к ребенку родители порой не обращают внимания на человеческие качества малыша. Защиту ребенка от всех претензий и нападок они ставят на первое место, не обращая внимания при этом на то, прав их ребенок или не прав. Родители не терпят обидчиков своего ребенка, не боятся вступать с ними в конфликтную ситуацию, не обращая внимания на то, взрослый это или ребенок. Учащиеся этого типа глубоко переживают свои ошибки и промахи. Очень развитой у таких ребят является волевая сфера. Уже с раннего детства они могут быть очень дисциплинированными и инициативными. Их характерными качествами являются самоуверенность, высокомерие, эгоистичность, преувеличение своих возможностей, безразличие к интересам коллектива, сосредоточенность на демонстрации своих возможностей. Однако если семья в совместных усилиях с педагогом поможет таким детям открыть все лучшее, что в них заложено природой, то они смогут проявить такие качества характера, как общительность, интеллект, уверенность в себе, самоконтроль и добросовестность.
 
     Рассудительный  стиль семейного воспитания. Родители  с самого раннего детства предоставляют  ребенку полную свободу действий, дают ему возможность приобретать  личный опыт путем собственных  проб и ошибок. Из своего педагогического  арсенала они исключают окрики  и упреки. Родители ребенка считают,  что его активность должна  находить естественный выход.  В воспитании ребенка они не  пользуются принудительными мерами  и физическими наказаниями. Родители  считают, что ребенок может  сам выбрать себе деятельность  по душе, они вправе лишь дать  ему рекомендацию или совет.  У родителей и детей складываются  теплые и добрые взаимоотношения.  Ребенок наравне с взрослыми  принимает участие в семейных  советах, решает семейные ситуации. Родители заботятся о том, чтобы  достоинство ребенка никогда  не принижалось ни посторонними  людьми, ни родственниками. Родители  таких ребят с энтузиазмом  принимают участие в жизни  того детского коллектива, в котором  находится их ребенок. Дети  с раннего возраста привыкают  уважительно относиться к старшему  поколению своей семьи, потому  что так поступают их родители. Если в такой семье ребенок  совершает плохой поступок, то  родители не спешат с наказанием. Они дают возможность ребенку  обдумать совершённое, осознать свой проступок. Родители помогают ребенку осмыслить проблему с позиции другого
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.