На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


шпаргалка Шпаргалка по "Теории государственного управления"

Информация:

Тип работы: шпаргалка. Добавлен: 11.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 33. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1.Управ-е  гос. и политич.: сущность и  трактовки
Государственное управление  — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса.
В теории государственного управления существуют три основных подхода к формулированию основных принципов государственного управления:
    правовой подход;
    политический подход;
    управленческий подход.
Согласно правовому подходу, ключевыми ценностями государственного управления являются ценности верховенства права, защиты прав граждан. Государственный служащий подчинён не столько своему руководству, сколько требованиям правового государства и Конституции.
Согласно политическому подходу, основной задачей государственного управления является максимально лучшее воплощение воли народа. Государственные служащие должны быть политически ответственны (подотчётны), восприимчивы к текущим интересам граждан. Для того, чтобы воплотить это, иногда предлагается реализация концепции «представительной бюрократии», в рамках которой органы исполнительной власти должны быть социальной моделью общества в миниатюре. Предполагается, что в этой ситуации облегчится учёт ведомствами существующих в обществе интересов, будут снижены возможности для дискриминации отдельных групп.
Согласно управленическому подходу, основными ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность и результативность, формулируемые, по возможности, в измеримой форме. Основная проблема, которая ставится в этом подходе, состоит в том, как обеспечить нужный результат с наименьшими затратами или, как вариант, как получить максимальный результат при заданных затратах. Характерным признаком данного подхода является использование понятия «государственный менеджмент» (public management) в качестве синонима понятию «государственное управления».
Управление  политическое - основная форма регулирования общественных отношений в классовом обществе, которая осуществляется публичным образом через власть государства. От всех остальных форм управления политическое отличается абсолютным характером в пределах политической организации.
Политическое  управление осуществляется за счет ряда мероприятий. Это управление в общем имеет следующую структуру: принимается политическое решение, организуется его выполнение и контроль за выполнением; в случае неподчинения решению ответственные лица или структуры подвергаются наказанию. Политическое решение может иметь форму либо приказа, либо закона, обязательного для тех или иных институтов.
2. Функции и методы гос. Упр-я.
Государство как  универсальная организация общества и субъект управления выражает интересы всех граждан. Его сущность раскрывается и реализуется во взаимодействии с обществом, вне которого теряет всякий смысл, поэтому функции государства носят общественный характер.  
 Функции государства отражают основные направления его деятельности, выражают сущность и назначение государственного управления общественными делами.
 К внутренним функциям относятся: 
экономическая – защита и регулирование экономической системы, выработка стратегии и тактики экономического развития страны, реализация экономической политики;
политическая – регулирование отношений между социальными группами и гармонизация их интересов, обеспечение ценности и сохранности того общества, формой которого выступает данное государство;
социальная – обеспечение социального развития общества, определение социальной политики, обеспечение нормальных условий жизнедеятельности всего общества, регулирование отношений между гражданами по поводу их места в обществе, социальная защита малообеспеченных слоев населения и т. д.; 
нормативно-правовая – принятие нормативно-правовых документов, регулирующих всю общественную жизнь;
экологическая – регулирование деятельности людей в области использования и охраны окружающей среды.  
Внешние функции – это основные направления деятельности государства на международной арене: защита государства от внешней угрозы и военной агрессии, дипломатическая, внешнеэкономическая, внешнеполитическая, сотрудничество в решении глобальных проблем современности, поддержание общих норм международного права и т. д. 
Любой вид управленческой деятельности предполагает осуществление универсальных управленческих функций, которые реализуются во всех видах управленческой деятельности и на всех этапах управленческого процесса – это целеполагание, принятие решений, организация их исполнения.
Методы  ГУ
Под методами государственного управления понимают приемы и способы реализации управленческой деятельности, с помощью которых осуществляется некое воздействие субъектов управления на процессы общественного и государственного развития, на деятельность государственных структур и конкретных должностных лиц.
Административно-распорядительные методы – это способы прямого, непосредственного воздействия на поведение объекта управления. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и предупреждения, носят характер обязательных и оформляются в виде законодательных актов, распоряжений, постановлений и т.д.  К ним можно отнести распределение централизованных инвестиций или иных контролируемых государством ресурсов, лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование экспорта, импорта и т.д.
Экономические методы – это комплекс материальных средств, рычагов воздействия органов государственной власти на объект управления. Они воздействуют на интересы объектов регулирования косвенно: через хозяйственное законодательство, финансовую, денежно-кредитную политику. При этом отсутствует прямое принуждение или поощрение. Объект управления свободен в выборе вариантов действия при условии, что они не противоречат законодательству. То есть они призваны создать такие условия, чтобы объекту управления было выгодно действовать так, как того желает государство.
Социально-психологические методы – это способы социально-психологического воздействия на управляемых для достижения соответствующих целей (политическая агитация, пропаганда; использование СМИ; личные встречи руководителей государства с трудовыми коллективами; различные виды индивидуального поощрения; продвижение по службе; нравственное осуждение).
С помощью социально-психологических  методов формируются социальные установки, ценностные ориентации, групповое сознание, ориентация лидера. Все перечисленные методы тесно взаимосвязаны между собой и взаимодополняют друг друга.
3.С-ты  и О-ты ГУ
Субъект государственного управления – это  органы государственной власти, выделенные конституционными полномочиями осуществлять власть и непосредственное управление общественными процессами и собственной деятельностью государства. Опираясь на волю общества, выраженную в силе власти и закона, они разрабатывают и принимают государственные решения различных уровней, организуют их исполнение и контроль. В составе субъекта государственного управления – общественно-политические организации и объединения, которые участвуют в разработке прогнозов и проектов решений, политических программ, реализуемых государственными институтами.
Объектом  государственного управления признается вся система общественных отношений, образующих целостный социальный организм – общество,а также различные стороны деятельности социально—культурных и иных учреждений, предприятий и их объединений (акционерные общества, холдинговые компании, финансово—промышленные группы, естественные монополии, закрытые административно—территориальные образования и др.).
В пределах полномочий, установленных законом, субъекты управления применяют различные средства, имеющиеся  в их распоряжении: экономические, политические, идеологические. С целью ускоренного развития какой—либо отрасли, определенного объекта устанавливаются предпочтения для нее, предоставляются государственные или муниципальные инвестиции.
