На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Банковская система Республики Кыргызстан

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 11.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 34. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ банковских ОПЕРАЦИЙ и услуги
  1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАНКОВСКИХ УСЛУГ.
 
Специфика банка определяется особенностями его деятельности. Результатом этой деятельности является создание банковского продукта. Банковским продуктом являются:
1) создание платежных  средств и
2) предоставление услуг.
 
Создание платежных средств  проявляет себя на уровне экономики в целом (или, как говорят, на макроуровне). Известно, что обмен продуктами труда производится не в форме обмена одного продукта на другой, а в форме купли-продажи. Товаропроизводитель предлагает рынку свой товар. Покупатель в свою очередь может приобрести необходимый ему товар только в том случае, если он продаст свой собственный продукт. В рыночном хозяйстве для совершения акта купли-продажи нужны деньги как всеобщее платежное средство. Без их помощи обмен труда между товаропроизводителями может не состоятся. Банк в лице Центрального банка производит выпуск денег, необходимых для обращения, для приобретения и потребления материальных благ и продолжения процесса воспроизводства.
 
Второй составной частью продукта банка являются предоставляемые им услуги. Их можно классифицировать следующим образом:
 
 
 
Критерии классификации
Тип предоставляемых услуг
 В зависимости от  соответствия специфике банковской  деятельности
Специфические услуги
Неспецифические услуги
В зависимости от субъектов  получения услуг
Юридические лица
Физические лица
В зависимости от способа  формирования и размещения ресурсов банка
Активные операции
Пассивные операции
В зависимости от оплаты за предоставление
Платные услуги
Бесплатные услуги
В зависимости от связи  с движением материального продукта
Услуги, связанные с движением  материального продукта
Чистые услуги

 
Банковские услуги прежде всего  можно подразделить на специфические и неспецифические услуги.  Специфическими  услугами  является все то, что вытекает из специфики деятельности  банка как особого предприятия. К специфическим услугам относятся  три  вида .выполняемых ими операций:
1) депозитные операции,
2) кредитные операции.
3) расчетные операции.
Депозитные операции связаны с помещением  денежных средств клиентов в банк во вклады (депозиты). Исторически данной операции предшествовала сохранная операция, когда люди  помещали  свои ценности на сохранение в банки, обеспечивающие надежность и безопасность сбережений. В последующем сохранность  денежных  средств  стала перерастать в сохранность от обесценения. Люди стали  помещать свои денежные ресурсы в банк не только как в наиболее  удобное, безопасное место, но и в целях получения дохода, их сохранения от обесценения,  инфляции.  За  помещение  денег  на  депозит клиенты банка получают ссудный процент.
Кредитная операция является  основной  операцией банка.  Не случайно банк иногда называют крупным кредитным учреждением.  И это действительно так:  в общей сумме активов банка основной удельный вес составляют кредитные операции. Чаще  всего за счет кредитования клиентов банк получает и большую часть дохода.  В современной структуре банковских операций кредитная операция  однако не является основной. В силу экономического кризиса,  инфляции и, следовательно, более  высокого  риска  коммерческие  банки предпочитают заниматься не столько кредитованием, сколько  другими более доходными и менее рискованными операциями (например, валютными операциями).
Расчетные операции, которые производит банк,  могут осуществляться как в безналичной, так и в наличной форме.  По  поручению клиентов банки могут открывать различные счета, с которых производятся платежи, связанные с покупкой или  продажей  товаро-материальных ценностей, выплатой заработной платы, перечислением  налогов, сборов и других не менее  важных  платежей.  При  расчетах банк выступает посредником между продавцами и покупателями,  между предприятиями, налоговыми органами, населением,  бюджетом.  При производстве расчетов банки используют различное современное оборудование обеспечивающее быструю связь и  техническую обработку документации поступающей в банк.
Рассмотренные три типа банковских операций называют традиционными банковскими операциями. Оттенок традиционности   они приобретают прежде всего в том смысле, что исторически, на протяжении длительного времени переходят как наследие от одного поколения банков к другому. Можно сказать, что эти операции являются самыми древними: их выполняли "старые" банкирские дома, выполняют и современные большие и малые банки.
Но дело не только в этом. Оттенок традиционности данные операции приобретают и в том смысле, что создают условия сохранения статуса банка. Банками являются не вообще те или иные предприятия или организации, которые принимают вклады, выдают кредиты, или совершают расчеты между различными юридическими и физическими лицами. На практике довольно часто можно встретить фонды, которые принимают вклады на определенный срок и под определенный процент, но от этого они не становятся банками. Известно, например, что кредиты могут предоставляться также торговыми организациями, вообще всеми субъектами, у которых есть свободные денежные средства, но от этого они также не превращаются в банки, а сохраняют свой основной статус (положение). Почта проводит платежи по поручению клиента, но не смотря на расчетные операции, которые она выполняет, остается почтой, а не превращается в банк.
Данные операции в своей  совокупности образуют то, что называется банком. Юридически банк - это такое предприятие, которое осуществляет все три рассмотренные операции одновременно. Если какую-либо одну из трех чисто банковских операций та или иная организация не выполняет, то она по закону не может считаться банком, а переходит в разряд других финансовых институтов (в законе "О банках и банковской деятельности" они получили название "других кредитных учреждений").
 
К разряду традиционных банковских операций можно отнести и кассовые операции. В современном законодательстве они не включены в состав базовых операций, из которых складывается банк, однако по своему назначению они отражают суть банковской деятельности. Трудно себе представить, что банк занимаясь депозитами, осуществляя кредитование и расчеты, не ведет кассовых операций.
Промежуточное положение между  традиционными и нетрадиционными  операциями занимают дополнительные операции. В их состав входят валютные операции, операции с ценными бумагами, операции с золотом, драгоценными металлами и слитками. Эти операции банки могут и не выполнять.
В состав нетрадиционных банковских услуг входят все другие услуги. Их достаточно много, в том числе:
посреднические услуги,
услуги, направленные на развитие предприятия (внедрение на биржу, размещение акций, юридическая помощь, информационные услуги и т. п.),
предоставление гарантий и поручительств,
доверительные операции (включая  консультации и помощь в управлении собственностью по поручению клиента),
бухгалтерская помощь предприятиям,
представление клиентских интересов  в судебных органах,
услуги по предоставлению сейфов,
туристские услуги и др.
Банкам запрещено заниматься производственной и торговой деятельностью, а также страхованием.
 