4. Соврем.науч.школы  и направления ТГУ
 Американские ученые считают, что наука ГУ и наука управления частными предприятиями могут и должны быть сближены. Особую роль в развитии современной школы государственного администрирования в США сыграли труды Г.Макгрегора, Герцберга, Р.Лайкерта.  После II мировой войны окончательно оформилось экономическое направление. В отличие от социологов, делавших ставку на изучение культурных традиций, экономисты рассматривали государственное управление как сферу рациональной деятельности людей. Один из его представителей Б.Барри – разработал концепцию «экономического типа» государственной власти, когда властные отношения в обществе рассматриваются в понятиях «выигрыш-потеря». Он полагает, что властные отношения возможны, только тогда, когда одна сторона выигрывает от их сохранения больше, чем другая, ибо располагает большими возможностями достичь желаемого ценой минимальных убытков. Новым направлением в области ГУ является и «организационная кибернетика» (С.Биэр), центральным понятием которой провозглашена «балансирующая система»(такая система, которая способна реагировать на изменения окружающей среды и соответствовать ее сложности). По мнению Биэра, подобные системы должны обеспечить 5 функций: организационную, координационную, контроль, сбор и обработку информации, разработку политики.
Достижением французской школы административного ГУ можно считать разработку институциональной концепции государства, которая сменила понимание государства как юридического лица. Государство стало рассматриваться как институт, в котором воплощается власть.
Немецкая  школа ГУ в настоящее время занимает лидирующее положение в Зап. Европе. Концепция «социального государства» Л.Эрхарда до последнего времени весьма существенно влияла на систему государственного администрирования в Германии. В рамках данной концепции закреплена определяющая роль государственного управления в развитии общества, а все группы населения подчиняются общему благу и поддерживают существующий социальный строй.
5.Осн.ТГУ  в пер.пол.19 нач. 20в.: Вебер, Вильсон
Профессор и  будущий президент США В.Вильсон  в работе «Наука государственного управления» (1887) сделал небезуспешную попытку переориентации политологии на изучение «организации и методов работы правительственных учреждений» в целом.
Именно В. Вильсон предложил модель «административной эффективности», основой которой стало использование в государственном управлении методов организации управления бизнесом, равно как и обоснование необходимости высокого профессионализма в системе государственного администрирования. По его мнению, задача государственной администрации состоит, в первую очередь, в оперативном и компетентном проведении в жизнь (реализации) решений политических лидеров.
В работах Вебера, Вильсона были высказаны и разработаны две основополагающие идеи научной теории государственного управления: 1) для реформирования аппарата управления необходимо его хорошо знать и, соответственно, изучать с научных позиций; 2) аппарат государственно-административного управления должен быть отделен от сферы политики. Вебер: отправная точка гос-ва- это господство людей над людми в рамках легетимного насилия. Любое господство требует постоянного упарвления. Центральное место занимала бюрократия.
 
6.Осн.ТГУ  в пер.пол. 20в: Кейнс, Файоль
Кейнс критиковал существующую капиталистическую сисиему за периодические кризисы, за безработицу, пороки современного политического общества. Предположил усилить роль государства как регулятора отношений. Только в кризисных ситуациях повышается роль государства. Расширить использование инвестиций, снизить банковский %; нужно выпустить в обращение  дополнительные деньги (допустить умеренную инфляцию); урегулировать ставки налогооблажения.
Анри  Файоль Сформулировал теорию администрирования.  «Управлять значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать  и контролировать, вырабатывать программу действия". Сформулировал 14 принципов управления:
разделение  труда
- право принуждать  своим распоряжением 
-дисциплина  и повиновение
-единство распорядительства
-единство руководства
-подчинение  частных интересов интересам  организации
-справедливое вознаграждение персонала
-централизация
-строгая иерархия  руководящих должностей
- четкое определение  полномочий работника
-сочетание благожелательности  с правосознанием
-постоянство  состава персонала
-инициативность  работников
-единение персонала
7. Основные теории государственного управления в первой половине XX века.
 Главное  внимание Файоль уделял самому процессу управления, который рассматривал как функцию администрирования, призванную помочь административному персоналу в достижении целей организации.
В основе концепции  Файоля лежит положение о том, что на всяком предприятии имеется два организма: материальный и социальный. Первый включает сам труд, средства труда и предметы труда в их совокупности, а второй – отношения людей в процессе труда. Файоль сознательно ограничил свои исследования на втором «организме». Файоль дал определение понятию «управление»: управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. Особое внимание Файоль уделял разработке основных, индивидуальных, психологических качеств, которыми должен обладать администратор. Был составлен перечень таких качеств: здоровье; ум и интеллект; хорошее образование; способность управлять людьми; знание всех наиболее важных функций и направлений деятельности предприятия; подлинная компетентность в деятельности конкретного предприятия
Макс Вебер уделял особое внимание изучению проблем лидерства и структуры власти в организации. Он выделил три типа организации в зависимости от характера власти: харизматический, традиционный, идеальный (бюрократический). Макс Вебер сформулировал принципы построения идеальной организации. Вебер пытался найти способы, чтобы вся организация работала как машина.
На основе разработок Файоля и его последователей сформировалась классическая модель организации, опирающаяся на четыре главных принципа: четкое функциональное разделение труда; передача команд сверху вниз по «скалярной» цепи (никто не работает больше, чем на одного босса); соблюдение диапазона контроля (руководить ограниченным числом подчиненных). Во многом эти принципы построения организации актуальны и применимы к современным условиям.
В 20-30е годы ХХ века зародилась школа человеческих отношений, в центре которой находился  человек. Одна из главных особенностей этой школы – внесение в нее бихевиоризма, т.е. теории человеческого поведения.
Значительный  вклад в развитие бихевиористского направления в управлении внес Абрахам Маслоу, разработавший теорию потребностей, известную как «пирамиду потребностей». В соответствии с данной теорией человек имеет сложную структуру иерархически расположенных потребностей, и управление должно происходить на основе выявления потребностей рабочего и использования соответствующего метода стимулирования.
8 Структурно-функциональный  и системный подходы к государственному управлению
Системный подход в теории государственного управления и политики предполагает наличие в государственном управлении и политике черт внутренней взаимосвязи между элементами, образующих единое целое, качество которого не сводимо к сумме отдельных качеств элементов. Системный подход представляет собой принципиальное применение общей теории систем к анализу политики и управления. Теоретическое обоснование он получил в работах  Т. Парсонса, Д. Истона, Г. Алмонда, К. Дойча. Благодаря этим ученым в гуманитарные науки были введены основополагающие понятия теории систем: «открытая и закрытая система», «окружающая среда», «структура», «устойчивость» «равновесие» и т.д.
Структурно-функциональный анализ подчинен решению проблем, связанных с существованием, функционированием и поддержанием жизнеспособности системы. Структурный аспект включает в себя определение элементов, составляющих конкретную систему, и выявление устойчивых связей и отношений между ними. Функциональный аспект включает изучение внутренних механизмов функционирования элементов, и внешнего функционирования системы в процессе ее взаимодействия с внешней (окружающей) средой. Знание и понимание внутренних связей и отношений во взаимодействии элементов системы позволяет раскрыть условия ее функционирования и жизнедеятельности.
9.Социально-инженерный  и гуманитарный подходы к ГУ.