В соответствии с рассмотренной  классификацией и в зависимости от субъектов получения услуги предоставляются как юридическим, так и физическим лицам. Практически набор услуг тем и другим лицам может быть в тех или иных банках одинаков, неодинаковым может оказаться только их объем. В сводном перечне услуг российских коммерческих банков услуги, предоставляемые населению, занимают пока незначительный удельный вес, им еще предстоит увеличить количество видов операций для физических лиц (в том числе по совершению платежей, кредитованию производственных и потребительских нужд, приему вкладов и др.).
Поскольку банки аккумулируют (собирают) свободные денежные средства и их перераспределяют, направляют на возвратной основе нуждающимся хозяйственным  организациям, банковские услуги могут  осуществляться в форме как пассивных, так и активных операций. С помощью  пассивных операций банки формируют  свои ресурсы (например, за счет депозитов, продажи сертификатов, кредитов, полученных у других банков, и т.п.). Осуществляя активные операции, банки размещают привлеченные и собственные ресурсы на нужды различных хозяйственных организаций и населения.
 
В зависимости от платы  за предоставление  банковские  услуги подразделяются на платные и бесплатные услуги. Это однако не  означает, что какой-то определенный тип  услуг  полностью является платным либо бесплатным. Дело банка определить, за какую разновидность, например, расчетных операций необходимо взыскивать плату с клиентов, а за какую - плату не устанавливать. По ряду  соображений отдельные операции в составе расчетных, кредитных и  депозитных могут осуществляться бесплатно.
По отношению к плате  за услуги и, следовательно,  к  доходам  банка могут быть применены и  другие,  более  детальные  признаки. Нередко выделяются банковские услуги, приносящие и не  приносящие банковский доход, дорогостоящие и дешевые услуги.  Так,  большинство активных операций позволяет банку получить доход, в то  время как его пассивные операции предполагают выплату  процентов  по определенным видам вкладов. Некоторые банковские  услуги  требуют больших затрат труда, поэтому их цена дороже. Например,  обработка аккредитива стоит в банке дороже, чем обычный перевод денег по платежному поручению клиента.
В зависимости от связи  с  движением  материального  продукта банковские услуги подразделяются на два вида:
1) услуги связанные  с его движением,
2) чистые услуги.
Поскольку  банки  своими  денежными  операциями  обслуживают  главным образом  движение  материального  продукта,  их  основная часть  бесспорно относится к первому  виду услуг. Способствуя продвижению товаров, данные услуги банка (такие как, например,  услуги предприятиям транспорта, связи, торговли) создают новую дополнительную стоимость. Чистые услуги предоставляются  организациям, занятым непосредственно материальным производством, а также  отдельным гражданам для удовлетворения их личных потребностей.
Как отмечалось, продуктом банка  являются различного рода услуги. В отличие, к примеру, от продукта  промышленного  предприятия банковский продукт  не  выглядит  зачастую как нечто  материальное, вещественное. Кредиты и расчеты совершаются  в  порядке записей по счетам, в безналичной денежной форме. Поэтому в  отличие от отраслей материального производства, где продукт  приобретает конкретную товарную форму, банковский продукт нельзя складировать, производить про запас.
Важнейшим свойством банковских услуг является их производительный характер. Уже в такой простейшей Форме, как прием от населения и предприятий во вклады, заключен огромный производительный смысл. Банк просто собирает деньги - он превращает "неработающие", неиспользуемые денежные ресурсы в работающие активы. В  равной степени это относится к кредитам, предоставляемым предприятиям и организациям на развитие своей производственной и финансовой деятельности. Так или иначе банковские операции обслуживая хозяйственную деятельность своих клиентов, способствуют развитию и ускорению производства.
Характерным свойством банковских услуг является и то, что их объектом выступают не просто деньги, перемещаемые в огромных суммах с помощью каналов банковской связи с одного счета на другой, из одного региона (предприятия, сектора экономики) в другой. Движение по счетам предприятий - это преимущественно движение капиталов в денежной форме.
Возьмем, к примеру, такую традиционную банковскую операцию, как кредитование. Известно, что кредит, предоставленный  предприятию-заемщику, должен быть возвращен  в банк в определенные сроки, и  не просто возвращен, а возвращен  вместе с уплатой процентов за его использование. Это означает, что получатель кредита должен его  использовать так, чтобы вовремя  возвратить его в полной сумме и получить при этом прибыль, которая как минимум была бы достаточна для уплаты ссудного процента. Заемщик в силу характера кредитной сделки обязан применить полученные в банке денежные средства не для "проедания" (на потребительские цели), а как капитал. Когда на базе кредита возникает ссудный процент, то это означает, что ссужаемые банком деньги должны использоваться как капитал, заемщик обязан получить дополнительный доход.
Свойство банковских услуг состоит  и в том, что они охватывают как активные, так и пассивные операции. Принимая вклады и "осуществляя тем самым пассивные операции, банки дают возможность своим клиентам не только хранить денежные средства в безопасном месте, но и получить определенный доход в виде процентов по депозитам. Размещая акции клиентов, предоставляя им ссуду, выполняя валютные и другие активные операции, банки оказывают существенные услуги хозяйствам, способствуют продвижению товарных масс, купле-продаже товаров, экономии общественных затрат.
Операции, выполняемые банками, могут  осуществлять и другие предприятия  и организации. Они не являются монополией только банка. Это относится не только к традиционным банковским операциям, но и особенно к другим услугам. Известно, например, что бухгалтерскую помощь, консультации, различные посреднические услуги, аренду сейфов и другие услуги могут оказывать специальные предприятия и агентства. Можно поэтому также заметить, что банки, будучи крупными кредитными институтами, могут выполнять небанковские операции - операции, которые традиционно выполняют другие хозяйствующие субъекты.
Такое положение связано  с тем, что на рынке банковских услуг в условиях рыночного хозяйства возникает серьезная конкуренция. Появление на рынке новых продавцов банковских услуг (торговые организации, финансово-промышленные компании,    различные агентства и т.д.), зачастую сокращает возможность расширения наиболее прибыльных операций, вынуждает банки искать новые источники доходов. Именно поэтому особенно быстро за последние годы стали развиваться не чисто банковские операции, а другие нетрадиционные для банка услуги.
 
СВОЙСТВА БАНКОВСКИХ УСЛУГ:
    не могут быть произведены про запас,
    носят производительный характер,
    объектом банковских услуг выступает капитал,
    охватывают активные и пассивные операции,
    не являются монополией только банка,
    могут относиться к небанковским операциям.

Эволюция стандартного набора банковских услуг такова, что постепенно под  влиянием многих факторов (не только конкуренции, но и освоения новой технологии, изобретения нового банковского  продукта и др.) на рынке происходит как рост их объема, так и расширение их состава. Особенно это заметно  в работе коммерческих банков. Еще  несколько лет тому назад отечественные  банки не работали с сертификатами, векселями, кредитными карточками, в  их профессиональном лексиконе не употреблялись такие понятия, как факторинг, лизинг, контокоррент, опцион, банкомат и др. И это понятно, так как банки работали в условиям централизованной распределительной системы, когда ряд услуг был просто не нужен. Рынок предъявил новые требования к работе: банки оказались вынужденными осваивать новейшие операции, в которых заинтересован их клиент. К сожалению, сразу освоить все эти услуги не могут. Прошло не так мало времени, банки еще не накопили достаточного опыта. Ряд операций не получает развития из-за сильной инфляции недостаточности современных средств связи. Нельзя не учитывать и того, что банки еще не обладают необходимыми знаниями о новейших услугах, им еще предстоит обучить свой персонал технике их предоставления.
Постепенно, однако, новейшие технологии новые операции становятся достоянием банков. Кроме традиционных банковских операций они начинают предоставлять более широкий набор своих услуг. В целом можно сказать, что в банковском секторе экономики наметилась тенденция к универсальной деятельности, универсализации банковских услуг.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.1 Понятие банковских операций
Банковские операции -- проводимые банками операции по привлечению и размещению денежных средств, ценных бумаг, осуществлению расчетов.
Для начала осуществления  своей деятельности банк должен получить лицензию Банка Кыргызстана на право  проведения банковских операций за плату, размеры которой устанавливаются  в соответствии с законодательством  Кыргызской Республики.
Национальный банк Кыргызстана  является единственным органом на территории Кыргызской Республики, уполномоченным на выдачу лицензии на проведение банковских операций, в том числе операций, соответствующих исламским принципам  банковского дела и финансирования. НБКР ведет реестр банков, получивших лицензию на осуществление банковских операций.
Лицензия будет выдана заявителю после получения им предварительного разрешения и после  того, как НБКР убедится в выполнении следующих действий:
- представлено свидетельство  о государственной регистрации;
- необходимый минимальный  уставный капитал оплачен полностью;
- помещения и оборудование  банка соответствуют требованиям  для обеспечения безопасности  средств вкладчиков;
- учредители выбрали независимого  внешнего аудитора для банка  на предстоящий финансовый год;
- банк определил свой  кадровый состав в соответствии  с требованиями НБКР и протестировал  информационные системы для осуществления  банковской деятельности;
- выполнил другие требования, установленные в соответствии  с действующим законодательством.
Все виды банковских операций могут осуществляться только при  наличии прямого указания в лицензии на право их проведения.
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 2 Развитие банковских операций и услуг в  КР
Развитие рынка  банковских услуг в КР
Логично в первую очередь рассматривать  исторические факторы, оказавшие  влияние  на процесс становления и развития банковской системы.
Прежде чем начать  разговор  об истории развития денежной и банковской систем Кыргызстана, не будет лишним  вспомнить о том,  когда появились  первые деньги на территории нашей  республики.
История возникновения денежных отношений  в Семиречье берет начало в  YIII веке. В результате  развития оседлого земледелия и городской культуры в Кыргызстане возникла необходимость в выпуске собственных денег. Вначале для расчетов  применялись бронзовые монеты китайской династии Тан. Расцвет товарно - денежных отношений на территории Кыргызстана пришелся на X-XI века, времена правления династии Караханидов. В результате нашествия татаро-монголов на территории Кыргызстана происходит резкий упадок городской и земледельческой культуры, разрушаются сложившиеся товарно-денежные отношения, прекращается денежная эмиссия на территории Кыргызстана.
По  XYIII век включительно кыргызы пользуются монетами  Восточного Туркестана и Средней Азии.   В XIX веке  широкое хождение на территории Кыргызстана имели кокандские монеты, затем деньги России. В этот период начинают  широко употребляться основные термины для обозначения денег в современном кыргызском языке: «тыйын» - мелкая разменная монета, «сом» - эквивалент рублю.
В связи с вхождением в состав России во  второй половине XIX  века в Кыргизии была введена общероссийская система административно -  территориального управления. Административная система в дореволюционной Киргизии строилась на принципах так называемого управления, которая носила ярко выраженный военно - колониальный характер. В первые годы  XX столетия активизировался процесс классового разложения, упорнее шла борьба за землю, возникли такие формы экономических отношений, как аренда земли, ростовщичество. В развитии раннекапиталистических форм эксплуатации населения в Киргизии значительную роль играл российский ссудный капиталю. Использование банковских кредитов способствовало развитию укрупненных хлопководческих хозяйств южных районов. Ростовщический кредит вел к разорению собственников мелких участков. Особое развитие получили учреждения мелкого кредита, которые по существу из-за слабого развития сети филиалов банка явились основным звеном кредитной системы, удовлетворявшей интересы зажиточной части населения.
Зарождение банковской системы  Кыргызстана, происходило, таким образом, в недрах уже активно функционировавшей  в конце XIX века банковской системы России. Первые коммерческие банки в России  появились в 60-х годах XIX века. К 1914 году было создано более 50 коммерческих банков, филиальная сеть насчитывала 822 отделения.1 Небольшое число банков было открыто в центральных уездах  Туркестанского края. Непосредственно на территории Киргизии в дореволюционное время банков не было, незначительные кредитные функции в части кредитования торговли выполняло Пишпекское  городское общество взаимного кредита, которое к банкам причислять нельзя.
Согласно архивным материалам Центрального государственного архива и Национального  банка Кыргызской Республики, в июле 1918 года в городе Пишпек, было создано  Пишпекское отделение Народного  банка, которое имело двойное  подчинение - Туркестанскому банку  и областному
комиссару финансов Семиреченской  области. В связи с  административно - территориальным делением реорганизуется система местных органов, в результате чего в октябре 1924 года было образовано Пишпекское  отделение Среднеазиатской  конторы Государственного банка  СССР. Первым управляющим  Пишпекским отделением Народного банка в  период  с июля 1920-1924 годы был Владимир Францевич Сосновский.
С июля 1925 года по апрель 1926 года значится Пишпекская контора Госбанка СССР. В мае 1926 года она преобразована  в Киргизскую республиканскую контору  Государственного банка СССР  в  городе Фрунзе, которая подчинялась  Среднеазиатской  краевой конторе  Госбанка СССР  в г. Ташкенте, вплоть до октября 1934 года.
Госбанк СССР  и его конторы  на местах превращаются  в единый центр краткосрочного кредитования, а долгосрочное  кредитование всех отраслей народного хозяйства концентрируется  в специальных банках.  В результате этих преобразований филиалы и отделения  Азиябанка, Промбанка, Всекобанка, общества взаимного кредита свернули свою работу в Киргизии. На всей территории республики осталась Киргизская  республиканская  контора Госбанка СССР в городе Фрунзе и ее филиалы в городах Ош, Джалал - Абад, Пржевальск, Талас, Нарын.
До 1937 года  все хозяйства  города обслуживались одним учреждением  Госбанка. На 1 января 1937 года общая  сумма кредитных вложений в городское  народное хозяйство составила 8,1 млн. рублей.
Исключительно важную роль  в развитии финансовой системы принадлежит  трудовым  сберегательным кассам, которые  аккумулировали
свободные денежные ресурсы  населения.
Первые сберегательные кассы  были образованы  в России в 1841 году указом  императора Николая I: « По уважению польза, какую могут приносить сберегательные кассы как в хозяйственном, так и в нравственном отношении, с целью доставления людям средств к сбережению верным и выгодным способом малых остатков от их расходов в запас на будущие надобности».1
В 1862 г. сберегательные кассы были переданы в ведение Государственного банка России. В этот момент в  них было 140 тыс. счетов вкладчиков, которыми выплачивали 4% годовых по вкладам до востребования.
К  1913 году в России имелось 8005 сберегательных касс. В это же время в Киргизии по просьбам коренного населения  открываются сберегательные кассы  при уездных казначействах. Общие  обороты по сберегательным кассам Ошского  уездного казначейства с 1901-1908г. выросли  с 192 до 235 тыс. руб. В сберегательных кассах Пишпекского и Пржевальского  уездов 1262 вкладчика имели вклады на 313, 9 тыс. руб.