Социально-инженерный ориентируется на поиск оптимальных  моделей управления и рационализацию уже существующих механизмов разрешения проблем. По мнению Дж. Кейдена, одного из ведущих представителей социально-инженерного подхода, качество административного управления характеризуется как количественными, так и качественными показателями, которые определяются требованиями административной системы, ее ресурсами, издержками, степенью удовлетворения гражданами достигнутыми результатами.
Антитехнократические  и антибюрократические позиции  характерны для гуманитарного подхода, истоки которого заложены в 20-30-е годы прошлого столетия. Представители такого подхода считают, что бюрократизация властных структур приводит к повышению негибкости механизмов принятия и реализации управленческих решений, при этом снижается эффективность этих структур.
10. Новые  подходы в ТГУ.
Сегодня через упр-ие многие страны повышают эффективность развития. Старые подходы – это традиционные методы упр-ия: соблюдение норм, дисциплина, исполнительность, невысокая компетенция политиков. В теории государственного управления существуют три основных подхода к формулированию основных принципов государственного управления: правовой подход (гос. служащий не столько подчинен своему начальнику, сколько законам правового гос-ва и Конституции); политический подход (максимальное воплощение воли народа, гос. служащие должны быть полит. ответственны, восприимчивы к текущим интересам граждан); менеджеристский (управленческий) подход (основными ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность и результативность). Сегодня существует такое понятие как новый менеджеризм – это повышение компетенции управленца. Он должен не просто знать узкие вопросы упр-ия, а и психологию людей, владеть приемами риторики. Сегодня управленец больше свободен в принятии решений. Новый менеджеризм – это перенесение методов рыночного управления в государственное управление. В ряде случаев с чиновниками начинают заключать контракты, не просто на работу, а на определенную управленческую работу. И продление контракта определяется его способностью выполнить договоренность.
11. Теория  государственного управления: исторические этапы развития.
Первый  этап теории государственного управления приходится на конец XIX - начало XX в. Ее главным разработчиком стал М. Вебер, а также В. Вильсон, Ф. Гудноу и другие. Государство, писал Вебер, есть господство людей над людьми, опирающееся на легитимное насилие как на средство. Веберу принадлежит важная роль в разработке теории бюрократии. Бюрократия, по его мнению, является историческим феноменом, возникновение которого совпадает с появлением современного национального государства, способного за свой счет содержать собственных служащих.
Вильсон обосновывал  мысль о том, что смена политического  руководства в ходе очередных президентских выборов не должна отражаться на административном аппарате. Тем самым провозглашалось положение о независимости и несменяемости чиновничьего аппарата. Вильсону принадлежит и приоритет во введении так называемой теории административной эффективности, суть которой состоит в предложении использовать в системе государственного управления наиболее эффективные методы организации и управления, заимствованные из бизнеса и системы управления корпорациями. Заслугой Вильсона считают обоснование синтеза бюрократии с принципами и институтами демократии. Вслед за М. Вебером Ф. Гудноу пытался провести четкое различие между политиками и администраторами. При этом, как и Вильсон, Гудноу был сторонником научного управления и менеджмента, независимого от политики и идеологии. Он ставил под сомнение компетентность демократического правительства, не владеющего научными методами управления.
Второй  этап в развитии теории государственного управления охватывает 1910-1950 гг. Кейнс и его сторонники поставив целью выявление и анализ различных переменных величин, влияющих на экономическое развитие страны. Главным недостатком рыночной экономики Кейнс считал ее подверженность периодическим экономическим кризисам и безработице. Его заслуга состояла в том, что он предложил программу антикризисной политики и политики полной занятости трудоспособного населения, что позволило его последователям в 1940-60-х годах создать концепцию экономической системы, регулируемой как рынком, так и государством. Ключевую роль в этом играло государство, призванное осуществить комплекс мер по регулированию экономики для преодоления негативных последствий рынка. Среди этих мер немаловажное место занимает перераспределение доходов в пользу неимущих слоев населения путем прогрессивного налогообложения, развития бесплатного образования и здравоохранения для предотвращения социальных потрясений. Начало третьего этапа развития теории государственного управления восходит к 50-м годам минувшего века. Он характеризуется утверждением бихевиористского, системного и структурно-функционального анализа. В этот период ведущие позиции заняли американская, английская, французская и немецкая национальные школы. Наибольший вклад в разработку рассматриваемой проблематики в контексте названных подходов внесли американские социологи и политологи Т. Парсонс, П. Лазарсфельд, В. Томпсон, Д. Истон, Г. Алмонд и др. По мнению сторонников структурно-функционального и системного подходов, в обществе в одинаковой степени действуют принципы универсализма и партикуляризма, частного и общего, конфликта и консенсуса и т.д. На третьем этапе ТГУ стала разнообразнее, в ней была разработана парадигма - человеческие отношения. Отхождение от нормы. ГУ становится гибким. Ученые выявляют различные механизмы ГУ. Центральное место начинают занимать системы. Изучению подлежит подбор факторов, которые способствуют интеграции и стабильности систем ГУ.
12. Европейская и азиатская школы государственного управления.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
13. Японская  концепция человеческих отношений.
Возникновение этой концепции связывают с именем социолога Элтона Мэйо:1.Человек  является существом глубоко социальным. Помимо зарабатывания денег, в процессе труда человек реализует и другие свои потребности, одной из важнейших среди которых является потребность в неформальном общении. По мнению авторов концепции, сотрудники будут стремиться образовывать неформальные группы, которые по своему составу могут как совпадать с формальными, так и нет. Собственно, это было известно и до экспериментов Мэйо, однако, до того момента этот эффект воспринимался как «побочный», и рассматривался скорее как негативное явление. Неформальные группы могут иметь свои цели, ценности, нормы. О влиянии таких групп на эффективность труда всерьез задумалась именно группа Мэйо, в частности, была высказана гипотеза, что если управляющие научатся управлять моральным духом и настроениями в этих неформальных группах, то это может сильно отразиться на производительности труда. Можно предположить, что именно отсюда пошли разговоры о рабочей атмосфере, психологическом климате, и пр. 2.Материальное вознаграждение является безусловно важным, но – не единственно важным. Эксперименты наглядно показали, что только денежными стимулами невозможно добиться долгосрочной мотивации сотрудников. Также, под сомнение была поставлена идея о том, что между результатам труда и заработком должна быть прямая зависимость. Оказалось, что сотрудники работают лучше, если в их вознаграждении учитываются не только их личные результаты, но и результаты группы. То есть, человек – это не механизм, который реагирует лишь на индивидуальные материальные стимулы, и чтобы добиться долгосрочной мотивации, приходится брать в расчет гораздо больше факторов, нежели только деньги. 3.Формализованная процедура управления, основанная на безликом инструктировании, жесткой иерархии, четкой субординации, бюрократизированных отношениях и пр. не совместимы с человеческой природой, и рано или поздно неминуемо приведут к более или менее ярко проявленным формам сопротивления. Человек – это зрелая личность, которая хочет понимать – в каком процессе участвует, на какой результат работает, каких целей достигает. Именно поэтому руководители должны обращать значительное внимание на то, каким образом работа способна удовлетворить различные потребности людей. Таким образом, одной из важнейших функций управляющих является ответственность за то, чтобы каждый сотрудник нашел свой – особый - интерес в осуществляемой им профессиональной деятельности.