В Советской России в соответствии с декретом «О задачах пролетариата в данной революции» предписывалось немедленное слияние всех банков страны в один общенациональный банк и введения контроля над ним со стороны Совета рабочих депутатов. В. И. Ленин указывал в работе «Очередные задачи Советской власти»: «Чтобы продолжать  дальше национализацию банков и идти неуклонно к превращению банков в узловые пункты общественного  счетоводства при социализме  надо, прежде всего и больше всего достигнуть реальных успехов в увеличении числа  отделений Народного банка, в  привлечении вкладов, в облегчении для публики операций внесения и  выдачи денег…».1
Сберегательные трудовые кассы  в Советской России практически  ликвидировались в 1924, 1931, 1941 гг., а  затем каждый раз создавались  заново. Устав сберегательный трудовых касс, принятый в 1948г., предусматривал ставки по вкладам до востребования -3%, по срочным -5%. В 1955г. они были снижены, соответственно, до 2% и 3%. С 1958г. трудовые сберкассы стали выполнять операции по обслуживанию выплат заработной платы.
 Трудсберкассы принимали самое  активное участие в обмене  купюр при деноминации рубля  в 1961 г. и обмене в 1989г.
В Киргизии систематически росли вклады населения в трудсберкассах. За период с 1961 по 1980 число вкладов возросло в 3 раза. А сумма вкладов в 14,2 раза. На начало 1980 г. имелось 962, 6 тыс. вкладов  на сумму 934 млн. руб. Для подготовки местных кадров банковских специалистов в 1931 году основан финансово-экономический  техникум. В 1951 году открыт Киргизский государственный университет, где  в числе других специалистов готовили высококвалифицированных специалистов для банковской системы республики.
До конца 1987 года на территории Киргизии функционировали банковские отделения  Госбанка, Стройбанка и Сбербанка  СССР. В связи с реорганизацией банковской системы Советского Союза, с 16 октября 1987 года Киргизская республиканская  контора Госбанка СССР  бала преобразована  в Киргизский  республиканский  банк Госбанка СССР и созданы Промстройбанк, Жилсоцбанк, Агропромбанк с сетью  отделений. Прикрепление клиентов для  обслуживания  происходило в зависимости  от того, в какой сфере народного  хозяйства они осуществляли свою деятельность.
В конце 80-х годов в Советском  Союзе стали создаваться первые коммерческие банки. Этот процесс коснулся и Кыргызстана. По совместному решению  руководства Промстройбанка и Госстроя республики в апреле 1989 года  началась работа по организации первого коммерческого  банка в Кыргызстане. 3 мая 1989 года 20 строительных организаций были переведены на обслуживание  во Внутрипроизводственный банк при Госстрое Киргизской ССР  был зарегистрирован в Москве, Госбанке СССР с названием «Эврика»,  а в мае того же года переименован в АКБ «Курулуш – Банк». Примеру учреждения коммерческого банка последовал Минавтошосдор республики, учредив АКБ «Автобанк».
Позже – в 1991 году - Минторг учредил  АКБ «Ак –Ниет», министерство внутренних  дел – АКБ «Сатурн». Таким образом, первые коммерческие банки были учреждены  крупными министерствами республики и  имели ярко выраженный ведомственный  характер.
Первым некиргизским банком (четвертым  по счету коммерческим банком Кыргызстана) стал филиал казахского ИКБ «КРАМДСбанк», открытый 16 мая 1991 года преобразованный 13 октября 1992 года в АКБ «КыргызКРАМДСбанк».1
В 1991 -92 году активно шел процесс  открытия новых коммерческих банков и преобразования уже действовавших  государственных банков в акционерно – коммерческие (АК «Кыргызпромстройбанк», АКБ «Кыргызстан», АК «Кыргызагропромбанк»).
Распад Советского Союза разрушил существующую централизованную и финансовую системы. Перед новообразованными  государствами во главу угла встала потребность создания новой банковской системы для осуществления быстрых  и надежных внутри и международных  расчетов. Пожалуй, впервые за всю  экономическую историю мира, индустриальное общество было вынуждено в одночасье  построить коммерческую банковскую систему буквально с нуля.
Переходный период был чреват трудностями, требовал решительных изменений  в инфраструктуре, технологии и оборудовании, правовой и контролирующей системах, а также необходима бала перерегистрация человеческих навыков и отношений на конкуренцию, принятию рискованных решений и нововведения. Построение жизнеспособных коммерческих банков требовало хорошо обученных, компетентных специалистов, которые хорошо понимают современные подходы к управлению  банком.
За период становления независимости  и  суверенитета Кыргызстана банковская система страны прошла несколько  этапов в своем развитии.
Первый этап охватывает период 1992-1994 годы. За это время были образованы Национальный и коммерческие банки, которые сформировали двухуровневую  банковскую систему. Для этих лет  характерна высокая инфляция  и  дисбалансы в экономике. В этот период коммерческие банки расширяли свою деятельность, увеличивался доходность за чет инфляционных денег. На этом этапе банки в основном занимались выдачей  централизованных государственных  кредитов. Причем,  в результате этого  подавляющая часть банковского  сектора стала неплатежеспособной из-за массового невозврата кредитов. К концу первого этапа состояние  коммерческих банков резко ухудшилось.
 После этого начался второй  этап – этап реструктуризации  банковской системы. Второй этап 1995-1997 годы, когда достижение финансовой  стабильности в плане снижения  инфляции, некоторое развитие финансового  рынка позволили коммерческим  банкам последовательно увеличивать  свое присутствие на финансовом  рынке, извлекая и увеличивая  свою доходность.
Для банковской системы Республики было характерно доминирование крупных государственных или бывших государственных банков, неэффективность деятельности которых была очевидна. Поэтому в целях оздоровления финансовой системы в 1996 году со  Всемирным банком было согласовано финансирование программы структурной перестройки финансового сектора (ФИНСАК) в сумме 45 млн. долларов США, одной из направлений которой было ориентировано  на реформирование банковской системы. Среди основных результатов реализации этого проекта можно отметить:
- совершенствование  законодательной  базы: в 1997 году были приняты  новые редакции закона «О банковской  деятельности в Кыргызской Республике»  и закона «О национальном банке  Кыргызской Республики», закон  «О банкротстве» и других нормативных  актах; принята новая редакция  закона «О залоге»;
- ликвидация двух крупных   неплатежеспособных государственных  банков (Агропромбанк, Элбанк), при сохранении  прежнего объема услуг во всех  регионах Республики;
- создание регулятивной основы  и системы  банковского надзора,  а также правовое обеспечение  политики поддержки и развития  инфраструктуры, необходимой для  развития небанковских финансовых  учреждений;
- разработка и внедрение новой  системы бухгалтерского учета,  соответствующей требованиям международных  стандартов: с 1 – го июня 1997 года  все коммерческие банки ведут  бухгалтерский учет согласно  новому плану счетов, составляют  и публикуют финансовую отчетность, соответствующую международным  стандартам;
- модернизация платежной системы,  начиная с 1997 года, что позволило осуществлять клиринг платежей на бумажной основе.1 
Третий этап – (1998-1999 годы). Характерной  особенностью этого периода  стало  снижение устойчивости банковского  сектора. Это обусловлено рядом  причин, включая  внешние факторы, такие как влияния финансового  кризиса в России, который  вызвал экономический спад в Республике, а также проблемы, накопленные  внутри банковской системы и связанные  с неэффективной кредитной политикой  определенных коммерческих банков, высокой  степенью аффелированности, перекосом  в  процентной политике,  слабым менеджментом.
Коммерческие банки не проводили  качественный мониторинг выданных кредитов, работа по возврату кредитов велась не достаточно эффективно, неадекватная система внутреннего контроля и  некачественная работа службы внутреннего  аудита стали основными причинами  мошеннических операций и злоупотреблений  со стороны руководства отдельных  банков. Их действия в конечном итоге  привели к банкротству банков («Меркюри» и «Максат»). В 2000 году к ним присоединился и АКБ  «Бишкек». В этих банках сосредоточились  значительные объемы вкладов наименее защищенных в социальном плане слоев  населения.  Поэтому, в целях защиты интересов вкладчиков были выделены кредиты  банкам на проведение оздоровительных  мер. В закрываемых банках была предусмотрена  очередь НБКР в пользу вкладчиков – физических лиц.
В настоящее время  Национальный банк Республики и Правительство  республики принимают меры, которые  призваны реструктуризировать банковскую систему, сделать ее надежной  и  эффективной. В соответствии с Указом Президента Кыргызской Республики образована государственная комиссия по обеспечению структурной перестройки финансовой и банковской системы, план мероприятий реструктуризации, которые утверждены постановлением Правительства.
Кроме того, Национальным банком, совместно  с коммерческими банками, разработано  среднесрочное концепция развития  банковской системы, принято постановление  о доведении минимального уставного  капитала действующих банков до 50 млн. сом. К 01. 08. 2000 года и до 100 тыс. млн. сом  к 01.08.2001 года, а для вновь открывающихся  коммерческих банков, включая филиалы  иностранных банков, он установлен в сумме 300 млн. сом.1  НБКР мотивировал решение об уставном капитале необходимость повысить потенциал банковской системы, поскольку банки в настоящее время не имеют достаточных возможностей для выполнения развития реальной экономики.  Кроме того, осуществлять весь комплекс банковских услуг, востребованных сегодня на рынке не позволяет недостаточностью денежных ресурсов.