14. Сущность  управляющего воздействия.
"воздействие"— момент влияния на сознание, поведение и деятельность людей. Ведь управление существует тогда, когда некий его субъект на что-то влияет, что-то изменяет, преобразует, переводит из одного состояния в другое, чему-то придает новое направление движения или развития.
   Импульсом  и формирующей силой в управлении  служат знания, мысль и воля  человека. Управляющее воздействие, прежде чем осуществиться, возникает в сознании человека, проходит в нем путь развития от интуитивного ощущения необходимости что-то изменить, до конкретных решений. А это значит, что управляющее воздействие необходимо должно содержать в себе момент целеполагания (направления).
В управлении все  сказанное, описанное и обдуманное, выраженное в литературной форме  и политических документах выступает  уже как бы проработанным применительно к реальным возможностям власти и собственности, сформулированным с учетом наличных материальных, финансовых, информационных, правовых и организационных ресурсов.
   Сложность  управленческого целеполагания  заключается в том, что необходимо "отобрать" цели, выделить из  их естественного множества именно  те, которые не только нужно (обычно нам нужно всего немало), но и можно практически реализовать. Иначе управление теряет собственное содержание, свою преобразующую конструктивную силу и превращается в информационную или разъяснительно-популяризаторскую деятельность.
   А чтобы  все цели (безусловно, признанные, поддерживаемые, разделяемые, популярные, зовущие и т.д. и т.п.) были поддержаны управлением, стали опираться на его силу и возможности, они должны быть переложены на строгий и ясный язык управляющих воздействий. Не вообще цели, хотя и самые прекрасные, а цели, достижимые в обозначенное время, в точном объеме и при использовании определенных ресурсов; цели, по-настоящему дифференцированные и конкретизированные, четко доведенные до отдельного коллектива, группы, человека и вместе с тем скоординированные между собой таким образом, чтобы одна цель не противоречила другой, а, наоборот, способствовала ее реализации.
   В этом  смысле любое управляющее воздействие  должно всегда содержать в  себе точную цель и точное  направление движения к ней, к тому же оно должно быть практичным, т.е. вызывать действительное движение к цели и приближение к ней.
   Далее,  управление необходимо там и  тогда, где и когда возникает  потребность в распределении и согласовании деятельности энного количества людей. Отдельный человек самоуправляет своей социальной активностью. Но чтобы группа совершила какие-либо скоординированные поступки и действия, уже не обойтись без того, чтобы сообща не определить общие цели и их реализации не подчинить совместно намеченное поведение каждого из членов группыЛюбая целенаправленная коллективная деятельность нуждается в управлении и таком его важном проявлении, как организационный момент.
   "Организовывать" означает располагать людей в  пространственной (территория, сооружения) и функциональной (социальные роли, виды работ) координатах, соединять их с орудиями и средствами труда, обеспечивать их взаимодействие и взаимообмен в труде и общественной жизни, расширять их созидательные возможности путем согласования и концентрации усилий. Известно, что организация расширяет возможности людей, придает им новое качество.
   В итоге  можно утверждать, что когда произносится  термин "управляющее воздействие", то предполагается, что специфика такого воздействия, выделяющего его из ряда других, состоит в его целеполагающих, организующих и регулирующих свойствах. Наличие именно такой триады свойств позволяет говорить о существовании управляющего воздействия.
15. Должность  в государственной службе.
Но говорить о государственной службе позволяет  осуществление не любой должности, а только осуществление государственных должностей, к ним относятся только должности в органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РБ, в иных государственных органах с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Все государственные  должности можно подразделить на три категории:
1) государственные должности категории А: должности, установленные Конституцией РБ, законами (Президент РБ, Председатель Правительства РБ, председатели палат Парламента, депутаты, министры, судьи и др.);
2) государственные должности категории Б: должности, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, занимающих должности категории А;
3) государственные должности категории В: должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.
Статус лиц, занимающих должности категории  А, отличается большим своеобразием и регулируется Конституцией РБ, отдельными законами.  Поэтому законодательство не относит исполнение должностных обязанностей этих лиц к государственной службе. К государственной службе относится лишь исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности группы Б и В.
Государственная служба может подразделяться на государственную  службу в законодательных органах власти, исполнительных, судебных органах, а также в органах прокуратуры.
16. Местное  управление как разновидность государственного управления.
Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.
В современном мире большое  распространение получили те системы  местного самоуправления, классификация которых основана на складывании отношений между местным самоуправлением и центральными властями. Так, распространение получили следующие модели местного самоуправления: англосаксонская (классическая) модель, континентальная, смешанная и советская модель.
Местное самоуправление —  одна из форм реализации народом принадлежащей  ему власти. Местное самоуправление — децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность, автономность местных органов, которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных сообществ. Общественная теория самоуправления исходит из принципов признания свободы осуществления своих полномочий местными сообществами и союзами. Согласно государственной теории самоуправления местное самоуправление — одна из форм организации местного государственного управления.
17. Целеполагание  в государственном управлении.
Целеполагание - процесс определения целей. Это идеальный образ того что, предполагается достичь через ГУ. Целеполагание позволяет сосредоточить и рассредоточить ресурсы для достижения цели, ставить вопрос о создании новых ресурсов. Целеполагание воплощается ч/з: - гос. политика, - планы соц-экономического развития, - целевые программы, - текущие планы, - бюджет страны. Чтобы механизм управления пошёл надо чтобы цель которую мы ставим, дала нам определённое представление чего мы идеально должны достичь. Целеполагание - обязательный образ действий и общества в целом и каждого человека, это значит, что не только коллектив в целом знает, но и каждый член коллектива знает о целях управленческого процесса. Сложность управленческого процесса состоит в необходимости отобрать цели. Нужно выделить из большого множества целей те, которые явл. наиболее важными, и те кот.явл. второстепенными. Надо уметь сопоставить цели. ГУ должно обязательно достичь цели. В этом авторитет гос-ва, смысл гос-ва. Когда сформированы цели отражающие общественную необходимость они должны быть переложены на понятный язык управления и управляющего воздействия. Цели должны быть изложены так чтобы каждому звену, каждому человеку было понятно, что ему делать? С кем он должен координировать свои действия? Чтобы не совершить противоречивые действия. В этом смысле управляющее воздействие должно иметь точную цель и точное направление и реально вызывать движение к этой цели. Потребность управл. возникает при определенном количестве людей. Чтобы группа совершила какие-то скоординированные поступки нужно не только поставить общие цели, но и поведение всей группы подчинить этой цели. Для выработки цели необходимо иметь: •источником цели явл. положительная ситуация в общ-ве, т.е. не идеи верхов, а цели должны исходить из потребности низа, населения; • цели должны быть сформулир. открыто, люди должны четко понимать о чем идет речь; • цели д. быть выстроены иерархично. Решение одной цели должно способствовать реализации др.; •Должно быть выстроено «древо целей» (центральные, определяют явление стратегич.цели, кот.разворачивается в оперативные и тактические действия).
18. Государственная  власть и государственное управление: диалектика и  механизмы взаимодействия. Упр-ие несет в себе функцию власти (может навязать свое решение, явл. обязательным для всех). ГУ выступает от имени гос-ва. В то же время ГУ — это не столько власть, сколько организация, распорядительность, многовекторность. Гос управление- это форма осуществления функций гос-ва, в рамках которого реализуется испол.власть. Гос. власть шире, чем ГУ. ГУ направлено только туда, куда направило ее гос. власть. При этом надо понимать, что и ГУ и гос. власть не являются всеобщим явлением, т.е. управление там, где это требуется. Поэтому вся жизнь населения не охватывается государственным управлением. Права чела не подчиняются государственному управлению. В сфере личной жизни много вопросов, которые не входят в управление. В качестве главного и единственного субъекта гос. власти выступает само гос-во, которое распространяет ее на всех граждан и на всю территорию, подпадающую под юрисдикцию данного гос-ва. Именно гос-во и власть являются теми ключевыми элементами, вокруг которых объединяются все остальные составляющие полит. мира. Собственно сущность нац-го гос-го суверенитета состоит в том, что он не приемлет иной вл., стоящей над или рядом с верховной вл. гос-ва, обладающего монополией на законное насилие. Гос-во представляет базисную структуру правления и порядка в обществе, институт, призванный обеспечить контролируемую и упорядоченную свободу перед лицом возможного злоупотребления силой, хаоса и беспорядков. Оно включает механизм управления - правительство, состоящее из конкретных органов и лиц, занимающих официальные должности и осуществляющих власть от имени гос-ва. Высшие органы гос. власти в лице главы гос-ва и его аппарата, правительства, парламента и судебных органов в совокупности играют роль управляющей системы, составные компоненты которой связаны между собой сложными функциональными отношениями. Они принимают решения общенац-го значения, обязательные для исполнения как всеми без исключения звеньями гос. аппарата, так и гражданами. Любое общество нельзя представить без той или иной власти. Лишь власть, осуществляемая гос-ом, его институтами и должностными лицами, является полит-ой.
19. Функциональное  основание государственного управления.
Функциональное  основание ведет к формированию государственных органов, специально приспособленных к ведению конкретных функций управления. Это позволяет под каждую из реализуемых функций управления подобрать высокопрофессиональный аппарат специалистов. В то же время данное основание порождает очень сложную проблему межфункциональной координации, которая ограничивает достоинства специализированного ведения отдельных функций управления.
20. Государственный орган как системообразующий элемент государственного управления.
.Гос.  орган — это составная, относительно самостоятельная часть аппарата государства, с установленной законом структурой, осуществляющая функции государства и наделённая для этого властными полномочиями. Государственный орган также характеризуется определённой экономической и финансовой самостоятельностью. В процессе развития общества возникает потребность в регулировании наиболее важных общественных отношений, в учете, защите общества, а значит, появляется необходимость существования специального аппарата гос-ва, предназначенного для осуществления определённых задач и функций. Гос. орган является начальным и основным звеном гос. управления. Это система органов, поэтому гос. орган имеет определённость и она состоит в том, что гос. орган определяется в своей компетенции, он должен иметь точное место в системе управления, должен обладать необходимыми средствами, полномочиями для выполнения своей функции, должна быть чётко определена горизонтальная и вертикальная соподчинённость с др. органами. Это первичное звено управленческой работы. Совокупность гос. органов в целом выполняет управленческую задачу. Им присущ ряд признаков: 1) все органы гос. власти создаются на основе К. и законов, 2) у каждого из них есть своя сфера деятельности и свой объем полномочий, 3) каждый орган гос. власти реализует свои полномочия методами, определенными законодательством, 4) все органы гос. власти составляют единую систему. В рамках этой системы, обладая различными полномочиями и собственной областью деятельности, они взаимодействуют друг с другом с целью эффективного осуществления функций, стоящих перед гос-ом. Признание гос. органа в качестве системообразующего элемента организационной структуры ГУ требует специального рассмотрения типовых внешних взаимосвязей, формирующих его внутреннюю организацию.
21. Стратегический  уровень государственного управления.
В «древе» целей ГУ особое место занимает их стратегический уровень. Стратегия — наиболее сложное и ответственное целеполагание, от которого очень многое зависит в организации и функционировании системы ГУ. Стратегия есть наука, искусство и опыт осуществления крупных, масштабных операций, преобразований, реформ и иных действий, призванных качественно изменить сложившееся положение, состояние общественных дел, ситуацию в важной отрасли деятельности, соотношение сил в противоборстве определенных интересов. Главное в стратегии — направленность на новое качество, новый уровень, новое состояние. Цель гос. управления – это идеальная модель того, чего нужно достичь. Стратегические, оперативные, тактические, временные – цели, которые составляют древо целей. Управление не может быть без стратегии. Хар-ые черты стратегического уровня ГУ: 1 - учет многообразия определенных и неопределенных условий и факторов (территория, население – погодные условия); 2 - охват значительного исторического времени действия — 5, 10,лет и более; 3- вовлечение в анализ и оценку многих и разнообразных преобразуемых явлений, отношений и процессов; 4- системное и иерархическое построение «древа» целей, в котором реализация одних целей обеспечивает осуществление других; 5- ориентация на комплексность и многообразие используемых ресурсов, в том числе на создание новых ресурсов; 6- формирование системности управленческих решений и действий; 7- установление жесткого контроля движения по реализации поставленных целей; 8- обеспечение открытого, адаптационного хар-ра планирования управленческой деят-ти, способствующего осуществлению стратегии. В ГУ его стратегия, выражающая основные направления и тенденции развития общества, должна быть представлена публично, нормативно закреплена и распределена по субъектам и объектам ее реализации.
22. Государственная  служба в Республике Беларусь: основные положения.