Большинство из действующих на сегодняшний  день  коммерческих банков относится  к категории мелких или средних. Банки, принадлежащие к разряду  крупных – это в основном коммерческие банки, созданные на  базе трансформированных  специализированных банков.
Некоторые изменения, произошедшие  в банковском секторе за 1 год, можно  проследить на основе принятой квалификации.
По количеству филиалов:
- крупные – более 20;
- средние – 10-20;
- мелкие – до 10;
- банки, не имеющие филиалов.
В республики имеется три крупных  банка: АКБ «Кыргызстан» - 22 филиала, «Промстройбанк» - 24 филиала, РСК – 47 филиалов. На три банка приходится 73% всех филиалов банков  в стране.
Средних банков, по данному критерию, в республике пока нет. Девять банков – мелкие, с количеством филиалов от 1 до 6.  Остальные банки не имеют  филиалов.1
По объему активов:
- крупные – свыше 200 млн. сомов;
- средние – 100 – 200 млн. сомов;
- мелкие – до 100 млн. сомов.
По объему активов в республике 6 крупных банков («Меркури», «Промстройбанк», «Максат», «Бишкек», «КРАМДСбанк», «РСК») На эти банки приходится 69% всех активов. Средних банков -3: «Курулушбанк», «Кыргызстан», «Демирбанк». Остальные банки являются мелкими. Банковской деятельности присущи  различного рода риски, и капитал  банка должен являться гарантом доверия  клиентов к банку и быть мерой  защиты от рисков. Предполагается также  в качестве альтернативного выхода для банков, которые не смогут выполнить  требования по увеличению размеров уставного капитала, пойти по пути слияния, то есть объединение капиталов, реорганизации банка в внебанковское финансовые учреждения с ограниченным кругом услуг, объединения в банковские группы и холдинги. По выводам представителя Европейской комиссии при Правительстве Великобритании Лесли Т. Джонса ожидается уже к 2010 году сокращение количества банков в Кыргызстане до семи, из которых три будут полностью иностранными.2
 Суть банковского дела и  особенность функционирования банков  в рыночной экономике определят  необходимость организации определенной  системы регулирования и надзора  за деятельностью коммерческих  банков со стороны государства.  Целью банковского надзора является  поддержание стабильности и надежности  банковской системы посредством  предотвращения системного риска,  т. е. риска того, что банкротство  одного или нескольких банков  приведет к кризису всей системы.  Банки совершенствует свою деятельность, внедряют новые технологии, повышают  качество услуг и проводимых  операций, тем не менее, в их  деятельности еще встречаются  проблемы и недостатки, носящие  большей частью субъективный  характер. По – прежнему остаются  актуальные вопросы адекватной  оценки банковскими учреждениями  степени рисков по активам,  вопросы кредитования связанных  с токи зрения соблюдения норматива  максимального размера риска  на одного заемщика, кредитование  заемщиков без учета изменений  их финансовых показателей и  наличия реальных денежных потоков.  На протяжении всего прошлого  года остро стоял вопрос о  дополнительной капитализации банков  посредством  реализации их  акций уже имеющимся акционерам, либо привлечения дополнительных инвестиций. Что позволяет сделать вывод о непривлекательности для инвесторов размещения денежных средств в капитал банков, связанной с их низкой доходностью и присутствием фактора риска. Правда, здесь следует учитывать и такой фактор, как состояние макроэкономических показателей республики непосредственно влияющих на деятельность банков,  а также положение дел в реальном секторе. Общая стабилизация экономики в идеале позитивно отразилась на развитие банковского сектора.
      Роль банковских услуг в развитии экономики
Роль Национального Банка в  развити рыночной экономики выражается в денежном авансировании расширенного воспроизводства посредством обеспечения  потребностей народного хозяйства  в денежных средствах для реализации совокупного общественного продукта и национального дохода страны.
В соответствии с законом от 29 июля 1997 г.,  способствующей достижению цели (или подчиненной основной цели) деятельности Банка Кыргызстана, являются поддержание покупательской способности  национальной валюты,  обеспечение  эффективности,  безопасности и надежности банковской и платежной системы  республики.
Выполнение этих задач осуществляется на основе эмиссии денег, кредитования коммерческих банков, продажи и покупки  иностранных валют и поддержания  внутренней и внешней покупательной  способности национальной денежной единицы.
Деятельность Национального Банка  осуществляется в исключительно  сложных условиях. При переходе к  рыночной экономике страна получила в наследие, милитаризованное народное хозяйство, в котором большинство отраслей было поставлено на службу ВПК.
Создание потребительского общества и его ориентация на развитие современного образа жизни потребовали коренной перестройки хозяйства применительно  к потребностям рыночной экономики.
Важнейшей составной частью финансовой и денежно-кредитной политики правительства  стало сокращение бюджетного дефицита, или превышения его расходов над  доходами. Правительство, Министерство Финансов и Национальный Банк поставили  задачу сократить размеры бюджетного дефицита.
Установление предельного уровня дефицита бюджета создало условия  для сокращения эмиссии денег  Национального Банка в покрытие расходов государства.
Наряду с этим осуществлялся  ряд мер по «неэмиссионому» покрытию бюджетного дефицита. Центром этих мероприятий стало расширение выпуска  облигаций государственных займов и создание сети региональных рынков ценных бумаг во главе с коммерческими  банками.
Повышение роли государствнных займов в покрытии бюджетного дефицита сопровождалось введением фондовых операций.
Главным механизмов развития рыночной экономики является свободная конкуренция, на основе которой осуществляются меры по содержанию темпов инфляции и роста  цен. Для активизации национального  предпринимательства предполагается осуществить ряд инвестиционных программ с привлечением иностранных  инвесторов.
Изменение широких денег (денежная масса М2) за последние годы происходило  под влиянием роста депозитной базы и денег вне банков. По состоянию на 1 января, широкие деньги увеличились за год. Рост денежной массы в определенной мере связан с более быстрым, чем предполагалось, увеличением спроса на деньги, что связано с тенденциями, сформировавшимися в экономике в первом полугодии, а также рост правительственных расходов во втором полугодии.
В реальном выражении широкие деньги в целом за отчетный год увеличились  незначительно и это связано  с резким сжатием денежной массы  в конце в конце года.
Значение одного из наиболее важных элементов денежной массы – депозитов  до востребования имело тенденцию  к увеличению в мае – июле, при этом, опережая прирост показателя денежной массы М2. Вследствие сокращения относительных издержек хранения в  виде вкладов в национальной валюте, в июне – июле наблюдался некоторый  прирост срочных депозитов.
Другой компонент денежной массы  – деньги вне банков имел тенденцию  к увеличению. Начиная с июня и  до конца октября, а затем деньги вне банков несколько снизились, составив на 1 января 2001 года 411,5 млн. сомов. Увеличение доли денег вне банков в денежной массе по сравнению  с безналичными средствами, связано  с предпочтением хозяйствующих  субъектов, осуществлять расчеты в  наличной форме.
Мультипликатор широких денег  М2 оставался на достаточно низком уровне (1,18 в среднем за 2000 год), что обусловлено  небольшим объемом ликвидных  финансовых инструментов. На динамику мультипликатора оказывали влияние  изменение отношения резервов коммерческих банков и денег вне банков к  депозитной базе. Если в первой поливине отчетного года отношение денег  вне банков к депозитам снижалось, то во второй половине увеличение денег  вне банков стало причиной повышения данного компоннента мультипликатора.
Показатель денежного предложения  – агрегат М2Х, включающий депозиты в иностранной валюте, возрастал  более медленными темпами по сравнению  с денежной массой М2, несмотря на рост депозитов в иностранной валюте. С учетом изменения обменного  курса сома по отношению к доллару  США, его обем за отчетный период возрос на 10,2 процента.
За последний год объем денежной базы увеличился на 497,4 млн. сомов, или  на 12,3 процента. Понижающий эффект на денежную базу оказали операции по продаже  иностранной валюты (на 997,2 млн. сомов), а повышающий эффект – операции, связанные с деятельностью НБКР (198 млн. сомов), кредитные операции (111,8 млн. сомов), операции с ценными бумагами на открытом рынке (52,8 млн. сомов). В  реальном выражении денежная база за последние годы возросла на 2,5 процента.
Использование Национальным банком инструментов денежно-кредитной политики для  достижения целевых ориентиров в  значительной степени определялось экономическими условиями и ситуацией  на финансовых рынках. При этом НБКР использовал следующие инстументы:
- операции на внутреннем открытом  рынке;
- учетная ставка;
- обязательные резервные требования;
- механизмы кредитования.
Операции на внутренем открытом рынке предназначены для регулирования  уровня в банковсой системе с  целью сглаживания резких колебаний  процентных ставок и обменного курса  сома.