Гос. служба - это профессиональная деятельность лиц, занимающих гос. должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации гос.-властных полномочий и обеспечения выполнения функций гос. органов. Гос. служба основывается на принципах: 1-верховенства К. РБ; 2- служения народу РБ; -законности; 3- приоритета прав и свобод человека и гражданина, гарантий их реализации; 4- гуманизма и соц. справедливости; 5- гласности; профессионализма и компетентности гос. служащих; 6- подконтрольности и подотчетности гос. служащих и т.д. Гос. служащий имеет право на: а- принятие решений или участие в их подготовке в соответствии со служебными обязанностями; б- получение в установленном порядке от граждан, гос. органов, иных организаций инфы и др. материалов, необходимых для исполнения служебных обязанностей; в- повышение квалификации и переподготовку за счет средств соответствующего бюджета; г- повышение в должности, классе гос. служащего и т.д. Обязанности: 1- поддерживать конституционный строй РБ; 2- исполнять служебные обязанности в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством; 3- соблюдать ограничения, связанные с гос. службой; 4- обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц; 5- исполнять в установленном законодательством порядке приказы, распоряжения руководителей, изданные в пределах их компетенции; Не имеет права: 1) - заниматься предпринимат. деятельностью лично или ч/з доверенных лиц; 2)- принимать участие лично или ч/з доверенных лиц в управлении коммерческой организацией; 3)- занимать др. гос. должности; 4)- принимать участие в забастовках; 5)- заниматься в рабочее время др. оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности, медицинской практики, осуществляемых по согласованию с руководителем. Право на поступление на гос. службу имеют граждане РБ, достигшие 18 лет, владеющие гос. языками. Основания для прекращения гос. службы: - несоблюдения ограничений, связанных с гос. службой; - разглашения сведений, составляющих гос. секреты; - нарушения требований законодательства при приеме на гос. службу; - отставки; - грубого нарушения должностных обязанностей, совершения проступка, несовместимого с нахождением на гос. службе; - вступления в законную силу обвинительного приговора суда; - прекращения гражданства РБ вследствие выхода из гражданства или его утраты.
23. Взаимосвязь  политики и управления.
 Политика государства - это набор наиболее общих направлений национально гос. развития, определения основных путей такого развития. Политика господствует над упр-ем. Политика формирует правила распределения ресурсов. Сформированные ресурсы передаются в ГУ. ГУ только пользуется ресурсами. Суть в том, что именно политика формирует правило распределения ресурсов. Именно политика разрабатывает конкретную ресурсную базу страны. Сформированные ресурсы передаются в пользование государственного управления. ГУ не разрабатывает распределение ресурсов, оно только пользуется. Цели ГУ определяют политику. Политики закладывают прогноз, что должно произойти с обществом после реализации определенной программы. Управление тоже носит полит. характер. Потому что в рамках распределения, управления имеет право на внутренние перераспределение, перемещения. Это тоже политика. Поэтому политика и управление не разделены, они связаны между собой. В последнее время снижается роль властного фактора в политике. Суть политики не только в том, чтобы заставить, обязать общество, но в значительной степени в том, чтобы это было максимально согласовано, добровольно сделано. ГУ носит исполнительно-распорядительный характер. Судьи и прокуроры содействуют исполнению законов. Органы ГУ регулируют общественные отношения. Важнейшей особенностью ГУ является то, что оно соотносится с политикой. Деятельность государства политическая, но не все органы занимаются политикой. Политика озадачивает гос. органы. Разрабатывает программу деятельности гос. органов. Политика без гос. органов не может реализовывать себя. Политика определяет распределение всех ресурсов. Управление реализует их.
 
24. Законодательная  власть в системе государственного  управления.
Главное предназначение законодательных органов – это  принятие законов и подзаконных актов. Данная прерогатива отдана законодательному собранию, в силу того, что оно одновременно является представительным органом, в котором наиболее широко представлены интересы граждан общества. Для него характерны выборность всех членов и коллегиальность принятия решений, а также отсутствие властной иерархии и административного подчинения одного депутата другому или одной партийной фракции другой партийной фракции. Именно парламент как представительный орган всего народа лучше знает его запросы, потребности и интересы в различных регионах. Соответственно, каждый депутат отстаивает интересы населения своего избирательного округа. Поэтому парламент представляет собой место, где, с одной стороны, происходит открытое противоборство между различными интересами и, с другой – осуществляется публичная защита интересов различных социальных слоев и групп общества. Знание реального положения вещей в стране и в отдельных ее регионах делает парламент ареной преодоления противоречий между отдельными ветвями власти, между центром и периферией, а также между гос-вом и гражданским обществом.
 
25. Разновидности  государственного управления.
ГУ– это сознательное воздействие гос. институтов на деятельность общества, его отдельных групп, где реализуются общественные потребности и интересы, общезначимые цели и воля общества. Виды: - собственно само ГУ в целом. Ассоциируется с самим понятием гос-ти (суверенитет), оговаривается законодательством. - Местное упр-ие – исполнит. органы различных министерств, которые находятся в городах, областях, районах. Осуществляют центральную политику на местном уровне. Оно ближе всего к челу. Оно решает те задачи, которые центральное упр-ие решить не может, потому что учитывает конкретную местность, конкретных людей. - Надведомственное упр-ие - упр-ие, которое осуществляется независимо от ведомственной принадлежности, но имеет право предписывать и упр-ть (ГАИ, санитарные службы, пожарная, налоговая). Внутриорганизац. упр-ие - распространяется на самих упр-их (наказание, поощрение, оплата счетов). Руководитель управления осуществляет не только управление отраслью, но и управляет группой людей, которые помогают ему осуществлять управленческую деятельность, аппаратом. Самоуправление и ГУ - самостоятельны. Управление формируется как часть ГУ. Самоуправление формируется на основе деятельности населения. Говоря о РБ, управление реализует президентская вертикаль - исполкомы и администрации в городах с районным делением. Местное самоуправл. в РБ осуществляют советы депутатов. Общая практика в мире состоит в том, что самоуправление подчиняется населению и отчитывается перед населением. В РБ Президент имеет право приостановить Совет, а Совет Республики распустить. В мировой практике это осущ-ся через судебные органы. ГУ является наиболее разветвленной в системе управления. Виды ГУ можно классифицировать: 1. Территориальные (центральные, местные, региональные органы управл.).2. По подчиненности: высшие органы Г, подчиненные им. 3. По отраслям: министерство (здравоохран., образования…). 4. по узкой специализации (внутри отрасли).
 
 
26. Линейная организация  государственного управления.
При линейном построении ГУ преобладает вертикальная направленность подчиненности. Создается четкая иерархия, кто кому подчиняется. Характерно единовластие, единоначалие, быстрота действий, оперативность, нацеленность на результат, жесткий контроль. Когда есть четкая команда сверху вниз     ( но обратная связь плохо действует). Линейная – такая организация гос управления, при которой главное внимание уделяется на распределение иерархии должностей и главное значения предоставляется исполнительности. Построение сделано так, что главное результат: как исполняются поручения. Линейная система недопустима в гуманитарной сфере. По линейной системе построены целые органы, но ее элементы присутствуют практически везде. Чаще всего эта система в органах правопорядка, в военной сфере, в таможенной службе, в пожарной службе, в таких ситуациях, в которых мгновение и время становится решающим фактором действия. Положительное: высокий уровень дисциплины;  четкое прохождение приказов. Недостатки: отсутствие обратной связи ограниченно представлено многообразие жизни, что снижает его универсальность и эффективность.
 
27. Бюрократизм  и бюрократия в государственном  управлении.
Бюрократизм это побочный продукт ГУ, имеющий отрицательное  содержание. Вебер первый научно разработал теорию бюрократии. Создал концепцию бюрократии. Любая гос. работа связана с исполнением формальных функций, которые не зависят от чела. В ходе их исполнения, происходит накапливание процедур, как самостоятельного явления, под грудой этих процедур начинает исчезать суть дела. В бюрократизме происходит абсолютизация процедур, норм, форм. Вебер говорит, что этого невозможно избежать, такова гос. сущность. Бюрократизм невозможно уничтожить, это то, что существует, т.к. управление начинается с бумаги, с какого-то документа. Вебер разводит понятийный аппарат - бюрократизм - это формализм, который неизбежен, но имеет отрицательное содержание. А бюрократ - это профессиональный управленец. Вебер в начале 20 века развел эти понятия. Суть бюрократизма в формальных процедурах. Сегодня во многих странах идёт реформирование, новый менеджеризм - создание чиновнику условий, чтобы он мог выходить за рамки формализма. Основное - создать свободу действий, гибкость, больше выражать доверия чиновнику, бюрократизм появляется, когда обезличивается сам чиновник. Польза бюрократизма перекрывает все его недостатки. Какой бы не был бюрократизм в гос. аппарате, гос. аппарат управляет страной. Другого механизма пока нет. Даже гражданское общество тоже страдает бюрократизмом. С ним надо мириться. Суть бюрократизма - волокита, формальные процедуры более значимы, чем фактическое дело, согласования, заседания.
 
28. Коррупция  в государственном управлении: причины,  истоки пути устранения.
В переводе с латинского языка "коррупция" означает "подкуп", "порча", "упадок", "совращение". Общепринятое понятие коррупции это - моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами. В отличие от бюрократии – это угол. преступление. Выделяются две составляющие понятия коррупции: 1) разложение эконом. и полит.систем в гос-ве, выражающееся в продажности должностных лиц и общественных деятелей; 2) преступление, выражающееся в использовании должностным лицом прав, предоставляемых ему по должности, в целях личного обогащения. По мере значения полит. партий, особенно в странах Зап. Европы после Второй мировой войны, получила развитие партийная коррупция, когда за лоббирование своих интересов крупные фирмы платили не лично политикам, а в партийную кассу. Развитие мирохозяйственных отношений также способствовало развитию коррупции. Крупные трансатлантические корпорации при заключении контрактов с зарубежными покупателями стали легально включать в издержки переговоров расходы на "подарки". Коррупция в правоохранительных органах угрожает национальной безопасности. При этом необходимо признать, что коррупция - составная часть преступности. Примерно с 1970-х гг. коррупция стала осознаваться как одна из глобальных проблем современности, мешающая развитию всех стран мира.
29. Надведомственное  государственное управление.
Функциональное (надведомственное) управление приближено к собственно государственному управлению. Оно нередко осуществляется из центра министерствами, государственными комитетами, комитетами при Совете Министров Республики Беларусь, администрацией республиканских государственных организаций и обладает иными его признаками. Отличительная особенность состоит в том, что такое управление профильное, специальное. Его содержание составляет одна или несколько (весьма ограниченное количество) функций. Основной из них является контроль (надзор). Не исключается осуществление рассматриваемого управления внутриструктурными подразделениями отдельных республиканских органов и их органов на местах.
Предназначение  функционального управления — осуществление  специального надведомственного, внеотраслевого управления по отношению к неподчиненным организациям (независимо от форм собственности). В процессе его осуществления обеспечивается одинаковый подход при решении особых, имеющих общегосударственное значение вопросов, например, в сфере финансов, кредита, налогов, таможенного дела, социальной защиты, санитарно-эпидемического благополучия населения, безопасности дорожного движения, стандартизации и сертификации и др.
 
30. Особенности  американской и европейской систем  государственной службы.
Традиционно сложились  свои особенности американской и  европейской гос. службы. Европ. система  построена на продвижении управленца и перемещение в рамках учреждения. Главное внимание уделяется способности гос. служащего усваивать общие принципы управления независимо от сферы их приложения. Его положение зависит от должности. Предполагается, что он будет делать любую работу. Заключают соглашение о пребывании на гос. службе. Поэтому в Европе, в тех или иных странах, служащий за время службы может быть в разных сферах. Эти две системы сближаются. Европа тянется к Америке. Америк. система построена на пригодности служащего к конкретной управленческой работе и с ним заключается контракт. Амер. - рассматривает гос. службу как практическую и результативную. Они ставят вопрос о том, чтобы гос.служащий соответствовал той отрасли, которой он управляет. Перед контрактом он сдает экзамен на знание этой сферы. В контракте пишутся задачи, которые он должен реализовать. Отсюда высокая эффективность системы. Америк. школа «public administration» имеет общую эмпирическую направленность своих исследований. Это неудивительно, поскольку политологическая традиция в этой стране с самого начала имела эмпирическую ориентацию. Оптимизация использования средств в административно-государственном управлении должна быть ориентирована на достижение поставленных целей с максимальной эффективностью при минимальных затратах. Основными принципами искусства гос-го администрирования считал специализацию, единство распоряжений, сокращение числа подчиненных, делегирование ответственности, централизацию, корпоративный дух.
 
31. Внутриорганизационное  государственное управление.
Внутриорганизационное управление должно обеспечить целостность, единство систем, которое должно быть способно на выполнение своих функций. Это вспомогательная функция управления. Исполнительная функция не очевидна. Внутриорганизационное управление - направлено на самих управляющих. Обычно - на сферы жизни населения, народного хозяйства и т.д. Внутриорганизационное управление направлено на самих управляющих. Руководитель управления осуществляет не только управление отраслью, но и управляет группой людей, которые помогают ему осуществлять управленческую деятельность, аппаратом. Министр руководит отраслью и одновременно аппаратом минист-ва. А, следовательно, в его ф-и входит состояние здания, в котором находится служба, отпуска, распорядок работы, конфликтные ситуации внутри гос. аппарата, командировки, повышение квалификации, наказание, поощрение, обеспечение предметами труда. Внутриорганизац. вид управления - это управление внутри аппарата, чтобы он был способен руководить отраслью. Обеспечение целостности, единства системы, чтобы механизм работал, как единая система. Без управления аппаратом невозможно управление отраслью. Носит вспомогательную роль, его главная задача наладить внутреннюю работу гос. учреждений. Для внутриорганизационного управление важным моментом является руководство работой управляемых. 