Одним из основных инструментов, используемых Национальным Банком, были операции по продаже коммерчеким банком государственных  ценных бумаг на условиях РЕПО. Большая  часть таких операций была проведена  в первом полугодии, когда в банковской системе наблюдался повышенный уровень  избыточной ликвидности. Общий объем  начальных РЕПО – операций по продаже  коммерчеким банкам ценных бумаг  составил 750,1 млн. сомов. Средняя продолжительность  сделок составляла три месяца. В  качестве объекта продажи НБКР использовал  облигации государственного реструктуризированного займа.
Помимо коммерческих банков котрагентами Национального банка при заключении сделок по продаже ценных бумаг на условиях РЕПО были юридические и  физические лица, которые действовали  через уполномоченные коммерческие банки. Общая сумма операций с  ними составила 14,5 сомов. При проведении данных операций НБКР использовал ОГРЗ.
С целью сглаживания резких колебаний  обменного курса сома Национальный банк осуществлял интервенции на внутренем валютном рынке. За последний  год общий объем  покупок НБКР безналичной валюты на межбанковском  валютном рынке составил 14,1 млн. долларов США. При этом покупка иностранной  валюты производилась, в основном, во втором полугодии, когда наблюдался повышенный спрос коммерческих банков на национальную валюту. Объем продаж безналичной валюты составил 24,8 млн. долларов США, а сумма продаж наличной валюты – 10,1 млн. долларов США. Наибольшие объемы продаж иностранной валюты (в том числе посредством консигнации) НБКР совершал в январе, сентябре и ноябре 2001г.
Общий объем операций Национального  банка на внутреннем валютном рынке (покупка и продажа) увеличилась  на 10,2 процента, и составил 49 млн. долларов США.
С целью более гибкого регулирования  ликвидности в коммерческих банках, НБКР стал применять валютные СВОП – операции. Валютные СВОП – операции представляют собой соглашение об обмене определенной суммы одной валюты на эквивалентную сумму другой валюты на определенный срок, по окончании  которого участники СВОП – соглашения возвращают друг другу основные суммы  и процентные платежи, оговоренные  в момент заключения сделки.
Национальный банк начал проводить  еженедельные аукционы по первичному размещению нот НБКР. Данные ценные бумаги являются разновидностью краткосрочных  государственных ценных бумаг номиналом 10 тысяч сомов со сроком обращения 7,14 и 28 дней. Ноты НБКР эмитируются в  безбумажной форме и используются в качестве инструмента денежно  – кредитной политики, предназначенного для регулированию ликвидности  на рынке и определения учетной  ставки, в то время как, выпуск ГВК  предназначен для целей финансирования дефицита государственного бюджета. В  отличие от ГКВ сроки обращения  нот являются более короткими (сроки  обращения ГКВ составляют 3,6 и 12 месяцев) и объем нот НБКР в обращении  незначителен.
Новый инструмент достаточно быстро нашел применение в банковской практике.
Как инструмент денежно-кредитной  политики, учетная ставка служит ориентиром стоимости денежных ресурсов в экономике. Действие учетной ставки распространяется также на сферу экономической деятельности хозяйствующих субъектов, например, при учете налогооблагаемой прибыли юридических лиц, при расчете пени и штрафов за просроченные платежи.
Национальный банк вправе установить значение учетной ставки, но в течение  отчетного года продолжал действовать  рыночный механизм формирования учетной  ставки. Была изменена методика определения  учетной ставки, так ее значение стало определяться средневзвешенной простой доходностью нот НБКР со сроком обращения 28 дней по результатам  еженедельных аукционов по первичному размещению нот НБКР. До этого учетная  ставка устанавливалась на основе средневзвешенной простой доходности по ГКВ со сроком обращения 3 месяца, по результатам  аукционов по их первичному размещению.
Данное решение было принято  с целью повышения эффективности  использования учетной ставки как  инструмента денежно – кредитной  полтики, поскольку формирование ее значения на основе доходности ценных бумаг, выпускаемых Национальным банком, отражает цели денежно – кредитной  политики. При этом ее значение сталоопределяться  на денежном рынке, и не связано со стоимостью обслуживания внутреннего  государственного долга.
Требования по обязательным резервам устанавливаются с целью достижения комплекса целей, важнейшей из которых  является регулирование спроса банков на деньги. Норма и порядок соблюдения обязательных резервов устанавливаются  с учетом обеспечения необходимого уровня надежности и устойчивости банковской системы.
С целью активизации деятельности коммерческих банков по привлечению долгосрочных ресурсов в иностранной валюте, с сентября 2000 года из состава депозитной базы при расчете обязательных резервов были исключены депозиты в иностранной валюте, принятые на срок более одного года. В результате доля долгосрочных депозитов в иностранной валюте увеличилась в третьем квартале до 3,5 процента (с 0,13 процента на конец второго квартала), а на конец года составила уже 5,6 процента.
Большинство коммерческих банков соблюдали  требования по обязательным резервам. Данным банка была выплачена компенсация  в общей сумме 8123,2 тысяч сомов. С пяти коммерческих банков (у одного из которых, в течение года была отозвана лицензия на проведение банковских операций), допустивших несоблюдение обязательных резервов, взыскана плата на общую  сумму 162,4 тысяч сомов.
Механизмы кредитования используются с целью поддержки коммерческих банков, имеющих кратковременные  проблемы с ликвидностью или финансовые трудности более сорьезного характера, и реализуются путем предоставления комммерческим банком следующих  видов коедитов:
- краткосрочный ломбардный кредит («овернайт»);
- кредит последней инстанции;
- другие (чрезвычайные) кредиты.
Стабильная ситуация на финансовом рынке позволила комммерческим  банкам поддерживать ликвидность на более высоком уровне, в связи  с чем в отчетном году НБКР реже использовал механизмы кредитования комммерческих банком по сравнению  с предыдущими годами.
Кредит «овернайт», являющийся наиболее гибким и оперативным инструментом для решения кратковременных  проблем с ликвидностью, выдается на одну ночь под залог государственных  ценных бумаг по ставке в размере 1,2 от текущей процентной ставки по РЕПО – операциям на вторичном  рынке.
Кредит последней инстанции  выдается в исключительных случаях, когда у коммерческого банка  нет других возможностей по поддержанию  минимального уровня ликвидности. При  выдаче данных кредитов к банкам предъявляются  требования по разработке и выполнению плана по финансовому оздоровлению и целевому использованию кредита. Кредит выдается на срок 6 месяцев.
Деятельность Национального банка  по управлению международными резервами  осуществлялась в соответствии с  положениями «Оназначениях и  пинципах управления международными резервами».
   В резервные активы НБКР  входят золото и валютный портфель, который состоит из долларов  США, евро и других валют,  включая Специальные Права Заимствования.  Физический объем золота, входящего  в состав международных резервов, в течение 2000 года не изменялся.  При этом удельный вес золота  в структуре резервов уменьшился  за счет увеличения валютной  составляющей и снижения цен  на золото. Структура валютного  потрфеля пересматривалась на  ежеквартольной основе в зависимости  от изменений на мировых финансовых  рынках и с учетом текущих  обязательств.
В целях повышения эффективности  процесса управления международными резервами  и в соответствии с принципами управления ими работа с резервными активами базировалась на портфельном подходе. В рамках данного подхода активы в долларах США были разделены на инвестиционный и рабочий портфели с установленными лимитами, что обеспечивает сохранение и поддержание необходимого уровня ликвидности. Активы рабочего портфеля использовались для финансирования платежей по внешнему долгу и операций на внутреннем валютном рынке. В целях повышения доходности, активы инвестиционного портфеля размещались в более долгосрочные и менее ликвидные инструменты. Инвестиционный портфель был разделен на субпортфели и было начато внедрение элементов потрфельного управления. В целях оптимизации соотношения между степенью разумного риска и возможным уровнем доходности, управления инвестиционным портфелем осуществлялось в соответствии с эталонным потрфелем, при этом, ключевым показателем потрфеля была определена его длительность.
Минимизация рисков, возникающих при  управлении резервными активами, осуществлялось путем установления критериев, требований и ограничений по контрагентам, видам  инструментов, размерам и срочности  инвестирования, осуществления процесса управления в соответствии с выработанной системой принятия решений и внутреннего  контроля. НБКР осуществлял размещение резервных средств в центральных  банках индустриально развитых стран  со стабильной экономической и политической ситуацией, международных финансовых организациях, иностранных коммерческих банках, имеющих высокий рейтинг, который определяется ведущими мировыми рейтинговыми агентствами.
По состоянию на 1 января 2004 года в республике на основании лицензии действовало 23 комммерческих банка, 3 специализированных кредитных учреждения, 191 кредитный союз, 57 ломбардов и 290 обменных бюро, все эти услуги влияют на развитие экономики.
1.2 Свойства банковских услуг и развитие банковских операций
 