 
32. Государство  как управляющая система.
Государство есть организация политической власти, содействующая осуществлению конкретных общественных интересов в пределах определённой территории.
Государство — совокупность политических институтов, главной целью которых является сохранение целостности общества
Гос-во является сложной общественно - политической системой, важнейшими компонентами которой являются: народ, территория, система права, система власти и управления. И, несмотря на огромное множество определений государства, для управленца наиболее важным является видение государства как субъекта управления. В демократическом, правовом гос-тве главным субъектом ГУ явл. народ, выбирающий представителей в органы вл. и посредством этого действующий в процессе управл-я. Гос-во действует от им. народа и выступает как консолидирующий субъект управления, при этом создавая для управления свои органы. Гос-во это всеобъемлющая организация, в тоже время не охватывает всю жизнь населения. Внутри гос тоже не все управляющие. На ряду с управлением у гос-ва есть властная функция, карательная функция, судебная функция, законодательная функция. Функции государства: 1. обеспечение целостности и сохранности общества. 2. социальная функция, обеспечение прав и свобод граждан по всей территории. 3. развитие свободной рыночной экономики. Сильное гос-во - это государство рыночной конкуренции. 4. поддержание свободы, суверенитета и историч. существования народа, страны в рамках мирового сообщества. В К. РБ записано: Совет министров - это высший орган исполн. власти и центральный орган ГУ. Сущность гос-ва опред так же тем, что для обеспечения реализации своих целей и функций оно создает аппарат — совокупность людей, профессионально занятых выявлением общих потребностей, интересов, целей и воли, институциональным закреплением последних и проведением гос-но-правовых установлений в жизнь. Этот аппарат имеет сложную структуру и разнонаправленную деятельность. Одна его часть обслуживает законодательство, исполнение законов и судебную защиту граждан, т.е. связана с ГУ в функциональном его понимании, другая поддерживает внутреннюю (правопорядок) и междунар. устойчивость и безопасность гос-ва, его взаимоотнош. с мировым сообществом.
33.Особенности  государственного управления в  Республике Беларусь. Конституция Республики Беларусь как правовая основа государственного управления.
Основой социальных гарантий прав и свобод личности являются нормы Конституции, направленные на обеспечение равенства всех граждан  страны перед Законом и предоставление каждому гражданину равных возможностей и защите прав и законных интересов. Политические гарантии, закрепленные в Конституции, ориентированы на обеспечение политического плюрализма, всемерное развитие демократии. Конституция гарантирует гражданам страны не просто право на жизнь, но право на жизнь, достойную человека, обладающего высоким физическим, социальным и духовным развитием, многообразными потребностями и интересами. Поэтому в ней закреплен широкий спектр прав личности. В Конституции Республики Беларусь четко сформулирована сущность обязанностей государства перед своими гражданами, поскольку белорусское государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности, а каждый гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение возложенных на него обязанностей. Подчеркивается, что государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан страны. В силу этого государственные органы, должностные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Обеспечить осуществление прав и свобод личности, их защиту от любых посягательств одновременно с обеспечением эффективного развития экономики, социальной сферы и культуры, углубления демократии способно только то государство, которое реально управляет жизненно важными общественными процессами в стране. Для Беларуси неприемлема, исходя из ее исторических и социокультурных традиций и современного уровня ее социально-экономического и культурного развития, модель либерального, слабого государства. На современном этапе становления гражданского общества в Беларуси и других постсоветских странах его активные приверженцы и формирующиеся структуры не признают в политических партиях равноправных партнеров, поскольку эти партии слабы в организационном и идеологическом отношении, не обладают прочной социальной базой, серьезным авторитетом и поддержкой широких слоев населения.
 
34. Местное  самоуправление в общей системе  государственного  управления.
МС - это управление, которое формируется гражданами местного региона. Самоуправленческая система по своей сути должна быть независима от гос-ва. Органы самоуправления как бы перехватывают у гос-ва функции и гос-во не должно вмешиваться в их действия. Важной чертой МС явл. наличие материально-финансовой базы. Это в той или иной мере позволяет чувствовать себя независимым от гос. аппарата. В нашей стране под местным самоуправлением принято понимать такую деятельность, которая осуществляется на местах (в рамках административно-территориальных и территориальных единиц) непосредственно гражданами или избираемыми ими органами с целью решения вопросов местного значения, исходя из интересов граждан, проживающих на данной территории, на основе законов и собственной материально-финансовой базы. В РБ местное самоуправление не однородно. Это выявляется с одной стороны тем что МС осущ-ся непосредственно народом, т.е. с помощью прямой демократии, а с др. стороны МС осущ-ся советами депутатов. МС является одной из важных форм демократии. Чем шире оно развито, тем демократичнее само общество и государство. Особенности: обладает всеми признаками гос-ва, т.е это управление от имени государства, оно имеет властный характер. Кроме того решает задачи, которые центральное управление не может решать. Оно максимально приближено к месту жительства человека. В мировой практике 1-е место имеют местные интересы, а затем общегосударственные. У нас приоритет общегосударственных задач. УПРАВЛЕНИЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ САМОУПРАВЛЕНИЯ -это самостоятельные сферы, управление формируется на основе гос. управления, а самоуправление это прерогатива насел.
 
35. Методы  и принципы управленческой деятельности.
Принципы управления относятся к числу важнейших категорий управления. Под ними понимают основные фундаментальные идеи, представления об управленческой деятельности, вытекающие непосредственно из законов и закономерностей управления.
К числу основных принципов управления могут быть отнесены:
1. научность  (требует построения системы управления  и ее деятельности на строго  научных основаниях);
2. системность  и комплексность (требует одновременно  и комплексного, и системного  подходов к управлению. Системность  означает необходимость использования элементов теории больших систем, системного анализа в каждом управленческом решении. Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управляемой системы, учета всех сторон, всех направлений, всех свойств);
3. единоначалие и коллегиальность (любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально (или коллективно). Это означает всесторонность (комплексность) его разработки, учет мнений многих специалистов по различным вопросам.);
4. демократический  централизм (означает необходимость разумного, рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал в управлении);
5. сочетание  отраслевого и территориального  подхода в управлении (отраслевое  управление характеризует необходимость  углубления специализаций, повышения концентрации производства. Территориальное же управление исходит из других целевых установок).
Методы  управленческой деятельности – это способы и методы достижения поставленных целей, решения возникающих задач. Метод управленческой деятельности — это есть способ приёма управляющего воздействия, на объекты управления,
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.