Основными  свойствами банковских услуг на сегодняшний день является то, что они не остаются на одном  уровне. С процессом развития банковских операций возрастает возможность предоставления клиентам множества дополнительных услуг. Кроме того, одним из банковских услуг является то, что практически  все виды услуг заимствованы  с зарубежного опыта работы.
Следует отметить, что несмотря на то, что в основном идет заимствование  с зарубежного опыта, казахстанские  банки не стараются  развивать  те виды услуг, которые требуют большого объема работ и приносят не очень  большой  процент рентабельности  этой услуги. К таким услугам относится   услуги по факторинговым операциям. Несмотря на то, что в Республике Казахстан  имеет проблему неплатежей в экономике и роль данного  вида услуг востребован,  этот вид  услуг остается неразвитым.
При анализе оказания банковских операций необходимо проанализировать  осуществление банками пассивных  и активных операций.
Банки осуществляют пассивные  и активные операции. С помощью  пассивных операций банк мобилизует ресурсы, а с помощью активных осуществляет их размещение.
Ресурсы банка формируются  за счет собственных, привлеченных и эмитированных средств. К собственным средствам относятся акционерный и резервный капитал, а также нераспределенная прибыль. Собственные средства составляют незначительную часть ресурсов современного банка. Соотношение между собственными и заемными средствами может колебаться в пределах от 1 к 10 до 1 к 100.
Данные таблицы 1 свидетельствуют, что  депозиты, как основные операции банков занимают  одно из значительных мест в обязательствах банков. При  анализе сумм депозитных операций в  общей сумме обязательств составляет: Валют – Транзит банк 59,8%, Тексакобанк  данное соотношение равно 6,9%. Следовательно, Тексакабанк имеет резервы для  получения доходов от депозитных сумм.
Основная часть ресурсов банка привлекается в виде вкладов (депозитов), а также контокоррентных  и корреспондентских счетов.
Сравнительный анализ соотношения  активных и пассивных операций  по отдельным банкам характеризуется  следующими данными.

Сравнительная таблица

 

Таблица 1.

Годовой бухгалтерский баланс за 2003 год

ОАО «Валют - Транзит –  Банк» и ТЕХАКАВАNК

В тыс. тенге

Активы
I
Наличная валюта
В том числе:
1.1 Национальная валюта  тенге
1.2  Иностранная валюта
111286
 
71311
39975
167849
 
63950
103899
II
Депозиты в Национальном банке
19912
261680
III
Депозиты в других банках (за вычетом провизии на покрытие убытков)
596574
596849
IV
Ценные бумаги
46150
546646
V
Аффинированные драгоценные  камни
8676
0
VI
Займы и лизинги (за вычетом  провизии на покрытие убытков)
4704443
1516160
VII
Инвестиции в капитал  других юридических лиц
  200
VIII
Обязательства клиентов  по непогашенным акцептам
29000
43618
IX
Основные средства (за вычетом  амортизации)
577364
226461
X
Нематериальные активы (за вычетом амортизации)
16518
37203
XI
Прочие активы
39848
317478
XII
Минус: прочие провизии на покрытие убытков  по классифицированным активам
497
0
  Всего активов:
6149274
3714144
  Обязательства
   
I
Депозиты
В том числе:
      депозиты до востребования
      сберегательные депозиты
      срочные депозиты
3677532
 
1286173
 
2391359
2582806
 
1731147
106742
744917
II
Задолженность перед Национальным банком
  0
III
Задолженность перед другими  банками  и организациями
382880
0
IV
Задолженность перед Правительством Республики Казахстан
  0
V
Ценные бумаги банка
40000
0
VI
Задолженность перед международными финансовыми организациями
  0
VII
Обязательства банка по непогашенным акцептам
  155
VIII
Другие заимствования
  0
IX
Прочие обязательства
70105
85671
  Всего обязательств
4170517
2668632
X
Доля меньшинства 
  0
  Капитал
   
XI
Уставный акционерный  капитал (за минусом выкупленных  собственных акций)
1300000
526220
XII
Дополнительный капитал
534094
331880
XIII
Резервный капитал банка
30901
36763
XIV
Резерв по переоценке основных средств
1507
0
XV
Резерв по переоценке
239
0
XVI
Нераспределенный чистый доход прошлых лет, оставшийся в  распоряжении банка
  44181
XVII
Нераспределенный чистый доход (непокрытый убыток)
112016
106468
  Итого капитал
1978757
1045512
  Всего обязательств и капитала
6149274
3714144

 
Под депозитами понимаются все срочные и бессрочные вклады клиентов банка, кроме сберегательных. Депозиты бывают двух видов: счета до востребования и срочные счета. Вклады до востребования - это средства на текущих счетах, они могут быть востребованы в любой момент. Это же относится и к контокоррентным счетам. По вкладам до востребования выплачивается низкий процент. В отдельных странах начисление процента по этим видам вкладов запрещено законом. Вклады до востребования в основном предназначены для текущих расчетов. Открыв этот счет, клиент передает банку техническое ведение своих платежных операций. Например, по счету предприятия банком ежедневно делается множество бухгалтерских проводок . Осуществляемые при этом затраты банка возмещаются за счет того, что клиент не полностью использует имеющиеся на счете денежные средства. Образуется так называемый твердый кассовый остаток, который банк может использовать в качестве ссуды на депозитные и контокоррентные счета. С депозитного счета клиент может снять сумму в пределах фактического остатка на нем. Иными словами, он может располагать только собственным вкладом. Контокоррентный счет дает возможность клиенту осуществлять свои финансовые операции не только в пределах размера своего вклада в банке, но и за счет кредита, который банк ему предоставляет, исходя из установленного лимита кредитования. Лимит кредитования зависит как от финансовых возможностей банка, так и от прочности связей клиента с банком. Поэтому на контокоррентном счете возможно образование как положительного, так и отрицательного остатка.
Банк может расширить  свою ресурсную базу путем не только использования средств в виде твердого кассового остатка, но к создания дополнительных денежных средств на основе системы контокоррентных счетов. Коммерческие банки принимают собственно срочные вклады и вклады с предварительным уведомлением об изъятии. Эти вклады в отличие от
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.